Занятие 1 приглашение к сотрудничеству



страница1/28
Дата22.02.2016
Размер1.13 Mb.
ТипЗанятие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28



ТРЕНИНГ

ПОДГОТОВКИ ГРАЖДАН,


ЖЕЛАЮЩИХ ВЗЯТЬ РЕБЕНКА В СЕМЬЮ

НА УСЫНОВЛЕНИЕ, ПОД ОПЕКУ,

В ПРИЕМНУЮ СЕМЬЮ



ЗАНЯТИЕ 1

ПРИГЛАШЕНИЕ К СОТРУДНИЧЕСТВУ

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:


  • Создание групповой атмосферы, условий, способствующих эффективной работе.

  • Особенности различных систем устройства ребенка в семью.

  • Работа в команде, построение партнерских взаимоотношений.

ЖЕЛАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


В результате занятия потенциальные патронатные воспитатели и усыновители должны:

  • Познакомиться друг с другом.

  • Знать содержание и цели программы.

  • Понимать принципы различных форм устройства ребенка в семью, роли и обязанности патронатных воспитателей и усыновителей.

  • Четко представлять, что требуется от них в процессе подготовки: посещение всех занятий тренинга, выполнение домашних заданий, участие в семейных обсуждениях и психологических консультациях.

  • Осознать важность активной работы во время этапа подготовки.

  • Осознать важность партнерских отношений и понимать причины, по которым детям и семьям при приеме ребенка в семью требуется помощь специалистов.

  • Понять свое возможное место в каждой системе устройства ребенка.

ЗАДАЧИ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ:

  • Продумать специфику различных форм устройства детей на воспитание в семью.

  • Определить возможные изменения, которые могут произойти в семье в связи с приходом ребенка.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ 1


  1. ВВЕДЕНИЕ. СОДЕРЖАНИЕ И ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ. Слово ведущих. 15 мин.

  2. ЗАКЛЮЧЕНИЕ КОНТРАКТА С ГРУППОЙ. 10 мин.

  3. ЗНАКОМСТВО. 40 мин.

    1. ПРЕДСТАВИМСЯ. Игра. 10 мин.

Вариант 1: ЗНАКОМСТВО ПО ЦЕПОЧКЕ. Работа в большой группе.

Вариант 2: ПЕРЕКИДЫВАНИЕ МЯЧА. Работа в большой группе. Вариант 3: НАРИСУЙ СВОЕ ИМЯ. Работа в большой группе.

    1. РАССКАЗ О СЕБЕ. Работа в парах, затем в большой группе. 30 мин.

Перерыв — 10 мин.

  1. КАК НАЙТИ ДРУГ ДРУГА. ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ И ОТБОРА. Игра и сообщение ведущего. 30 мин.

  2. ПАРТНЕРСТВО И РАБОТА В КОМАНДЕ.

    1. ЧТО ЗНАЧИТ РАБОТАТЬ В КОМАНДЕ. Упражнение. 10 мин.

    2. ПАРТНЕРСТВО В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ. Рассказ опытного патронатного

воспитателя. 20 мин.

  1. ЗАВЕРШЕНИЕ. 20 мин.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЗАНЯТИЯ:


плакаты; стойка для плакатов; кнопки; карточки для имен; булавки; ручки, фломастеры; бумага для записей; небольшой мячик.

ПОДГОТОВЬТЕ ПЛАКАТЫ


ВОПРОСЫ:

  • Расскажите о себе: семья, работа, хобби. o Почему вы хотите принять в свою семью ребенка?

  • Какого ребенка (возраст, пол, особенности, сколько детей) вы хотели бы принять в семью и почему?


ПОДГОТОВЬТЕ КАРТОЧКИ


«КАК НАЙТИ ДРУГ ДРУГА: ДЕТИ И РОДИТЕЛИ (1)

ВОЗМОЖНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ

ПОТРЕБНОСТИ РЕБЕНКА

Семья может усыновить умственно сохранного ребенка‐инвалида, который сможет жить самостоятельно, когда станет взрослым

Девочка 12 лет с искусственной почкой нуждается в приемной семье, которая поможет ей в осуществлении ее желания приобрести в будущем полезную профессию

Семья может взять на воспитание нескольких детей (братьев или сестер)

Ребенок нуждается в семье, которая могла бы также взять на постоянное воспитание его сестру

Семья может взять на воспитание ребенка, который хочет поддерживать отношения со своей кровной семьей

Ребенок нуждается в патронатной семье, но хочет поддерживать отношения со своей кровной семьей

Семья может взять на воспитание ребенка, подвергнувшегося сексуальному насилию, для того чтобы помочь ему преодолеть последствия случившегося

Ребенок, подвергшийся сексуальному насилию, нуждается в патронатных воспитателях, которые помогут ему преодолеть последствия происшедшего

Семья может взять на воспитание ребенка восточной внешности

Ребенок — казах нуждается в патронатной семье

Семья готова взять на патронатное воспитание с перспективой усыновления маленького ребенка

Маленький ребенок от ВИЧ‐инфицированной матери (сам с отрицательными ВИЧ‐показателями) нуждается в усыновлении

Семья готова взять на воспитание девочку‐подростка

Девочка‐подросток нуждается в патронатном воспитании

Семья готова взять на краткосрочное размещение младенца

Младенец нуждается в экстренном размещении до подбора ему семьи‐усыновителей

Семья готова взять на патронатное воспитание ребенка с внезапными вспышками раздражения, чтобы помочь ему найти адекватную манеру поведения для выражения своих чувств

Ребенок, подверженный внезапным вспышкам раздражения, нуждается в патронатной семье, чтобы научиться нормально выражать свои чувства

Семья готова взять на патронатное воспитание мальчика‐подростка, чтобы помочь ему приобрести необходимые навыки для самостоятельной жизни

Мальчик‐подросток нуждается в патронатном воспитании, чтобы приобрести необходимые навыки для самостоятельной жизни

Семья готова усыновить ребенка, который никогда не сможет жить самостоятельно

Девочка пяти лет, неспособная ходить, нуждается в приемной семье. Ребенок никогда не сможет жить самостоятельно

«КАК НАЙТИ ДРУГ ДРУГА: ДЕТИ И ВОСПИТАТЕЛИ» (2)

ВОЗМОЖНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ

ПОТРЕБНОСТИ РЕБЕНКА

Семья готова усыновить девочку‐сироту 3 лет, с не очень большой задержкой в развитии

Годовалый ребенок, родившийся с эмбриональным алкогольным синдромом (мать ребенка употребляла спиртное во время беременности, что оказало воздействие на плод)

Одинокий человек хочет взять на патронатное воспитание ребенка, который будет жить с ним/ней в течение долгого времени

Тринадцатилетняя девочка, больная булимией (еда вызывает у нее рвотный рефлекс), находилась на патронатном воспитании три года. Она хотела бы жить в семье, которая могла бы принять также и ее пятилетнего брата, который сейчас находится в детском доме

Семья хочет усыновить ребенка, который был бы благодарен ей за тепло и заботу

Десятилетний мальчик‐беспризорник, который полностью порвал с прошлым, нуждается в патронатной семье

Семья может усыновить сироту, не имеющего проблем со здоровьем

Девочка пятнадцати лет нуждается в патронатной семье, которая не будет мешать ее сексуальной жизни


ПРОГРАММА ЗАНЯТИЯ

ПРИГЛАШЕНИЕ К СОТРУДНИЧЕСТВУ


1. ВВЕДЕНИЕ. Содержание и цели программы тренинга. Слово ведущих.

ЦЕЛИ:

Ознакомить участников с кратким содержанием, целями программы и формами работы на тренинге.

Мотивировать участников на активную и постоянную работу.

  • Представьтесь: имя, должность, роль на тренинге.

  • Расскажите участникам о том, что такое тренинг. Это не курс лекций, который они должны внимательно прослушать, записать и запомнить, а практические упражнения и обсуждения в различной форме, например: o ролевая игра, где будут моделироваться и разыгрываться различные трудные ситуации, связанные с патронатными детьми, что даст возможность глубже понять чувства и поведение ребенка, патронатных воспитателей и всех, участвующих в патронатном воспитании. Она позволяет попрактиковаться в способах реакции на различные ситуации. Чем активнее члены группы будут участвовать в ролевой игре, тем больше они смогут расширить собственный опыт. От них не требуется быть хорошими актерами, важно побыть в различных ролях, чтобы глубже понять чувства и поведение самого себя и других людей;

    • построение скульптуры, когда моделируется заданная ситуация в виде статических ролей для наглядности;

    • упражнения в парах, тройках и подгруппах; o обсуждения в большой группе, т. е. получение обратной связи от группы; o мозговой штурм (о котором будет рассказано далее); o дидактические игры и упражнения.

  • Объясните участникам, что этот курс даст им возможность понять задачи и цели каждой системы устройства ребенка в семью и определиться, в какой из них они видят свое место.

  • Также в течение тренинга они смогут представить себе проблемы, с которыми они, вероятно, столкнутся в своей практической работе. Это поможет им более реалистично оценить предстоящие трудности и собственные возможности.

  • Тренинг также даст возможность познакомиться с опытом работы действующих приемных родителей.

  • Скажите участникам, что тренинг служит для того, чтобы: o помочь вам принять решение о том, что больше подходит на данный момент вашей семье — приемная семья или усыновление;

    • осознать, какими необходимыми умениями и навыками вы обладаете, а какие вам необходимо развить;

    • помочь вам приобрести недостающие умения и навыки, необходимые для более полного удовлетворения потребностей ребенка, находящегося на вашем воспитании;

    • оценить свои сильные и слабые стороны, а также сильные и слабые стороны своей семьи; o помочь принять осознанное решение относительно ребенка, которого вы сможете принять на воспитание — его возраста, пола и особенностей характера с учетом ваших сильных и слабых сторон;

    • создать платформу для партнерства на постоянной основе. Наши партнерские отношения, которые начинаются прямо сейчас, во время процесса отбора, будут продолжаться и после помещения ребенка в вашу семью.

  • Скажите участникам, что после каждого занятия тренинга им будут выданы материалы для чтения и предложено выполнение домашних заданий. В материалы для чтения включаются наиболее существенные моменты из тем занятий. Выполнение домашних заданий дает возможность участникам максимально оценить собственные ресурсы, сильные и слабые стороны себя и своей семьи. Это позволяет принять более осознанное решение при помещении ребенка.

  • Скажите участникам, что домашние задания будут обсуждаться во время семейных консультаций и посещений семьи.

2. ЗАКЛЮЧЕНИЕ КОНТРАКТА С ГРУППОЙ.

ЦЕЛИ:

Установить четкие правила во время проведения всех занятий тренинга.

  • Договоритесь с участниками о правилах работы группы. Предложите им заключить контракт, в котором могут быть следующие пункты: o частота и продолжительность встреч; o необходимость посещения всех занятий без пропусков и опозданий. Объяснить, что пропуск занятия приводит к пробелам в понимании важных для патронатного воспитателя вопросов;

    • в случае, когда кто‐либо из участников решил прекратить участие в тренинге, необходимо поставить в известность ведущего;

    • совместная ответственность / участие / партнерство. Каждый несет ответственность не только за собственный успех, но и за успех группы в целом. Основной принцип нашей работы — «партнерство», далее это понятие будет постоянно использоваться во время тренинга и в дальнейшей работе;

    • каждый имеет право на свое мнение, поэтому нельзя оценивать и интерпретировать высказывания других членов группы. Можно лишь обсудить спорные вопросы, говоря от себя и используя свой опыт;

    • невозможно говорить всем одновременно! Есть опасность, что не будет услышан никто!

    • ведущий отвечает за выполнение программы тренинга, поэтому имеет право прерывать любого участника, предоставлять кому‐либо слово или переключать группу на другие виды деятельности;

    • активность всех участников группы в течение всего тренинга; o необходимость конфиденциальности; o необходимость выполнения домашних заданий.

  • Расскажите о правиле конфиденциальности. Любая информация, которую мы получаем друг о друге, случаи, обсуждаемые на занятиях, должны сохраняться в тайне. Кроме того, это важно потому, что приемные семьи имеют дело с конфиденциальной информацией о ребенке, его семье и друг о друге. И мы должны научиться уважать такое доверие.

  • Спросите группу: нуждаются ли они в том, чтобы установить на время тренинга еще какие‐либо правила? (В крупных городах имеет смысл добавить правило о выключении на время занятий мобильных телефонов.)

  • Условия контракта записывайте на плакате.

  • Спросите участников: устраивает ли их контракт в таком виде и согласны ли они его выполнять? Объясните. что это правила игры, по которым будет жить группа во время занятий тренинга, согласившись на них, их нужно выполнять. Предложите им проголосовать и/или поставить свои подписи на контракте.

  • Закрепите плакат с условиями контракта так, чтобы он был виден на протяжении всех занятий тренинга, или вывешивайте его в начале каждого занятия.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

Когда вы сообщаете группе условия контракта, постарайтесь делать это короткими, четкими и понятными формулировками.

Контракт позволяет сохранять границы группы, что создает чувство безопасности и понижает тревогу, особенно на первых этапах работы группы.

Ведущему контракт предоставляет возможность апеллировать к условиям этого соглашения и тем самым легче поддерживать дисциплину. Например, если обсуждение становится неконструктивным, лучше обратиться к контракту, чем просто прервать говорящих и вызвать их агрессию.



  1. ЗНАКОМСТВО.

ЦЕЛИ:

Помочь участникам почувствовать себя в группе более свободно.

Создать непринужденную обстановку, поскольку некоторые участники могут на этом этапе чувствовать себя неуютно.

Увидеть, что группа состоит из участников, имеющих разный жизненный опыт.

3.1. ПРЕДСТАВИМСЯ. Игры.

ЦЕЛИ:

Помочь участникам почувствовать себя в группе более свободно.

Создать непринужденную обстановку, поскольку некоторые участники могут на этом этапе чувствовать себя неуютно.

Вариант 1: ЗНАКОМСТВО ПО ЦЕПОЧКЕ.

  • Упражнение начинают ведущие, показывая способ выполнения упражнения.

  • Один из ведущих называет свое имя. Рядом сидящий участник повторяет его имя и называет свое.

  • Следующий участник повторяет имя первого, второго участников и добавляет свое имя, следующий называет предыдущие имена и вновь называет свое и так далее до последнего человека, который называет всех.

Вариант 2. ПЕРЕКИДЫВАНИЕ МЯЧА.

  • Объясните группе, что каждый будет кидать мяч кому‐либо из участников, называя свое имя. Начинает ведущий. Он берет маленький мячик и кидает его одному из участников, называя свое имя. Группа продолжает выполнять инструкцию.

  • Измените инструкцию, когда увидите, что все несколько раз назвали свои имена. Попросите кидать мяч кому‐то в группе, называя при этом его имя.

  • Закончите упражнение, когда увидите, что все более или менее запомнили имена друг друга.

Вариант 3. НАРИСУЙ СВОЕ ИМЯ.

  • Раздайте участникам небольшие кусочки чистой бумаги (это может быть ¼ часть обычного листа бумаги).

  • Выложите в центр круга набор разноцветных фломастеров.

  • Предложите каждому участнику написать свое имя и нарисовать рисунок, который у них ассоциируется с именем.

  • Отметьте, что имя должно быть написано крупно и разборчиво, так, чтобы его было видно другим.

  • Подчеркните, что от участников не требуется высокого художественного мастерства, каждый рисует, как умеет и что умеет.

  • Когда все участники закончили рисунки, предложите им разделиться на подгруппы по темам рисунков.

  • Предложите участникам, не входящим в конкретную группу, высказать свои впечатления от рисунков этой подгруппы. Затем члены подгруппы делятся впечатлениями о том, что они чувствовали во время этих высказываний.

  • Предложите членам каждой подгруппы как‐то назвать свою «команду», дать ей характеристику и придумать лозунг.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

Вариант знакомства «по цепочке» и «с мячом» часто сопровождается смехом, что создает неформальную обстановку, снижает напряжение и помогает запомнить все имена.

Рекомендуем до начала тренинга подготовить карточки (или бэджи) с именами участников и после процедуры знакомства попросить каждого прикрепить табличку со своим именем (если вы не собираетесь выполнять вариант «Рисунок имени»). 3.2. РАССКАЗ О СЕБЕ. Работа в парах, затем в большой группе.

ЦЕЛИ:

Увидеть, что группа состоит из участников, имеющих разный жизненный опыт.

Повесьте плакат с вопросами:



Расскажите о себе: семья, работа, хобби?

Почему вы хотите принять в свою семью ребенка?

Какого ребенка (возраст, пол, особенности, сколько детей) вы хотели бы принять в семью и почему?

  • Зачитайте вопросы вслух, поскольку в группе могут оказаться участники, которые плохо видят.

  • Попросите группу разбиться на пары и обсудить эти вопросы со своим напарником. Отведите на эту работу 10 минут.

  • Попросите участников представить группе своего напарника, рассказывая о нем от первого лица. Тот, о ком говорят, может дополнять или уточнять рассказ. Ведущий и группа могут задавать проясняющие вопросы.

☺ОБСУЖДЕНИЕ В БОЛЬШОЙ ГРУППЕ.

Спросите участников: что они поняли в процессе знакомства с другими будущими патронатными воспитателями? Что между ними общего, каковы различия? Что удивило? Остановитесь на причинах, по которым участники решили взять в семью ребенка.

В ходе обсуждения необходимо подчеркнуть, что группу составляют люди разного возраста, с разными интересами и разным опытом жизни. И это хорошо — каждый из вас может внести свой вклад в работу группы.

Завершите обсуждение выводом о том, что не существует «образцовых» или «типичных» семей. У каждого своя жизнь, своя семья, свои жизненные обстоятельства, свои установки и характер. У каждого есть что‐то свое, особенное, и именно это особенное может быть необходимо какому‐то ребенку.

Расскажите о том, как специалисты, работающие с ребенком, формулируют «заказ» на семью для него, как при этом учитываются его особенности.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

Знакомство с историями других людей, желающих участвовать в патронатном воспитании, поможет снизить тревогу и ощущение уникальности своей ситуации у отдельных членов группы, даст ощущение взаимной поддержки.

Старайтесь активизировать участников группы на более откровенный рассказ о себе с помощью наводящих вопросов. Это поможет лучше узнать и изучить людей, с которыми вам в дальнейшем придется работать, мотивы их прихода, их личностные особенности. Однако не устраивайте допрос. Если человек не хочет быть открытым, не настаивайте. Он может проявиться на других занятиях.

Будьте внимательны к тем участникам группы, которые пережили психотравму, особенно потерю ребенка. Они могут с трудом говорить об этом, затруднения могут испытывать также их напарники, рассказывая о них. Выслушайте эту информацию сдержанно‐сочувственно, избегая лишних комментариев и вместе с тем показывая, что эту тему можно обсуждать.

На этом этапе не следует корректировать мотивы, по которым эти люди захотели стать приемными семьями. Например, при работе в парах были получены следующие ответы: «У нас нет своих детей, а без них семья неполноценна», «Чтобы было ради кого жить» или «Вы же знаете, как заботятся о таких детях — мы просто хотим, чтобы они попали в хороший дом и семью». В процессе занятий еще будет время прояснить и уточнить, а также по возможности скорректировать мотивацию. Сейчас достаточно отметить, что основа работы любого воспитателя — интерес к детям и подросткам как таковым.

4. КАК НАЙТИ ДРУГ ДРУГА. ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ И ОТБОРА.

Игра и сообщение ведущего.

ЦЕЛИ:

Показать участникам обе стороны процесса устройства: и сторону ребенка, и сторону воспитателя.

Объяснить участникам цель и логику отборочно‐подготовительного процесса.

Мотивировать слушателей на активное участие в отборочно‐подготовительном процессе.


  • Разделите группу на две примерно равные части: «Дети» и «Воспитатели».

  • Раздайте участникам обеих групп карточки, соответственно группе «Дети» — описания потребностей детей, группе «Воспитатели» — описания возможностей семей, желающих взять ребенка. Если участников больше, чем карточек, проследите, чтобы были розданы и те карточки, которым будет легко найти пару, и те, кому суждено остаться «одинокими».

  • Предложите «детям» и «воспитателям» найти себе пару, учитывая информацию, написанную на карточке и стараясь, чтобы потребности ребенка совпали с желаниями и возможностями воспитателя.

  • Тем участникам, которые после нескольких попыток найти себе пару, в растерянности остановятся, так ни с кем и не совпав, попросите встать отдельно — группой одиноких «детей» и группой одиноких «воспитателей».

ОБСУЖДЕНИЕ В БОЛЬШОЙ ГРУППЕ.

Спросите участников, что они чувствовали в процессе поиска пары, что они чувствовали, когда нашли друг друга.

Спросите тех, кто остался одиноким, каковы их чувства, что им хочется сделать.

Обратите внимание группы, что причиной «неудачи» в поиске пары могут быть как очень узкие рамки пожеланий и возможностей воспитателей, например: «Только здоровая девочка трех‐четырех лет со светлыми глазами», так и особые потребности ребенка, такие, как «Два брата и сестра, которые очень привязаны друг к другу и могут быть устроены в семью только вместе» или «Подросток с сильным отставанием развития и очень трудным, агрессивным поведением».

Расскажите участникам о том, что такое отборочно‐подготовительный процесс, как именно подбирается для каждого ребенка подходящая семья и почему так важно хорошо изучить семью, прежде чем предлагать ей ребенка. Подчеркните, что принципом работы службы является не искать ребенка для данной семьи, а подобрать ребенку, нуждающемуся в устройстве, самую подходящую для него семью. Опишите подробно ход отборочно‐подготовительного процесса.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ БЕСЕДЫ.

В данной программе участвуют как люди, которые собираются стать приемными семьями, так и те, кто собирается усыновить ребенка. Некоторые еще не поняли, какая форма воспитания ребенка для них более приемлема.

Стать патронатным воспитателям или усыновителем без предварительной подготовки чемто похоже на покупку платья или костюма в магазине без примерки. Многие ли из вас поступали таким образом? Не было ли так, что, оказавшись дома, вы обнаруживали, что платье или костюм не подходят вам? Что вы тогда делали? Вернули ли вы ненужную для вас вещь? Огорчил

ли вас тот факт, что вы приняли сначала неверное решение? Что если бы в магазине не принимали обратно купленные товары? Были ли бы вы недовольны работниками магазина? Отдали ли бы вы кому‐нибудь эту вещь или, возможно, вы повесили бы ее в самый угол шкафа?

До того, как мы столкнулись с новыми ощущениями, например, новая работа, брак или рождение ребенка, мы имеем какое‐то представление о том, что нам предстоит, и связываем с этим какие‐то ожидания, представляем, как мы будем «выглядеть» в новой роли. Кто может привести пример?

Размещение детей в приемные семьи или семьи усыновителей похоже на этот процесс. Иногда мы имеем какое‐то представление о том, как будем выглядеть в платье патронатного воспитателя или костюме усыновителя. Если у нас нет возможности «примерить» на себя эти роли, мы легко можем принять неверное решение.

Уверены ли вы в том, что хотите стать приемной семьей или хотели бы усыновить (удочерить) ребенка? Возможно, вы не чувствуете пока уверенности в желании принять в свою семью или усыновить (удочерить) ребенка или в том, что вы не хотите ни того, ни другого? Нормально иметь такую уверенность и не иметь ее. Цель нашей программы — помочь вам «примерить» на себя роль приемной семьи или усыновителя, чтобы решить для себя следующее: o мое решение взять в семью или усыновить (удочерить) ребенка верное;



  • мне нужно пересмотреть мое решение взять в семью или усыновить (удочерить) ребенка, возможно, мне требуется что‐то другое;

  • в настоящее время я не готов ни к тому, чтобы взять в семью ребенка, ни к тому, чтобы усыновить (удочерить) ребенка, но я узнал многое о семьях и детях;

  • я уверен, что мое решение избавит ребенка, помещенного под мою опеку, от дополнительных потерь, дети, которые являются предметом нашей заботы, уже немало настрадались.

Программа подготовки и отбора помогает получать одинаковую информацию одинаковым группам людей, которым необходимо знать об «эмоциональных издержках» процесса размещения ребенка в приемную семью или семью усыновителей.

Приемные семьи и усыновители имеют одну задачу — стать родителями ребенку, который был рожден в другой семье. Осуществлению нашей мечты и появлению ребенка в нашей семье должен предшествовать распад какой‐то другой семьи. И чувство сопричастности с этой трагедией остается на всю жизнь.

Командная работа совместно с различными специалистами повышает эффективность процесса воспитания.

И, наконец, мы считаем, что гораздо интереснее и веселее учиться друг у друга!

16 занятий помогут вам понять, какие знания и умения необходимы вам для создания приемной семьи или усыновления/удочерения. Мы зовем эти умения и знания компетентностью. Об этом мы будем говорить на 2‐м занятии тренинга. Занятия дадут вам возможность узнать и попробовать применить знания, умения и навыки, необходимые патронатным воспитателям и усыновителям. Во время посещений социальными работниками вашего дома вы совместно с ними выясните, обладаете ли вы или можете ли вы приобрести эти знания, умения и навыки, насколько серьезно ваше намерение стать приемной семьей, или усыновителями, а также возможности вашей семьи, относительно потребностей детей, которые сейчас находятся в нашем детском доме.

Обратите внимание участников на то, что часто семья недооценивает свой ресурс, ей кажется, что она справится только с очень простым случаем. Но, во‐первых, то, что принято считать простым (маленькая девочка из дома ребенка без всяких кровных родственников) на деле вовсе таковым не является. Во‐вторых, то, что мы не умеем сейчас, мы, возможно, будем уметь завтра, если приложим усилия. Поэтому процесс и называется не только «отборочным», но и «подготовительным». Приведите примеры из практики, когда семья проявляла гибкость в своих ожиданиях и добивалась успеха

Остановитесь и на противоположном случае — когда семья переоценивает свои возможности, хочет казаться в глазах специалистов более ресурсной, чем есть на самом деле. Подчеркните, что чем более полную и достоверную информацию получат специалисты о кандидате в воспитатели и о его семье, тем больше вероятность, что они сделают правильный выбор и порекомендуют эту семью именно для того ребенка, который хорошо в нее впишется.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

Данное упражнение очень важно, поскольку показывает участником обе стороны процесса устройства: и сторону ребенка, и сторону воспитателя.

У некоторых участников может проявляться позиция «покупателя»: мне нужно тото и тот, обеспечьте мне это, и с гарантией, в случае выявления брака я верну товар. Игра «Как найти друг друга» позволяет отойти от этой позиции тем участникам, кто на это способен, а ведущим — обратить внимание на тех, кто продолжает твердо придерживаться позиции «покупателя».

Возможно, кто‐то из «детей» примется уговаривать «воспитателей» с неподходящей информацией на карточке изменить свои пожелания или кто‐то из «воспитателей» сам заявит, что он подумал и решил, что вот этот «ребенок» ему подойдет. Можно позволить им сделать это, а во время обсуждения обязательно спросить о чувствах, которые были причиной такого шага, и о том, насколько ответственным, на взгляд группы, было решение «воспитателя». Подчеркните, что, переоценив свои возможности под влиянием момента, воспитатель нанесет вред не только себе, но и ребенку, если позже выяснится, что он не может справиться с воспитанием данного ребенка.



5.ПАРТНЕРСТВО И РАБОТА В КОМАНДЕ.

ЦЕЛИ:

Дать определение командной работы.

Подчеркнуть важность партнерства в деле воспитания.

5.1. ЧТО ЗНАЧИТ РАБОТАТЬ В КОМАНДЕ. Упражнение. 10 мин.

ЦЕЛЬ:

Показать, что при работе в команде успех зависит, с одной стороны, от вклада каждого, с другой — от слаженности общей работы.

  • Попросите группу вообразить, что все присутствующие представляют собой большую печатную машинку (или клавиатуру компьютера).

  • Распределите между участниками все буквы алфавита и знаки пунктуации. (Ведущие тоже принимают участие в игре.)

  • Договоритесь, что нажатие на клавишу изображается таким образом: участник встает и садится, громко называя свою букву.

  • Предложите группе «набрать» какую‐нибудь фразу, например: «Все лучшее — детям!»

  • Сделайте несколько попыток, меняя фразы, до тех пор, пока «набор» не будет происходить быстро и слаженно.

ОБСУЖДЕНИЕ В БОЛЬШОЙ ГРУППЕ.

Предложите участникам поделиться своими впечатлениями. Обратите их внимание на то, что успешное выполнение общей задачи напрямую зависит от того, насколько каждый четко представляет свои функции и готов работать в команде.



5.2. ПАРТНЕРСТВО В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ. Беседа с приемным родителем. 15 мин.

ЦЕЛИ:

Дать участникам возможность увидеть реальные результаты партнерских отношений.

Сориентировать группу на получение помощи от специалистов.

  • Если среди ведущих есть патронатные воспитатели, то они могут поделиться с группой своим опытом работы. Если таких нет, то на это занятие рекомендуется пригласить опытного приемного родителя, который расскажет о том, с какими проблемами он справился благодаря поддержке специалистов служб.

6. ЗАВЕРШЕНИЕ ЗАНЯТИЯ.

ОБСУЖДЕНИЕ В БОЛЬШОЙ ГРУППЕ.

Подведите итоги занятия, напомнив о том, какие темы были рассмотрены.

Получите обратную связь от участников, попросите их ответить на вопрос: соответствовало ли то, что вы услышали, вашим представлениям и ожиданиям?

Объясните, что после каждого занятия будете давать домашнее задание, которое нужно выполнить всей семьей. Результат будет обсуждаться во время встречи семьи с социальными работниками.

Попросите участников дома завести особую папку, в которой они будут хранить домашние задания и другие материалы, выдаваемые им в ходе подготовительноотборочного процесса.

Сообщите название и цели следующего занятия.

Попрощайтесь до следующего занятия, напомнив дату и время.



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

Во время обратной связи некоторые участники могут высказывать опасения, что не справятся с делом воспитания ребенка. Поэтому важно показать им, что работа трудная, но благодарная и интересная.

Постарайтесь мотивировать участников на выполнение домашнего задания. Предупредите их, что каждое домашнее задание — важная часть их подготовки к принятию ребенка.


☺ ПОЖАЛУЙСТА, ВЫПОЛНИТЕ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАНИЯ.

(Занятие 1)


  • Заполните бланк «Изменения, которые произойдут в моей семье с приходом ребенка».

  • Прочитайте материалы для домашнего чтения.

  • Решите для себя, будете ли вы посещать 2‐е занятие тренинга.

1. ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ПРОИЗОЙДУТ В МОЕЙ СЕМЬЕ С ПРИХОДОМ РЕБЕНКА.

Когда семьи впервые обращаются в детский дом с просьбой подобрать им ребенка, у них есть определенные ожидания. Вы, наверное, уже решили, что для Вас значит принять ребенка в свою семью. Как, по Вашему мнению, появление ребенка в семье повлияет на Ваш образ жизни? Какие три основные изменения произойдут с Вами и Вашими близкими?

1.___________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

2.___________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

3.___________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________



_____________________________________________________________________________________

2. ТАБЛИЦА 1. КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ ОБЯЗАННОСТИ УСЫНОВИТЕЛЕЙ, ОПЕКУНОВ, ПАТРОНАТНЫХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ?





Усыновитель

Опекун

Патронатный воспитатель

Принимает всю ответственность за ребенка







Разделяет ответственность за ребенка с органами защиты ребенка







Самостоятельно принимает все решения в отношения ребенка







Работает совместно с командой специалистов







Контролируется органами, защищающими права ребенка







Предоставляет информацию о ребенке органам защиты прав ребенка







Обязан выполнять рекомендации специалистов







Обязан сообщать специалистам о переменах, происходящих с ребенком







Проходит отбор







Проходит подготовку







Признает право ребенка на общение с кровными родственниками







Поддерживает связь с кровными родственниками







Принимает ребенка как собственного







Получает пособие на ребенка







Получает зарплату за свой труд







Должен развивать свои навыки и умения, для того чтобы оказывать помощь ребенку







Получает социальные гарантии







Получает психологическую помощь







Получает медицинскую помощь







Получает педагогическую помощь







Может воспользоваться правом летнего и зимнего отдыха для ребенка







Обязан воспользоваться правом летнего и зимнего отдыха для ребенка







Должен быть готов объяснить ребенку, как себя вести, если он чувствует себя некомфортно, находится в замешательстве или страдает







Нуждается в большом количестве информации, по вопросам защиты и воспитания детей, удовлетворения их потребностей







Изменяет привычный ритм жизни







Понимает необходимость помощи разных людей и служб, для удовлетворения потребностей ребенка







Знает, что ребенка готовят к устройству в семью








МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ДОМАШНЕГО ЧТЕНИЯ




  1. ТРЕНИНГ НЕОБХОДИМ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ

    • Осознать, какими необходимыми умениями и навыками вы обладаете, а какие вам необходимо развить для принятия ребенка в семью;

    • Помочь вам приобрести недостающие умения и навыки, необходимые для более полного удовлетворения потребностей ребенка, находящегося на вашем воспитании;

    • Оценить свои сильные и слабые стороны, а так же сильные и слабые стороны своей семьи;

    • Помочь принять осознанное решение относительно ребенка, которого вы сможете принять на воспитание — его возрасте, поле и особенностях характера с учетом ваших сильных и слабых сторон;

    • Создать платформу для партнерства на постоянной основе. Наши партнерские отношения, которые начинаются прямо сейчас, во время процесса отбора, будут продолжатся и после помещения ребенка в вашу семью.

  2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЕМЕЙНЫХ ФОРМ УСТРОЙСТВА РЕБЕНКА.

    • Опека в настоящее время представляет собой устройство ребенка в семью родственников (престарелых бабушек, реже — дедушек), которые являются законными представителями взятых под опеку детей. Опекуны выполняют свои обязанности безвозмездно. Пособие на ребенка выплачивается при условии доказанной невозможности со стороны родителей содержать своих детей.

    • Приемная семья — семья граждан (муж и жена), которые воспитывают не более 8 детей вместе с кровными. Они выполняют функции опекунов, получают за свой труд заработную плату и пособия на всех приемных детей. Приемные родители действуют на основании трудового соглашения между ними и органами местного самоуправления.

    • Детский дом семейного типа — особый вид воспитательного учреждения, организованный на базе семьи граждан (муж и жена), которые принимают на воспитание от 5 до 10 детей, которых вместе с кровными не должно быть больше 12. Воспитатели ДДСТ являются опекунами детей, получают пособие на их содержание, а также необходимые средства на содержание жилого помещения, предоставленного органами управления образования данному ДДСТ.

    • Усыновление — это приоритетная форма устройства ребенка, которая устанавливается решением суда. По решению суда все права и обязанности усыновителей приравниваются к кровным родителям.

    • Патронатное воспитание — это форма устройства ребенка в семью патронатного воспитателя при обязательном условии разграничения в договоре о патронатном воспитании прав и обязанностей по защите прав этого ребенка между его родителями (если они не лишены родительских прав), органом опеки и попечительства и патронатным воспитателем.

  3. ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ И ОТБОРА. ДЛЯ ЧЕГО ОНА НУЖНА?

    • В данной программе участвуют как люди, которые собираются стать приемной семьей, так и те, кто собирается усыновить ребенка. Некоторые еще не поняли, какая форма воспитания ребенка для них более приемлема.

    • Уверены ли Вы в том, что хотите стать приемной семьей или хотели бы усыновить (удочерить) ребенка? Возможно, Вы не чувствуете пока уверенности в желании принять в свою семью или усыновить (удочерить) ребенка или в том, что Вы не хотите ни того, ни другого? Нормально иметь такую уверенность и не иметь ее. Цель нашей программы — помочь Вам «примерить» на себя роль приемного родителя или усыновителя, чтобы решить для себя следующее: o мое решение взять в семью или усыновить (удочерить) ребенка верное; o мне нужно пересмотреть мое решение взять в семью или усыновить (удочерить) ребенка, возможно, мне требуется что‐то другое;

      • в настоящее время я не готов ни к тому, чтобы взять в семью ребенка, ни к тому, чтобы усыновить (удочерить) ребенка, но я узнал многое о семьях и детях;

      • я уверен, что мое решение избавит ребенка, помещенного под мою опеку, от дополнительных потерь, дети, которые являются предметом нашей заботы, уже немало настрадались.

    • Программа подготовки и отбора помогает получать одинаковую информацию одинаковым группам людей, которым необходимо знать об «эмоциональных издержках» процесса размещения ребенка в приемную семью или семью усыновителей.

    • Приемные родители и усыновители имеют одну задачу — стать родителями ребенку, который был рожден в другой семье. Осуществлению нашей мечты и появлению ребенка в нашей семье должен предшествовать распад какой‐то другой семьи. И чувство сопричастности с этой трагедией остается на всю жизнь.

    • Командная работа совместно с различными специалистами повышает эффективность процесса воспитания.

    • И, наконец, мы считаем, что гораздо интереснее и веселее учиться друг у друга!

    • 16 занятий помогут Вам понять, какие знания и умения, необходимые вам для создания приемной семьи или усыновления/удочерения. Мы зовем эти умения

и знания компетентностью. Об этом мы будем говорить на 2 занятии тренинга. Занятия дадут Вам возможность узнать и попробовать применить знания, умения и навыки, необходимые приемным родителям и усыновителям.


Каталог: files
files -> Методические рекомендации «Организация исследовательской деятельности учащихся»
files -> Актуальность исследования
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files -> Программы
files -> Выпускных квалификационных работ


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница