Занятие Мифы в детском чтении Мифология как особая система миропонимания, ее особенности



Дата25.04.2016
Размер80 Kb.
ТипЗанятие
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Занятие 1.

Мифы в детском чтении

1.Мифология как особая система миропонимания, ее особенности.

2.Различные группы мифов в интерпретации для детей: о сотворении мира, о богах и героях, объясняющие географические открытия и др. Сходные сюжеты мифов разных народов.

3.Представления древних славян о мире и человеке. Отголоски язычества в русском фольклоре.

4.Миф и сказка, их сходство и отличия. Мифологическая сказка в фольклоре (сказки народов Африки и Австралии).

Тексты:

Кун Н. Мифы Древней Греции.

Сказания древних славян. – СПб,1998.

Мифы Древней Индии. – М.,1975.

Рубинштейн Р.И. Мифы Древнего Египта. – Л. 1959.

Успенский Э. Двенадцать подвигов Геракла.



Дополнительно:

Белякова Г.С. Славянская мифология. – М.,1995.

Парандовский Я. Мифология.

Занятие 2.

Переложения Библии для детей

1.Время создания Библии. Ее состав. Идеологическая система Ветхого и Нового Заветов.

2.Интерпретация Библии для детей дошкольного и младшего школьного возраста (К.И.Чуковский, С.Лагерлеф, священник Воздвиженский).

3.Особенности переложения Нового Завета Л. Толстым и Ч. Диккенсом.

4.З.Косидовский как представитель исторической школы. Особенности изложения материала и построения его книги «Библейские сказания».

5.Значение библейских сюжетов и образов в воспитательном процессе. Библейские мотивы, образы и сюжеты в мировой литературе.



Тексты:

Косидовский З. Библейские сказания. – М., 1966.

Диккенс Ч. Жизнь нашего Господа Иисуса Христа. – Рига, 1991.

Лагерлёф С. Легенды о Христе. – М., 1991.

Священник Воздвиженский П.Н. Ветхий и Новый Завет: Библия в рассказах для детей младшего возраста. – Нижний Новгород, 1991.

Толстой Л.Н. Учение Христа, изложенное для детей. – Пермь, 1994.

Чуковский К.И. Вавилонская башня и другие библейские предания. – М., 1990. Дополнительно:

Гече Г. Библейские истории. –М.,1990.

Беленький М.С. О мифологии и философии Библии. – М., 1994.

Занятие 3.

Сказки народов мира

1.Жанровые особенности и определение терминов «народная сказка», «литературная сказка», «бродячие сюжеты».

2.Особенности «бродячих сюжетов» на примере фольклорных и литературных сказок разных стран.


  • Золушка: «Золотая туфелька» (вьетнамская), «Кхончхи и Пхатчхи» (корейская), «Тростниковая шапка» (английская) и др.;

  • Мальчик-с-пальчик: «Мальчик-с-пальчик» (немецкая), «Сказка про мальчика с сапожок» (французская), «Иссум-боси» (японская), «Липунюшка» (Л.Толстой), «Мальчик-с-пальчик» (А.Толстой);

  • Волшебная рыбка-помощница: «Золотая рыбка», «Заколдованное дерево Липка» (А.Афанасьев), «Сказка о рыбаке и рыбке и его жене» (бр.Гримм), «Золотая рыбка» (китайская), «Сказка о рыбаке и рыбке» (А.С.Пушкин).

  • Чудесный супруг: «Перышко Финиста Ясна Сокола» (А.Афанасьев), «Финист Ясный Сокол» (А.Н. Королькова), «Аленький цветочек» (С.Аксаков), «Красотка и чудовище» (Лепренс де Бомон);

3.Найти свою группу сказок с близким сюжетом и проанализировать с учетом отражения в ней культуры страны, народной и авторской философии.

4.Русская сказка в изобразительном искусстве (Ю.Васнецов, Е.Рачев, И.Билибин и др. – по выбору).



Тексты:

Сказки народов мира: в 5 томах.

Волшебная кисть ( нар.зар.сказки).

Источник на краю света (сказки Великобритании).

Земляника под снегом( сказки Японии).

Французские сказки. – М.,1988.

Сказки Ш.Перро, С.Аксакова, А.Пушкина.

Дополнительно:

Аникин В.П. Русская народная сказка. - М., 1977.

Зуева Т.В. Сказки А.С. Пушкина. – М., 1989.

Краснова Т. В ладу со сказкой: традиции фольклорной сказки в творчестве русских писателей XX в. – Иркутск, 1993.

Литературная сказка: История, теория, поэтика: Сборник материалов и статей. – М., 1996.

Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. - М., 2000.

Пропп В.Я. Морфология сказки. - М., 1969.

Пропп В.Я. Русская сказка.- Л., 1984.

Сказочная энциклопедия / Ред. Н.Будур. – М., 2005.

Токарева Е.И. Народные варианты «Сказки о рыбаке и рыбки» А.С. Пушкина // Вопросы жанров русского фольклора / Ред. Н.И. Кравцов. - М., 1972. - С. 115.

Трубецкой Е. «Иное царство» и его искатели в русской народной сказке //Литературная учеба. 1990. - №2. - С.114.

Занятие 4.

Литературная сказка О.Уайльда

1.Жанр литературной сказки. Его особенности.

2.Формирование жанра литературной сказки в Англии XIX века. Влияние английской народной сказки ( эксцентризм, абсурдность, сатирическая направленность) и литературной сказки Андерсена.

3.Место литературной сказки О. Уайльда в литературном процессе Англии XIX века.

4.Культ красоты и особенности его художественного воплощения в сказках О. Уайльда:


  • доминирование нравственно-эстетической системы (красота, добро, милосердие);

  • художественное своеобразие сказок (парадоксальность изложения мыслей, орнаментальный характер повествования (напр. «Преданный друг»).

5.«Соловей и роза» О. Уайльда. «Свинопас» и «Соловей» Андерсена. Сопоставительный анализ (Андерсен “Снежная королева” и О. Уайльд “Преданный друг”»).

Тексты:

Сказки О.Уайльда и Андерсена.



Дополнительно:

Брауде Л.Ю. Скандинавская литературная сказка. – М.,1979.

Скуратовская Л.И. Из истории английской детской литературы (Х1Х век).- Днепропетровск,1972.

Литературная сказка. История, теория, поэтика: Сб статей и материалов. – М., 1996.

Валова О.М. Сказки О.Уайльда. Автореф. канд. дисс. – Н.Новгород,1999.

Занятие 5.

Особенности поэзии для детей


  1. К.И. Чуковский как теоретик детской литературы («От двух до пяти»). Теория детской речи и фольклорных основ детской поэзии (глава «Лепые нелепицы»). Сказки К.И. Чуковского для самых маленьких, их своеобразие.

2.Поэзия С.Я.Маршака как синтез родов, видов и жанров литературы. Обучающие книги Маршака. Традиции и новаторство.

3.Игра-парадокс в произведениях «обэриутов».

4.Специфика детской поэзии в творчестве Б.Заходера.

5.Особенности современной игровой поэзии для детей.

6.«Вредные советы» Г.Остера – современный вариант перевертыша.

Тексты:

К. Чуковский. Крокодил. Краденое солнце. Муха-Цокотуха. Федорино горе. Мойдодыр. Чудо – дерево. Путаница. Телефон.

С. Маршак. Мороженое. Мяч. Рассказ о неизвестном герое. Сказка о глупом мышонке. Багаж.

Б. Заходер. Кто на кого похож. Кит и кот. Никто. Школа для птенцов.

А. Барто. Игрушки. Уральцы бьются здорово.

С.Михалков. Всадник. А что у вас. Фома.

И. Токмакова. Миниатюры – портреты деревьев. Я ненавижу Тарасова.

Д. Хармс. Самовар. Игра. Врун.

Дополнительно:

Павлова Н.И. Лирика детства. Некоторые проблемы поэзии. – М.,1987.

Галанов Б. С.Я.Маршак. Жизнь и творчество. –М.,1965.

Александров В.П. Сергей Михалков. – М., 1983.

Соловьев Б. Агния Барто. Очерк творчества. – М.,1971.

Занятие 6.

Современная отечественная проза в детском чтении

1.Что общего в произведениях о детях В.Астафьева и В.Распутина? Каков нравственный потенциал «антипедагогическтх» поступков взрослых героев в произведениях этих авторов?

2.Дайте оценку педагогическому коллективу в рассказе Б.Васильева, определите функции заголовка. Как решается тема войны, памяти поколений в рассказе?

3.Дайте характеристику образам Евдокии и Оли в повести А.Алексина.

4.Каковы удачи и ошибки молодой учительницы Нади в повести А.Лиханова?

Тексты:

В.Астафьев. Конь с розовой гривой.

В.Распутин. Уроки французского.

Б.Васильев. Великолепная шестерка.

А.Алексин. Безумная Евдокия.

А.Лиханов. Благие намерения.



Дополнительно:

Воронов В. Анатолий Алексин. Очерк творчества. – М.,1973.

Яновский Н.Виктор Астафьев. Очерки творчества. – М.,1982.

Ж-л «Детская литература» 1985- №7 ( о теме детства у Астафьева).

Мотяшов И. Альберт Лиханов: очерк творчества. – М.,1981.

Шаповшников В.Н. Валентин Распутин. – Новосибирск, 1978.



Занятие 7-8.

Жанр фэнтези в современной детской литературе

1.Понятия мифа и сказки. Отличие фантастики от фэнтези (неомифа). Специфика неомифологических произведений.

2.Особенности авторской мифологии в книге Д.Толкиена «Властелин колец»»:

Источники и жанровая природа трилогии (сказочные, романные, эпические черты).

Организация художественного пространства: способы создания образа Срединной земли (география, климат, государство, история), моральная основа пространственных характеристик( запад - локализация добра, восток – зла).

Организация художественного времени: контраст авторского (в «прологе») и реального времён, линейное и циклическое время.

Система персонажей трилогии, их моральная основа (маги, эльфы, люди, гномы, хоббиты, орки).

Семантика образа Кольца.

3.Специфика фэнтези К.Льюиса, У.ле Гуин и др. ( по выбору – доклады).

4.Особенности русской фэнтези. Цикл о Великом кристалле В.Крапивина как разновидность неомифа для младших школьников.



Тексты:

Толкиен Д.Р.Р. Хоббит, или Туда и обратно. Властелин колец.

Крапивин В. Цикл «В глубине Великого кристалла» ( 1-2 романа).

По выбору: Льюис К. Хроники Нарнии. Ле Гуин У. Волшебник Земноморья. Муркок М. Хроники Эльрика. Дж. Роулинг. Цикл о Гарри Поттере.



Дополнительно:

Кабаков Р.И. Возникновение героя (Литературно-сказочный образ в творчестве Дж.Р.Толкина). – Л., 1989.

Кошелев С.Л. Жанровая природа «Повелителя колец» Дж.Р.Р.Толкина // Проблемы метода и жанра в зарубежной литературе. – Вып.6 – М., 1981.

Лихачева С. Миф работы Толкина // Литературное обозрение. - № 11/12. - 1993.

Мамаева Н.Н. Творчество Толкиена как продолжение традиций английской литературной сказки // Дергачевские чтения. - Ч. 2. - Екатеринбург, 2001. Васильева Н.И. Сказка-бестселлер, или почему «Гарри Поттер» должен кончиться хорошо. – Иошкар-Ола, 2004.

Кураев А. «Гарри Поттер»: попытка не испугаться. – М., 2004.



Занятие 9.

Контрольная работа.

Художественные тексты

1. Два-три издания по выбору (мифы разных народов):



Я.Голосовкер. Сказания о титанах.

Л.Успенский. Двенадцать подвигов Геракла.

В. и Л. Успенские. Золотое руно.

Е.Тудоровская. Приключения Одиссея.

А.И.Немировский. Мифы и легенды Древнего Востока.

А.И.Немировский. Мифы Древней Эллады.

Ф.Ф.Зелинский. Сказочная повесть Эллады.

Р.И.Рубинштейн. Мифы Древнего Египта.

Мифы народов мира. М., 1991-1992. Т.1-2. (М., 1982).

Славянская мифология. Справочник (сост. А.И.Капица). М., 1999.

Г.С.Белякова. Славянская мифология. М., 1995.

В мире мифов и легенд (сост. В.М.Синельченко). СПб, 1995.

Мифы древних славян. Велесова книга (сост. А.И.Баженова, В.И.Вардугин). Саратов, 1993.

А.Н.Афанасьев. Древо жизни. М., 1982.

А.Н.Афанасьев. Живая вода и вещее слово. М., 1988.

Мифы Древней Индии. М., 1975.

2.Два-три издания по выбору (для разных возрастных групп):

З.Косидовский. Библейские сказания.

Л.Н.Толстой. Учение Христа, изложенное для детей//Евангелие Толстого. М, 1992 или журнал «Детская литература», 1990, № 11,12; 1991, № 2.

Ч.Диккенс. Жизнь нашего Господа Иисуса Христа. М., 1991.

Вавилонская башня /под ред. К.Чуковского.



С.Лагерлеф. Легенды о Христе.

Свящ. П.Н.Воздвиженский. Библия для самых маленьких. НН, 1991.

Библейские легенды. М., 1991.

3.Русские народные сказки (в обработке А.Н.Афанасьева, М.А.Булатова, О.И.Капицы и др. – по выбору).

4.Детский фольклор: загадки, считалки, пестушки, потешки и др. – по выбору.

5.Сказки народов мира со сходными сюжетами (сюжет Золушки, «поиски потерянного мужа» и др. – по выбору).

6.Шарль Перро. Золушка. Синяя борода. Красная шапочка и др. сказки.

7.По выбору:



Э.Гофман. Щелкунчик и мышиный король.

В.Гауф. Холодное сердце. Карлик-нос. Маленький Мук.

Сказки братьев Гримм.

8.Два автора - по выбору:



Г.Х.Андерсен. Дюймовочка. Снежная королева. Гадкий утенок и др.

С.Лагерлеф. Путешествие Нильса с дикими гусями по Швеции.

9.Л.Кэрролл. Алиса в стране чудес. Алиса в Зазеркалье.

О.Уайльд. Соловей и роза. Счастливый принц. Мальчик-звезда. Великан-эгоист. Соловей и роза и др.

10.Три автора – по выбору:

В.Жуковский. Спящая царевна. Сказка о царе Берендее. Сказка об Иване-царевиче и сером волке.

П.Ершов. Конек-Горбунок.

А.Погорельский. Черная курица, или подземные жители.

В.Одоевский. Городок в табакерке.

В.И.Даль. Девочка Снегурочка. Война грибов с ягодами. Ворона и др.

С.Аксаков. Аленький цветочек.

Вс.Гаршин. Лягушка-путешественница. Сказка о жабе и розе. Attalea princes.

Д.Мамин-Сибиряк. Серая шейка. Аленушкины сказки. и др.

Н.Лесков. Левша.

11.Пушкин А.С. Сказки.

12.Два автора – по выбору:

Д.Григорович. Гуттаперчевый мальчик.

А.Куприн. Чудесный доктор. Белый пудель. Тапёр.

К.Станюкович. Максимка. Нянька.

Л.Андреев. Петька на даче. Гостинец. Ангелочек.

А.Чехов. Гриша. Событие. Детвора. Мальчики. Дома. Ванька. Спать хочется.

13.Два автора – по выбору:

Лирика XIX века для детей (И.Никитин, А.Плещеев, Н.Некрасов, Ф.Тютчев, А.Фет и др.).

14.По выбору:



Г.Мало. Без семьи.

Дж.Гринвуд. Маленький оборвыш.

М.Твен. Приключения Тома Сойера. Приключения Гекльберри Финна.

Э.Джемиссон. Леди Джейн, или Голубая цапля.

Ф.Бернетт. Маленькая принцесса. Маленький лорд Фаунтлерой.

15.Стихи С.Я.Маршака, С.Михалкова, А.Л.Барто.

16.К.Чуковский. Крокодил. Тараканище. Муха-Цокотуха. Федорино горе.

От двух до пяти.

17.Два автора - по выбору:

Ю.Олеша. Три толстяка.

А.Волков. Волшебник изумрудного города.

А.Толстой. Золотой ключик.

Л.Лагин. Старик Хоттабыч.

П.Бажов. Серебряное копытце. Огневушка-поскакушка. Голубая змейка

18.По выбору:



А.Гайдар. Голубая чашка. Тимур и его команда. Чук и Гек и др.

А.Пантелеев. Республика ШКИД. Ленька Пантелеев.

В.Катаев. Белеет парус одинокий. Хуторок в степи.

В.Каверин. Два капитана.

Р.Фраерман. Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви.

19.Два автора - по выбору:



М.Ильин. Рассказы о вещах.

В.Бианки. Лесная газета. Одинец. Розовое и оливковое. (и др. рассказы) Сказки-несказки.

Рассказы о природе К.Паустовского, М.Пришвина, Е.Чарушина, Сетон-Томпсона и др.

20.По выбору:

Стихи Д.Хармса (Иван Торопыжкин. Самовар. и др.)

Стихи и рассказы Саши Черного (Дневник Фокса Микки. О самом страшном. Люся и дедушка Крылов. и др.)

Н.Носов. Мишкина каша. Фантазёры. Огурцы. Телефон. и др.

В.Драгунский. Денискины рассказы.

Ю.Сотник. Человек без нервов. Архимед Вовки Грушина. Дрессировщики. Л.Давыдычев. Многотрудная, полная невзгод и опасностей жизнь Ивана Семенова, второклассника и второгодника.

21.По выбору: Стихи для маленьких: В.Берестов, Е.Благинина, Я.Аким, А.Усачев и др.

22.Два-три автора по выбору:

Ю.Яковлев. Рыцарь Вася. Он убил мою собаку. Станция «Мальчики». и др. В.Крапивин. Мальчик со шпагой. Та сторона, где ветер. и др.

Р.Погодин. Ожидание. Откуда идут тучи.

В.Железников. Чудак из шестого «Б». Чучело.

В.Астафьев. Конь с розовой гривой. Монах в новых штанах. Васюткино озеро. Зачем я убил коростеля? и др.

В.Распутин. Уроки французского.

А.Лиханов. Благие намерения. Солнечное затмение. Мой генерал. А.Алексин. А тем временем где-то. Звоните и приезжайте. Раздел имущества. Безумная Евдокия. и др.

Б.Васильев. Великолепная шестерка. Пятница.

23. Два автора по выбору:



Н.Носов. Трилогия о Незнайке.

В.Медведев. Баранкин, будь человеком!

И.Токмакова. Счастливо, Ивушкин. Аля, Кляксич и буква А. Может, нуль не виноват?

В.Крапивин. Дети Синего Фламинго. Летящие сказки.

Э.Успенский. Крокодил Гена и его друзья. Бизнес крокодила Гены. Школа клоунов. Дядя Федор, пес и кот. и др.

Л.Петрушевская. Пуськи Бятые. Все непонятливые. Сказка о часах. и др.

24.По выбору:



Д.Родари. Приключения Чиполлино.

С.Лагерлёф. Путешествие Нильса с дикими гусями по Швеции.

Т.Янссон. Муми-тролль и шляпа волшебника. Муми-тролль и комета. Дж.Крюсс. Тим Талер, или Проданный смех.

О.Пройслер. Маленькая Баба-Яга. Маленький водяной.

25.По выбору:

Дж.Барри. Питер Пен и Венди.

Р.Киплинг. Маугли. Просто сказки.

А.Милн. Вини-Пух и все, все, все.

П.Трэверс. Мери Поппинс.

26.А.Линдгрен. Пеппи Длинный Чулок. Трилогия о Малыше и Карлсоне.

27.По выбору:

Р.Л.Стивенсон. Остров Сокровищ. Катриона. Черная стрела.

Или романы Г.Хаггарда, Ж.Верна, А.Дюма, М.Рида



27.По выбору:

Дж.Толкиен. Властелин колец.

Дж.Роулинг. Повести о Гарри Потере.

В.Крапивин. 1-2 романа из цикла «В глубине великого кристалла»

28.По выбору 2-3 издания:

Классические комиксы. М., 1995.

Г.Остер. Вредные советы. М., 1995. (учебная книга)

К.Булычев. Девочка с Земли. или другие повести из цикла о приключениях Алисы. (фантастика)

А.Хичкок. Тайна семи попугаев. Загадочная картина. и др. (детектив)

Р.Стайн. Зловещее лето. и др. (триллер)

Русский школьный фольклор /сост. А.Ф.Белоусова. М., 1998.




Каталог: 2014
2014 -> Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста
2014 -> Пояснительная записка Содержание и контекст Методы обучения
2014 -> Образовательная программа высшего образования направление подготовки 38. 06. 01 Экономика
2014 -> «Особенности реализации личностно-ориентированного подхода в профессиональной подготовке студентов высших учебных заведений»
2014 -> Программа «Управление образованием»
2014 -> И регионального управления
2014 -> Программа духовно-нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста
2014 -> Технология кейс-стади Обзор Существуют различные обозначения этой технологии обучения. В зару­бежных публикациях можно встретить «метод изучения ситуаций»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница