Задание 1. Изучите материалы лекций и дополнительные материалы, а также источники из списка литературы и, при необходимости, сети Интернет. Проанализируйте существующие методы и приемы ведения нейропсихологической коррекционно-восстановительной работы, заполните представленную таблицу.
Приемы нейропсихологической восстановительной работы
Нарушенная ВПФ
Вид нарушения ВПФ
Прием коррекционно-восстановительной работы
Зрительный гнозис
Так как первичные нарушения гнозиса-это результат поражения второго функционального блока мозга,задних отделов коры, то при восстановительном обучении компенсация будет происходить за счет привлечения сознательного контроля(третьего блока мозга).Это представляет собой деавтоматизацию нарушенного навыка, возвращение к внешнему проговариванию и работе с наглядностью, экстериаризацию.Иными словами, мы переводим навык обратно на сознательный уровень и отрабатываем его, чтобы он заново автоматизировался за счет восстановления нарушенных или использования сохранных звеньев.
-анализ сравнительного образца,сравнительный анализ зрительных образов предметов одного класса с выделением дифференциальных признаков, идентификация разностильных зрительных изображений, срисовывание предметных изображений, рисование и описание по памяти, конструирование заданных предметов со сходными и дискретными признаками из отдельных деталей, выделение фигуры из фона, вычленение наложенных друг на друга предметов, узнавание предмета по его словесному описанию, рисование по сетке, глазодвигательная гимнастика.
-демонстрация знакомых портретов, оживление зрительного образа того или иного лица на основе вербальных, музыкальных,живописных, научных и иных ассоциаций, рассматривание фотоальбомов, анализ портретов с обсуждением лиц и сравнением лицразличных людей, выявление схожести и несхожести лиц с анализом причин констатируемого сходства или несходства, фоторобот.
-смысловое обыгрывание понятия того или иного цвета на основе оживления наиболее стереотипных образов,связанных с ним;прндъявление контурных изображений предметов с заданием раскрасить их по соответствующим образцам,предъявление контурных изображений предметов с заданием раскрасить их самостоятельно, а не по образцу,нахождение заданного цвета в серии разноцветных предметных изображений и абстрактных,классификация цветов и их оттенков.
Слуховой гнозис
нарушение слухового неречевого гнозиса
-выстукивание ритмов на слух и по зрительной схеме, прослушивание и смысловое обыгрывание знакомой и новой музыки, смысловое обыгрывание различных шумов, сравнение шумов по различным характеристикам, соотнесение бытовых шумов, различение бытовых шумов,звукоподражание и озвучивание явлений.
Соматосенсорный гнозис
Для установления самой распространенной формы расстройства сомато-сенсорного гнозиса-тактильной агнозии ипользуют пробы на ощупывание плоских и объемных предметов с закрытыми глазами.В качестве стимулов-самые разные подручные материалы-ключ, очки, небольшие игрушки, специально вырезанные из фанеры или плотного картона профили легко опознавать на ощупь.Предпочтительно в наборах предъявляемых для этих целей предметов иметь такие, которые для здорового человека заметно отличаются по характеру и текстуре своей поверхности.Методы и приемы подбираются в соответствии с возможными нарушениями:импульсивность в выполнении задания,замедленность, патологическая инертность выполнения задания, ложное узнавание,невозможность узнавания объектов или их поверхности на ощупь.При кожно-кинестетических агнозиях при ощупывании с закрытыми глазами больные не узнают величину и форму предмета,а также затрудняются в оценке его функционального предназначения или не опознают предмет в целом-это тактильная предметная агнозия,нарушение способности определять ощупыванием качаство материала и характер его поверхности,хотя форма предмета описывается верно-это тактильная агнозия структуры,расстройство узнавания частей тела и их расположения по отношению друг к другу-аутотопагнозия,неосознание или недооценка дефектов,вызванных патологическим процессом-анозогнозия.
восприятие различных по тактильным характеристикам предметов,соотнесение сходных по тактильным характеристикам предметов, смысловое обыгрывание тактильных характеристик, припоминание тактильных характеристик, угадывание предметов на ощупь,рисование на ладони.
Праксис
нарушен высший уровень организации движений и осознанным делается низлежащий уровень по Бернштейну.Пациент начинает осознанно следить за тем, что раньше делалось автоматически.Так он постепенно вновь интериориоризует способ действия
-упрощение движения,метод стусла с созданием внешней опоры,пальчиковая гимнастика,собирание мелких предметов со стола, вкладывание маленьких предметов в большие,лепка из пластилина, вязание макраме,определение структуры и формы предмета,работа в специальных трудовых мастерских,манипуляции бытовыми предметами.
- включают движение в организованную двигательную структуру или смысловую систему ,сложные действия дробятся на простые и опосредуцются зрительными обозначениями.В качестве дополнительных приемов применяют прописи,обведение по контуру,одновременные движения двумя руками,задания на реципрокную координацию движений,постепенное объединение отдельных поз в последовательность, графические диктанты