Занятие «Регуляция эмоционального состояния»



Скачать 106.93 Kb.
Дата22.02.2016
Размер106.93 Kb.

Работа участника всероссийского интернет-проекта «Педагогический опыт. Инновации, технологии, разработки» www.методкабинет.рф


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная

школа №59» г. Перми

Тренинговое занятие

«Регуляция эмоционального состояния»

Выполнила

Козлова Ольга Анатольевна

педагог-психолог

МАОУ "СОШ № 59"

Пермь, 2015



Цель занятия:

1. Познакомить учащихся с понятием «эмоциональная саморегуляция»,

2. Дать представление о различных методах саморегуляции;

3. Развить навыки преодоления негативных эмоциональных состояний.



Задачи занятия:

  • активизация процесса самопознания;

  • обучение различным техникам экспресс-регуляции эмоционального состояния;

  • повышение самооценки и позитивного отношения к себе и своим возможностям;

  • формирование навыков произвольного контроля.

Категория участников: подростки 12-16 лет.

Продолжительность: 1,5 часа.

Условия проведения тренинга: просторное помещение.

Необходимые материалы: стулья, карандаши, ручки, фломастеры, бумага, мел и доска (можно ватман и маркер), муз.центр.
Занятие включает:

  • разминочную часть, направленную на подготовку группы к работе;

  • основную часть, направленную на реализацию поставленных задач;

  • завершающую часть, направленную на рефлексию;

  • домашние задания, направленные на отработку и закрепление полученных навыков.

Методы оценки эффективности тренинга: рисуночный тест “Мое настроение”, рефлексия, стабилизация эмоционального состояния участников тренинга, поведенческие изменения в ответ на внешние воздействия.

Содержание занятия
Принятие правил тренинга:

1. Конфиденциальности (информация с тренинга не выноситься за тренинговую группу)

2. Искренности в общении и правило сказать «нет»

3. Обращение по имени или на «ты»

4. Я – высказывание (говорить от 1-го лица)

5. Безоценочность суждений (не критиковать участников тренинга)

6. Уважать мнение друг друга

7. Быть активными (все участвуют в упражнениях)

8. Внимательно слушать друг друга

9. Не перебивать говорящего

10. Выключить телефоны
Введение:

Эффективным средством профилактики и снятия напряжения, усталости является использование способов саморегуляции и восстановления своего организма.

Что же такое саморегуляция?

Саморегуляция - это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.

Природа человека такова, что он стремится к комфорту, к устранению неприятных ощущений, не задумываясь об этом. Это - естественные способы регуляции, которые включаются сами собой, помимо сознания человека. Наверняка вы интуитивно используете многие из них: длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, танцы, музыка и др.

К сожалению, подобные средства нельзя, как правило, использовать на уроках, рабочем месте, на учебе в вузе или колледже непосредственно в тот момент, когда возникла напряженная ситуация или накопилось утомление.

Поэтому на сегодняшнем занятии Вы познакомитесь со способами саморегуляции организма, которые помогут Вам снизить напряжение, избавиться от усталости не только в домашних условиях, но и на учебе.

Приветствие:

Упражнение 1. «Здравствуйте, мое настроение цвета…»

Инструкция: Каждый участник тренинга по-очереди должен сказать, какого цвета у него настроение.

Например, «Здравствуйте, мое настроение сейчас цвета вечернего заката на море - фиолетово-розовое».

Обсуждение: Цвета отражают наше настроение. Они могут его повышать и понижать. С помощью данного упражнения Вы не только поприветствовали друг друга, но и увидели, с каким настроением и самочувствием пришел сегодня каждый участник тренингового занятия.


Упражнение 2. «Меня зовут…»

Каждый участник группы называет свое имя так, как ему нравится, и как бы он хотел, чтобы обращались к нему.


Основная часть тренинга:

Каждый хочет быть активным, позитивно настроенным весь рабочий или учебный день. Однако, этого не всегда можно достичь. Если возникает напряжение, усталость, утомление, то мы стремимся от него избавиться.

- Сейчас давайте, вспомним: как Вы справляетесь с усталостью, напряжением, плохим настроением?

(Ответы учащихся).

Да. Действительно. При возникновении нежелательных эмоциональных реакций можно использовать различные естественные приёмы саморегуляции:

1. Обращать внимание на свои достижения, успехи и хвалить себя за них, радоваться достигнутым целям.

2. Плавать, танцевать, прогуливаться или просто сидеть на скамейке в парке. 3. Побаловать себя сладеньким или пораньше лечь спать.

4. Заняться физкультурой, уборкой.

5. Включить успокаивающую музыку, ту, которую вы любите.

6. Почитать любимую книгу или стихотворение.

7. Побеседуйте на какую-нибудь отвлеченную тему с любым человеком, находящимся рядом: соседом, товарищем по учебе.

8. Принять горячую ванну.

9. Превратить ситуацию неуспеха в шутку и смеяться.

10. Написать свои отрицательные эмоции на листе бумаги.

Нарисовать на листе бумаги рисунок, который наиболее подходит твоему плохому состоянию. Порвать этот листок, сжечь или выбросить.

11. Взять подушку и побить ее.
В результате саморегуляции могут возникать три основных эффекта:


  • эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности);

  • эффект восстановления (ослабление проявлений утомления);

  • эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности)


Упражнение 3. Проблемная ситуация “Вспомни что-нибудь неприятное”

Участникам предлагается закрыть глаза и вспомнить какое-либо неприятное событие, происшедшее с ним совсем недавно (в течение 1 мин) со всеми подробностями и, не открывая глаза застыть в том положении, в котором участники находились в процессе воспоминания. С помощью “внутреннего взгляда посмотреть” на то, в каком состоянии находятся мышцы тела поочередно (начинаем с лицевых мышц и заканчивая ногами) запомнить данное состояние мышц и те ощущения, которые возникли, и открыть глаза.


Обсуждение ощущений:

  • какие ощущения возникли в процессе воспоминания?

  • какие ощущения были в мышцах?

  • где больше всего чувствовалось напряжение?

  • приятным было такое состояние?

Беседа о том, какой вред для здоровья наносит постоянное напряжение, и о том, что с этим можно справиться разными способами.
Как разрядить негативные эмоции?

Можно разрядить свои эмоции, высказавшись в кругу друзей, которые поймут и посочувствуют. Если ты один, то можешь выразить свой гнев, поколотив подушку или выжимая полотенце, даже если оно сухое. Большая часть энергии гнева копится в мышцах плеч, в верхней части рук и в пальцах. Производи любые спонтанные звуки — напряжение может быть «заперто» в горле. Самую полноценную разрядку дают занятия каким-либо видом спорта. Поэтому настоящие спортсмены обладают не только физическим, но и душевным здоровьем.

Благотворно действует на человека природа. Прогулка по лесу, созерцание движения реки или спокойной глади озера, лесные звуки и запахи способны вернуть душевное равновесие и работоспособность даже в самых трудных ситуациях.

Дыхание уступами. Три-четыре коротких выдоха подряд, потом столько же коротких вдохов. Благодаря этому разбивается поток импульсов, идущих в мозг при глубоком вдохе, что очень важно при стрессе. Природа дала нашему мозгу отличное средство защиты от психических перегрузок — смех и плач. Смех оказывается своеобразной защитой нервной системы. Его можно рассматривать как серию коротких выдохов. Эти выдохи и дробят опасный поток импульсов. В этом упражнении соединяются целебные свойства плача и смеха.

А сейчас выполним ряд упражнений на снятие эмоционального напряжения.
Упражнение 4. «Свеча»

Инструкция: Представьте, что перед Вами стоит большая свеча. Сделайте вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. Еще раз.

А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха. Еще раз.
Упражнение 5. «Работа с грецкими орехами»

1. Сожмите пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимайте с усилием кулак. Затем, ослабляя сжатие кулака, сделайте вдох. Повторите 5 раз. Теперь попробуйте выполнить это упражнение с закрытыми глазами, что удваивает эффект.

2. Возьмите по два грецких ореха и совершайте ими круговые движения в каждой ладони.

3. Слегка помассируйте кончик мизинца.

4. Поместите орех на ладонь ближе к мизинцу, прижмите его ладонью другой руки и делайте орехом круговые движения в течение 3 минут.

Упражнение 6. «Мусорное ведро»

Инструкция: На листочках бумаги запишите все проблемные ситуации, которые мешают вам жить, не дают покоя. Затем разорвите на мелкие кусочки свои листы с записями, мысленно отпуская свои проблемы, и выбросьте их в мусорное ведро.


Упражнение 7. «Бумажные комочки»

Инструкция: Вспомните ситуации, когда вы испытывали чувство злости, гнева, и как вам хотелось закричать, что-то или кого-то ударить. А теперь листы бумаги, которые вам дали, сомните так, чтобы из них получились маленькие комочки (шарики).

У кого комочек получился самым маленьким? Похлопаем ему.

Упражнение 8. «Рисунок моего настроения»

Рисование помогает снимать напряжение и обучать детей навыкам адекватного восприятия и выражения эмоций. Это арттерапия (лечение искусством), или рисуночная психотерапия.

Раскрасьте лист бумаги цветными карандашами под звуки музыки.


1. Для уменьшения раздражительности, разочарования и для повышения чувства бренности жизни

Бах «Кантата № 2» Бетховен «Лунная соната», Прокофьев «Соната «Ре», Франк «Симфония ре-минор»

2. Для уменьшения чувства тревоги, неуверенности в благополучном конце происходящего

Шопен «Мазурка и прелюдии», Штраус «Вальсы», Рубинштейн «Мелодия»

3. Для общего успокоения, умиротворения и согласия с жизнью в том виде, какая она есть

Бетховен «6-я симфония», ч. 2, Брамс «Колыбельная», Шуберт «Аве Мария», «Анданте из квартета», Шопен «Ноктюрн соль минор», Дебюсси «Свет луны»

4. Для уменьшения злобливости, зависти к успехам других людей

Бах «Итальянский концерт», Гайдн «Симфония», Сибелиус «Финляндия»

5. Для снятия эмоционального напряжения в отношениях с другими людьми

Бах «Концер ре-минор для скрипки», Барток «Соната для фортепьяно», «Квартет № 5», Брукнер «Месса ми-минор», Бах «Кантата № 21»

6. Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным перенапряжением

Бетховен «Фиделио»

Моцарт «Дон Жуан»

Лист «Венгерская рапсодия № 1»

Хачатурян «Сюита «Маскарад»

Гершвин «Американец в Париже»


7. Для улучшения настроения

Шопен «Прелюдия»

Лист «Венгерская рапсодия № 2»




Заключительная часть занятия:

Упражнение 9. «Мне сегодня...»

Цель: установление обратной связи, анализ опыта, полученного участниками.

Инструкция: Каждый участник группы должен завершить фразу:

«Мне сегодня...».

В заключение отметим следующее. В работе по профилактике нервно-психической напряженности первостепенная роль должна отводиться развитию и укреплению жизнерадостности, вере в людей, неизменной уверенности в успехе дела, за которое взялся.


Жизненный успех не дается без труда, иногда без тяжелых потерь. Надо быть готовым с наименьшими страданиями пройти через обиды, измены, потери. Для этого следует приучить себя не пропускать в сферу эмоций чрезмерные раздражители, несущие боль и отрицание многих человеческих ценностей.
Конечно, несчастья близких, общественные катастрофы, неудачи в работе, собственные промахи не могут не расстраивать человека. Но не следует считать такие неудачи непоправимыми катастрофами. То, что можно, следует исправить. А на нет - и суда нет, как говорят в народе.
Большая мудрость содержится в изречении: «Господи, дай мне силы изменить то, что я могу изменить, терпение - принять то, что я не могу изменить, и ум - отличать одно от другого».
Человек, вооружённый знаниями, -

непобедим.

(М. Горький)

На сегодняшнем занятии Вы получили знания о способах снятия напряжения и усталости. Используйте их!

Притча (заключение).

В одной далекой стране жил мудрец, на многие вопросы он знал ответы, и сотни людей приходили к нему за советом и помощью. В той же стране жил молодой человек, который, совсем недавно был еще ребенком и только начинал свой жизненный путь. Но он то думал, что все уже знает, многое умеет, и чужих советов слушать ему не надо. Решил он провести мудреца – поймал бабочку, зажал её между ладонями и спросил мудреца: “Что у меня в руках – живое или неживое?” Если мудрец ответил бы "живое", он сильнее сдавил бы руки, бабочка бы умерла, и мудрец оказался бы не прав, а если мудрец ответил бы "неживое", молодой человек разжал бы руки, бабочка выпорхнула, а мудрец снова был бы не прав. Но когда молодой человек подошел к мудрецу и задал свой вопрос, старый человек внимательно посмотрел на него и сказал: “ВСЁ В ТВОИХ РУКАХ…”


Список использованной литературы


1. Лисина М.И. Проблема онтогенеза общения М. - Педагогика, 1986
2. Большаков В.Ю. Психотренинг. СПб, 1994. - 316 с.
3. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Учеб. пособие. - М: Ось-89, 1999. - 176 с.
4. Гривцов А.Г. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов. - СПб.:Питер, 2007.- 208 c.
5. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб.: Речь, 2006 - 160 с.
6. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/Пер с нем. - 4-е изд. - М.: Генезис, 2006. - 240 с.
7. Гарднер Р. Девочкам и мальчикам о хорошем и плохом поведении / Пер. с англ. Е.В. Романовой. - СПб.: Издательство «Каллиста», Рекламно-Издательский центр «Тринадцатая нота», 2004. - 208 с.
8. Берч П. Тренинг/ Пер. с англ. Под ред. И.В. Андреевой. - СПб.: Издательский дом «Нева», М: «ОЛМА ПРЕСС Инвест», 2003. - 160 с.




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница