Заседание областного родительского Совета



страница1/4
Дата10.02.2016
Размер0,83 Mb.
ТипОтчет
  1   2   3   4
В соответствии с планом работы управления образования и науки области 29 января 2009 года состоялось заседание областного родительского Совета.

На заседании присутствовали: первый заместитель начальника управления образования и науки области Л.В.Филатьева, ректор ТОИПКРО Г.А.Шешерина, специалисты управления образования и науки области, ТОИПКРО, заведующий отделом религиозного образования, катехизации и миссионерства Тамбовской Епархии Иерей И. Груданов, члены областного родительского Совета из 23 территорий области.

На заседании областного родительского Совета были рассмотрены вопросы:

Отчет председателя областного родительского Совета

Выборы председателя и секретаря областного родительского Совета

Об итогах работы системы образования области в 2008 году и перспективных направлениях развития

О развитии государственно-общественного управления в условиях становления новой модели образования.

О порядке проведения ЕГЭ в 2009 году

Задачи летней оздоровительной кампании 2009 года

Об организации профилактической работы, направленной на предупреждение правонарушений несовершеннолетних

Вопросы духовно-нравственного воспитания в системе регионального образования

О проведении областного смотра - конкурса «На лучшую организацию работы Советов (Комитетов) родительской общественности»

Направляем решение областного родительского Совета (приложении 1), список членов областного родительского Совета на 2009-2010 годы (приложение 2), пакет материалов для использования в работе (приложения 3-8).

Рекомендуем довести решение областного родительского Совета до сведения членов муниципальных родительских Советов (Комитетов) и организовать исполнение данного решения Советами (Комитетами ) всех уровней.

Приложение: на 52 листах в 1 экз.


Приложение 1

Решение

областного родительского Совета от 29.01.2009 г.
Заслушав и обсудив информации председателя областного родительского Совета, специалистов управления образования и науки области, руководителей и специалистов областного ИПК РО, представителей Тамбовской Епархии, родителей по вопросам повестки дня областной родительский Совет решил:
1. Избрать:

председателем областного родительского Совета Ликсутину Анну Павловну (г. Котовск),

заместителем председателя - Сабитову Светлану Геннадьевну (Сампурский район),

секретарем – Куштапину Светлану Анатольевну (Тамбовский район).
2. Рекомендовать:

2.1. Довести информацию об итогах работы системы образования области в 2008 году и перспективных направлениях развития, о порядке проведения ЕГЭ в 2009 году до родительской общественности.

(отв. члены областного родительского Совета)

2.2. Включить в план работы муниципальных родительских Советов (Комитетов) следующие вопросы:

О развитии государственно-общественного управления в условиях становления новой модели образования

О вопросах духовно-нравственного воспитания в системе муниципального образования

Об участии родительской общественности в организации работы по оздоровлению детей и подростков в летний период 2009 года».

О деятельности школьных инспекторов ПДН по профилактике преступности среди обучающихся муниципальных образований.


(отв. председатели муниципальных родительских Советов (Комитетов))
2.3. Провести муниципальный этап и принять участие в областном этапе смотра - конкурса на лучшую организацию работы по развитию общественной составляющей государственно-общественного управления образованием

(отв. муниципальные органы управления образованием,

администрации общеобразовательных школ,

муниципальные и школьные родительский

Советы (Комитеты))

4. Ввести в практику работы муниципальных родительских Советов (Комитетов) заслушивание на заседаниях отчетов о работе школьных Советов (Комитетов) по актуальным вопросам развития и функционирования образовательных учреждений.

(отв. муниципальные родительские Советы (Комитеты))
5. Заслушать на очередном заседании областного родительского Совета информацию по вопросу «О ходе выполнения решения VI областного родительского собрания «Становление новой модели образования Тамбовской области» Бондарского, Староюрьевского, Тамбовского районов, г.г. Котовска и Кирсанова

(отв. областной родительский Совет,

муниципальные

родительские Советы (Комитеты)


Председатель областного

родительского Совета А.П.Ликсутина

Секретарь областного

родительского Совета С.А. Куштапина

Приложение 3



Отчет председателя областного родительского Совета
Ликсутина А.П., председатель областного родительского Совета

В условиях, когда в стране динамично происходит становление рыночной экономики и правового государства, формируется гражданское общество, совершается постепенная переориентация образовательного процесса современной школы с сугубо обучающих технологий к формированию субъективной позиции всех участников образовательного процесса.

Принципиально изменились социальные условия, в которых сегодня работают образовательные учреждения, конкретные педагогические коллективы. Активно идёт возобновление деятельности детских и молодежных общественных объединений.

Произошли серьёзные изменения в личности школьника, интересы и потребности которого сегодня не ограничиваются лишь получением глубоких и разносторонних знаний. Всё это требует внедрения в педагогический процесс новых организационных моделей и активных технологий, позволяющих учитывать мнение потребителей образовательных услуг. Прежде всего это связано с развитием общественного участия в управлении образованием, как возможности получения качественного образования.

В наше области с 2004 года сложился позитивный опыт становления и развития государственно-общественного характера управления. На областном уровне по решению 1 областного собрания в марте 2005 года создан и активно работает областной родительский Совет. На муниципальном уровне координируют и направляют городские и районные родительские Советы. На уровне образовательных учреждений созданы различные модели общественного участия: Советы школ (21,6%), попечительские Советы (8,4%),родительские Советы, родительские клубы и ассамблеи (6,8%), и новая модель - школьные Управляющие Советы (63,3%).

Осмысление и обобщение деятельности различных форм государственно-общественного управления создает в целом определенные предпосылки для существенного улучшения положения дел в этом направлении и признание того, что на современном этапе модернизации областной системы образования оптимальной формой управления общеобразовательным учреждением является школьный управляющий совет.

Областной родительский Совет на свои заседания собирается регулярно (3 раза в год) и рассматривает вопросы в соответствии с планом, утвержденным областным родительским собранием. За отчетный период проведено 2 областных родительских собрания и 6 заседаний областного родительского Совета.

На заседания Совета с информацией по различным вопросам приглашаются начальники и специалисты управления образования и науки области, других органов исполнительной власти области.

В этом году на рассмотрение Совета были вынесены важные вопросы: о соблю­дении лицензионных условий требованием СанПиН, о реализации в области приоритетного национального проекта «Образование», о повышение ответственности родителей в организации летнего отдыха детей и др.

Решение областного родительского Совета доводится до всех районных и городских родительских Советов через членов областного родительского Совета.

Впервые в 2007 году по инициативе областного родительского Совета был проведен конкурс «На лучшую организацию работы Советов (Комитетов) родительской общественности».

В конкурсе приняли участие 20 органов государственно-общественного управления. Конкурс был первым и поэтому может быть не так много органов государственно-общественного управления разных уровней приняло в нем участие, но организаторы конкурса надеются, что практика проведения данного конкурса, а также конкурса публичных докладов муниципальных органов управления образованием и образовательных учреждений будет продолжена и в последующие годы и желающих участвовать в них будет больше.

Одним из факторов развития государственно-общественного управления в сфере образования в привлечении общественности к деятельности. Опыт показывает, что потребность общественности в управлении образовательными системами зависит от уровня организованности самой общественности, в том числе и экспертных структур.

Необходимым условием для повышение уровня общественной активности в сфере образования, является привлечение к аттестации образовательных учреждений, экспертизе образовательных результатов по организации общественного обсуждения проблем образования, экспертной оценке общеобразовательных учреждений внедряющих инновационные образовательные программы, лучших учителей, талантливой молодежи.

Участие общественности в оценке качества и результатов деятельности учреждения и педагогов осуществляется в следующих основных формах:

  • Общественное наблюдение,

  • Общественная экспертиза,

  • Подготовка и обсуждение публичного доклада учреждения;

Общественное наблюдение участие представителей органов самоуправления образовательных учреждений, представителей профессиональной, деловой и родительской общественности, представителей общественных объединений и организаций в деятельности образовательных учреждений, аттестационных, аккредитационных, конфликтных и иных комиссий автономного округа и муниципальных образований.

Для организации общественного наблюдения на уровне муниципального образования из числа представителей профессиональной и родительской общественности органами управления образованием формируются группы общественных наблюдателей.

Объектами общественного наблюдения являются:

  1. процедуры итоговой аттестации учащихся, в том числе в форме и по технологии
    единого государственного экзамена;


  2. процедуры лицензирования образовательных учреждений;

  3. процедуры аккредитации образовательных учреждений;

4) процедуры аттестации педагогических работников и руководителей
образовательных учреждений;


5) процедуры проведения контрольных и тестовых работ для учащихся
муниципальных образовательных учреждений.


Присутствие общественных наблюдателей на данных процедурах может быть инициировано как образовательным учреждением, так и органом (органами) управления образованием. Формами участия общественности в лицензировании образовательных учреждений являются:

1) представительство в экспертных комиссиях по лицензированию и аккредитации;

2) общественный контроль за соблюдением образовательными учреждениями
условий, предусмотренных лицензией.


Общественная экспертиза в образовании - это оценка соответствия условий осуществления образовательного процесса существующим требованиям и нормам как установленным государством, так и требованиям общественного заказчика.

Основными объектами экспертизы стали:

- выполнение санитарно-гигиенических норм организации образовательного
процесса в школе;


- организация питания в школе;

  • система сохранения и укрепления здоровья, обеспечения безопасности
    организации образовательного процесса;


  • соблюдение прав учащихся и их родителей, учителей и педагогических
    работников.


Особым объектом общественной экспертизы являются инновационные образовательные программы, проекты, технологии. В данном случае общественная экспертиза решает различные задачи:

• оценивает риски реализации проектов (программ) для здоровья и социального
самочувствия учащихся,


• оценивает целесообразность их внедрения с позиций удовлетворения
гражданского заказа на содержание и результаты образования, в том числе для решения
вопроса о финансовой поддержке инноваций (дополнительном финансировании,
выделении грантов).


Наиболее высоким уровнем общественной экспертизы является общественная аттестация, предполагающая целостный анализ состояния образовательной деятельности (условий, содержания, результатов) на предмет соответствия государственному и гражданскому заказу.

За последнее время удалось осуществить серьезные изменения как в процессе управления образовательными учреждениями, так и в деятельности областного родительского Совета и добиться уни­кальных результатов. Я не боюсь этого слова, потому что самый значительный результат - это привлечение родителей, широкой общественности и школьников к решению вопросов и проблем в системе образования области на разных уровнях. И сегодня главное - это наше взаимодействие, сотрудничество с руководителями и педагогическими коллективами школ, членами ученических и детских общественных организаций, активом родительской общественности, профсоюзными комитетами.

Я считаю, что привлечение к работе общественных гражданских институтов приведет к тому, что общество будет лучше понимать проблемы современного образования, перспективы его развития, адекватно оценивать качество образовательного процесса, а также иметь возможность получать наиболее полную информацию по данному вопросу и обсуждать реальное положение дел в системе образования. Целесообразным будет проведение «родительских приемных» членами областного родительского Совета, организация заседаний в форме «круглого стола», выездного тематического. Хотелось бы иметь системную, конструктивную «обратную связь» от муниципальных образований области в форме выступлений членов Совета по вопросам повестки дня.

Свои задачи по реализации региональной политики в образовании областной родительский Совет видит в том, чтобы способствовать реализации программы развития модернизации области, направленной на движение вперед, на достижение результатов в региональном комплексном проекте, на подготовку конкурентоспособных выпускников Тамбовских школ, на то, чтобы образование Тамбовской области оставалось лидером в Российской Федерации по уровню развития системы образования, внедрению инноваций, поддержке талантливых детей и педагогов, способных реализовывать проекты повышенной сложности.

Приложение 4



Об итогах работы системы образования области в 2008 году и

перспективных направлениях развития
Коллегия управления образования Астафьева Н.Г.

и науки области начальник управления

19 февраля 2009 г.

Уважаемые коллеги!


Данный публичный доклад управления образования и науки области об итогах деятельности системы образования в 2008 году и перспективных направлениях развития не только на 2009 год, но и на период до 2012 года, подготовлен на основе:

Государственных и ведомственных документов и материалов, задающих стратегию модернизации российского образования (Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, стратегия развития российского образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики на период до 2012 года, Государственная программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009 – 2012 годы»);

документов и материалов регионального уровня (сообщение главы администрации области областной Думе, Областная целевая программа «Модернизация системы образования Тамбовской области на 2009 – 2012 годы».

официальной статистической отчетности,

результатов мониторинговых исследований регионального и федерального уровней по вопросам качества образования, в том числе мониторинга реализации регионального комплексного проекта модернизации образования,

результатов рейтинга субъектов РФ по показателям развития образования, материалов социологических опросов и исследований по вопросам удовлетворенности населения качеством образования.

Основные положения доклада были одобрены родительской общественностью на заседании областного родительского комитета.
Прежде чем приступить к подведению итогов работы в прошедшем году позвольте кратко сформулировать характерные особенности современного периода развития регионального образования.
Во-первых, Министерством образования и науки Российской Федерации сформирована и представлена на широкое общественное обсуждение современная модель образования, инновационная по своей сути и по содержанию, направленная на формирование общества, основанного на знании. Также представлены на обсуждение государственные образовательные стандарты нового поколения, принципиально меняющие подходы к формированию содержания образования, требующие разработки и реализации методик и технологий, обеспечивающих компетентностный подход к обучению.

Во-вторых, завершился второй – определяющий - этап реализации приоритетного национального проекта «Образование» и регионального комплексного проекта модернизации образования, в ходе которого в отрасли произошли системные изменения, определившие ход развития регионального образования, как на ближайшие годы, так и на длительную перспективу.

В-третьих, наступивший год станет годом запуска нового масштабного проекта «Наша новая школа», который является и логическим продолжением ПНПО и несет в себе новые задачи, направленные на создание условий, обеспечивающих качественное образование, ориентированное на инновационное развитие экономики.
Таким образом, современный период развития образования характеризуется тем, что на общероссийском уровне определен политический вектор развития образования. На региональном уровне созданы определенные предпосылки для системных, последовательных и востребованных изменений, накоплен определенный ресурсный потенциал, сформирован облик современной модели регионального образования.
При проектировании модели учитывались в первую очередь:

проблемы демографического характера;

необходимость поддержки и социальной защиты детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации;

проблемы духовно-нравственного воспитания детей.


Демографическая ситуация, сложившаяся в области, является отражением демографических процессов в стране.

Ежегодное сокращение численности учащихся общеобразовательных учреждений области составляет в среднем 6-7%, то есть 5-7 тысяч человек.

На начало 2009 года количество учащихся в общеобразовательных учреждениях составило 95166 человек. Прогнозируется, что к началу 2015 года количество учащихся снизится на 37550 чел. и составит около 58 тысяч чел., в т.ч. в сельской местности останется ориентировочно 22 тысячи учащихся, то есть 38% всех учащихся.

Комплекс мер по улучшению демографической ситуации наряду с мерами по повышению рождаемости, направлены на поддержку семей, имеющих малолетних детей, посещающих дошкольные учреждения, на развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их социальную защиту.

В 2008 году общая сумма средств, направленная на эти цели из федерального и областного бюджетов, составила около 180 млн. рублей. Это только по направлениям работы, относящимся к компетенции управления образования и науки.

По прошествии двух лет реализации мер, направленных на устойчивое демографическое развитие, имеются обнадеживающие результаты. Так,

уровень рождаемости в области постепенно начал расти по сравнению с предыдущими годами и по прогнозам численность детей в возрасте 7 лет с 2009 до 2015 года увеличится на 1,3 тыс. человек.

разработана стратегия единой системы профилактики социального сиротства и развития семейных форм воспитания детей. Ее основная цель – обеспечение права ребенка жить и воспитываться в семье. Комплексный проект семейного устройства детей тамбовской области, по итогам федеральной экспертизы занял III место во Всероссийском конкурсе, проводимом Министерством образования и науки РФ, Федеральным агентством по образованию.

Практическим результатом также явилось увеличение количества приемных и патронатных семей с 76 до 88;

719 детей в течение года были устроены на воспитание в семьи.
На фоне этих процессов не теряет своей актуальности вопрос развития сети детских домов и специализированных школ-интернатов. В настоящее время в области функционирует 29 интернатных образовательных учреждений. Их число в 2007 году составляло 32.

Происходит объективно необходимый процесс реструктуризации. Освободившиеся площади и высвобожденные работники интернатных учреждений задействуются для создания новых служб. Так, в течение последних 2-х лет созданы 15 служб по устройству детей в семью, 3 центра по профилактике социального сиротств, 2 центра социальной адаптации и профессиональной подготовки и 1 социально-культурный центр.

Результатом работы созданных служб являются:

увеличение количества сопровождаемых замещающих семей со 171 в 2007 году до 320 на начало 2009 года;

повышение психолого-педагогической подготовки родителей, принимающих ребенка в семью. Открыта «Школа приёмных родителей», в которой прошли обучение 91 человек.

Созданные центры способствуют повышению уровня социализации воспитанников, помогают выпускникам в профессиональном самоопределении, а также позволяют выявлять и предупреждать случаи жестокого обращения с детьми в семьях.

Кроме того, в пяти интернатных учреждениях созданы социальные гостиницы для учащихся муниципальных школ, которые также будут использоваться и для временного проживания выпускников, для чего помещения были реконструированы и отремонтированы.

С 2008 года дети из школ-интернатов стали обучаться в общеобразовательных школах. Такое решение на уровне главы администрации области было принято не только с целью повышения качества обучения, но и для их большей социализации.

В наступившем году планируется продолжить все процессы, запущенные в 2008 году и ранее. Вместе с тем, особое внимание будет обращено на решение новой задачи, обозначенной в Послании Президента РФ: развитие дистанционного образования для детей-инвалидов.

В 2008 году 4 коррекционных учреждения уже получили компьютерное оборудование и специальное программное обеспечение на сумму 5 млн. 200 тыс. рублей, что позволяет расширить профили профессиональной подготовки и организовать центры дистанционного обучения детей-инвалидов.


Социальное сиротство, рост количества семей, оказавшихся в социально опасном положении (так называемый кризис семьи), высокий уровень употребления несовершеннолетними алкогольных напитков, пива, табачной продукции, психоактивных веществ – это далеко не полный перечень негативных явлений, которые усугубились в условиях социальной ситуации последних десятилетий, связанной с идеологическим, социально-экономическим и культурным переустройством общества.

Из 1500 семей, состоящих на профилактическом учете в образовательных учреждениях, третья часть злоупотребляет алкоголем, более трети не исполняют надлежащим образом обязанности по воспитанию детей.

На внутришкольном профилактическом учете состоят 1974 ребенка (из них 26% - по причине семейного неблагополучия, 32% - по причине безнадзорности, отсутствия контроля со стороны родителей).

Стабильно высоким остается уровень преступности обучающихся образовательных учреждений области. За 10 месяцев 2008 года 223 обучающихся общеобразовательных учреждений совершили преступления (в аналогичном периоде 2007 года - 240) (более 70% от общего числа преступлений составляют кражи чужого имущества, особенно сотовых телефонов).

Вместе с тем, в системе воспитания детей и молодежи области необходимо отметить позитивные тенденции, определяющие перспективы развития воспитания как приоритетной сферы социальной жизни общества. В сообщении главы администрации области о…. это направление заявлено как стратегическое.

В 2008 году предпринят ряд мер, направленных на духовно-нравственное воспитание детей:

выстроена система работы по патриотическому воспитанию, что дает свои результаты. По данным социологического опроса 2008 года у 75,9 % школьников сохраняется чувство патриотизма и положительное отношение к службе в вооруженных силах (в 2007 году – 72,0%);

получило развитие кадетское образование. Ежегодно Тамбовский кадетский корпус показывает стабильно высокие результаты на российском уровне. В 2008 году наша команда стала абсолютным победителем Всероссийского сбора кадетских классов, корпусов и молодежных организаций регионов РФ;

созданы новые модели сетевого взаимодействия учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений. (Центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения, службы по устройству детей в семьи);

реализуются проекты по профилактике социального сиротства, безнадзорности и правонарушений, по духовно-нравственному развитию и оздоровлению обучающихся (центр духовно-нравственного развития и оздоровления обучающихся, возрождения церковных ремесел «Наследие»).

В этой связи существенно возрастает роль классных руководителей. В области почти 6500 педагогических работников являются классными руководителями. Надо сказать, что усиление внимания государства и общества к деятельности классных руководителей, в том числе и материальное стимулирование этой деятельности, приносит результаты.

Положительными системными результатами реализации этого направления можно признать развитие школьного дополнительного образования, увеличение занятости детей во внеурочное время.

Сегодня насущной потребностью системы образования является принятие комплекса эффективных мер по обеспечению духовно-нравственного воспитания детей. Это:

разработка и внедрение образовательных и просветительских программ по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей;

расширение работы с родителями, общественностью по правовому просвещению;

повышение эффективности работы по выявлению детей и семей, находящихся в социально опасном положении и проведению с ними индивидуальной профилактической работы.


Сохранение и укрепление здоровья школьников сегодня совершенно обоснованно рассматривается в качестве важнейшего приоритета государственной политики как на федеральном, так и на региональном уровне.

Особое внимание решению данной проблемы уделил в своём Послании Федеральному Собранию Президент РФ Д.А.Медведев, отметив, что «…Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь».

Столь пристальное внимание к данному вопросу не случайно. Статистика свидетельствует о глубине существующих проблем:



  • только 22, 9% школьников нашего региона в возрастной группе от 7 до 17 лет имеют I группу здоровья, то есть могут быть признаны абсолютно здоровыми;

  • лишь 10% выпускников общеобразовательных учреждений могут быть отнесены к категории здоровых;

  • количество детей в возрасте 6-7 лет, не готовых к систематическому обучению, превышает 32 %.

Конечно, не только школа ответственна за состояние здоровья детей, но в школе можно сделать очень многое для сохранения и укрепления здоровья. Школа должна стать подлинной территорией здоровья и гармоничного развития, что предполагает:

особым образом простроенную территорию, на которой должны быть расположены учебно-опытные участки и спортивные площадки, спортивные сооружения,

наличие развитой инфраструктуры,

определённый ландшафт с растениями и цветами, положительно влияющими на здоровье детей,

использование современных экологически чистых материалов.

Такая школа должна работать полный день и иметь все условия для организации полноценной жизнедеятельности учащихся: современную школьную мебель, полностью оснащённый медицинский кабинет, столовую с современным технологическим оборудованием.

Более того, школы как центры досуга должны быть открыты в будни и воскресные дни, стать местом семейного отдыха.

Это идеальный вариант, но мы на основе имеющегося задела продолжим работу по достижению этого идеала. Сегодня сеть «Школ здоровья и развития» включает 26 учреждений области. Такие школы функционируют в городах Тамбове, Кирсанове, Рассказово, Мордовском, Мучкапском, Первомайском, Петровском, Уметском районах.

Активно развивается сеть спортивных сооружений. В 2008 году в школах области введены в строй 3 спортзала (Ржаксинский, Токаревский районы), 1 спортплощадка (Мичуринский район), 1 стадион (Ржаксинский район). В образовательных учреждениях области работают 1315 спортивных секций, в которых занимаются около 30 000 школьников. Идёт создание регионального центра подготовки футболистов - Академии футбола.

Большой вклад в сохранение здоровья детей вносит система школьного питания. В целом по области доля учащихся, получающих горячее питание увеличилась с 74% в 2007 году до 79% на начало 2009 года.

В прошлом году с началом реализации проекта «Школьное питание» произведены ремонт и полное технологическое переоснащение столовых 15 общеобразовательных учреждений, установлено современное оборудование. Таким образом, в пилотных учреждениях созданы условия для обеспечения качественным горячим питанием 100% школьников.

В рамках разработки национальной образовательной стратегии «Наша новая школа» нам предстоит:

обеспечить переход на новые образовательные стандарты не только в части обновления содержания, образовательных технологий, но и в части обеспечения условий обучения. Находиться в школе ребёнку должно быть комфортно: и психологически, и физически.

активнее внедрять образовательные технологии, основанные на индивидуальном подходе, снижающие риски для здоровья в процессе обучения.

каждая школа должна стать «территорией здоровья», обеспечивая сохранение и укрепление здоровья детей на протяжении всего срока обучения.

Аналогичные задачи были поставлены в ежегодном сообщении главы администрации области О.И.Бетина.
Первоначальным звеном и фундаментом современной модели образования является дошкольное образование.

Каковы же социально-экономические результаты развития региональной системы дошкольного образования?

В настоящее время на территории области услуги по дошкольному образованию оказывают 257 традиционных детских садов, 12 начальных школ-детских садов, 2 прогимназии. Кроме того, в области получила развитие новая модель образовательных учреждений «Школа - детский сад», «Сельский социокультурный комплекс – детский сад». Наиболее активно внедряется данная модель в Бондарском, Знаменском, Инжавинском, Петровском районах, г.г. Кирсанов, Уварово. По данной модели работает 33 образовательные учреждения.

Общий охват детей дошкольным образованием составил 55%, причем программами предшкольного образования охвачено более 80% детей в возрасте 5-7 лет.

Реализация муниципальных программ развития дошкольного образования позволила уже в истекшем году увеличить число мест в детских садах на 2,2 тыс. мест, вернуть в систему дошкольного образования здания 3 детских сада на 216 мест.

Однако, несмотря на обозначенные социально-экономические эффекты, существующая система дошкольного образования не в полной мере отвечает возрастающим потребностям семьи:

сохраняется очередность на устройство в дошкольные образовательные учреждения (2,8 тыс. чел.);

не удовлетворяется потребность населения в услугах дошкольного образования для детей раннего возраста до 3 лет;

городские детские сады переукомплектованы детьми на 30%.

Уже в ближайшие годы увеличение рождаемости вызовет дальнейший рост потребности в услугах дошкольного образования. При этом крайне важно обеспечить доступность дошкольного образования не только за счет развития сети традиционных детских садов, ни и за счет гибкости и многообразия программ и форм предоставления дошкольного образования различными образовательными учреждениями, в т.ч. детскими садами.

В будущем году крайне важно сконцентрировать внимание, как на региональном, так и на местном уровне на следующих направлениях деятельности.

Первое стратегическое направление - дальнейшее развитие сети образовательных учреждений, оказывающих услуги дошкольного образования, создание конкурентной среды:

переход на нормативно-подушевой механизм оплаты услуг;

введение муниципального заказа на услуги дошкольного образования с полноценным допуском к нему негосударственных организаций;

создание в городской местности сектора автономных некоммерческих дошкольных организаций;

стимулирование развития частных дошкольных организаций.

Второе стратегическое направление - создание служб раннего развития детей, консультативных пунктов для родителей и детей, воспитывающих в условиях семьи, обеспечивающих поддержку семейного воспитания и консультирования для семей с детьми до 3 лет.

Третье стратегическое направление – максимальное обеспечение детей старшего дошкольного возраста предшкольным образованием.

Предстоят содержательные изменения дошкольного образования. Поскольку уже в этом возрасте формируются такие важные для жизни в современном обществе качества, как креативность, способность к поиску знаний, в деятельности дошкольных образовательных учреждений необходимым становится использование современных технологий развития воображения, решения творческих задач.

Кроме этого, необходимо учитывать, что в рамках ПНПО предполагается поддержка муниципальных образований, предоставляющих качественное дошкольное образование. Это направление отдельной строкой включено в приоритетный национальный проект «Образование» с 2010 года. Поэтому, необходимо уже сейчас подготовить все для того, чтобы в каждом муниципалитете работали эффективные, гибкие модели, дающие возможность претендовать на участие в конкурсной поддержке муниципальных программ развития дошкольного образования по аналогии с поддержкой регионов, внедряющих комплексные проекты.
Как уже было сказано, сегодня созданы условия для перехода региона к новым образовательным стандартам, характерной особенностью которых является переход от установки на запоминание большого количества информации к освоению новых видов деятельности - творческих, проектных, исследовательских. Основой современных стандартов становится формирование у учащихся таких базовых компетентностей как:

информационная (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);

коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);

самоорганизация (умение ставит цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);

самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).

Многие учебные программы и методы обучения обновлены на основе компетентностного подхода.

Особую роль приобрели дисциплины гуманитарного цикла и учебных курсов с элементами освоения технологий: иностранный язык изучается в 60% начальных классов, что на 27% больше, чем в прошлом году. На 3% увеличилось количество обучающихся 8 – 11 классов, изучающих второй иностранный язык.

Продолжается введение информационно – коммуникативных технологий в начальной школе. Количество классов, в которых введен учебный предмет «Информатика», увеличилось на 46% по сравнению с прошлым годом и составляет сегодня 25% всех начальных классов.

Процесс обучения становится многообразным и вариативным, важную роль играют как внешняя, так и внутренняя системы оценки качества, ориентированные не столько на регулирование процесса обучения, сколько на новые результаты.

В течение последних 5 лет мы активно осваивали один из видов внешней оценки качества образования – ЕГЭ для 11-классников. В 2008 году в ЕГЭ приняли участие практически все выпускники – 9282 человека.



Каталог: files -> vospitanie
vospitanie -> Педагогическая диагностика воспитанности как неотъемлемая часть образовательного процесса в вузе
vospitanie -> Воспитание и охрана певческого голоса детей дошкольного возраста
vospitanie -> Моу «Гимназия №6»
vospitanie -> Первые уроки эксперимента по развитию духовно-нравственного просвещения
vospitanie -> Консультация для родителей «Воспитание любознательности средствами природы»
vospitanie -> «Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста»
vospitanie -> Дисграфия это частичное специфическое нарушение письма. Этиология дисграфии
vospitanie -> «Воспитание ответственности у детей» Консультации для родителей


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница