Занятие Методика и методическая система обучения информатике в высшей школе. Общие принципы совершенствования методической системы обучения Цель



Скачать 42,59 Kb.
страница1/8
Дата04.03.2023
Размер42,59 Kb.
#205259
ТипЗанятие
  1   2   3   4   5   6   7   8
Связанные:
Пр Методика Серикова Т.Р.
Практическое задание Общая психология 4, Практикум по психологическому консультированию, Практикум по психологическому консультированию, Практическое задание Общая психология 2, Теории личности , Коэн С., Бернс Р. Эндодонтия (8-е издание, 2007)

Тема 1. Методика и методическая система обучения информатике в профессиональном образовании


Практическое занятие 1. Методика и методическая система обучения информатике в высшей школе. Общие принципы совершенствования методической системы обучения


Цель: совершенствование и развитие общеинтеллектуального, общекультурного и профессионального уровней магистранта, обсуждение различных способов организации и реализации образовательного процесса в области информатики на различных образовательных ступенях.
Задания для развития и контроля владения компетенциями

  1. Проанализируйте структуру обучения информатике на примере школьной информатики.

Информатика в школе изучается в 2 этапа. Первый этап изучения курса информатики связан с освоением прикладных аспектов информатики и направлен на достижение некоторого уровня компьютерной грамотности, обеспечивающего возможности использования полученных знаний и умений, как при дальнейшем изучении основ информатики, так и в других предметах.
Второй этап посвящен изучению основ информатики как фундаментальной отрасли научного знания и связан, прежде всего, с формированием научного мировоззрения школьников. При этом содержание обучения информатике в старших классах может быть дифференцировано по интересам и направлено на профессиональную подготовку школьников.
В настоящее время считается целесообразной необходимость выделения нескольких этапов в овладении основами информатики и формировании информационной культуры в процессе обучения в школе:
- первый этап (1-6 классы) – пропедевтический;
- второй этап (7-9 классы) – базовый курс;
- третий этап (10-11 классы) – профильные курсы.
На первом этапе происходит первоначальное знакомство школьников с компьютером, формируются первые элементы информационной культуры в процессе использования учебных игровых программ, простейших компьютерных тренажеров и т.д.
Второй этап обеспечивает обязательный общеобразовательный минимум подготовки школьников по информатике. Он направлен на овладение учащимися методами и средствами информационной технологии решения задач, формирование навыков сознательного и рационального использования компьютера в своей учебной, а затем профессиональной деятельности. Изучение базового курса формирует представления, передачи и хранения информации в живой природе, обществе, технике.
Целесообразность переноса начала систематического изучения информатики в 7-9 классы, помимо необходимости в условиях информатизации школьного образования широкого использования знаний и умений по информатике в других учебных предметах на более ранней ступени, обусловлена также двумя другими факторами. Во-первых, положительным опытом обучения информатике детей этого возраста, как в нашей стране, так и за рубежом и, во-вторых, существенной ролью изучения информатики для развития мышления, формирования научного мировоззрения школьников именно этой возрастной группы.
Представляется, что содержание базового курса может сочетать в себе все 3 существующих сейчас основных направления в обучении информатике в школе и отражающих важнейшие аспекты ее общеобразовательной значимости:
- мировоззренческий аспект, связанный с формированием представлений о системно-информационном подходе к анализу окружающего мира, о роли информации в управлении, специфике самоуправляемых систем, общих закономерностях информационных процессов в системах различной природы;
- «пользовательский» аспект, связанный с формированием компьютерной грамотности, подготовкой школьников к практической деятельности в условиях широкого использования информационных технологий;
- алгоритмический (программистский) аспект, связанный в настоящее время уже в большей мере с развитием мышления школьников.
Третий этап (10-11 классы) – продолжение образования в области информатики как профильного обучения, дифференцированного по объему и содержанию в зависимости от интересов и направленности до профессиональной подготовки школьников. В частности, для школ и классов математического профиля возможно углубленное изучение программирования и методов вычислительной математики, для школ естественнонаучного профиля – курс информатики, связанный с применением компьютера для моделирования, обработки данных эксперимента, для школ и гимназий гуманитарного профиля – представление о системном подходе в языкознании, литературоведении на формирование умений применять информационную технологию для решения задач организации и экономики сельскохозяйственного производства и т.д.
Подводя итоги анализа системы обучения информатики в современной школе, следует подчеркнуть начавшийся переход от единого курса информатики в старших классах к многоэтапной структуре обучения этой дисциплине. Первый этап – пропедевтический, второй – базовый курс информатики, обеспечивающий обязательный общеобразовательный минимум по этому предмету, третий этап – дифференцированное изучение информатики в рамках одного из профильных курсов.

  1. Выделите цели, содержание, методы, средства, организационные формы обучения информатике, на примере школьной информатики и дисциплины «Методика обучения и воспитания информатике» для бакалавров, обучающихся на направлении подготовки 44.03.01. Педагогическое образование направленности (профилю) Информатика и информационные технологии в образовании.

Рассмотрим цели, содержание, методы, средства, организационные формы обучения информатике на примере рабочей программы по информатике для 7 класса.

Изучение информатики в 7 классе направлено на достижение следующих целей:


- формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;
- формирование у учащихся готовности к информационно-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;
- развитие алгоритмического мышлениятворческих и познавательных способностей учащихся;
- воспитание культуры проектной деятельности, в том числе умения планировать, работать в коллективе; чувства ответственности за результаты своего труда, используемые другими людьми; установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, недопустимости действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией;
- приобретение опыта планирования деятельности, поиска нужной информации, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, преодоления трудностей в процессе интеллектуального проектирования.
Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в 7 классе основной школы может быть определена следующими укрупнёнными тематическими блоками (разделами):


Скачать 42,59 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница