Занятие Интуитивные и алгоритмические методы поиска решений. Часть 2



Скачать 175.83 Kb.
Дата22.02.2016
Размер175.83 Kb.
ТипЗанятие
Занятие 6. Интуитивные и алгоритмические

методы поиска решений. Часть 2.



Дома новы, но предрассудки стары, порадуйтесь,

не истребят, ни годы их, ни моды, ни пожары.

А.С.Грибоедов «Горе от ума»


Ежедневно сталкиваясь с проблемами, человек вынужден искать пути их разрешения. Проблемы можно решать стандартными, уже проверенными способами, но всегда найдутся задачи, для которых стандартные пути неприемлемы или вынуждают тратить много сил и энергии. Творчески мыслящий человек всегда ищет нешаблонные способы решения возникающей проблемы, более оптимальные и эффективные. И одним из путей, который он применяет в своем поиске, является активное использование ассоциативного мышления. Вот только нахождению этих нестандартных и более продуктивных способов зачастую мешает шаблонность и стереотипность мышления.


1. Преодоление стереотипов мышления
Стереотипы мышления – это структуры и модели мышления, создаваемые нашим мозгом, это привычное отношение человека к какому-либо явлению, которое сложилось под влиянием социальных условий и предшествующего опыта человека. Они становятся привычками, которые затем формируют установки и убеждения, а за этим следует и определенное поведение.

Давайте разберемся, какой вред наносят стереотипы мышления и есть ли от них польза?




Стереотипы мышления

Польза

Вред

Стереотипы снимают с наших плеч часть груза повседневных проблем, позволяют жить легче, выживать в трудных ситуациях без специального (сознательного) «думания», на которое ушло бы слишком много драгоценного времени. Они разгружают наш мозг.

Стереотипы в нестандартных ситуациях могут оказывать на нас парализующее действие и негативно влиять на нашу продуктивность (по типу «этого не может быть, потому, что это невозможно»). Они ограничивают мышление, не давая выйти ему за рамки привычного.

Подумайте, какими еще характеристиками можно дополнить таблицу?


Наш мозг создает стереотипы, «чтобы облегчить себе жизнь». Не будь стереотипов мышления, ему пришлось бы туго. Ведь каждый раз, столкнувшись с каким-либо явлением, мозгу приходилось бы заново создавать представление о нем (хорошо-плохо, полезно-вредно и т.д.), а это гигантская работа, особенно если учесть, что нас постоянно окружают сотни и тысячи разных явлений и ситуаций.

Но есть в них и негативная черта - они ограничивают наше мышление и не дают выйти за рамки привычного мировосприятия. Мышление стереотипами снижает способность и желание что-либо анализировать. Например, если вы пользуетесь стереотипом "большие деньги сулят большие проблемы", то скорее всего больших денег у вас не будет, потому что вам не нужны проблемы и вы хотите жить спокойно.

Но ведь стереотип - это не истина в последней инстанции, это просто мнение, которое вы приняли. И это мнение может быть ошибочным или попросту устаревшим!

Традиции способствуют возникновению разных видов стереотипов мышления. Среди общепринятых стереотипов выделяют следующие:

- преклонение перед авторитетами великих людей настоящего и прошлого, когда их мнение считается истинным и не вызывает сомнения.

- преклонение перед формулировками, закрепленными традицией, налагает запрет на право сомневаться в их оценке и правильности. Все это маскирует тот факт, что привычное далеко не всегда самое правильное.

Существует еще один известный стереотип: если нечто изложено просто и доступно, то зачастую рассматривается как ненаучное. Механизм этого стереотипа связан со схемой: сказанное на этом языке мне понятно, следовательно, «это» примитивно, а если непонятно, то «это» - высокая наука.

Другой распространенный вид стереотипов мышления - чрезмерное обобщение, которое проявляется в выводах на основании единичного факта, которое распространяется в дальнейшем на все похожие ситуации без разбора. Не сдал экзамен в институт или не справился с работой — «я неудачник». Такая установка искажает действительность и парализует активность.

Стереотипы влияют и на обыденную жизнь, препятствуя адекватному пониманию окружающих людей, так как включают весьма ограниченный набор стандартных подходов к оценке их поведения.
С какими стереотипами вы встречались в повседневной жизни?
Стереотипы облегчают взаимодействие людей в стандартных ситуациях и повышают его однозначность. Они упрощают восприятие окружающего мира, но когда дело идет о творчестве, они предстают как препятствия. В этом случае стереотипы блокируют восприятие и мышление, и не ведут ни к чему новому. Зрелая творческая личность обладает навыками преодоления стереотипов. Развитие и формирование такой личности предполагает процесс расшатывания и разрушения стереотипов мышления.

Отдавая себе отчет в том, насколько собственные стереотипы мешают его творчеству, Дарвин сознательно тренировал себя в расшатывании сформировавшихся у него представлений. Он писал, что неизменно старался сохранить свободу мысли, достаточную для того, чтобы отказаться от любой, самой излюбленной гипотезы, как только окажется, что факты противоречат ей.

В целом, стереотипы мышления это не хорошо и не плохо. Они есть, и они выполняют важные функции. Некоторые приносят пользу, другие вред. Если какой-то стереотип мышления полезен вам - пусть будет, а если вреден - от него нужно избавиться. И всегда нужно помнить, что истинно творческое мышление свободно от многих стереотипов и шаблонов, иначе оно было бы не в состоянии порождать оригинальные и нестандартные решения.

Способы преодоления стереотипов мышления:


  • Расширяйте свой кругозор — идеи и сведения могут быть найдены в сферах, далеких от научных строгих подходов к явлениям мира.

  • Не страдайте, если не можете получить новые факты — для открытия иногда достаточно новыми глазами посмотреть старые.

  • Отдавайте себе отчет в том, что самая правильная идея даже важная для жизни всего человечества, очень медленно завоевывает себе право на общее признание. Непризнание идеи ничего не говорит о ее неправильности.

  • Учитесь отстраняться от своего привычного взгляда и смотреть на проблему беспристрастно

  • Упражняйтесь в переконструировании имеющихся (накопленных по проблеме), но представляющихся недостаточными материалов. При некотором виде трансформации картина может оказаться целостной.

Как вы считаете, способен ли человек преодолеть свои стереотипы мышления?


Самый лучший метод борьбы со стереотипами - ничего не принимать на веру. Нужно абстрагироваться от мнений других людей,  обдумать ситуацию самостоятельно и сделать свои собственные выводы. Так мы можем помешать формированию новых вредных стереотипов.

Если же какой-то стереотип у вас уже есть и вы считаете его нежелательным, то бороться с ним можно следующим методом. Вы должны логически его опровергнуть и найти побольше доводов в пользу противоположного мнения. Например, если вы хотите избавиться от стереотипа «дороже - значит лучше», вам нужно найти примеры дорогих, но низкокачественных товаров или услуг (таких пруд пруди). А также примеры недорогих, но достойных внимания вещей (таких тоже не мало).


2. Ассоциативное мышление
Память и мышление ассоциативны. Вы замечали, что какое-то слово, выражение, запах или действие вызывает определенные воспоминания. Например, вы идете по улице, и чувствуете запах свежеиспеченного пирога. Сразу возникают воспоминания о доме, о маме, которая пекла пироги, о чаепитии, возможно, о друзьях и многих других вещах. Это и есть ассоциации.

Ассоциация – это образ, возникающий в сознании человека в ответ на какое-то раздражение, воздействие (например, на слово).

Суть ассоциации — установление связи между явлениями, предметами, понятиями, фактами, порой весьма отдаленными друг от друга. Эти связи отражены в сознании человека и закреплены в памяти. Их возникновение зависит от опыта человека, его индивидуальных особенностей. К примеру, слово «ёлка» часто вызывает ассоциацию «Новый год» и т.д.



Возможность строить ассоциации является важнейшей способностью нашего разума. Ассоциации помогают нам познать мир, найти связи между независимыми на первый взгляд утверждениями. Это приводит к появлению нестандартных решений.

Ассоциативное мышление - это мышление, которое происходит благодаря оперированию образами, возникающими в памяти человека. Каждый образ индивидуален и вызывает другие, связан с ними известными только их обладателю связями, и черпается из личного опыта человека. Такой вид мышления участвует в обработке информации, при этом не используется логический анализ.

Ассоциативное мышление строится, в первую очередь, на наших творческих способностях, а именно - на умении создавать что-то новое, модифицируя уже существующее.

Задачи ассоциативного мышления:

  • создавать новые оригинальные идеи;

  • развивать воображение и фантазию;

  • образовывать смысловые связи.


Виды ассоциаций.

Для нахождения ассоциаций можно выделить несколько способов построения ассоциативных связей между любыми объектами:



  1. Смежность во времени или пространстве: стол - стул, зима - снег, цветы - клумба, тесто - пирог;

  2. Сходство (подобие): Земля - шар, лампочка - груша, костер - спичка;

  3. Контраст (противоположность): добро - зло, черное - белое;

  4. Причинно-следственные связи: гром - молния, лампа - свет; травма - боль;

  5. Обобщение: помидор - овощ, собака - животное;

  6. Подчинение: овощ - огурец, животное - кошка;

  7. Соподчинение одному объекту: автомобиль - мотоцикл;

  8. Часть и целое: секунды - минута, автомобиль - двигатель;

  9. Дополнение: зубная паста - зубная щетка.

В зависимости от применения этих способов, а также от различных модификаций и условий их использования, можно найти разные виды ассоциаций. Например, ассоциации бывают:

  • тематические, в которых объекты связаны единой тематикой (например: маркетинг и реклама);

  • фонетические, в которых есть созвучие между объектами (ложь и рожь, ночь и дочь);

  • словообразовательные, основанные на единстве корня или других частей слова (лень и лениться).

Ассоциативные процессы зависят от степени участия в них разных органов чувств. Выделяют визуальные (зрительные), аудиальные (слуховые), кинестетические (осязательные), вкусовые и обонятельные ассоциации. В зависимости от предрасположенности человека, особенностей его восприятия, ему будет полезно строить ассоциации, подходящие именно для него.

Так, например, Наполеон обладал хорошей моторной памятью. Он трижды записывал каждое новое имя, выбрасывал записку и запоминал это имя навсегда. Кто-то, в силу своей развитой аудиальной памяти, предпочитает произносить информацию вслух. Основой памяти для людей, настроенных на визуальное восприятие (а таких большинство), служит, например, целенаправленное выделение ключевых слов в запоминаемом тексте (подчеркивание, раскрашивание, создание схем и рисунков).

Большое значение ассоциации имеют для развития памяти, они помогают запоминать информацию. Каждый раз они поднимают с ее дна множество сведений, которые, казалось бы, давно забыты, и таким образом  активизируют процессы припоминания и воспроизведения информации.

Ассоциативное мышление полезно сказывается на скорости и продуктивности мыслительных процессов. Это хорошая тренировка для ума, творческих способностей, воображения, недаром ассоциативное мышление называют мышлением гениев. Его тренировка также способствует развитию интуиции.

Метод ассоциаций удобен для запоминания логически не связанной информации. Например, руководителю надо запомнить большую информацию: имена сотрудников, указания, статистические данные, термины. Если связать эту информацию с ассоциативными образами, её легко запомнить.
Используете ли вы в своей жизни ассоциации при запоминании?

Ассоциативные переходы между понятиями.

Простейший прием генерирования ассоциаций — быстрый ответ на одно стимулирующее слово, когда в условиях ограниченного времени (например, в течение одной минуты), необходимо назвать как можно больше ассоциаций на заданное слово. Дальше можно генерировать дополнительные ассоциации, которые могут обнаружить неожиданные, нетривиальные свойства рассматриваемого понятия или объекта.

Между двумя любыми понятиями можно установить ассоциативный переход в 4-5 шагов. Так, например, переход от понятия «огонь» к понятию «заяц», может иметь вид: «огонь - тепло - печка - дрова - лес - заяц». Между двумя понятиями может быть найдено несколько ассоциативных переходов разной длительности: от 5 до 50 шагов. Чем более развито у человека воображение, тем более дальний ассоциативный переход он может найти.

Развитие ассоциативного мышления.

Развивать ассоциативное мышление стоит, ведь у человека по многим причинам довольно ограниченный круг ассоциаций, а это не позволяет ему воспользоваться всеми возможностями ассоциативного мышления. Кроме того, оно помогает развивать память и самосовершенствовать свои возможности.


В ходе развития ассоциативного мышления полезно использовать следующие рекомендации: ассоциативная связь должна:

  1. вызывать у вас подлинный интерес;

  2. затрагивать различные органы чувств;

  3. быть необычной, но осмысленной вами;

  4. содержать максимально детализированную картинку (размер, цвет и т.п.).

Простые упражнения для развития ассоциативного мышления.

Упражнение 1. Бег ассоциаций. Необходимо придумать как можно более длинный ряд ассоциаций, возникающих у человека. Например, к слову «верблюд» можно подобрать слова «пустыня», «горб», «солнце», «корабль» и т.д.

Упражнение 2. Ищем ряд ассоциаций. Называют два слова, а потом составляют такой ряд, который начинался бы первым словом, а заканчивался вторым. Пример: кисть – музей. Кисть – холст – художник – картина – музей.

Упражнение 3. Создаём ряд ассоциаций. К придуманному слову подбираем слово-ассоциацию и со следующим словом поступаем так же. Например: зонт – дождь – холод – тёплый чай – камин – дом и т.д.

Упражнение 4. Один признак. Выбирают два слова, и называют ассоциации, подходящие одновременно для каждого из этих слов. К примеру: тёмный и большой (лес, двор); белый и легкий (снег, пух, перо) и т.д.

Упражнение 5. Оригинальные ассоциации. Постарайтесь создать непривычные ассоциации, которые не так явно подразумеваются. Например: ёж – игольница.

Упражнение 6. Три слова. Произвольно выбираются три слова, основываясь на которых человек должен сочинить рассказ. При этом вся смысловая нагрузка данного рассказа должна выпасть на три выбранных слова, - т.е., если их убрать из рассказа, он потеряет смысл.


3. Метод фокальных объектов
Метод фокальных объектов (МФО) относится к ассоциативным методам поиска решений. Слово фокальный означает, что объект находится в фокусе вашего внимания.

Суть метода состоит в том, что признаки нескольких случайно выбранных объектов переносят на совершенствуемый объект, в результате чего получаются необычные сочетания, позволяющие преодолеть психологическую инерцию мышления.

Метод дает хорошие результаты при поиске новых и модификации известных технологий и устройств. Кроме того, он может быть использован для тренировки воображения.

Покажем пошаговую реализацию МФО на примере задачи «Совершенствуем часы».



1. Совершенствуемый (фокальный) объект — часы. Цель — расширение ассортимента продукции завода для увеличения спроса.

2. Выбор трех-четырех произвольных (наугад из словаря, технического журнала, книги) объектов. Например, лист, катер, клетка, сетка.

3. Составление списков характерных признаков этих случайных объектов. Чем шире охват (включаются не только основные, но и малозначительные признаки), тем лучше (см. таблицу).


Объект

Признаки объекта

Лист

Широкий, узкий, плоский, пространственный, цветной, упругий, резной, бумажный, металлический, пластмассовый, яркий, однолетний, многолетний

Катер

Скороходный, самоходный, управляемый (изнутри, снаружи), нетонущий, морской, спасательный

Клетка

Самоорганизующаяся, самонастраивающаяся, неэнергоемкая, живая, закодированная, растущая, биологическая, матричная, для зверей, с циклами жизнедеятельности

Сетка

Плетеная, прочная, заградительная, игровая, звукопоглощающая, фильтрующая, арматурная, координатная, цифровая, настроечная, складная


4. Генерирование идей путем присоединения к фокальному объекту признаков случайных объектов (см. таблицу).


Присоединение одного признака

Присоединение двух признаков

Присоединение трех признаков

Часы широкие

Часы цветные, самозаводящиеся

Часы цветные, морские, складные

Часы сигнальные

Часы широкие, неэнергоемкие

Часы яркие, спасательные, самонастраивающиеся

Часы игровые

Часы узкие, морские

Часы упругие, нетонущие, сигнальные


5. Развитие полученных сочетаний путем свободных ассоциаций. Рассмотрим ассоциации: часы цветные, нетонущие, складные, самонастраивающиеся. Могут применяться в морских условиях; самонастраиваются на волну спутников связи; могут быть использованы в аварийных ситуациях для спасательных работ. Вместе с тем удобны и компактны.

6. Оценка полученных идей и отбор полезных решений. Здесь серьезно и профессионально могут быть обсуждены и выбраны несколько хороших вариантов решений, имеющих свои достоинства в разных условиях применения.
Новые понятия: Стереотипы мышления, ассоциации, ассоциативное мышление, творческая активность, метод фокальных объектов.


Практические задания

1. Развиваем ассоциативное мышление.

1.1. Поиск недостающих ассоциаций.

Даны пары слов. Постройте ассоциацию, которая соединит эти два слова в паре. Запишите недостающее слово или словосочетание.


(Например: даны два слова «утро» и «еда» - слово, дополняющее ассоциативный ряд – «завтрак»)

Пары слов:

    1. «фильм» и «сон» - «………»

    2. «лифт» и «автомобиль» - «……»

    3. «цветок» и «небоскреб» - «……»

    4. «ученик» и «осень» - «……»

    5. «море» и «сок» - «…….»

Ответы дайте для всех пяти пар слов.


1.2. Общность

Вам предлагаются пары объектов. Найдите общее для обоих объектов функциональное название (например: корабль - стул (сниматель части нагрузки):



        1. корабль - сахар

        2. автомобиль – кастрюля

        3. пылесос – самолет

        4. подводная лодка - удочка

        5. часы – книга.

Выполните любые три пары слов на выбор.




Проверочные вопросы

              1. Что такое стереотипы мышления и как они влияют на обыденную жизнь человека? Назовите три примера стереотипов.

              2. Приведите примеры свойственных вам стереотипов и хотя бы один способ как вы могли бы избавиться от одного их этих стереотипов.

              3. Чем характеризуется ассоциативное мышление? Как вы могли бы использовать в своей жизни метод ассоциаций?

              4. Заполните таблицу «Примеры ассоциаций» (Примеры должны отличаться от примеров, приведенных в лекции):




Виды ассоциаций

Пример 1

Пример 2

1. Смежность во времени или пространстве







2. Сходство (подобие)







3. Контраст (противоположность)







4. Причинно-следственные связи







5. Обобщение







6. Подчинение







7. Соподчинение одному объекту







8. Часть и целое







9. Дополнение









              1. В чем заключается метод фокальных объектов? В каких ситуациях его можно применять? Какой этап МФО вам кажется самым сложным?




Литература и источники

      1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей : учебное пособие для студ. вузов. - М. : Изд. центр «Академия», 2002. - 320 с. - ISBN 5-7695-0888-4.

      2. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Изд-во Ростовского университета, 1983

      3. Грановская Р.М., Березная И.Я. Интуиция и искусственный интеллект. Л., 1991.

      4. Грановская М.Р., Крижановская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. – Спб., 1994.

      5. Троицкий Д.А. Современные методы поиска новых технических решений // Вопросы изобретательства/ N.4, 1988.

      6. Яковлева, Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. / Е.Л. Яковлева — Москва: Флинта, 1997.

      7. http://4brain.ru/memory/associacii.php - ассоциативное мышление

      8. http://www.zanimatika.ru/kem-byit/net-kosnosti-myishleniya.html - «Нет» косности» мышления (Занимательная педагогика).

      9. http://mama-pomogi.ru/2013/07/assotsiativnoe-myishlenie/ - Ассоциативное мышление (Нестандартные дети)

      10. http://www.elitarium.ru/2009/04/01/stereotipy_myshlenija.html - Стереотипы мышления и способы избавиться от них.

      11. http://www.inventech.ru/pub/club/088/ - метод фокальных объектов.

Это интересно знать


Интересные факты о творческом мышлении
Много лет назад ученые обнаружили в Новой Гвинее племя, которое считало, что край света находится за ближайшей рекой. Спустя несколько месяцев один из ученых должен был пуститься в обратный путь, для чего ему надо было переправиться через реку. Успешно перебравшись на другой берег, он оглянулся и помахал рукой. Но туземцы не ответили на его прощальное приветствие, так как, по их словам, он исчез из их поля зрения. Глубоко укоренившееся представление о мире исказило их восприятие реальности.

Не так давно исполнительный директор одного крупного издательства выразил озабоченность отсутствием творческого подхода у сотрудников редакционного и маркетингового отделов. Он нанял группу высокооплачиваемых психологов с целью выяснить, чем отличается творческая личность от нетворческой.

После года кропотливого труда психологи обнаружили, что между двумя группами сотрудников существует одно-единственное различие: творческий человек уверен в том, что он — личность творческая, а нетворческий человек убежден, что творчество — это не для него. Подобно туземцам Новой Гвинеи, люди, уверенные в отсутствии у себя творческих способностей, воспринимают действительность искаженно.

В итоге психологи порекомендовали простую программу обучения, состоящую из двух частей и направленную на изменение самооценки тех сотрудников, которые не считали себя творческими личностями. Исполнительный директор дал согласие на финансирование программы, и через год «нетворческие» сотрудники стали предлагать такие ошеломляющие идеи, которые и не снились их коллегам, считавшимся дотоле «генераторами идей».



Изменив свое отношение к работе, люди, прошедшие обучение, стали обращать больше внимания на представляющиеся возможности, стали чаще напрягать свои «творческие мускулы». В последующие годы эта группа реализовала много новаторских проектов и выпустила целый ряд выдающихся изданий.





Каталог: fr
fr -> Обществознание а Определите правильный
fr -> Тематика курсовых работ 20 Примерная тематика тестов 21 тематический план изучеия дисциплины 24 приложения 27 Приложение 1 27
fr -> Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
fr -> Методические рекомендации для студентов по дисциплине «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья»
fr -> Виды коммуникаций
fr -> Бернард Вербер Древо возможного и другие истории
fr -> Ранняя диагностика и коррекция
fr -> Памятка для руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность по общеобразовательным программам, при приеме детей, прибывающих с территории Украины
fr -> Проблемы молодой семьи в трансформирующимся обществе Понятие «трансгрессивность»
fr -> Конфликты в современной семье: причины, анализ


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница