Задания по дисциплине Общая психология (Раздел «Познавательные психические процессы»)



Скачать 75,75 Kb.
Дата14.02.2016
Размер75,75 Kb.
ТипВопросы к экзамену
Задания по дисциплине Общая психология

(Раздел «Познавательные психические процессы»)
Преподаватель: к.пс.н., доцент Можейкина Людмила Борисовна
mozhejkina@mail.ru (файл называть «ОП_2_ФИО»)
Вопросы к экзамену


  1. Познавательная деятельность личности. Уровни познания.

  2. Внимание: определение, подходы, виды, свойства, функции.

  3. Внимание как сквозной процесс; как текущая организация сознания.

  4. Общее понятие об ощущениях, виды ощущений.

  5. Основные свойства и характеристики ощущений. Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений.

  6. Восприятие: определение, связь с другими познавательными процессами.

  7. Восприятие: общая характеристика, физиологическая основа.

  8. Основные свойства и виды восприятия.

  9. Представление: определение, виды, основные характеристики.

  10. Общая характеристика памяти; ее нейрофизиологические основы.

  11. Память: виды памяти.

  12. Память: функции, процессы, закономерности.

  13. Модели памяти: Во и Норманн, Аткинсон, Э. Тульвинг, Крейг и Локхард.

  14. Мышление: определение, связь с другими познавательными процессами. Закономерности, качества мышления, индивидуальные различия в мыслительной деятельности, критерии развития мышления. Основные мыслительные операции. Формы мышления.

  15. Мышление: классификации, функции, виды.

  16. Творческое мышление; структура мыслительной деятельности при решении нестандартных задач; способы активизации мышления.

  17. Интеллект: понятие, связь с мышлением, структура, модели.

  18. Развитие мышления и интеллекта: подходы Ж. Пиаже и Л.С. Выготского, их основные разногласия, подход П.Я. Гальперина.

  19. Язык и речь: их взаимосвязь, семиотическая природа языка; функции. Теоретические проблемы возникновения языка и речи. Виды речи.

  20. Воображение: понятие, классификация, виды. Приемы создания образов. Мышление и воображение: общее и различное.

  21. Подход к объяснению психических явлений Л. М. Веккера (психические процессы как структурные элементы управления психической деятельностью).



Контрольная работа
Выбор варианта: последняя цифра зачетки (нечетная – I, четная - II)
Вариант I

Тема: Ощущение и восприятие

Контрольные вопросы

  1. Какую функцию выполняет познавательная сфера личности?

  2. Что такое ощущение?

  3. Что является анатомо-физиологической основой ощущения?

Задание:

Приведите примеры, иллюстрирующие основные свойства восприятия (по три примера на каждое свойство).


Тема: Память

Контрольные вопросы

  1. Назовите основные виды памяти в зависимости от длительности хранения информации.

  2. Какие существуют основные закономерности памяти?

  3. Чем различаются образная и словесно-логическая память?

Задание:

Перечислите основные функции памяти и опишите по 2-3 конкретных ситуаций, в которых актуализируется каждая из них.


Тема: Воображение

Контрольные вопросы

  1. Что такое воображение? Дайте характеристику воображения как психического процесса.

  2. Какие виды воображения вы знаете? Приведите их классификацию.

  3. Как воображение соотносится с мышлением (чем эти процессы похожи, чем различны)?

Задание:

Как Вам кажется, какие требования профессиональная деятельность психолога предъявляет к воображению? Перечислите их и обоснуйте. Приведите примеры.


Тема: Мышление

Контрольные вопросы:

  1. Что такое мышление? Дать определение мышлению как познавательному процессу.

  2. Какие закономерности мышления Вы знаете? Перечислите и прокомментируйте.

  3. Какие существую индивидуальные различия в мыслительной деятельности?

Задание:

Разработайте рекомендации по выбору профессии для людей, обладающих различными видами мышления (определяете доминирующий вид мышления, определяете подходящие профессии, определяете критерии на которые может опираться человек при выборе профессии).


Тема: Речь

Контрольные вопросы:

  1. Что такое речь? Что такое язык? Как эти понятия взаимосвязаны?

  2. Каким образом мышление связано с речью и языком?

  3. Какова роль внутренней речи в регуляции поведения человека?

Задание:

В чем проявляется эмоционально-выразительная функция речи? Приведите примеры.


Тема: Подход к пониманию психических процессов Л.М. Веккера

Контрольные вопросы:

1. Что такое пространственно-временная упорядоченность?

2. Поясните шкалу уровней изоморфизма.

Задание:


Объясните, основываясь на теории Л.М. Веккера и Ваших знаний по общей психологии, как слон помещается в глаз (Каким образом человек видя большие предметы, воспринимает их в натуральном размере).
P. S. Примеры могут быть взяты из реальной жизни, СМИ, из художественных произведений и фильмов, и т.д.
Вариант II

Тема: Ощущение и восприятие

Контрольные вопросы

  1. Какую функцию выполняет познавательная сфера личности?

  2. Что такое восприятие?

  3. Что представляет из себя субъективный образ? Как образ соотносится с воспринимаемым объектом?

Задание:

1. Приведите примеры, в которых проявляются основные свойства ощущений (по три примера на каждое).


Тема: Память

Контрольные вопросы

  1. Что такое память? Какие определения памяти Вы знаете?

  2. Какую роль играет память в жизни человека?

  3. Какие процессы выделяются в памяти?

Задание:

Какие виды памяти наиболее важны представителям следующих профессий (поясните почему): учитель математики, врач-терапевт, кулинар, механик, артист театра, водитель.


Тема: Воображение

Контрольные вопросы

  1. Какие функции выполняет воображение?

  2. В каких условиях актуализируется воображение?

  3. Как воображение связано с мышлением и речью?

Задание:

Подберите по три примера на каждый из приемов воображения.


Тема: Мышление

Контрольные вопросы:

  1. Каким образом можно доказать, что мышление является высшим познавательным психическим процессом? Имеется ли у мышления взаимосвязь с другими познавательными процессами? Какими? Каким образом?

  2. В чем заключается сущность логического мышления?

  3. Что такое эвристическая деятельность?

Задание:

Приведите и опишите конкретные жизненные ситуации или учебные задания, требующие актуализации различных видов мышления (по 2-3 примера на каждый вид мышления).



Тема: Речь

Контрольные вопросы:

1. Каковы виды речи?

2. Какие существуют функции речи?

3. Могут ли животные овладеть речью? Почему? Насколько осознан будет этот процесс?



Задание:

Дайте характеристику речи как средства общения. Перечислите всевозможные мотивы общения. Приведите примеры (3-4 примера).


Тема: Подход к пониманию психических процессов Л.М. Веккера

Контрольные вопросы:

Что такое изоморфизм? Какие условия изоморфизма выделяются?



Задание:

Объясните, основываясь на теории Л.М. Веккера и Ваших знаний по общей психологии, как слон помещается в глаз (Каким образом человек видя большие предметы, воспринимает их в натуральном размере).


P. S. Примеры могут быть взяты из реальной жизни, СМИ, из художественных произведений и фильмов, и т.д.

Библиографический список рекомендуемой литературы по курсу «Общая психология»
Основная:

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. – М., 2010.

  2. Леонтьев А.Н. Лекции по психологии. – СПб.: Питер, 2008.

  3. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2012.

  4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2т. – М., 2009.

  5. Психология: Учебник. / Под ред. В.Н. Дружинина. – СПб., 2007.

  6. Солсо Р. Когнитивная психология. – М., 2008.

  7. Романова К.М., Гаранина Ж.Г. Практикум по общей психологии: Учебное пособие. – М., 2009.


Дополнительная:

  1. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. – М., 1980.

  2. Барабанщиков В.А. Психология восприятия: организация и развития перцептивного процесса. М.: Когито-Центр, 2006. 239 с.

  3. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении. – М., 1996.

  4. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. – М., 1982.

  5. Величковский Б.М., Блинникова И.В., Лапина Е.А. Представление реального и воображаемого пространства // Вопросы психологии. №3. 1989. С. 103 – 112.

  6. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М., 1987.

  7. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т.1,2, 3. – М., 1982.

  8. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М., 1997.

  9. Годфруа Ж. Что такое психология. – М., 1996.

  10. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. – СПб., 1997.

  11. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 1986.

  12. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. – М., 1987.

  13. Изард К. Психология эмоций. – СПб., 1999.

  14. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб., 2002.

  15. Ильин Е.П. Психология воли. – СПб., 2000.

  16. Ланге Н.Ню Психический мир. – М., 1996.

  17. Лурия А.Р. Внимание и память. – М., 1975.

  18. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. – М., 1975.

  19. Лурия А. Р. Язык и сознание. М. – 1999.

  20. Мышление: процесс, деятельность, общение / Отв. ред. А.В. Брушлинский. – М., 1982.

  21. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е.И. Рогов. – СПб., 2001.

  22. Особенности эмоциональной сферы личности: [Сб. науч. ст.] / ред. Васягина Н.Н. – Шадринск, 2000.

  23. Петухов В.В. Психология мышления. Учебно-методическое пособие. – М., 1987.

  24. Петухова И. А. Общая психология. – М., 1992.

  25. Познавательные процессы: ощущение, восприятие: [Сб. статей] / Под ред А. В. Запорожца. – М., 1982.

  26. Познавательные психические процессы. / Сост. А.Г. Маклаков. – СПб., 2000.

  27. Психология ощущений и восприятия: [Хрестоматия]. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтера. – М., 1992.

  28. Психология памяти: [Сб. ст.]. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтера. – М., 2000.

  29. Психология цвета: [Сб. ст.: Пер. с англ. / Отв. Ред. С.Л. Удовик] – М., 1996.

  30. Симонов П.В. Психофизиология эмоций. – М., 1990.

  31. Солсо Р. Когнетивная психология. – М., 1996.

  32. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. – М., 1966.

  33. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. – М., 1997.

  34. Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1977.

  35. Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1987.



Каталог: tasks
tasks -> Предпринимательское право Введение
tasks -> 8. Тема личностного познания в науке на примере идей книги М. Полани «Личностное знание» Прочтите фрагменты приведенной ниже книги М. Полани и ответьте на следующие вопросы
tasks -> Задания на построение дерева решений (С. А. Алфимов) Методические указания
tasks -> Рабочая программа дисциплины «Конфликтология в профессиональной деятельности» для студентов всех форм обучения
tasks -> Лебедев С. А. Уровни научного знания // Вопросы философии. 2010. № С. 62-75
tasks -> После получения диплома мне предложили работу в иргту, в деканате
tasks -> Информация по изучению дисциплины «Управление проектом»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница