Юридическая психология как отрасль психологической науки



Скачать 300.88 Kb.
Дата14.02.2016
Размер300.88 Kb.


Раздел 1. Юридическая психология

как отрасль психологической науки

    1. Предмет, задачи, методы юридической психологии

Юридическая психология как одно из прикладных направлений психологии. Предмет, объект, структура юридической психологии. Принципы научного познания. Место юридической психологии в системе наук. Междисциплинарные связи юридической психологии с общей, социальной, возрастной, педагогической, медицинской, психологией управления, труда. Связь юридической психологии с науками правового цикла: теорией государства и права, уголовным и гражданским правом и процессом, криминалистикой и криминологией, исправительным правом. Связь юридической психологии со смежными дисциплинами: педагогикой, дефектологией, психиатрией.

Задачи юридической психологии. Значение юридической психологии для совершенствования законодательства и практики его применения. Комплекс психических явлений, процессов, психологических свойств личности и ее состояний, закономерностей поведения, значимых для осуществления правосудия. Использование психологических знаний для повышения эффективности деятельности прокуратуры и других правоохранительных органов.

Методы юридической психологии. Использование специфических методов наряду с традиционными для психологии.

1.2. Основные направления исследований
юридической психологии

Направления научных исследований:

разработка методологии и методики психолого-правовых исследований;

правовая психология; анализ социально-психологических факторов формирования и развития правового сознания и правовой культуры; психологические механизмы правовой социализации; изучение общественного мнения о праве и правосудии, о деятельности правоохранительных органов;

использование психологических знаний в уголовно-правовом регулировании; разработка психологических основ и практики применения гражданского, семейного, административного законодательства;

использование специальных психологических знаний при осуществлении надзорных функций, прокурорских проверках;

психология следственных действий: допрос, очная ставка, обыск, осмотр, выемка и пр.;

использование специальных психологических знаний при расследовании и судебном рассмотрении уголовных дел; формы участия психолога (эксперт, специалист, консультант). Основные направления психологической экспертизы; комплексная экспертиза;

психологические особенности основных участников судебного разбирательства (обвиняемый, потерпевший, свидетель, государственный обвинитель, адвокат, судья);

психологические аспекты деятельности органов прокуратуры и труда прокурорских работников; психология личности прокурорско-следственного работника; психологические проблемы управления в органах прокуратуры; научно-методическое обеспечение работы с кадрами органов прокуратуры.




    1. История юридической психологии


Ранняя история юридической психологии (XVIII
сер.
XIX в.). Предпосылки возникновения юридической психологии (XVIII в.). Попытки психологического обоснования уголовного права (нач. – сер. XIX в.). Зарождение криминальной психологии в Германии. Психологические идеи в трудах русских правоведов первой половины XIX в.

Зарождение и первоначальное утверждение психологии в правовой практике и трудах юристов и психологов во второй половине XIX в. Обращение к практическому психологическому изучению преступности и преступника. Психологические вопросы исправительного воздействия на преступника. Постановка проблемы вменяемости обвиняемого. Изучение социально-психологических причин возникновения преступности в трудах российских юристов и психологов.

Становление юридической психологии как науки в трудах российских ученых последней четверти XIX в. Влияние введения в России нового порядка судопроизводства на становление юридической психологии. Применение экспериментального метода в юридической психологии. Развитие идей антропологической школы уголовного права в России.



Оформление юридической психологии как специальной отрасли психологической науки в начале ХХ в. Российские ученые-правоведы и психологи о связи криминалистики и психологии. Зарождение идей психологии права. Проблема свидетельских показаний в судебной психологии. Психология преступности и преступного поведения. Психология судебной речи. Развитие юридической психологии в первые годы советской власти.

Юридическая психология в ХХ – XXI вв. Новые направления развития науки. Судебная психология. Судебно-психологическая экспертиза. Криминальная психология. Исправительная психология. Развитие юридической психологии с 1964 г. по настоящий день. Современные исследования.


Раздел 2. Правовая психология
2.1. Правосознание и правовая культура.
Правовая социализация

Правосознание: понятие, структура и функции. Феноменологический и функциональный подходы к проблеме правосознания. Функционально-уровневая модель правосознания. Классификации правосознания: по предмету, субъекту, способам, глубине и широте отражения правовых явлений. Профессиональное правосознание. Деформации правосознания: понятие и виды. Правовое поведение. Мотивация правомерного поведения. Соотношение понятий правовая культура, правосознание и правовое поведение. Методы изучения правосознания.

Правовая социализация – процесс и результат вхождения человека в правовую культуру. Системы правовой социализации, стадии и институты. Психологические особенности правового просвещения и воспитания. Знания о праве, правовой опыт и правовая компетентность, правовые суждения и правовые установки. Информационно-психологическое воздействие в правовой социализации. Нормативно-ценностная концепция правовой психологии.


2.2. Психологические механизмы правовой социализации
Социально-правовая идентификация как механизм принятия индивидом правовой роли, правового статуса и образцов правового поведения при вхождении в группу в процессе правовой социализации. Соотношение понятий социальная и личностная правовая идентичность. Правовое самоопределение (самокатегоризация).

Правовая психология групп и составляющие ее компоненты: правовая просвещенность, правовая осведомленность, правовой опыт, правовая активность членов социальной группы.

Социальное познание, социальные представления и социальная мифология в правовой сфере как механизм правовой социализации. Особенности формирования коллективных обыденных знаний о праве и практике его применения, регулирующая функция и негативные аспекты бытования социальных правовых мифов.
2.3. Общественное мнение о праве и практике
его применения. Влияние СМИ

Общественное мнение: понятие, основные характеристики, социальное значение, количественные и качественные методы исследования. Статистический и институциональный подходы к феномену общественного мнения. Репрезентативный социологический опрос: требования к организации и трактовка результатов.

Общественное мнение о праве и правосудии как оценочные суждения людей, отражающие отношение к явлениям правовой жизни. Цели и задачи изучения. Состояние законности и правопорядка в общественном мнении. Соотношение понятий «общественное мнение о праве» и «правосознание».

Влияние средств массовой информации на массовое сознание и общественное мнение: характеристики, причины и способы преодоления. Плюрализм, независимость и разнообразие массовых коммуникативных источников – условие формирования общественного мнения как особого социального института. Интернет и общественное мнение.


2.4. Социальный престиж органов прокуратуры

Социальные представления и общественное мнение о деятельности правоохранительных органов как важная часть правовой социализации и формирования правосознания. Образ прокурора и имидж органов прокуратуры в массовом сознании.

Престиж органов прокуратуры: понятие, значение, факторы формирования, индикаторы и методы определения. Показатели престижа как указание на месторасположение оцениваемого объекта в социуме относительно других институтов и организаций. Роль социальной значимости прокуратуры в профессиональной мотивации, удовлетворенности сотрудников своей деятельностью и кадровой политике. Реализация правозащитной функции деятельности прокуратуры – решающий фактор формирования ее позитивного имиджа и высокого социального престижа.
Раздел 3. Психология уголовной ответственности
3.1. Методологические проблемы использования
психологических знаний в уголовно-правовом регулировании

Социальная потребность использования психологических знаний в уголовно-правовом регулировании. Предмет частной теории использования психологических знаний в уголовно-правовом регулировании. Взаимодействие юридической психологии с теорией уголовного права.

Психология уголовной ответственности как самостоятельное направление юридической психологии, обслуживающее потребности уголовного законодательства. Комплекс методологических и методических положений, связанных с механизмом включения психологических знаний в процесс правотворчества и правоприменения.

Цель включения психологических знаний в процессы уголовно-правового регулирования. Обеспечение учета особенностей и состояний личности для определения условий и предпосылок уголовной ответственности, ее индивидуализации. Гарантии от объективного вменения, несправедливости наказания.

Методы исследования. Методы, традиционные для психологии. Специфические методы юридической психологии. Обобщение экспертной, следственной, судебной практики; изучение уголовных дел; ретроспективный анализ поведения, эмоционального состояния и пр.
3.2. Психологический подход к возрастным границам
уголовной ответственности

Значение и возможности использования психологических знаний для обоснования возрастных границ уголовной ответственности. Психологические критерии. Психологические признаки и содержание нижней возрастной границы уголовной ответственности. Интегральный критерий для определения психологически обоснованного возрастного порога уголовной ответственности. Проблема верхней возрастной границы уголовной ответственности.
3.3. Психологические проблемы вменяемости
и невменяемости

Значение психологических знаний для разработки понятий вменяемости и невменяемости. Компетенция психиатров и психологов в решении вопросов о вменяемости и невменяемости. Возможности комплексного использования психологических и психиатрических знаний.
3.4. Психологические проблемы ответственности лиц
с психическими аномалиями в рамках вменяемости

Психологические проблемы ответственности лиц с психическими аномалиями либо находившихся в особом психическом состоянии. Психологические проблемы ответственности лиц, находившихся в состоянии опьянения. Психологические проблемы ответственности, связанные с дискуссией о специальной вменяемости.
3.5. Психологические проблемы обоснованного риска
Значение психологических знаний для разработки понятия обоснованного риска. Психологическое содержание понятия обоснованного риска. Возможности использования психологических знаний в решении вопроса об обоснованности риска.
3.6. Психологические проблемы индивидуализации
ответственности и наказания

Психологическое содержание общих начал назначения наказания. Значение и содержание психологического анализа личности. Психологическое содержание обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность и наказание.

Раздел 4. Психология следственных действий
4.1. Психология допроса и очной ставки
Основная задача допроса – получение, проверка и оценка показаний. Подготовка следователя к допросу. Предварительное изучение материалов уголовного дела и личности допрашиваемого. Стадии допроса. Подготовка вопросов, их виды. Недопустимость наводящих вопросов.

Искажения истины в показаниях. Добросовестное заблуждение. Особенности протекания психических процессов допрашиваемого как причина искажения сообщаемой информации (дефекты восприятия, памяти, интеллекта, трудности вербализации). Механизмы психологической защиты.



Допрос свидетелей и потерпевших. Влияние возраста, личного опыта, специфики эмоционального состояния на способность свидетеля или потерпевшего давать правильные показания. Мотивы ложных показаний. Приемы активизации памяти. Проблема внушаемости. Специфика допроса потерпевших. Особенности допроса несовершеннолетних и малолетних свидетелей и потерпевших.

Допрос обвиняемых и подозреваемых. Конфликтный характер взаимодействия следователя и подозреваемого (обвиняемого). Защитное поведение допрашиваемого. Мотивы ложных показаний. Диагностика лжи и ее изобличение. Вербальные и невербальные признаки лжи. Приемы правомерного психологического воздействия на допрашиваемого.

Очная ставка, ее цель и психологическая специфика. Причины противоречий в показаниях допрашиваемых.

Взаимное влияние участников очной ставки, возможные негативные эффекты, их преодоление. Наблюдение за поведением участников, их эмоциональными проявлениями как дополнительный источник информации. Способы усиления психологического воздействия очной ставки. Психологическая подготовка участников к проведению очной ставки.


4.2. Психология обыска и осмотра
Специфика обыска – его принудительный характер, конфликт целей участников. Обыск как рефлексивная игра. Подготовка следователя к обыску, предварительное изучение личности обыскиваемого. Учет профессии, культурного уровня, увлечений, привычек, образа жизни, контактов, физических возможностей лица, подвергаемого обыску, для построения версий о возможном местонахождении укрываемых предметов.

Требования к психическим качествам следователя, предъявляемые ситуацией обыска. Наблюдение как основной способ получения информации. Демаскирующие признаки – наличие необычных предметов или их местонахождение, несоответствие образу жизни обыскиваемого, обстановке помещения. Анализ поведения людей, домашних животных. Значение эмоциональных реакций обыскиваемых.

Психологические приемы сокрытия спрятанных предметов. Инсценировки, «ложные следы», попытки отвлечения внимания, навязывания помощи, провокации конфликта.

Осмотр как сложная интеллектуальная деятельность, направленная на реконструкцию произошедшего, установление значимых связей между изменениями обстановки места происшествия и действиями преступника. Необходимость внимательности, наблюдательности, воображения, следственной интуиции. Недопустимость предвзятости, стереотипности гипотез.

Выявление инсценировок. Их виды. Мотивы.


4.3. Психология иных следственных действий
Опознание. Понятие идентификационных признаков. Уровень специфичности признаков. Необходимые и достаточные признаки. Комплексные и простые признаки, приметы.

Стадии процесса опознания. Стадия формирования образа. Влияние объективных и субъективных факторов. Значимые для воспринимающего характеристики субъекта (внешность, намерения, действия). Личность опознающего, его индивидуальные особенности, состояния. Искажения, иллюзии восприятия. Завершение формирования образа – вербальное описание, его трудности. Стадия распознавания. Требования к организации процесса опознания. Виды узнавания. Оценка результатов опознания следователем, судом.

Следственный эксперимент. Его цели. Виды следственных экспериментов. Следственный эксперимент как моделирование (объективных факторов, субъективных факторов, действия, события или явления). Результаты эксперимента. Положительные – установление объективной возможности выполнения какого-либо действия. В том числе для конкретного лица. Отрицательные результаты, их значение.

Проверка показаний на месте. Ее цели и содержание. Стадии.

Проверка показаний на месте как эффективное средство актуализации памяти. Узнавание. Ассоциативные связи. Понятие ориентиров – наиболее запоминающихся объектов, особенностей местности. Опорные пункты – элементы местности, связанные с конкретным событием (место встречи соучастников, место совершения преступления, укрытия спрятанного). Использование моторной памяти для актуализации воспоминаний, проверки показаний. Недопустимость подсказки и внушения.



Раздел 5. Использование специальных психологических познаний

при прокурорских проверках

5.1. Применение психологических познаний по делам
и материалам ксенофобского содержания

Участие специалистов-психологов в прокурорских проверках по делам и материалам, которые требуют оценки с точки зрения их возможной экстремистской направленности. Письменная научная консультация специалиста.

Анализ материалов прокурорских проверок специалистом как разновидность психологического исследования. Объекты и предмет исследования. Методы психологического исследования спорного материала. Психологические признаки возбуждения национальной, расовой и религиозной вражды и ненависти как критерии оценки спорных материалов. Типовые вопросы, рекомендуемые прокурорским работникам для постановки перед специалистами-психологами. Границы профессиональной компетентности психологов при анализе спорных материалов СМИ. Совместные консультации с лингвистами и представителями других наук.

Использование прокурором данных консультативного психологического заключения при определении экстремистской направленности спорного материала.
5.2. Использование психологических познаний
для оценки невербальных компонентов текстов
СМИ и других изображений

Невербальная коммуникация: понятие, структура, средства, подходы к изучению и примеры использования. Индивидуально-психологические особенности восприятия и понимания неречевых коммуникативных сообщений и проблема их вербализации, значимость социального и культурного контекста.

Публично демонстрируемые произведения искусства (или другие изображения) и невербальные компоненты средств массовой информации как методы коммуникативного воздействия: виды, особенности и основания использования, примеры. Понятие коммуникативного жеста.

Конституционное право гражданина выражать свое мнение любым способом, включая неречевые средства и языки культуры. Правовая регламентация ненадлежащего и преступного использования невербальных коммуникативных средств – коммуникативных жестов, рисунков, иллюстраций и публично демонстрируемых произведений. Проблема правовой оценки спорных изображений. Основные правила определения смысловой направленности иллюстративного материала медийных текстов. Необходимость использования специальных познаний о невербальной коммуникации для проведения прокурорских проверок по поводу спорных изображений. Консультации со специалистами и назначение экспертизы.

Раздел 6. Использование специальных
психологических познаний при расследовании
и судебном разбирательстве уголовных дел


6.1. Формы участия психолога в расследовании
Использование специальных (профессиональных) психологических познаний для установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания по уголовному делу. Судебно-психологическая экспертиза как вид судебной экспертизы. Участие в расследовании психолога в качестве специалиста. Регламентация в уголовно-процессуальном законе порядка использования специальных познаний в форме экспертизы и участия специалиста. Права и обязанности эксперта и специалиста. Отличия процессуального положения сведущего лица в качестве специалиста от эксперта. Компетенция эксперта и специалиста. Участие специалиста в конкретном следственном действии.

Устная или письменная консультация как внепроцессуальная форма участия специалиста в расследовании. Использование психологической консультации при рассмотрении дел в надзорном и кассационном порядке для оценки полноты и обоснованности заключений экспертов, данных в предыдущих стадиях производства по делу. Помощь психолога-консультанта в решении вопросов о компетенции судебно-психологической экспертизы; возможности и целесообразности ее назначения по конкретному уголовному делу; соответствии заключения предъявляемым ему требованиям, методике экспертного исследования, научной обоснованности ее выводов; конкретных психологических вопросов, возникающих в ходе расследования; некоторых общепсихологических вопросов.
6.2. Предмет, задачи и компетенция
психологической экспертизы

Судебно-психологическая экспертиза как процессуальное средство установления истины. Оценка заключения экспертизы как одного из доказательств по конкретному уголовному делу. Использование специальных психологических познаний по конкретным уголовным делам как важная гарантия от объективного вменения.

Предмет, объекты экспертного исследования. Специфическая сущность судебно-психологической экспертизы как самостоятельного вида экспертного исследования. Основные задачи и компетенция судебно-психологической экспертизы.

Методы психологической экспертизы: наблюдение, беседа, тестирование; изучение продуктов деятельности человека, биографических и автобиографических материалов, данных клинического наблюдения, ретроспективный анализ поведения по материалам уголовного дела и др.

Источники информации о психической деятельности человека – вещественные доказательства, протоколы допросов, документы, продукты психической деятельности (дневники, письма и пр.), зафиксированные результаты экспериментально-психологического обследования участников уголовного процесса.

Современная практика проведения психологических экспертиз. Типичные организационные и методические ошибки при назначении и производстве психологической экспертизы
6.3. Основные направления психологической экспертизы
Основные направления психологической экспертизы:

исследование личности обвиняемого;

исследование психологических мотивов конкретного преступного поведения;

диагностика аффекта у обвиняемого в момент совершения им преступления;

диагностика эмоционального состояния обвиняемого на момент совершения преступления (помимо аффекта), существенно влияющего на способность правильно осознавать явления действительности, содержание конкретной ситуации и на способность произвольно регулировать свое поведение;

установление способности несовершеннолетних обвиняемых, имеющих признаки отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, полностью сознавать значение своих действий и определение меры их способности руководить своим поведением;

установление способности несовершеннолетних и малолетних потерпевших (по делам об изнасиловании) понимать значение насильственных действий и способности оказывать сопротивление;

установление способности несовершеннолетних обвиняемых (по делам об изнасиловании несовершеннолетних и малолетних) с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей в полной мере сознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими, а также его способности правильно оценивать, понимать и интерпретировать состояние потерпевшей;

исследование принципиальной способности свидетелей и потерпевших с учетом индивидуально-психологических и возрастных особенностей, уровня психического развития правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания;



посмертная экспертиза для выяснения вопроса о том, находился ли умерший в период, предшествующий смерти, в психическом состоянии, предрасполагающем к самоубийству, и если находился, то чем оно могло быть вызвано, и др.

6.4. Участие психолога в проведении комплексной
психолого-психиатрической экспертизы (КСППЭ)

Понятие и сущность комплексной психолого-психиатрической экспертизы. Предмет, объект и методы. Пограничные проблемы, входящие в предмет и психологии, и психиатрии. Проблема вменяемости-невменяемости. Соотношение «медицинского» и «психологического» критериев невменяемости. Понятие саморегуляции поведения в юридически значимых ситуациях, причины ее нарушения или снижения. Учет этого обстоятельства для индивидуализации ответственности.

Правовые основания назначения комплексной экспертизы. Принципы взаимодействия психолога и психиатра и проведение совместного экспертного исследования. Проведение комплексной экспертизы в отношении:

обвиняемых с психическими расстройствами в рамках вменяемости;

несовершеннолетних с отставанием в психическом развитии;

потерпевших и свидетелей с аномалиями психики (в том числе несовершеннолетних).

Организационные и методические ошибки при назначении и проведении КСППЭ. Нарушения компетенции экспертами-психологами и психиатрами. Назначение КСППЭ при необходимости и достаточности психологической экспертизы. Неправильная постановка вопросов перед экспертами. Некритичное использование правоприменителем заключения и выводов экспертизы.


Раздел 7. Психологические особенности основных
участников судебного разбирательства

7.1. Психология обвиняемого
Обвиняемый как центральная фигура процесса предварительного и судебного расследования. Необходимость установления мотивации преступления, его механизма, специфики эмоционального состояния и личностных особенностей лица, привлекаемого в качестве обвиняемого.

Влияние совершенного преступления на личность и поведение виновного. Улики поведения – поступки, свидетельствующие о сознании вины, страхе ответственности и виновной осведомленности.

Психологическая защита, механизмы самооправдания: искажение представлений о криминальной ситуации; приписывание ответственности внешним обстоятельствам, действию других лиц; убеждение в формальности нарушаемых запретов, девальвация правоохраняемых ценностей и личности жертвы; преуменьшение своей роли в преступлении; оправдание и героизация своих действий; подмена и облагораживание мотивов и целей поведения.

Мотивы отрицания вины: страх ответственности и наказания; боязнь огласки, стыд; стремление выгородить соучастников, опасение мести с их стороны и пр. Мотивы признания вины.

Проблема ложных показаний. Понятие самооговора, его мотивы. Оговор.
7.2. Психология потерпевшего
Законодательное определение потерпевшего. Необходимость исследования психологии потерпевшего для успешного расследования преступления, его правильной правовой квалификации, установления меры ответственности преступника и индивидуализации наказания.

Соотношение понятий «потерпевший» и «жертва преступления». Виктимность. Общая и специальная виктимность. Характер взаимоотношений обвиняемого и потерпевшего. Способствующее поведение жертвы преступления. Провоцирующее поведение потерпевшего, послужившее поводом для совершения преступления.

Психологические характеристики потерпевших от различных видов криминальных деяний – против личности, против половой неприкосновенности, против собственности. Проблема особых психических состояний потерпевших в период, предшествующий преступлению, в момент его совершения и в результате его последствий. Особенности несовершеннолетних и малолетних потерпевших. Психологическое содержание понятия беспомощного состояния. Проблема достоверности показаний потерпевших и ее оценки.
7.3. Психология свидетеля
Уголовно-процессуальное положение свидетеля. Статья 51 Конституции РФ. Законодательное определение свидетеля и свидетельских показаний. Порядок оценки и проверки показаний свидетеля как источника доказательств компетентным органом.

Значение проблемы психологии свидетельских показаний для юридической психологии. Психическая деятельность лица, дающего показания. Анализ психологических процессов восприятия, запоминания и воспроизведения конкретными свидетелями фактических данных, существенных для дела. Объективные и субъективные условия, влияющие на точность восприятия события. Половые различия, влияние профессии, интереса свидетеля к тем или иным явлениям, предметам на точность и правильность восприятия. Память и мышление. Взаимодействие и взаимопроникновение познавательных, эмоциональных и волевых процессов в припоминании. Припоминание как активная умственная деятельность, в которой проявляются не только мышление, воля и чувства, а личность в целом с ее активным отношением к действительности.

Индивидуальные и возрастные (особенности показаний несовершеннолетних и пожилых лиц) различия в способности давать показания. Ее зависимость от полноценности органов чувств, уровня развития, продуктивности и надежности памяти, качеств мышления, индивидуального жизненного опыта, запаса знаний, интересов, личностных особенностей, отношения к самому происшествию. Влияние алкоголя, усталости, утомления эмоционального состояния на способность давать показания.

Добросовестное заблуждение. Заведомая ложь.


7.4. Психология государственного обвинителя
Поддержание государственного обвинения в суде – важнейший вид прокурорской деятельности: психологические особенности. Двойственный характер внутренней психологической позиции прокурора в суде и проблемы «обвинительного уклона». Публичный характер профессиональной коммуникации прокурора в судебном заседании. Коммуникативные качества прокурора, судебная речь и требования к ней. Использование прокурором вербальных и невербальных средств общения, методов убеждения и внушения.

Психологическая специфика работы прокурора в суде с участием присяжных заседателей. Особенности восприятия ими доказательств и понимания языка участников процесса. Коллегия присяжных заседателей как малая группа: социально-психологическая специфика.


7.5. Психология адвоката
Защита прав и интересов обвиняемого как основная функция адвоката по уголовным делам. Специфика деятельности адвоката. Обусловленность действий адвоката его процессуальным положением. Конфликтный характер деятельности, внешние и внутренние конфликты, связанные со спецификой социальной роли защитника.

Индивидуальные и личностные особенности профессионально успешного адвоката. Интеллектуальный уровень, аналитические способности, гибкость и нестандартность мышления, эрудиция. Эмоционально-волевые качества – целеустремленность, настойчивость, стрессоустойчивость, способность противостоять давлению, принимать и реализовывать решения в сложных ситуациях. Коммуникативные качества – умение налаживать контакт с подзащитным, продуктивно взаимодействовать с другими участниками процесса. Особенности построения речи адвоката – обоснованность, аргументированность, последовательность, убедительность, эмоциональность, способность оказывать необходимое психологическое воздействие на аудиторию и участников процесса. Морально-этические требования к личности и деятельности адвоката.


7.6. Психология судьи
Судья как должностное лицо, осуществляющее правосудие, и как носитель судебной власти. Роль и задачи судьи в правовом государстве. Публичный характер деятельности судьи и воспитательная функция. Требования к морально-нравственным и социально-психологическим качествам личности судьи. Профессиональный отбор кандидатов на должность судьи.

Психология профессиональной деятельности судьи. Познавательный аспект деятельности и требования к интеллектуальным способностям судьи. Коммуникативный аспект: способности к социальному взаимодействию, приему и передаче вербальной и образной информации. Организаторский аспект деятельности судьи.

Психоэмоциональное состояние судьи в условиях высокой стрессогенности, конфликтного характера профессиональной деятельности и атрибуции ответственности за принятые решения. Проблема эмоционального выгорания судьи и профессиональной деформации. Психопрофилактика и психологическое обеспечение судебной деятельности.

Психологические особенности формирования судейского убеждения и поведения на разных этапах судебного разбирательства. Психологическая специфика деятельности судьи в суде присяжных.


Раздел 8. Психологические аспекты деятельности
органов прокуратуры и труда прокурорских работников

8.1. Психология прокурорско-следственной деятельности
Психологическое изучение профессий. Понятие профессиограммы прокурорско-следственной деятельности.

Основные виды профессиональной деятельности прокурора и следователя: психологический подход. Следственная, надзорная, координационная деятельность, их психологические особенности.

Ведущие содержательные особенности прокурорско-следственной деятельности. Жесткая правовая регламентация профессиональной деятельности. Властный, обязательный характер профессиональных полномочий. Разнообразие решаемых задач, творческий характер профессиональной деятельности. Независимость деятельности и высокая персональная ответственность прокурора, следователя за свои действия и принимаемые решения. Напряженный характер труда прокурора, следователя.

Главные психологические подструктуры прокурорско-следственной деятельности: познавательная, коммуникативная и организационно-управленческая.


8.2. Психология личности
прокурорско-следственного работника

Психологическое изучение личности прокуроров и следователей в целях повышения эффективности деятельности органов прокуратуры: профессиографический подход.

Понятие психограммы личности как составной части профессиограммы. Психограмма личности профессионально успешного и малоэффективного прокурорско-следственного работника. Основные факторы профессиональной пригодности. Высокий уровень социализации личности прокурора, следователя. Познавательные способности. Эмоционально-волевая устойчивость прокурора, следователя. Коммуникативные и организаторские способности.

Психологические особенности личности различных групп и категорий прокурорско-следственных работников. Личностное развитие прокурора и следователя как фактор профессионального роста и становления, достижения профессионального мастерства. Проблемы профессиональной деформации.

Личность прокурора, следователя в фокусе общественного мнения. Типичные стереотипы. Самооценка личности и мотивация профессиональной деятельности прокуроров, следователей.


8.3. Психологические аспекты управления
в органах прокуратуры

Управленческая деятельность в структуре труда прокурора, следователя. Психологические особенности управления в прокуратуре, их связь с организационными основами строения системы органов прокуратуры. Негативное влияние высокого уровня бюрократизации деятельности и чрезмерной централизации управления.

Понятие стиля руководства. Классификации стилей. Доминирование директивного стиля руководства в органах прокуратуры.

Взаимосвязь управления и других видов профессиональной деятельности (надзора, координации, поддержания государственного обвинения в суде) в структуре труда прокурора.
8.4. Психологическое обеспечение работы
с кадрами органов прокуратуры

Психолог в органах прокуратуры: цели, задачи и основные направления деятельности. Психологическая служба в системе кадровых подразделений органов прокуратуры.

Профессиональный психологический отбор кандидатов на службу в органы прокуратуры и кандидатов в абитуриенты высших учебных заведений органов прокуратуры. Психологическая оценка прокурорских работников, кадрового резерва на руководящие должности в органах прокуратуры. Участие психолога в работе аттестационных комиссий.

Психолог в прокурорском коллективе. Изучение и оптимизация социально-психологического климата в первичных трудовых коллективах. Анализ и профилактика конфликтных ситуаций. Участие в кадровых проверках.

Участие психолога в профессиональной адаптации молодых специалистов. Индивидуальное психологическое консультирование прокурорско-следственных работников. Исследования социально-психологического самочувствия прокурорско-следственных работников.



Повышение психологической компетентности прокурорских работников. Обучение и психологическое консультирование руководящих работников органов прокуратуры по вопросам оптимизации управления, организации эффективного взаимодействия с подчиненными.
Рекомендуемая литература


  1. Андрианов М.С., Ефремова Г.Х. Общественное мнение о деятельности прокуратуры по укреплению законности. Научная информация по вопросам борьбы с преступностью № 3 (162) М., 2004.

  2. Андрианов М.С. Использование специальных познаний для определения смысловой направленности невербальных (изобразительных) коммуникативных средств. Научно-практическое пособие. М., 2006.

  3. Андрианов М.С., Артемов В.В., Маматов М.В., Чернышова Т.Е. Правовое просвещение в средствах массовой информации. Опыт работы органов прокуратуры Российской Федерации. – М.: 2013.

  4. Ефремова Г.Х., Ратинов А.Р. Изучение правосознания и общественного мнения о преступности и деятельности правоохранительных органов. М., 1989.

  5. Ефремова Г.Х., Ратинов А.Р. Правовая психология и преступность молодежи. М., 1976.

  6. Ефремова Г.Х., Андрианов М.С., Кроз М.В. Психологические проблемы управления в коллективах органов прокуратуры. М., 2005.

  7. Коченов М.М. Судебно-психологическая экспертиза. М., 1977.

  8. Коченов М.М. Введение в судебно-психологическую экспертизу. М., 1980.

  9. Криминальная психология: курс лекций / под ред. О.Д. Ситковской. М., 2013.

  10. Криминальная психология: учебное пособие / под ред. О.Д. Ситковской. – М.: 2014.

  11. Кроз М.В. Психология прокурорской деятельности: пособие для прокуроров. М., 2009.

  12. Кроз М.В. Психология личности прокурора: пособие для прокуроров. – М.: 2012.

  13. Личность преступника как объект психологического исследования. Сб. статей. М., 1979.

  14. Насилие, агрессия, жестокость. Криминально-психологическое исследование. М., 1990.

  15. Прикладная юридическая психология. Учебник / под ред. А.М.Столяренко. М., 2001.

  16. Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. М., 2001, 2008.

  17. Ратинов А.Р., Ефимова Н.И. Психология допроса обвиняемого. М., 1988.

  18. Ратинов А.Р., Кроз М.В., Ратинова Н.А. Ответственность за разжигание вражды и ненависти. Психолого-правовая характеристика. М., 2005.

  19. Ситковская О.Д. Психология уголовной ответственности. М., 1998.

  20. Ситковская О.Д., Конышева Л.П., Коченов М.М. Новые направления судебно-психологической экспертизы. М., 2000.

  21. Ситковская О.Д. Аффект. Криминально-психологическое исследование. М., 2001.

  22. Ситковская О.Д., Конышева Л.П. Участие психолога в раскрытии и расследовании убийств. Научно-методическое пособие. М., 2002.

  23. Ситковская О.Д. Психология свидетельских показаний. Научно-практическое пособие. М., 2007.

  24. Ситковская О.Д. Уголовный кодекс Российской Федерации. Психологический комментарий. М., 2009.

  25. Социально-психологическое самочувствие прокурорских работников как фактор повышения эффективности деятельности органов прокуратуры. Сборник научных трудов. М., 2002.

  26. Энциклопедия юридической психологии / под ред. А.М. Столяренко. М., 2002.

  27. Энциклопедия / под общ. ред. О.С. Капинус. – М.: 2013. С. 356 – 374.

  28. Юридическая психология. Хрестоматия. Сост. В.В. Романов, Е.В. Романова. М., 2000.

  29. Юридическая психология: учебник / под науч. ред. О.Д. Ситковской. М., 2011.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница