Здоровьесберегающая педагогика



страница1/3
Дата27.04.2016
Размер0.52 Mb.
  1   2   3


Раздел I

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ПЕДАГОГИКА
Общее представление

о здоровьесберегающих образовательных технологиях
В последнее время становится понятной некоторая ограниченность традиционной классно-урочной системы организации учебного процесса, в связи с чем актуальна задача поиска наиболее эффективного применения современных образовательных технологий.

Технология — это, прежде всего, системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимо­действия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Часто очень близко с термином «педагогическая технология» используется термин «методика», поскольку это понятие как совокупность конкретных действий педагога, наиболее близко по смыслу с понятием «образовательная технология». Однако методика описывает организацию и систему работы учителя, а технология описывает систему работы ученика как деятельность к достижению поставленной образовательной цели, и рассматривает систему работы педагога как деятельность, обеспечивающую условия для работы ученика.

В классификации образовательных технологий, которая наверняка, представлена достаточно условно, можно выделить следующие группы.



  1. Технологии управленческой деятельности.

  2. Технологии организации учебного процесса.

  1. Технологии организации познавательной деятельности учащихся.

  1. Технологии воспитательной работы.

  2. Частнопредметные технологии.

  1. Коррекционные технологии для детей с временными затруднениями в учебе и поведении.

  2. Коррекционные технологии для детей с проблемами в умственном и физическом развитии.

Технологии управленческой деятельности — функциональная технология, технология программно-целевого планирования, информационные технологии.

Технологии организации учебного процесса это:

а) изменение структуры учебного заведения: школа адаптирующей педагогики, агрошкола (самостоятельное общеобразовательное учреждение, функционирующее в системе «школа — техникум — ВУЗ»), школа самооп­ределения (например, СШ № 734 г. Москвы, работающая на предположении, что каждый ребенок является в мир со своим предназначением), технология М. Монтессори (педагогическая технология самостоятельного развития ребенка в специально организованной среде);

б) технологии селективной дифференциации: профильные классы, классы с углубленным изучением предмета, гимназии и гимназические классы, лицеи и лицейские классы;

в) технологии организации учебного процесса: технология Дальтон (первоначально называлась «Детская университетская школа», была основана в 1919 г. американским педагогом Хелен Паркхерст), технологическая модель индивидуального обучения, технология проектов;

г) технологии реконструирования учебного материала: технология укрупнения дидактических единиц, технология реализации умственных действий (реализации теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина), технология перспективно-опережающего обучения, разработанная С.Н. Лысенковой.

Технологии организации познавательной деятельности учащихся это:

а) технологии личностной ориентации педагогического процесса: педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Ш. Амонашвили, технологии развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина — В. В. Давыдова (целостная система обучения);

б) технологии активизации и интенсификации познавательной деятельности учащихся: игровые технологии, технологии проблемного обучения, технологии «Первый шаг» и «Шаг за шагом», технология знаковых моделей, информационная технология, технология программированного обучения (технологии полного усвоения материала, блочные технологии, модульные технологии), технология коллективного способа обучения;

в) технологии элективной дифференциации: технология элективной дифференциации, технология внутрипредметной дифференциации и обязательного уровня обучения.



Технологии организации воспитательного процесса — технология коллективная творческая деятельность (объединение разных видов деятельности в сочетании форм, средств, способов действия педаго­гов и учащихся), игровая технология (освоение ребенком различных социальных ролей и норм поведения в процессе игры), технология моделирования (построение аналогов определенных фрагментов реальности для отработки правил и норм поведения детей ), техно­логия проектирования (целенаправленное проектирование новых методов, приемов и форм воспитания), технология свободного развития (предоставление ребенку свободы и самостоятельности в определении целей своего развития).

Частнопредметные технологии — технологии интенсивного обучения иностранным языкам, технология раннего и интенсивного обучения грамоте Н.А. Зайцева (базируется на представлении о том, что несформированность мозга ребенка компенсируется богатством и эффективностью восприятия информации органами чувств), технология преподавания литературы как предмета, формирующего человека (система Е.Н. Ильина), технология Диалога культур, технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе, технология на основе эффективных уроков (повышение эффективности обучения за счет логически и педагогически обоснованной организации работы учащихся в зоне их ближайшего развития), технология обучения математике на основе решения задач (изменение уровня задач позволяет осуществлять индивидуальный подход к обучению учащихся), технология поэтапного обучения физике.

Коррекционные технологии — собственно коррекционные (применение этих технологий позволяет ребенку догнать в развитии сверстников, если присутствует некоторое отставание в подготовке учащегося), компенсационные (включение ребенка в общественную жизнь возможно через формирование у него структур деятельности, которые позволяют исключить использование тех механизмов деятельности, которые восстановлены быть не могут — слух, зрение и др.), технология адаптирующей педагогики (индивидуальные адаптационные занятия, занятия по общесоматическому и сенсомоторному развитию ребенка, помогающие укреплять здоровье ребенка).

Среди перечисленных технологий отсутствует термин «здоровьесберегащие технологии».

Здоровьесберегащая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. В то же время, понятие «здоровьесберегащие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Цель современной школы — подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни.

Достижение названной цели в сегодняшней школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегащей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и мето­дов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. Педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися, с их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами — пла­нирует свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.

Советская школа длительное время по праву считалась одной из лучших в мире. Это подтверждалось специальным исследованием ЮНЕСКО в 1991 году. Однако уже в советской школе школьные программы повышенного уровня привели к появлению ряда отрица­тельных явлений, связанных прежде всего с перегрузкой школьников. Результатом школьной перегрузки явилось то, что 2/3 выпускников выходят из стен школы с хроническими заболеваниями и отклонениями в физическом развитии.

За последние годы в стране и обществе произошли ощутимые перемены. Школа соответственно реагирует на эти изменения. Педагоги осознают свою причастность к ответственности за неблагополучие состояния здоровья учащихся и видят решение проблемы негативного влияния школы на состояние здоровья учащихся и педагогов в овладении необходимыми здоровьесберегащими образовательными технологиями.

Нет какой-то одной единственной уникальной технологии здоровья. Здоровьесбережение может выступать как одна из задач некоего образовательного процесса. Это может быть образовательный процесс медико-гигиенической направленности (осуществляемые при тесном контакте педагог — медицинский работник — ученик); физкультурно-оздоровительной (отдается приоритет занятиям физкультурной направленности); экологической (создание гармоничных взаимоотношений с природой) и др. Только благодаря комплексному подходу к обучению школьников могут быть решены задачи формирования и укрепления здоровья учащихся.

Здоровьесберегащие образовательные технологии — это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Мы только тогда можем сказать, что учебно-образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегащим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья учащихся и педагогов.

Основополагающие приоритеты для педагогики оздоровления следующие:



  1. Здоровый ребенок — практически достижимая норма детского развития.

  2. Оздоровление — не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизиологических возможностей детей.

  3. Индивидуально-дифференцированный подход — основное средство оздоровительно-развивающей работы с учащимися.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения — обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Основной показатель, отличающий все здоровьесберегащие образовательные технологии — регулярная экспресс-диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало — конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся.
Принципы здоровьесберегающей педагогики
Цели здоровьесберегающих образовательных технологий обучения определяют принципы обучения, которые отражают насущные общественные потребности.

Принципы выступают в органическом единстве, образуя систему, в которую входят общеметодические принципы и специфические принципы, выражающие специфические закономерности педагогики оздоровления.



Общеметодические принципы — это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с общими целями здоровьесберегающих образовательных технологий.

Систематическое воздействие на организм и психику учащихся может быть успешным только в том случае, если методика применения средств здоровьесберегающего воздействия будет согласована с закономерностями этого применения.



Принцип сознательности и активности — нацеливает на формирование у учащихся глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности. Повышению сознательности и активности способствует применение педагогом специальных методических приемов, решающих проблемы педагогики оздоровления. Осознавая оздоровительное воздействие активной деятельности на организм, ребенок учится самостоятельно и творчески решать задачи познавательного характера.

Принцип активности — предполагает в учащихся высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества.

Принцип наглядности — обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Принцип наглядности предназначен для связи чувственного восприятия с мышлением. Он способствует направленному воздействию на функции сенсорных систем, участвующих в познавательном процессе.

Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Регулярность, планомерность, непрерывность в учебно-воспитательном процессе на протяжении всего периода обучения в общеобразовательной школе обеспечивают принцип систематичности.

Среди специфических принципов, выражающих специфические закономерности педагогики оздоровления, важнейшим можно назвать принцип «Не навреди!» — одинаково актуальный как для медиков, так и для педагогов (No nocere!).

Усвоение пользы здоровьесберегающих мероприятий требуют их повторяемости.

Принцип повторения умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности может проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приемов, в различных формах заданий.

Включение вариантных изменений в стереотипы предполагает соблюдение принципа постепенности. Он предполагает преемственность от одной ступени обучения к другой.



Принцип доступности и индивидуализации имеет свои особенности в оздоровительной направленности здоровьесберегающих образовательных технологий. Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опира­ясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие. С учетом уровня индивидуальной подготовленности ученика, его двигательных способностей и состояния здоровья намечаются пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима, приобщения к разным формам познавательной деятельности. Используя природные данные ребенка, педагог направляет и стабилизирует его всестороннее развитие. Назначение принципа доступности и индивидуализации видится в исключении негативных и вредных последствий для организма учащихся вследствие чрезмерных требований и заданий.

Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха. Сочетание высокой активности и отдыха в разных формах деятельности учащихся повышает их эффективность, что выражается в динамичности закономерных изменений содержания и формы параметров функциональных нагрузок от занятия к занятию, от этапа к этапу.

Упорядочению процесса педагогики оздоровления способствует принцип цикличности. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ребенка к каждому последующему этапу обучения.

Формирование двигательных умений и навыков, двигательные способности ребенка, функциональные возможности организма развиваются в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий на основе принципа учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Важнейшее значение имеет принцип всестороннего и гармонического развития личности. Он содействует развитию психофизических способностей, двигательных умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее — физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое — развитие личности ребенка.

Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья ребенка в процессе обучения.

Принцип комплексного междисциплинарного подхода к обучению школьников предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников.

Принцип активного обучения, заключающийся в повсеместном использовании активных форм и методов обучения (обучение в парах, групповая работа, методика «Ледокол», игровые технологии и др.).

Принцип формирования ответственности у учащихся за свое здоровье и здоровье окружающих людей.

Принцип связи теории с практикой — призывает настойчиво приучать учащихся применять свои знания по формированию, сохране­нию и укреплению здоровья на практике, используя окружающую действительность не только как источник знаний, но и как место их практического применения.
Средства здоровьесберегающих технологий
Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения применяются следующие группы средств:


  1. средства двигательной направленности;

  2. оздоровительные силы природы;

  3. гигиенические факторы.

Комплексное использование этих средств позволяет решать задачи педагогики оздоровления.

К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Это — движение; физические упражнения; физкультминутки и подвижные перемены; эмоциональные разрядки и «минутки покоя»; гимнастика (оздоровительная гимнастика, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура; подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков); массаж; самомассаж; психогимнастика, тренинги и др.

Использование оздоровительных сил природы оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, вызываемых процессом обучения, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т. д.

Учет влияния метеорологических условий (солнечное излучение, воздействие температуры воздуха и воды, изменения атмосферного давления, движение и ионизация воздуха и др.) на определенные биохимические изменения в организме человека, которые приводят к изменению состояния здоровья и работоспособности учащихся может способствовать снятию негативного воздействия обучения на школьников.

Как относительно самостоятельные средства оздоровления можно выделить солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, фитотерапию, ароматерапию, ингаляцию, витаминотерапию (витаминизацию пищевого рациона, йодирование питьевой воды, использование аминокислоты глицина дважды в год — в декабре и весной с целью укрепления памяти школьников). Возможно привнесение в жизнь школы новых элементов — фитобары, кабинет физиотерапии, оздоровительные тренинги для педагогов и учащихся.

К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения, содействующим укреплению здоровья и стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся: выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами; личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т. д.); проветривание и влажная уборка помещений; соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна; привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использовании носового платка при чихании и кашле и т. д.; обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ), простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах); организация порядка проведения прививок учащихся с целью предупреждения инфекций; ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления. Несоблюдение гигиенических требований к проведению занятий снижает положительный эффект здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.

Одним из главных требований к использованию перечисленных выше средств является их системное и комплексное применение в виде занятий с использованием профилактических методик; с применением функциональной музыки; аудиосопровождение уроков, с чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью; в виде реабилитационных мероприятий; через массовые оздоровительные мероприятия, спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья; выход на природу, экскурсии, через здоровьеразвивающие технологии процесса обучения и развития в работе с семьей с целью пропаганды здорового образа жизни в системе организационно-теоретических и практических занятий в родительских лекториях, в работе с педагогическим коллективом как обучение педагогического коллектива в условиях инновационного образовательного учреждения.
Методы здоровьесберегающих технологий
Под методами здоровьесберегающих образовательных технологий обучения понимаются способы применения средств, позволяющих решать задачи педагогики оздоровления. Метод обучения (от греч. metodos — буквально путь к чему-либо) — это упорядоченная деятельность педагога, направленная на достижение заданной цели обучения. Под методами обучения часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования (Подласый И.П.). В здоровьесберегающих образовательных технологиях обучения применяются две группы методов: специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).

Ни одним из методов нельзя ограничиваться в методике педагогики оздоровления как наилучшим. Только оптимальное сочетание специфических и общепедагогических методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.



На основе существующей педагогической практики можно вы­делить следующие методы:


Метод обучения

специфические

общепедагогические

Рассказ

+

+

Дидактический рассказ

+

+

Беседа

+

+

Лекция




+

Дискуссия




+

Работа с книгой




+

Демонстрация

+

+

Иллюстрация

+

+

Видеометод

+

+

Упражнения

+

+

Наглядность




+

Лабораторный метод




+

Практический метод

+

+

Познавательная игра




+

Методы программированного




+

обучения







Обучающий контроль




+

Ситуационный метод

+

+

Игровой метод

+

+

Соревновательный метод

+

+

Активные методы обучения

+




Воспитательные, просветительские

+




и образовательные программы







В структуре метода выделяют приемы, как составную часть, отдельный шаг в реализации метода.

Приемы можно классифицировать следующим образом: защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения); компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная и др. гимнастика, лечебная физкультура; массаж; самомассаж; психогимнастика, тренинг, позволяющие частично нейтрализовать стрессовые ситуации); стимулирующие (элементы закаливания, физические нагрузки, приемы психотерапии, фитотерапии и др.); информационно-обучающие (письма, адресованные родителям, учащимся, педагогам).

Использование методов и приемов зависит от многих условий: от профессионализма педагога, от его личной заинтересованности, от уровня города, района, школы, класса. Только при условии, что все отдельные подходы будут объединены в единое целое, можно рассчитывать на то, что будет сформировано здоровьеобразовательное пространство, реализующее идеи здоровьесберегающей педагогики. Одним из методов здоровьесберегающей педагогики можно считать ведение специального дневника здоровья, в который ежедневно ученик будет приучаться записывать (сначала с помощью родителей, а затем - самостоятельно) результаты самонаблюдений за своим здоровьем.

При заполнении дневника соблюдается время наблюдении. Их следует проводить в одно и то же время, утром сразу после сна, затем вечером - перед сном. При характеристике данных самонаблюдения учитывают показатели, типичные для хорошего состояния организма, и их изменения при нарушениях режима жизни.



Самочувствие - чувство, испытываемое человеком в зависимости от состояния его физических и душевных сил.

В дневник записывают: самочувствие хорошее (ощущение бодрости, жизнерадостности, наличие интереса к выполняемой работе); плохое (наличие жалоб на боли, слабость, вялость, головокружение, сердцебиение и другие неприятные ощущения).



Боль - защитный безусловный рефлекс. Боли сопровождаются учащением сердечных сокращений, повышением артериального давления, увеличением содержания сахара в крови и др. При появлении болей необходимо срочно выяснить их причину (нужна консультация врача) и принять необходимые меры.

Изменение самочувствия, вызванное ухудшением общего состояния организма, требует в ряде случаев коренных изменений в режиме дня учащегося.

В дневнике отмечают: вечером, перед сном - устал/не устал, переутомился; на следующий день - усталости нет, осталось чувство усталости и т. п.

Настроение - внутреннее душевное состояние. Обычно самочувствие и настроение совпадают, но возможно и несоответствие между ними — удовлетворительное самочувствие при плохом настроении и т. п. Плохое настроение может быть и у здорового человека при неудачах, неприятных ощущениях, а хорошее возможно и у больного, например при хороших известиях, вызывающих положительные эмоции.

В дневник записывают: настроение хорошее, удовлетворительное, плохое.



Сон — имеет исключительное значение для поддержания здоровья, работоспособности и жизнедеятельности человека. Он предупреждает истощение нервных клеток, создает условия для восстанов­ления их работоспособности.

Сон ничем нельзя заменить. Он должен продолжаться 9-10 час. В жизни младшего школьника важное значение имеет организация сна.

Эффективность сна зависит от соблюдения ряда гигиенических правил: ужинать полагается за 2—3 часа до сна; полезна прогулка (20— 30 мин.) перед сном; спать надо с открытым окном или форточкой и, в крайнем случае, в хорошо проветренном помещении; не кутаться.

Полноценность сна определяется тремя основными качествами: периодичностью, продолжительностью и глубиной. Периодичность подразумевает вполне определенное время отхода ко сну и подъема — это вырабатывает привычку сразу просыпаться в конкретное время, а также быстро и крепко засыпать именно в указанное время. Продолжительность сна определяется временем, необходимым для полноценного отдыха. Сокращение продолжительности сна резко отрицательно сказывается на состоянии организма школьника: сни­жается работоспособность, быстрее наступает утомление, возникает переутомление. По свидетельству французских исследователей установлено, если в начальных классах дети спят меньше 8 часов, то из каждых 100 таких школьников 61 не успевает в учебе.

Бессонница или повышенная сонливость часто являются одним из признаков наступившего переутомления. После такого сна не ощущается бодрости, появляется чувство разбитости, вялость. В дневник записывают продолжительность, качество сна, а также причины его нарушения.

Аппетит — это один из признаков нормальной жизнедеятельности организма. Ослабление аппетита, его отсутствие могут быть при заболеваниях, а также в результате утомления или болезненного состояния. Для нормальной деятельности организма имеет значение состав пищи и соблюдение определенных гигиенических правил. Прием пищи в одно и то же время вызывает аппетит, улучшает работу пищеварительных желез, способствует выделению желудочного сока, благодаря этому пища лучше переваривается и усваивается.

В дневнике здоровья в графе «Аппетит» записывают: хороший, удовлетворительный, повышенный, плохой, отсутствует.

Пищеварение и аппетит взаимосвязаны. Расстройство пищеварения у здорового человека может быть одним из признаков недостаточного восстановления организма, переутомления.

В дневнике записывают: нормальный стул, запор, понос, изжога, отрыжка и др.

Работоспособность зависит от многих причин: от самочувствия, настроения, утомления. В дневник записывают: повышенная, обычная, пониженная.

Педагоги являются организаторами самоконтроля и поэтому должны хорошо знать его особенности. Они проводят беседы с уче­никами о значении самонаблюдений для сохранения здоровья, для соблюдения правильного режима дня, указывают на недопустимость появления вредных привычек. Рассказывают о сущности каждого показателя, о его благоприятных и неблагоприятных изменениях, путях исправления возникших отклонений. Изучив динамику ре­зультатов наблюдений за состоянием здоровья учащихся, педагог вместе с родителями может подвести итоги работы по здоровьесбережению у учащихся.


Структура процесса обучения

в условиях здоровьесберегащей педагогики
Обучение — это целенаправленный, систематический и организованный процесс формирования и развития у учащихся качеств, необходимых им для выполнения учебной деятельности. Обучение в условиях здоровьесберегающей педагогики включает в себя передачу знаний, умений и навыков, которые способствуют формированию представлений о здоровьесбережении и научат отличать здоровый образ жизни от нездорового, что поможет в дальнейшем учащимся и педагогам охранять и беречь как свое собственное здоровье, так и здоровье окружающих людей.

В процессе обучения в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий ставится задача сформировать у школьника необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Весь процесс обучения в условиях здоровьесберегащей педагогики включает в себя три этапа, которые отличаются друг от друга как частными задачами, так и особенностями методики.

1. Этап начального ознакомления с основными понятиями и представлениями.

Цель — сформировать у ученика основы здорового образа жизни и добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

Основные задачи:

1. Сформировать смысловое представление об элементарных правилах здоровьесбережения.

2. Создать элементарные представления об основных понятиях здорового образа жизни.



  1. Добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения (на уровне первоначального умения).

  2. Предупредить непонимание основных понятий здорового образа жизни.

Решение этих задач осуществляется поочередно. Представления об элементарных правилах здоровьесбережения формируются в результате объяснения педагогом, восприятия показываемых движений комплексов физкультминуток, утренней гигиенической гимнастики, просмотра наглядных пособий, анализа собственных мышечных и других ощущений, возникающих при первых попытках выполнения комплексов, наблюдений за действиями других учащихся. Все это создает ориентировочную основу, без которой невозможно освоение правил здоровьесбережения.

2. Этап углубленного изучения.

Цель — сформировать полноценное понимание основ здорового образа жизни.

Основные задачи:



  1. Уточнить представление об элементарных правилах здоровьесбережения.

  2. Добиться сознательного выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

  3. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.

Данные задачи могут решаться одновременно. Эффективность обучения на этом этапе во многом зависит от правильного и оптимального подбора методов, приемов и средств обучения. Используя методы активного обучения, необходимо в комплексе с ним широко применять наглядность, направленную на создание ощущений здорового образа жизни. Метод словесного воздействия меняет свои формы, ведущими становятся анализ и разбор правил здоровьесбережения, беседа, дискуссия. Такой подход позволяет более углубленно познать основы здоровьесбережения.

На этом этапе широко используется комплекс разнообразных средств (средства двигательной направленности; оздоровительные силы природы; гигиенические факторы).

Эффективность использования различных средств здоровьесберегащей педагогики достигается при четком соблюдении следующих моментов: а) цели и задачи использования конкретного средства на конкретном занятии; б) структурная взаимосвязь данного средства и метода с основным содержанием занятия; в) контроль и самоконтроль выполнения правил здоровьесбережения.

3. Этап закрепления знаний, умений и навыков по здоровьесбережению и дальнейшего их совершенствования.

Цель — умение перевести в навык, обладающий возможностью его целевого использования.

Основные задачи:

1. Добиться стабильности и автоматизма выполнения правил здоровьесбережения.


  1. Добиться выполнения правил здоровьесбережения в соответствии с требованиями их практического использования.

  2. Обеспечить вариативное использование правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных практических обстоятельств.

Эти задачи могут решаться как одновременно, так и последовательно, так как все они тесно взаимосвязаны.

На этом этапе увеличивается количество повторений использования основных понятий и представлений о здоровом образе жизни в обычных и новых, непривычных условиях, что позволяет вырабатывать гибкий навык применения имеющихся знаний в различных условиях.

В целях совершенствования знаний, умений и навыков по здоровьесбережению используют различные методы и приемы: практический метод, познавательная игра, ситуационный метод, игровой метод, соревновательный метод, активные методы обучения, воспитательные, просветительские и образовательные программы. Средства педагог выбирает в соответствии с конкретными условиями работы. Это могут быть элементарные движения во время занятия; физические упражнения; физкультминутки и подвижные перемены; «минутки покоя»; различные виды гимнастики (оздоровительная гимнастика, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура; подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков); массаж; самомассаж; психогимнастика, тренинги, так и элементы фитотерапии, ароматерапии, витаминотерапия (витаминизацию пищевого рациона, йодирование питьевой воды, использование аминокислоты глицина дважды в год — в декабре и весной с целью укрепления памяти школьников), фитобары в стенах школы, кабинет физиотерапии, оздоровительные тренинги для педагогов и учащихся, различные реабилитационные мероприятия; массовые оздоровительные мероприятия, спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья, др.
Основные формы организации обучения
История развития школы раскрывает различные системы обучения, в которых предпочтение отдавалось различным формам организации: индивидуально-групповой, взаимообучения, бригадное обучение, наиболее распространенная форма обучения — классно-урочная, возникшая в XVII веке (И. Штурм, Я.А. Коменский). 15 современной школе классно-урочная форма обучения — основная. Классно-урочная система предусматривает различные формы организации учебно-воспитательного процесса: домашняя учебная работа (самоподготовка), экскурсии, практические занятия и производственная практика, семинарские занятия, внеклассная учебная работа, факультативные занятия, консультации, зачеты, экзамены. Но основной формой организации обучения в школе является урок.

Для урочных форм занятий характерно то, что деятельностью учащихся управляет педагог, который в течение строго установленного времени в специально отведенном месте руководит учебным процессом относительно постоянной по составу учебной группой учащихся (класс) в соответствии с требованиями педагогических закономерностей обучения и воспитания. При этом строго соблюдаются частота занятий, их продолжительность и взаимосвязь. В большинстве стран мира уроки имеют 40—45 минутную продолжительность. Для учащихся 1 классов урок длится 30—35 минут, что связано с низкой устойчивостью внимания детей данного возраста.

Педагогическая наука и школьная практика направляют свои усилия на поиски путей совершенствования урока. Основные направления следующие:


  • мобилизация учащихся на выполнение поставленных задач, достижение целей непосредственно на уроке;

  • осуществление организационной четкости каждого урока от первой до последней минуты;

  • повышение познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся на уроке;

  • целенаправленный выбор оптимальных вариантов сочетания различных методов, приемов, средств обучения, ведущих кратчайшим путем к достижению целей урока;

— интенсификация учебно-воспитательного процесса на уроке;

— осуществление межпредметных и внутрипредметных связей;

— совершенствование типологии и структуры урока.

Каждый урок направляется на достижение триединой цели: обучить, воспитать, развить. С учетом этого, общие требования к уроку конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях. Кроме того, для учебных форм характерно построение занятий в рамках общепринятой структуры, под которой принято понимать деление урока на три составные части: подготовительную (1-3 мин — организация работы), основную (35—40мин — формирование, усвоение, повторение, закрепление, контроль и др.) и заключительную (2—3 мин — подведение итогов и задания на дом).

Структура урока, отражая его конкретные образовательно-воспитательные задачи, содержание и методы обучения, отличается ло­гической стройностью, сложностью, гибкостью. Общая дидактическая структура урока характеризуется следующими компонентами:


  • актуализацией прежних знаний и способов действий;

  • формированием новых знаний и способов действий;

  • формированием умений.

В практике обучения чаще всего выделяют следующие основные этапы урока:

    1. Постановка цели урока.

    2. Проверка домашнего задания.

    3. Повторение пройденного.

    4. Объяснение нового материала.

    5. Закрепление изученного.

    6. Обобщение и систематизация новых знаний.

    7. Контроль знаний и умений учащихся.

    8. Формирование нового домашнего задания.

В теории и практике обучения традиционными являются следующие классификации уроков:

  • по основной дидактической цели;

  • по основному способу их проведения;

  • по основным этапам учебного процесса.

Классификация по основному способу проведения подразделяет их на уроки:

—. в форме беседы;



  • в форме лекции;

  • в форме экскурсии;

  • самостоятельной работы учащихся;

  • лабораторных и практических работ;

  • сочетания различных форм занятий.

Если же за основу классификации берутся основные этапы учебного процесса, выделяют уроки таких типов:

  • вводные;

  • первичного ознакомления с материалом;

  • образования понятий, установления законов на практике;

  • повторения и обобщения;

  • контрольные;

  • смешанные или комбинированные.

В бесконечном потоке множества уроков можно отметить известную повторяемость и вычленить структуры уроков, встречающиеся чаще других. Таким образом, определяются структуры уроков различных типов:

  1. комбинированные (смешанные);

  2. уроки изучения новых знаний;

  3. уроки формирования новых умений;

  4. уроки обобщения и систематизации изученного;

  5. уроки контроля и коррекции знаний, умений;

  6. уроки практического применения знаний, умений.

И задачи, и содержание урока, и его структура, и методы обучения — все это должно быть направлено на то, чтобы учащиеся испытали удовлетворение в процессе учебной работы на уроке. Современный учитель свободен в своем выборе построения урока. Важно, чтобы была достигнута главная цель обучения.
Технология организации урока

в условиях здоровьесберегащей педагогики
Начало школьного обучения связано не только с изменением уклада жизни детей. Переход на школьное обучение способствует резкому увеличению числа контактов, что на фоне возрастных особенностей детей младшего школьного возраста и сниженной сопротивляемости их организма, обусловленной необходимостью приспособления к изменившимся условиям жизни, ведет к повышенной заболеваемости. Поэтому все мероприятия, направленные на укрепление здоровья и закаливание учащихся этого возраста, приобретают особое значение.

Исследованиями гигиенистов установлено, что построение учебного и продленного дня без учета возрастных особенностей детей даже при внедрении всех форм оздоровительно-физкультурной работы приводит к выраженному утомлению учащихся в течение учебного дня, недели, года. Это, в свою очередь, вызывает неблагоприятные сдвиги в функциональном состоянии различных органов и систем и в конечном итоге ведет к ухудшению здоровья учащихся в конце учебного года.

Рациональный режим прежде всего предусматривает четкое чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток и строгую регламентацию разных видов деятельности. Подавляющее большинство функциональных отклонений в организме учащихся по мере увеличения ученического стажа связано с выполнением учебной нагрузки, условиями протекания учебно-воспитательного процесса, гигиенически правильным построенным уроком.

Прежде всего валеологически обоснованный урок должен быть построен с учетом потребностей детей: в саморазвитии; в подража­нии; приобретении опыта.

Основные требования к качественному уроку в условиях здоровьесберегащей педагогики:


  1. Построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с использованием последних достижений передовой педагогической практики с учетом вопросов здоровьесбережения.

  2. Реализация на уроке в оптимальном соотношении принципов и методов как общедидактических, так и специфических.

  3. Обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, наклонностей и потребностей.

  4. Установление межпредметных связей, осознаваемых учащимися, осуществление связи с ранее изученными знаниями и умениями.

  1. Активизация развития всех сфер личности учащихся.

  1. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.

  2. Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегающих образовательных технологий (физкультминуток, подвижных игр).

  3. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.

  4. Обеспечение вариативного использования правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных условий проведения урока.

  5. Формирование умения учиться, заботясь о своем здоровье.

  6. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование, планирование и контроль каждого урока с учетом особенностей развития учащихся.

Физиологическим возможностям организма для учеников 1-х классов более всего соответствует 35-минутная продолжительность урока, для учащихся 2-х классов рекомендуется комбинированный урок с использованием последних 10 минут для снятия утомления с включением таких видов деятельности, как чтение художественной литературы, настольные игры, разучивание комплекса физических упражнений и др. Начало учебного дня в начальных классах желательно отмечать организованной зарядкой. В таком случае на первом уроке можно отдать предпочтение одному из сложных предметов. Учитывая то, что длительность активного внимания младших школьников не превышает 20 минут, часть времени урока следует использовать на проведение физкультпауз. Из всех нагрузок, с которыми ребенок встречается в школе, наиболее утомительной является нагрузка, связанная с необходимостью поддержания рабочей позы. Поэтому нельзя требовать от учащихся сохранения неподвижного положения тела в течение всего урока. Переключение в течение урока с одного вида деятельности на другой должно неизбежно сопро­вождаться изменением позы ребенка.

При составлении расписания уроков предметы, требующие большого умственного напряжения, ставить первыми и вторыми. Эффективно использовать чередование сложных и простых предметов в течение учебного дня. Физкультуру и труд нежелательно ставить первыми или последними в расписании. Спаренные уроки по одному предмету нерациональны. В любом случае, если возникла необходимость сдвоенных уроков (некоторые виды письменных работ, лыжная подготовка и др.), между уроками должна быть перемена. Существуют различные инновационные варианты структурирования учебного дня, например «составные уроки» 3 × 30 минут (проф. Латышев). Все нововведения требуют серьезной проверки в плане влияния на здоровье учащихся.

Идеи педагогики оздоровления подводят учителя к широкому использованию в практике нестандартных уроков:

Уроки-игры

Уроки-дискуссии

Уроки-соревнования

Театрализованные уроки

Уроки-консультации

Уроки с групповыми формами работы

Уроки взаимообучения учащихся

Уроки творчества

Уроки-аукционы

Уроки-конкурсы

Уроки-обобщения

Уроки-фантазии

Уроки-концерты

Уроки-экскурсии и др.
Анализ и самоанализ урока
Анализ и самоанализ урока должен быть направлен на сопоставление образовательных, воспитательных, развивающих и здоровьесберегающих целей урока с достигнутыми результатами. Цель анализа заключается в выявлении методов и приемов организации деятельности учителя и учащихся на уроке. Наиболее распространенными типами анализа являются полный, краткий и комплексный. Полный анализ проводится с целью изучения и разбора всех аспектов урока, а при кратком анализе выявляется достижение основных целей и задач урока.

В схему анализа урока вносятся следующие положения:

1. Школа, класс, предмет, фамилия учителя, количество учащихся по списку, из них присутствует на уроке.


  1. Тема урока, образовательные, развивающие, воспитательные, здоровьесберегащие цели и задачи урока.

  2. Организационное начало урока:

а) готовность учителя к уроку — наличие конспекта или подробного плана урока, наглядных пособий;

б) подготовленность учащихся — дежурные, наличие тетрадей, учебников, пособий;

в) подготовленность классного помещения — соблюдение санитарно-гигиенических требований к уроку, к помещению, к присутствующим.

4. Организационная структура урока:

а) начало урока;

б) последовательность, взаимосвязь и соотношение частей урока;

в) плотность, насыщенность урока и темп его проведения и т.д.

5. Анализ содержания учебного материала урока:

а) обоснование учителем избранной последовательности реализации учебного материала на уроке;

б) соответствие программе и уровню знаний учащихся по предмету;

в) соотношение практического и теоретического материала;

г) связь с жизнью и практикой.

6. Общепедагогические и дидактические требования к уроку:

а) цель урока и соответствие плана и конспекта урока поставленной цели;

б) обоснование выбора и методов обучения;

в) пути реализации дидактических и специфических принципов в обучении;

г) индивидуализация и дифференциация в обучении;

д) взаимосвязь образовательных, развивающих, воспитательных и здоровьесберегающих аспектов урока.

7. Деятельность учителя:

а) научность и доступность изложения новых знаний;

б) организация закрепления учебного материала;

в) организация самостоятельной работы учащихся;

г) проверка и оценка знаний и умений учащихся;

д) своевременное проведение физкультминуток и физкультпауз;

е) наличие активных форм и методов работы на уроке;

ж) вопросы учителя и требования к ответам учащихся;

з) отношение учителя к сознательному усвоению учащимися учебного материала;

и) пути достижения порядка и сознательной дисциплины учащихся;

к) эффективность использования наглядных пособий, технических средств обучения;

л) стиль общения с учащимися, интонации голоса;

м) контакт учителя с классом и т. д.

8. Деятельность учащихся:

а) подготовка рабочего места;

б) поведение учащихся на уроке (дисциплина, прилежание, активность, внимание, умение переключаться с одного вида работы на другой и т. д.);

в) состояние их устной и письменной речи;

г) умение применять полученные знания;

д) отношение учащихся к учителю;

е) степень и характер участия в работе на уроке коллектива в целом и отдельных учащихся;

ж) работоспособность в течение урока;

з) проявление признаков переутомления и т. д.

9. Выводы:

а) выполнение плана урока;

б) достижение целей урока;

в) влияние на состояние физического и психического здоровья учащихся на уроке;

г) какие изменения целесообразно внести при повторном проведении урока на эту же тему;

При взаимопосещениях, при самоанализе уроков возможны следующие варианты вопросов:



  • Какие образовательные, развивающие, воспитательные и здоровьесберегащие цели достигались на уроке? Какие из них были главными и почему? В чем их взаимосвязь?

  • Какова специфика урока? Каков его тип? Каково место урока в разделе, теме, курсе?

  • Как учитывались индивидуальные особенности учащихся при планировании урока?

  • Рациональна ли выбранная структура урока и распределение времени на отдельных этапах урока с учетом особенностей учащихся?

  • На каком этапе урока делается главный акцент?

  • Каково обоснование выбора методов обучения и их сочетания?

  • Как отбирались для урока формы обучения?

  • Почему был необходим дифференцированный подход к обучению на уроке? Как он был реализован?

  • Чем обоснованы выбранные формы проверки и контроля знаний, учащихся?

  • За счет чего обеспечивалась работоспособность учащихся в течение всего урока?

  • Каким образом предупреждались перегрузки учащихся?

  • Как проявлялась забота учителя о здоровье учащихся на уроке?

  • Какие методы здоровьесберегащей педагогики были использованы?

  • Достигнуты ли поставленные цели и почему? Какие изменения необходимы при подготовке и проведении такого урока? И т. д.

Постановка вопросов должна предостеречь от поверхностных оценок урока, сводящихся к общим голословным утверждениям: «мне понравился урок» — «мне не понравился урок» и т. д. Конечная цель анализа и самоанализа — способствовать совершенствованию методики конструирования уроков, стремлению создать на них оптимальные условия для обучения, воспитания, развития учащихся в условиях здоровьесберегащей педагогики.

Каталог: content -> menu
content -> А. В. Безруких, О. М. Пиляаина Архетипы в психотерапии
content -> Тип личности и болезнь
content -> Для обсуждения на заседании Бюро Отделения
menu -> Психологическая подготовка спортсменов. Инновационные технологии Методы спортивной психологии
menu -> Психологическая подготовка спортсменов. Инновационные технологии Основные направления психологической подготовки в спорте
menu -> В этой связи возрастает необходимость разработки методов и средств клубной физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства и учебы, в значительной степени рассчитанных на работу с детьми, подростками и молодежью
menu -> Психологическая подготовка спортсменов. Инновационные технологии Психологические особенности спортивного соревнования
menu -> Рабочая программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "A" (далее Рабочая программа) разработана в соответствии с требованиями Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-фз "
menu -> Решением методического совета гау дод то
menu -> Государственной Думой 16 ноября 2007 года Одобрен Советом Федерации 23 ноября 2007 года


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница