Занятие Тема. Возникновение и развитие методики обучения истории как науки. План



Скачать 279.66 Kb.
Дата27.05.2016
Размер279.66 Kb.
ТипЛитература
Практическое занятие 1.
Тема. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ

ИСТОРИИ КАК НАУКИ.


ПЛАН

  1. Зарождение методики обучения истории в России и на белорусских землях.

  2. Состояние методики преподавания истории в конце XIX – XX вв.

  3. Основные этапы школьного исторического образования и методики обучения истории в СССР в 20-80-е годы XX века.

ЛИТЕРАТУРА




  1. Методика преподавания истории в средней школе. – М., 1986. – Гл. 1-3.

  2. Методика обучения истории в средней школе. – М., 1978. – Ч. 1.-Гл. 1-3.

  3. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. – М., 2000. – С. 10-35.

  4. Боголюбов Л.Н. Школьное обществознание в 30-80-х годах // Обществознание в школе. – 1997. - № 1-3.

  5. Вендровская Р.Б. Школьная реформа 1915-1916 годов и преподавания истории //Преподавание истории в школе. – 1995. - № 4.

  6. Вендровская Р.Б. Становление и развитие исторического образования в советской школе //Преподавание истории в школе. – 1989. - № 3.

  7. Иванова Л.Ф. Обществоведение 20-х годов //Обществознание в школе. – 1997. - № 1-3.

  8. Новік Н. Выкладанне гісторыі у навучальных установах дарэвалюцыйнай Беларусі //Гісторыя: праблемы выкладання. – 2001. - № 1.

  9. Орловский А.Я. Учебники истории в школах России 1861-1917 гг. //Преподавание истории и обществознания в школе. – 2001.- № 10.

  10. Панферова Н.Н. Обучение истории во второй половине XIX – начале XX века // Преподавание истории в школе. – 2000. - № 1.

  11. Студеникин М.Т. Активные методы обучения истории в русской школе начала XX века //Преподавание истории в школе. – 1994. - № 2.

12. Пабожным шляхам. Езуіцкія школы на Беларусі //Настауніцкая газета. – 1998. – 16 ліпеня.

Практическое занятие 2.


Тема. ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.
ПЛАН

  1. Основные направления реформы школьного исторического образования в 90-е годы XX в.:

а) цели обучения;

б) содержание и структуры исторического образования.

в) изменения в методике преподавания.


  1. Реформа общеобразовательной школы во второй половине 90-х годов XX века.

  2. Основные цели, задачи, этапы, направления реализации реформы.

ЛИТЕРАТУРА




  1. Канцэпцыя гістарычнай адукацыі у сярэдняй школе Беларусі //Настауніцкая газета. – 1991. – 30 лістпада.

  2. "Об образовании в Республике Беларусь" редакция Закона от 19 марта 2002 г. //Настауніцкая газета. – 2002. – 4 красавіка.

  3. Тезисы выступления министра образования Республики Беларусь по вопросу "О состояии и перспективах развития общеобразовательной школы //Настауніцкая газета. – 1998. – 9 чэрвеня.

  4. Біч М.В. Аб нацыянальнай канцэпцыі гістрыі і гістарычнай адукацыі у Рэспубліцы Беларусь //Беларускі гістарычны часопіс. – 1993. - № 1. – С. 15-24.

  5. Мініцкі М.І. Да развіцця канцэпцыі школьнай гістарычнай адукацыі (тэарэтыка-метадалагічныя і метадычныя асновы) // Беларускі гістарычны часопіс. – 2001. - № 5. – С. 8-13.

Практическое занятие 3.


Тема. АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА “ИСТОРИЯ” И ПРОГРАММ ПО ИСТОРИИ ДЛЯ БАЗОВЫХ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ.


ПЛАН

1. Общая характеристика стандарта образовательной области “История”.

2. Руководящее значение программы и объяснительной записки для учителя.

3. Анализ школьных программ по истории.


ЛИТЕРАТУРА


  1. Образовательный стандарт. Общее среднее образование. История. (Общая характеристика стандарта) //Гісторыя: праблемы выкладання. – 1999. - № 1.

  2. Праграмы для устаноў, якія забяспечваюць атрыманне агульнай сярэдняй адукацыі з бел. І рус. Мовамі навучання. Гісторыя. IV – XI кл. – Мн.: НІА, 2003.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ


Письменно проанализировать программу по истории для базовой школы по одному из исторических курсов (по выбору) по следующему плану:
1.Общая характеристика курса. Его название, авторы. В каком классе изучается? Для какого типа школ предназначен? Хронологические рамки изучаемого периода истории.

Характер курса по содержанию (всеобщая история, история Беларуси, другие гуманитарные предметы). Характер курса по степени сложности и объему учебного исторического материала (элементарный, систематический).



2.Образовательные, воспитательные, развивающие задачи курса.

Их соотношение. Связь курса с общими целями школьного исторического образования, с другими предметами. Соответствие программы общедидактическим принципам обучение.

3. Структура программы, ее разделы, подразделы. Методологическая основа построения курса (формационная, цивилизационная, культурологическая и т.д.). Принципы группировки материала по разделам (этапа исторического развития, страны, проблемы).

Наличие стержневых идей, лежащих в основе построения курса.

4. Основные виды исторического содержания (хозяйственное развитие, социальные отношения, внутренняя и внешняя политика, религия, общественная мысль, культура, быт, этика, биографический материал, географические сведения, социальная психология, историография и т.д.). Их соотношение, доминанты.

Соотношение конкретного и обобщающего материала. Представления, понятия, ведущие идеи курса. Системность, целостность освещения исторического процесса. Соответствие содержания курса современному уровню развития исторических наук, уровню познавательных возможностей учащихся. Соотношение базового компонента школьных знаний с другими сведениями курса.

5. Воспитательный потенциал курса. Его направленность на формирование исторического сознания. Гуманистические ценности курса истории. Системность в решении воспитательных задач.

6. Развивающий потенциал курса. Виды формируемых умений. Система развивающего обучения в курсе истории.

7. Дидактическая оснащенность курса. Библиография. Учебники. Хрестоматии. Книги для чтения. Задачники. Аудиовизуальные средства обучения.

8. Возможность использования программы данного курса в практической деятельности учителя. Ее соответствие данному типу учебного заведения, познавательным возможностям учащихся, концепции школы, уровню подготовки учителя, дидактической оснащенности кабинета.

Практическое занятие 4.


Тема. ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К ПРЕПОДАВАНИЮ ШКОЛЬНЫХ КУРСОВ ИСТОРИИ.
ПЛАН

  1. Образовательные, развивающие и воспитательные задачи школьных курсов истории.

  2. Содержание работы учителя по подготовке к преподаванию курса.

  3. Место и значение учебника в учебном процессе, его структура и функции.

  4. Составление календарно-тематического плана.

ЛИТЕРАТУРА




  1. Праграмы для устаноў, якія забяспечваюць атрыманне агульнай сярэдняй адукацыі з бел. І рус. Мовамі навучання. Гісторыя. IV – XI кл. – Мн.: НІА, 2003.

2. Інструктыўна-метадычныя пісьмы Міністэрства адукацыі. Гісторыя. Чалавек. Общество. Государство //Настаўніцкая газета. – 2003. – 24 липеня.

3. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. – М., 1988. -§ 2-4, 23.

4. Грицевский И.М. Работа учителя с учебником при подготовке к урокам истории. Книга для учителя. Из опыта работы. – М., 1987. – С. 16-27.

5.Озерский И.З. Начинающему учителю истории. – М., 1989.

6. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. – М., 2000. – С. 184 – 195.

7. Сташкевич Н. О некоторых концептуальных аспектах подготовки учебников по отечественной истории //Гісторыя: праблемы выкладання. – 2002. - № 3.

8. Краснова М. Примерное поурочное планирование изучения курса всемирной истории Нового времени: XVI – XVIII в.в. //Гісторыя: праблемы выкладання. – 2003. - № 4.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Составить календарно-тематический план на I полугодие учебного года по одному из курсов истории (по выбору).

Практическое занятие 5.


Тема. ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К УРОКУ ИСТОРИИ.
ПЛАН

  1. Содержание работы учителя по подготовке к уроку.

  2. Определение образовательно-воспитательных задач темы урока- важный элемент подготовки учителя.

ЛИТЕРАТУРА



  1. Праграмы для устаноу, якія забяспечваюць атрыманне агульнай сярэдняй адукацыі з бел. І рус. Мовамі навучання. Гісторыя. IV – XI кл. – Мн.: НІА, 2003.

  2. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории: Основы профессионального мастерства: Практ. пособие. – М., 2000. – С. 147- 157.

3. Грицевский И.М. Работа учителя с учебником при подготовке к урокам истории. Книга для учителя. Из опыта работы. – М., 1987. – С. 16-27.

4. Дайри Н.Г. Как подготовить урок истории. – М., 1969.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Сформулировать образовательную и развивающую цели урока по конкретной теме (по выбору). (При выполнении задания использовать памятку по определению целей урока).

Практическое занятие 6.


Тема. СОСТАВЛЕНИЕ СТУДЕНТАМИ ПОД РУКОВОДСТВОМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ОБРАЗЦА ПЛАНА-КОНСПЕКТА УРОКА ПО

КОНКРЕТНОЙ ТЕМЕ.
ПЛАН

  1. Методика отбора исторического содержания по конкретной теме урока (учебник, хрестоматии, книги для чтения).

  2. Письменное оформление плана-конспекта урока.

ЛИТЕРАТУРА



  1. Праграмы для устаноу, якія забяспечваюць атрыманне агульнай сярэдняй адукацыі з бел. і рус. Мовамі навучання. Гісторыя. IV – XI кл. – Мн.: НІА, 2003.

2. Всемирная история Нового времени: XVI – XVIII вв.: Учеб. Для 7-го кл. общеобразов. шк. /Под. ред. В.С. Кошелева. – Мн.: Нар. асвета, 1988. - § 30.

3. Всемирная история: с древнейших времен до конца XVIII в.: Учеб. Для 10-го кл. общеобразов. шк. /Под. ред. В.С. Кошелева. – Мн.: Нар. асвета, 2000. - § 52.

4. Методическое пособие по истории СССР: 8 кл. Кн. для учителя /Под ред. А.А.Преображенского. –М.: Просвещение, 1989.

5. Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до конца XVIII века: Пособие для учителя /Сост. П.П. Епифанов, О.П. Епифанова. – М.: Просвещение, 1989.

6. Антонов В.Ф. Книга для чтения по истории СССР с древнейших времен до конца XVIII века: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1988.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ


Письменное оформление плана-конспекта урока.

Практическое занятие 7.


Тема. ПРИМЕНЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ОБРАЗНЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ.
ПЛАН

  1. Роль исторических представлений в формировании исторических знаний учащихся.

  2. Методические приемы формирования представлений об исторических фактах.

ЛИТЕРАТУРА


1. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. – М., 1988. - § 12.

2. Ерохина С. Историческая личность: современная методика изучения // Преподавание истории в школе. – 1996. - № 7.

3. Ключи к тайнам Клио: Книга для учащихся и студентов /Г.А. Леонтьев и др. – М., 1994. – С. 229 – 280.

4. Короткова М.В. Быт и нравы античности как объект изучения на уроках // Преподавание истории в школе. – 1994. - № 3.

5. Короткова М.В. Формирование образных представлений учащихся // Преподавание истории в школе. – 1990. - № 5.

Практическое занятие 8.


Тема. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ХРОНОЛОГИИ НА УРОКАХ

ИСТОРИИ.
ПЛАН

  1. Значение локализации событий в пространстве на уроках истории.

  2. Требования к работе с хронологией.

  3. Методические приемы изучения хронологии.

ЛИТЕРАТУРА



  1. Праграмы для устаноу, якія забяспечваюць атрыманне агульнай сярэдняй адукацыі з бел. І рус. Мовамі навучання. Гісторыя. IV – XI кл. – Мн.: НІА, 2003.

  2. Актуальные вопросы методики обучения в средней школе. Пособие для учителя. – М., 1984. – Гл. V.

  3. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории: Основы профессионального мастерства: Практ. пособие. – М., 2000. – С. 30 – 37.

4. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. – М., 1988. - § 14.

5. Стражев А.И. Методика преподавания истории. – М., 1964. – Гл. X.5.

6. Ракуць В., Барыс С. Храналогія на уроках гісторыі //Беларускі гістарычны часопіс. – 1999. - № 1. – С. 95-100; № 2. – С. 61-69.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Составить 5 хронологических задач по курсу "История древнего мира"( 5 класс) и хронологическое уравнение для учащихся старших классов.

Практическое занятие 9.


Тема. МЕТОДИКА РАБОТЫ С ИСТОРИЧЕСКОЙ КАРТОЙ.
ПЛАН

  1. Значение использования исторической карты.

  2. Методические требования по формированию умений учащихся работать с исторической картой.

ЛИТЕРАТУРА



  1. Праграмы для устаноу, якія забяспечваюць атрыманне агульнай сярэдняй адукацыі з бел. і рус. Мовамі навучання. Гісторыя. IV – XI кл. – Мн.: НІА, 2003.

2. Актуальные вопросы методики обучения в средней школе. Пособие для учителя. – М., 1984. – Гл. V.

3.Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории: Основы профессионального мастерства: Практ. пособие. – М., 2000. – С. 38 – 48.

4. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. – М., 1988. - § 15.

5. Ракуць В. Карта як крыніца гістарычных ведау V-VI класы //Беларускі гістарычны часопіс. – 2000. - № 1. – С. 57-64.

6. Ракуць В. Нетрадыцыйныя сродкі навучання //Гісторыя праблемы выкладання. – 1999. - № 4.

7. Фатке В. Работа с картой (из зарубежного опыта) //Преподавание истории в школе. – 1992. – № 3-4.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Спланировать работу с исторической картой по конкретной теме урока (по выбору).

Практическое занятие 10.


Тема. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ КАРТЫ НА УРОКЕ

ИСТОРИИ.
ПЛАН



  1. Использование исторической карты при изучении конкретной темы урока. (Деловая игра).

  2. Анализ результатов деловой игры.

ЛИТЕРАТУРА



  1. Праграмы для устаноу, якія забяспечваюць атрыманне агульнай сярэдняй адукацыі з бел. І рус. мовамі навучання. Гісторыя. IV – XI кл. – Мн.: НІА, 2003.

2. Актуальные вопросы методики обучения в средней школе: Пособие для учителя. – М., 1984. – Гл. V.

3.Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории: Основы профессионального мастерства: Практ. пособие. – М., 2000. – С. 38 – 48.

4. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. – М., 1988. - § 15.

5. Ракуць В. Карта як крыніца гістарычных ведау V-VI класы //Беларускі гістарычны часопіс. – 2000. - № 1. – С. 57-64.

6. Ракуць В. Нетрадыцыйныя сродкі навучання //Гісторыя праблемы выкладання. – 1999. - № 4.

7.Фатке В. Работа с картой (из зарубежного опыта) //Преподавание истории в школе. – 1992. – № 3-4.

Практическое занятие 11.
Тема. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯИСТОРИИ.
ПЛАН


  1. Роль исторических понятий в обучении истории и их классификация.

  2. Пути, приемы и средства формирования исторических понятий.

  3. Методические условия повышения эффективности формирования понятий.

ЛИТЕРАТУРА



  1. Праграмы для устаноу, якія забяспечваюць атрыманне агульнай сярэдняй адукацыі з бел. І рус. мовамі навучання. Гісторыя. IV – XI кл. – Мн.: НІА, 2003.

2. Актуальные вопросы методики обучения в средней школе. Пособие для учителя /Под ред. А.Г.Колоскова. – М., 1984. – Гл. III-IV.

3.Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории: Основы профессионального мастерства: Практ. пособие. – М., 2000. – С. 76 – 91.

4. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. – М., 1988. - § 16.

5. Кревер Г.А. Изучение теоретического содержания курсов истории в 5-9 классах. – М., 1990. - Гл. II. - § 1,2.

6. Ракуць В. Рабоце над гістарычнымі паняццямі – прыярытэтны накірунак у выкладанні прадмета //Гісторыя: праблемы выкладання. – 1997. – № 3. – С. 42-59.

7. Лупаядау В. Гістарычныя тэрміны і паняцці на уроках і дома //Беларускі гістарычны часопіс. – 1997. - № 4. – С. 97 - 102.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Определить методические приемы формирования исторических понятий по курсу "История средних веков".

Практическое занятие 12.


Тема. ПРИМЕНЕНИЕ НАГЛЯДНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ

РАБОТЕ НАД ИСТОРИЧЕСКИМИ ПОНЯТИЯМИ.


ПЛАН

  1. Значение использования условно-графической наглядности при работе над историческими понятиями.

  2. Методические приемы работы с логическими схемами и аппликациями при изучении понятий в курсах “Истории древнего мира” (IV класс) и “Истории средних веков” (V-VI класс).

ЛИТЕРАТУРА


1. Актуальные вопросы методики обучения в средней школе. Пособие для учителя /Под ред. А.Г.Колоскова. – М., 1984. – Гл. III-IV.

2. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории: Основы профессионального мастерства: Практ. пособие. – М., 2000. – С. 76 – 91.

3. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. – М., 1988. - § 16.

4. Гора П.В. Методические приемы и средства обучения истории в средней школе. – М., 1971. – Гл. III.

5. Паноў С. Суадносіны фактычнага і тэарэтычнага матэрыялаў пры вывучэнні гісторыі ў IX класе //Гісторыя: праблемы выкладання. – 2000. – № 3.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Составить логическую схему изучения теоретического материала по конкретной теме урока (по выбору).

Практическое занятие 13.


Тема. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ ПО ИСТОРИИ.
ПЛАН

1.Урок – основная форма организации учебно-воспитательного процесса.

2. Общие требования к уроку истории.


  1. Структура и методические варианты различных типов уроков.

  2. Нетрадиционные формы организации урока.

ЛИТЕРАТУРА


1. Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса. – Мн., 2000.

2. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследований, игры и дискуссии (Анализ зарубежного опыта). – Рига, 1995.

3. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. – М., 2001.

4. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. Учебно-методическое пособие. – М., 2000.

5. Шевченко С.Д. Школьный урок: как научить каждого. – М., 1991.

6. Багдановіч І. Метадычныя ўмовы павышэння эфектыўнасці урока гісторыі //Гісторыя: праблемы выкладання. – 1997. – Выпуск 2.

7. Сякацкая К. Модульная тэхналогія навучання гісторыі сярэдніх вякоў (VI клас) //Беларускі гістарычны часопіс. – 2000. - № 4; 2001. - № 2.

8. Троицкий Ю.Л. Дети пишут историю (инновационная технология исторического образования) //Преподавание истории в школе. – 1999. - № 1.

9. Умбрашко К.Б. Развитие творческого мышления на уроках истории //Преподавание истории в школе. – 1996. - № 2.

10. Шевченко Н.И. Нетрадиционные методы преподавания истории в старшей школе // Преподавание истории в школе. – 20002. - № 9.


Практическое занятие 14.


Тема. ПРОВЕРКА ИНДЕКСА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИ

ПО ИСТОРИИ.


ПЛАН

  1. Значение и функции проверки результатов учебной деятельности учащихся.

  2. Виды контроля учебных достижений учащихся: текущий (поурочный, тематический), периодический, итоговый.

  3. Разнообразные формы, методы и методические приемы проверки знаний и умений учащихся.

  4. Методические требования к проведению поурочного контроля.

ЛИТЕРАТУРА


1. Праграмы для устаноу, якія забяспечваюць атрыманне агульнай сярэдняй адукацыі з бел. і рус. Мовамі навучання. Гісторыя. IV – XI кл. – Мн.: НІА, 2003.

2. Десятибалльная система оценки: примерные нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся по истории и по курсу "Человек. Общество. Государство". Инструктивно-методические материалы. – Минск, 2002; //Гісторыя: праблемы выкладання. – 2002. - № 3. – С. 3-29; № 4. – С. 3-11

3. Десятибалльная система оценки результатов учебной деятельности в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования //Гісторыя: праблемы выкладання. – 2003. - № 4. – С. 3 - 9.

4. Актуальные вопросы методики обучения в средней школе. Пособие для учителя. – М., 1984. – Гл. XIX.

5. Вагин А.А. Методика обучения истории в школе. – М., 1972. – Гл. 4.

6. Студеникин. М.Т. Методика преподавания истории в школе. – М., 2000.

7. Ганущенко Н.Н., Панов С.В., Секацкая К.И. Дидактические материалы по истории 4 класс: Учебно-методическое пособие для учителей. – Минск: Аверсэв, 2002.

8. Панов С. Критерии оценки деятельности, индивидуальных свойств и качеств учащихся //Гісторыя: праблемы выкладання. – 2000. - № 3.

Практическое занятие 15.
Тема. ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ.
ПЛАН


  1. Проведение деловой игры: “Организация поурочного контроля” (по материалам разработанных студентами планов-конспектов комбинированного урока).

  2. Анализ результатов деловой игры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Праграмы для устаноу, якія забяспечваюць атрыманне агульнай сярэдняй адукацыі з бел. і рус. Мовамі навучання. Гісторыя. IV – XI кл. – Мн.: НІА, 2003.

2. Десятибалльная система оценки: примерные нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся по истории и по курсу "Человек. Общество. Государство". Инструктивно-методические материалы. – Минск, 2002; //Гісторыя: праблемы выкладання. – 2002. - № 3. – С. 3-29; № 4. – С. 3-11

3. Десятибалльная система оценки результатов учебной деятельности в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования //Гісторыя: праблемы выкладання. – 2003. - № 4. – С. 3 - 9.

4. Актуальные вопросы методики обучения в средней школе. Пособие для учителя. – М., 1984. – Гл. XIX.

5. Вагин А.А. Методика обучения истории в школе. – М., 1972. – Гл. 4.

6. Студеникин. М.Т. Методика преподавания истории в школе. – М., 2000.

7. Ганущенко Н.Н., Панов С.В., Секацкая К.И. Дидактические материалы по истории 4 класс: Учебно-методическое пособие для учителей. – Минск: Аверсэв, 2002.

8. Панов С. Критерии оценки деятельности, индивидуальных свойств и качеств учащихся //Гісторыя: праблемы выкладання. – 2000. - № 3.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Спланировать проверку знаний по конкретной теме урока истории (по выбору).

Практическое занятие 16.


Тема. ПРОВЕДЕНИЕ И АНАЛИЗ УРОКА ИСТОРИИ.
ПЛАН

  1. 1. Проведение пробного урока одним из студентов группы (деловая игра).

  2. 2. Анализ проведенного урока студентами.

ЛИТЕРАТУРА




  1. Праграмы для устаноў, якія забяспечваюць атрыманне агульнай сярэдняй адукацыі з бел. І рус. Мовамі навучання. Гісторыя. IV – XI кл. – Мн.: НІА, 2003.

  2. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории: Основы профессионального мастерства: Практ. пособие. – М., 2000. – С. 147- 157.

3. Грицевский И.М. Работа учителя с учебником при подготовке к урокам истории. Книга для учителя. Из опыта работы. – М., 1987. – С. 16-27.

4. Дайри Н.Г. Как подготовить урок истории. – М., 1969.

5. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. – М., 2000. - С. 184-195.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ


Составить развернутый план-конспект урока по конкретной теме (по выбору).

Практическое занятие 17.


Тема. КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА

СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.
ПЛАН


  1. Цели и задачи социально-гуманистического образования.

  2. Принципы формирования содержания социально-гуманистического образования.

  3. Структура и технология обучения социально-гуманистического образования.

  4. Система оценки и требования к уровню подготовки выпускников школ.

ЛИТЕРАТУРА


1. Канцэпцыя сацыяльна-гуманістычнай адукацыі для базавых і сярэдніх адукацыйных школ Рэспублікі Беларусь //Чалавек. Грамадства. Свет. – 1997. – Вып. 6.

2. О переходе общеобразовательных школ на новое содержание социльно-гуманитарного образования //Чалавек. Грамадства. Свет. – 1998. - № 1.

3. Інструктыўна-метадычныя пісьмы Міністэрства адукацыі. Гісторыя. Чалавек. Общество. Государство //Настаўніцкая газета. – 2003. – 24 липеня.

Практическое занятие 18.


Тема. ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СТРАНАХ

ЕВРОПЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ


ПЛАН

  1. Знакомство с опытом преподавания обществоведческих дисциплин в Германии.

  2. Обществоведческое образование в англоязычных странах.

  3. Специфика изучения обществоведческих дисциплин во Франции.

ЛИТЕРАТУРА


1. Вендровская Р.Б. Ізучение общества в его прошлом и настоящем в школах США (на материалах Калифорнии) //Обществознание в школе. – 1999. - № 5. – С. 65-71.

2. Программы по истории в школах Франции. Основы адаптационного цикла (VI кл.) //Преподавание истории и обществознания в школе. – 2000. - № 1. – С.69 – 77.

3. Рахматулин Р.Я. Концепция обучения политике в школах ФРГ //Обществознание в школе. – 1998. - № 2 . – С. 64-68.

4. Рахматулин Р.Я. Обществоведческое образование в школах Германии // Обществознание в школе. – 1997. - № 6.

Практическое занятие 19.
Тема. ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К ПРЕПОДАВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
ПЛАН


  1. Анализ программ по дисциплине "Человек. Общество. Государство".

  2. Требования к учебным пособиям по социально-политическим дисциплинам.

  3. Роль различных видов литературы в подготовке к преподаванию социально-политических дисциплин.

  4. Основные этапы подготовки и их содержание.

ЛИТЕРАТУРА

1. Праграмы для устаноў, якія забяспечваюць атрыманне агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання з 11-гадовым тэрмінам навучання. Чалавек. Грамадства. Дзяржава. VIII – XI кл. – Мінск: НІА, 2003.

2. Інструктыўна-метадычныя пісьмы Міністэрства адукацыі. Гісторыя. Чалавек. Общество. Государство //Настаўніцкая газета. – 2003. – 24 липеня

3. Кинкулькин А.Т. Подготовка учителя к преподаванию обществоведческого курса //Обществознание в школе. – 1997. - № 1, 2, 4.

4. Человек. Общество. Государство: Учебное пособие для 8-го кл. общеобразовательной школы с русским языком обучения. В 4 кн. Кн. 1. Мой мир /Под ред. Ю.А. Харина. – Мн.: Народная асвета, 1999.

5. Человек. Общество. Государство: Учебное пособие для 9-го кл. общеобразовательной школы с русским языком обучения. В 4 кн. Кн. 2. Мир людей /Под ред. Ю.А. Харина. – Мн.: Народная асвета, 2001.

6. Человек. Общество. Государство: Учебное пособие для 8-го кл. общеобразовательной школы с русским языком обучения. В 4 кн. Кн. 3. Мир социального действия /Под ред. Ю.А. Харина. – Мн.: Народная асвета, 2002.

7. Человек. Общество. Государство: Учебное пособие для 11-го кл. общеобразовательной школы с русским языком обучения. В 4 кн. Кн. 4. Человек в мире культуры /Под ред. Ю.А. Харина. – Мн.: Народная асвета, 2003.

Практическое занятие 20.


Тема. МЕТОДИКА РАСКРЫТИЯ ПОНЯТИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН.
ПЛАН

  1. Методологическая и методическая основа раскрытия основных понятий.

  2. Классификация понятий социально-политических дисциплин.

  3. Методические пути и приемы формирования мировоззренческих понятий, их научная формулировка.

  4. Работа над основными понятиями при изучении дисциплины "Человек. Общество. Государство".

ЛИТЕРАТУРА

1. Праграмы для устаноў, якія забяспечваюць атрыманне агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання з 11-гадовым тэрмінам навучання. Чалавек. Грамадства. Дзяржава. VIII – XI кл. – Мінск: НІА, 2003.

2. Человек. Общество. Государство: Учебное пособие для 8-го кл. общеобразовательной школы с русским языком обучения. В 4 кн. Кн. 1. Мой мир /Под ред. Ю.А. Харина. – Мн.: Народная асвета, 1999.

3. Человек. Общество. Государство: Учебное пособие для 9-го кл. общеобразовательной школы с русским языком обучения. В 4 кн. Кн. 2. Мир людей /Под ред. Ю.А. Харина. – Мн.: Народная асвета, 2001.

4. Человек. Общество. Государство: Учебное пособие для 8-го кл. общеобразовательной школы с русским языком обучения. В 4 кн. Кн. 3. Мир социального действия /Под ред. Ю.А. Харина. – Мн.: Народная асвета, 2002.

5. Человек. Общество. Государство: Учебное пособие для 11-го кл. общеобразовательной школы с русским языком обучения. В 4 кн. Кн. 4. Человек в мире культуры /Под ред. Ю.А. Харина. – Мн.: Народная асвета, 2003.

6. Долинина И.Г. Работа с понятиями на уроках обществознания // Обществознание в школе. – 1994. - № 4.


Практическое занятие 21.


Тема. МЕТОДИКА РАБОТЫ С ДОКУМЕНТАМИ НА УРОКАХ

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН


ПЛАН

  1. Значение изучения документальных материалов.

  2. Классификация документальных материалов.

  3. Цели использования документальных материалов в процессе преподавания дисциплины "Человек. Общество. Государство".

  4. Методические приемы работы с документами на уроках.

ЛИТЕРАТУРА



  1. Праграмы для устаноў, якія забяспечваюць атрыманне агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання з 11-гадовым тэрмінам навучання. Чалавек. Грамадства. Дзяржава. VIII – XI кл. – Мінск: НІА, 2003.

2. Человек. Общество. Государство: Учебное пособие для 8-го кл. общеобразовательной школы с русским языком обучения. В 4 кн. Кн. 1. Мой мир /Под ред. Ю.А. Харина. – Мн.: Народная асвета, 1999.

3. Человек. Общество. Государство: Учебное пособие для 9-го кл. общеобразовательной школы с русским языком обучения. В 4 кн. Кн. 2. Мир людей /Под ред. Ю.А. Харина. – Мн.: Народная асвета, 2001.

4. Человек. Общество. Государство: Учебное пособие для 10-го кл. общеобразовательной школы с русским языком обучения. В 4 кн. Кн. 3. Мир социального действия /Под ред. Ю.А. Харина. – Мн.: Народная асвета, 2002.

5. Человек. Общество. Государство: Учебное пособие для 11-го кл. общеобразовательной школы с русским языком обучения. В 4 кн. Кн. 4. Человек в мире культуры /Под ред. Ю.А. Харина. – Мн.: Народная асвета, 2003.

6. Боголюбов Л.Н. Работа с документами в процессе обществоведческого образования //Обществознание в школе. – 1998. - № 4.

7. Басик Н.Ю. Из опыта работы с источниками в курсах "Введение в обществознание" и "Человек и общество" //Обществознание в школе. – 1998. - № 4.

8. Басик Н.Ю. Педагогические возможности работы с документами //Обществознание в школе. – 1999. - № 4.

Практическое занятие 22.


Тема. ФОРМЫ УРОКОВ ПО СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИМ

ДИСЦИПЛИНАМ


ПЛАН

  1. Критерии выбора форм организации занятий.

  2. Особенности школьной лекции, семинарских занятий при изучении дисциплины "Человек. Общество. Государство".

  3. Лабораторные и практические занятия при изучении дисциплины "Человек. Общество. Государство".

  4. Нетрадиционные формы организации занятий.

ЛИТЕРАТУРА


1. Боголюбов Л.Н. Урок в обществоведческом курсе //Обществознание в школе. – 1998. - № 1, 2.

2. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. – М., 1994.

3. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели. – М., 1997.

4. Жильцова Е.И. Нетрадиционные формы занятий при изучении курса "Человек и общество" в XI кл. // Обществознание в школе. – 1997. - № 1.

5. Харлашова Е.В. Организация учебного процесса на уроках обществознания //Обществознание в школе. – 1998. - № 5.

6. Кузьмин В.А. Политологический блок уроков в обществоведческом курсе //Преподавание истории в школе. – 1997. - № 2.

Практическое занятие 23.
Тема. ПОСЕЩЕНИЕ УРОКА В ШКОЛЕ.
ПЛАН


  1. Посещение урока истории в школе 5-8 классах.

  2. Посещение урока в школе по дисциплине "Человек. Общество. Государство".

  3. Написание письменного анализа посещенного урока.

ЛИТЕРАТУРА


1. Праграмы для устаноў, якія забяспечваюць атрыманне агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання з 11-гадовым тэрмінам навучання. Чалавек. Грамадства. Дзяржава. VIII – XI кл. – Мінск: НІА, 2003.

2. Інструктыўна-метадычныя пісьмы Міністэрства адукацыі. Гісторыя. Чалавек. Общество. Государство //Настаўніцкая газета. – 2003. – 24 липеня

3. Кинкулькин А.Т. Подготовка учителя к преподаванию обществоведческого курса //Обществознание в школе. – 1997. - № 1, 2, 4.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
1. Написать письменный анализ урока истории, посещенного в школах г. Гомеля.

2. Написать письменный анализ урока по курсу "Человек. Общество. Государство", посещенного в школах г. Гомеля.


Практическое занятие 24.


Тема. ПРОВЕДЕНИЕ И АНАЛИЗ УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

"ЧЕЛОВЕК. ОБЩЕСТВО. ГОСУДАРСТВО".


ПЛАН

  1. Поведение пробного урока одним из студентов группы (деловая игра).

  2. Анализ проведенного урока студентами.

ЛИТЕРАТУРА


1. Праграмы для устаноў, якія забяспечваюць атрыманне агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання з 11-гадовым тэрмінам навучання. Чалавек. Грамадства. Дзяржава. VIII – XI кл. – Мінск: НІА, 2003.

2. Інструктыўна-метадычныя пісьмы Міністэрства адукацыі. Гісторыя. Чалавек. Общество. Государство //Настаўніцкая газета. – 2003. – 24 липеня

3. Кинкулькин А.Т. Подготовка учителя к преподаванию обществоведческого курса //Обществознание в школе. – 1997. - № 1, 2, 4.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ



Составить развернутый план-конспект урока по одному из разделов курса “ Человек. Общество. Государство”.
Каталог: DocLib5
DocLib5 -> Модуль 1 Профессиональная культура педагога. Толерантность как личностный компонент профессиональной культуры педагога. Задания для практической работы
DocLib5 -> Доклад на семинаре по теме: «Формирование профессионального самоопределения старших школьников в процессе профильного обучения»
DocLib5 -> Программа духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
DocLib5 -> Тема. «Мотивация учения – основное условие успешного обучения»
DocLib5 -> Развитие интеллектуальных способностей учащихся на уроках обществоведческих дисциплин через использование элементов технологии критического мышления
DocLib5 -> Мкоу «Парфеньевская сош» Петрова М. Н., учитель начальных классов Модуль 2 Психолого-педагогическая характеристика детей с зпр и интеллектуальной недостаточностью Задание 1
DocLib5 -> Профессиональная культура педагога. Толерантность как личностный компонент профессиональной культуры педагога. Работу
DocLib5 -> Биография Френсиса Гальтона стр. Научные интересы и достижения Френсиса Гальтона стр
DocLib5 -> Программа педагогического всеобуча для родителей I класс тема Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел в I класс, или впервые за школьной партой


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница