Законодательство, регулирующее отношения в области образования



Скачать 198.18 Kb.
Дата01.06.2016
Размер198.18 Kb.
Контрольные вопросы
Государственная политика в сфере образования. Права ребенка в международном и российском законодательстве. Трудовые правоотношения в сфере образования. Основные направления региональной политики в сфере дошкольного образования.


  1. Государство и право. Их роль в жизни общества.

  2. Основные правовые системы современности. Международное право как особая система права.

  3. Конституция Российской Федерации - основной закон государства.

  4. Законодательство, регулирующее отношения в области образования.

  5. Права ребенка и формы его правовой защиты в законодательстве Российской Федерации.

  6. Особенности правового обеспечения профессиональной педагогической деятельности.

  7. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений.

  8. Правовое регулирование отношений в системе непрерывного образования и правовой статус участников образовательного процесса

  9. Трудовой договор (контракт).

  10. Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности.

  11. Правовые основы защиты государственной тайны.

  12. Основные правовые акты международного образовательного законодательства. Соотношение российского и зарубежных законодательств в области образования.

  13. Нормативно-правовое обеспечение модернизации педагогического образования в Российской Федерации.

  14. Концептуальные основы федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

  15. Концепция дошкольного воспитания.


Программно-методическое обеспечение образовательного процесса в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.


  1. Современные тенденции обновления дошкольного образования.

  2. Вариативные программы воспитания, обучения и развития детей.

  3. Условия для реализации программ дошкольного образования.

  4. Проблема программности воспитания и обучения детей дошкольного возраста в отечественной педагогике и практике

  5. Примерные основные общеобразовательные программы дошкольного образования.

  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.


Основы общей психологии

  1. Психология как наука. Предмет психологии. Принципы психологии. Методология и методы психологии.

  2. Этапы становления психологии.

  3. Основные психологические теории и их взаимосвязь. Теория деятельности.

  4. Проблема личности в психологии.

  5. Когнитивная психология.

  6. Эмоции и чувства. Воля и произвольность.

  7. Познание и отражение.

  8. Ощущение и восприятие.

  9. Мышление. Память. Внимание.

  10. Методы исследования познавательных процессов.


Возрастная психология и психология развития.

  1. Особенности психического развития на разных этапах онтогенеза.

  2. Основные закономерности психического развития. Предпосылки и условия психического развития.

  3. Взаимосвязь развития и обучения; подход к проблеме соотношения обучения и развития; понятие «развивающее обучение».

  4. Взаимосвязь развития и деятельности, понятие ведущей деятельности.

  5. Детство как социокультурный феномен, особенности становления психики в разных общественных и исторических условиях.

  6. Предмет и задачи возрастной психологии. Разделы возрастной психологии.

  7. Понятие и содержание возрастной нормы; возрастная и индивидуальная норма.

  8. Особенности психического развития на разных этапах онтогенеза.

  9. Предмет и задачи психологии развития.

  10. Периодизация психического развития; генетическая и функциональная периодизация.


Детская психология.

  1. Предмет, задачи и методы детской психологии.

  2. Общая характеристика периода новорожденности

  3. Предпосылки развития мышления и речи, роль эмоционального общения со взрослым.

  4. Психическое развитие в раннем детстве.

  5. Общая характеристика кризиса «трех лет».

  6. Общая характеристика познавательного развития дошкольников.

  7. Развитие восприятия, наглядно-образного мышления дошкольников, воображения и творчества.

  8. Влияние продуктивных видов деятельности дошкольника на психическое развитие.

  9. Роль игры в становлении психических и психологических качеств детей

  10. Развитие эмоциональной сферы ее экспрессивного и импрессивного компонентов.

  11. Формирование социальных переживаний, их роль в процессе социализации дошкольников

  12. Развитие общения со взрослыми и сверстниками.

  13. Индивидуальные особенности и их влияние на развитие личности дошкольников

  14. Развитие самооценки и «образа-Я» в дошкольном возрасте.

  15. Стили детско-родительских отношений и их влияние на развитие психики детей.

  16. Два пути развития ребенка: акселерация и амплификация.


Социальная психология

1.Предмет и методы социальной психологии, основные области исследования, краткий исторический очерк.

2.Психология общения. Содержание, цели и средства общения.

3.Формы, функции, виды и уровни общения. Основные закономерности общения.

4.Воздействие в процессе общения.

5. Конфликт, функции, структура и динамика конфликта. Методы разрешения конфликтов.

6.Малая группа: основные параметры и структуры. Групповая совместимость, групповая сплоченность, принятие группового решения, эффективность групповой деятельности. Феномены межгруппового взаимодействия.

7.Механизмы развития группы, проблема группового давления, конформизм.

8.Модели развития групп. Управление малой группой.

9.Феномены больших социальных групп. Проблема группового сознания. Психология массовидных явлений.

10.Социально-психологическая характеристика личности.

11. Понятие гендерной роли.

12.Идеалы. Социализация и адаптация. Социальные установки личности.

13.Социально-психологическая диагностика и прогнозирование социального поведения человека.


История педагогики (общей и дошкольной)

  1. Предмет, задачи, хронология истории педагогики; воспитание и обучение в условиях древних цивилизаций.

  2. Просвещение в Западной Европе периода Средневековья.

  3. Концепции всестороннего развития человека: возникновение идеи всеобщего воспитания и обучения.

  4. Педагогическая теория и практика в эпоху Просвещения.

  5. Теория естественного воспитания.

  6. Теории и системы первоначального воспитания и обучения детей в ХIХ веке.

  7. Реформаторская педагогика конца ХIХ – начала ХХ века.

  8. Зарубежная педагогика, школа и дошкольные учреждения ХХ века.

  9. Древнерусская культура и народная педагогика.

  10. Влияние христианства на развитие образования и педагогической мысли в России.

  11. Просветительные реформы XVIII века.

  12. Реформы образования XIX века.

  13. Идея народности в воспитании.

  14. Практика дошкольного воспитания.

  15. Исследования проблем воспитания и обучения; направления реорганизации образования в условиях реформы социально-экономического развития страны.

  16. исследования проблем воспитания и обучения; направления реорганизации образования в условиях реформы социально-экономического развития страны.

  17. Теории семейного воспитания.

  18. Школа и дошкольные учреждения в России конца XIX-начала XX века.


Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях интегрированного (инклюзивного) дошкольного образования.

  1. Предмет, цели, задачи, принципы и методы специальной психологии.

  2. Специальная психология как наука о психофизиологических особенностях развития аномальных детей, закономерностей их психического развития в процессе воспитания и образования.

  3. Психическое развитие и деятельность.

  4. Типы нарушения психического развития: недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие, искаженное развитие, дисгармоничное развитие.

  5. Особенности аномального развития, отрасли специальной психологии – олигофренопсихология, тифлопсихология, сурдопсихология, логопсихология, психология детей с задержкой психического развития, нарушениями опорно-двигательного аппарата, психология детей дошкольного возраста с аномалиями развития.

  6. Предмет, цели, задачи, принципы и методы специальной педагогики.

  7. Основные категории специальной педагогики.

  8. Воспитание, образование и развитие аномальных детей как целенаправленный процесс формирования личности и деятельности, передачи и усвоения знаний, умений и навыков, основное средство подготовки их к жизни и труду.

  9. Содержание, принципы, формы и методы воспитания и образования аномальных детей.

  10. Понятия коррекции и компенсации.

  11. Социальная реабилитация и социальная адаптация.

  12. Основные отрасли специальной педагогики: тифлопедагогика, сурдопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия, специальная дошкольная педагогика.


Методология и методика психолого-педагогических исследований

  1. Понятие методологии, метода, методики.

  2. Структура педагогического исследования, вариативность его построения.

  3. Понятийный аппарат исследования.

  4. Взаимосвязь предмета исследования и метода.

  5. Классификация и характеристика методов педагогического исследования.

  6. Комплексность исследования. Организация исследования.

  7. Выбор, модификация и разработка методики.

  8. Использование результатов педагогического исследования в практике дошкольного образования.


Возрастная анатомия и физиология

1.Закономерности роста и развития детского организма. Возрастная периодизация. Календарный и биологический возраст, их соотношение, критерии определения биологического возраста на разных этапах онтогенеза.

2.Наследственность и среда, их влияние на развитие детского организма.

4.Сенситивные периоды развития ребенка.

4.Развитие регуляторных систем (гуморальной и нервной).

5. Изменение функции сенсорных, моторных, висцеральных систем на разных возрастных этапах. Возрастные особенности обмена энергии и терморегуляции.

6.Закономерности онтогенетического развития опорно-двигательного аппарата.

7. Анатомо-физиологические особенности созревания мозга.

8. Психофизиологические аспекты поведения ребенка, становление коммуникативного поведения. Речь.

9. Индивидуально-типологические особенности ребенка.

10. Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка. Готовность к обучению.

Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста


  1. Особенности детей раннего и дошкольного возраста.

  2. Здоровье и физическое развитие детей.

  3. Профилактика болезней детей и первая помощь при несчастных случаях и травмах.

  4. Причины заболевания и травматизма у детей, влияние их на организм. Признаки, по которым можно выявить заболевание у ребенка. Меры, предупреждающие болезни и несчастные случаи в дошкольных учреждениях.

  5. Меры, предупреждающие болезни и несчастные случаи в дошкольных учреждениях.

  6. Гигиена нервной системы и отдельных органов.

  7. Рациональный режим жизни детей различных возрастных групп

  8. Физическое воспитание: укрепление костно-мышечной системы, формирование правильной осанки и закаливание организма.

  9. Гигиенические основы питания как источник здоровья и нормального физического развития детей.

  10. Гигиеническое воспитание детей, санитарное просвещение родителей и персонала. Гигиена окружающей среды.

  11. Психическое здоровье - база полноценного развития. Понятие о психокоррекции и психотерапии



Безопасность жизнедеятельности

  1. Культура безопасности жизнедеятельности: понятия, цели, задачи, принципы, направления формирования.

  2. Характеристика средств формирования культуры безопасности жизнедеятельности у дошкольников.

  3. Характеристика методов ознакомления детей с ОБЖ в ДОУ.

  4. Содержание взаимодействия с семьями воспитанников по формированию ОБЖ у дошкольников.

  5. Механизм формирования КБЖ в дошкольном возрасте.

Психолого-педагогический практикум

  1. Решение психолого-педагогических задач, конструирование различных форм психолого-педагогической деятельности, моделирование и анализ образовательных и педагогических ситуаций.

  2. Психолого-педагогические технологии и методики диагностики, прогнозирования и проектирования, накопления профессионального опыта.

  3. Развитие интеллектуально-творческого, диагностического, коммуникационного, мотивационно-профессионального потенциала личности.


Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе

1.Основные понятия и определения предметной области – информатизация образования. Цели и задачи использования информационных и коммуникационных технологий в образовании.

2.Информационные и коммуникационные технологии в реализации информационных и информационно-деятельностных моделей в обучении.

3.Информационные и коммуникационные технологии в активизации познавательной деятельности учащихся.

4. Информационные и коммуникационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся.

5.Методы анализа и экспертизы для электронных программно-методических и технологических средств учебного назначения.



6.Методические аспекты использования информационных и коммуникационных технологии в школе.
Детская практическая психология

  1. Цели и задачи психологической службы в дошкольном учреждении.

  2. Составление индивидуальных и групповых коррекционных программ, работа с одаренными детьми и детьми «группы риска».

  3. Задачи диагностической работы. Этапы обследования ребенка.

  4. Методика проведения диагностических процедур и интерпретация показателей.

  5. Практическая психология как отрасль психологической науки.

  6. Понятие о психическом здоровье, норме и отклонениях психического развития ребенка.

  7. Классификация отклонений психического развития.

  8. Специфика организации коррекционной работы с детьми.

Дошкольная педагогика

  1. Дошкольная педагогика как наука: предмет, основные понятия и функции.

  2. Теоретические основы развития, воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста.

  3. Педагогическая деятельность как диалог культуры ребенка и педагога.

  4. Ребенок как объект научного исследования и субъект воспитания.

  5. Цель, задачи и содержание работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

  6. Целостность и гармоничность физического, социально-нравственного, познавательно-речевого и художественно-эстетического развития ребенка.

  7. Теория обучения в отечественной дошкольной педагогике. Сущность, дидактические принципы, формы и методы.

  8. Инновационные педагогические системы и технологии обучения и развития дошкольников.

  9. Основные виды деятельности детей раннего и дошкольного возраста: предметная, познавательная, игровая, трудовая, художественно-эстетическая и общение. Их особенности, взаимосвязь, организация и руководство.

  10. Формирование предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста.

  11. Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном детстве.

  12. Классификация игр, функция и структура разных видов игр.

  13. Построение предметно-развивающей среды.

  14. Участники целостного педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении и вне его. Их роль в социокультурном формировании личности ребенка. Взаимодействие педагога и детей.

  15. Целостный педагогический процесс дошкольного образовательного учреждения: теоретические основы, сущность, структура, его компоненты и их взаимосвязь.

  16. Моделирование образовательного процесса в соответствии с современными концепциями дошкольного образования.


Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста

  1. Семья как объект научного исследования, субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда развития ребенка.

  2. Проблемы семьи и семейного воспитания.

  3. Типология семьи. Основные функции семьи.

  4. Психолого-педагогические основы семейного воспитания.

  5. Народная педагогика как основа домашнего воспитания.

  6. Родительский авторитет и педагогический такт родителей.

  7. Особенности взаимоотношений детей с разными членами семьи. Половое воспитание в семье

  8. Меры воздействия (поощрения и наказания) в семейном воспитании.

  9. Семья и дошкольное образовательное учреждение.

Детская литература. Особенности реализации образовательной области «Чтение художественной литературы»

  1. Литература как основа духовного и нравственного развития личности.

  2. Специфика детской литературы: художественный и педагогический компоненты.

  3. Круг чтения детей дошкольного возраста. Фольклор в детском чтении.

  4. Основные этапы развития отечественной и зарубежной детской литературы.

  5. Система жанров детской литературы. Приключенческая и научно-познавательная литература для детей.

  6. Тенденции развития современной детской литературы.

  7. Методика анализа произведений детской литературы.

  8. Задачи, содержание психолого-педагогической работы по реализации образовательной области «Чтение художественной литературы» и ее интеграция с другими образовательными областями.


Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. Задачи образовательной области «Физическая культура» и образовательной области «Здоровье».

  1. Методологические, естественнонаучные, психолого-педагогические основы физического воспитания.

  2. Формирование здорового образа жизни средствами физической культуры.

  3. Задачи и средства физического воспитания.

  4. Развитие произвольных движений ребенка от рождения до семи лет.

  5. Основы обучения ребенка двигательным действиям.

  6. Двигательный навык, закономерности его формирования.

  7. Взаимосвязь развития психофизических качеств и формирования двигательного навыка.

  8. Гимнастика для дошкольников.

  9. Подвижная игра - основное средство и метод воспитания физической культуры ребенка.

  10. Спортивные упражнения для детей дошкольного возраста.

  11. Развитие самостоятельности и творчества в физических упражнениях.

  12. Организация и методика проведения различных видов двигательной деятельности ребенка.

  13. Физическое воспитание в семье.

  14. Диагностика физической подготовленности и сенсомоторного развития ребенка.

  15. Медико-педагогический контроль физического развития детей.

  16. Методическое руководство физическим воспитанием детей в дошкольных образовательных учреждениях.


Теория и методика развития речи детей. Задачи образовательной области «Коммуникация».

  1. Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста как научная и учебная дисциплина.

  2. Функциональные характеристики родного языка и его роль в развитии ребенка.

  3. Научные основы методики развития речи детей: методологические, психофизиологические, психолингвистические, лингводидактические.

  4. Анализ методических подходов к развитию речи и обучению родному языку в истории зарубежной и отечественной педагогики.

  5. Современные концепции онтогенеза речи. Структурное, функциональное и когнитивное направления исследований детской речи.

  6. Закономерности и особенности овладения детьми лексикой, грамматикой, фонетикой, связной речью.

  7. Психолого-педагогические основы разработки программ речевого развития детей.

  8. Содержание, методы и средства развития речи.

  9. Ребенок и речевая среда. Речевое общение как основное средство освоения социального опыта и овладения родным языком.

  10. Методические принципы обучения родной речи и языку.

  11. Методика развития разных сторон речи в возрастных группах.

  12. Проблема подготовки детей к обучению грамоте.

  13. Литературное образование детей. Особенности восприятия дошкольниками литературных произведений. Методика работы с книгой.

  14. Художественно-речевая деятельность.

  15. Диагностика речевого развития детей как средство оптимизации процесса овладения родным языком.


Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста. Задачи образовательной области «Познание»

  1. Методологические, психофизиологические и психолого-педагогические основы математического образования дошкольников.

  2. Отечественные и зарубежные концепции математического развития детей дошкольного возраста.

  3. Содержание математического развития ребенка.

  4. Реализация принципов амплификации, личностно-ориентированного подхода, развивающего обучения при формировании математических представлений.

  5. Методические системы ознакомления дошкольников с числом и вычислительной деятельностью, формой, величиной предметов и их измерением, пространственными и временными отношениями.

  6. Педагогические условия освоения математических представлений.

  7. Методы обучения. Использование моделирования, информационных технологий и других современных методов.

  8. Диагностика математического развития как основа целеполагания и проектирования работы по формированию элементарных математических представлений.

  9. Разноуровневая и коррекционная работа с детьми.

  10. Преемственность в работе дошкольных учреждений с семьей и школой по реализации задач математического развития детей.


Теория и методика экологического образования детей.

  1. Природа как самоценность. Обучающая и воспитывающая функции природы.

  2. Экологическое образование дошкольников как процесс формирования знаний, отношения, поведения.

  3. Экологическое образование в истории зарубежной и отечественной педагогики.

  4. Накопление эмоционально-положительного опыта общения детей с природой. Формирование готовности ребенка к правильному взаимодействию с окружающей природой.

  5. Система первоначальных знаний о природе как основа развития элементов экологического сознания.

  6. Современные программы экологического образования.

  7. Сущность аксиологического и деятельностного подхода в экологическом образовании и его реализация в дошкольных учреждениях.

  8. Формирование экологической направленности личности дошкольника. Критерии сформированности экологической воспитанности.

  9. Педагогические условия экологического образования.


Теория и методика развития детского изобразительного творчества. Задачи образовательной области «Художественное творчество»

  1. Понятие детского изобразительного творчества.

  2. Искусствоведческие и психолого-педагогические основы теории и методики развития детского изобразительного творчества.

  3. Художественно-эстетическая развивающая среда и ребенок. Произведения искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура) как фактор развития личности ребенка и основа его самостоятельной художественно-творческой деятельности.

  4. Восприятие детьми произведений искусства, формирование эстетического отношения к ним.

  5. Методика ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства.

  6. Виды и своеобразие изобразительной деятельности дошкольников.

  7. Развитие детского изобразительного творчества в конструировании, лепке, аппликации, рисовании, художественном труде.

  8. Развитие творческих способностей ребенка.

  9. Индивидуальный и дифференцированный подход к развитию творческих способностей.

  10. Преемственность в развитии творчества у дошкольников и младших школьников.

  11. Особенности методических систем развития детского изобразительного творчества в России и за рубежом.


Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Задачи образовательной области «Музыка»

  1. Теоретические основы музыкального воспитания и развития.

  2. Музыка как вид искусства, ее влияние на гармоничное развитие ребенка.

  3. Задачи музыкального воспитания детей.

  4. Понятие музыкальности, ее структура и пути развития.

  5. Диагностика и развитие музыкальных способностей.

  6. Формирование основ музыкальной культуры у дошкольников.

  7. Принципы, содержание, методы и формы музыкального воспитания.

  8. Виды музыкальной деятельности детей.

  9. Восприятие музыки, детское музыкальное исполнительство. Творчество в различных видах музыкальной деятельности детей.

  10. Формы организации музыкальной деятельности детей.

  11. Виды и типы занятий.

  12. Музыка в повседневной жизни детского сада и семьи.


Выявление, сопровождение и поддержка одарённого дошкольника.

  1. Есть ли существенная разница между понятиями: « одарённость», « талант», гениальность?

  2. Назовите способы, посредством которых может происходить одновременная работа с дошкольниками, имеющими высокий и стандартный уровень способностей.

  3. Назовите способ, посредством которого воспитатель (специалист), может выявить одарённого ребёнка, не прибегая к «сложным» методикам.

  4. Назовите подходы к сопровождению одарённого дошкольника при использовании « индивидуального образовательного маршрута.

  5. Можно ли утверждать, что при создании благоприятных условий любой «маленький гений» превратится во «взрослого гения»?

  6. Насколько верна пословица: «Талантам надо помогать, бездарности пробьются сами»?

  7. Насколько верно утверждение: У гениальных родителей - гениальные дети?


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница