Д епартамент здравоохранения Ивановской области
Областное государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Шуйский медицинский колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого теоретического занятия
ПМ.01 Профилактическая деятельность
МДК 01.01. Здоровый человек и его окружение
ТЕМА: Здоровье и образ жизни
Подготовила:
Преподаватель ОГБПОУ ШМК
И.В. Дроздова
2015 г.
Мотивация изучения темы:
Приоритетный Национальный проект «Здоровье» России среди путей решения имеющихся проблем в области охраны здоровья указывает на необходимость не только усиления профилактической направленности здравоохранения, но и формирования у населения культуры здоровья, повышения мотивации его сохранения.
В последнее десятилетие наблюдается ухудшение состояния здоровья населения, особенно детей, подростков и молодежи; возросло число неблагоприятных социальных факторов, обусловливающих такую тенденцию. Поэтому сохранение здоровья подрастающего поколения стало не только медицинской, но и педагогической проблемой.
Цели занятия:
-
Учебная:
-
Ознакомить обучающихся с основными понятиями «здоровье» и «здоровый образ жизни»
-
познакомить с основами здорового образа жизни;
-
расширить кругозор и углубить знания по данной теме;
-
рассказать об актуальных и значимых практических моментах;
-
Развивающая
-
Создать условия для формирования стремления к самопознанию
-
формировать системы взглядов, принципов, норм поведения здорового образа жизни;
-
совершенствовать формы и методы работы по пропаганде и формированию здорового образа жизни;
-
Воспитывающая:
Повысить мотивацию к бережному отношению к своему здоровью и здоровью окружающих. Воспитание убежденности и потребности в здоровом образе жизни
По окончании изучения темы студент должен
уметь:
– обучать население принципам здорового образа жизни
– проводить и осуществлять оздоровительные и профилактические
мероприятия
– консультировать пациента и его окружение по вопросам
иммунопрофилактики
– консультировать по вопросам рационального и диетического питания
– организовывать мероприятия по проведению диспансеризации
знать:
– современные представления о здоровье в разные возрастные периоды,
возможные факторы, влияющие на здоровье, направления сестринской
деятельности по сохранению здоровья;
– основы иммунопрофилактики различных групп населения;
– принципы рационального и диетического питания;
– роль сестринского персонала при проведении диспансеризации населения
и работе «школ здоровья»
Формируемые компетенции
Таблица 1. Формируемые компетенции
Код
|
Наименование результата обучения
|
ПК 1.1.
|
Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения
|
ОК 1.
|
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
|
ОК 2.
|
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество
|
ОК 3.
|
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
|
ОК 4.
|
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
|
ОК 5.
|
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
|
ОК 6.
|
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
|
ОК 7.
|
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий
|
ОК 8.
|
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, планировать и осуществлять повышение квалификации
|
ОК 9.
|
Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности
|
ОК 10.
|
Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия
|
ОК 11.
|
Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку
|
ОК 12.
|
Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности
|
Форма занятия: теоретическое
Место проведения: лекционный зал ШМК
Время: 90 минут.
Оснащение:
-
классная доска
-
мультимедийный проектор
-
экран
-
ноутбук
-
презентация на электронном носителе по теме: «Здоровье и образ жизни»
-
методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по теме: «Здоровье и образ жизни»
Межпредметные связи:
ПМ 04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих; ПМ 01, МДК 01.01 Здоровый человек и его окружение, МДК 01.03 Сестринское дело в первичной медико-санитарной помощи населению; ПМ 02 МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях; ОП 02. «Анатомия и физиология человека», ОП 09 Психология.
Информационное обеспечение:
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, основной литературы
Таблица 2. Основные источники
Наименование
|
Автор
|
Издательство
|
Год издания
|
Здоровый человек и его окружение
|
Волков С.Р.,
Волкова М.М.
|
М.: Авторская академия
|
2012 г.
|
Проведение профилактических мероприятий. Здоровый человек и его окружение.
|
Волков С.Р., Волкова М.М.
|
М.: Авторская академия
|
2011 г.
|
Здоровый человек и его окружение
|
Волков С.Р., Волкова М.М.
|
М.: ОАО «Издательство «Медицина»
|
2005 г.
|
Руководство по первичной медико-санитарной помощи
|
И.Н. Денисов, А.А. Баранов
|
М., ГЭОТАР-Медиа
|
2007 г.
|
Руководство по медицинской профилактике
|
Р.Г. Оганов
|
М. ГЭОТАР-Медиа
|
2007 г.
|
Таблица 3. Дополнительные источники
Наименование
|
Автор
|
Издательство
|
Год издания
|
Руководство для средних медицинских работников
|
Под ред. Ю.П. Никитина, В.М. Чернышева.
|
М. ГЭОТАР-Медиа
|
2007 г.
|
Диетология для медсестры: полное руководство
|
Гурвич М.М.
|
М.: Эксмо
|
2009 г.
|
Организация профилактической деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений на современном этапе
|
Под ред. А.И. Вялкова.
|
М: ГОЭТАР-Медиа
|
2009 г.
|
Таблица 4. Нормативные источники
Наименование
|
Номер. Дата принятия
|
Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан
|
от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (с изменениями и дополнениями).
|
Таблица 5. Интернет- ресурсы
Электронный адрес сайта
|
Краткая характеристика
|
WWW.TakZdorovo.Ru.
|
Различные виды профилактических работ
|
Этапы планирования занятия
Таблица 6
№
|
Этапы занятия
|
Содержание
|
Время
|
1
|
Организационный момент
|
Проверка внешнего вида студентов, их готовности к занятию.
Контроль посещаемости.
|
1 мин.
|
2
|
Введение
|
1.Сообщение темы и цели занятия.
2. Мотивация темы.
3. Сообщение плана лекции.
|
5 мин.
|
3
|
Основная часть
| -
Теоретическое изложение материала.
-
Объяснение фактов, явлений, процессов по изучаемой теме, используя электронную презентацию.
|
60 мин.
|
4
|
Заключение
|
1. Обобщение изложенного материала.
2. Дискуссия
|
20 мин.
|
5
|
Домашнее задание
|
Студентам даётся задание на дом и рекомендации по его выполнению:
1.Выучить материал по теме, используя литературу:
-
Дроздова И.В. Лекции
-
Проведение профилактических мероприятий. Здоровый человек и его окружение. Волков С.Р., Волкова М.М. М.: Авторская академия, 2011
2. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
-
Курсовая работа по теме:
-
«Роль медицинской сестры в организации здоровье сберегающие технологии»
Составить «Личный план самовоспитания и совершенствования своего образа жизни» учитывая индивидуальные особенности.
Подготовить доклад с презентацией на тему «Здоровый образ жизни»
|
3 мин.
|
6
|
Рефлексия
|
|
1 мин
|
Введение
Здоровье – одно из основополагающих понятий медицины и экологии человека, синтетический индикатор качества жизни. В ряде определений, преимущественно медицинского характера, здоровье традиционно рассматривалось как отсутствие заболеваний и внешних дефектов, т. е. состояние, характеризующееся оптимальным приспособлением человека к окружающей среде.
Согласно современному определению, принятому ВОЗ, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний или физических дефектов. Нетрудно видеть, что в данном определении здоровье выступает как идеализированная категория, стремление к достижению его максимального уровня становится важной человеческой ценностью. Иначе говоря, болезни – это, безусловно, отсутствие здоровья, но здоровье – это нечто большее, чем простое отсутствие болезней.
Здоровье – сложная, многоплановая категория. В литературе употребляются, в зависимости от подхода, такие понятия: здоровье вида, здоровье популяции, здоровье населения, здоровье народа, здоровье человека, здоровье индивидуума, здоровье личности, здоровье семьи. В каждом случае понятие здоровья наполняется новым содержанием. Так, здоровье населения не может рассматриваться как сумма здоровья отдельных людей, составляющих население.
Высокая «стоимость» профессионального долголетия, а также наличие сопутствующих негативных социально-демографических факторов предъявляют повышенные требования к сохранению здоровья населения, и его образу жизни. Здоровье человека в значительной степени определяется здоровьесберегающим поведением – некоторой обобщенной характеристикой взаимодействия человека с окружающей средой и социумом. Забота о состоянии здоровья населения всегда занимала центральное место в укреплении здоровья нации. В последние годы в связи с глубокими социально-экономическими, экологическими изменениями выдвигается необходимость особой заботы о здоровом человеке, что предполагает в медико-психологическом обеспечении здоровья населения смещение акцента с экспертизы здоровья на его сохранение.
Важная роль в сохранении здоровья населения отводится здоровьесберегающему поведению. Создание и организация различных проектов и программ оздоровительной направленности определяется также прогрессивным ухудшением состояния здоровья всего населения России.
План лекции
-
Здоровье человека как ценность. Факторы его определяющие. Влияние образа жизни на здоровье.
-
Здоровый образ жизни и его составляющие. Основные требования к организации здорового образа жизни.
-
Самовоспитание и самосовершенствование в здоровом образе жизни. Критерии эффективности здорового образа жизни.
-
Личное отношение к здоровью, общая культура как условие формирования здорового образа жизни.
Содержание теоретического материала
-
Здоровье человека как ценность. Факторы его определяющие. Влияние образа жизни на здоровье
П онятие «здоровье» используется в настоящее время не только медиками, но и представителями многих других профессий. По мнению комитета экспертов ООН среди показателей, характеризующих уровень жизни, первое место занимает состояние здоровья, далее идут пища и питание, образование, условия и режим труда, жилищный фактор и т.д. Свобода человека занимает последнее место в этом ряду.
В современной литературе существует более сотни определений подходов к понятию «здоровье», но пока не создано определение, которое бы удовлетворяло учёных различных стран и могло бы стать критерием измерения здоровья населения.
Здоровье – функциональное состояние организма, обеспечивающее продолжительность жизни, физическую и умственную работоспособность, самочувствие и факторы воспроизводства здорового потомства (Н.А.Вигдорчик).
Здоровье – «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов» (Устав ВОЗ).
Здоровье определяет процесс адаптации индивидуума к социально созданной реальности, к изменениям внешней среды.
Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора.
Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.
Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.
• Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.
• Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.
• Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным «уродом», если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья.
Здоровый и духовно развитый человек счастлив - он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию, достигает, тем самым, неувядающей молодости духа и внутренней красоты.
Факторы, формирующие здоровье человека
Таблица 7
50% – образ жизни определяется социально-экономическими условиями жизни. Сюда входит режим труда и отдыха, культурный уровень, питание, личная гигиена, занятия ФК и спортом и др.
|
20% – факторы внешней среды (природно-климатические условия).
|
20% – биологические факторы (генетическая предрасположенность здоровья и болезни).
|
10% – состояние медицинской помощи в стране.
|
В настоящее время выделяют 3 группы здоровья:
Практически здоровые – лица, не предъявляющие никаких жалоб, и у которых в анамнезе не выявлены хронические заболевания или нарушения функций отдельных органов и систем.
Группа «риска» – лица, имеющие в анамнезе хронические заболевания, без обострения в последние годы.
Больные, нуждающиеся в лечении.
Для характеристики здоровья населения используются 3 группы показателей: демографические, физическое состояние, заболеваемость.
Заболеваемость – один из важнейших разделов статистических исследований здоровья населения в целом и его отдельных групп (возрастно-половых, профессиональных и пр.).
Под общей заболеваемостью населения понимают уровень заболеваний среди конкретных групп населения за определённый календарный период.
В нашей стране общая заболеваемость изучается с помощью следующих источников информации:
1. По данным обязательного учёта обращаемости к медицинской помощи. Она составляет в год 1100 – 1300 случаев на 1000 населения. Наибольшая обращаемость населения отмечена при болезнях органов дыхания, кровообращения, нервной системы и органов чувств (включая заболевания глаза, уха и носа), травмах и инфекционных болезнях.
Самая низкая заболеваемость по обращаемости регистрируется у лиц в возрасте 15 – 19 лет, наиболее высокая – среди детей в возрасте до 4 лет и людей зрелого и пожилого возраста.
2. По данным медицинских осмотров населения.
3. По сведениям о причинах смерти.
Госпитализированная заболеваемость – это учёт лиц, лечившихся в стационарах в течение года. Общий уровень госпитализации в России составляет 180 – 200 случаев на 1000 человек.
Физическое состояние принято оценивать по показателям физического развития и физической подготовленности.
Физическое развитие является одним из объективных показателей здоровья населения. Многими исследованиями доказано, что чем лучше показатели физического развития, тем выше при прочих равных условиях общий уровень здоровья населения в целом и его отдельных возрастно-половых, профессиональных и других групп.
Под физическим развитием понимают комплекс морфологических и функциональных свойств организма. Физическое развитие характеризует следующие параметры. (Таблица 8)
Поделитесь с Вашими друзьями: |