Законодательство о правах и обязанностях родителей и детей. Бить или не бить детей



Скачать 214.8 Kb.
Дата01.06.2016
Размер214.8 Kb.
Права и обязанности детей и родителей в детско – родительских взаимоотношениях в семье
План:

  1. Законодательство о правах и обязанностях родителей и детей.

  2. Бить или не бить детей (о физическом наказании)

  3. Что такое жестокое обращение с детьми?



    1. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ПРАВАХ И ОБЯЗАННОСТЯХ

РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ.

Права и обязанности родителей и детей

Основанием возникновения прав и особенностей родителей и детей является происхождение детей от родителей, удостоверенное в предусмотренном законом порядке. Это относится к детям, рожденным в браке, так и лицам, не состоявшими в зарегистрированном браке. Государственная регистрация рождения ребенка осуществляется в органах загса по месту рождения ребенка или по месту жительства его родителей (одного из них) в порядке, предусмотренном законом.

На основании п. 1 ст. 14 Закона об актах гражданского состояния регистрация рождения ребенка производится при предъявлении:


  • документа установленной формы о рождении, выданного медицинской организацией, в которой проходили роды;

  • документа установленной формы о рождении ребенка, выданного медицинской организацией, врач который оказывал помощь при родах, либо частнопрактикующим врачом, если роды проходили вне медицинской организации;

  • заявления лица, присутствовавшего при родах, если роды проходили без оказания медицинской помощи.

При отсутствии указанных документах регистрация ребенка производится на основании вступившего в силу решения суда об установлении юридического факта рождения ребенка конкретной женщиной.

В добровольном порядке отцовства устанавливается в органах загса. Основанием для этого могут быть:



  • совместное заявление отца и матери, поданное после рождения ребенка или во время беременности матери, если имеются основания предполагать, что после рождения ребенка подача совместного заявления по каким-либо причинам станет невозможной.

  • заявления отца ребенка при наличии согласия органов опеки и попечительства, если мать ребенка умерла, признана недееспособной, лишена родительских прав или ее местонахождение невозможно установить.

Под родительскими правоотношениями понимается совокупность личных и имущественных отношений между родителями и их ребенком. Родительское правоотношение складывается между каждым родителем с каждым из его детей.

Наделяя родителей правами в отношении детей, государство возлагает на них обязанности не осуществлять родительские права в ущерб интересам детей, т.е. права родителей одновременно являются их обязанностями. Права и обязанности родителей и детей неотчуждаемы, например, родитель не может отказаться от принадлежащего ему права на воспитания ребенка, переложить на какое-либо третье лицо свою алиментную обязанность и т.д. Однако абсолютный характер родительских прав ни в коем случае не означает беспредельных прав и власти над ребенком. Родители не имеют права причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию и препятствовать им в осуществлении своих прав, а методы должны исключать жестокое, пренебрежительное и унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.


Права детей в семье

Впервые в истории российского семейного права СК РФ устанавливает права детей в семье. При этом дети рассматриваются как самостоятельные участники отношений с отцом и матерью, другими родственниками. Здесь все положения приведены в соответствии в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, участником которой является Россия.



Основные права ребенка по СК РФ:

- право жить и воспитываться в семье (ст. 54 СК РФ)



Это право включает:

  • право знать своих родителей (ст. 7 Конвенции о правах ребенка);

  • права на заботу со стороны своих родителей, предполагающее удовлетворение родителями жизненно важных интересов и потребностей ребенка, уважение его человеческого достоинства;

  • право на совместное проживание с родителями другого государства (п. 2 ст. 20 Конвенции о правах ребенка);

  • право на общение с родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ). Право на общение с родителями вытекает из права жить и воспитываться в семье. а право общаться с другими родственниками (в основном проживающими отдельно) является важнейшим правом, обеспечивающим полноценное развитие ребенка, приобретением им навыков общения с другими членами общества и адекватного восприятия окружающих;

  • право на защиту своих прав и законных интересов (ст. 56 СК РФ). Защита прав и интересов может осуществляться самим ребенком или его представителями. Несовершеннолетний, признанный в установленном порядке полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право сам защищать свои права и интересы, а несовершеннолетний, не обладающий полной дееспособностью до достижения совершеннолетия, также может самостоятельно защищать свои права в случае невыполнения родителями своих обязанностей по воспитанию и образованию ребенка, а равно в случае их жестокого обращения с ним или иного злоупотребления родительскими правами. Во всех иных случаях защиту прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних осуществляют родители, усыновители, приемные родители, опекуны, попечители, а предусмотренных СК РФ случаях – органы опеки, попечительства и прокуратура;

  • право выражать свое мнение (ст. 57 СК РФ). Закрепление этого права в СК РФ подчеркивает, что ребенок является личностью и его мнением надо считаться. Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы. Поэтому ребенку предоставляется возможность быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства, затрагивающего интересы. Закон не указывает возраста, по достижении которого ребенок обладает этим правом, а только указывает, что обязан учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, если это не противоречит его интересам. В ст. 12 Конвенции о правах ребенка говориться, что взглядам ребенка уделяется внимание в соответствии с его возрастом и зрелостью. При такой трактовке судья может быть нарушено органом государственной власти, которой призван это право защищать;

  • право на имя, отчество и фамилию (ст. 58 СК РФ). Имя ребенку дается по соглашению родителей, а при отсутствии такого соглашения – по указанию органа опеки и попечительства, данного непосредственно органу загса. Отчество присваивается по имени отца, если иное присвоение отчества не основано на национальном обычае. Фамилия ребенка определяется фамилиями родителей, ему по соглашению родителей присваивается фамилия одного из них, а при отсутствии соглашения разногласия разрешаются органом опеки и попечительства.

Имущественные права детей установлены ст. 60 СК РФ, при этом следует помнить, что права собственности на имущество своих родителей ребенок не имеет, как и родители – на имущество ребенка. СК РФ впервые законодательно закрепил положение, согласно которому несовершеннолетние дети могут сами заиметь своих детей и принимать участие в их воспитании, а по достижении 16 лет самостоятельно осуществлять родительские права в отношении своих детей. После появления ребенка связи со своими родителями не утрачивают и в праве рассчитывать на их поддержку как законных представителей их интересов. До достижения несовершеннолетними родителями 16-летнего возраста рожденному ими ребенку органом опеки и попечительства может быть назначен опекун, который будет осуществлять воспитание ребенка, не являться этих родителей (п. 2 ст.62 СК РФ).

Права и обязанности родителей

Большинство прав родителей непосредственно связано с соответствующими правами и обязанностями ребенка. Например, праву ребенка воспитываться в семье соответствует право родителей по воспитанию детей. Родительские права и обязанности имеют следующие особенности:



  • оба родителя в равной мере обладают правами и имеют равные обязанности в отношении детей;

  • рассматриваемые права и обязанности ограничены во времени, поскольку при возникновении у ребенка полной дееспособности они прекращаются;

  • при осуществлении родительских прав и обязанностей должны сочетаться интересы родителей;

  • осуществление родителями своих прав одновременно являются их обязанностью.

Личные права и обязанности родителей состоят в том, что:

  • родители имеют право о одновременно обязаны воспитывать своих детей, выбирая приемы и способы их воспитания. Такое право, одновременно являющееся и родительской обязанностью, предусмотрено п. 1 ст. 63 СК РФ;

  • родители имеют преимущественное право на воспитание детей своих детей перед всеми другими лицами, включая и близких родственников ребенка;

  • родители с учетом мнения своих детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения ими основного общего образования (п. 2 ст. 63 СК РФ);

  • родители имеют право и обязаны защищать интересы детей во всех инстанциях без специальных полномочий на такие действия (п. 1 ст. 64 СК РФ);

  • родители имеют право требовать возврата своего ребенка от любого лица, удерживающего его не на основании закона или вступившего в законную силу судебного решения (п. 1 ст. 68 СК РФ);

  • родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на общение с ребенком, участие в его воспитании и решение вопросов получения ребенком образования, а родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать реализации этого права, если не докажет в судебном порядке, что реализация своего права отдельно проживающим родителем наносит вред здоровью ребенка (п. 1 ст. 66 СК РФ);

  • родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на получение полной информации о нем из воспитательных, лечебных, учреждений социальной защиты и любых других (п. 4 ст. 66 СК РФ).

Пределы и ограничения родительских прав предусмотрены ст.65 СК РФ и состоят в следующем:

  • родительские права не осуществляют в противоречии с интересами детей;

  • осуществление родителями родительских прав не должно причинять вред физическому и психическому здоровью детей, а также их нравственному развитию;

  • способы воспитания детей должны полностью исключать пренебрежительное, грубое, унижающее человеческое достоинства обращение, оскорбление или эксплуатации детей.

За нарушение прав и интересов детей родители, допустившие эти нарушения, несут ответственность в установленном законе порядке, вплоть до ограничения родительских прав или лишения свободы.

Родители имеют обязанности и перед обществом, в котором они живут вместе со своими детьми и которое, в меру своих экономических возможностей, помогает родителям в воспитании детей.


Права и обязанности родителей и детей.

Возможности человека к принятию взвешенных решений, самообслуживанию и самообеспечению по естественным причинам ограничены в детстве, в старости и в болезни. Поэтому родители ухаживают за детьми, а дети – за престарелыми или больными родителями и без санкции на это закона. Иногда родственные чувства у людей атрофируются, и для защиты интересов детей, стариков и больных закон вынуждает их родственников заботиться о них.

Дети (а детьми закон считает людей не старше 18 лет) постепенно учатся в окружающем мире, и закон предлагает считать, что вполне разумно они могут действовать сразу после достижение 18-летнего возраста.

Закон выделяет три периода в развитии ребенка: до 6 лет, с 6 до 14 и от 14 до18 лет. Эти границы искусственны (разные дети могут достичь одного и того же уровня ответственности и в 10, и в 15, и в 18 лет), но законодательно закреплены.

Интересы детей представляют полностью дееспособные люди или организации: кровные родители, усыновители, опекуны – физические лица и опекуны – учреждения.

Представитель ребенка имеет определенные права и обязанности в отношении несовершеннолетнего.

Согласно Семейному кодексу РФ (1996 г.) основаниями возникновения прав и обязанностей родителей являются:


    • для матери – факт рождения ребенка в стенах медицинского учреждения или вне его (во втором случае для подтверждения материнства требуется свидетельские показания врачей, принимавшие роды, или других лиц);

    • для отца – факт состояния в законном браке с матерью или признание отцовства по его заявлению, признание отцовства по совместному заявлению с матерью, признание отцовства судебной экспертизы (генетической и генной дектилоскопии).

Ст. 54 СК РФ. Право ребенка жить и воспитываться в семье.

  1. Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия)

  2. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это, возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Ребенок имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и других случаях утраты родительского обеспечения органом опеки и попечительства в порядке, установленном главой 18 настоящего кодекса



Ст. 55 СК РФ. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками.

1. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками.

Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка.

В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них. Ребенок имеет право на общение со своими родителями также в случае их проживания в разных государствах.

2. Ребенок, находящихся в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу и другое), имеет право на общение со своими родителями и другими родственниками в порядке, установленном законе.
Ст. 56 СК РФ. Право ребенка на защиту

1. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов.

Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их замещающими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.

Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.

2. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их замещающих).

При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащим выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.

3. Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка.

При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.


Ст. 57 СК РФ. Право ребенка выражать свое мнение

Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его вопросы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (ст. 59, 72, 132, 134, 136, 143, 154), органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет.



Ст. 60 СК РФ. Имущественные права ребенка

1. Ребенок имеет право на получение содержание от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены разделом 5 СК РФ.

2. Суммы, причитающие ребенку в качестве алиментов, пенсий, поступают в распоряжение родителей (лиц, и их заменяющих) и расходуется ими на содержание, воспитание и образование ребенка.

Суд по требованию родителя, обязательно уплачивает алименты на несовершеннолетних детей, вправе вынести решение о перечислении не более пятидесяти процентов сумм алиментов, подлежащих выплате, на счета, открытые на имя несовершеннолетних детей в банк.

3. Ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследия, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.

Право ребенка на распоряжение принадлежащим ему на правах собственности имуществом определяется ст. 26, 28 Гражданского кодекса РФ.

При осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка на них распространяются правила, установленные гражданским законодательством в отношении распоряжения имуществом подопечного (ст. 37 Гражданского кодекса РФ).

4. Ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, родители не имеют права собственности на имущество ребенка. Дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию.



Ст. 61 СК РФ. Равенство прав и обязанностей родителей

1. Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).

2. Родительские права, предусмотренные настоящей главой, прекращаются по достижении детьми возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак и в других установленных законом случаях приобретения детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия.

Ст. 62 СК РФ. Права несовершеннолетних родителей

1. Несовершеннолетние родители имеют права на совместное проживание с ребенком и участие в его воспитании.

2. Несовершеннолетние родители, не состоящие в браке, вправе случае рождения у них ребенка и при установлении их материнства и (или) отцовства вправе самостоятельно осуществлять родительские права по достижении ими возраста шестнадцати лет. До достижения несовершеннолетними родителями возраста шестнадцати лет может быть назначен опекун. Который будет осуществлять его воспитание совместно с несовершеннолетними родителями ребенка.

Разногласия, возникающие между опекуном ребенка и несовершеннолетними родителями, разрешаются органом опеки и попечительства.

3. Несовершеннолетние родители имеют права признать и оспорить свое отцовство и материнство на общих основаниях, а также имеют право требовать по достижении ими возраста четырнадцати лет установления отцовства в отношении своих детей в судебном порядке.

Ст. 63 СК РФ. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны, заботится о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

2. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования. Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения до получения детьми основного общего образования.



Ст. 64. СК РФ. Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей

1. Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и вступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

2. Родители не вправе представлять своих детей, если орган опенки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей.

Ст. 65. СК РФ. Осуществление родительских прав

1. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

При осуществлении родительских прав родители не вправе причинить вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.

Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. Родители (один из них) при наличии разногласий между ними вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд.

Ст. 68 СК РФ. Защита родительских прав

1. Родители в праве требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или не на основании судебного решения. В случае возникновения спора родители вправе обратиться в суд за защитой своих прав.

При рассмотрении этих требований суд вправе с учетом мнения ребенка отказать в удовлетворении иска родителей, если придет к выводу, что передача ребенка родителям не отвечает интересам ребенка.

2. Если судом установлено, что ни родители, ни лицо, у которого находился ребенок, не в соответствии обеспечить его надлежащее воспитание и развитие, суд передает ребенка на попечения органа опеки и попечительства.


2. БИТЬ ИЛИ НЕ БИТЬ ДЕТЕЙ?

(О ФИЗИЧЕСКОМ НАКАЗАНИИ).

Некоторые родители применяют физическую силу в процессе воспитания своих детей. Наказание оправданно, считают некоторые педагоги, если имеет целью исправление человека. Когда ребенка наказывают, чтобы показать свою власть над ним, это просто издевательство. Ребенок, как любой человек, личность и не считаться с эти нельзя. У Соломона есть изречение о том, что любящий должен наказывать. Но наказание не подразумевает обязательно битие. Если ребенок понимает слово, то в физическом наказании нет никакого смысла.

Родителям приходится порой применять грубую силу. Но она, по мнению психологов, должна быть дозирована, оправданна и не по страсти. Один мужчина рассказывал, что несколько раз ему приходилось бить детей ремнем. И каждый раз он хватался за сердце. Эта вынужденная мера приносила ему страданий больше, чем ребенку. И ребенок это чувствовал и не таил обиды. Но если его наказывать, чтобы проявить свою власть над ним, то он озлобится и правильных выводов не сделает. Ребенку адаптироваться в нынешних условиях гораздо сложнее, чем взрослому. В некоторых семьях детей поколачивают, а академическими успехами те детки все равно не блистают. В некоторых семьях мать сама воспитывает ребенка. Во время наказаний отец просто удаляется в другую комнату, так как в своей жизни он никого ни разу пальцем не тронул. И его главный принцип воспитания - уважение личности и авторитет старших. Своим примером хорошего семьянина он воспитывает себе подобного. Так считают не все. Случайность или закономерность. Проблема физического наказания детей родилась не сегодня. Но именно сегодня есть все основания вернуться к старой проблеме. Не секрет, что в некоторых семьях главным методом воспитания все же остается битие. Детей бьют руками, ремнем, а в редких случаях избивают до полусмерти из-за какой-то невинной шалости, или из-за того, что их чадо не сделало то, о чем говорили родители. Ситуаций множество. Редко встречаются родители, перед которыми хотя бы раз в жизни не стоял вопрос: бить или не бить своего ребенка. Наказания, конечно, бывают разные, но все же во многих семьях до сих пор «битие определяет сознание».

Ключевые теги: дети, ребенок, детей, семьях, ребенка, битие, воспитания, некоторых, родители, ребенок, просто, власть, чтобы, воспитывает, считают, наказывать, ремнем, жизни, сегодня, авторитет, Своим примером.





  1. ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ:

ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребёнка. Это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.

Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребёнка необходимым количеством пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.

Жестокое обращение с детьми (несовершеннолетними гражданами, от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи), опекунами, попечителями, педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.



Четыре основные формы жестокого обращения с детьми:

  • физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений;

  • сексуальное насилие (или развращение) - вовлечение ребёнка с его согласия и без такого в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды;

  • психическое (эмоциональное) насилие - периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребёнка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

К психической форме насилия относятся:

    • открытое неприятие и постоянная критика ребёнка

    • угрозы в адрес ребёнка в словесной форме

    • замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребёнка

    • преднамеренная физическая или социальная изоляция ребёнка

    • ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний

    • однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребёнка психическую травму.

Пренебрежение нуждами ребёнка – это отсутствие элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

К пренебрежению элементарными нуждами ребёнка относятся:



    • отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;

    • отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребёнок может стать жертвой несчастного случая.


Защита прав и достоинств ребёнка в законодательных актах

Конвенция ООН о правах ребёнка даёт определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст.19), а также устанавливает:

  • обеспечение в максимально возможной степени здорового развития личности (ст.6);

  • защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребёнка, от посягательств на его честь и репутацию (ст.16);

  • обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст.24);

  • признание права каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст.27);

  • защиту ребёнка от сексуального посягательства (ст.34);

  • защиту ребёнка от других форм жестокого обращения (ст.37);

  • меры помощи ребёнку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст.39).

Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность:

  • за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст.106-136);

  • за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст.150-157).

Семейный кодекс РФ гарантирует:

  • право ребёнка на уважение его человеческого достоинства (ст.54);

  • право ребёнка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребёнка (ст.56);

  • лишение родительских прав как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст.69);

  • немедленное отобрание ребёнка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст.77).

Закон РФ «Об образовании» утверждает право детей, обучающихся во всех  образовательных учреждениях, на уважение их человеческого достоинства (ст.5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое насилие над личностью ребёнка (ст.56)

Четыре заповеди мудрого родителя

Ребёнка нужно не просто любить, этого мало. Его нужно уважать и видеть в нём личность. Не забывайте также о том, что воспитание – процесс «долгоиграющий», мгновенных результатов ждать не приходится. Если малыш не оправдывает ваших ожиданий, не кипятитесь. Спокойно подумайте, что вы можете сделать, чтобы ситуация со временем изменилась.

1. Не пытайтесь сделать из ребёнка самого-самого.

Так не бывает, чтобы человек одинаково хорошо всё знал и умел. Даже самые взрослые и мудрые на это не способны. Никогда не говорите: «Вот Маша в 4 года уже читает, а ты?!» или «Я в твои годы на турнике 20 раз отжимался, а ты – тюфяк тюфяком». Зато ваш Вася клеит бумажные кораблики, «сечёт» в компьютере. Наверняка найдётся хоть одно дело, с которым он справляется лучше других. Так похвалите его за то, что он знает и умеет, и никогда не ругайте за то, что умеют другие!

2. Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми.

Воспринимайте рассказ об успехах чужих детей просто как информацию. Ведь вас самих сообщение о том, что президент Уганды (ваш ровесник, между прочим) награждён очередным орденом, не переполняет стыдом и обидой? Если разговор о том, что «Мишенька из 2 подъезда непревзойдённо играет на скрипочке», происходит в присутствии вашего ребёнка, а в ответ похвалиться нечем – лучше всё равно что-нибудь скажите.

3. Перестаньте шантажировать.

Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты…», «Я тебя растила, а ты…». Это, уважаемые родители, на языке Уголовного кодекса называется шантаж. Самая несчастная из всех попыток устыдить. И самая неэффективная. На подобные фразы 99% детей отвечают: «А я тебя рожать меня не просил!»

4. Избегайте свидетелей.

Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребёнок нахамил старику, устроил истерику в магазине), нужно твёрдо и решительно увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните почему так делать нельзя. Вот тут малыша призывать к стыду вполне уместно.

Главное – не забывать, что у всего должна быть мера.



Способы открыть ребёнку свою любовь

Не стремитесь к виртуозному исполнению материнской роли. В общении с ребёнком нет и не может быть запрещённых эмоций, но при одном условии: он не должен сомневаться в безусловности вашей любви. Малыш должен чувствовать, что ваше недовольство, раздражение или гнев вызваны его поступком, а не им самим. Ваш ребёнок не может быть плохим, потому что он ребёнок и потому что он ваш.



Три способа открыть ребёнку свою любовь:

    1. Слово

Называйте ребёнка ласковыми именами, придумывайте домашние прозвища, рассказывайте сказки, пойте колыбельные, и пусть в вашем голосе звучит нежность, нежность и только нежность.

    1. Прикосновение.

Иногда достаточно взять ребёнка за руку, погладить по волосам, поцеловать, чтобы он перестал плакать и капризничать. А потому как можно больше ласкайте своего ребёнка, не обращая внимания на советы многоопытных родителей. Психологи пришли к выводу, что физический контакт с матерью стимулирует физиологическое и эмоциональное развитие ребёнка. Переласкать его, считают психологи, невозможно.

    1. Взгляд.

Не разговаривайте с ребёнком, стоя к нему спиной или вполоборота, не кричите ему из соседней комнаты. Подойдите, посмотрите ему в глаза и скажите то, что хотите


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница