Занятие 1 Требования к технологиям открытого образования Задание 1 Изучив представленные определения «педагогическая технология»



Скачать 91.26 Kb.
Дата21.04.2016
Размер91.26 Kb.
Занятие 1

Требования к технологиям открытого образования

Задание 1

Изучив представленные определения «педагогическая технология», можно сделать вывод о том, что на сегодня нет единого понимания данного понятия. Однако педагогическая технология характеризуется определёнными признаками:



  • Технология является процессуальной частью дидактической системы

  • Технология имеет определённую структуру, целью которой является конкретный результат

  • Технология имеет строго выстроенную цепочку действий

  • Технология использует эффективные методы

  • Технология направлена на проектирование

Задание 2

Любая технология в той или иной мере направлена на реализацию научных идей, положений, теорий в практике. Поэтому педагогическая технология занимает промежуточное положение между наукой и практикой. Педагогические технологии могут различаться по разным основаниям: по источнику возникновения (на основе педагогического опыта или научной концепции), по целям и задачам (формирование знаний, воспитание личностных качеств, развитие индивидуальности), по возможностям педагогических средств (какие средства воздействия дают лучшие результаты), по функциям учителя, которые он осуществляет с помощью технологии (диагностические функции, функции управления конфликтными ситуациями), по тому, какую сторону педагогического процесса «обслуживает» конкретная технология.

«Педагогическая технология - это систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного процесса обучения, а также система способов и средств достижения целей и условий управления этим процессом».

Педагогические технологии являются категорией процессуальной и представляют собой определенную систему деятельности. Возникновение и распространение новых технологий означает изменение самой деятельности и существенную перестройку целевых установок, ценностных ориентаций, конкретных знаний, умений и навыков.

"Главной особенностью новых технологий, внедряемых в образование, становится их гуманистическая направленность. Именно с разработкой идеи личностно-ориентированного обучения связывается в образовательной политике переход от педагогики грамотности к педагогике развития"

Педагогическая технология академика В.М. Монахова - "это прежде всего культурное понятие, связанное с новым педагогическим мышлением и профессиональной деятельностью учителя и методиста.

Главным приоритетом в педагогической технологии В.М. Монахова является процессуальность обучения, в основе которой комфортность учения для ученика.

Задание 3

Параметры сравнения

«Знаниевая» педагогика

(школа памяти)

«Способностная» педагогика

(школа развития)

Цель

Формирование ЗУН (Усвоение предметно-дисциплинарных знаний)

Развитие личности: способности самостоятельно ставить и отыскивать решения новых, нестандартных проблем; создавать в ходе проектной деятельности новые продукты – проекты (Развитие личности и многообразных форм мышления каждого обучаемого в процессе усвоения знаний).

Преобладающий тип и характер взаимоотношений

Субъект-объектный (Учебно-воспитательный процесс рассматривается как взаимосвязь двух автономных деятельностей: обучающей учителя и учебно-познавательной ученика; ученики выступают как объекты управления, как исполнители планов педагога)

Субъект-субъектный (Единицей управления является целостная учебно-воспитательная ситуация во взаимосвязи осваиваемой деятельности с многообразными формами взаимодействий между всеми участниками, изменяющимися на разных этапах усвоения содержания деятельности с целью поддержания высокого уровня мотивации и активности учеников; ученики выступают как субъекты учения, общения, организации, сотрудничающие с учителем)

Девиз педагога

«Делай как я»

«Не навреди»

«Я вместе с тобой»



Характер и стиль взаимодействия

Авторитарность, монологичность, закрытость (Анонимность, закрытость личности, всеобщая индивидуальная подотчетность, непререкаемость требований, игнорирование личного опыта обучаемых)

Демократичность, диалогичность, открытость, рефлексивность (Открытость личности педагога, установка на солидарность, совместную деятельность, индивидуальную помощь, участие каждого обучаемого в постановке цели, выдвижении задач, принятии решений)

Формы организации

Фронтальные, индивидуальные (Заданные учителем цели и планы их достижения определяют исполнительный стиль индивидуальной учебной работы обучаемых. Ведущая форма учебных взаимодействий — подражание, имитация, следование образцам. Позиция ведомого закреплена за обучаемым на всем протяжении обучения. Однообразие социальных и межличностных взаимодействий. Высокий уровень конфликтности и агрессивности на всем протяжении обучения, неизбежное усиление враждебности и отчужденности между педагогом и обучаемыми)

Групповые, коллективные (Цели и задачи разрабатываются и принимаются совместно педагогом и обучаемыми. Процесс их достижения организуется как совместная деятельность. Многообразие взаимодействий, помогающих актуализировать личностный опыт каждого участника. На каждом этапе освоения нового опыта ведущей становится форма взаимодействия, которая сохраняет высокий уровень активности каждого обучаемого. Освоение различных позиций и ролей личности в системе учебных и межличностных взаимодействий (соучастника, партнера, руководителя, помощника)

Методы обучения

Иллюстративно-объяснительные, информационные

Проблемные:




Ведущий принцип

«продавливания» (Соперничество преобладает над сотрудничеством)

«выращивания» (Многообразие, динамика становления и развития внутрии межгрупповых деловых и межличностных отношений, снижение конфликтности по мере роста уровня взаимодействий, усиление эмпатии в отношении друг к другу и к педагогу. Сотрудничество вытесняет соперничество, антагонизм изживается солидарностью)

Ведущий тип деятельности, осваиваемый учеником

Репродуктивный, воспроизводящий (Преобладают репродуктивные задания, действия по образцу, упражнения в заданных способах решения. Овладение исполнительной оперативно-технической стороной деятельности опережает смыслеи целеполагание. Тренировка в выполнении отдельных элементов предшествует пониманию замысла и смысла деятельности, скрывая ее системную организацию. Система заданий строится в логике извне заданных целей, не стимулируя самостоятельность целеобразования и поиск способов решения. Задания рассчитаны на дифференциацию уровней индивидуальной одаренности учеников, закрепляя индивидуальные различия в границах уже достигнутого обучаемым)


Продуктивный, Творческий, Проблемный (На первый план выдвигаются творческие и продуктивные задания, определяющие смыслы и мотивы выбора обучаемым тех или иных репродуктивных задач. "Погружение" в целостную систему деятельности предшествует расчлененной ориентировке и отработке отдельных элементов и операций. Формирование смыслов и целей познавательной деятельности опережает тренировку в способах достижения результатов. Синтез предшествует анализу, облегчая осмысленность системы осваиваемых действий. Задания следуют в логике возрастающих креативностей, социальной значимости, культурной полноценности получаемого результата, побуждая к самоорганизации системы познавательной деятельности, к выдвижению новых целей, к смене смысловых установок. Задания расширяют зону перспективного развития для всех обучаемых)


Способы усвоения

Заучивание, деятельность по алгоритму


Поисковая мыслительная деятельность, рефлексия


Функции учителя

носитель информации, хранитель норм и традиций,

пропагандист предметно – дисциплинарных знаний (Предметно-ориентированная позиция, преобладает функция информационно-контролирующая (обучаемый как познающий "когнитивный" индивид). Стиль авторитарно-директивный, репрессивный, инициатива обучаемых чаще подавляется, чем поощряется)




Организатор сотрудничества, Консультант,

Управляющий поисковой работой учащихся, консультант (Личностно-ориентированная позиция, преобладают организационная и стимулирующая функции (обучаемый как целостная личность, взаимодействующая со всеми участниками процесса обучения). Стиль демократический, поощряющий, инициатива обучаемых поддерживается)




Позиция ученика

Пассивность, отсутствие интереса,

отсутствие мотива к личностному росту (Отчуждение от учебных ценностей и задач, отвращение к учению, сужение спектра познавательных мотивов, обособление жизненно значимых ценностей и смыслов от собственно учебно-познавательных. Внутренний психологический отход от , ситуации учения)




Активность,

наличие мотива к самосовершенствованию,

наличие интереса к деятельности (Усиление, амплификация смыслов учения посредством сотворчества и сотрудничества. Обогащение мотивов учения, познания, расширение мотивационной сферы личности, появление мотивов творческой деятельности, интеллектуального сотрудничества, продуктивных взаимодействий, самоактуализации, утверждение достоинства личности)


Задание 4.
Современные технологии открытого образования продолжают традицию педагогических технологий и методик, пытавшихся в разное время преодолеть границы между учебным и внеучебным пространствами, а также и рамки самой школы.

Одной из самых известных технологий в этом смысле является метод проектов. Он способствует тому, чтобы учащиеся не просто формально усваивали знания и умения, а приобретали их в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов (обучение посредством делания). Метод проектов реализовывался преимущественно в двух направлениях:



1. Метод проектов Дьюи
В школах, работавших по системе Джона Дьюи, не было постоянной учебной программы с последовательной системой изучаемых предметов, а отбирались только те знания, которые необходимы для жизненного опыта учащихся определенного возраста. Педагоги отказывались от разделения учебной и внеучебной деятельности, стремясь строить педагогический процесс как организацию деятельности детей в социальной среде и выполнение ими групповых проектов.

2. Дальтон-план
Эта технология фактически представляет собой метод индивидуализированных проектов. При организации работы по Дальтон-плану учащиеся не связываются общей классной или групповой работой. Им предоставляется свобода как в выборе занятий, очередности изучения различных учебных предметов, так и в использовании своего рабочего времени. Годовой объем учебного материала разбивается на месячные разделы — «подряды», которые, в свою очередь, подразделяются на ежедневные задания.

В начале учебного года каждый ученик заключал с учителем договор («контракт») о самостоятельной проработке определенного задания в намеченное время. Процесс выполнения задания мог происходить как в школе, так и вне ее. Фактически ученик начинал «работать» в сфере открытого образования.

Таким образом, рассмотренная образовательная технология «метод проектов» работала на преодоление контекста школьного обучения, а значит, являлась по существу технологией открытого образования.

Опираясь на рабочее определение технологий открытого образования и анализируя представленные выше конкретные образовательные технологии, можно сделать заключение о необходимых моментах, которые должны учитываться при разработке технологий открытого образования.



  1.  Для того, чтобы у школьников были более широкие возможности для конструирования индивидуальных образовательных программ, необходимо использовать модульные технологии.

  2.  Технологии открытого образования должны предоставлять возможность не жесткого педагогического формирования, а более мягкого сопровождения со стороны педагога-тьютора.

  3.  Технологии открытого образования в качестве обязательного элемента должны содержать возможность и необходимость рефлексии как условия перехода от образования к самообразованию.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница