Закона «Об образовании в рф»



Дата21.05.2016
Размер122 Kb.
ТипЗакон
Преемственность образовательных программ дошкольного и начального образования

(Некоторые аспекты реализации Закона «Об образовании в РФ»)



Гульназ ХАМИТОВА,

зав.кафедрой начального и дошкольного образования ИРО РТ, доцент, кандидат педагогических наук

Одной из серьезных проблем российского образования является фактически автономное существование дошкольного и начального уровней общего образования. Переходя с одного уровня на другой, ребенок каждый раз начинает все сначала, ощущая при этом нехватку достаточных знаний и умений. Как следствие, возникает проблема адаптации, трудности в обучении, и в результате фиксируется снижение качества образования.

Полноценное развитие личности ребенка может быть обеспечено в процессе осуществления преемственности образования на разных уровнях. Большой Энциклопедический словарь определяет понятие преемственности следующим образом: «Преемственность ‒ связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы». В этом определении особенно важно обратить внимание на то, что сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого является основой развития.

Согласно статье 63 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (далее ‒ Закон «Об образовании в РФ») образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования должны быть преемственными. Основанием для реализации принципа преемственности являются федеральные государственные образовательные стандарты (далее ‒ ФГОС). Стандарты дошкольного и начального образования в обязательном порядке определяют необходимость реализации преемственности на данных уровнях. Так, ФГОС НОО прямо указывает, что стандарт направлен на обеспечение преемственности основных образовательных программ. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который также предполагает обеспечение преемственности дошкольного начального, основного, среднего образования (п. 6, 7 Приказа МОиН РФ от 6.10.2009 г. №373).

Во ФГОС дошкольного образования указано ‒ «Стандарт направлен на решение следующих задач: 3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее ‒ преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования)» (п.1.6. Приказа МОиН РФ от 17.10.2013 г. №1155).

Для реализации на практике данных положений Закона «Об образовании в РФ» и ФГОС возникает потребность анализа педагогических основ и организационных условий реализации принципа преемственности в современных условиях дошкольного и начального образования.

В соответствии со статьей 64 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№273-ФЗ от 29.12.2012 г.) на дошкольном уровне обеспечивается «…разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности». Задача начальной школы определяется Федеральным законом, как «…формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни)» (ст. 64 Закона «Об образовании в РФ»).

Инструментом реализации указанных целей выступает образовательная программа. В соответствии со статьей 2 Закона «Об образовании в РФ» «образовательная программа ‒ комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов». Статья 12 уточняет это понятие «Образовательные программы определяют содержание образования» и указывает, в частности, на то, что «образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования». Разрабатывая образовательные программы, организации также опираются на п.2 статьи 28 Закона «Об образовании в РФ» ‒ «образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам».



Вышеперечисленная нормативная база позволяет нам определить возможные пути решения проблемы преемственности на уровне целеполагания и содержания образования, форм организации и видов деятельности, а также психолого-педагогических условий.

Целевые ориентиры системы

дошкольного образования

Целевые установки системы

начального образования

Владение основными культурными способами деятельности, проявление инициативы и самостоятельности в игре, общении, конструировании и других видах детской активности; выбор рода занятий, участников по совместной деятельности; положительное отношение к миру, другим людям и самому себе; активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, участие в совместных играх; способность договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватное проявление своих чувств, в том числе чувства веры в себя

Формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; уважения к окружающим ‒ умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников; принятие и уважение ценностей семьи и образовательной организации, коллектива и общества и стремления следовать им; ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения

Владение разными формами и видами игры, различение условной и реальной ситуации, выполнение игровых правил; достаточный уровень владения устной речью, высказывание своих мыслей и желаний, использование речи для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построение речевого высказывания в ситуации общения, выделение звуков в словах, предпосылки грамотности;развитие крупной и мелкой моторики; проявление любознательности, склонность к наблюдению, экспериментированию, построению смысловой картины окружающей реальности, обладание начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет

Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке)

Способность к волевым усилиям, следование социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, соблюдение правил безопасного поведения и личной гигиены; способность к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности

Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации; формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей, жизненного оптимизма; формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей

Дошкольный уровень общего образования

Начальный уровень общего образования

Принципы

Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду; личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников организации) и детей; уважение личности ребенка; реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка

Признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся; учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения

Содержание

Образовательные области: социально-коммуникативная, познавательная, речевая, художественно-эстетическая, физическая

Междисциплинарная программа «Формирование универсальных учебных действий», предметные области «Филология», «Математика и информатика», «Окружающий мир» «Искусство», «Технология», «Физическая культура», «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Формы организации образовательного процесса

совместная деятельность детей;

‒ деятельность ребенка и взрослого;

‒ самостоятельная деятельность


‒ совместная деятельность детей;

‒ деятельность ребенка и взрослого;

‒ самостоятельная деятельность


Виды деятельности

‒ игровая;

‒ коммуникативная;

‒ познавательно-исследовательская;

‒ восприятие художественной литературы и фольклора;

‒ самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование;

‒ изобразительная и музыкальная;

‒ двигательная


‒ учебная;

‒ внеурочная;

учебно-исследовательская;

проектная;

‒ речевая;

‒ читательская



Психолого-педагогические условия

‒ личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми;

‒ ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности;

‒ создание развивающей образовательной среды;

‒ сбалансированность репродуктивной и продуктивной деятельности;

‒ участие семьи;

‒ профессиональное развитие педагогов



‒дифференциация и индивидуализация обучения;

‒ преемственность содержания и форм организации образовательной деятельности по отношению к дошкольному образованию с учетом специфики возрастного психофизического развития обучающихся;

‒ формирование и развитие психолого-­педагогической компетентности участников образовательных отношений; 

‒ вариативность направлений и форм, а также диверсификация уровней психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений



Преемственные связи в реализации целей, задач и содержания дошкольного и начального образования широко представлены в различных авторских образовательных программах. Например, образовательная система «Алгоритм успеха»: программы «Тропинки», «Предшкольная пора», «Начальная школа XXI века», представляемые издательским центром «ВЕНТАНА-ГРАФ». Основная образовательная программа дошкольного образования «Тропинки» определяет содержание и организацию образовательной деятельности детей от 3 до 7 лет. Программа образования детей старшего дошкольного возраста «Предшкольная пора» предназначена для подготовки к школе детей, не посещавших детский сад. Программа обучения младших школьников «Начальная школа XXI века», обеспечивает преемственность с основными образовательными программами дошкольного и основного общего образования.

Концепция программы дошкольного образования «Преемственность» рассматривает дошкольное и начальное обучение в системе непрерывного образования, позволяет обеспечить психическое и физическое развитие детей на том уровне, который необходим для их успешного включения в учебную деятельность и дальнейшего обучения в начальной школе по программе «Школа России» (издательство «Просвещение»).

Программа дошкольного образования «Планета знаний ‒ детям. Ступеньки к школе» способствует формированию всех школьно-значимых функций у дошкольников и успешной их адаптации при переходе на уровень начального образования по программе «Планета знаний» (издательство «Астрель»).

Таким образом, соблюдение норм статьи 63 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» о преемственности образовательных программ способствует повышению эффективности и качества общего образования.



Литература

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014 г., с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации: Режим доступа: pravo.gov.ru.

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013 г., регистрационный №30384).

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373 (ред. от 29.12.2014) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г., регистрационный №15785).

4. Письмо Минобрнауки России «Комментарии к ФГОС ДО» от 28 февраля 2014 г. №08-249 // Вестник образования. – 2014. – Апрель. – № 7.

5. Реестр примерных основных общеобразовательных программ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fgosreestr.ru/

6. Навигатор образовательных программ дошкольного образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://Navigator.firo.ru.

7. Реализация Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://273-фз.рф/

8. Архипова С.В. Преемственность в образовании: социологический анализ: диссертация ... кандидата социологических наук: 22.00.06 / [Место защиты: Ур.гос.ун-т им.А.М.Горького]. Екатеринбург, 2009. 165 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-22/265

9. Большой Энциклопедический словарь. 2000.

10. Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.vgf.ru/

11. Издательство «Астрель» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.planetaznaniy.astrel.ru



12. «Просвещение» — издательство. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.prosv.ru
Каталог: wp-content -> uploads -> 2016
2016 -> «Из опыта работы по внедрению фгос»
2016 -> Вопросы по отечественной истории для студентов очного и заочного отделений
2016 -> Конспект занятия «Уроки доброты»
2016 -> Отчет по результатам аналитического исследования российской и зарубежной практики профессиональной и социально-бытовой поддержки и закрепления международных специалистов различных категорий в высшем учебном заведении
2016 -> Программа по курсу внеурочной деятельности «Практикум общения «Я и мои друзья»
2016 -> Как надо вести себя родителям с единственным ребенком Заботиться и опекать, но не до безрассудства
2016 -> 1 Пояснительная записка 1 Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы 6 Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы 11 Содержательный раздел
2016 -> «Музыкальное воспитание детей»
2016 -> А. С. Пушкина» Фонд «Духовно-нравственное просвещение» имени А. И. Петрова омские епархиальные кирилло-мефодиевские чтения сборник статей Омск 2015


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница