Занятие Бывают ли у слов родственники? Учитель



Дата19.10.2019
Размер55,5 Kb.
ТипЗанятие

8 занятие Бывают ли у слов родственники?

Учитель. Наш язык богат и звуками, и словами, и грамматическими формами; располагает он и богатыми возможностями образования новых слов.
Затем предлагаются задания:

  1. вспомните значение слова «родственник» и грамматического термина «родственные слова»;

  2. пригласите всех родственников слова «лес» на семейный вечер. (Учащиеся записывают однокоренные слова, затем рассматривают таблицу и отвечают на вопрос:

– Какие слова оказались обиженными и не получили приглашения?)
Все родственники!

Лес

1. Лесной

2. Безлесье

3. Лесосплав

Лесистый

Безлесный

Лесовоз

Лесник

Обезлесить

Лесовод

Лесничий

Перелесок

Лесоводство

Лесничество




Лесопилка

Лесовик




Лесопильный







Лесозащитный







Лесонасаждение







Мелколесье







Чернолесье

(Повторяют способы образования слов в русском языке и выясняют способ образования каждого слова из таблицы и его значение).
Практические задания
1. Пользуясь только суффиксами, образовать родственные слова с корнем мал- (малютка, малыш, малышка, малышок, маленький ) и раскрыть их значение.

2. Используя все словообразовательные возможности, образовать как можно больше производных слов от корней молод (ость), ловк (ость), (пред )лож(ить).

После проверки объявляется победитель. Семьи слов красиво оформляются и включаются в альбом «Богатство русского языка».

Подытоживая богатые возможности нашего словообразования, руководитель дополняет: «Слова у нас могут образовываться не только из сложения основ, как в словах железнодорожный, сельскохозяйственный, но даже из целого предложения: не могу знать – немогузнайка».



Учитель. Кроме словообразования, наш язык обладает богатым формообразованием. При словообразовании (применение суффиксов, приставок, сложение основ и т.п.) образуется совершенно новое слово с новым содержанием, например, сад – обозначает участок земли, засаженный кустами, фруктовыми деревьями, цветами, а садовник – это работник по уходу за садом. При формообразовании у слова меняется лишь его форма, например: несу – несешь (форму первого лица изменили на форму второго), родина – родины (форму именительного падежа заменили на форму родительного), но смысл, значение слова осталось неизменным. При формообразовании, как и при словообразовании, мы иногда пользуемся приставками (делал – сделал, большой – пребольшой), суффиксами (добрый – добрей, добрее, громкий – громче). Но в большинстве случаев используются окончания. При их помощи мы изменяем форму падежа: красный флаг – красного флага; форму рода: красная лента – красное здание, форму числа: красные шары; форму лица: беру – берешь. Знание формообразующих элементов облегчает понимание взаимосвязи слов, входящих в предложение. Попробуем разобраться в примере, которым профессор Л.В. Щерба проиллюстрировал студентам значение грамматических форм. Запишем приведенное им предложение: глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка.

Вопрос. Знакомы ли вам эти слова?

Ответ. Не знакомы.

Вопрос. О чем же говорится в этом предложении?

Ответ. Какая-то куздра будланула штеко какого-то бокра и что-то делает (кудрячит) с бокрёнком.

Вопрос. Можете вы найти в этом предложении подлежащее, сказуемое?

Ответ. Куздра – подлежащее, будланула, кудрячит – сказуемые.

Вопрос. А нельзя ли указать род, число, падеж слова «бокрёнка».

Ответ. Мужской род, единственное число, винительный падеж.

Учитель. Вы отвечали совершенно правильно и смогли это сделать только потому, что вам известно русское формообразование, которое изучает грамматика. Без грамматики нет языка. Она помогает нам связать между собою любые русские слова, чтобы выразить любую мысль, любое чувство. Чтобы знать язык, надо иметь определённый запас слов и уметь их связывать, т. е. знать грамматику.

А теперь нам осталось узнать, все ли вы помните «родственников». Игра проводится так: все карточки поровну раздаются участникам. Начинает игру сдающий карточки. Он выставляет любое слово с непроизводной основой, остальные по очереди подставляют к нему родственные, если же таких нет, то выставляют любые новые слова тоже с непроизводной основой или пропускают свою очередь. Подставивший карту не с родственным словом платит штраф (выполняет какое-нибудь задание: сказать скороговорку, придумать загадку и т. п.). Тот, кто первым освободится от своих карточек, считается победителем.



Слова для карточек (к игре «Родственники»)

  1. Вода; водный, водянистый, наводнение, водник, подводный, безводный, паводок.

  2. Вождь; вводный, водитель, провод, завод, подводить, вожжи.

  3. Нос; переносится, носатый, долгоносик, носорог.

  4. Несу; носитель, переносить, переносный, поднос, медоносный, носильщик.

  5. Нож; ножевой, ножницы, ножны.

  6. Нога; ножной, треножник, ножка, подножие, сороконожка.

  7. Графа; графить, графика, графический, разграфлённый.

  8. Граф; графский, графиня.

  9. Перед; передовой, передний, передник, передовик.

  10. Даю; передать, передача, передатчик, преподаватель.

  11. Зрит; зрение, дозор, зоркий, созерцать.

  12. Беру; выбор собирать, собрание, забор.

  13. Мрак; обморок, морочить, омрачить, морока, сумрак, омрачённый.

  14. Страна; сторона, иностранец, сторонится.

  15. Стража; сторожить, насторожиться.

  16. Мор; морить, заморыш, умереть, умирать.

  17. Море; морской, моряк.

  18. Кую; ковать, коваль, наковальня.

  19. Сухой; сушить, сохнуть.

  20. Око; очки, окно.

  21. Ухо; уши, внушение, внушать.

  22. Память; запоминать, памятка, памятник, запоминание.

  23. Стелю; расстилаться, застлать, постель.

  24. Снять; снимать, внимание, понимание, понятие.

  25. Расти; роща, поросль.

  26. Кров; покрывало, крыло, крышка, сокровище, сокровенный, открытка, прикрытие.

  27. Бью; битва, набойка, бой, боец.

  28. Кровь; кровяной, бескровный, обескровить.

  29. Ворота; вратарь, переворот, вращение, превращение, предотвращать.

  30. Вить; венок, вьюга, повойник.

  31. Телефон; телевизор, телеграф, телеграмма.

  32. Портфель; портмоне, портсигар, транспорт.

  33. Биография; география, этнография, орфография.

(Каждое слово пишется на отдельной карточке из толстой бумаги размером 9X7 см. Слова с непроизводной основой выделяются красным цветом).





Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница