Взамосвязь фундаментальных, общепрофессиональных и специальных дисциплин как проблема инженерного образования



страница1/5
Дата14.02.2016
Размер0.53 Mb.
  1   2   3   4   5

образовательная политика

УДК 378.147:372

ББК 74.262.21


ВЗАМОСВЯЗЬ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ, ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН КАК ПРОБЛЕМА ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

И.П. Егорова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общетеоретических дисциплин
филиала Самарского государственного технического университета, г. Сызрань, (8464) 986068,
nauka@sstu.syzran.ru


Процессы, происходящие в социально-экономической сфере России, требуют от системы профессионального образования адекватного обеспечения общества высококвалифицированными кадрами, призванными по роду своей деятельности отличаться всесторонней культурой и способными к поступательному творческому развитию в профессиональной деятельности, что невозможно без установления тесных взаимосвязей фундаментальных, общепрофессиональных и специальных дисциплин в процессе подготовки будущего инженера.

Ключевые слова: компетенции, математическое образование, творчество, культура, направленность образования, взаимосвязь, теория, практика, организация учебного процесса, технический вуз.

Integration of Fundamental and Specific Subjects as a Problem of Technical Education

Egorova I.P.

The processes taking place in social and economic spheres of Russia demand preparing high-qualified engineering stuff from technical education. Modern engineers must acquire knowledge in different spheres and be well-educated persons. But it is impossible without integration of fundamental (basic) and specific subjects in course of preparing future engineers.

Keywords: competences, mathematical education, creative work, culture, integration, theory, practice, educational process, technical high school.


В
концепции модернизации российского образования на 2000–2010 гг. подчеркивается: «Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах».

Теория и практика показывают, что эффективность системы профессионального образования в значительной степени зависит от того, насколько полно и всесторонне она отразит в содержании, средствах, методах и организационных формах обучения те требования, которые предъявляются к ней развитием современной науки и техники, учтет перспективу и тенденцию их роста, выполнит социальный заказ общества. В связи с этим, решая вопросы совершенствования профессионального образования и такой его важной составной части, как математическое образование будущих специалистов, необходимо исходить из объективно существующего факта чрезвычайной динамичности системы «наука образование – производство».

Для того чтобы система образования выполнила социальный заказ общества на подготовку высококвалифицированного специалиста, она должна быть так же динамична, как наука, техника, производство и социальные условия самого общества. Мало того, система образования должна решать стоящие перед ней задачи с определенным опережением по отношению к темпам развития техники и социально-экономических условий общества. К сожалению, приходится констатировать, что кризис образования во многом как раз и объясняется тем, что, как подсчитали американские экономисты, «система образования даже в развитых капиталистических странах отстает от уровня развития техники и технологии на 5–10 лет».

По мнению ряда исследователей и практиков, в новых условиях требуется преобразование ныне действующих профессиональных учебных заведений на интегративной основе: «Сегодня все ощутимее дает себя знать потребность в хорошо организованной, массовой подготовке работников принципиально нового типа, сочетающих в своей трудовой деятельности функции рабочего и инженерно-технического работника».

Повышение качества подготовки специалистов, призванных решать задачи, связанные с функционированием отдельных сфер жизни общества, требует в современных условиях от обучаемых не только овладения определенным содержанием образования, но и развития у них таких личностных качеств и черт характера, как сила воли, ответственность за свои поступки перед коллективом, обществом и страной; настойчивость, целеустремленность, способность отстаивать свои взгляды и убеждения и т.д. Жизнь показывает, что научные знания – это еще не все, что необходимо современному человеку, чтобы успешно социализироваться: на смену знаниевой парадигмы образования приходит культурологический личностно-ориентированный подход, нацеленный на развитие творческой составляющей каждого человека.

По мнению В.С. Библера, «передача современных знаний, развитие культуры мышления, нравственной культуры – это совсем иные задачи. Не готовые знания, умения, навыки, но культура их формирования и изменения, трансформации, преобразования вот чем должен обладать выпускник нашей школы», выпускник любого образовательного учреждения.

Одна из ведущих характеристик человека с высокой культурой – это способность к непрерывному самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию. «Достигнув определенного уровня культуры, человек как бы запускает маховик "самости", в результате чего у него срабатывает самопознание; он самоопределяется; он ориентирован на непрерывное саморазвитие; стремится к творческой самореализации в любых видах деятельности».

В связи с этим В.В. Краевский и И.Я. Лернер определяют направленность и содержание современного образования как «ориентированную и педагогически адаптированную систему знаний, способов деятельности, опыта творческой деятельности, опыта эмоционально-ценностного отношения – систему, усвоение которой обеспечивает формирование всесторонне развитой личности, подготовленной к сохранению и развитию культуры, к активному участию в жизни … общества».

Таким образом, содержание современного образования, будучи изоморфным социальному опыту, должно состоять из следующих четырех элементов:


  • опыт познавательной деятельности, фиксированной в форме знаний о природе, обществе, технике, человеке, способах деятельности;

  • опыт репродуктивной деятельности, то есть осуществление известных способов деятельности, воплощенных в навыках и умениях;

  • опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем, возникающих перед обществом. Этот вид социального опыта обеспечивает развитие способностей у молодого поколения к дальнейшему развитию культуры;

  • опыт эмоционально-ценностного отношения к объектам или средствам деятельности человека, его проявление в отношении к окружающему миру, к другим людям.

Чтобы реализовать требования, предъявляемые к новой направленности и отбору содержания, необходимо преодолеть односторонний «знаниевый» подход и дополнить знания другими компонентами направленности и содержания образования, такими как культура и творчество.

В этом контексте математика как одна из фундаментальных дисциплин общетеоретической подготовки студентов технического вуза должна способствовать становлению многомерного взгляда студента технического вуза на будущую профессиональную деятельность, а не быть обращена на саму себя, превращаясь в труднодоступную самоцель.

В новых социально-экономических условиях возникает вопрос о том, как должно измениться обучение математике в вузе, чтобы оно на достаточно высоком уровне развивало знания, полученные в средней школе, и способствовало подготовке высококвалифицированных специалистов.

В связи с этим при организации обучения курсу высшей математики в техническом вузе ориентировка студентов в усвоении знаний должна быть направлена на их применение к решению задач производственного характера.

Между тем умение применять знания не приходит само собой, не является автоматическим следствием усвоения теоретических знаний. Применению теоретических знаний для решения практических задач надо учить.

Трудность в решении этой важной проблемы состоит в том, что теоретические (математические) и практические (технические) знания выступают самостоятельными и обособленными звеньями в познавательном процессе. Каждое из них имеет свой предмет изучения, свои формы обучения и специфический результат. В теоретическом обучении предметом изучения выступает математика, в практическом обучении – общепрофессиональные и специальные курсы. И если не принять специальных педагогически обоснованных мер по их взаимосвязи, то математические и технологические знания остаются в сознании студентов изолированными и не «работают» на формирование профессиональных умений будущего специалиста.

Взаимосвязь фундаментальных, общепрофессиональных и специальных дисциплин – одна из важнейших проблем инженерного образования, решение которой способствует поддержанию и стимулированию научно-технического и экономического прогресса, а также обеспечивает связь обучения с жизнью, практикой, производством.

Для решения поставленной проблемы студента необходимо чаще ставить в условия, близкие к практической деятельности инженера, в которой требуется творческое использование знаний по математике. Однако при этом следует учитывать специфическую особенность самой математической науки. Как известно, сущность математики составляют абстракции, обобщения, наличие знаковой символики, оперирование специальными математическими понятиями и терминами.

В курсе высшей математики рассматриваются общие принципы и методы решения задач в абстрактной форме. Поэтому в процессе обучения студентов на первый план выходит проблема овладения умением анализировать условия задач и выделять на этой основе структуру способов их решения. При этом деятельность студентов должна направляться на установление функций объектов, входящих в состав условия задачи, и операций, с помощью которых реализуются эти функции. В связи с этим общий подход к формированию умений, которые обеспечивают творческое, активное овладение студентами как знаниями, так и способами их применения, состоит в постановке таких практических задач, решение которых ставит обучаемого перед необходимостью активного, целенаправленного использования математических знаний.

В техническом вузе это задачи инженерной практики, встречающиеся в процессе обучения в различных специальных дисциплинах – расчет деталей на прочность, расчет упругих свойств материалов, расчет температурных полей при обработке металла, расчет режимов резания материалов и т.д. Научить студентов решать такие задачи можно только совместными и скоординированными усилиями преподавателей математики, общепрофессиональных и специальных дисциплин. В процессе решения этих задач студент вынужден неоднократно переходить от теории к практике и обратно. Такой деятельностный подход способствует развитию конкретного и абстрактного мышления учащихся, обеспечивает формирование умений рационально осуществлять как практические, так и абстрактные мыслительные действия. У студентов возникает насущная потребность в овладении именно теми знаниями, которых не хватает для решения поставленной задачи.

При практиковании математических знаний в процессе рассмотрения какого-либо явления студент актуализирует теорию, описывающую количественную или аналитическую связь между различными факторами явления и обобщает наблюдаемое. При этом происходит анализ и синтез явления, абстрагирование от ряда влияющих факторов и, как итог, получение необходимого обобщения, создание некоторой модели явления, для которого получается решение и вносятся поправки на реальные условия и факторы. Стратегической целью при этом является формирование у студентов умений решать конструктивно-технические задачи на основе овладения общими приемами применения математического аппарата с использованием различного учебного материала.

Дальнейшее формирование указанных умений и навыков происходит на базе разных дисциплин. На этом этапе приобретенные в курсе математики навыки находят применение при изучении технических дисциплин, в то же время происходит совершенствование указанных навыков и при изучении самого курса математики.

Заключительный этап в формировании навыков применения знаний по математике на практике характеризуется тем, что студенты самостоятельно осуществляют перенос обобщенных умений на широкий круг задач как учебной, так и предстоящей профессиональной деятельности.

Стратегия обучения математике студентов технических вузов должна состоять в следующем:



  • при изучении математики раскрытие сущности законов, принципов, ее положений сопровождать иллюстрацией конкретных примеров их применения в сфере изучаемой профессиональной деятельности (в технике, технологии, инструментах, приемах и методах производственной работы);

  • в ходе профессиональной подготовки раскрывать законы, принципы, положения математики, лежащие в основе изучаемых техники, инструментов, технологии производства и профессиональных умений и навыков;

  • систематически использовать задачи с производственным содержанием по изучаемой профессии в курсе математики;

  • в процессе изучения математики, общепрофессиональных и специальных дисциплин раскрывать личную и общественную значимость политехнических умений и навыков в овладении новой техникой и технологией, смежными профессиями, профессиональным мастерством; учитывать связь принципов профессиональной направленности и проблемности как условие развития способностей студентов к творчеству и рационализации;

  • при изучении математики систематически использовать исторические, литературные и языковые материалы, произведения искусства, связанные с изучаемой профессией, показывать значение математики в развитии производства, жизни общества и отдельного человека, формировать профессионально целостную ориентацию личности;

  • связь математики с получаемой студентами специальностью использовать для развития потребностей, эмоций, установок, интересов, склонностей, идеалов и убеждений как основных форм проявления профессиональной направленности личности будущего специалиста.

В процессе обучения математике целесообразно соблюдать следующую последовательность педагогических действий:

  • выделить основные структурные элементы изучаемой
    темы (понятия, определения, закономерности, факты и др.);



  • посредством логического анализа ранее изученного материала определить основу для усвоения этих элементов;

  • определить, какие из предшествующих понятий и способов действий необходимо актуализировать на данном занятии;

  • выяснить, на каком уровне сформированы эти понятия и способы действия у студентов;

  • применить необходимые способы успешной актуализации этих понятий и способов действия при активной мотивации учебно-познавательной деятельности;

  • показать, как вновь усвоенный учебный материал базируется на ранее полученных знаниях и умениях обучаемых (в том числе и по смежным дисциплинам);

  • определить, как студенты будут использовать усвоенные по данной теме знания, умения и способы действия в будущей учебной и профессиональной деятельности, дать соответствующую направленность учебному материалу;

  • определить основные направления развития профессионально важных качеств у студентов на данном этапе обучения, актуализировать те умения, развитию которых способствует организация занятия, изучение темы;

  • выяснить уровень сформированности указанных качеств у студентов: до проведения занятия и в итоге изучения и закрепления данной темы;

  • определить условия дальнейшего профессионально направленного обучения математике и развития студентов в процессе изучения последующих тем этой дисциплины.

Уровень интеллектуального развития студентов в значительной степени зависит от методического мастерства преподавателя, от тщательности его подготовки к каждому занятию со студентами. Логику этой подготовки определяет спроектированная структура занятия, выбор форм организации учебно-воспитательной деятельности и оптимального сочетания методов и средств обучения.

УДК 37.01:007

ББК 70/79



Каталог: sites -> default -> files
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Выпускных квалификационных работ
files -> Федеральное государственное бюджетное
files -> Рабочая программа дисциплины Педагогика высшей школы Направление подготовки 030100 Философия
files -> Тьюторская система обучения в современном образовании англии 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
files -> Образовательная программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению подготовки 44. 06. 01 Образование и педагогические науки
files -> Проблематика сопровождения детей из неблагополучных семей
files -> Программа по магистратуре направление 050400 «Психолого-педагогическое образование»
files -> Программа по магистратуре направление 050400 «Психолого-педагогическое образование»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница