Ю. И. Кашурин «10» декабря 2012 г. Приказ №279-о от «10» декабря 2012 г. Программ а



Дата15.02.2016
Размер146 Kb.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

«ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОММУНАЛЬНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»

Утверждаю

Директор ГОУ СПО ТО ТГКСТ

_________________Ю.И. Кашурин

« 10 » декабря 2012 г.

Приказ № 279-о от «10» декабря 2012 г.

П Р О Г Р А М М А
«ЗДОРОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ»

2012 г.
Актуальность
Здоровье - важнейшая ценность. Оно определяет качество жизни человека и благополучие общества. Здоровье подрастающего поколения является залогом успешного развития нашего общества. Высокое качество образования, включая и процесс, и ре­зультаты, - также не может быть достигнуто без учета потенциала здоровья всех участников образовательного процесса - студентов, педагогов, работников ГОУ СПО ТО «Тульский государственный коммунально-строительный техникум», родителей.

Тема сохранения здоровья студенческой молодежи уже не один год является предметом обсуждения педагогов, врачей, ученых: с одной стороны - трудности в учебе, связанные с нарастающей сложностью учебных программ, с другой - ухудшающееся здоровье молодых туляков. В некоторых исследованиях отмечается, что юноши и девушки становятся менее выносливыми и жизнестойкими, у них снижаются защитные силы организма.

Многочисленные публикации на эту тему можно встре­тить в научной и популярной печати. И, наконец, по наблюдениям педагогов, в последние годы происходит снижение учебной активности, замедление их психического и физического развития молодежи. По результатам научных исследований последних лет человечество просто обречено на вымирание в силу его физического увядания, утраты телесных, энергетических и психических потенциалов, ухудшения экологии Земли. Влияет на здоровье человека:
- недостаточность этического и эстетического воспитания, влекущая за    собой бескультурье, приобщение молодежи к алкоголю, курению, полное безразличие к жизни;
- длительное пребывание у телевизоров, работа с использованием компьютеров приводят к росту числа заболеваний глаз, нарушениям опорно-двигательного аппарата — гиподинамии;
- неспособность и недостаточность работы системы здравоохранения в профилактическом направлении.

Формирование и укрепление здоровья, внедрение здорового образа жизни в учреждения среднего профессионального образования - задача не столько медицинская, сколько социально-педагогическая, экономическая, политическая. Без формирования у всех участников образовательного процесса (студентов, педа­гогов и работников ГОУ СПО ТО «Тульский государственный коммунально-строительный техникум», родителей) потребности в сохранении и укреплении здоровья, основную задачу - подготовку к жизни подрастающего поколения, повышение уровня образования и качества образования и воспитания - осуществить невозможно, как невозможно осуществить ее в рамках только одной системы - образования или здравоохранения. Загрузка памяти студента обширной информацией отодвинула на задний план формирование у него нравственно здорового образа жизни.    Образовательный процесс до сих пор направлен на развитие интеллектуальных способностей студентов, в ущерб формированию умений и навыков, необходимых для принятия решений по поводу личного здоровья, сохранения и улучшения безопасной, здоровой физической среды обитания. И определяет это ряд причин:


1) сложность и насыщенность учебной программы, создающая у отдельных студентов снижение резистентности организма и вызывающая рост хронических заболеваний;
2) неадекватность оценки своего здоровья, нежелание следовать здоровому образу жизни;

3) отягощенность хроническими заболеваниями, полученными ранее.


Осознание этого требует изменения вектора воспитательного поля в сторону здоровья и физического совершенствования студентов. На фоне благополучного здоровья более эффективно будет достигаться цель Программы развития: переход к качеству образования.
Актуальность Программы заключается в том, что она ориентирована на решение таких значимых проблем, устранение которых в сумме может дать максимально возможный полезный эффект оздоровления студентов и преподавателей, сохранения их психического здоровья и обеспечения социальной адаптивности каждого из субъектов образовательного процесса.

Перед техникумом встают две задачи. Во – первых,  сохранить, поддержать, укрепить тот уровень здоровья, с которым студент приходит в образовательное учреждение. Во – вторых, воспитать у него ценностное отношение к собственному здоровью.


Цель программы

2.1 Создание необходимого инновационного потенциала, организационных, методологических, методических предпосылок для комплексного решения проблемы укрепления и сохранения здоровья студентов;

2.2 Организация межведомственного взаимодействия с государственными, общественными организациями и частными лицами;

2.3 Организация системы методической и информационной поддержки по вопросам профилактики заболеваний и формированию здорового образа жизни;

2.4 Создание модели профилактики заболеваний и формирования здорового образа жизни в ГОУ СПО ТО «Тульский государственный коммунально-строительный техникум».

Задачи программы


  1. Обеспечить сохранение здоровья, безопасность жизнедеятельности студента.

  2.  Обеспечение организации образовательного процесса, предотвращающей формирование у студентов дезадаптационных состояний (переутомления, гиподинамии, дистресса и др.)

  3. Создание системы общественной поддержки по реализации программы.

Она направлена на формирование у студентов ценностного отношения к собственной жизни и здоровью, воспитанию  у студента потребности в ЗОЖ. Педагогический коллектив техникума ставит перед собой задачу дальнейшей раз­работки и освоения наиболее перспективных технологий обуче­ния, и в первую очередь — здоровьесберегающих  технологий.
Комплексная программа « Здоровое поколение» призвана воспитывать у студента потребность быть здоровым, научить его этому, организационно помочь в сохранении и формировании здорового образа жизни. В результате практической реализации всех составляющих Программы модель выпускника техникума  наполнится здоровьесберегающим содержанием:
1) способностью управлять своим здоровьем;
2) адекватно воспринимать физиологические процессы, происходящие внутри собственного

организма, регулировать их сообразно имеющимся природным возможностям;


3) формировать негативное отношение к асоциальным поступкам по отношению к своему

здоровью.



Приоритетные направления действия программы:

  • учебно-воспитательная работа — научно обоснованная, строго регламентированная, оптимально организованная, способствующая формированию, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и преподавателей, обеспечивающая их правильное физическое и психологическое развитие, формирующая здоровый образ жизни и повышающая качество образования в целом;

  • диагностическая работа — комплекс мероприятий, направленных на отслеживание параметров здоровья студентов  и преподавателей, изучение подвижности адаптационных перестроек и работоспособности под действием природных и социальных факторов среды обитания;

  • профилактическая работа — предупреждение и своевременное выявление отклонений в   развитии и состоянии здоровья, профилактика обострений и прогрессирования болезненного процесса;

  • научно-методическая работа — скорейшее внедрение результатов научных достижений в плане сохранения и укрепления здоровья в практику образовательного процесса,

  • разработка новых авторских учебных программ, методик и приемов обучения, обеспечивающих целостное формирование здорового образа жизни;

  • информационно-просветительская работа — пропаганда здорового образа жизни, наглядная агитация, консультации по всем здоровьесберегающим технологиям, включая такие формы работы, как индивидуальная, групповая и коллективная;



Содержание Программы «Здоровое поколение»

Программа «Здоровое поколение»» направлена на создание модели образовательного учреждения, при которой студенты могли бы не только получить образование в полном соответствии с государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования, но и реализовать свои способности, сформировать ценностные ориентации на здоровый образ жизни; наряду со студентами педагоги и родители также активно участвуют в проекте с целью укрепления своего здоровья.

В программе важен не только результат, но и процесс его достижения, «условия образовательной среды», «образ жизни» в ГОУ СПО ТО «Тульский государственный коммунально-строительный техникум», в том числе:

- укрепление здоровья и управление собственным здоровьем студентов с учетом всех аспектов повседневной жизни; необходимо научить подрастающее поколение справляться с различными ситуациями, делать правильный выбор в отношении алкоголя, наркотиков, двигательной активности;

- улучшение санитарно-гигиенических условий, материально-технической и учебной базы ГОУ СПО ТО «Тульский государственный коммунально-строительный техникум», социально-психологического климата в коллективе;

- налаживание эффективного межведомственного сотрудничества, повышение взаимодействия ГОУ СПО ТО «Тульский государственный коммунально-строительный техникум" с представителями других ведомств и секторов (здравоохранение, спорт, культура и т.д.), с общественными организациями, с представителями средств массовой информации - со всеми, кто, так или иначе, работает в области охраны и укрепления здоровья.

При внедрении Программы «Здоровое поколение» необходимо:

- введение личностно-ориентированного подхода в преподавание учебных пред­метов и дисциплин;

- организация целенаправленной внеклассной работы по формированию здорового образа жизни;

- вовлечение родителей в реализацию Программы;

- повышение у студентов самооценки, самоуважения и уверенности в «управлении» своей жизнью»;

- проведение мероприятий, на которых студенты получают информацию, способствующую принять здоровый образ жизни, как необходимое условие для успешной реализации жизненных установок.



Механизм реализации поставленных задач

    1. 3.1 Организация совместной деятельности ГОУ СПО ТО «Тульский государственный коммунально-строительный техникум» с органами здравоохранения (МУЗ «Городская больница № 12», социально-психологической службой «Шанс», социально-психологическим центром «Помощь», Тульским областным наркологическим диспансером, Тульским областным кожно-венерологическим диспансером).

3.2 Взаимодействие с Управлением по физической культуре, спорту и молодежной политике г. Тулы и общественными организациями.

3.3 Совершенствование информационного обеспечения педагогических работников и студентов ГОУ СПО ТО «Тульский государственный коммунально-строительный техникум» в вопросах профилактики заболеваний и здорового образа жизни.

3.4 Создание условий и среды, способствующих сохранению и укреплению здоровья.

3.5 Формирование индивидуальной ответственности студентов за сохранение и укрепление своего здоровья.

3.6 Раннее выявление нарушений здоровья, факторов риска развития заболеваний и их коррекция.

3.7 Повышение уровня информированности студентов по вопросам здорового образа жизни, профилактики заболеваний, предотвращения распространения зависимостей (табакокурения, алкоголизма, наркомании).



План реализации Программы «Здоровое поколение»

В техникуме осуществляются следующие мероприятия:

а) количественный анализ состояния здоровья студентов и работников техникума.
Анализируется структура и уровни заболеваемости по данным статистики в динамике (источниками получения информации служат документы статистической отчетности, медицинские карты, результаты медицинских профилактических осмотров (при соблюдении конфиденциальности информации), данные о пропусках занятий по болезни, иные показатели статистики).

Данный ситуационный анализ позволяет выявить количественные показатели заболе­ваемости участников образовательного процесса. Он формируется в виде таблиц и диаг­рамм.

б) качественный анализ образа жизни студентов (на основе анкетирования и тестирования) по вопросам:


  • социально-бытовые условия жизни;

  • потребление табака;

  • потребление алкоголя;

  • физическая активность;

  • проведение досуга;

  • привычки питания;

  • личная гигиена;

  • потребление лекарств;

  • отношение к своей внешности;

  • самооценка состояния здоровья;

  • психическое здоровье;

  • отношения со сверстниками;

  • отношения с родителями;

  • успеваемость и отношения с педагогами;

  • травматизм.

4.2 Определение приоритетных направлений

Определение приоритетов помогает выполнить следующие задачи:



  • наметить первоочередные мероприятия;

  • установить наиболее эффективные пути использования ресурсов;

  • определить сроки, в рамках которых может быть осуществлено дальнейшее

планирование.
5 Основные блоки Программы «Здоровое поколение»

5.1 Организационный



  • проведение совещаний, заседаний;

  • подготовка основных нормативных документов (договоров, приказов, распоряжений).

  • 5. 2 Методический

  • Выработка единой методологии профилактики заболеваний и формирования ЗОЖ;

  • проведение семинаров;

  • подготовка методических рекомендаций по проблеме.

5. 3 Информационный

  • отбор, переработка, анализ информации, поступающей из различных источников;

  • знакомство с научно-популярной медицинской литературой (памятками , листовками, буклетами, брошюрами) ;

  • взаимодействие со средствами массовой информации;

  • создание банка данных по проблеме.

5.4 Медицинский

  • диспансерное наблюдение за лицами, имеющими хронические заболевания, профилактика обострений и рецидивов;

  • раннее выявление, диагностика, лечение заболеваний;

  • выявление и коррекция факторов риска;

  • врачебный контроль за студентами, занимающимися физкультурой и спортом.

5.5 Психологический:

- психогигиена;

- психопрофилактика;

- психодиагностика;

- консультирование;

- психокоррекция.

5. 6 Образовательно-воспитательный:

- создание условий, соответствующих здоровьесберегающим технологиям в образовательном пространстве;

- ведение в учебно-воспитательный процесс проблем программы (во время проведения уроков, классных тематических часов).

5.7 Юридический блок:

- в рамках преподавания общественных дисциплин предоставление информациио-
правовой стороне сохранения и укрепления здоровья;

- приглашение специалистов для освещения юридических аспектов личной ответственности студентов и преподавателей при наличии некоторых заболеваний.



6 Основные принципы реализации Программы «Здоровое поколение»

6.1 Активизация политики укрепления здоровья

Усиление профилактического направления в деятельности органов образования и здравоохранения являются эффективным средством воздействия на индивидуальные особенности и создания основы для укрепления здоровья молодежи. При этом необходимо использовать два основных принципа:

- формировать и поддерживать стремление студентов к позитивным изменениям в их образе жизни;

- создавать условия в физической, психологической и социальной среде, благоприятствующие этим изменениям.

6.2 Научный подход

Проведение исследований среди студентов (анкетирования, тестирования, использование результатов медицинских показателей состояния здоровья студентов) и внедрение в работу специалистов медицинских учреждений новых методик и технологий является важнейшим звеном в профилактике заболеваний и формировании здорового образа жизни.

6.3 Мониторинг

Проведение медицинскими работниками научно-обоснованного, объективного, аналитического исследования проблемы медицинской профилактики.

6.4 Ресурсы

Необходимо в первую очередь мобилизовать ресурсы из различных источников на организацию и проведение профилактической работы.

6.5 Межведомственное сотрудничество

Сотрудничество различных государственных, общественных организаций, правоохранительных органов, представителей религиозных конфессий, частных лиц является ключевым для консолидации усилий и реализации программы профилактики.

6.6 Интеграции

Проблемы медицинской профилактики не могут быть изолированы и рассматриваться обособленно, они часто связаны с другими социально-экономическими проблемами.

6.7 Профессиональное образование

Важнейшим принципом реализации Программы профилактики является кадровая политика. Необходимо создание единой системы непрерывного образования всех специалистов, участвующих в реализации данной программы. Образование педагогов является важнейшим звеном при решении проблем медицинской профилактики. Уровень знаний и навыков в вопросах здоровья и здорового образа жизни обусловливает степень восприятия профилактических программ, а также участие в них.

6.8 Эффективная коммуникация

Необходимо быть ясными и последовательными в своих обращениях к молодежи, при каждой удобной возможности делать акцент на профилактике, а также на том, какие факторы риска представляют собой наибольшую угрозу каждому индивиду и нации в целом.

6.9 Дифференцированность

Информацию по профилактике и формированию здорового образа жизни необходимо предоставлять в соответствии с возрастными рамками.

7 Целевые группы Программы «Здоровое поколение»

1 Студенты по возрастным категориям.

2 Преподаватели и сотрудники.

3 Представители организаций-партнеров.



8 Сроки реализации программы «Здоровое поколение» (этапы)

Реализация программы предполагает три этапа и рассчитана на срок с 2012 по 2016 г.г.

8.1 Первый этап (2012-2013 учебный год)

Подготовка планов. Создание нормативной базы. Определение партнеров и разграничения их функций и полномочий. Подготовка партнеров, участвующих в программе. Начальный этап создания системы управления проблемой. Начальный этап создания модели профилактики заболеваний и формирования ЗОЖ в муниципальном образовательном учреждении. Проведение различных диагностических и профилактических исследований. Проведение мониторинга и анализ текущей деятельности по проблеме определения исходного уровня здоровья студентов и сотрудников, знакомство с базовыми понятиями здорового образа жизни.

8.2 Второй этап (2013-2014 учебный год)

Развертывание системы управления проблемой. Подготовка методических рекомендаций по различным аспектам профилактики отдельных элементов. Усовершенствование и отработка модели профилактики заболеваний и формирования ЗОЖ. Проведение мониторинга и анализ текущей деятельности по проблеме развития социального отношения к здоровому образу жизни, формирование чувства ответственности за своё здоровье.

8.3 Третий этап (2014-2015 учебный год)

Полное развертывание программы.

8.4 Четвертый этап (2015-2016 учебный год)

Проведение мониторинга и анализ текущей деятельности по проблеме воспитания потребности в зоне сохранения здоровья.



10 Ожидаемые результаты:

10.1 Проявление позитивных ценностных ориентации, определяющих поведенческую деятельность.



    1. Ориентация педагогов на индивидуальный подход в процессе формирования здоровьесберегающих ценностей.

    2. Снижение условий проявления отрицательных факторов:

- употребление психоактивных веществ, наркотиков, алкоголя, курения;

- сквернословия.



    1. Отсутствие и разрешение проблемных педагогических ситуаций и конфликтов.

    2. Возросшая социальная активность.

    3. Динамика роста количества студентов, ведущих здоровый образ жизни.

    4. Снижение уровня общей заболеваемости студентов и сотрудников.

Согласовано:

Заместитель директора по учебной работе В.Г. Цибикова

Заместитель директора по воспитательной работе Л.Н. Горенкова

Исп. Горенкова Л.Н.,

заместитель директора по воспитательной работе





Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница