Заседание «Развитие системы поддержки одарённых и талантливых детей в Песчанокопском районе»



страница1/8
Дата15.02.2016
Размер1.21 Mb.
ТипЗаседание
  1   2   3   4   5   6   7   8
Отдел образования Администрации

Песчанокопского района

Районный методический кабинет

c:\documents and settings\методист\мои документы\мои рисунки\наша новая школа.jpg

Сборник материалов
с. Песчанокопское

март 2011 г.

Пленарное заседание

«Развитие системы поддержки одарённых и талантливых детей в Песчанокопском районе»

Дудченко Марина Владимировна,

Методист районного методического кабинета
В Песчанокопском районе на сегодняшний день уже сложилась определённая система выявления и поддержки юных талантов, но вполне естественно, что в свете последних событий, в связи с реализацией президентской инициативы «Наша новая школа», эта система будет совершенствоваться и развиваться.

Цель, которую мы ставим перед собой, состоит в разработке и реализации системы планомерных и целенаправленных действий, обеспечивающих оптимальное развитие одарённых детей.

Основная идея работы – объединение усилий педагогов, родителей, общественности с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей.

Актуальность – в необходимости государственно-муниципальной поддержки прав одарённых и талантливых детей на полноценное развитие и реализацию своей одарённости.

Система деятельности по организации работы с одарёнными детьми в районе и включает следующие основные направления деятельности:

Выявление одарённых детей

Помощь одарённым учащимся в самореализации их творческой направленности

Поддержка одарённых детей.

Работа с преподавателями.

В школах района разработаны и реализуются Программы по работе с одарёнными детьми, сложилась определённая и конкретная система мониторинга для выявления детской одарённости. В основе её различные инновационные педагогические технологии. Я думаю, что сегодня на конференции состоится обмен опытом по этому направлению деятельности.

По итогам мониторинга формируются школьные и районный банк «Одарённые дети».Банк – это оперативность и полнота учёта информации о детях со способностями в различных областях деятельности, основа для выстраивания индивидуального образовательного маршрута ребёнка. Анализ статистических данных районного банка за последние несколько лет наглядно свидетельствует о наметившейся тенденции увеличения числа этих детей в наших школах: сегодня районный банк насчитывает 375 уч-ся школ района.

В каждом ОУ создана психологическая служба . Педагог-психолог – это специалист, который осуществляет диагностически-консультационную функцию, в тесном взаимодействии с педагогической и психологической наукой, оказывая необходимую помощь и педагогам, и учащимся, и родителям. Сегодня на конференции будет представлен опыт работы школьных психологических служб в этом направлении.

Широкий диапазон включенности ребёнка в творческую деятельность обеспечивает его благополучное развитие. Для этого в учебные планы ОУ включаются предметно-орентированные курсы для учащихся 2 ступени, дающие возможность осуществления более глубокой дифференциации, предметные факультативы, элективные и профильные курсы, дающие возможность получения расширенных и углубленных знаний по предметам учащимися старшей ступени.

Обязательное условие формирования у ребёнка чувства успешности – обеспечение его участия в различных конкурсах, интеллектуальных играх, предметных олимпиадах , научно-практических конференциях.

Одно из важных мероприятий, реализуемых в этом направлении - Всероссийская предметная олимпиада школьников.

в 2010-2011 уч.году в муниципальный этапе олимпиады приняло участие 420 учащихся из всех 13 ОУ (на 32% больше, чем в прошлом году), наибольшее число участников представляли Песчнокопскую СОШ№1, Летницкую СОШ№16, Развиленскую СОШ№10 и Краснополянскую СОШ№32 . Победителями и призёрами стали 87 учащихся из 12 школ района (на 21% больше, чем в прошлом году ) . Наибольшее число победителей и призёров было в Песчанокопской СОШ№1, Летницкой СОШ№16, Развиленской СОШ№10 и Краснополянской СОШ№32.высокий уровень знаний участниками был продемонстрирован на олимпиадах по русскому языку, биологии, обществознанию; низкий – по информатике и технологии.

В этом году значительно увеличилось число участников и регионального этапа – 38 (в прошлом году-только 8 (помешали погодные условия). Улучшились и результаты: 3 участника стали призёрами(Грицай Влад-история, Селина Виктория-общество и Орехова Анна-география – все учащиеся ПСШ№1).

- Предметные олимпиады для учащихся 5-8 классов: в этом году в олимпиадах приняли участие 116 учащихся из 12 школ района (не участвовали в олимпиаде учащиеся Развиленской СОШ№9) – на 48 % больше, чем в прошлом году. Кроме этого, в этом году мы изменили и расширили перечень предметов для олимпиады (ввели географию, историю, технологию, иностранный язык) .

Сегодня мы проводим предметные олимпиады для учащихся начальной щколы.

- Ряд интересных мероприятий прошёл в этом году под эгидой 75-летия образования Песчанокопского района: историко-краеведческа олимпиада «Ты помни: мира не узнаешь, не зная края своего», районная фотовыставка «Наш район глазами молодых» и выставка изобразительного творчества «Мой уголок России» - стали настоящим украшением районного праздника, посвящённого юбилейной дате, фестиваль исследовательских проектов учащихся , районный конкурс среди детей и юношества на лучшую разработку с использованием информационно-компьютерных технологий. Всего в этих мероприятиях приняли участие более 160 учащихся из всех школ района. Накануне праздничных мероприятий вышел первый, к сожаленью очень немногочисленный тираж сборника литературных творческих работ учащихся «Пою тебе, мой край родной».Вопрос выпуска второго тиража пока ещё находится в стадии решения.

В мае мы проводим свой традиционный районный конкурс среди детей и юношества на лучшую разработку с использованием информационных технологий. С каждым годом интерес к конкурсу растёт и со стороны участников, и их руководителей. Проводится конкурс по номинациям: Лучшая презентация -приложение к уроку (в помощь учителю), Лучшая презентация-исследование, Лучшая программная разработка, Лучший сайт, Лучший фильм, Лучшая художественно-графическая разработка. Но в этом году мы добавили ешё одну : Лучшая программная разработка для оформления сайта отдела образования.

Победители районного этапа конкурса представляют район на областном конкурсе, который проходит в октябре в рамках межрегиональной научно-практической конференции «Информационные технологии в образовании». Победители номинации Л.сайт и Л.программная разработка входят в число конкурсных испытаний, рекомендованных на выдвижение к присуждению премии президента для поддержки талантливой молодёжи в рамках реализации ПНПО. В этом году в конкурсе приняли участие работы учащихся Песчанокопской СОШ№1,Краснополянской СОШ№32 и Развиленской СОШ№9.

-С каждым годом растёт активность участия ОУ в предметных конкурсных мероприятиях: международные «Русский медвежонок», «Кенгуру», всероссийские: «КИТ», «Олимпиада атомных станций», «Почта России», физико–математическая олимпиада «Авангард», молодёжный предметный чемпионат, фестиваль «Портфолио»; областная краеведческая конференция, региональный конкурс «Зелёная планета» и мн.др.Так, только в международной игре-конкурсе «Русский медвежонок-языкознание для всех» в этом году приняли участие 865 учащихся 2-11 классов (это 28% всех обучаемых района).

Но вместе с тем необходимо отметить, что отношение к конкурсному движению в разных ОУ сильно отличается: наиболее активно работают в этом направлении СОШ№1,СОШ№10, СОШ№32, СОШ№29.Причём,большинство мероприятий – муниципальные, а региональные, всероссийские и международные – только те, что проходят в дистанционной форме. Причина понятна: отсутствие средств, необходимых на на организацию участия детей и их руководителей: проезд, проживание, оплату орг.взносов.

И всё же я сегодня хотела бы ещё раз обратиться к вам, уважаемые коллеги,не только с просьбой но и пожеланием: внимательней относиться ко всем поступающим в ваш адрес приглашениям об участии в различных мероприятий. Не секрет, что далеко не всегда только материальные причины решают вопрос участия, но и ваше отношение к нему.

- Очень важное направление – организация научно-исследовательской деятельности учащихся. Важный и действенный механизм – создание в школах НОУ. Приятно отметить, что на сегодняшний день такие общества организованы почти во всех ОУ(10 из 13), либо ведётся работа по их организации. Сегодня на конференции нам предстоит познакомиться с опытом работы некоторых из них. Хочется верить, что с организацией и созданием научных и интеллектуальных обществ учащихся ваша работа в этом направлении приобретёт новый импульс. Система дополнительного образования района позволяет развить интересы во многих областях деятельности. % охвата учащихся дополнительным образованием остаётся из года в год высоким. Но перечень направлений остаётся прежним: музыка, танцы, декоративное творчество. Всё это, конечно, должно быть, но доминантой развития центров дополнительного образования должно стать интеллектуальное творчество учащихся. И это должно отразиться на структуре учреждений дополнительного образования.

Особое внимание следует уделять поощрению одарённых детей, понимая важность процессов стимулирования.

Это и публикация материалов в средствах массовой информации, на сайтах ОУ ,

Стенды «Лучшие ученики школы», школьные информационные бюллетени, газеты о победах и достижениях учащихся,

Во многих школах действует система материального поощрения этих детей (например, премии отличникам),привлекаются активно для этого спонсорские возможности.

Районный Бал медалистов – проходит ежегодно в конце учебного года. Здесь в праздничной , торжественной обстановке мы поздравляем золотых и серебряных медалистов, а также чествуем их родителей.

Районный фестиваль «Радуга талантов», куда приглашаются не только отличники учёбы, победители конкурсов, олимпиад, но и лучшие спортсмены, артисты, активисты детских общественных организаций, в этом году мы планируем провести в конце апреля.

Интересная форма работы с одарёнными детьми, направленная на развитие мотивации к учебе и повышение престижа школьного образования -конкурс «Ученик года». В этом году он будет проводиться во второй раз..

Успех ребёнка во многом зависит от того, какой педагог с ним работает. Технологиям работы с одаренными и мотивированными детьми необходимо постоянно учиться. Учителя ОУ, педагоги УДО имеют возможность повысить своё профессиональное мастерство через курсовую подготовку, на обучающих семинарах. Вопросы работы с одарёнными детьми неоднократно изучались педагогами и руководителями на семинарах, организованных районной методической службой. С целью обмена опытом между педагогами, психологами, воспитателями ДОУ в вопросах выявления, сопровождения и поддержки одарённых детей мы сегодня проводим районную научно-практическую конференцию «Развитие детской одарённости: проблемы, поиски, перспективы.», где будет не только обобщён весь имеющийся в районе опыт , но и представлены новейшие научные и методический достижения .

Каждый из нас обладает свободой выбора, возможностью самостоятельно решать , каким будет его внутренний мир. Каждый волен создавать то, что посчитает нужным. Чем больше будет красоты в душе каждого, тем гармоничнее будет его личность, тем прекраснее мы сделаем окружающий мир.Наши одарённые дети создают этот прекрасный мир, а мы, взрослые, надеемся на их доброе будущее, помогая им стать светлыми и гармоничными.

Это действительно новое поколение, светлое будущее нашей России.

Наша с вами задача, уважаемые коллеги, поддерживать и направлять, развивать и приумножать их умения. Вместе мы сможем многое. Здоровья вам, счастья, творчества и веры – веры в себя и своих детей.

Принципы и методы выявления одаренных детей.



Толмачева Г.А.

Психолог – методист РМК

Биологи утверждают, что каждый ребенок – это уникальный эксперимент природы, он неповторим. Но при всем индивидуальном своеобразии реальных проявлений детской одаренности существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей. Причем наряду с глубинными, скрытыми от непрофессионального взгляда довольно много таких, которые часто проявляются в поведении ребенка, в его общении со сверстниками и взрослыми и, конечно же, в познавательной деятельности. Ценность таких черт в том, что они практически всегда могут быть замечены не только профессиональными психологами, но и родителями, и педагогами.

Принципы выявления одаренных детей.


Принцип комплексного оценивания

Принцип долговременности

Принцип использования тренинговых методов и заданий


Принцип учета потенциальных возможностей ребенка

Принцип опоры на экологически валидные методы диагностики

Принцип участия разных специалистов

Принцип участия детей в оценке собственной одаренности


Представленные принципы, как и всякие принципы вообще, выступают в качестве фундаментальных идей. Рассмотрим, как на практике может быть осуществлен процесс диагностики детской одаренности в условиях начальной школы.


Каталог: doc
doc -> В данной статье представлен опыт работы, демонстрирующий возможности программно-аппаратного комплекса afs и датчиков Vernier в формировании исследовательской компетенции учащихся, сборе и обработке информации, реализации основных дидактических принципов
doc -> Тема опыта: «Реализация системно-деятельностного подхода в обучении географии как средства развития личности»
doc -> Органах местного самоуправления
doc -> Программы
doc -> Информация об опыте 2
doc -> Работы с одаренной молодежью
doc -> Общие положения Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование»
doc -> Образовательная программа основного общего образования гоу спо яо борисоглебского политехнического техникума
doc -> Пояснительная записка Содержание и контекст Методы обучения


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница