Задачи, принципы, функции и основные направления воспитательной работы классого руководителя



Скачать 48.68 Kb.
Дата20.04.2016
Размер48.68 Kb.
ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ, ФУНКЦИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КЛАССОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Изменение социальных условий, что связано с преобразованием информационного поля средствами массовой информации, возрастанием роли этнического фактора, сложившейся новой религиозной ситуацией, приобретением новых черт детскими и юношескими объединениями требует переосмысления принципов, целей, задач, содержания и методов организации воспитания в современной школе.

Классный руководитель должен формировать в себе чувство социальной ответственности за воспитание детей, полагаясь на реализацию следующих принципов:

гуманистической направленности воспитания – предполагает отношение к воспитанникам как ответственным субъектам собственного развития, ориентацию на взаимодействие;

природосообразности – основывается на научном понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов воспитания сообразно возрасту учащихся, на формировании ответственности за собственное развитие, за экологические последствия своих действий и поведения;

культуросообразности – воспитание на основе общечеловеческих ценностей; на ценностях и нормах национальной культуры и религиозных традициях, не противоречащих общечеловеческим;

эффективности социального взаимодействия – воспитание в коллективах различного типа, расширение сферы общения, формирование навыков социальной адаптации, самореализации;

ориентации воспитания на развитие социальной и культурной компетенции – стратегия воспитания должна быть направлена на помощь ребенку в освоении социокультурного опыта, в свободном самоопределении в социальном окружении.

Приоритетные задачи воспитания в современных условиях выделяются в два блока. Первый связан с помощью ребенку в его мировоззренческом, нравственном, гражданском самоопределении. Особую актуальность приобретает воспитание человека демократических убеждений, толерантного, культурного. Второй блок задач вытекает из необходимости вооружить растущего человека средствами самореализации: предоставить права на самоутверждение своей личности; научить действовать, соблюдая нравственные законы, не ущемляя права других людей. Третий блок задач направлен на постановку ребенка в ситуацию нравственного выбора, усвоения им нравственных категорий в реальных жизненных обстоятельствах.

Основные профессиональные функции классного руководителя как воспитателя следующие:


  1. диагностическая, которая предполагает систематические изучение и анализ индивидуальных особенностей школьников и условий их семейного воспитания, мониторинг эффективности педагогического процесса в школе;

  2. воспитательная, включающая всю многообразную работу, направленную на воспитание гуманистических отношений в классе, развитие каждого ребенка и класса в целом как воспитательного коллектива;

  3. координирующая – специфическая функция классного руководителя, заключающаяся в координации всех воспитательных воздействий социума, в установлении единства педагогического влияния школы, семьи и общественности на воспитание детей;

  4. коммуникативная, заключающаяся в целенаправленном формировании позитивных отношений между всеми субъектами воспитательного процесса: учащимися, учителями, родителями;

  5. социальной защиты ребенка – выражается в стремлении защитить ребенка от всех неблагоприятных влияний, с которыми он сталкивается в школе, семье; свести их к минимуму.

В соответствии с этими функциями определяют (Е.А. Слепенкова и др.) следующие направления деятельности классного руководителя:

– организация учебной и внеучебной работы детей (организация жизнедеятельности классного коллектива, планирование и осуществление воспитательного процесса, работа с активом класса);

– изучение каждой личности и классного коллектива в целом, коррекция воспитательного процесса (классный руководитель диагностирует способности, интересы и потребности воспитанников);

– отслеживание и обобщение воспитательных результатов своей деятельности;

– обеспечение социальной защиты детей (классный руководитель координирует деятельность по оказанию психологической и социальной помощи детям и родителям, обращается к юристам, социальным и медицинским работникам и т.д.);

организация работы с родителями;

– осуществление сотрудничества с учреждениями и организациями, способными помочь в решении воспитательных задач (классный руководитель контролирует занятость школьников в свободное время, направляет ребенка в различные центры и объединении, исходя из его интересов);

– оформление установленной документации по классу.

Существуют другие классификации функций и основных направлений деятельности классного руководителя. По мнению В.А. Сластенина, целесообразно выделять три уровня функций. Первый уровень – педагогические и социально-гуманитарные функции (целевые). Они направлены на помощь ребенку как в решении актуальных личностных проблем, так и на подготовку к самостоятельной жизни. Среди них – воспитание учащихся, социальная защита от неблагоприятного воздействия окружающей среды и интеграция усилий всех педагогов для достижения поставленных воспитательных задач. Второй уровень – социально-психологические функции, главной из которых является организаторская. Также важной на этом уровне представляется функция сплочения коллектива.

Третий уровень функций – это управленческие функции, к которым относятся: диагностическая, целеполагания, планирования, контроля и коррекции.

Рассмотренные уровни функций определяют содержание деятельности классного руководителя.

К основным направлениям деятельности современного классного руководителя относят:

1. Направление «Здоровье», в рамках которого классный руководитель должен знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации, формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.

2. Направление «Интеллект» предполагает помощь со стороны классного руководителя в развитии способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно, уметь учиться, проявлять свои интеллектуальные умения в учебе и жизнедеятельности.

3. Направление «Общение» ориентировано на формирование коммуникативных способностей, культуры общения.

4. Направление «Нравственность» включает обучение пониманию ценности своего существования и ценности существования других людей; жизненных ценностей и правил; обучение навыкам нравственного поведения.

5. Направление «Досуг» предполагает создание условий для проявления учащимися своей индивидуальности во внеучебной деятельности.

6. Направление «Гражданин» ориентировано на формирование у учащихся знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него.



7. Направление «Семья» предполагает ориентацию на максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.

8. Направление «Учеба» включает деятельность классного руководителя по формированию познавательных интересов учащихся, по контролю за течением и результатами учебной деятельности.
Каталог: files
files -> Методические рекомендации «Организация исследовательской деятельности учащихся»
files -> Актуальность исследования
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files -> Программы
files -> Выпускных квалификационных работ


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница