«Я»-концепция как фактор выбора предпочтительного вида деятельности в профессиональном самоопределении студентов-психологов 19. 00. 03 психология труда, инженерная психология, эргономика



Скачать 387.64 Kb.
страница1/2
Дата10.02.2016
Размер387.64 Kb.
  1   2


На правах рукописи

АБДУРАСУЛОВ Тимур Давранович
«Я»-КОНЦЕПЦИЯ КАК ФАКТОР ВЫБОРА ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНОГО ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ

19.00.03 – психология труда, инженерная психология, эргономика

(психологические науки)

Автореферат

диссертации на соискание учёной степени

кандидата психологических наук



Москва – 2013

Работа выполнена на кафедре экономической психологии и психологии труда

НАНО ВПО «Институт мировых цивилизаций»


Научный руководитель:


КАШИРИН Владимир Петрович

кандидат психологических наук, профессор




Официальные оппоненты:

ФУТИН Вячеслав Николаевич

доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры «Управление персоналом»

ФАЖТ МГУПС (МИИТ) «Российская академия путей сообщения»





СЫРКИНА Анна Леонидовна

кандидат психологических наук, менеджер по подбору и адаптации персонала ООО «Прагматик Экспресс»




Ведущая организация:

ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ)

Защита состоится «29» мая 2013 года в 15:00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 521.003.02 на базе Современной гуманитарной академии по адресу: 109029, Москва, ул. Нижегородская, д. 32, стр. 4 ауд. 352 (зал заседаний диссертационных советов).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Современной гуманитарной академии.

Автореферат разослан «27» апреля 2013 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

Гнездилов Геннадий Валентинович

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью повышения качества профессиональной подготовки субъектов труда. Общество всерьез заинтересовано в подготовке высококвалифицированных кадров. С этой целью вводятся новые стандарты образования, в вузах закладываются основы подготовки конкурентоспособных специалистов. Одной из ключевых задач модернизации современного образования является развитие человека в профессии с учетом собственных представлений о самом себе и возможности успешной реализации в той или иной сфере трудовой деятельности. Особую значимость эта задача приобретает в период актуализации проблемы профессионального самоопределения – периода выбора профессии и профессионального обучения. Специального внимания на фоне психологизации современного общества заслуживает профессия психолога.

Возрастание роли психологических кадров в жизни общества требует расширения и углубления компетенций психолога в определенной сфере психологической практики – конкретной специализации внутри профессии психолога. При всей значимости этого момента вопрос специализации студентов-психологов не получил в психологии труда должного освещения. В момент выбора учебного заведения не все абитуриенты задумываются о своем соответствии выбранной сфере деятельности и востребованности на рынке психологических услуг. «Отсутствие или недостаточная адресованность к личности будущего профессионала при подготовке психологических кадров не предполагает актуализацию ее потенциальных возможностей и тем самым не создает «зону перспективного ее развития» (В.Я. Ляудис, 2007). В итоге большое количество дипломированных специалистов не готовы на практике оказывать профессиональные психологические услуги в соответствии с требованиями общества в лице конкретного заказчика. Обозначенная проблема стала особенно актуальной в связи с массовой подготовкой психологов в нашей стране. Ситуация, когда психологов в стране много, а специалистов-профессионалов существенно меньше, может быть в определенной степени решена при выборе в ходе обучения предпочтительного вида деятельности в профессии, соответствующей конкретной специализации. Специалист, получивший специализацию в соответствии с «Я»-концепцией, определяющей индивидуальные возможности человека, будет способен решать конкретные профессиональные задачи в той сфере социальной практики, которую он в силу своих особенностей призван обслуживать. Актуальность решения данной проблемы и определила выбор темы исследования.



Состояние научной разработанности проблемы исследования.

«Я»-концепция как психологическое понятие приобрело в психологической науке довольно устойчивый статус и широко используется для описания сути личности. Многообразие аспектов «Я», составляющих «Я»-концепцию личности, характеризует ее как многоплановое и многоаспектное личностное образование, определяющее поведение и деятельность (К.А. Абульханова-Славская, В.С. Агапов, Л.И. Божович, И.С. Кон, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин; Р. Бернс, У. Джемс, К. Роджерс, Т. Шибутани и др.). Исследования последних лет свидетельствуют о том, что эта проблема не потеряла своей актуальности и по сей день. В работах авторов показано, что «Я»-концепция является подсистемой целостной, интегральной системы личности (И.В. Барышникова, 1999). Изучены особенности структурных компонентов «Я»-концепции, определяющих коммуникативные способности (Ж.А. Максименко, 2008). Раскрыты условия и средства развития позитивной «Я»-концепции (О.Б. Дутчина, 2004). Большое число работ посвящено профессиональной «Я»-концепции (И.В. Афанасенко, 2005; Т.Л. Григорьева, 2001; С.Т. Джанерьян, 2005; Е.В. Прокопьева, 2007 и др.).

Исследуя профессиональную «Я»-концепцию студентов-психологов на начальных этапах становления психолога, Е.В. Прокопьева (2007) отмечает, что характеристики профессиональной «Я»-концепции студентов-психологов тесно связаны с такими факторами, как: 1) личностные особенности, 2) этапы профессионального становления и 3) адаптированность субъекта к профессии.

Большое количество исследований проведено и по проблеме профессионального самоопределения. Изучены особенности профессионального самоопределения студентов лицея (И.И. Басхаева, 2005; Л.В. Рыкман, 2004). Специальное внимание уделено исследованию профессионального самоопределения и его динамики у студентов вуза (Л.А. Наумова, 2005; М.Г. Угарова, 2006; И.И. Юматова, 2000). Вопросы активизации профессионального самоопределения и необходимость психологического сопровождения профессионального развития студентов-психологов раскрыты в работах И.А. Савенковой (2002), С.В. Ждановой (2007). Разработана концепция личностно-профессионального развития психолога в системе высшего профессионального образования (Л.В. Темнова, 2001). Особый интерес представляет исследование М.Ю. Уваровой (2007), в котором автор определяет профессиональное самоопределение студентов-психологов как процесс, в ходе которого субъект изменяет отношение к своему месту в мире профессий. Причем это изменение представляет собой многоуровневый процесс, включающий несколько этапов.



Анализ исследований показывает, что специального изучения «Я»-концепции в связи с выбором предпочтительного вида деятельности в ходе профессионального самоопределения студентов-психологов не проводилось. Это позволяет констатировать, что на сегодняшний день требуется уточнение содержания «Я»-концепции, выявление ее особенностей и роли в профессиональном самоопределении студентов, выбравших профессию психолога. Арсенал диагностических средств, которыми располагает сегодня практический психолог, недостаточен для диагностики особенностей профессионального самоопределения студентов-психологов. В связи с этим возникает необходимость разработки диагностического инструментария, который позволял бы выявлять предпочтительный вид деятельности в процессе профессионального самоопределения студентов-психологов.

Научная задача исследования. Исследовать особенности «Я»-концепции студентов-психологов как фактор выбора предпочтительного вида деятельности и разработать диагностический инструментарий, позволяющий ориентировать будущих специалистов на выбор специализации, адекватной особенностям их «Я»-концепции.

Цель исследования – выявить особенности «Я»-концепции студентов-психологов как фактор выбора предпочтительного вида деятельности в процессе обучения в вузе и разработать диагностическую методику, направленную на определение предпочтительного вида деятельности (специализации) в ходе профессионального самоопределения.

Объект исследования − профессиональное самоопределение студентов-психологов.

Предмет исследования – «Я»-концепция студентов-психологов как фактор выбора предпочтительного вида деятельности в профессиональном самоопределении.

Гипотезы исследования.

  1. «Я»-концепция студента-психолога является устойчивым личностным образованием с преобладанием характеристик социально-психологического содержания.

  2. Ряд характеристик «Я»-концепции студента-психолога сохраняют устойчивый характер на протяжении всего периода профессиональной подготовки.

  3. Особенности «Я»-концепции студента-психолога определяют выбор профессии и специализации в ней в ходе перманентно протекающего процесса профессионального самоопределения.

  4. Профессиональное самоопределение личности является перманентным процессом, имеющим специфику на различных этапах: выбора профессии, самоопределения в рамках профессии – выбора специализации в процессе профессиональной подготовки в вузе и самоопределения в процессе профессиональной деятельности.

  5. Используя разработанную авторскую диагностическую методику для выявления предпочтительного вида деятельности психолога, можно диагностировать выбор специализации в соответствии с «Я»-концепцией студентов-психологов.

В задачи исследования входило решение следующих вопросов:

  1. Уточнить на основе теоретического анализа психологической литературы понятие профессионального самоопределения и «Я»-концепции личности.

  2. Провести пилотажное исследование абитуриентов с целью определения особенностей «Я»-концепции и сформулировать гипотезы основного исследования.

  3. На основе эмпирического исследования выявить содержание «Я»-концепции студентов-психологов и определить ее основные составляющие.

  4. Раскрыть и дать характеристики структурных компонентов «Я»-концепции на разных этапах обучения студентов-психологов и провести их сравнительный анализ.

  5. Выявить наличие устойчивых характеристик «Я»-концепции, характерных для студентов-психологов первого, третьего и пятого курсов.

  6. Проанализировать мотивационные компоненты в структуре «Я»-концепции студентов-психологов; показать ее взаимосвязь с мотивацией овладения профессией.

  7. Обосновать составляющие «Я»-концепции, детерминирующие профессиональное самоопределение студентов-психологов.

  8. Разработать психодиагностическую методику, позволяющую выявлять предпочтительный вид деятельности в профессии психолога.

  9. Охарактеризовать «Я»-концепцию студентов-психологов в зависимости от предпочитаемого вида деятельности (специализации).

  10. Предложить практические рекомендации по совершенствованию подготовки студентов-психологов с учетом особенностей их «Я»-концепции.

Теоретико-методологические основания исследования составили психологические принципы отечественной психологии: развития и единства сознания и деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); общетеоретические положения о личности как субъекте деятельности (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); принцип комплексного, целостного подхода к личности (Б.Г. Ананьев); системный подход, в рамках которого образы «Я» рассматриваются как элементы системы, объединение которых порождает качественно новое содержание (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов).

Теоретической основой исследования «Я»-концепции личности выступили положения по проблеме становления самосознания (В.С. Агапов, Б.Г. Ананьев, И.В. Барышникова, А.А. Бодалев, И.С. Кон, Л.В. Кочнева, В.С. Мерлин, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин, И.И. Чеснокова; У. Джемс, М. Розенберг) и становления «Я»-концепции субъекта (А.А. Деркач, А.А. Реан; Р. Бернс, У. Джемс, М. Кун, А. Маслоу, К. Роджерс, Т. Шибутани и др.). В работе мы опирались на теоретические обобщения Р. Бернса, на положения гуманистической психологии о роли личностного потенциала (К. Роджерс, В. Франкл), интегративный подход к изучению «Я»-концепции (В.С. Агапов, И.В. Барышникова, А.В. Иващенко) и руководствовались исследованиями в области профессионального становления личности как субъекта профессиональной деятельности (Е.М. Борисова, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Е.С. Романова, Д. Сьюпер и др.), а также идеями личностно-ориентированного обучения, развиваемыми А.Г. Асмоловым.



Методы исследования. В исследовании были использованы общенаучные методы: теоретический анализ психологической литературы по проблеме исследования, наблюдение, опрос, контент-анализ, количественный и качественный анализ; комплекс психодиагностических методик: «Кто Я?» М. Куна и Т. Макпартленда, «Личностный дифференциал» (ЛД) в адаптации НИИ им. В.М. Бехтерева, «Полярные профили» (ПП), «Q-сортировка» В. Стефенсона, методика интерперсональной диагностики Т. Лири, опросник самоактуализации личности (САМОАЛ) автор Н.В. Калина, методика диагностики самооценки Т.В. Дембо-С.Я. Рубинштейн (модификация А.М. Прихожан и собственная модификация), методика исследования самооценки с помощью процедуры ранжирования (модификация методики С.А. Будасси), методика исследования самоотношения (МИС) В.В. Столина и С.Р. Пантелеева, тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева, опросник социально-психологической адаптированности (СПА) К. Роджерса и Р. Даймонда (адаптированный А.К. Осницким), тест уверенности в себе В.Г. Ромека, «Мотивы выбора профессии» (отечественный аналог методики К. Замфир «Изучение мотивации профессиональной деятельности»), «Мотивация обучения в вузе» Т.И. Ильиной, дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А. Климова, опросник по определению профессионально ориентированного типа личности Дж. Холланда, авторская методика выявления предпочтительного вида деятельности в профессии психолога.

Для обработки полученных результатов и статистического анализа данных использовались компьютерные программы SPSS Statistiсs 18.0 Windows, Excel; качественные и количественные методы и методы математической статистики: параметрические – оценки значимости статистических различий (t-критерий Стьюдента) и непараметрические (U-критерий Манна-Уитни и коэффициент корреляции Спирмана).



Эмпирическая база и этапы исследования. Эмпирическую базу составили абитуриенты и студенты первого, третьего и пятого курсов дневного отделения факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета; психолого-педагогического факультета Московского государственного областного гуманитарного института (г. Орехово-Зуево); Института психологии им. Л.С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета; студенты отделения психологии Российского государственного университета туризма и сервиса и отделения психологии Московского психолого-социального института (филиал в г. Люберцы). На разных этапах работы было охвачено 240 человек. Диссертационное исследование проводилось в течение 2007­2012 годов и включало в себя три этапа.

На первом этапе (2007-2009 гг.) проводился теоретический анализ психологической литературы по проблеме профессионального самоопределения; анализировались подходы к исследованию «Я»-концепции личности; осуществлялся подбор диагностических средств; проводилось пилотажное исследование особенностей «Я»-концепции абитуриентов, поступающих на психологические факультеты вузов.

На втором этапе (2009-2010 гг.) проводилось эмпирическое исследование особенностей «Я»-концепции первого, третьего и пятого курсов, обработка и обобщение полученных результатов, осуществлялся их сравнительный анализ; разрабатывалась диагностическая методика выявления предпочтительного вида деятельности в профессии психолога.

На третьем этапе (2010-2012 гг.) проводилась стандартизация диагностической методики, осуществлялся сравнительный анализ «Я»-концепции студентов-психологов, демонстрирующих разный выбор предпочтительного вида деятельности, и литературное оформление диссертационного исследования.



Основные научные результаты исследования, полученные лично соискателем и их научная новизна:

  1. В исследовании впервые предпринята попытка рассмотреть «Я»-концепцию как фактор выбора профессии и предпочтительного вида деятельности в процессе профессионального самоопределения студентов-психологов.

  2. Выявлены особенности влияния «Я»-концепции личности студентов-психологов на выбор профессии и предпочтительного вида деятельности в процессе профессионального самоопределения.

  3. Установлено, что профессиональное самоопределение студентов-психологов является перманентно идущим процессом, имеющим своеобразие на этапе выбора профессии, в ходе профессиональной подготовки при выборе специализации и в процессе осуществления профессиональной деятельности.

  4. Выделены основные составляющие «Я»-концепции студентов-психологов: социальное «Я», психологическое «Я», профессиональное «Я», физическое «Я», нравственное «Я» и материальное «Я». Определены преобладающие (доминирующие) составляющие «Я»-концепции студентов-психологов, сохраняющиеся на протяжении всего периода обучения в вузе: социальное «Я» и психологическое «Я».

  5. Изучены особенности когнитивного, эмоционально-оценочного и поведенческого компонентов «Я»-концепции студентов-психологов на разных этапах обучения. Выявлены их общие содержательные характеристики и отличительные особенности.

  6. Эмпирически обосновано положение о том, что «Я»-концепция будущих психологов является устойчивым личностным образованием, определяющим профессиональный выбор.

  7. Изучены мотивационные компоненты в структуре «Я»-концепции студентов-психологов, определяющие выбор профессии. Устойчивые характеристики «Я»-концепции студентов-психологов взаимосвязаны с внутренней мотивацией к овладению профессией (на первом и третьем курсах) и внешней положительной мотивацией (на пятом курсе).

  8. Выявлены составляющие характеристики «Я»-концепции студентов-психологов, определяющие профессиональный тип личности.

  9. Разработана психодиагностическая методика, позволяющая выявить выбор предпочтительного вида деятельности в профессиональном самоопределении студента-психолога.

  10. Показаны отличительные особенности «Я»-концепции студентов-психологов, выбравших разный вид предпочтительной деятельности в профессии психолога.

Теоретическая значимость исследования. Раскрыто содержание «Я»-концепции студентов-психологов, в которой наиболее представленными являются такие составляющие, как социальное «Я» и психологическое «Я».

Проведен сравнительный анализ особенностей «Я»-концепции студентов-психологов. Установлены такие характеристики «Я»-концепции, которые сохраняют устойчивое положение на всем протяжении профессионального обучения.

Выявлена связь особенностей «Я»-концепции студентов-психологов с профессионально ориентированным типом личности.

Установлено, что профессиональное самоопределение студентов-психологов является перманентным процессом, имеющим особенности на различных этапах: выбора профессии, в процессе профессиональной подготовки и в ходе осуществления профессиональной деятельности.

Разработана психодиагностическая методика, позволяющая выявлять предпочтительный вид деятельности в профессии, обусловленный особенностями «Я»-концепции студентов-психологов.

Выделены особенности «Я»-концепции студентов в зависимости от предпочитаемого вида деятельности (специализации).



Практическая значимость исследования определяется возможностью повышения качества подготовки психологических кадров с учетом особенностей «Я»-концепции.

Разработанная методика пополняет арсенал психодиагностических средств, способствующих учету личностных характеристик при подготовке специалистов-психологов. Диагностическая методика выявления предпочтительного вида деятельности позволяет будущему психологу определиться с выбором специализации в рамках выбранной профессии в той сфере психологической практики, которая соответствует его «Я»-концепции.

Материалы, представленные в диссертации, могут быть использованы в профессиональной ориентации учащихся старших классов общеобразовательной школы, при проведении индивидуальных и групповых консультаций с абитуриентами и студентами-психологами, при чтении курсов лекций по общей психологии, психологии личности и психологии труда.

Достоверность и обоснованность полученных результатов и выводов обеспечивались опорой на общенаучные принципы и методы исследования; использованием комплекса надежных и апробированных в психологической науке методик, адекватных целям диссертационной работы; сопоставлением и взаимным дополнением данных, полученных в результате применения разнообразных средств диагностики; репрезентативной выборкой испытуемых; применением статистических методов обработки данных.

Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретические и эмпирические результаты отдельных этапов исследования представлены и обсуждены в ходе выступлений на III, IV и V межвузовских конференциях (Москва, 2008; 2009; 2010), на научно-практической конференции «10 лет направлению «Психология» СГА: Психологическую науку в практику!» (Москва, 2008), на Всероссийской научно-практической конференции «Психологическое здоровье субъектов педагогического процесса (Орехово-Зуево, 2009), Всероссийской научной конференции аспирантов и молодых ученых «Современные проблемы туризма и сервиса» (Москва, 2010), II Всероссийской научно-практической конференции «Инновационное образование в инновационно развивающейся России: проблемы и перспективы» (Волгоград, 2011) и Всероссийской научно-практической заочной Интернет-конференции «Научно-методическое обеспечение профессиональной деятельности психолога образования» (Ярославль, 2011).

Результаты исследования используются в учебном процессе при подготовке учебных программ, методических пособий для студентов-психологов и в преподавании курса «Психология труда» в ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», что подтверждается справкой о внедрении результатов исследования.

Основные результаты исследования изложены в 14 публикациях общим объемом 5,5 печатных листа, в том числе 4 статьи в научных журналах и изданиях, которые включены в перечень российских рецензируемых научных журналов и изданий для опубликования основных научных результатов диссертации; 7 работ опубликованы в материалах всероссийских межвузовских и научно-практических конференций; имеется 1 публикация в электронном научном издании.

Основные положения, выносимые на защиту.


  1. «Я»-концепция студентов-психологов представляет собой системное образование самохарактеристик социально-психологического содержания, значительная доля которых ориентирована на познание себя и оказание помощи окружающим.

  2. Характеристики «Я»-концепция личности студентов-психологов: дружелюбие, обаятельность, открытость, интеллектуальные способности, общительность, избегание борьбы, ценности, креативность, стремление к лидерству, добросердечие, отзывчивость (когнитивный компонент), умственные способности, умение сопереживать, адекватная самооценка, высокая самоценность (эмоционально-оценочный компонент), адаптация, самоприятие, приятие других, интернальность, уверенное поведение, высокий показатель осмысленности жизни (поведенческий компонент) сохраняют доминирующее положение на всем протяжении профессионального обучения.

  3. Устойчивые характеристики «Я»-концепции студентов-психологов оказывают существенное влияние на мотивацию овладения профессией.

  4. Анализ содержательных характеристик «Я»-концепции, влияющих на профессиональное самоопределение, позволяет выявить отличительные особенности самосознания студентов, различающихся по профессиональному выбору.

  5. «Я»-концепция студентов-психологов отличается в зависимости от выбора специализации.

  6. Профессиональное самоопределение студентов-психологов является перманентным процессом, имеющим особенности на различных этапах: этапе профессионального выбора, в процессе профессиональной подготовки при выборе специализации и в ходе осуществления профессиональной деятельности.

  7. Специально созданная диагностическая методика выявления предпочтительного вида деятельности в профессии психолога позволяет индивидуализировать профессиональное становление будущего специалиста с учетом его «Я»-концепции и способствовать личностно-ориентированной подготовке психологических кадров.

  1   2


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница