Взаимосвязь языка и мышления, языка и сознания, языка и речи. /ПР/ Вопросы/Тезисы



Скачать 29.24 Kb.
Дата08.06.2016
Размер29.24 Kb.
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЯЗЫКА И МЫШЛЕНИЯ, ЯЗЫКА И СОЗНАНИЯ, ЯЗЫКА И РЕЧИ. /ПР/

Вопросы/Тезисы:

  1. Различение феноменов языка и речи Ф.Соссюром. Сознание-Мышление-Язык-Речь – вопросы детерминизма.

  2. Язык как система знаков и психический феномен. Функции языковой деятельности. Язык как единица мышления, способ структурирования познавательной деятельности, инструмент формирования и выражения мысли. Логический и грамматический строй языка.

  3. Функции языка и речи. Атрибутивные характеристики различий. Психология языка и речи как предмет психолингвистики.

  4. Речь как языковая единица, форма существования, воплощения и реализации языка. Постановка проблемы языкового сознания. Мышление как способ структурирования восприятия в сознании. Языковая картина мира. Лингвистический детерминизм и гипотеза лингвистической относительности.

  5. Менталистские направления в изучении языка. Когнитивная лингвистика: вопросы влияния языка на мышление и сознания на язык. Концептуальные и языковые структуры. Примат первичности мышления. Когнитивная теория метафоры.

  6. Психологическая реальность лингвистических гипотез и лингвистическая реальность психологических гипотез. Дискуссии о предмете психолингвистики. Психологическая структура языка и речи.. Психологически реальное значение слова: психологическая реальность за языковой единицей. Структурная и математическая лингвистика в изучении вопросов психологической структуры языка и речи.

ПСИХОЛИНГВИСТИКА КАК ТЕОРИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. /ПР/

Вопросы/Тезисы:

  1. Язык как система, обеспечивающая речевую деятельность. Процессы и механизмы речевой деятельности в соотнесенности с системой языка как предмет психолингвистики.

  2. Эволюция взглядов на предмет психолингвистики А.А.Леонтьева. Речевая деятельность как целое и закономерности ее комплексного моделирования. Структура процессов речепроизводства и речевоспри-ятия в их соотношении со структурой языка. анализ языковой способности человека в ее отношении к речевой деятельности, с одной стороны, и к системе языка - с другой. Особенности механизмов порождения и восприятия речи в связи с функциями речевой деятельности в обществе и с развитием личности.

  3. Двухчленная (языковая способность-язык) и трехчленная (языковая способность-речевая деятельность-язык) структура речевой деятельности. Историография рабочих понятий.

  4. Предмет теории речевой деятельности: соотношение личности со структурой и функциями речевой деятельности, с одной стороны, и языком как главной образующей образа мира человека, с другой. Психолингвистика как психологическая наука.

  5. Механизм индивидуальной речевой деятельности: Г.Штейнталь. Цель речи как представление и отображение смыслового содержания с помощью психической и органической механики.

  6. Понятия langue (язык), faculte du langage (языковая способность), langage (речевая деятельность), parole (речь). В системе Ф.Соссюра. Речь как индивидуальный акт, реализующий языковую способность через посредство языка как социальной системы.

  7. Речевая деятельность как процессы «говорения и понимания» в концепции Л.В. Щербы. Понятие «психология языка» О.Дитрих и его психофизиологическое обоснование в концепции Ф.Кайнца.

  8. Психолингвистика Т.Сибеока и психология речевого поведения Б.Скинера. Речь есть система непосредственных или опосредствованных (задержанных) реакций человека на речевые или неречевые стимулы в концепции Ч.Осгуда. Схема речевого поведения человека по Осгуду. Критика «реактивного» подхода Ч.Осгуда.

  9. Грамматика, порождающая текст – от З.Харриса к Н.Хомскому. Модели linguistic competence (языковой способности) и модели linguistic performance (языковой активности) в порождающей грамматике. Применение языковой способности в реальной речевой деятельности как предмет психолингвистики. Критика «проекции лингвистической модели в психику» А.А.Леонтьевым.

  10. Индивидуальные стратегии восприятия и производства речи: речевое предложение и речевое высказывание. Проблема соотношения грамматики и семантики в порождении и восприятии предложения. Преодоление изоморфизма языковых и психологических структур. Анализ речи по элементам и по единицам в системе Л.С.Выготского.

  11. Трактовка внутренней психологической организации процесса порождения (производства) речи как последовательности взаимосвязанных фаз деятельности. Схема Выготского: мотив, речевая интенция, внутреннее программирование речевого высказывания (опсредование мысли во внутреннем слове), опосредование мысли в значениях внешних слов, опосредование мысли в словах. Психолингвистика рефлексии над речью и анализ уровней осознанности речи в их взаимоотношении. Развитие идей Выготского в нейролингвистике А.Р.Лурия и теории деятельности А.Н.Леонтьева. Психолингвистика как теория речевой деятельности: развитие деятельностного подхода в психолингвистике. Познавательные и коммуникативные функции речи. Фазная структура речи (мотивация, интенция, ориентировка, планирование, реализация плана, контроль).

  12. Постулаты психолингвистической теории. Взаимоотношение опосредованного языком образа мира человека и речевой деятельности как деятельности речевого общения. Роль вероятностного прогнозирования в речевой деятельности. Активный характер процессов речевосприятия. Основы теории речевой деятельности. Теория речевой деятельности А.А.Леонтьева.


СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПСИХОЛИНГВИСТИКИ /ПР/

Вопросы:

  1. Полипарадигмальность психолингвистики. Методология и основные парадигмы. Американская психолингвистика, европейская психолингвистика, английская школа психолингвистики, отечественная психолингвистика.

  2. Междисциплинарные связи психолингвистики. Развитие направлений лингвистики: психологический предмет исследований. Когнитивная лингвистика. Структурная лингвистика. Математическая лингвистика. Рефлексивная лингвистика. Этнолингвистика. Социолингвистика. Коммуникативная лингвистика. Лингвоперсонология. Нейролингвистика. Психонейролингвистика и патопсихолингвистика.

  3. Категориальный аппарат современной психолингвистики. Новые направления исследований. Эмоциональный концепт, психологический анализ этнонимов, андрогинная лексика, гендер как параметр текста, языковая личность, фрактальная семиотика, дискурс, фрейм, слот, иконичность в языке, языковое творчество, языковые бленды, конвенционализация и др.

  4. Проблемы современной психолингвистики. Дискуссии структурализма, функционализма, когнитивизма: псхологический контент.

Развитие и критика теории Н. Хомского : Х-штрих теория (X- bar theory), Теория перемещения (α-movement), Теория управления (Government theory), Теория падежа (Case theory), Тета-теория (θ-theory) и Теория Связывания (Binding theory). Референциально-Ролевая грамматика Р.Д. Ван Валина.

Объяснительная теория синтаксических ограничений К.И.Казенина и Я.Г. Тестельца (Bounding Theory).



Генеративная психолингвистика и теория усвоения языка (Дж.Бейлин), генеративная фонология (Е.Зубрицкая), теория скрэмблинга (Н.Кондрашова).

Развитие и критика идей концептуальной метафоры М.Джонсона, Л.Талми, Дж. Лакоффа, Р.Лангакера. Теория первичной метафоры ДЖ.Грейди, нейронного моделирования (Ш.Нарайанан, К.Джонсон), концептуальной интеграции (Fauconnier, Turner)  

Проблемы метаязыка и теория ментальных пространств Ж. Фоконье

Развитие когнитивной семантики в работах А.Ченки.

Дискурс в современной психолингвистике: фреймовая организация дискурса и понятие слота (концепции Ч. Филлмора, И.М.Кобозевой).

ОНТОГЕНЕЗ РЕЧИ. ДЕТСКАЯ РЕЧЬ. /ПР/

Вопросы:

  1. Онтогенез речи. Характеристика основных этапов онтогенеза речи.

  2. Онтогенетическая психолингвистика. Предмет анализа.

  3. Психология развития детской речи.

    1. Приобретение звуков языка ребенком.

    2. Речь для себя и речь для других.

    3. «От мыслей вслух - к мысли для себя»: развитие речи от правополушарной имитационности без анализа закономерностей до левополушарного выведения правил и до полной - правополушарной - автоматизации языкового навыка.

    4. Основные оперативные принципы и языковые универсалии в детской речи.

ПРОИЗВОДСТВО РЕЧИ. /ПР/

Вопросы:

  1. Модели речепорождения – роль «изобразительного» универсального предметного кода по Жинкину Н.И. Иерархия предикаций во внутренней программе. Линейный и нелинейный тип грамматико-семантической реализации речи. Семантико-грамматическое и моторное программирование. Синтаксическая структура высказывания в процессе порождения. Эвристический характер речевой деятельности.

  2. Модели речеобразования: правила перевода мыслительного (неречевого) замысла в речевые единицы конкретного языка. Критика пофонемной модели анализа речи.

  3. Модели речеобразования «второго поколения». Целостный и посегментный анализ речи.

  4. Модель речепорождения Ахутиной Т.В. Смысловое синтаксирование и выбор смыслов во внутренней речи. Семантическое синтаксирование и выбор языковых значений слов. Грамматическое структурирование и выбор слов (лексем). Моторное (кинетическое) программирование и выбор артикулом.

  5. Модели речепорождения Зимней И.А., СахарногоЛ.В., Залевской А.А.

  6. Динамика подходов к моделированию процессов речепроизводства.

ВОСПРИЯТИЕ И ПОНИМАНИЕ РЕЧИ. /ПР/

Вопросы:

  1. Восприятие речи как процесс извлечения смысла, находящегося за внешней формой речевых высказываний, лингвистические закономерности.

Звучащий и записанный текст: особенности восприятия речи со слуха и письменной речи.

  1. Модели восприятия речи: моторная модель, неомоторная модель (теория) восприятия речи и теория прямого восприятия (акустические характеристики как предмет спора).

  2. Природные и культурные «модусы» восприятия. Модель «анализа через синтез» (фонемы и слова как единицы синтеза): основные стадии.

  3. Краткий обзор некоторых моделей восприятия речи в нейролингвистике (моделирование слуха, квазинейронные модели, модель взаимной активации, модель с использованием логики размытых (нечетких) множеств, модель "перцептивной стрелки" , логогенная модель, кортежные модели, ограничивающие модели).

  4. Модели понимания речи. Роль слова в понимании текста. Опоры при понимании высказывания.


Тезисы:

  1. Модели речевосприятия. Формирование и опознание образа. Моторный или сенсорный принцип восприятия, активный или пассивный характер. Моторные и сенсорные теории восприятия речи. Процессы смыслового восприятия речи. Пословное восприятие. Модели пассивного восприятия и модели «анализ через синтез». Стратегии восприятия: роль установки. Выбор ориентировки. Механизм смыслового восприятия высказывания. Механизм семантического «свертывания» Ч. Осгуда. Признаки связности как способ обработки текста. Модель смысловой предикации: центральные и маргинальные (периферийные) смысловые компоненты текста. Механизмы вероятностного прогнозирования и субъективная иерархия содержательных элементов текста по их потенциальной значимости для понимания целого.

  2. Психолингвистическая теория понимания текста. Понимание как процесс перевода на другой язык. Правильное отражение отражения. Образ содержания текста, предметность образа. Понятие «перцептивная техника», когнитивные механизмы (напр.: глубина понимания речевой информации прямо пропорциональна степени осознаваемой реципиентом необходимости ответа на нее). Понятие концепта, предел степеней свободы реконструкции образа. Когнитивная психолингвистика. Рефлексивная психолингвистика – сознательно контролируемая речь. Понимание речевой рефлексии у Л.С.Выготского.


ЯЗЫКОВЫЕ И РИТОРИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА И ПРИЁМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ В ДИСКУРСЕ /ПР/

Вопросы:

1. Языковые средства и приёмы воздействия в дискурсе.

1.1. Языковые средства экспликации базовой оппозиции «свой» – «чужой»: лексический, морфологический, синтаксический уровни.

1.2. Метафора как способ структурирования реальности.

1.3. Семантические приёмы реализации манипулятивного воздействия: Использование в манипулятивной коммуникации принципа коммуникативного сотрудничества Х. Грайса.

1.4. Постулаты общения: максима количества, максима качества, максима релевантности, максима манеры.

1.5. Использование приёма межфреймового перехода. Использование перформативов и императивов. Устранение субъекта действия как реализация принципа «контролируемости / неконтролируемости ситуации».

2. Риторические средства и приёмы воздействия в дискурсе

2.1. Тропы (гиперболизация, ирония, олицетворение, перифраз, сравнение) и фигуры (анафора, эпифора, градация, риторический вопрос, риторическое обращение, синтаксический параллелизм, инверсия, повтор, антитеза, оксюморон, эллипсис).

2.2. Эксплицитно выраженная агрессия (использование инвектив).

2.3. Псевдологическая аргументация (установление желательных причинно-следственных отношений).

2.4. Специфические способы вербального поведения: отсутствие реакции на реплики, игнорирование языковых единиц, содержащих отрицательный коннотативный компонент, отказ собеседнику в имени, переформулирование фразы соперника.


ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ФОНЕТИКИ /ПР/

Вопросы:

  1. Связь фонетики и семантики: фоносемантика. Лексическое и фонетическое единство речи.Фонетический строй речи. Фонетическая номинация денотата. Психоэмоциональные коннотации фонематического звучания.

  2. Фонологическое описание речевых единиц и фонетическое описание единиц языка. Звук и фонема. Признаки фонемы. Функции фонемы.

  3. Психофонетика как область экспериментальных исследований. Звуковое пространство и психологическая структура значения. Звукобуква и графон.

  4. Исследование фонетической структуры слов. Метод оценки звукобуквы/графона А.П.Журавлева. Система ВААЛ (В.И.Шалак): фоносемантический образ текстов.

Каталог: %D4%E0%EA%F3%EB%FC%F2%E5%F2%20%EF%F1%E8%F5%EE%EB%EE%E3%E8%E8%20%E8%20%EF%E5%E4%E0%E3%EE%E3%E8%EA%E8 -> 030300.62%20%CF%F1%E8%F5%EE%EB%EE%E3%E8%FF -> %CE%D1%CD%CE%C2%DB%20%CF%D1%C8%D5%CE%CB%C8%CD%C3%C2%C8%D1%D2%C8%CA%C8 -> %CC%E5%F2%EE%E4%E8%F7%E5%F1%EA%E8%E5%20%F3%EA%E0%E7%E0%ED%E8%FF%20%F1%F2%F3%E4%E5%ED%F2%E0%EC
030300.62%20%CF%F1%E8%F5%EE%EB%EE%E3%E8%FF -> Фио группа Тестовые задания по курсу зарубежная социальная психология
030300.62%20%CF%F1%E8%F5%EE%EB%EE%E3%E8%FF -> Фио группа Тестовые задания по курсу социальная психология
030300.62%20%CF%F1%E8%F5%EE%EB%EE%E3%E8%FF -> Инструкция: Выбрать из списка суждений «правильный ответ»
%CC%E5%F2%EE%E4%E8%F7%E5%F1%EA%E8%E5%20%F3%EA%E0%E7%E0%ED%E8%FF%20%F1%F2%F3%E4%E5%ED%F2%E0%EC -> Звук-буква-фонема-морфема-слово. /Срс
030300.62%20%CF%F1%E8%F5%EE%EB%EE%E3%E8%FF -> Вопросы к экзамену Основные этапы развития знаний о психическом
030300.62%20%CF%F1%E8%F5%EE%EB%EE%E3%E8%FF -> Исследование жизненных перспектив личности. Пространство и время личности


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница