Я. А. Смольская Лиозно, 2013 Выявление способностей талантливых детей



Скачать 111.63 Kb.
Дата27.05.2016
Размер111.63 Kb.





Лиозненский районный организационно-методический центр

Разработка:



методист по любительским объединениям РОМЦ

Я.А. Смольская
Лиозно, 2013

  1. Выявление способностей талантливых детей

У каждого человека есть общие способности, которые помогают ему адаптироваться в мире, получать, перерабатывать и хранить новую информацию, использовать социальный и практический опыт в практической деятельности. Многие способности формируются в детском возрасте, поэтому развитие способностей ребенка имеет особое значение.

Для начала определим что же такое способности:

Это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Это особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности.

Способности не сводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека. Чем больше у ребенка развиты способности, тем проще ему справляться с различными задачами.

Когда ребенок только родился, мы не сможем сразу ответить на вопрос: какими способностями он обладает, так как ребенок развивается с самого момента рождения. Поэтому нельзя понимать под способностями только врожденные возможности ребенка. Врожденными могут быть лишь анатомические, психологические или физиологические особенности, еще их называют задатками, которые лежат в основе развития способностей. Сами же способности всегда являются результатом развития.

Задатки несут в себе возможности для развития способностей в процессе обучения, воспитания, трудовой деятельности. Вот почему так важно как можно раньше выявить задатки детей, с тем, чтобы целенаправленно формировать их способности. Задатки, прежде всего, проявляются в склонностях к определенному виду деятельности (специальные способности) или в повышенной любознательности ко всему (общая способность). Склонности – это первый и наиболее ранний признак зарождающейся способности. Склонность проявляется в стремлении, тяготении ребенка к определенной деятельности (рисованию, занятию музыкой). Итак, способности представляют сплав природного и приобретенного.

Так как основную часть своего свободного времени дети и подростки проводят в учреждениях культуры, то работникам Домов культуры необходимо вовремя разглядеть способности каждого ребёнка и направить их развитие в нужную сторону.

Существуют так называемые специальные способности – это индивидуально-психологические свойства личности, которые обусловливают возможность успеха в специальных областях деятельности.

Рассмотрим их более подробно.

Очень рано у детей начинают развиваться музыкальные способности.

Эта способность выражается:

1) в увлеченности движением под музыку, в радостной готовности выполнять поставленные задачи, связанные с музыкой;

2) в непосредственной, искренней передаче игрового образа, в попытках воплотиться в этот образ, в поисках правдивых естественных движений, соответствующих характеру музыки и сюжету игры;

3) в произвольности движении (умение подчинить их ритму музыки, «укладывать» во времени и в пространстве, коллективе и проявлять при этом быструю реакцию, инициативу, находчивость);

4) в ритмичности движений, свидетельствующей о правильных ощущениях метроритмической пульсации, акцентов, сильных долей метра;

5) в проявлении творческой инициативы, выдумки, выражающейся в придумывании, «сочинении» отдельных элементов музыкальной игры.

Другим излюбленным занятием детей является рисование.

В своем рисунке, лепке, аппликации ребенок отражает не только окружающую действительность, но и свое отношение к ней. Вот почему когда речь идет о развитии изобразительных способностей, предполагается активное развитие не только глаза и руки, но и эмоциональной отзывчивости ребенка.

Специальные исследования убеждают в эффективном влиянии на создание в рисунке ярких образов наблюдения природы, рассматривания картин, сопровождаемые художественным словом, музыкой, пением, что усиливает эмоционально-эстетическое восприятие. От того, насколько глубоким, индивидуальным будет эмоционально-эстетическое восприятие ребенком предмета, в значительной степени зависит и развитие его способности к рисованию.

Среди специальных способностей выделяют и литературные способности. Литературные способности, как известно, являются сложным видом способностей. В совокупности психических свойств, определяющих успех в литературной деятельности, особо значимую роль имеют поэтическое восприятие действительности, наблюдательность, образное мышление, творческое воображение, образная память, точный и выразительный язык. Активное развитие литературных способностей относится к более позднему периоду (школьный возраст). Однако первые проявления их можно наблюдать уже в среднем и старшем детском возрасте в словесном творчестве детей. Иногда элементы словесного творчества встречается и в более ранний период. Развитие словесного творчества предполагает совершенствование всех компонентов литературных способностей. В первые же годы жизни — в раннем и дошкольном детстве — особое значение имеет развитие у ребенка способности подлинного восприятия стиха, умения наслаждаться художественной литературой. Это способствует развитию поэтического слуха, наличие которого помогает лучше чувствовать красоту и богатство речи. А это важная предпосылка для развития художественных способностей. Дети, проявляющие способность к этой деятельности, обладают относительно высокой художественно-образной выразительностью, живым воображением, высокой эмоциональной чувствительностью, эмоциональной памятью. Театральные способности детей развиваются в разных видах театрально-игровой деятельности (игры-драматизации, кукольный театр и др.). Этому способствуют и специальные упражнения, занятия с детьми, направленные на развитие интонации, мимики, жеста, позы и походки.

Важное условие успешного развития способностей детей – знание их во всех отношениях. У одних детей способности рано проявляются и они достаточно ярки, так что их нельзя не заметить. Далеко не всегда способности ребёнка лежат на поверхности. Нередко приходится «раскапывать», отыскивать их. Необходимо обнаружить область знаний, вид деятельности, к которым наиболее способен ребёнок.

Способности ребёнка связаны с его навыками, умениями. Надо помочь ему овладеть не только ориентировочными действиями, но и исполнительской «рабочей» частью деятельности – определённой «техникой» рисования, приёмами лепки, конструированию из бумаги, природного материала, танцевальными движениями, умениями действовать с игрушками и др. Владение ими будет способствовать дальнейшему развитию способностей ребёнка. Слабое же развитие умений и навыков лишает ребёнка средств для реализации своего замысла, своих способностей.

Дошкольное детство и младший школьный возраст – период, когда начинают формироваться как познавательные, так и практические и специальные способности. Важной предпосылкой развития способностей является активность и саморегуляция ребёнка.

Способности ребёнка развиваются в процессе деятельности. Важный компонент способностей – трудолюбие. «Вдохновение – гостья, которая не любит посещать ленивых; она является к тем, кто призывает её», - говорил П.И.Чайковский. Поэтому, когда речь идёт о развитии способностей ребёнка, следует иметь в виду необходимость формирования у него умения настойчиво, систематически трудиться.



Игра даёт возможность изучить многие особенности ребёнка (особенно это касается младших школьников). Присмотритесь, какие игры выбирают дети. Однако следует учитывать: ребёнок выбирает тогда, когда предоставляется возможность выбора. С помочью различных игр вы сможете определить уровень интеллектуального развития ребёнка, его потенциальные возможности и проанализировать творческий потенциал ребёнка.

Не стоит также забывать, что именно в игре можно неожиданно для ребенка создать ситуацию, которая потребует инициативы. А это, как известно, позволяет ненавязчиво проводить обучение на самые разные темы. Залог успеха при этом кроется в том, что ребенок одновременно изучает теорию и осваивает практику нового для себя вопроса. Именно благодаря подвижным коллективным играм среди детей проявляются лидеры, «светлые головы» и инициаторы.

Сложно найти развлечение на внимательность, которое заинтересует детей. Современные ребята стараются проводить все свое свободное время за компьютером или телевизором. В любом возрасте детям нужно развивать внимательность, память, вести активный образ жизни с ними. В общем, игры на координацию могут заинтересовать ваших детей и наиболее важное – это стать хорошим дополнением досуга. Помимо того, что подобные развлечения очень веселят деток, они еще и развивают их память, помогают правильно концентрировать внимание и улучшать память детей. Как пример, развлечение «Муха-повторюха» - вариация на тему игр для общего развития.

Предложите детям проследить за вашими движениями, а затем повторить их на свой лад (например, сделать все тоже, только, как слон). Это могут быть прыжки с некоторыми жестами в воздухе или мимика лица, бровей. Когда дети будут повторять все за вами, они должны будут вспомнить все до наименьших деталей. Эта игра поможет раскрыть театральные способности, проверить внимательность и память.

Игра «Музыкальные стулья» имеют очень простые правила:


  • для начала нужно приготовить стулья, которые расставляются по кругу спинками друг к другу. Нужно, чтобы стульев было на 1 меньше, чем игроков;

  • затем включается музыка, пока она играет — дети танцуют вокруг стульев, повторяя движения, которые вы им показываете;

  • как только музыка кончится, дети должны быстро сесть на стулья;

  • тот, кто не успел — выбывает из игры;

  • игра продолжается до тех пор, пока не останется только один стул, тот, кто его займет — становится победителем.

Так вы сможете оценить танцевальные способности, скорость реакции и внимательность.

«Уроки танцев».

Развлечение является очень простым в организации.

Выбирается водящий — он будет играть роль «преподавателя» танцев. Выбирается веселая мелодия — под нее будет проводиться «урок». Остальные дети становятся напротив водящего, который показывает им простые танцевальные движения. Группа должна повторять их, стараясь выдерживать ритм. Постепенно задания можно усложнять — начиная с простых элементов, переходить к более сложным, увеличивать темп. Когда мелодия заканчивается, выбирается новый «преподаватель» и новая песня, и весь «процесс» начинается сначала.

Вы сможете оценить танцевальные способности, а также выявить лидеров среди ваших участников.

Нельзя забывать также о способностях, которые проявляются в декоративно-прикладном искусстве. Предложите детям заняться работой в технике ОРИГАМИ. Кто-то заинтересуется этим, у кого получится с первого раза сложить фигурку, а у кого-то нет. Вот некоторые из примеров:

1. Лиса

2. Пингвин







  1. Тюльпан

4. Лягушка

Следует учитывать, что интересы детей и подростков могут меняться под действием окружающей среды (семья, школа, учреждение культуры). Ни в коем случае нельзя сравнивать детей! Каждый ребёнок – неповторимая индивидуальность. К каждому нужен свой подход.


  1. Формы работы с детьми и подростками в любительских объединениях

Творческая деятельность – природная сущность человека, реализуя которую он «преобразует мир». Пик творческой деятельности человека приходится на детско-юношеский возраст.

Досуг – это зона активного общения, удовлетворяющая потребности детей, подростков и юношества в контактах. Такие формы досуга, как самодеятельные объединения по интересам, игровые программы, массовые праздники и др. – благоприятная сфера для сознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми.

В процессе коллективного досугового времяпрепровождения происходит упрочение чувства товарищества, возрастание степени консолидации, стимулирование трудовой активности, выработка жизненных позиций, научение нормам поведения в обществе.

Одна из задач детского досуга – помочь в выборе профессии. От первого периода детства до юношеского возраста всё актуальнее становится вопрос об избрании профессии.

Большинство детей находят ответ на этот важный вопрос в сфере досуга. Именно во время досуга дети посещают музеи. Где многие из них находят путь к своей профессии. Во время досуга дети читают книги, смотрят кинофильмы, телепередачи, где открывают для себя мир профессий.

Методика организации отдыха детей зависит от их возрастных особенностей, запросов и интересов. Игровая деятельность может дать нужный эффект при соблюдении следующих условий:

• во-первых, игры должны носить гуманный характер, преследовать благородную цель;

• во-вторых, при организации игровой деятельности необходимо учитывать возрастные, психолого-педагогические особенности различных групп детей и подростков;

• в-третьих, воспитательное и образовательное воздействие игр зависит от самой организации и методики проведения, которая, в свою очередь, зависит от педагогического мастерства социального педагога, организатора массовых игр.

При проведении игр очень важным является элемент соревновательности. Именно он возбуждает у детей моральные стимулы, желание быть первым, коллективизм, чувство долга и ответственности перед товарищами.

Дети и подростки любят праздники и карнавалы и охотно принимают в них участие. Объясняется это тем, что здесь присутствуют сказочные элементы, театрализованные шествия и представления, яркие игровые зрелища.

Отдых подростков носит более многогранный и разносторонний характер, чем отдых детей. Поэтому и формы его более разнообразны. Большое место занимают в нем занятия, требующие интеллектуальных усилий, так как запросы и интересы у подростков шире, чем у детей.

Игровая деятельность в жизни подростка уже не занимает такого места, как у младших школьников. Уходят в прошлое детские игры. Появляется устойчивый интерес к определенному виду спорта, следовательно, и к спортивным играм, к занятиям художественным творчеством. Подростка интересуют новые формы организации отдыха: вечера отдыха, балы, карнавалы, конкурсы.

Особый интерес у подростков и юношей вызывает такая форма организации отдыха, как дискоклуб. Существует два основных типа дискотеки: просветительно-образовательный, танцевально-развлекательный. Первый отличается от второго тем, что в нём танцы составляют лишь часть общей театрализованной программы.

Наиболее распространенной формой организации отдыха подростков и юношей являются вечера отдыха. Вечер отдыха — условное название, так как любой клубный вечер несет в себе элементы отдыха. Яркой формой организации отдыха подростков и юношей являются балы и карнавалы. Они посвящаются важным событиям в жизни подростков, началу или окончанию учебного года, временам года (весенний бал, осенний бал), знаменательным датам, могут включать в себя театрализованные шествия и представления, турниры ряженых, массовые игры, танцы, музыка, пение, конкурсы на лучший костюм, лучшую танцевальную пару, выбор королевы бала и т.д. Ведет программу бала распорядитель, которого выбирают из числа его участников. Особое место отводится художественному оформлению бала или карнавала. Основу бала составляют танцы. Однако в перерывах между ними можно показать концерт, мультфильмы, театрализованное представление, провести конкурсы на лучшее исполнение песен и танцев, игры на музыкальных инструментах, викторины на самые разнообразные темы.

Особенно широкое распространение и популярность получили сегодня так называемые шоу-программы, в которых органически сочетается зрелищный и игровой соревновательный элемент.

Большое будущее среди форм отдыха детей и подростков принадлежит любительским объединениям, клубам по интересам. Клубы по интересам пользуются большим авторитетом и у подростков, так как они удовлетворяют их определившиеся склонности к конкретному виду занятий.

Таким образом, формы организации отдыха подростков разнообразны. Ребята отдыхают на экскурсиях, в походах в лес, по грибы, на рыбалку. Всякая смена занятий способствует отдыху. И чем интереснее и разнообразнее эти занятия, тем больше заряд получат дети.



Содержание:

  1. Выявление способностей талантливых детей……… 3

  2. Формы работы с детьми и подростками в любительских объединениях………………………..12

Для заметок:


Каталог: uploads -> files
files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
files -> Образовательная программа направления «Менеджмент» профиль «Менеджмент гостиничных и ресторанных предприятий»
files -> Учебно-методический комплекс дисциплины институциональная экономика (б б ) Рекомендуется для направления подготовки
files -> Концепция инклюзивного образования
files -> Техника манипуляции делового общения понятие и цели манипуляции
files -> «Подготовка педагогов к непрерывному социально-личностному развитию детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов во взаимодействии с семьями воспитанников и обучающихся»
files -> Клиническая психология
files -> Методические рекомендации по составлению рабочей программы учебных предметов, курсов согласно требованиям


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница