Заседание Комитета по политическим технологиям Российской Ассоциации по связям с общественностью (расо)



страница1/3
Дата22.04.2016
Размер0.79 Mb.
ТипЗаседание
  1   2   3
Тезисы доклада

Профессора Кафедры Российской политики, заведующего Лабораторией политического консультирования Факультета политологии СПбГУ Юрьева А.И.


«Возможности политической психологии и политологии

в подготовке образовательных стандартов, программ обучения и повышения квалификации специалистов в сфере политического консультирования

(1 часть – научно-методическая).

Заседание Комитета по политическим технологиям

Российской Ассоциации по связям с общественностью (РАСО).



(Москва, отель «Метрополь», 17 августа 2015, 16-000)

ВВЕДЕНИЕ: УСЛОВИЯ РАБОТЫ С ПОЛИТИКОМ

Этический Кодекс политического психолога.
Введение
Происхождение «Этического Кодекса» политического психолога: а) личный опыт достижений и неудач, причина которых была обнаружена в соблюдении этики своей работы, как политического консультанта; б) обобщение опыта зарубежных коллег, описанного в Этических Кодексах 12 стран мира; в) крайняя необходимость учить студентов – политических психологов и политологов «правилам техники безопасности» их работы в политике; г) нормы Этического Кодекса политического психолога постоянно перепроверяются лично во множестве политических консультаций, начиная с 1986 года по настоящее время.
Принципы и правила деятельности политического консультанта.
А). Политика – особая область деятельности, в которой работают специальным образом подготовленные психологи. Политика - наука, исследующая, проектирующая, формирующая и эксплуатирующая психологические конструкции власти. Поэтому политическая деятельность - экстремальный вид профессиональной трудовой деятельности, цена ошибки в которой - страдания и гибель граждан, политиков, целых народов, и самих психологов.
Б). Право на деятельность в области политики дают уникальные способности к политическому целеобразованию, которое и является основанием для реальной политической власти. Политика несет ответственность за смысл жизни масс людей, ценности общества, цели его развития, что и дает ей право на власть. Политическая психология работает с массовидными явлениями типа толпы, публики, собраний, митингов аудиторий, парламентов и т.д. Политические психологи создают психолого-политические основы политических партий.
В.) Инструментом психологии политики является информация, как универсальное средство воздействия на поведение людей через систему психических состояний человека. В исследовательской деятельности политические психологии использует психологическое тестирование и интервьюирование политических лидеров, что делает их работу чрезвычайно конфиденциальной. Они широко применяют телефонные опросы и уличное анкетирование, анализируют продукты деятельности политических лидеров в форме их выступлений по телевидению, в прессе, что накладывает на них особую ответственность за предание результатов их исследований широкой гласности
Г) Политическая психология, изучает:

1. Субъекта политика (лидеров политических движений, государственных политических деятелей и других лиц, изучающих, проектирующих, создающих и применяющих политическую власть.),

2. Объекта политики (людей и массы людей, реагирующих на применение власти в качестве избирателей, граждан, участников забастовок, демонстраций, мятежей и т.п.) .

3. Политическую деятельность (идеологические дискуссии о формах и проявлениях власти, процесс законодательного изменения структуры и функций власти, управление экономикой за счет властного ее регулирования, применение силы в управлении политическим поведением масс людей или ее лидеров).
Во избежание дискредитации политической психологии как науки, а политических психологов как ученых, необходимо разумное самоограничение в исследованиях, публикациях, рекомендациях. Самоограничение требует от политического психолога: а) изучать научные закономерности сопряжения людей и власти в качестве ученого, а не действовать в качестве члена той или партии, участвующего в политической «борьбе за власть». б) Самоограничение требует, чтобы политические психологи придерживались принципа «не навреди», делая только то, что заведомо поможет .людям, обратившимся к ним за советом, помощью, поддержкой. в) Самоограничение позволяет не ставить под сомнение право политических психологов исследовать политические феномены, свидетелями и участниками которыми они стали. Законы политической психологии людей вечны – применение этих законов в «борьбе за власть» лиц и групп суетно и преходяще.
Предназначение Этического кодекса политического психолога – техника безопасности, как для лиц, являющимися объектом его исследования, так и для самого политического психолога, работающего ради научной истины, а не против конкретных людей. Этический кодекс служит документом, разъясняющим цели, задачи, методы, результаты работы политического психолога. Ознакомление представителей государственных организаций, частных фирм, политических партий и политических лидеров с "Этическими принципами и правилами политической психологии" облегчит совместную работу, формулировку проблем, задач и результатов деятельности политического психолога.


  1. Цели, методы и результаты деятельности

политического психолога.
1.1. Целью деятельности политического психолога является объективное и беспристрастное изучение закономерностей связи психологических феноменов и политических явлений. Под политическими явлениями понимаются все действия политиков по изучению власти, ее проектированию, формированию и применению к объектам политики. (Вне науки эти действия политиков приобретают признаки борьбы за власть, ее удержанию и использованию). Под психологическими феноменами понимаются реакции на применение власти в изменениях психического состояния и поведения людей (Вне науки эти действия квалифицируются как результаты выборов, гражданского согласия или неповиновения вплоть до патриотических акций или терроризма.

Смыслом деятельности политического психолога является согласование политики с закономерностями поведения «человека разумного», и предотвращение политических ошибок власти, которые могли бы нанести ущерб людям и человеческому в жизни общества.
2. Задачи политического психолога:
2.1. Понимание закономерностей изменения психических состояний человека в процессе его взаимодействия с властью как у ее субъекта, так и у объекта власти.

2.2. Анализ соотношения политических явлений и психических процессов человека и общества.

2.3. Изучение взаимного влияния психических свойств и особенностей человека и политических явлений.
3. Методы деятельности политического психолога:
3.1.Психолого-социологическое индивидуальное и массовое интервьюирование людей, осуществлявших политическую деятельность или являющихся ее субъектами и объектами.

3.2. Исследование влияния психологических| особенностей людей а) проектирующих властные действия, б) их осуществляющих и в) повинующихся структурам власти - на эффективность и адекватность политики.

3.2.Исследование влияния психологических особенностей людей а) проектирующихся структурам действия, б) их осуществляющих и в) повинующихся структурам власти – на эффективность и адекватность политики.

3.3.Психологическое изучение продуктов политической деятельности человека, регистрируемых в форме его выступлений в СМИ, экономических, военных, административных действий.

3.4.Включенное наблюдение, осуществляемое в процессе сотрудничества с людьми участвующими в политической деятельности.

3.5.Психологическое моделирование типичных ситуаций политической деятельности в процессе подготовки у частников, политических событий к их планированию и осуществлению.

3.6.Психологическое экспериментирование в области исследования, проектирования, осуществления перспективной политики и ее психолого-политических последствий.
4. Результаты деятельности политического психолога
4.1. Разработка психологического основ для понимания, проектирования политики ее целей, средств и результатов.

4.2. Разработка психологических методик подготовки профессиональных политиков – конструкторов и управляющих научных систем власти,

4.3. Разработка психологических рекомендаций для политиков и политических партий в целях гуманизации методов достижения политических целей.

4.4. Разработка научных психологических основ политики, ее формирования, распространения и исполнения.
5. Этические принципы политической психологии

и правила их достижения.
(В соответствии с Уставом международной Ассоциации Политической Психологии (ISPP), принятом 31.8.1985., члены ISPP могут заниматься политической деятельностью (принимать участие в предвыборных собраниях лидеров политических партий), но они обязаны при этом дать понять, что любые позиции или предпринимаемые ими действия не являются позицией или действиями, принимаемыми ISPP).

(International society of political psychology. Constitytion and By-Laws. P.2.)

Главный принцип политического психолога состоит в том, что он сознательно и добровольно контролирует все моменты своей научно-практической деятельности. Он делает это во избежание создания опасности для политики, объекта и субъекта политики и самого себя (см. рис. 1.).
Это означает, что самоконтролю последовательно подвергаются собственное поведение консультанта (5.2.), его отношение с объектом политики (государства, избирателя, жители, граждане (5.1.), субъектом политики (политические лидеры, члены политических и государственных организаций (5.4.), с атрибутами (идеи, программы, планы, документы (5.3.).

Рис. 1. Этический Кодекс политического психолога, как система принципов и правил, регламентирующих отношения политического психолога, субъекта и объекта политики и материалов психолого-политического содержания.

(Механизм действия Этического Кодекса Политического Психолога: каждый Этический принцип (5.1, 5.2., 5.3., 5.4.) поочередно «отсекает» от его влияния каждого другого «участника» психолого-политического процесса, а его отношения с ними контролируются этическими правилами в точках связи (5.1.1., 5.1.2., 5.1.3. и т.д.)

5.1. Принцип не нанесения ущерба объекту политики
Исследование политического психолога должны быть направлены только на создание и осуществление адекватной политики, не имеющей целью морального, экономического, физического подавления оппонентов субъектов политики.
5.1.1. Правило взаимоуважения политического психолога и объекта политики. Высказывания политического психолога не должны содержать оскорбительных намерений, рекомендаций, оценок, комментариев.

5.1.2. Правило безопасности действий политического психолога для объекта политики. Исследования политического психолога и его рекомендации не должны составлять основу опасности ни для кого из участников политического процесса.

5.1.3. Правило предупреждения не адекватных действий субъекта политики относительно объекта политики. Субъект политики не должен требовать, а политический психолог не должен позволять использовать результаты своей работы для нанесения ущерба объекту политики.

5.2. Принцип компетентности политического психолога.
Политическим психологом является специалист, имеющий соответствующее его деятельности образование и квалификацию, а также опыт работы, подтвержденный государственными документами.
5.2.1. Правило обоснованности результатов деятельности политического психолога. Политический психолог должен обладать знаниями, умениями и навыками формулирования научных итогов своей деятельности.

5.2.2. Правило сотрудничества политического психолога и субъекта политики (депутата, лидера партии, государственного и общественного деятеля и т.д.. Политический психолог и субъект политики должны информировать друг друга по всем момента своего сотрудничества без скрытия действительных мотивов своей деятельности.

5.2.3. Правило профессионального поведения политического психолога относительно объекта политики (избирателя, демонстранта, бастующего и т.д.). Политический психолог должен обладать способностями и навыками общения взаимодействия с объектом политики.
5.3. Принцип беспристрастности политического психолога
Практикующий политический психолог не должен быть руководителем, соруководителем, активистом какой-либо политической организации, борющейся за власть.
5.3.1. Правило научности результатов деятельности политического психолога. Политический психолог в своих исследованиях или практических действиях может опираться только на научные знания, умения или навыки, за получение которых он получил соответствующий диплом.

5.3.2. Правило адекватности методов деятельности политическом психолога относительно объекта политики. Политический психолог не должен использовать незаконные или аморальные методы получения информации или воздействия на субъектов и объектов политики.

5.3.3. Правило взвешенности сведений, предаваемых политическим психологом гласности. Высказывания, рекомендации, действия политического психолога не должны содержать причин или оснований, создающих любую форму опасности для людей, вовлеченных в политику.
5.4. Принцип конфиденциальности деятельности

политического психолога
Политический психолог ни в какой форме не должен разглашать полученных им конфиденциальных сведений о субъектах и объектах политики, и эти сведения могут быть приравнены к врачебной или государственной тайне.

5.4.1. Правило кодирования сведений психолого-политического характера. Все исследовательские материалы политического психолога должны содержать указания на исследуемого носителя психологических качеств в закодированной форме: любая произвольная комбинация чисел или букв число вместо имени и фамилии.

5.4.2. Правило контролируемого хранения сведений психолого-политического характера. Политический психолог хранит сведения психолого-политического характера о субъекте или объекте политики в месте и условиях, исключающих их не контролируемое использование.

5.4.3. Правила корректного использования сведений психолого-политического характера. Все сведения психологического характера, полученные политическим психологом, используются только лишь в тех целях, ради которых проводилось исследование.
При соблюдении настоящих принципов и правил деятельности политического психолога гарантируется профессиональное и личная безопасность субъектов и объектов политики, самого политического психолога, адекватной политики не наносится ущерба.
Проф. Юрьев А.И.
Санкт-Петербургский государственный университет

Факультет политологии

Кафедра российской политики

E-Mail: yuriev@robotek.ru




  1. ВАЖНЕЙШИЙ ПРИНЦИП: СОПРЯЖЕНИЕ НАУКИ И ПРАКТИКИ


Принцип 1: сопряжение политики, политологии и психологии.

Сопряжение политики, политологии и психологии пока представляет довольно трудную задачу из-за разобщенности этих видов деятельности, каждый из которых пытается внутри себя кустарными методами сделать то, что профессионально делают смежные научно-практические дисциплины. Опыт совмещения основных знаний, формирующих политика 5-го поколения приобретался на практике сначала в психолого-политической переподготовке партийных кадров к глобальным изменениям в стране (1987 г., Дюны, СПб), потом первых Представителей Президента РФ перед их назначением (1991 г., Осиновая Роща, СПб), затем первых назначаемых Губернаторов РФ (там же), потом на подготовке кадрового резерва регионов России и т.д. В процессе этой работы удалось к психологам присоединить юристов, экономистов, философов и др.

Чтобы ясно понимать, чему, как и кого готовить, необходимо обладать теоретическим и методологическим обеспечением этого процесса. Самая трудная задача заключалась в сопряжении реальной политики, политологии и политической психологии, их взаимодействия и распределения между ними зон ответственности. В соответствии с рекомендациями Международной организации политической психологии (ISPP) было определено, что:

А) Политическая психология – наука, изучающая связь между политическими явлениями и психологическими феноменами, и направлена на объяснение политической ситуации, порожденной психическим состоянием политического человека и общества.



Политическая психология обнаруживается в процессе прямых эмпирических исследований политического человека, порождающего политическую ситуацию. Процесс исследования идет от психологии политического человека, как постоянной величины, к политическим изменениям, как переменной величине. Психология политического человека принимается как данность в ее реальном проявлении, а политика описывается как переменная величина, разрушаемая или поддерживаемая политическим человеком.

Цель политической психологии. Обнаружение закономерностей в связях между политическими явлениями и психологическими феноменами, которые проявляются в изменениях поведения человека в отношении политики.

Задачи политической психологии: получение данных о психолого-политических особенностях субъекта политики (политических лидеров и политических партий), объекта политики (избирателей, граждан, коллективов и др.), о психологических механизмах политической деятельности (интеллектуальной экспансии, правового регулирования, экономического принуждения и физического насилия).

Предмет политической психологии. Предметом исследования являются те психолого-политические особенности субъектов и объектов политики, которые определяют эффективность изучения власти, ее проектирования, формирования и применения. Кроме этого, рассматриваются все психологические инструменты, влияющие на состав, структуры, функционирование власти – психология жизненного пространства, психология массовидных явлений, место психологии политики в жизнеобеспечении общества.

Объект политической психологии. Объектом исследования является психология "политического человека", – т.е. человека, чьи качества определяются взаимодействием с властью и влиянием той политической среды, в которой он находится. Качества политического человека преображаются, когда он оказывается в различных политических средах. Под политической средой понимаются массовидные политические явления типа толпы, митинга, парламента, коллектива, армии, партии и т.д., в которых оказывается политический человек.

Теоретико-методическая основа политической психологии. Теоретико-методической основой являются разработки В. М. Бехтерева, изложенные в "Коллективной рефлексологии" и других его работах, междисциплинарный подход к изучению психики человека Б. Г. Ананьева, системные описания в психологии, предложенные В. А. Ганзеном, анализ психологии деятельности Г. В. Суходольского

Гипотезы политической психологии:

  1. Политическая деятельность является профессиональной трудовой деятельностью, требующей специального образования и воспитания, обеспеченного теорией и методологией а) изучения, б) проектирования, г) эксплуатации власти.

  2. Политическая деятельность является обязательной и незаменимой составной частью психологического жизнеобеспечения общества со своим предметом, средствами и содержанием труда.

  3. Существом психологии политики является психология власти, имеющая психологический состав, структуру, функции и психологические законы существования и применения власти.

  4. Человек по своей природе политичен в такой же степени, как социален, физиологичен или биологичен. Взаимодействуя с властью в различных политических средах, он изменяет свои специфические психолого-политические состояния.

  5. Для человека характерна система психолого-политических состояний, посредством которых осуществляется достижение поставленных политических целей.

  6. Существует система психологических качеств информации, используемых для влияния субъекта политики на объект политики в процессе политической деятельности.

  7. Психолого-политические экспериментальные исследования позволяют оценивать меру политической стабильности общества.

Б) Психологические основы политологии, как науки, изучающей государство, партии и другие институты власти в обществе, воздействующие на него, заключаются в измерении психологической реакции политического человека и общества на эти воздействия.

Психологические основы политологии обнаруживаются в процессе прямых эмпирических исследований политического человека в конкретной политической ситуации. Процесс исследования идет от политики, как постоянной величины, к психологическим изменениям человека, как переменной величине. Политика принимается, как данность, в ее теоретическом или реальном проявлении, а измеряются психологические реакции на нее политического человека и общества, которые она порождает с точки зрения ее поддержки или сопротивления ей.



Цель психологических основ политологии. Измерение эмпирически установленной психологической реакции политического человека и общества на политику для корректировки ее конструкции и методов достижения искомого результата. Под измерением психологической реакции понимаются измерения психических состояний и свойств политического человека в связи с конкретными политическими акциями.

Задачи психологических основ политологии: установление закономерностей устойчивой зависимости психолого-политических особенностей субъекта политики (политических лидеров и политических партий), объекта политики (избирателей, граждан, коллективов и др.) от политических инструментов, которые применяются для интеллектуальной экспансии, правового регулирования, экономического принуждения, физического насилия.

Предмет психологических основ политологии. Предметом исследования являются психолого-политические особенности и состояния политического человека и общества, определяемые политикой и дающие возможность прогнозировать вероятность достижение запланированного результата.

Объект психологических основ политологии. Объектом исследования является субъекты и объекты политики, чьи психологические качества определяются политикой и политической средой, в которой он находится. Качества политического человека преображаются, когда он оказывается в различных политических средах: в толпе, на митинге, в парламенте, в коллективе, в семье, в армии и т.д.

Теоретико-методическая основа психологических основ политологии. Теоретико-методической основой являются разработки В. М. Бехтерева, изложенные в "Коллективной рефлексологии" и других его работах, междисциплинарный подход к изучению психики человека Б. Г. Ананьева, системные описания в психологии, предложенные В. А. Ганзеном, системные описания политической психологии А. И. Юрьева.


Рис. 1. Разведение политической психологии (1), психологических основ политологии (2), реальной политики и политологии (4), исследования политического человека и политического общества (3), как самостоятельных научных проектов на пересечении политологии (изучения), реальной политики (функционирования) и психологии (коррекции). (Юрьев, 2010)
Гипотезы психологических основ политологии:

  1. Психологическая оценка состояния населения региона позволяет уверенно судить о вероятности достижения целей политики в этом регионе.

  2. Математическое моделирование социальных и политических процессов позволяет модифицировать политику с целью достижения ее цели.

  3. Эмпирические психологические исследования дают научный прогноз развития конкретных политических событий и общих политико-экономических тенденций.

  4. Индивидуальное психологическое тестирование и консультирование политиков является обязательным условием эффективности их политики.

  5. Знание о психологическом содержании смысла, целей, ценностей проводимой политики является обязательным условием успешной реализации политического проекта.

  6. Воплощение конкретной политики возможно только в случае специальной психологической подготовки и организации привлеченных для этого кадров для минимизации нежелательных реакций на проводимую политику.

  7. Теория и практика партийного строительства и политического управления базируется на психологических данных, полученных эмпирическим путем.

  8. Политика, вызывающая массовидные явления при эскалации социального напряжения, может быть правильно скорректирована только на основе данных их психологического исследования.

Все эти годы преподаватели активно работали в реальной политике (консультантами, советниками, руководителями избирательных кампаний, депутатами и т.п.), а в 2009 году группа преподавателей кафедры политической психологии СПбГУ перешла на работу на факультет политологии СПбГУ, где в среде профессиональных политологов все эти годы изучает политологию в процессе реального научного и учебного процесса. Сейчас это дает основание считать, что преподавателям удалось овладеть знаниями и на позиции 3 (Рис.1), на пересечении реальной политики, политологии и психологии. С этой позиции осуществляется вся работа, которая представлена в следующих фрагментах.




  1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Встреча с зарубежными политологами подтвердила чрезвычайную важность для политтехнологии связь научной и практической части этой работы. Их сообщение не было открытием: в ЛГУ сорок лет назад использовали Струпп-тест для научно-практических целей (игра с цветом и словами), в МГУ фундаментально изучали научную пупиллогафию (движение взгляда по объекту восприятия) и т.д.

«Струп тест был предложен американцем Джоном Ридли Струпом в 1935 году. Тест основан на различиях зрительного и логического восприятия цвета (противопоставляется реальный цвет и его название). Суть Струп теста в следующем: предлагаются сочетания названий основных цветов, где значение слова и цвет шрифта частью совпадают, частью нет. Нужно быстро читать про себя слова и называть вслух цвет шрифта. То есть: написано красным "синий", а сказать надо красный.

классичесский струп тест

Восприятие нами цвета и текста происходит по-особому, разными отделами полушарий, и регулярная работа со Струп тестами отлично развивает навыки восприятия» (В интернете есть множество подробных описаний этого феномена).
Феномен Струпп-теста – только одно из сотен других психологических открытий, которые активно используются в политике, в искусстве, СМИ, на ТВ и др. Пример, приведенный зарубежным коллегой, только лишний раз подчеркнул особую важность сопряжения научных знаний психологии, политологии и реальной политики для формирования картины мира, мировоззрения, жизненной позиции и образа жизни масс людей. Главным является превращение теоретических знаний в практические навыки и умения, которые нужны политикам в новое, пост-глобальное время четырех кризисов: интеллектуального, философского, морального и экономического

.

До 1917 года взаимодействие между психологией и политологией в России полностью отсутствовало, а взаимный интерес психологов и политологов во всем мире до середины ХХ века был спонтанным. Хотя, все видели, что поведение масс людей во времена смут и революций было поразительным по своей жестокости и политической иррациональности, и его назвали политическим поведением. Оно возникало периодически, как извержение вулкана, и поражало своими крайностями, отсутствием логики, но, тем не менее, именно политическое поведение определяло жизнь целых государств на многие годы вперед. Все известные в «мирной жизни» психологические теории не могли ответить на вопросы: откуда, почему, зачем, как, каким образом возникало политическое поведение?

С середины ХХ века психологические исследования политики стали систематическими, потому что фрагменты политического поведения были обнаружены на выборах, на забастовках, митингах, а не только в революциях и войнах. Было создана Международная организация политической психологии (ISPP), изданы первые монографии и учебники, созданы первые кафедры политической психологии в университетах. В СССР - первая в ЛГУ в 1989 году, затем в МГУ в 2000 году, чуть позднее и в других университетах России.

Но в отличие от других психологических дисциплин, политическая психология стала дополняться исследованиями специалистов множества других смежных наук: географов, этнографов, культурологов, социологов, лингвистов и т.д. Важно отметить, что в большинстве университетов мира политические психологи работают на факультетах политологии. Опыт СПбГУ и МГУ показывает, что политическое поведение невозможно понять «изнутри» одной специальности. Любой психолого-политический феномен обусловливается не одними лишь психологическими факторами, но и факторами культурологическими, религиозными, экономическими, историческими, философскими и др. В наилучшей степени весь спектр дисциплин, изучающих политику, обобщается в политологии. Проблемы изучения политического поведения создаются тем, что факультеты университетов превратились в механическое собрание специализированных институтов (физики, математики, биологии, экономики и др.). Эти институты бдительно следят за чистотой своей территории от проникновения «чужих» наук вместо формирования целостной научной картины мира, за создание которой университеты несут ответственность перед обществом.

Четыре жесточайших кризиса, принесенных пост-глобализацией, могут быть преодолены только политиками 5-го поколения, имеющими целостное системное представление о современной научной картине мира, в которой «Будущее есть не то, что идет к нам, но то, к чему мы идем» (М. Гюйо, Происхождение идеи времени, СПб., 1899, стр. 35.). В политике 5-го поколения успех определяется глубиной прогнозирования развития человечества на 30-100 лет, и ни в коем случае не глубиной погружения в прошлое, из которого отнюдь не следует ни настоящего, ни будущего.

Целостное означает, что мир гармоничен, и, несмотря на ошибки политиков, часто нарушающих гармонию мира, он все равно будет снова и снова возвращаться к своей целостности, определяемой принципами: 1) единства (согласования структуры целого и его функции, т.е. цели и средства), 2) повторяемости целого в частях на основе сходства, 3) соподчиненности (объединения частей в целое на основе различия), 4) соразмерности - согласования частей в целом по числовой мере, 5) уравновешенности - согласования противоположных сторон целостного объекта. (Ганзен В.А. «Восприятие целостных объектов», ЛГУ, 1974.)

Системность представлений политика 5-го поколения о научной картине мире основывается на понимании того, что система – это «такая организация, в которой отдельные элементы работают вместе, чтобы получить выходной эффект, который отдельный элемент сам по себе дать не может. Система должна отвечать следующим допущениям:

1) иметь иерархическую организацию, т.е. система более низкого порядка встроена в систему более высокого порядка так, что ее выходной эффект воспринимается системой более высокого порядка и преобразуется в процесс,

2) быть целенаправленной, потому что в ней задействован человек, и она искусственно им создана,

3) каждый элемент системы должен подчиняться общей цели. Цель является отправной точкой для разработки системы, цель определяет деятельность участников системы, цель позволяет судить, правильно ли работает система,

4) каждый элемент системы должен оказывать влияние на все другие ее элементы, а выходные эффекты отдельных элементов преобразовываться в выходной эффект всей системы,

5) измерение, оценка, обратная связь должны являться неотъемлемыми элементами системы.) ». ( D.Meister, 1978).

Политических ошибок можно было бы избежать в том случае, если бы политика приобрела статус профессиональной трудовой деятельности, требующей специального воспитания и образования.


  1. Политика, как профессиональная трудовая деятельность.



Каталог: wp-content -> uploads -> 2015
2015 -> Семья как фактор социогенеза: ценностно-нормативный аспект
2015 -> «Особенности организации деятельности соц педагога в коррекционном учреждении» Социальный педагог
2015 -> Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
2015 -> Ложная женщина. Невроз как внутренний театр личности
2015 -> Методические рекомендации по организации учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий в условиях сетевого взаимодействия образовательрных учреждений и организаций организация учебного процесса с использованием дистанционных
2015 -> Лекция Как важно понимание семьи Категория: ветераны боевых действий и члены их семей


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница