Заполярный филиал



Скачать 95.18 Kb.
страница1/2
Дата10.02.2016
Размер95.18 Kb.
ТипПрограмма
  1   2
Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени А.С. ПУШКИНА

ЗАПОЛЯРНЫЙ ФИЛИАЛ

УТВЕРЖДАЮ

Директор Заполярного филиала

ЛГУ им. А.С. Пушкина

________________ И.П. Соловьева

«____»__________________20___г.



Программа

ПРАКТИКИ В ШКОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

(ИЛИ РЕЧЕВОМ ЦЕНТРЕ)

студентов специальности 050715.65 «логопедия»

Заочная форма обучения
6 курс

Продолжительность – 7 недель

Форма контроля – дифференцированный зачет

Утверждено на заседании кафедры

педагогики и психологии

(Протокол №_______ от_________)

Зав.кафедрой_________Кочетовская Е.В.

НОРИЛЬСК

2012
I. Организационно-методический раздел

Пояснительная записка
Программа «Практика в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи (или речевом центре)» составлена для студентов заочной формы обучения в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования 2005 г., с Законом РФ «Об образовании», Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Рекомендациями по организации практики студентов общеобразовательных учреждений высшего профессионального образования.

Практика является составной частью основной образовательной программы подготовки специалистов по специальности 050715.65 - логопедия, квалификация учитель-логопед. Практика проводится на базе специальных коррекционных школ.

В ходе практики студенты должны спланировать и реализовать план образовательной деятельности с группой учащихся, разработать и провести систему уроков, отражающих завершенный отрезок процесса обучения на базе содержания изучаемых дисциплин. При этом они должны показать владение современными технологиями и методиками обучения детей с нарушениями речи. По итогам практики студентом представляется отчет с анализом всех видов его деятельности.

Практика дает возможность студенту:



  • реализовывать полученные в ВУЗе знания в условиях, приближенных к профессиональной деятельности;

  • стать участником проектирования и внедрения учебно-методических и диагностических материалов;

  • апробировать различные образовательные технологии и методики, направленные на коррекцию речевого развития детей;

  • приобрести новый профессиональный опыт, реализовывать профессиональные пробы в различных направлениях будущей профессиональной деятельности.


1. Цели «Практики в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи (или речевом центре)»:

- содействие становлению у студентов знаний, умений, навыков в решении профессиональных задач в условиях избранной профессиональной деятельности;

- теоретическая и практическая подготовка студентов к работе с детьми школьного возраста с речевыми нарушениями,

- овладение системой профессионально-педагогических навыков составляющих содержание деятельности логопеда школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.


2. Задачи практики:

  • содействие формированию у студентов психологической готовности к профессиональной деятельности учителя-логопеда;

  • формирование у студента способности применять на практике теоретические, методологические, методические знания для решения основных профессиональных задач логопеда в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи;

  • углубление и интеграция теоретических знаний студентов, полученных в ходе изучения медико-биологических, психолого-педагогических и специальных дисциплин;

  • содействие овладению студентом практическими умениями, необходимыми для решения основных профессиональных задач, стоящих перед учителем-логопедом в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи;

  • развитие умений планирования и организации научно-исследовательской деятельности по изучению индивидуально-типологических особенностей школьников с тяжелыми нарушениями речи;

  • апробация традиционных и инновационных логопедических технологий и методов коррекции тяжелых нарушений речи у школьников;

  • расширение профессиональных знаний, умений и навыков (ведение документации логопеда, организация диагностических и коррекционно-развивающих занятий, проводимых в индивидуальной, подгрупповой и фронтальной формах;

  • подбор и изготовление дидактического материала с учетом специфики образовательных потребностей школьников с тяжелыми нарушениями речи;

  • участие в воспитательных мероприятиях и в методической деятельности школы V вида или речевого центра)

  • содействие овладению студентом самообразовательными умениями, позволяющими ему выстроить собственную стратегию и тактику своей методической деятельности в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

В результате прохождения практики студент должен демонстрировать следующие результаты образования:


иметь представление:

- об основных направлениях работы логопеда в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи (речевом центре);



знать:

  • механизмы, структуру и симптоматику различных форм речевой патологии (дислалии, дизартрии, ринолалии, заикания, дислексии, дисграфии);

  • особенности психофизического развития детей школьного возраста с речевым нарушениями;

  • классификацию различных нарушений речи (дислалии, дизартрии, ринолалии, заикания, дисграфии, дислексии);

  • особенности логопедической диагностики детей, страдающих расстройствами речи в условиях школы для детей с тяжелыми нарушениями речи и структуру нарушения речи у детей названной категории;

  • приемы анализа и интерпретации результатов комплексного обследования состояния школьников с расстройствами речи;

  • диагностические показатели сформированности разных сторон рече- мыслительной и языковой деятельности у детей с речевыми нарушениями;

  • формы организации и способы реализации логопедического воздействия в школе V вида;

  • особенности коррекционно-педагогической среды в условиях структуры образования, ее методического и технического обеспечения;

  • формы и способы проведения консультирования лиц с расстройствами речи, их родственников, работающих с ними специалистов иных профилей по проблемам восстановительного обучения и социальной адаптации;

уметь:

- проводить логопедическое обследование речевой деятельности, анализировать его результаты и диагностировать уровень сформированности и возможные отклонения речевой функции у детей школьного возраста с различными речевыми нарушениями;

  • осуществлять выбор адекватных средств и методов логопедического воздействия детей;

  • реализовывать перспективное, календарное и текущее планирование содержания всех видов логопедической работы в группах разного типа (для детей с общим недоразвитием речи, заиканием);

  • применять технологии индивидуального и группового обучения в условиях школы V вида для детей с речевыми нарушениями;

  • определять и реализовывать во взаимосвязи коррекционные, развивающие и воспитательные задачи, используя разнообразные приемы психолого-педагогического воздействия с учетом индивидуальных и личностных особенностей детей с различными нарушениями речи;

  • реализовывать обеспечение материально-технической базы процесса обучения;

  • осуществлять консультирование родителей, имеющих детей с расстройствами речи, их родственников, работающих с ними специалистов иных профилей по проблемам обучения и социальной адаптации;

  • обеспечивать оптимальные условия для реализации комплексности
    воздействия;

  • популяризировать логопедические знания среди населения, содействовать повышению педагогической компетенции других участников образовательного процесса и родителей детей.

владеть:

  • формами и приемами логопедической диагностики;

  • способами рационального ведения логопедической документации;

  • эффективными формами и приемами логопедической пропаганды;

  • способами организации работы педагогического коллектива школьного образовательного учреждения для детей с речевыми нарушениями;

  • планировать мероприятия, осуществлять разработку содержания, методов, приемов и средств воспитания в зависимости от цели мероприятия с учетом индивидуального и дифференцированного подходов.

Данная практика закладывает основу для овладения содержанием работы коррекционно-педагогического направления. В процессе практики студент решает профессиональные педагогические задачи в соответствующей области профессиональной деятельности. В отличие от научно-исследовательской практики студент овладевает опытом реализации целостного образовательного процесса в условиях реальной профессиональной коррекционно-педагогической деятельности с учетом специфики конкретной образовательной программы и спектра решаемых при этом профессиональных задач.

Практика является для каждого студента средой его профессионального роста, что подразумевает профессиональные пробы, решение профессиональных задач, т.е. непосредственную реализацию практики в образовательном учреждении.

Практика проводится с отрывом от аудиторных занятий.

Практика в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи является необходимой основой для подготовки к итоговой государственной аттестации.


3. Место практики в структуре ООП
Практика в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи является обязательным видом учебной работы студента, входит в раздел «П. Учебная и производственная практики» ГОС ВПО по специальности 050715.65 «Логопедия».

Программа практики в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи составлена с учетом требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по специальности 050715.65 «Логопедия».

Практика в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи является составной частью учебного процесса подготовки квалифицированных специалистов. Во время практики происходит закрепление и конкретизация результатов теоретического обучения, приобретение умений и навыков практической работы по присваиваемой квалификации и избранному направлению подготовки, а также освоение навыков научно-исследовательской деятельности.

Содержание курса базируется на материале, освоенном ранее в курсах учебной программы:

Практике в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи предшествует изучение дисциплин –

1) гуманитарного и социально-экономического цикла: Русский язык и культура речи, Правоведение с основами семейного права и прав инвалидов;

2) математического и естественно-научного цикла: Информационные технологии в специальном образовании;

3) профессионального цикла:

а) Педагогика, Психология, Специальная педагогика, Специальная психология, Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения, Невропатология, Психопатология, Неврозология, Психолого-педагогическая диагностика лиц с речевыми нарушениями;

б) вариативного компонента ГОС ВПО: Введение в логопедическую специальность, Логопедия, Методика развития речи дошкольников (специальная), Логопедический практикум, Онтогенез речевой деятельности;

в) курсов по выбору студентов: Практикум по заиканию, Игры в логопедической работе, Массаж общий и логопедический;

г) факультативов: Фонопедия с основами фониатрии.

Практика в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи является логическим завершением изучения данных дисциплин.

Прохождение практики является необходимой основой для последующего изучения ряда следующих дисциплин: а) профессионального цикла базового компонента ГОС ВПО: Семейное воспитание детей с нарушениями речи, б) вариативного компонента ГОС ВПО: Логоритмика, в) дисциплин по выбору студента: Практикум по заиканию, Массаж общий и логопедический, Логопедическая работа с детьми с ДЦП, Логопедические технологии, а также служит базой подготовки выпускной квалификационной работы.

Практика в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи осуществляется на основе договоров между АОУ ВПО «ЗФ ЛГУ им. А.С. Пушкина» и предприятиями, учреждениями и организациями, предоставляющими места для прохождения практики на базе школы для детей с тяжелыми нарушениями речи (речевого центра)

При выборе баз практики необходимо руководствоваться следующими критериями:



  • укомплектованностью образовательных учреждений педагогическими кадрами, обладающими высоким профессиональным уровнем;

  • степенью квалификации логопедического персонала;

  • уровнем оснащенности учебной литературой;

  • наличием технической инфраструктуры (технических средств обучения, компьютерной техники и средств телекоммуникации);

  • наличием оборудования для проведения лабораторно-практических занятий.


4. Структура и содержание практики. Ведущие направления практики
Содержание практики базируется на знании ранее изученных дисциплин медицинского, лингвистического, психолингвистического, психологического цикла.

Подготовка к практической деятельности в школе V вида обеспечивается как содержанием лекционного курса, так и системой практических занятий, практикумов. Это позволяет сформировать у студентов такие социально-психологические свойства личности, которые обеспечивают успешное выполнение педагогической деятельности, способствуют овладению профессиональными умениями, дает возможность применения теоретических знаний по дисциплинам профессиональной подготовки в практической деятельности.

Студенты обучаются приемам выявления нарушений речи, речевых и неречевых симптомов в структуре дефекта, определяют влияние речевой патологии на психическую деятельность, осваивают методики коррекционно-логопедической работы в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи (или речевом центре). Таким образом, будущие логопеды ориентируются, прежде всего, на работу с личностью человека с нарушением речи.

Ведущими направлениями практики являются:

1) исследование положительного и отрицательного опыта решения профессиональных задач логопеда школы для детей с тяжелыми нарушениями речи, того, как меняется решение задачи в зависимости от ее контекста;

2) решение задач, аналогичных тем профессиональным задачам, которые решались в ходе освоения теоретико-практических дисциплин в условиях квазипрофессиональной деятельности; в ходе практики эти задачи будут решаться с учетом реального контекста: состояния развития обучения детей с тяжелыми нарушениями речи;

3) вычленение профессиональных задач в реальной педагогической действительности и приобретение самостоятельного опыта решения профессиональных задач, методической и коррекционно-педагогической деятельности логопеда школы V вида (для детей с тяжелыми нарушениями речи) или речевого центра.
5. Содержание и характер деятельности студентов в период практики
Виды деятельности студентов в период практике

1) наблюдение и анализ деятельности логопеда школы V вида (для детей с тяжелыми нарушениями речи) или речевого центра:

- знакомство с программой функционирования и развития методической и коррекционно-педагогической деятельности логопеда в учреждении, где проводится практика;

- анализ программ коррекционно-педагогической деятельности логопеда;

Наблюдение и анализ выполнения логопедом разных функций (диагностики, проектирования, консультирования, реализации образовательных программ для обучающихся в школе V вида или речевого центра);

- знакомство с методической продукцией, подготовленной логопедом, и ее анализ (экспертиза одной из работ).

2) выполнение отдельных функций профессиональной деятельности логопеда школы V вида или речевого центра:

- диагностика состояния методической деятельности в школе V вида или речевого центра;

- выявление методических ошибок логопеда, работающего в школе;

- участие в реализации профессиональной деятельности логопеда.

3) самостоятельное вычленение и решение профессиональных задач логопеда школы:

- наблюдение за деятельностью специалистов (методиста, руководителя), работающего в школе, выявление их профессиональных проблем для проектного решения;

- разработка проекта, позволяющего решить выявленные проблемы: педагогическая и методическая диагностика в логике проектирования; конструирование содержания, форм и методов организации деятельности, определение тактики профессиональной деятельности, межсубъектного взаимодействия в ходе реализации проекта;

- реализация методического проекта в ходе практики.

4) осмысление в период практики проблемных вопросов (Является ли профессия логопеда творческой? Если да, то можно ли научиться творчеству? Каково может быть соотношение преобразующего и консервативного начал в деятельности логопеда? Нужна ли программа деятельности логопеда или достаточно, если он будет работать, опираясь на свои профессиональные обязанности? Что следует считать приоритетным при определении результативности деятельности логопеда?)

5) самоанализ логопедических занятий и взаимоанализ участия студентов в практике.


6. Организация деятельности студентов в период практики
Для успешного осуществления практики необходимо разработать и использовать современное организационно-методическое обеспечение практики: разработка технологической карты практики, согласование документации практики (дневник студента-практиканта, отчёт практики, отзыв по практике и т.д.). Подготовка к практике предполагает планирование необходимых заданий, содержащих профессиональные задачи, последовательность их выполнения, формы отчетности и отчет руководителю в соответствии с разработанной программой.

В соответствии с целями и содержанием практики предусмотрено три обязательных для выполнения раздела:



  • проведение занятий;

  • проектирование элементов образовательного процесса (разработка дидактических материалов, видеоматериал, наглядный материал; разработка и апробация диагностических материалов и учебно-методических материалов);

  • экспертиза элементов методической системы обучения (апробация методических приемов и логопедических технологий; способов презентации учебного материала; участие в контрольно-оценочных процедурах, оценка знаний обучаемых).

Студенты должны научиться методически правильно проводить логопедическое обследование, определять структуру речевого нарушения, анализировать (с соответствующими выводами и рекомендациями) результаты обследования; на основе диагностических данных и оформлять необходимую документацию, строить логопедические занятия с детьми, обучающимися в школе V вида.

Практика в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи подводит студента к тому, чтобы он, опираясь на теоретические знания механизмов, этиологии, симптоматики основных речевых нарушений, структуру дефекта, приобрел практические навыки психолого-педагогической диагностики патологии речи с целью решения практических задач коррекции выявленных нарушений. Это позволяет подбирать оптимальные методы и приемы коррекционного воздействия, использовать логопедические реабилитационные методики и технологии в коррекционном процессе и творчески их применять. При этом студенты практикуются в применении различных методик и логопедических технологий, оценке их эффективности, определении стратегии и тактики логопедической работы в школе V вида или речевом центре.
7. База практики. Сроки проведения практики
Длительность практики в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи составляет 7 недель. Форма аттестации - дифференцированный зачет. Содержание практики и требования, предъявляемые к деятельности студентов, обусловлены определенным уровнем сформированности теоретических знаний и практических навыков по ранее изученным дисциплинам. Регламент работы студентов: 5-ти дневная неделя, 4-х часовой рабочий день, 2 выходных дня. Группы формируются в составе не более 4-5 человек на одного руководителя.

В программе отражено распределение фонда учебного времени и содержание практики, даны критерии оценивания деятельности практиканта, перечислена обязательная отчетная документация студента, в приложениях представлены образцы отчета руководителя практики, отзыв-характеристика на практиканта, схемы анализов логопедического, музыкально-ритмического занятий и урока, список литературы.


8. Основные этапы проведения практики
Требования к организации деятельности студентов в ходе научно-педагогической практики определяются Государственным образовательным стандартом подготовки специалистов по специальности 050715.65 – «Логопедия».

Реализация содержания практики рассматривается в логике следующих этапов:



  1. подготовительный (информационно–проектировочный, проектно – аналитический):

  • установочная конференция по практике;

  • составление индивидуальных планов практики;

  • знакомство с базой практики.

  1. основной (организационно – деятельностный):

  • решение профессиональных задач логопеда школы;

  • самостоятельное выполнение и решение профессиональных задач логопеда школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.

  1. заключительный (обобщающее – результативный):

  • подготовка отчетной документации;

  • заключительная конференция.


Этап I. – Информационно – проектировочный.

Установочная конференция. На конференции студенты знакомятся с задачами и организацией практики, сроками выполнения учебных заданий на каждом из этапов. Здесь же происходит распределение студентов по специальным группам школьных образовательных учреждений и их закрепление за определенными методистами. Непосредственно после конференции методисты беседуют со студентами: сообщаются конкретные требования к выполнению программы практики, из числа студентов назначаются старшие групп, в обязанности которых входит учет посещаемости студентов-практикантов, общая организация работы группы, выполнение поручений руководителя практики.



Формы работы: выступление руководителя и методиста педагогической практики.

Этап II. Организационно-деятельностный.

В этот период студенты знакомятся с педагогическим коллективом и медицинским персоналом образовательного учреждения - школы V вида. Изучают организацию работы в логопедической группе: нормативные документы, определяющие задачи, организацию и содержание помощи детям с речевыми нарушениями; расписание работы; оформление и оборудование логопедического кабинета; образцы документации логопеда, контингент детей, принципы комплектования логопедических групп и т. д.

В основном содержании ориентировочного этапа условно можно выделить три ведущих аспекта работы.

Первое направление деятельности студентов – проведение логопедического обследования детей школьного возраста, анализ и оформление его результатов в процессе заполнения речевых карт. Степень самостоятельности в приобретении указанных умений и навыков увеличивается постепенно: первоначально, студенты изучают специфику обследования детей с нарушениями речи, затем студенты самостоятельно готовят необходимый материал и проводят всестороннее обследование детей логопедической группы. Педагогическое заключение по речевому нарушению заносится в речевую карту после обсуждения результатов обследования с логопедом или методистом группы.



Второе направление деятельности студентов – изучение и анализ коррекционно-компенсирующего и образовательно-развивающего логопедического воздействия при устранении нарушений речи у детей школьного возраста.

Формирование умений анализа и обобщения педагогического опыта осуществляется путем тщательного изучения документации логопеда школы V вида (речевых карт детей, занимающихся классе, перспективных и текущих планов логопедических занятий, индивидуальных тетрадей детей и т.д.), посещения занятий и мероприятий воспитательного характера логопеда с обсуждением содержания, целей, методов, средств и приемов коррекционно-развивающего логопедического воздействия, путей активизации речевой и познавательной деятельности детей с речевой патологией, речевых возможностей детей, посещения мероприятий по пропаганде логопедических знаний.

Третье направление деятельности студентов – овладение навыками планирования логопедической работы в образовательном учреждении - школе V вида или речевом центре.

На основании результатов логопедического обследования и активного изучения педагогического опыта логопеда студенты-практиканты осуществляют перспективное планирование коррекционно-компенсирующей, образовательно-развивающей и воспитательной работы в классе; планирование индивидуальной работы с выбранными детьми, а также работы по логопедической пропаганде.

На указанном этапе студенты совместно с методистом и логопедом оформляют дневники практики, составляют индивидуальные планы работы на весь период практики, обсуждают и определяют тематику актуальных и значимых для детей мероприятий воспитательного характера, определяют тематику и формы мероприятий по логопедической пропаганде, составляют список необходимых для логопедического кабинета наглядных пособий и дидактического материала.

Дневник практики является важным рабочим документом студента. В нем отражаются все виды деятельности студента в период практики, служит педагогической «копилкой» актуальных методических материалов, используемых в работе образовательного учреждения. Дневник практики содержит:

- индивидуальный план работы на период практики,

- список детей логопедической группы, в которой студент проводит групповые и/или подгрупповые занятия, режим дня и расписание занятий группы,

- расписание и планы-конспекты логопедических (фронтальных и/или подгрупповых) занятий студента-практиканта,

- график проведения практикантами зачетных логопедических занятий, краткие конспекты и анализы занятий, продемонстрированных логопедом, и открытых занятий, проведенных студентом,

- график проведения мероприятий воспитательного характера и мероприятий по пропаганде логопедических знаний,

- замечания по организации и проведению практики, предложения по усовершенствованию организации и проведения практики.

Дневник должен заполняться студентом-практикантом ежедневно. Систематичность заполнения дневника в ходе практики контролируется методистом.



Формы работы: выступление методиста учреждения, сообщение методиста по практике, предоставление документации для изучения, показ занятий для наблюдения и последующего анализа

Этап III. Основной

На основном этапе практики деятельность студентов определяется с учетом специфики деятельности учителя-логопеда в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи (или речевом центре) на основе учета типовых форм (видов) взаимодействия работающих в данной сфере профессиональной деятельности: самостоятельное проведение занятий по дисциплинам, изучаемым в школе, с использованием современных педагогических технологий; самоанализ качества проведенных занятий (в письменной форме); наблюдение и анализ (письменный) проведения занятий другими студентами; участие в совместном с руководителем и другими студентами обсуждении и анализе проведенных занятий.

Под структурой занятия принято понимать соотношение и последовательность частей (компонентов, этапов) занятия. Общими компонентами логопедических занятий являются: организация начала урока, проверка степени овладения ранее отработанного речевого материала, сообщение задач логопедического занятия, введение нового речевого материала, закрепление его, повторение, подготовка детей к самостоятельной работе над ним, подведение итогов логопедического занятия. Наиболее распространенными в школе V вида являются комбинированные занятия, в которых равноценно представлены все компоненты. В зависимости от содержания работы и учебных задач соотношения частей занятия меняются.

В процессе проведения уроков студенты учатся решать различные педагогические проблемы, овладевают системой специальных профессионально-педагогических умений, являющихся базой для овладения профессией. У студентов вырабатывается навык составления планов-конспектов занятий и уроков, умения четко формулировать тему, цель, программное содержание; определять соотношение образовательных, коррекционных и воспитательных задач; соблюдать логическую последовательность структурных компонентов занятия и урока; подбирать речевой материал; методически грамотно использовать наглядный и дидактический материал; применять специальные методы и приемы обучения детей нарушениями речи. Указанная работа завершается проведением открытого зачетного занятия.

Студенты самостоятельно разрабатывают развернутый конспект зачетного урока, в котором указывают цель, задачи; подробно раскрывают содержание каждого из структурных компонентов урока с приведением перечня основных вопросов, адресуемых детям с учетом их индивидуальных интеллектуальных и речевых возможностей; отмечают время, которое компоненты занятия предположительно займут; отражают использование демонстрационного и раздаточного материала.

После проведения открытых занятий организуется их обсуждение. Все студенты, присутствующие на занятии, принимают участие в аналитическом его разборе, что способствует формированию умения критически анализировать педагогический процесс, делать аргументированные выводы, вести поиск наиболее оптимальных путей коррекционно-компенсирующего и образовательно-развивающего логопедического воздействия. Результаты наблюдений и анализы занятий фиксируются студентами-практикантами в дневнике педпрактики по определенному плану.

Во время основного этапа студенты, помимо изготовления наглядного и дидактического материала к текущим логопедическим занятиям, выполняют задания логопеда школы по оформлению кабинета и его оборудованию.

В процессе осуществления всего комплекса учебно-педагогических, коррекционных и организационных мероприятии, проводимого логопедом образовательного учреждения, практиканты ведут работу по пропаганде общепедагогических и логопедических знаний среди педагогического коллектива и родителей детей: готовят тематические доклады, консультации для педагогического коллектива и родителей, оформляют стенд логопеда.

На основном этапе под руководством методиста и логопеда организуется исследовательская работа студентов, являющаяся научной составляющей практики. Исследовательская работа – обязательный и необходимый компонент практики, оптимизирующий профессиональную подготовку; ориентирует студентов на необходимость поиска решений актуальных проблем теоретической и практической логопедии, на творчество, на проявление индивидуальных способностей в процессе научного познания.

В качестве основных задач исследовательской работы практики выступают:



  • совершенствование навыков умственного труда, ориентированного на оптимизацию процесса познания с целью формирования системы мировоззренческих представлений и обобщений,

  • подготовка студентов к творческой деятельности в области избранной профессии;

  • овладение современными методами научного поиска, обработки и использования информации;

  • формирование умений организации и осуществления логопедической работы;

  • развитие осознанного и творческого отношения к педагогической профессии.

Исследовательская работа студентов предполагает определённую логику её организации:

осуществляется определение темы исследовательской работы по проблеме изучения и преодоления нарушений речи у детей школьного возраста с учетом ее актуальности и значимости (совместно с научным руководителем и, возможно, консультантом);

составляется программа исследования;

определяется список научных и методических литературных изданий (или иной информации), существующих по проблеме исследования;

осуществляется подробное изучение информационного материала в аспекте феноменологического рассмотрения изучаемого явления/проблемы с выделением значимых характеристик и особенностей, а также в плане анализа существующих и возможных теоретических подходов к исследовательской работе;

реализуется дефиниция понятийно-категориального аппарата исследования (уточняются предмет и задачи, формулируется рабочая гипотеза, устанавливаются адекватные методы и приемы работы) на основании результатов аналитической работы с имеющейся по изучаемой проблеме информацией и теоретических положений собственно исследовательской работы (ее организации и исполнения);

осуществляется проведение собственно исследовательской работы с учетом разработанного плана;

при возможности корректирования в процессе исполнения проводятся анализ (качественная и количественная обработка исследовательского материала), обобщение и интерпретация полученных результатов исследования, формулируются выводы, определяющие эффективные пути и оптимальные условия решения изучаемой проблемы детской логопедии;

реализуется литературное оформление проведенной исследовательской работы (в виде научного отчета, сообщения, статьи, доклада, дипломной работы или иного научного жанра);

осуществляется публичное обсуждение и/или защита результатов исследовательской работы.

В ходе выполнения исследовательской работы студент может использовать разнообразные методы научного исследования особенностей развития и возможностей формирования речевой деятельности детей школьного возраста с речевой патологией:


  • организационные (сравнительный, лонгитюдинальный, комплексный),

  • эмпирические – обсервационные методы, экспериментальные методы (констатирующий, формирующий, обучающий эксперименты); психодиагностические методы (тесты, анкеты, интервью, беседы и т. д.); биографические методы (сбор и анализ анамнестических сведений),

  • обрабатывающие методы (количественная и качественная математическая обработка полученных материалов),

  • интерпретационные методы (способы теоретического исследования в области установления внутренних и внешних связей изучаемого явления).

Практическим выходом проведенного научного исследования могут быть выступление на научно-практической конференции, издание статьи в периодической печати, издание методических рекомендаций для практикующих логопедов и/или защита итоговой аттестационной (дипломной) работы. Таким образом, одним из главных требований проведения научно-исследовательской работы студентов становиться реализация ее практической направленности и ориентация на совершенствование профессиональной подготовки будущего логопеда.

Формы работы со студентами: помощь в разработке конспектов фронтальных и индивидуальных занятий, в подборе дидактического материала, планирование занятий студентов, организация методических объединений с обязательным участием студентов, подготовка детей к проведению воспитательных мероприятий, организация анализа просмотренных занятий; определение направления исследования, помощь в разработке плана исследовательской работы, проведение собственно исследовательской работы, интерпретация полученных результатов, литературное оформление.
Этап IV. Заключительный

Основной целью заключительного этапа практики является обобщение результатов профессиональной подготовки студентов.

После проведения всех видов работ, предусмотренных содержанием программы практики и оформления отчетной документация, на базе образовательного учреждения проходит заключительная конференция, где дается общая оценка деятельности студентов, отмечаются особо отличившиеся студенты, вносятся предложения по совершенствованию теоретической и практической подготовки студентов, организации логопедической практики.

По окончании практики не позднее установленных сроков отчетная документация предоставляется для проверки на кафедру педагогики и психологии ЗФ ЛГУ им. А. С. Пушкина.

Пакет документов должен содержать:

1) дневник педагогической практики,

2) речевые карты детей закрепленной логопедической подгруппы,

3) конспекты открытых (зачетных) логопедических занятий с анализом и оценкой, заверенными подписью методиста или логопеда,

4) конспект мероприятия воспитательного характера с анализом и оценкой, заверенными подписью методиста или логопеда,

5) документацию, отражающую деятельность студента по пропаганде логопедических занятий,

6) дневник индивидуальной работы с ребенком, содержащий подробную карту его обследования,

7) наглядно-дидактический материал для методического кабинета с подробным описанием применения,



Формы работы студента: работа с методической литературой, подготовка конспектов занятий, оформление протокола психолого-педагогической характеристики на группу детей, дневника педагогической практики, обобщение педагогического опыта в докладах, отчетах.
Направления деятельности студента

Каталог: files -> docs
docs -> Методические рекомендации по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
docs -> Психология девиантных подростков. Девиантное поведение как психолого-педагогическая проблема
docs -> 2. Характеристика базовых терминов образовательно-реабилитационной модели
docs -> Проект резолюция
docs -> Методические рекомендации по формированию содержания и организации образовательного процесса в общем образовании
docs -> Фгбоу впо “Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В. Р. Филиппова


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница