Законы и правила эффективного общения



Скачать 113.18 Kb.
Дата25.04.2016
Размер113.18 Kb.
Законы и правила эффективного общения

Умеете ли вы общаться?

Умеете ли Вы общаться? Умеете ли Вы достигать взаимо­понимания и согласия с другими людьми? Можете ли Вы донести свои мысли, чувства до собеседника? Не возникают ли у Вас про­блемы с окружающими? Насколько комфортно Вы чувствуете себя при общении? Не боитесь ли Вы разговаривать с незнакомыми людьми? Радуетесь ли Вы каждой возможности пообщаться с теми, кто Вам дорог, кого Вы цените и любите, или что-то Вам мешает получать удовольствие от общения?

Наверное, такие и подобные вопросы хоть раз в жизни за­давал себе каждый. Почему же эта сфера нашей жизни так важна для нас, что мы постоянно думаем о ней, переживаем, если что-то в ней неладно, не получается, неудобно - в отношениях с самым до­рогим человеком или вообще с людьми? Учёные давно открыли, что общение относится к фундаментальным потребностям челове­ка, эту потребность считают даже проявлением «свойственного человеку родового качества социальности».

Перед тем как Вы углубитесь в чтение этого раздела, по­пробуйте ответить на ряд вопросов, которые предлагают авторы книги «Умеете ли Вы общаться?» 2. Пусть они помогут Вам ещё раз задуматься над тем, что является самым важным в жизни человека,


  • общением. В одной колонке помещены сами вопросы, а в другой возможные ответы, чтобы Вы смогли сравнить то, как Вам самим хочется ответить, с тем, что можно услышать в подобной ситуации.

  1. Умеете ли Вы общаться? - Да, конечно.

  2. С кем Вы общаетесь чаще всего? - Со своими знакомыми.

  3. С кем Вы не общаетесь? - С незнакомыми.

  4. Для чего Вы общаетесь? - Чтобы поговорить, узнать что-нибудь новое.

  5. Что такое «общение»? — Беседа, разговор.

  6. Сколько времени (примерно, в среднем) Вы общаетесь ежедневно? — Часа два-три. Бывает больше.

  1. Читали ли Вы что-нибудь (в книге, в статье) по поводу общения? Нет, не помню.

  2. Считаете ли Вы, что нужно учиться общению? Или это умение приходит само? - Все общаются без специаль­ного обучения.

  3. Не случалось ли, что Вам трудно было наладить общение с кем-нибудь? — Случалось.

  1. Не случалось ли, что Вас не понимали или понимали неверно? - Ещё бы! Сколько угодно!

  2. Кто виноват в том, что общение не наладилось или прервалось? - Тот, кто не понял меня. С молчунами
    трудно иметь дело.

  3. Считаете ли Вы себя интересным собеседником? – Не мне судить.

  1. Всегда ли Вам есть что рассказать хорошему знакомому? - Не думал об этом. Вероятно.

14. Если Вы встретились с незнакомым, кто обычно начинает разговор - Вы или он? - Когда как. Точно не помню.

15. Допускаете ли Вы, что книга по проблемам общения могла бы Вас заинтересовать? — Допускаю, но не уве­рен.

ВОПРОС: Совпали ли Ваши ответы с данными? Подумай­те и попробуйте порассуждать вслух (или все вместе, в «живой» беседе), что можно рассказать о человеке по его ответам на по­ставленные вопросы.

ЗАДАНИЕ:


Слышачи ли Вы когда-нибудь нечто подобное тому разго­вору между отцом и сыном, который приводит Юлия Борисовна Гиппенрейтер в своей книге «Общаться с ребёнком. Как?» ? Как бы Вы охарактеризовали то, что происходит между этими близ­кими людьми? Достигнуто ли взаимодействие между участниками разговора? Почему не получается их общение? Что и кому нужно исправить в своём поведении, чтобы взаимопонимание состоялось'?

ОТЕЦ. Ты что такой кислый?

СЫН. Да так, делать ничего не хочется.

ОТЕЦ. Пойди погуляй, погода какая хорошая.

СЫН. Нет, гулять не хочу.

ОТЕЦ. Ну, позвони Мише, сыграйте в шахматы.

СЫН. В шахматы надоело, да и Мишка сегодня занят.

ОТЕЦ. Возьми в конце концов книжку!

СЫН. Да ладно, пап, чего ты привязался! Не понимаешь ты меня! (Уходит в другую комнату, закрывает дверь.)

ЗАДАНИЕ:


Подумайте и опишите того человека, с которым Вам хо­чется пообщаться больше всего. Какой он (или она)? Как он дол­жен себя вести? Как и что говорить? Что бы вы ему сказали?

Человеческое общение

Общеизвестно, что язык - средство общения. При этом под словом «общение» понимают просто передачу сообщений, тривиальный обмен информацией. Но общение, по-видимому, шире, че& просто обмен информацией. Вы помахали приятелю рукой - и оь ответил вам тем же; погладили котёнка - и он трётся о ваши йоги. В обоих случаях состоялось общение, но что вы сообщили друг дру­гу? Буквально ничего, разве что дали понять о своём дружелюбном расположении. По мнению американского психолога Эрика Берна, взаимные «поглаживания» - необходимый элемент общения, а само общение - необходимый элемент человеческого существования.

Общение - это обмен действиями, поступками (преподне­сение подарка, угощение, подзатыльник или шлепок), жестами, словами. Слово значительно расширяет возможности общения. Оно позволяет не только удовлетворить любопытство, но и выражать отношение к собеседнику и к происходящему, высказывать свою волю, добиваясь её исполнения другими, т.е. осуществлять речевое воздействие. Язык даёт возможность выразить намерение или мысль более чётко, ясно и определённо, чем мимика или жест. Ре­чевое общение -- это типично человеческая деятельность.

В самом слове «общение» видна связь со словом «общий». Действительно, в общении человек делится своими знаниями, мне­ниями, чувствами, желаниями то, что было «моим», делается «общим».

В общении достигается определённая цель, некоторый об­щий результат. Цель, ради которой совершается речевое действие, называют коммуникативным намерением. Общение не просто взаимодействие, но совместная деятельность - кооперация (от лат. cooperatio - «сотрудничество») для получения определённого ре­зультата.

Усилиями собеседников всегда достигается нечто новое: изменяется ситуация (допустим, мы попросили мороженое - и по­лучили его), изменяется объём знаний или точка зрения (если об­щение было направлено на получение информации), делается но­вый шаг в развитии отношений (создаётся или укрепляется атмо­сфера доверия и взаимопонимания, или же, напротив, отношения изменяются не в лучшую сторону).

Речевое воздействие представляет собой не только эффект коммуникации, но и науку об эффективном общении.

Какое же общение можно считать эффективным? Видимо, такое, как считает Иосиф Абрамович Стернин , которое ведёт к достижению цели.

Эффективное речевое воздействие позволяет говорящему достичь поставленной цели. При этом цели в общении могут быть разными.

1. Информационная цель - донести информацию до собе­седника и получить подтверждение, что она получена.

2. Предметная цель - получить что-либо, узнать, изменить в поведении собеседника.

3. Коммуникативная цель - сформировать определённые отношения с собеседником. Можно выделить следую­щие разновидности коммуникативной цели: установить контакт, развить контакт, поддержать контакт, возоб­новить контакт, завершить контакт.

Эффективное речевое воздействие - это такое речевое воз­действие, которое позволяет говорящему достичь поставленной цели (или целей) и сохранить баланс отношений с собеседником (коммуникативное равновесие), то есть остаться с ним в нормаль­ных отношениях, не поссориться.

Рассмотрим некоторые коммуникативные ситуации. Ситуация 1.

-Передайте, пожалуйста, соль!

- Пожалуйста!



Информационная

+

Предметная

+

Коммуникативная

+

Ситуация 2.

-Передайте, пожалуйста, соль!

-Простите, здесь соли нет.



Информационная

+

Предметная

-

Коммуникативная

+

Ситуация 3.

- Дайте соль!

- А почему так грубо?

Информационная

+

Предметная

-

Коммуникативная

-

Ситуация 4.

-Передайте, пожалуйста, соль!

- Что?

Информационная

-

Предметная

-

Коммуникативная

-

Ситуация 5.

- Передайте, пожалуйста, соль!

- На!

Информационная

+

Предметная

-

Коммуникативная

+

Эффективно воздействие в том случае, если достигнуты все три цели (ситуация 1). Но так бывает, как видим, не всегда. В том случае, если не достигнута информационная цель (вас не поняли), эффективность речевого воздействия всегда равна нулю. Отсюда вывод: надо говорить чётко и понятно. Если не достигнута коммуникативная цель (отношения не сохранены, нарушены, собеседник обиделся), то такое воздействие также неэффективно, поскольку сохранение коммуникативного равновесия - одно из условий эффективности речевого воздействия. А вот если предметная цель не достигнута, речевое воздей­ствие может иногда оказаться эффективным: если цель не достиг­нута по объективным причинам (соли физически нет на столе), но при этом коммуникативное равновесие сохранено (ситуация 2). А если мы достигли предметной и информационной цели, но не достигли коммуникативной (ситуация 5), в таком случае ре­зультат есть - соль мы получили, но нормальных отношений с со­беседником не установили. Такое речевое воздействие целесооб­разно назвать результативным, но неэффективным (так как второе правило - коммуникативное равновесие — не соблюдено). Таким образом, эффективное и результативное речевое воздействие - раз­ные вещи.

В остальных случаях недостижение предметной цели сви­детельствует о неэффективности речевого воздействия: значит, мы что-то сделали неправильно - не так попросили, не те приемы ис­пользовали, не учли какие-то законы общения и т.д.

ВОПРОС: Каковы, по Вашему мнению, цели и задачи человеческого общения? Зачем людям нужно общение? Какие цели и задачи мо­жете ставить перед собой Вы в общении с родителями (с мамой, с папой, с бабушкой, с дедушкой и т.д.), с друзьями, с однокурсника­ми, с прохожими на улице?

ЗАДАНИЕ: Юлия Борисовна Гиппенрейтер в своей книге «Общаться с ребёнком. Как?» приводит ряд родительских высказываний, демон­стрирующих ошибочное речевое поведение взрослых. Попытайтесь определить, в чём состояла ошибка в каждом случае. В ключе по­сле задания перечислены типичные ошибки взрослых (их коммуни­кативные намерения), что поможет Вам справиться с заданием.

ДОЧЬ. Никогда не пойду больше к зубному!

МАТЬ. Не выдумывай, на завтра у нас талончик, надо до­лечивать твой зуб. (1)

ДОЧЬ. Я больше не выдержу. Знаешь как было больно! МАТЬ. Не умерла же. В жизни часто приходится терпеть. А не будешь лечить, останешься без зубов. (2)

ДОЧЬ. Тебе хорошо говорить, тебе так не сверлили! И во­обще ты меня не любишь!

СЫН. Представляешь, я пропустил две последние трени­ровки, и тренер продержал меня сегодня в запасе.

МАТЬ. Ну, ничего, кому-то там тоже надо сидеть, не ты, так другой мальчик; а потом - сам виноват. (3)

СЫН. Пусть другой сидит, а я не хочу. Это ведь несправед­ливо: Петров слабее меня, а его поставили играть!

МАТЬ. Откуда ты знаешь, что он слабее? (4)

СЫН. Знаю! Я один из лучших в команде.

МАТЬ. Я бы на твоём месте так не заносилась, надо быть более скромным. (5)

СЫН (с досадой). Да что с тобой говорить, не понимаешь ты...

Девочка пяти лет - отцу (плачет): Посмотри, что он (брат двух с половиной лет) сделал с моей куклой! Нога теперь болтается.

ПАПА. Да, действительно. А как это случилось? (6)

ДОЧЬ. Откуда я знаю! Моя ку-у-колка!

ПАПА. Ну успокойся. Давай что-нибудь придумаем. (7) ДОЧЬ. Не MOiy-y успокоиться, ку-у-колка моя...

ПАПА (радостно). О, я придумал! Представь себе, что она попала в аварию и стала инвалидом; симпатичный такой инвалидик. (Улыбается.) (8)

ДОЧЬ (плачет сильнее). Не хочу представля-я-ть... Не смейся. Я убью его в следующий раз!

ПАПА. Что ты такое говоришь?! Чтобы я никогда таких слов не слышал! (9)

ДОЧЬ. Ты плохой, я пойду к маме. Ма-а-ам, посмотри...

Ключ:


  1. Приказ.

  2. Доводы, угроза.

  3. Увещевание, критика.

  4. Вопрос.

  5. Совет, критика.

  6. Выспрашивание.

  7. Увещевание.

  8. Совет, подшучивание.

  9. Нравоучение, угроза.

ЗАДАНИЕ:

А вот ещё несколько примеров «взрослых» высказываний из книги «Общаться с ребёнком. Как?». Определите коммуникатив­ные намерения их авторов и сравните с данными в ключе после за­дания.

  1. Сейчас же всё снимай!

  2. Знаю твои «нечаянно», сам нарочно залез!

  3. Сколько раз тебе говорила: гуляй осторожно!

  4. Ещё одно такое «нечаянно» - и неделю будешь си­деть дома!

  5. Ты пойди завтра к ней и выясни, за что она сердится.

  6. Ну конечно, ведь ты у нас сама «святая невинность».

  7. Что ты говоришь? Ты должен уважать старших!

  8. Как это ни за что? Что ты опять натворил?

  9. Пустяки, не обращай внимания!

  10. Разбирайтесь сами, у меня от вас голова кругом идёт! :

  11. Тебе вечно всё не так. Что нам теперь - на цыпочках ходить?

  12. Придумай, как его отвлечь: ведь ты у нас такая сообразительная.

Ключ:

(1) Приказ.



  1. Догадка, предположение.

  2. Нотация.

  3. Угроза.

  4. Совет.

  5. Высмеивание.

  6. Чтение морали.

  7. Выспрашивание.

  8. Уговоры.

(10) Уход от разговора.
(П) Критика.

(12) Совет, похвала.

ЗАДАНИЕ:

Ниже приводятся два примера успешного общения между взрослым и ребёнком. Определите, какова причина (психологиче­ская, речевая) такого чрезвычайно эффективного взаимодействия (и воздействия).

Мама укладывает Серёжу спать, мальчик капризничает.

СЕРЁЖА. Не буду, не хочу спать. (Пауза.) Когда папа приедет? Я устал его ждать! (Папа в длительной командировке и приедет не скоро.)

МАМА. Ты очень соскучился.

СЕРЁЖА. Да, очень. Уже больше не могу...

МАМА. Я тоже скучаю. Давай вообразим, что папа приез­жает. Как это будет?

СЕРЁЖА (оживляясь). Он нам звонит с вокзала и говорит: «Я уже здесь, скоро буду у вас!»

МАМА. Да, мы очень обрадовались, начинаем наводить порядок...

СЕРЁЖА. Нет, порядок мы уже навели, и ты уже испекла пирог.

МАМА. Да, конечно. Мы начинаем накрывать на стол, ста­вить пирог, тарелки и чашки.

СЕРЁЖА. Я достаю из «Гаража» свою новую машинку и ещё альбом, где рисовал танки.

МАМА. Вот слышим шаги у двери, звонок...

СЕРЁЖА. Я бегу открывать - папа!!! Он смеётся, поднимает меня на руки...

Разговор продолжается ещё несколько минут, после чего мальчик засыпает с улыбкой на лице.

Другой пример - на тему, многим знакомую.

ЛЕНА. Пап, я хочу шоколадку, купи-и-и.

ПАПА. По-моему, мама тебе уже вчера покупала.

ЛЕНА. Одну, и то маленькую.

ПАПА. А ты хочешь много.

ЛЕНА. Да, много-много!

ПАПА. Десять штук, а лучше пятьдесят!

ЛЕНА (подхватывая игру). Нет, сто, тысячу!!!



ПАПА. Мы покупаем тысячу шоколадок, нагружаем Павликову коляску и везём домой.

ЛЕНА (смеётся). Все удивляются: «Откуда у вас столько шоколада?». Собирается много детей, и мы начинаем всех угощать!


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница