Задача обучения не только в том, чтобы дать определенные знания, но и в том, чтобы поднять уровень развития ученика



Скачать 46.32 Kb.
Дата22.04.2016
Размер46.32 Kb.
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Главная цель обучения математике - развитие умственных способностей учащихся. Задача обучения не только в том, чтобы дать определенные знания, но и в том, чтобы поднять уровень развития ученика.

Традиционно сложившийся способ обучения детей в принудительном режиме наложил свой отпечаток на дидактические основы урока. Его императивность проявляется и в формологическом подходе к описанию некоторых дидактических категорий, прежде всего к типологизации уроков: к примеру, выделяются «урок изучения новых знаний», «урок закрепления знаний», а также уроки контроля, оценки и коррекции знаний. То есть они классифицируются по принципу личных намерений учителя: объяснять, закреплять, проверять знания.

Структура урока часто также определяется порядком действий учителя: вступительное слово, основная часть, заключительная. Между тем, все эти элементы не существуют сами по себе, без учеников. Такой постановкой образовательного процесса учитель искусственно задерживает развитие познавательной активности ученика, наносит ему большой вред в интеллектуальном и нравственном отношении.

Еще К. Д. Ушинский категорически отвергал уроки, построенные на основе схематизма и трафарета, не побуждающие ребенка к восприятию и осмыслению изучаемого материала, не вооружающие его навыками и умениями самостоятельной работы, не способствующие развитию.

У меня достаточно большой опыт работы учителем математики. Никогда у меня не было никаких проблем с дисциплиной. Сознательную дисциплину воспитывала путем организации познавательной деятельности учащихся, интереса к предмету. В рамках традиционной системы обучения это сводилось к многочисленному, правда, дифференцированному и вариативному дублированию материала. Но результаты были не всегда те которые планировала получить, были плохо успевающие. Дополнительные, индивидуальные занятия значительно ситуацию не улучшали, а если и улучшали, то не надолго. Я работала на «среднего» ученика и некоторые учащиеся не могли справиться с заданиями конструктивного уровня, соответственно получали неудовлетворительную отметку. Но, кроме того, в каждом классе есть ученики, чей пытливый детский ум постоянно требовал новой пищи, творческих задач, т. е. возникала необходимость создания и развития возможностей для проявления творческой активности и самостоятельности. Решение этой проблемы стало возможно через реализацию системы развивающего обучения на уроках математики в среднем звене на основе личностно-ориентированного подхода. При использовании такого подхода к урокам математики необходимо учитывать преемственность с предыдущей образовательной программой и способностей личности школьника. При этом следует учитывать, что, лицей №12 с основания своей работы реализует систему развивающего обучения Л.В. Занкова в начальном звене.

В основе данной педагогической системы лежат идеи доктора психологических наук, профессора И. С. Якиманской; Л. С. Выготского и В. В. Давыдова.

Нельзя не согласится с установками и взглядами этих авторов, которые призывают учитывать при проектировании и проведении учебных занятий следующие положения:


  • ученик приходит в школу не только с определёнными знаниями и умениями, но и со своим жизненным опытом, со своими интересами, увлечениями;

  • ученик осваивает мир в целостном восприятии;

  • ученику присуща потребность в самоосуществлении, стремление быть оцененным по достоинству;

  • развитие личности происходит лишь в процессе деятельности самого человека;

  • многие качества личности формируются в межличностном общении;

  • необходимо опираться на лучшие стороны личности, её склонности, чувства, интересы, потребности;

  • ученик успешен в учении, когда он здоров.

Сущность данной системы состоит в создании таких психолого-педагогических условий, которые обеспечивали бы активное стимулирование у учащихся самостоятельной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями, т.е. обучение на высоком уровне сложности, ведущая роль теоретических знаний, быстрый темп изучения материала, осознание школьниками процесса учения; необходимость систематической работы над развитием всех учеников, в том числе и наиболее слабых, что наиболее полно отвечает индивидуализации и дифференциации обучения.

Реализация системы развивающего обучения идет в процессе реализации УМК Зубаревой, Мордковича в 5-6 классах. Данный УМК сориентирован на развитие познавательной активности учащихся и их творческого потенциала, на формирование учебной деятельности и таких качеств мышления, как гибкость и критичность. Это учебный комплекс достаточно успешно апробируется второй год в нашем лицее и полностью согласуется с учебными пособиями, которые реализуется в начальном звене, на этом же идейном стержне построены курсы «Алгебры, 7-9» и «Алгебра и начала анализа, 10-11», реализованные в учебниках А.Г. Мордковича, предусматривающие общеобразовательной и углубленное изучение математики. Поэтому здесь можно говорить о реализации преемственности обучения между начальной школой и средним и старшим звеном в процессе преподавания математики.

Такая система обучения и УМК позволяют учителю принять на себя роль координатора, организатора самостоятельной работы класса, гибко распределяя детей по группам с учетом их личностных особенностей, в целях создания максимально благоприятных условий для их проявления. Таким образом, урок в системе развивающего обучения существенно меняет свои функции и формы организации. Например, обычный урок сообщения и проверки знаний превращается в урок выявления опыта ученика по отношению к излагаемому учителем содержанию. Задача учителя на этом уроке не принуждать, а убеждать учеников принять то содержание, которое заложено математикой. Знакомство с новым материалом осуществляется через выполнение системы заданий, а именно, с создания проблемной ситуации. При этом новая задача дается в сочетании с такой, способ решения которой известен учащимся. На уроках закрепления изучаемого материала стержнем педагогического пути достижения цели является тренировка, которая предполагает необходимую вариативность работ, требующую от учащихся переноса знаний и умений, их использование в нестандартных ситуациях. Урок проверки и оценки знаний предполагает использование различных дидактических материалов, рабочих тетрадей, которые позволяют оценивать деятельность ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения. Таким образом, учебная деятельность предполагает самостоятельную работу учащихся по усвоению новой информации или добыванию новых знаний, применение знаний не только в знакомых, но и новых, нестандартных ситуациях, т.е. включает различные мыслительные операции.

Трудоемкость данного опыта заключается в его переосмыслении с позиции творческой самореализации личности школьника в учебно-познавательной деятельности, в отборе оптимальных методов и приемов, форм, средств организации учебного процесса с учетом личностных возможностей и мотивов учащихся.



Такая система работы может быть использован учителями математики общеобразовательных школ, так как одно из приоритетных основных направлений современной школы – усиление развивающей функции всего учебного процесса, дальнейшее обновление содержания, форм и методов обучения в соответствии с новыми целями и задачами.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница