Закон РФ «Об образовании» На сегодняшний день система образования в России представляет собой многоуровневую, многоаспектную систему, характеризуемую следующими показателями(1)



Скачать 42.68 Kb.
Дата20.05.2016
Размер42.68 Kb.
ТипЗакон
Раздел 2. Государственная политика в области образования
2.1 Управление образованием, педагогический менеджмент на современном этапе

В основе управления системой образования лежит Закон РФ «Об образовании»

На сегодняшний день система образования в России представляет собой многоуровневую, многоаспектную систему, характеризуемую следующими показателями(1):

Система образования включает в себя:

1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных видов, уровня и (или) направленности;

2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

2. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

3. Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.

4. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование.

5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование - бакалавриат;

3) высшее образование - специалитет, магистратура;

4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

6. Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

7. Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.

В системе образования закреплены направления среднего профессионального образования, направлении и специальностей высшего профессионального образования.

Для современного состояния управления системой образования наиболее яркой чертой является процесс децентрализации.

Принципиально новым инструментом управления в сфере образования для современной России явились договоры между Министерством образования и науки и субъектами РФ. Делегирование полномочий и ответственности на региональный уровень предполагает чёткое разделение обязанностей между различными уровнями власти и установление реального соответствия между возлагаемый на определённый орган управления ответственностью и теми материально-финансовыми ресурсами, которыми он располагает. В последние годы наблюдается тенденция роста региональной составляющей в финансировании образования.

Одной из отличительных особенностей развития современной системы образования является переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Основная идея государственно-общественного управления образованием состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить учителям, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержании, форм и методов организации учебного процесса, в выборе различных типов образовательных учреждений. Выбор личностью прав и свобод делает человека не только объектом образования, но и активным субъектом, самостоятельно определяющим свой выбор из широкого спектра образовательных программ, учебных заведений, типов отношений.

Одним из важнейших показателей усиления общественного характера управления образованием является разгосударствление системы образования и диверсификация образовательных учреждений.

Особенностью образовательного учреждения на современном этапе является то обстоятельство, что являясь некоммерческой организацией, образовательное учреждение согласно Закону РФ «Об образовании» может осуществлять (что на практике и осуществляется) практически любую предпринимательскую, то есть коммерческую деятельность. Термин «некоммерческая» относится к организациям, не ставящим своей главной целью получение прибыли от осуществления своей деятельности. Наряду с этим может получать прибыль.

В условиях реформирования образования и поисков новых способов финансирования образовательных учреждений нормативно-правовая база, регулирующая деятельность образовательных учреждений по оказанию платных дополнительных образовательных услуг, активно формируется на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, а также непосредственно в образовательном учреждении в виде Устава учреждения и локальных нормативных актив. Права и обязанности потребителей платных образовательных услуг в настоящее время чётко определены действующим законодательством, в частности Законом РФ «О защите прав потребителей».



Образовательные учреждения независимы в своей деятельности (глава 1 Закона РФ «Об образовании»): самостоятельны в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, осуществлении научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах законодательства РФ, типового положения образовательного учреждения и его Устава.

Сегодня мир живет в период перехода общественного сознания к тезису непрерывное образование в течение всей жизни. Причем следует отметить, что, по многим экспертным оценкам, период существенного обновления знаний в современной науке и практике соответствует примерно 3-5 годам. Этот ориентир показывает, что нельзя один раз получить даже очень хорошее образование, достаточное для всей жизни. Багаж знаний специалиста должен обновляться практически непрерывно, даже если он работает в одной и той же области(2).

Новые информационные технологии послужили основой концепции открытого образования, с широким набором профилированных программ и факультативов, с возможностью персонального выбора. По мнению ряда экспертов в XXI веке публичное образование будет более индивидуализированным, будет меньше привязано к конкретному месту и расписанию, акцент будет сделан именно на электронном образовании.

В области развития информационной среды образования необходимо решать следующие задачи(3):

1. Распространение современных электронных средств обучения, интеграция их с традиционными учебными пособиями.

2. Организация электронных библиотек и обеспечение доступа к размещенным в них образовательным ресурсам.

3. Развитие единой телекоммуникационной образовательной сети в регионах и городах.

4. Развитие системы повышения квалификации педагогических кадров, системы подготовки и переподготовки специалистов в области информационно-коммуникационных технологий.

5. Создание сервисных служб, осуществляющих обслуживание программно-аппаратных информационных средств образовательных учреждений разного уровня.

6. Мониторинг информационных ресурсов региона, города.

7. Организация системы открытого образования, включая интерактивные дистанционные технологии.

8. Создание центров информационной и научно-методической поддержки учебного процесса.

Источники:

(1)Захарчук Л.А. Экономика образовательных учреждений: учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. –(Профессиональное образование). – С.12

(2)Кроль В.М., Сотникова Е.Д., Сивергин М.Ю. TV-обучение: история и неизбежность взрывного» роста // Образование и общество [научный, информационно-аналитический журнал] – Режим доступа: http://education.rekom.ru/6_2007/51.html

(3)Информационная среда науки и образования // Экономика и образование сегодня [Электронный ресурс]: Ежеквартальный журнал об образовании и науке – Режим доступа: http://www.eed.ru/about/


2.2 Менеджмент глобальных образовательных процессов
1. Всемирная декларация о Высшем образовании

2. Болонский процесс

2.1. Болонский процесс

2.2. Дескриптор

2.3. Европейская ассоциация по обеспечению качества высшего образования (ENQA)

2.4. Официальное, неофициальное и неформализованное образование

3. Европейская ассоциация учреждений высшего образования

4. Европейская ассоциация университетов

4.1. Европейская ассоциация университетов (ЕАУ)

4.2. Национальные союзы студентов в Европе (ЕSIB)
1. Всемирная декларация о Высшем образовании

Во Всемирной декларации о высшем образовании для XXI в., опубликованной ЮНЕСКО, определены задачи высшего образования:

1. обеспечить подготовку высококвалифицированных специалистов и ответственных граждан, способных удовлетворять не только свои личные, но и социальные потребности во всех сферах человеческой деятельности путем предоставления им возможности приобретать соответствующую квалификацию (включая профессиональную подготовку), сочетающую знания и навыки высокого уровня; использовать для такой подготовки курсы и учебные программы, постоянно адаптируемые к современным и будущим потребностям общества;

2. предоставить возможность получения высшего образования и последующего обучения на протяжении всей жизни; обеспечить учащимся оптимальные возможности выбора и придать гибкий характер началу и прекращению получения высшего образования в рамках этой системы; предоставить возможность для индивидуального развития и социальной мобильности с целью воспитания в духе гражданственности и подготовки к активному участию в жизни общества, к расширению мировоззрения в условиях глобализации, а также с целью создания эндогенного (духовного) потенциала и укрепления прав человека, поддерживающего развитие демократии и всеобщего мира в духе справедливости;

3. развивать и распространять знания путем исследовательской деятельности и в качестве одной из услуг, предоставляемых обществу, обеспечить это общество необходимыми знаниями, чтобы содействовать его культурному, социальному и экономическому развитию, поощряя и развивая исследования в сфере естественных наук, технологии, социальных и гуманитарных наук, а также развивая творческую деятельность в сфере искусства;

4. содействовать пониманию, интерпретации, сохранению, расширению, развитию и распространению национальных и региональных, международных и исторических культур в условиях плюрализма и разнообразия в сфере культуры;

5. защищать и укреплять общественные ценности, воспитывая молодежь в духе приверженности к тем ценностям, которые составляют основу демократического общества, критически, но непредвзято анализируя стратегические направления и перспективы развития гуманизма;

6. развивать и совершенствовать образование на всех его уровнях, в том числе подготавливая преподавателей.



2. Болонский процесс

2.1. Болонский процесс

2.2. Дескриптор

2.3. Европейская ассоциация по обеспечению качества высшего образования (ENQA)

2.4. Официальное, неофициальное и неформализованное образование

Экономические успехи развитых стран связаны с высокой эффективностью системы образования. Сегодня практически во всех странах мира высшее образование переживает период реформ. Эти изменения следует рассматривать как свидетельство того, что на современном этапе без подготовки специалистов высокой квалификации или без научно-исследовательской работы в области высшего образования ни одна страна не сможет обеспечить развитие инновационного предпринимательства, отвечающего потребностям постиндустриального общества.



2.1. Болонский процесс

Начало Болонскому процессу было положено подписанием Болонской декларации в 1999 году в итальянском городе Болонье. В декларации были сформулированы основные цели, ведущие к достижению сопоставимости и, в конечном счете, гармонизации национальных образовательных систем высшего образования в странах Европы. Основные идеи Болонской декларации исходят из Великой хартии университетов – Magna Charta Universitatum (Болонья, 1988 г.) и Сорбоннской декларации (Париж, 1998 г.). Российская Федерация присоединилась к Болонскому процессу в 2003 г. на Берлинской Конференции министров образования стран Европы. В 2006 году Болонский процесс объединяет уже 45 стран.

Главной целью Болонского процесса является построение к 2010 г. Европейского пространства высшего образования (ЕПВО). Создание ЕПВО предполагает:

1) введение трехуровневой системы высшего профессионального образования (циклы обучения);

2) введение в практику Приложений к диплому о высшем образовании, аналогичных европейскому Приложению к диплому;

3) развитие академической мобильности студентов и преподавателей;

4) введение стратегии интернационализации высшего образования посредством реализации профессиональных образовательных программ, предлагаемых на разных языках;

5) улучшение обслуживания студентов в период их адаптации в другом вузе;

6) специализацию деятельности вузовских международных служб с учетом положений Болонской декларации;

7) проведение маркетинговых исследований в области высшего образования. Кроме того, создание общеевропейского образовательного пространства предусматривает:

8) организацию рынка образовательных услуг;

9) признание квалификаций выпускников;

10) сопоставимость требований европейской системы обеспечения качества образовательных учреждений, а также образовательных программ вузов;

11) развитие внутривузовских систем контроля качества образования;

12) привлечение к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей. Построение ЕПВО также означает, что каждый из трех циклов обучения имеет функцию подготовки студента к рынку труда (профессиональная подготовленность к рынку труда).

К настоящему времени принято говорить о 10-ти позициях Болонского процесса: к ранее сформулированным добавляются введение аспирантуры в общую систему высшего образования (в качестве третьего уровня), придание «европейского измерения» высшему образованию (его ориентация на общеевропейские ценности) и повышение привлекательности, конкурентоспособности европейского образования, реализация социальной роли высшего образования, его доступность, развитие системы дополнительного образования (так называемое «обучение в течение жизни»). Кроме того, в настоящее время становится все более принятым говорить об общеевропейском образовательном и исследовательском пространстве (Европейское пространство научных исследований).



Реальной проблемой во многих странах Болонского процесса для оценки данного вида обучения является проблема официального признания документов об образовании. С ней сталкиваются в первую очередь обучающиеся, которые хотели бы получить признание обретенных ими знаний, умений и компетенций вне стен образовательных учреждений. Сегодня еще не сформированы структуры, имеющие полномочия определять результаты обучения и устанавливать количество переводных зачетных единиц (система зачетных единиц/система кредитов). Как известно, такими правами в Европе наделены университеты и другие высшие учебные заведения.

Понятие европейского измерения рассматривается во взаимосвязи с разработкой общих или соответственно интегрированных образовательных программ. Такие программы, предлагаемые университетами разных стран, должны привести к возможности получения студентами совместных степеней/совместных дипломов (выдаче двух дипломов). Российские учреждения высшего образования используют в своей практике положения и рекомендации Лиссабонской конвенции ЮНЕСКО и Совета Европы о признании двойных степеней.

Профессиональные образовательные программы европейской направленности сегодня реализуются во многих университетах РФ. Прежде всего, это касается таких предметных областей, как экономика, юриспруденция, культурология, социология, связи с общественностью, иностранные языки и другие.



ECTS была введена в 1989 г. в рамках программы ERASMUS/SOCRATES как система перезачета объема изученного студентом материала и сроков обучения. Система ECTS служит основой для введения систем зачетных единиц на институциональном, региональном, национальном и европейском уровнях. ECTS представляет собой общую трудоемкость студента, необходимую на освоение программы и получения соответствующих компетенций (компетентностный подход) и результатов обучения. Кредиты количественно отражают работу студента для освоения каждого блока дисциплин относительно общей трудоемкости, необходимой для освоения программы в течение академического года в вузе.

В высшем образовании существуют различные по формату курсы/блоки дисциплин. В европейском контексте уделяется большое внимание разработке модулей, курсов и учебных планов с европейским содержанием, ориентацией или организацией. Термины Блоки дисциплин/блоки курсов и модуль часто используются как синонимы.

Список курсов или модулей курса, которые студент планирует изучить, содержится в договоре на обучение. Для каждого курса/модуля указывается название, кодовый номер и количество переводных зачетных единиц. При этом договор подписывается тремя сторонами: студентом, официальным лицом посылающего на обучение студента вуза, и официальным лицом принимающего учебного заведения. Договор на обучение и официально заверенные результаты обучения гарантируют полное признание прослушанных студентом курсов в другом вузе. В случае изменения условий обучения договор сразу же обновляется.

В понятие общей трудоемкости входят: лекции, практические занятия, семинары, учебные практики, самостоятельная работа студента в библиотеке или дома, подготовка к сдаче экзаменов. В ECTS один академический год обучения на очном отделении соответствует 60 кредитным единицам, семестр – 30, а триместр – 20. За один академический год студент очной формы обучения осваивает приблизительно 1500-1800 часов общей трудоемкости образовательной программы, что в среднем составляет 40 недель обучения по 40 часов еженедельно. В настоящее время ECTS развивается как система накопления зачетных единиц наряду с их перезачётом (взаимозачет и накопление зачетных единиц/перезачет и накопление кредитов). Так как между ECTS и Приложением к диплому имеется прямая взаимосвязь, то их введение должно быть одновременным.



Одним из основных документов ECTS является информационный пакет/каталог курсов, регулярно издаваемый в каждом вузе, где используется ECTS на национальном и английском языках. Размещают информационный пакет курсов либо на веб-сайте вуза, или/и на бумажном носителе в виде одного или более буклетов. Каждый университет самостоятельно выбирает формат пакета и принимает решение относительно того, издавать ли его отдельным буклетом или же по частям.

Информационный пакет содержит три раздела: информация о вузе, информация о программах обучения, общая информация для студента.

Информация о вузе включает фактический адрес, академический календарь, руководство вуза, список предлагаемых программ обучения, правила приема, процедуры регистрации, наиболее важные правила внутреннего распорядка, а также координатора ECTS в вузе.

Информация о программах обучения включает общее описание (присваиваемые квалификации, требования при зачислении на курс, итоговая аттестация, система оценок знаний студентов, координатор ECTS на факультете), а также описание каждого курса в отдельности (шифр курса, срок обучения, число присваиваемых кредитов, программы учебных дисциплин, рекомендуемая литература, методические материалы, программы практик, список факультативных дисциплин и дисциплин по выбору, график учебного процесса, расположение учебных зданий и маршруты движения к ним, расписание занятий по семестрам, сведения о профессорско-преподавательском составе, тематика рефератов, курсовых работ, выпускных квалификационных работ, язык обучения).

Общая информация для студента включает: стоимость обучения, условия проживания, медицинская служба, вопросы страхования и финансовой поддержки, международные программы и языковые курсы, а также практическая информация для зарубежных студентов, обучающихся в рамках академической мобильности.
2.2. Дескриптор

Лиссабонская конвенция о признании (Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в европейском регионе) была принята 11.4.1997 г. в Лиссабоне. Она предусматривает создание целостной и согласованной структуры признания соответствующих квалификаций в рамках системы высшего образования. Лиссабонская конвенция о признании заменяет целый ряд предыдущих документов и направлена на формирование правовой базы для регулирования признания квалификационных документов. Конвенция была разработана при активном участии Совета Европы и ЮНЕСКО.

В Конвенции разработаны основные положения, касающиеся разных аспектов признания квалификационных документов: 1) признание квалификаций, дающих доступ к высшему образованию; 2) признание периодов обучения; 3) признание квалификаций высшего образования; 4) признание квалификаций, обладателями которых являются беженцы, перемещенные лица и лица, находящиеся на положении беженцев.

На Конференции в Бергене (2005 г.) были одобрены документы, развивающие положения Лиссабонской конвенции о признании, и выражены призывы к правительствам всех стран признавать двойные дипломы (совместные дипломы/совместные степени), выданные в двух или более странах Европейского пространства высшего образования.

Российская Федерация относится к странам, подписавшим Лиссабонскую конвенцию о признании. Конвенция рассматривает право на образование в качестве одного из прав человека и придает ему большое значение в качестве фактора расширения и развития знания, а также в качестве исключительно ценного научного достояния, как для отдельного человека, так и для общества в целом.

Сопоставление различных систем сертификации облегчается системой дескрипторов, которая является инвариантной, то есть не привязанной к конкретному образовательному контексту. В Болонском процессе рассматриваются Дублинские дескрипторы для квалификаций/степеней высшего образования: 1) квалификации, означающие завершение сокращенного цикла высшего образования (в рамках первого цикла/ступени/степени/уровня); 2) квалификации, означающие завершение первого цикла; 3) квалификации, означающие завершение второго цикла; 4) квалификации, означающие завершение третьего цикла.

В Российской Федерации понятие дескриптор используется применительно к компетентностной модели (компетентностный подход) бакалавра и магистра в ФГОС ВПО нового поколения. В структуре стандарта заложены как инвариантные к области деятельности дескрипторы, так и специальные. В отличие от характерной для действующих государственных образовательных стандартов квалификационной модели компетентностная модель специалиста, ориентированная на сферу профессиональной деятельности, менее жестко привязана к конкретному объекту и предмету труда.

Таким образом, компетентностный подход – это метод моделирования результатов обучения и их представления как норм качества высшего образования. Под результатами понимаются наборы компетенций, включающие знания, понимание и навыки обучаемого, которые определяются как для каждого модуля программы, так и для программы в целом. Создание сопоставимой системы степеней требует изменения всей парадигмы высшего образования, в том числе изменения методов обучения, процедур и критериев оценки, способов обеспечения качества образования. Разработка содержания квалификаций в терминах компетенций и результатов обучения решает задачу выработки общеевропейского консенсуса в определении степеней с точки зрения того, что выпускники должны уметь делать по завершении обучения. Преимущество компетентностного подхода заключается в том, что он позволяет сохранять гибкость и автономию в структуре и содержании учебного плана.

Компетентностная модель специалиста представляет собой описание того, каким набором компетенций должен обладать выпускник вуза, к выполнению каких функций он должен быть подготовлен и какова должна быть степень его готовности к выполнению конкретных обязанностей.

В Российской Федерации в настоящее время разработаны компетентностные модели бакалавра и магистра. Суть заключается в том, что компетенции бакалавра по специальности состоят из компетенций инвариантных к области деятельности и специальных.

Так, инвариантными к области деятельности являются социально-личностные, общенаучные, общепрофессиональные, экономические и организационно-управленческие компетенции, а специальные компетенции разрабатываются применительно к области деятельности для конкретных направлений и специальностей.

Структура квалификаций в Европейском пространстве высшего образования включает три ступени: бакалавр, магистр, аспирантура. При этом каждая конкретная страна может вводить присущие ее национальному образовательному контексту иные квалификации/степени. Каждая степень описывается с помощью соответствующих дескрипторов, а также в общем количестве переводных зачетных единиц. Последнее касается в основном бакалавров и магистров.

Трехуровневая структура квалификаций была одобрена на Конференции в Бергене (2005 г.).

В РФ исторически сложилась система высшего профессионального образования, которая состоит из двух образовательных подсистем: непрерывной подготовки по 500 специальностям высшего профессионального образования (ВПО) со сроком обучения, как правило, 5 лет, и двухступенчатой, обеспечивающей реализацию образовательных программ по степеням ВПО с присвоением выпускнику степени/квалификации бакалавра (срок обучения 4 года) и магистра (срок обучения 6 лет) по 110 направлениям подготовки. В настоящее время подготовка бакалавров и магистров предусмотрена во всех образовательных областях высшего профессионального образования за исключением медицины, сервиса и информационной безопасности. Несмотря на сложности практического признания степени «бакалавр» рынком труда, которое выражается, прежде всего, в отсутствии тарифно-квалификационных характеристик, количество выпускаемых бакалавров ежегодно растет.



Компетентностная характеристика бакалавра/магистра является одной из составляющих общей характеристики специальности. Наряду с компетенциями сюда также относятся: 1) области профессиональной деятельности и их виды; 2) возможности продолжения образования; 3) требования к уровню подготовки абитуриента; 4) сроки освоения образовательной программы.

Компетенциями более высокого уровня в области решения организационно-производственных задач при осуществлении инновационных проектов должен обладать магистр, владеющий современными подходами к работе с персоналом, методикой создания инновационных коллективов. Кроме того, в основе подготовки магистра должны лежать знания основных методов организации научных исследований и управления инновационной деятельностью на всех этапах жизненного цикла продукции.

В соответствии с «Положением о магистерской подготовке в системе многоуровнего высшего образования Российской Федерации» магистерская подготовка открыта по направлениям высшего образования в высших учебных заведениях. Лицензия на право подготовки магистров предоставляется на основании заключения экспертной комиссии. Правом обучения по программе магистров обладают лица, успешно завершившие обучение по одной из основных образовательных программ в системе высшего образования.

Обучение по магистерской программе опирается на активную самостоятельную работу студента, в связи с этим максимальная аудиторная нагрузка не должна превышать 14 часов в неделю. Для контроля за выполнением индивидуального учебного плана предусматривается текущая аттестация, осуществляемая в различных формах. Магистерская программа в значительной степени ориентирована на подготовку студентов для последующей научно-педагогической деятельности и одновременно дает возможность для продолжения образования в рамках третьего цикла.

В рамках документов, принятых на Конференции министров образования стран Европы в Берлине (2003 г.), подготовка к защите первой (кандидатской) диссертации (докторской – по европейской классификации) рассматривается в качестве третьего цикла обучения. Подготовка соискателей ученой степени (третий уровень) рассматривается в рамках общих квалификационных рамок Европейского пространства высшего образования. Ее продолжительность составляет 3-4 года. На Конференции в Бергене (2005 г.) отмечалась важность междисциплинарной подготовки соискателей ученой степени на основе структурированных программ, а также необходимость прозрачного руководства и оценки работы соискателя. В Российской Федерации третьему уровню высшего образования соответствует учеба в аспирантуре. В аспирантуру принимаются, как правило, лица, имеющие диплом «специалиста», хотя возможны и другие варианты доступа к подготовке в рамках третьего цикла. Период учебы в аспирантуре традиционно составляет 3-4 года. Каждый аспирант имеет научного руководителя. Содержательная сторона обучения в аспирантуре предполагает не только самостоятельную работу над научной темой, но и посещение обязательных лекций и семинарских занятий с последующей сдачей экзаменов кандидатского минимума. Экзамены кандидатского минимума включают кроме основного экзамена по специальности также общие для всех специальностей экзамены по философии и иностранному языку. В рамках Болонского процесса большое внимание уделяется содействию мобильности молодых ученых на третьем уровне высшего образования.

2.3. Европейская ассоциация по обеспечению качества высшего образования (ENQA)

Для развития общеевропейского сотрудничества в области обеспечения качества образования в 2000 году была основана Европейская ассоциация по обеспечению качества высшего образования. В ноябре 2004 г. Генеральная Ассамблея преобразовала Европейскую сеть в Европейскую ассоциацию по обеспечению качества высшего образования – ENQA. Сама идея Ассоциации зародилась в рамках осуществления Европейского пилотного проекта по оценке качества высшего образования (1994-95 гг.), который показал полезность обмена опытом в области обеспечения качества высшего образования. Как следствие, идея была поддержана Рекомендациями Совета Европы (98/561/EC от 24.9.1998 г.) по европейскому сотрудничеству в области обеспечения качества образования, а также рекомендациями Болонской декларации (1999 г.). В своих отчетах ENQA разработала Стандарты и рекомендации по обеспечению качества высшего образования. Министры образования стран Европы приняли эти разработки на Конференции в Бергене (2005 г.) и будут следить за прогрессом в реализации Стандартов и рекомендации. ENQA является членом Наблюдательной группы по Болонскому процессу (BFUG) с правом совещательного голоса. 23 мая 2006 года Совет ENQA принял решение о присвоении Национальному аккредитационному агентству в сфере образования Российской Федерации (г. Йошкар-Ола) статуса кандидата в члены ENQA.

В Берлинском Коммюнике (2003 г.) министры образования стран Европы призвали Европейскую ассоциацию по обеспечению качества высшего образования и ее членов разрабатывать методы, обеспечивающие использование адекватных систем коллегиальных оценок для обеспечения качества высшего образования (система обеспечения качества), опираясь также на аккредитационные органы (органы аккредитации) и учреждения. Министры согласились с принципом проведения коллегиальных оценок качества образования на национальном уровне при соблюдении общепринятых установок и критериев.

На Конференции в Берлине (2003 г.) министры образования стран Европы приняли решение провести критический анализ и установить уровень достигнутых результатов в осуществлении реформ в Европейском пространстве высшего образования. Критический анализ проводился по трем приоритетным направлениям Болонского процесса: обеспечение качества обучения (система обеспечения качества), система двух циклов обучения, признание квалификаций и сроков обучения.

В РФ критический анализ проводит Группа по осуществлению Болонских принципов в РФ, которая была сформирована Министерством образования и науки в 2004 г.

Министерство образования и науки РФ подчеркивает в качестве одного из важных направлений своей работы формирование общего пространства России и Европейского Союза в сфере науки и образования, включая культурные аспекты одобренного в мае 2005 г. документа о сотрудничестве между РФ и ЕС (так называемая «Дорожная карта»). Ведется работа по подключению российских научных организаций к проектам рамочных научно-технических программ ЕС.

В 2005 году в Ганновере на высшем уровне было принято совместное заявление о стратегическом партнерстве РФ и Германии в области науки, образования и инноваций.
2.4. Официальное, неофициальное и неформализованное образование

Обучение на протяжении всей жизни (обучение в течение жизни) является одним из основных положений Болонской декларации.

Наряду с институциональным образованием виды предшествующего образования должны быть сертифицированы, для чего необходимо разработать прозрачный и универсальный механизм сертификации (признания). Таким механизмом, например, может стать Европейская система переводных зачетных единиц – ECTS.

Предшествующее образование может быть получено как в аккредитованном учебном заведении (официальное образование), так и на различного рода курсах, в процессе повышения квалификации по месту работы (неофициальное образование), а также в результате практического опыта, приобретенного на работе, в быту и тому подобное (неформализованное образование). Министры образования стран Европы на Конференции в Бергене (2005 г.) рекомендовали признать неофициальное и неформализованное обучение, сделать их доступными, более совершенными, включив, где возможно, в качестве элементов в программы высшего образования.

В Российской Федерации данная проблема исследуется с начала 1990-х годов в рамках концепции непрерывного образования, частью которой является дополнительное образование, реализуемое в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства.

К дополнительным образовательным программам относятся программы различной направленности, которые реализуются в общеобразовательных и профессиональных образовательных учреждениях за пределами определяющих их статус основных образовательных программ, в образовательных учреждениях дополнительного образования (повышения квалификации, курсах, центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, станциях юных техников, станциях юных натуралистов и иных, имеющих соответствующую лицензию), а также посредством индивидуальной педагогической деятельности.

Исходя из того, что понятие обучения в течение всей жизни в значительной степени соотносится с получением именно высшего образования, вузам предстоит разработать систему мер с целью создания условий обучения для этой категории обучающихся, которая включала бы также признание полученного ими предыдущего образования (Аккредитация предшествующего образования).

Российские эксперты называют непрерывным образование, всеохватывающее по полноте, индивидуализированное по времени, темпам и направленности, предоставляющее каждому возможность реализации собственной программы его получения. Системообразующим фактором непрерывного образования является осознанная потребность в постоянном развитии личности каждого человека.

Основой реализации принципа преемственности разных уровней и подструктур непрерывного образования является фундаментальное содержание, закладываемое в базовых структурах, начиная со средств общения, умений читать, писать и считать и кончая инвариантами соответствующих отраслей знаний и сфер деятельности. Владея «ядром» знаний, умениями учиться, человек сам может выбрать виды, темпы и сроки обучения, индивидуализировать процесс получения образования. Этапы развития личности задают соответствующие ступени непрерывного образования, определяют требования и условия реализации его конкретных целей.

В соответствии с этими целями должны быть осуществлены вертикальная сквозная интеграция ступеней образования, обеспечивающая поступательность процесса развития личности и преемственность ее общего и профессионального образования, и горизонтальная координация различных образовательных структур (основных и дополнительных, государственных и общественных и прочих). Таким образом, в РФ еще в начале 1990-х годов были переосмыслены основные функции образования как системы и ее отдельных звеньев, его отношений с другими видами и формами общественной практики, места и роли образования как социального института в жизни общества. Данные положения сополагаются с основными принципами Болонской декларации, в которой предусмотрена реализация интегрированных систем обучения в течение всей жизни, охватывающих, в том числе признание неформализованного и неофициального обучения (через Аккредитацию предшествующего образования и Аккредитацию предшествующего неформализованного обучения).


3. Европейская ассоциация учреждений высшего образования

Европейская ассоциация учреждений высшего образования (EURASHE) была образована в Греции в 1990 году и является неправительственной международной организацией. Членами Ассоциации являются национальные и профессиональные ассоциации колледжей, политехнических институтов и отдельные организации.

Как правило, в состав EURASHE входят вузы, представляющие высшее профессиональное образование. Хотя институт может быть индивидуальным членом Ассоциации, все же большинство ее членов являются представителями национальных/профессиональных ассоциаций и обществ. Штаб-квартира Ассоциации располагается в Брюсселе, адрес веб-сайта: www.eurashe.be.

В качестве коллективного члена от Российской Федерации в состав EURASHE входит Ассоциация неправительственных учреждений высшего образования РФ.

Каждая страна-участница Болонского процесса имеет свои системные различия и культурные особенности в области оценки деятельности учреждений высшего образования, их подразделений, а также учебных программ. Они влияют на специфику оценки качества образования в этих странах, каждая из которых включает данную систему в сферу своей ответственности.

На Конференции в Берлине (2003 г.) министры образования стран Европы договорились создать к 2010 году общее (единое) Европейское пространство высшего образования. В принятом коммюнике была подчеркнута роль обеспечения качества высшего образования как основы создания Европейского образовательного пространства.



В Берлинском Коммюнике министры образования стран Европы пришли к соглашению о том, что системы обеспечения качества должны включать:

1. определение ответственности соответствующих организаций и институтов;

2. оценку программ или институтов, включая внутреннюю оценку, внешнюю оценку, участие студентов в оценке, публикацию результатов оценки;

3. систему аккредитации, сертификации или сопоставимые с ними процедуры;

4. участие зарубежных экспертов в оценке качества образования, широкое сотрудничество между организациями и странами в этой области.

В Бергенском Коммюнике (2005 г.) были приняты Стандарты и рекомендации в области обеспечения качества, предложенные Европейской ассоциацией по обеспечению качества высшего образования – ENQA. Процедуры обеспечения качества могут осуществляться в форме оценки или аккредитации, на этот счет среди специалистов существуют разные мнения.

В Российской Федерации в понятие системы обеспечения качества включают создание условий, необходимых и достаточных для достижения желаемого качества, контроль за качеством учебного процесса и его результатами. Участие студентов пока не вошло в систему, привлечение международных экспертов планируется.

В соответствии с принципом автономности ответственность за обеспечение качества в первую очередь лежит на самих высших учебных заведениях. Это является основой для создания национальной системы обеспечения качества. В Российской Федерации система оценки, внутренняя и внешняя, призвана подтвердить соответствие содержания уровня и качества образования требованиям государственного образовательного стандарта.

Внешний мониторинг проводится двумя относительно независимыми подсистемами: Национальным аккредитационным агентством в сфере образования (г. Йошкар-Ола), учрежденным Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, и Отделом информации, статистики и баз данных, входящим в состав Федерального агентства по образованию. Мониторинг проводится путем анализа совокупности формализованных данных, представляемых вузом. В обоих ведомствах для этого созданы специальные базы данных и организован централизованный сбор информации.

Внутренний мониторинг (текущий и углубленный) проводится постоянно в интересах достижения запланированных целей учебно-воспитательного процесса, его совершенствования и повышения эффективности деятельности вуза в целом. Некоторые вузы в инициативном порядке проводят внешнюю оценку деятельности вуза с привлечением таких международных организаций, как Международная организация по стандартизации – International Organization for Standardization (ISO), Moody International Group.

В ближайшем будущем российские органы управления образованием планируют приглашать зарубежных специалистов к экспертной оценке деятельности вузов в РФ. Наряду с агентствами в оценке деятельности вузов в РФ принимают участие профессиональные организации, ассоциации высших учебных заведений, учебно-методические объединения и другие. В настоящее время в РФ создается система привлечения студентов к оценке образовательных программ. Студенты и их организации представлены в Ученых советах вузов, участвуют в оценке качества преподавания.
4. Европейская ассоциация университетов

4.1. Европейская ассоциация университетов (ЕАУ)

ЕАУ представляет интересы европейских университетов и конференций ректоров и является одним из ключевых элементов образовательного сообщества в Европе. Ассоциация образована в марте 2001 года в результате объединения Ассоциации европейских университетов (CRE) и Конференций ректоров Европейского Союза. Штаб-квартира Ассоциации располагается в Брюсселе, адрес веб-сайта: www.eua.be.

Задачей ЕАУ является разработка единой системы образования и научных исследований в Европе путем предоставления поддержки и рекомендаций своим членам, как автономным организациям, для повышения качества преподавания, обучения и научных исследований.

В преддверии каждой Конференции министров образования стран Европы Европейской ассоциацией университетов – EUA была опубликована серия докладов под названием «Trends» («Основные направления изменений»):

«Trends I: Trends in Learning Structures in Higher Education» («Перспективы обучающих структур в высшем образовании», 1999 г.)

«Trends II: Towards the European higher education area – survey of main reforms from Bologna to Prague» («Навстречу Европейскому пространству высшего образования – обзор основных реформ от Болоньи до Праги, 2001 г.)

«Trends III: Progress towards the European Higher Education Area» («Навстречу Европейскому пространству высшего образования, 2003 г.)

«Trends IV: European Universities Implementing Bologna» («Осуществление Болонского процесса в университетах Европы, 2005 г.)

Основным источником информации при составлении докладов служили посещения университетов различных стран группой международных экспертов, хорошо разбирающихся в вопросах образовательной политики и внутривузовской деятельности (при подготовке последнего доклада «Trends IV» группы международных экспертов посетили 62 университета в 29 европейских странах). Во время посещений вузов экспертами распространялся вопросник для различных категорий работников данного учреждения высшего образования (ректор, проректоры, деканы, преподаватели, аспиранты, студенты и административные работники). Еще один вопросник предназначался для национальных конференций ректоров.



4.2. Национальные союзы студентов в Европе (ЕSIB)

ESIB является организацией, объединяющей 50 национальных союзов студентов из 37 стран. Первоначально организация возникла в 1982 году на базе 7 национальных союзов студентов и получила название WESIB – Западно-Европейское студенческое информационное бюро. В 1992 году, «потеряв» букву «W», организация превратилась просто в ESIB, и, наконец, с 1998 года по настоящее время носит название «Национальные союзы студентов в Европе», при этом оставляя прежнюю аббревиатуру ESIB.



Национальные союзы студентов открыты для всех студентов страны, независимо от их политических убеждений, религиозной, этнической или культурной принадлежности, сексуальной ориентации, социального положения. Союзы автономны и независимы в принятии решений и являются репрезентативными органами. Задача ESIB – представлять и продвигать социальные, экономические и культурные интересы студентов на европейском уровне во всех имеющих к этому отношение органах, особенно в Европейском Союзе, Совете Европы и ЮНЕСКО. В составе ESIB представлены 10 миллионов студентов Европы.

ESIB сотрудничает с Европейской ассоциацией по обеспечению качества высшего образования – ENQA, Европейской ассоциацией университетов – EUA и Европейской ассоциации учреждений высшего образования – EURASHE в области обеспечения качества образования (система обеспечения качества).
Каталог: 2012
2012 -> Одобрено на заседании каф. Философии и гуманитарных дисциплин Пушкина Н. М
2012 -> Методические рекомендации для преподавателей 12 Методические рекомендации для аспирантов
2012 -> Темы контрольных работ по дисциплине «психология отклоняющегося доведения»
2012 -> Управление образования администрации Красногорского района
2012 -> О самообследовании самарского государственного экономического университета
2012 -> Методические рекомендации по изучению дисциплины «семьеведение» Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению подготовки бакалавриата
2012 -> Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки»
2012 -> Клинико-психологические предикторы неблагоприятного течения агорафобии с паническим расстройством. 19. 00. 04 «Медицинская психология» (медицинские науки) 14. 01. 06 «Психиатрия»
2012 -> Технология литографических процессов
2012 -> Мбоу «Лицей-интернат №1» с проблемными детьми, профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница