Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Опека и попечительство в отношении несовершеннолетних



Дата14.02.2016
Размер56.5 Kb.


Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Опека и попечительство в отношении несовершеннолетних.
В рамках реализации комплексных мер по улучшению демографической ситуации в России Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации ведется целенаправленная работа по профилактике социального сиротства, развитию различных форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – дети-сироты), совершенствованию правового регулирования по вопросам опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних.

Основными направлениями этой деятельности являются:

профилактика социального сиротства, организация коррекционной работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, в целях предупреждения случаев утраты детьми родительского попечения и изъятия детей из семьи;

формирование в обществе позитивного восприятия института семейного устройства детей-сирот, расширение доступа граждан к информации о детях, которые могут быть устроены на воспитание в семьи;

развитие различных форм семейного устройства детей-сирот, создание условий, при которых все дети этой категории будут устраиваться в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на ее территории;

развитие системы подбора и подготовки граждан, желающих принять на воспитание в свои семьи детей-сирот, а также комплексного сопровождения замещающих семей;

социальная адаптация выпускников организаций для детей-сирот;

реформирование организаций для детей-сирот в целях создания благоприятных условий для воспитания находящихся в них детей, а также использования ресурсов этих организаций в деятельности по семейному устройству и социальной адаптации детей-сирот.

В целом сформирована правовая база для организации деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних. Принят Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», в соответствии с которым внесены изменения в Семейный и Гражданский кодексы Российской Федерации, издан ряд подзаконных актов – постановлений Правительства Российской Федерации, приказов Минобрнауки России.

Создана система материального стимулирования семейного устройства детей-сирот. Начиная с 2007 года, за счет средств федерального бюджета выплачиваются единовременные пособия при передаче ребенка на воспитание в семью. Размер пособия установлен на федеральном уровне и составляет 8 000 рублей, при этом обеспечивается его ежегодная индексация (в 2012 году размер пособия составляет, без учета районных коэффициентов, не менее 12 405,32 рублей).

Во всех субъектах Российской Федерации производятся ежемесячные выплаты на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях (не менее 4 000 рублей) и на вознаграждение приемных родителей (не менее 2 500 рублей). В 2007-2011 годах в федеральном бюджете ежегодно предусматривались субсидии регионам на указанные цели в размере 6 174,358 млн. рублей. Средний размер выплат на содержание одного ребенка, находящегося под опекой, в приемной семье, в 2011 году составил 6 633,03 рублей (на 37% больше, чем в 2007 году), средний размер вознаграждения, причитающегося приемному родителю –9 009,56 рублей (на 59% больше, чем в 2007 году). Во многих субъектах Российской Федерации установлены дополнительные меры поддержки замещающих семей.

В 2011 году в семьи российских граждан было передано 67,5 тыс. детей, из них 10,8 тыс. – на усыновление, 56,7 тыс. – под опеку (попечительство), в том числе 13,7 тыс. – в приемные семьи.

В целях защиты детей от жестокого обращения в замещающих семьях, профилактики возвратов детей в интернатные учреждения обеспечивается совершенствование порядка отбора усыновителей и опекунов (попечителей).

Вступил в силу Федеральный закон от 23 декабря 2010 г. № 386-ФЗ «О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации», уточнивший перечень преступлений, совершение которых не позволяет гражданам усыновить или взять под опеку (попечительство) ребенка. В указанный перечень включены преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности, половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, против общественной безопасности, а также все тяжкие или особо тяжкие преступления.

Принят Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 351-ФЗ «О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации», которым предусматривается введение обязательной подготовки граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (вступает в силу с 1 сентября 2012 года).

Утверждена примерная программа подготовки кандидатов в усыновители и опекуны (приказ Минобрнауки России от 23 мая 2011 г. № 1681).

В регионах ведется работа по формированию системы служб содействия семейному устройству детей. Для оказания методической помощи Минобрнауки России направлено в субъекты Российской Федерации примерное положение о центре содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки и сопровождения замещающих семей (письмо от 1 марта 2011 г № 06-370).

В настоящее время в субъектах Российской Федерации функционирует более 1 200 организаций, осуществляющих деятельность по подготовке и сопровождению замещающих семей. К 2015 году планируется обеспечить создание системы таких служб в каждом субъекте Российской Федерации.

С учетом приоритетности мер по развитию семейного устройства детей-сирот в субъектах Российской Федерации осуществляется реструктуризация сети учреждений для детей-сирот, предусматривающая:

поэтапное сокращение количества таких учреждений (по мере создания необходимых условий для устройства детей-сирот в семьи), преобразование их в службы подготовки и сопровождения замещающих семей;

создание для детей, которых не удается устроить в семью, учреждений с малой наполняемостью и близкими к семейным условиями проживания и воспитания.

Осуществляются меры по совершенствованию системы защиты прав и социальной адаптации воспитанников и выпускников учреждений для детей-сирот.

Утверждены единые требования к условиям пребывания детей в организациях для детей-сирот (постановление Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 г. № 558).

Приняты нормативные правовые акты, регламентирующие порядок выезда групп воспитанников учреждений для детей-сирот за пределы территории Российской Федерации на отдых и оздоровление (постановление Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2011 г. № 249 «Об организации выезда из Российской Федерации для отдыха и (или) оздоровления несовершеннолетних граждан Российской Федерации, оставшихся без попечения родителей и находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», приказ Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 1611 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2011 г. № 249»).

Минобрнауки России проведен мониторинг принятия и реализации региональных программ социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот, по результатам которого направлены в субъекты Российской Федерации рекомендации по разработке и реализации региональной программы социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (письмо от 1 марта 2011 г. № 06-369).

Принят Федеральный закон от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (вступает в силу с 1 января 2013 года). Указанным Федеральным законом уточняется порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам, в том числе предусматривается создание на региональном уровне нового вида специализированного жилищного фонда, предназначенного только для обеспечения жильем детей-сирот, предоставление права на обеспечение жильем детям-сиротам, которые по тем или иным причинам не могут вернуться в имеющиеся у них жилые помещения, а также сохранение за лицами из числа детей-сирот, достигшими возраста 23 лет, права на предоставление жилого помещения до их фактического обеспечения.

В настоящее время Минобрнауки России разрабатываются методические рекомендации по применению указанного Федерального закона для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Начиная с 2011 года, более чем в 5,6 раза по сравнению с 2010 годом и более чем в 12 раз по сравнению с 2007 годом увеличился объем средств федерального бюджета, ежегодно предоставляемых в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жильем детей-сирот (2007 г. – 0,5 млрд. рублей, 2010 г . – 1 105,38 млрд. рублей, 2011-2014 гг. – 6 222,9 млрд. рублей).

В Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления социального патроната и деятельности органов опеки и попечительства», направленный на повышение эффективности профилактической работы с семьей, находящейся в социально опасном положении, и сокращение числа детей, лишившихся родительского попечения по причине семейного неблагополучия.

Важным направлением является развитие международного сотрудничества в сфере защиты прав детей.

В целях повышения гарантий прав детей, передаваемых на международное усыновление, ведется работа по подготовке двусторонних договоров о сотрудничестве в этой области. В 2008 году был подписан первый такой договор между Россией и Италией (вступил в силу 27 ноября 2009 года).

В 2011 году подписаны договоры о сотрудничестве в сфере усыновления с США и Францией, в настоящее время осуществляется подготовка к их ратификации. Также продолжается работа по подготовке к подписанию аналогичных договоров с Королевством Испания, Ирландией, Великобританией, Израилем, Словенией и другими странами.

В связи с необходимостью международно-правового урегулирования вопросов защиты прав детей, родители которых проживают на территории различных государств, принят Федеральный закон от 31 мая 2011 г. № 102-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей».

В рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы создается сеть стажировочных площадок для отработки эффективных моделей профилактики социального сиротства и семейного устройства детей-сирот, на базе которых будет организовано повышение квалификации руководителей и работников органов опеки и попечительства, служб подготовки и сопровождения замещающих семей, а также методическое обеспечение их деятельности. Опыт работы указанных стажировочных площадок будет в дальнейшем распространен во всех субъектах Российской Федерации.

Соответствующие мероприятия в сфере профилактики социального сиротства и защиты прав детей-сирот предполагается также включить в проекты государственных программ Российской Федерации «Развитие образования» и «Социальная поддержка граждан» на 2013-2020 годы, которые в настоящее время разрабатываются Минобрнауки России и Минздравсоцразвития России.

Принимаемые за последние пять лет в России меры позволили в значительной степени стабилизировать ситуацию, обеспечить предпосылки для формирования эффективной системы защиты права ребенка жить и воспитываться в семье. В этой сфере обозначился ряд позитивных тенденций:

на 35% уменьшилось число детей-сирот, выявляемых в течение года (2006 г. – 127 тыс. детей, 2012 г. – 82,2 тыс. детей);

на 19% сократилось число родителей, лишенных родительских прав (2006 г. - 62,8 тыс. человек, 2011 г. – 50,7 тысяч человек);

более чем на 24% уменьшилось количество государственных и муниципальных образовательных учреждений для детей-сирот (2006 г. – 1 770 учреждений, 2011 г. – 1 344), и более чем на 35% – численность детей, находящихся в этих учреждениях (2006 г. – 123 тыс. детей, 2011 г. – 79,9 тыс.);

почти на 25% уменьшилось число детей, нуждающихся в устройстве на воспитание в семьи, состоящих на учете в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей (2006 г. – 177 тыс. детей,  2011 г. – 132,8 тыс. детей);

почти на 48% сократилось число детей, передаваемых на усыновление иностранным гражданам (2006 г. - 6,6 тыс. до 3,4 тыс. детей).

Дальнейшая работа по решению перечисленных задач в сфере профилактики социального сиротства и защиты прав детей-сирот будет осуществляться федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках реализации Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 135, Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17  ноября  2008 г. № 1663-р, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г.  № 1662-р, соответствующих федеральных целевых и государственных программ.

И.о. заместителя директора

Департамента воспитания



и социализации детей С.В. Вителис



Каталог: media -> files
files -> Концепция экспорта образовательных услуг Кыргызской Республики на период 2016 2020 гг
files -> Основные направления
files -> Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №208 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно – речевого развития воспитанников «Самоцветик» г. Орска»
files -> Порудоминский В. И. — Брюллов. Серия «Жизнь Замечательных людей»
files -> Инновационная концепция социального управления малым предпринимательством в регионе
files -> Творчество М. Шишкина принадлежит к двум литературным направлениям. Первый роман 1993 года «Всех ожидает одна ночь» содержит в себе черты модернистского направления в литературе
files -> Бизнес-образование в системе управленческой деятельности производственно-научно-образовательной корпорации
files -> Сыном мне стала идея служения детям


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница