Взаимодействие школы и семьи: классного руководителя и родителей



Скачать 236.3 Kb.
Дата15.02.2016
Размер236.3 Kb.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ:

КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ



Семья и школа

Одним из важнейших направлений деятельности школы как организующего центра воспитания является объединение усилий школы, семьи и общественности.

Специфика этой деятельности обусловлена факторами, к которым относятся понимание особенностей и тенденций развития современной семьи и практическая подготовленность учителя к работе с родителями по воспитанию подрастающего поколения.

Школа является важнейшим социальным институтом, прямо и непосредственно осуществляющим воспитание детей и педагогическое управление семейным воспитанием. Единство воспитательной деятельности школы и семьи создается систематической работой школы, основанной на заинтересованности в результатах семейного воспитания и систематической работой по формированию педагогической культуры родителей.

В работах известного педагога В.А. Сухомлинского широко используется понятие «школьно-семейное воспитание», которое определяется единством школьного и семейного воспитания. Как личность ребенка едина, так и не может осуществляться раздельно школьное и семейное воспитание, при этом школе принадлежит ведущая роль.

Школа как образовательное учреждение выполняет основную часть воспитательной работы: на нее возлагаются задачи формирования гармонично развитой личности. Это не умаляет роли семьи, а доказывает необходимость согласования действий школы и семьи. Школа расширяет и развивает воспитательные возможностями семьи.

В настоящее время, по мнению В.А. Сластенина, педагогические работки должны направлять свои усилия не столько на поиски отдельных форм и методов работы, сколько на обоснование и утверждение системы работы школы с родителями.

Система работы с родителями складывается годами путем отбора самых рациональных форм и методов, она должна отвечать ряду требований, обеспечивающих успех в работе:

– целенаправленность деятельности всего педколлектива. Нет работы с родителями вообще, а есть конкретные, насущные педагогические проблемы, ради решения которых проводятся родительские собрания, читаются лекции, осуществляется индивидуальный подход к родителям, семье;

– повышение профессиональной квалификации, педагогической культуры учителей. Формы могут быть самыми разнообразными: работа секции классных руководителей, работа постоянного педагогического семинара «Семейная педагогика» или «Совершенствование семейного воспитания»; учет неблагополучных семей; использование и обобщение передового опыта семейного воспитания; педагогический анализ работы с родителями, определение ее эффективности;

– выработка единых требований педагогического коллектива к работе классного руководителя с родителями. Требования должны быть обоснованными, тактичными, правомерными;

- формирование действенной общественной родительской организации.


Классный руководитель и родители

Важным направлением многогранной деятельности классного руководителя является работа с родителями учащихся вверенного ему класса.

Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы воздействия педагогов и родителей не противоречили друг друга. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласованно будут решать проблемы воспитания. Естественно стиль работы должен быть демократический, основанный на взаимном доверии, взаимодействии с родителями.

Целью этого взаимодействия является забота о развитии ребенка.

Классному руководителю следует помнить, что он призван вместе с родителями учеников создать воспитывающую среду, обеспечить единство требований школы и семьи по отношению к личности ребенка.

Взаимную деятельность следует строить на следующих принципах:

– обращение к чувству родительской любви и уважение ее;

– доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями;

– позиция сотрудничества в общении в родителями, уважение их личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.

Вся деятельность классного руководителя с родителями учащихся может быть представлена следующими направлениями и формами.


  • изучение условий семейного воспитания;

  • информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса в классе;

  • психолого-педагогическое просвещение родителей;

  • взаимодействие с родительским комитетом;

  • совместная деятельность родителей и учащихся;

  • информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей.

Л.В. Байбородова считает, что родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и результат может быть успешным тогда, когда они станут союзниками. В основе этого союза – единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.

Формы взаимодействия педагогов с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения.

Л.В. Байбородова дает следующую классификацию форм взаимодействия учителя и родителей. Они бывают коллективные, групповые и индивидуальные (с.48 – 61).

Коллективные: родительское собрание, родительский лекторий, конференция по обмену опытом, вечер вопросов и ответов, диспут-размышление по проблемам воспитания, встреча родителей с администрацией школы, учителями класса, «День открытых дверей».

Групповые: взаимодействие с родительским комитетом, групповые консультации, практические занятия для родителей с привлечением специалистов, формирование советов дел, комиссий.

Индивидуальные: беседа, задушевный разговор, консультация-размышление, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписка.
Психолого-педагогические основы установления контактов с семьей школьника

Следует остановиться на некоторых правилах взаимодействия учителей с родителями учащихся, способов установления их контактов.



  1. В основе работы школы и классного руководителя с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей.

  2. Доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании.

  3. Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи.

  4. Жизнеутверждающий, мажорный настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества, на сильные стороны семейного воспитания, ориентация на успешное развитие личности.

Установление контактов с родителями – начало всех начал в работе классного руководителя. Формы установления контактов:

– посещение семей школьников;

– пропаганда семейного воспитания;

– выполнение родителями педагогических поручений:

а) предполагающих активную воспитательную позицию (руководство кружком по интересам, спортивной секцией, индивидуальное шефство, наставничество);

б) предполагающих оказание организационный помощи (содействие в проведении экскурсий, создании классной библиотеки);

в) предполагающих участие в развитии и укреплении материальной базы школы, в решении хозяйственных задач: участие в оборудовании кабинетов, изготовление оборудования, приборов, помощь в ремонтных работах, в благоустройстве школы.
Педагогическое образование родителей

Реализация первого направления в настоящее время очень актуальна по причине частого отказа родителей от воспитательных функций, низким уровнем их осведомленности в вопросах воспитания детей, высокой степенью трудовой занятости. Это направление широко разработано в педагогической литературе, но на практике со времен существования советской воспитательной системы «кануло в лету». Однако ни один социальный институт не имеет такого влияния на ребенка как семья, особенно в сельской местности, где семейные устои и традиции почитания родителей, уважительного отношения к ним в большей степени сохранились, несмотря на заметные трансформации в общественном сознании.

Поэтому в нашей практической части мы решили рассмотреть такое направление деятельности классного руководителя, как педагогическое образование родителей.

Цель – повышение педагогической компетентности родителей.

Задачи:


  1. повышение воспитательного потенциала семей;

  2. содействие полноценному выполнению воспитательных функций;

  3. содействие созданию положительного психологического климата в семье, улучшению характера взаимоотношений между родителями, родителями и детьми;

  4. формирование у родителей потребности в самообразовании.

Способ достижения – реализация системы работы по педагогическому образованию родителей на основе:

1. Систематического разностороннего педагогического просвещения родителей, т.е. ознакомления их как с основами теоретических знаний, так и с практикой взаимоотношений с детьми.

2. Привлечения родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе.

3. Использования активных методов и разнообразных форм работы с родителями.

Система работы по педагогическому образованию родителей включает четыре модуля.

Диагностический модуль.

Его назначение – определить направления в просвещении родителей, степень их участия в учебно-воспитательном процессе, определиться с выбором методов и форм работы с родителями.



Содержание модуля

Направления диагностики – изучение:

– типичных и единичных проблем взаимоотношений детей и родителей;

– уровня психолого-педагогического образования родителей: уровня их элементарных знаний возрастной психологии, особенностей детей разного возраста, особенностей общения, поведения, взаимоотношений; форм и методов взаимодействия, общения;

– способов поведения дома, общения с ребенком,

– форм семейного воспитания,

– типа семейного воспитания;

– проблем в воспитании детей.

Методы изучения: анкетирование, беседы, посещение семьи, проективные методики (н-р, рисунок семьи), наблюдение, мониторинг.

Одним из ведущих методов изучения особенностей и проблем семейного воспитания является социально-педагогический мониторинг семьи – это научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально-педагогической информации о процессах, протекающих в семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений.

Сущность состоит в комплексном использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни, как носящих естественный характер (информация, предлагаемая членами семьи по собственной инициативе; непосредственное и опосредованное наблюдение, сочинения и графические работы детей о семье и т. д.), так и полученных в ходе специально организованного исследования (опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, биографический метод, психологические методики на выявление показателей внутрисемейных отношений и т. д.).

При этом важную роль в осуществлении социально-педагогического мониторинга играет умение классного руководителя систематизировать сбор информации и полученные результаты.



Теоретический модуль.

Назначение – создание теоретической базы для работы с родителями по их педагогическому образованию.

Содержание модуля:

Под родительским образование понимают обогащение знаний, установок и умений родителей, необходимых для ухода за детьми и их воспитанием, гармонизации семейных отношений, выполнение родительских ролей в семье и в обществе.



Цель работы классного руководителя – влияние на знания, установки и умения родителей в воспитании детей для создание благоприятных условий личностного развития ребенка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребенка в его жизненном пространстве. Классный руководитель выступает посредником между ребенком и взрослым, ребенком и семьей в целом.

Классный руководитель в работе с семьей выступает в трех основных ролях:

Советчик – информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей.

Консультант – консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье.

Защитник – защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствие внимания, человеческого отношения родителей к детям.

В теоретическом модуле представлены:

– тематические подборки;

– копилки форм и методов работы (проблемные ситуации, игры педагогической тематики, интерактивные методы, тесты для родителей, афоризмы, тематика для дискуссий и бесед, лекций).

В работе с родителями классный руководитель должен пройти этапы развития субъектной позиции родителей:

Первый этап направлен на развитие у родителей способности познания своего ребенка и себя как родителя, раскрытие возможностей развития ребенка, возможностей и способов своего педагогического образования.

Второй этап нацелен на развитие у родителей умений проектировать свой индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальную программу развития своего ребенка;

Третий этап развивает организационно-деятельностные способности в процессе реализации образовательных программ детей и индивидуальных образовательных маршрутов родителей;

Четвертый этап направлен на: а) развитие у родителей способности к самоанализу на основе оценки результатов развития ребенка и самооценки собственного педагогического роста; б) определение ими новых задач развития ребенка и своего развития.

Практический модуль

Назначение – реализация идей педагогического образования родителей с целью повышения их педагогической компетентности.

Содержание модуля включает три основных направления педагогической деятельности:


  • психолого-педагогическое просвещение родителей;

  • вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;

  • стимулирование самообразования родителей.

Психолого-педагогическое просвещение родителей можно организовать с помощью следующих форм работы: родительские университеты; конференции; индивидуальные и тематические консультации; родительские собрания; тренинги и т.п.

Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности: дни творчества детей и их родителей; открытые уроки и внеклассные мероприятия; помощь в организации и проведении внеклассных дел и укрепление материально-технической базы школы и класса; родительское общественное патрулирование; шефская помощь.

Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом можно организовать с помощью следующих форм деятельности: участие родителей класса в работе совета школы; участие родителей класса в работе родительского комитета и комитета общественного контроля; участие в работе совета содействия семье и школе.

Охарактеризуем некоторые активные формы работы с родителями (табл.).

Таблица

Формы работы с родителями

Сущность формы, тематика

Назначение

Родительские вечера

Форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив; обычно проводятся 2-3 раза в год либо в присутствии детей, либо без них.

Тематика: «Год рождения моего ребенка – каким он был, этот первый год?», «Первые книжки ребенка», «Друзья моего ребенка», «Праздники нашей семьи», «Вечер воспоминаний. Наказания и поощрения в нашей семье», «Вопросы детей, которые ставят нас в тупик», «Фотографии нашего детства», «Как научиться говорить спасибо своему ребенку?»




Позволяет родителям не только высказывать свое мнение, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, сделать определенные выводы, чему-то научиться, взять лучшее на вооружение в свой воспитательный арсенал. Родительские вечера сближают семьи, позволяют увидеть взрослых и детей в ином свете, помогают преодолеть недоверие и враждебность во взаимоотношениях взрослых и детей

Родительские тренинги

Активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании ребенка.

По результату тренинга проводится собеседование с классным руководителем и даются рекомендации по организации взаимодействия с каждым ребенком и с каждой семьей, участвовавшей в тренинге



Позволяют изменить взаимоотношения родителей с собственным ребенком, сделать их более открытыми и доверительными, приобрести новые знания и умения в воспитании

Продолжение таблицы

Родительский ринг

Это одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива; проводится с той целью, чтобы многие родители могли утвердиться в правоте своих методов воспитания или провести ревизию своего педагогического арсенала, задуматься над тем, что в воспитании своего ребенка они делают правильно, а что не совсем так.

Темы родительских рингов: «Можно ли наказывать ребенка собственным домом?», «Что делать, если папа не интересуется воспитанием собственного ребенка?», «Соблазны и пути их преодоления», «За и против» школьной формы» и др.




Полезность таких встреч родителей состоит в том, что они позволяют снять всякие закулисные разговоры среди родителей по вопросам организации образовательного пространства их детей, содержанию учебно-воспитательного процесса

Дискуссия

Совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, попытка продвинуться к поиску истины, что позволяет прояснить (возможно, изменить) мнение, позиции, установки и ценности родителей

Приемы организации дискуссии:

«Круглый стол» – беседа, в которой участвует небольшая группа родителей и во время которой происходит обмен мнениями между ними и остальными (например, обсуждение вопросов родительским комитетом). «Форум» – обсуждение, в ходе которого группа вступает с аудиторией в обмен мнениями. По проблемам, например, причин плохой дисциплины.

«Симпозиум» – более формализованное, по сравнению с предыдущим, обсуждение, в ходе которого родители и психолог выступают с сообщениями, представляющими свои точки зрения, а затем отвечают на вопросы аудитории. Любой из родителей может заявить тему и выступить со своим видением ситуации или проблемы.

«Дебаты» – обсуждение, построенное на ситуации: «докладчик – оппонент»


Позволяет увидеть проблему с разных сторон


Игра

«Психологические игры». Игра – модель социального взаимодействия, средство усвоения социальных установок. Для организации игры с взрослыми важным является как отношение друг к другу, к самой игре, культурная ситуация в целом. В процессе занятий используются следующие игровые методы: ситуационно-ролевые

Игра расширяет сознание, развивает творческие способности, талант к общению. Большое значение имеет как сам процесс игры, так и осмысление происходящего после игры

Продолжение таблицы




игры, дидактические, творческие, деловые, разогревающие.

«Ситуационно-ролевые игры». Такой вид игры особенно полезен, так как является инструментом, позволяющим избегать ролевых конфликтов, вызванных несоответствием, противоречивостью выбранных ролей, способствует социальной адаптации.

«Разогревающие игры». Каждое занятие, встречу следует начинать с некоторых процедур, погружающих родителей в особую игровую атмосферу, позволяющую быстро и без усилий настроиться на специфичную работу. Например, попросить родителей расставить столы и выбрать себе место так, чтобы чувствовать себя психологически комфортно





Диагностика

Использование тестов для изучения родителями особенностей своей личности. Требования: сохранение конфиденциальности, душевного спокойствия (каждый обрабатывает тест о себе самостоятельно по предложенной инструкции)

Позволяет получить информацию для раздумий, рассуждений переживаний; побудить к самоанализу

Детско-родительские мероприятия

Проводятся в форме игры с элементами тренинга, в которой принимают участие команды смешанного состав: родители и дети. Можно включать сюда психолога и педагогов, тогда эффективность игры только увеличится.

Их задача – показать родителям и другим взрослым возможности ребенка в общении, акцентировать наиболее значимые для них в том или ином возрасте темы; увидеть других детей в группе, классе, чтобы понять место своего ребенка среди них, а также через сравнение с другими точнее рассмотреть ресурсы и трудности сына или дочери




Позволяют детям и родителям увидеть и понять друг друга (без привычной родительской роли, в непривычной для многих творческой, жизнеутверждающей позиции)


Академия любящих родителей

Это форма педагогического просвещения родителей. Программа составляется с учетом интересов родителей. Формы организации занятий разнообразны, самые удачные – творческие мастерские и игровые тренинги


Помогает вооружить родителей необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания детей с учетом возраста


Продолжение таблицы

Мастерская

Это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению воспитательного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для родителей.

Основные принципы: а) педагог и родители - союзники в воспитании детей; б) не простое сообщение знаний как неоспоримых истин, а самостоятельное "строительство" знания родителем с помощью критического мышления к изучаемой информации; в) самостоятельность решения творческих задач; г) плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению других; д) работа в команде




Позволяет привлечь родителей к практическим действиям

Центр

семейного досуга

Одна из форм помощи семье. В центрах семейного досуга работают игровые, тренажерные площадки, проводятся педагогические и психологические консультации. Ценность таких центров состоит в том, что в них дети и взрослые проводят свое свободное время вместе, здесь объединяются их интересы. Самый приемлемый вид отдыха семейный туризм. Это прогулки, туристические походы, экскурсии, путешествия семьи или нескольких семей


Работа направлена на обогащение духовного мира семьи, развития эстетических чувств как взрослых так и детей. В совместном отдыхе родителей лучше узнают своих детей, укрепляется здоровье и взрослых и детей

Семейные клубы

Организуются на основе идеи, например, совместного творческого труда взрослых и детей: занятие спортом, искусством и др.


Позволяют детям и родителям взаимодействовать друг с другом

Кроме того, работа с родителями предполагает следующие наиболее используемые формы работы:

1. Родительские конференции: «Развитие современного школьника в воспитательном пространстве школы», «Адаптация школьника к разным условиям современного общества», «Как помочь школьнику учиться» и др.

2. Родительские лектории в микро-группах на основе интересов: для родителей школьников — туристов, одаренных детей и т.д.

3. Родительские университеты, педагогические всеобучи, лекционные и семинарские занятия с родителями по параллелям (не реже двух раз в год).

4. Внеклассное образование родителей: конференции родителей, мам, бабушек и дедушек; индивидуальные и групповые консультации (медицинские, юридические, педагогические – классного руководителя, учителей-предметников, социального педагога, психолога и др.); разного рода читательские конференции; обзоры и выставки литературы для родителей; вечера вопросов и ответов; «лаборатории нерешенных проблем» семейного воспитания; анкеты и мини-анкеты (например, «Портрет моего ребенка», «Общение детей и родителей» и т.д.).

5. Привлечение узких специалистов — врачей, представителей правоохранительных органов, психологов и т.п.

6. Организация консультативного пункта для родителей будущих первоклассников школы «Лучик».

7. Информативно-иллюстрированные стенды.

8. Памятки и рекомендации по воспитанию детей.

Практическая работа социального педагога с родителями реализуется через коллективные (групповые) и индивидуальные формы взаимодействия.

К коллективным формам относятся: работа с родителями в группе и в парах, родительское собрание, родительский комитет, встречи за «круглым столом», тематические социально-педагогические консультации и т.д.

Эти формы работы дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность принимать на себя роль лидера при обмене информацией развивает активность и уверенность родителей.

К индивидуальным формам относятся: индивидуальное консультирование и беседу, инструктаж и др. Преимуществом индивидуальной работы является то, что находясь наедине с социальным педагогом, родители откровеннее рассказывают ему о своих проблемах внутрисемейных отношений, о которых никогда бы ни сказали при посторонних. При индивидуальных беседах необходимо придерживаться главного правила: содержание индивидуальной беседы должно быть достоянием только беседующих, оно не должно разглашаться.

Формы и методы работы с родителями разнообразны, но главное то, что классному руководителю необходимо делать правильный выбор, учитывая все особенности работы учителей с данным коллективом родителей, особенности системы работы школы в целом.



Результативный модуль

Назначение – подведение итогов работы с родителями по их педагогическому образованию.

Используются те же методики, что и на первом этапе деятельности. Критерии оценки образования родителей: а) демонстрация знаний; б) свободное обсуждение общепедагогических проблем; в) оперирование педагогическими терминами; г) изменение отношений с ребенком.

При этом можно вывеси уровни проявления этих критериев – высокий, средний и низкий. Однако это будет составлять значительную сложность в работе классного руководителя в школе. Он может признавать свою работу результативной, если появляются сдвиги в родительском сознании – осознании себя «Родителями».

Информация для классного руководителя
Семья как институт социализации ребенка
Литература


    1. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика : Педагогика семьи и свободы / Ю.П. Азаров. – М., 1993.

    2. Гребенников, И.В. Школа и семья / И.В. Гребенников. – М., 1985.

    3. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. – М., 1996.

    4. Семейный кодекс Российской Федерации. – М., 1995.

    5. Соколова, В.Н. Отцы и дети в меняющемся мире : книга для учителей и родителей / В.Н. Соколова. – М., 1991.

    6. Фромм, А. Азбука для родителей / А. Фромм. – Л., 1991.


Принципы и содержание семейного воспитания

Начальной структурной единицей общества, закладывающей основы личности, является семья. Она связана кровными и родственными отношениями и объединят супругов, детей и родителей. Брак двух людей – это еще не семья, она появляется с появлением детей. В воспроизводстве человеческого рода, в деторождении и воспитании детей заключены основные функции семьи.



Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена.

Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения места, где ждут, любят, понимают, защищают. Семья – это такое образование, которое «охватывает»человека целиком во всех его проявлениях. В семье могут формироваться все личностные качества. Судьбоносная значимость семьи в развитии личности растущего человека общеизвестна.



Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.

Семейное воспитание – сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания семьи (место, дома), отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае по-разному.

Каковы задачи семьи?

– создать максимальные условия для роста и развития ребенка;

– обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту ребенка;

– передать опыт создания и сохранения семьи, воспитание в ней детей и отношения к старшим;

– научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

– воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «Я».



Семейное воспитание имеет свои принципы:

– гуманность и милосердие к растущему человеку;

– вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;

– открытость и доверительность отношений с детьми;

– оптимистичность взаимоотношений в семье;

– последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);

– оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на его вопросы.

Кроме этих принципов, есть ряд частных правил:

– запрещение физических наказаний;

– запрещение читать чужие письма и дневники;

– не морализировать, не говорить слишком много;

– не требовать немедленного повиновения;

– не потакать.

Все принципы, однако сводятся к одной мысли: ДЕТЯМ РАДЫ В СЕМЬЕ НЕ ПОТОМУ, ЧТО ДЕТИ ХОРОШИЕ, С НИМИ ЛЕГКО, А ДЕТИ ХОРОШИЕ И С НИМИ ЛЕГКО ОТТОГО, ЧТО ИМ РАДЫ.

Содержание семейного воспитания все направления. В семье осуществляется физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное воспитание, видоизменяясь от возраста к возрасту.

В настоящее время присутствует религиозное воспитание с его культом человеческой жизни и смерти, с почтением общечеловеческим ценностям.

Семейному воспитанию присущи свои методы, точнее, приоритетное использование некоторых из них. К ним относятся: личный пример, обсуждение, доверие, показ, проявление любви, сопереживание, контроль, юмор, поручение, традиции, похвала, сочувствие и т.д.
Семья как специфическая педагогическая система

Особенности развития современной семьи

Социология рассматривает семью как часть целого общественного организма, как клетку общества, как воспитательный коллектив. Все изменения, происходящие в социально-экономической сфере, обязательно находят свое отражение в семье. Но в отличие от других коллективов – производственных, профессиональных – семья не подвергается прямой перестройке. Процесс морального, психологического обновления более длителен, противоречив и сложен.

Утверждение новых отношений, новой морали в семье осуществляется более медленными темпами, чем в экономической области. Ведь в преобразовании семьи участвуют, кроме социально-экономических факторов, действуют и другие – биологические, психологические, демографические. Это объясняет живучесть «старого» в семейной психологии, трудность в прогнозировании развития семьи.

Жизнь семьи характеризуется многосторонними отношениями: социально-биологическими, хозяйственно-экономическими, нравственными, психологическими. Семья выполняет общественно значимые функции по отношению к обществу и человеку.

Функции семьи по отношению к обществу:

физическое воспроизводство населения (для смены поколений необходимо соответствующее число детей в рамках определенного государства);

– воспитательная – передача знаний, умений, навыков, норм, ценностей – духовное воспроизводство;

– производственно-хозяйственная (социологи доказали: чтобы освободить семью от домашних дел, потребуется дополнительно 40-45 млн. человек);

– организация досуга.

Функции семьи по отношению к человеку:

- супружеская (супруги – самые близкие люди, они получают в лице другого супруга поддержку);

- родительская (семья дает необходимое для гармонии в жизни, для того, чтобы в старости скрасить жизнь родителей);

- организация быта.



Принимая во внимание функции семьи, их многообразие и взаимосвязь, можно отметить некоторые особенности и тенденции развития современной семьи.

  1. Разница в социальном укладе городской и сельской семьи. В сельской местности каждый ребенок находится под строгим контролем односельчан – это и положительный и в то же время угнетающий эффект. В городе такой контроль практически отсутствует.

  2. Чем образованнее родители, тем более успешно учатся их дети в школе.

  3. Воспитанием детей часто занимаются бабушки и дедушки, происходит столкновение методов воспитания старшего и молодого поколений.

  4. Социальное расслоение серьезно влияет на различия в семейном воспитании, на характер взаимоотношений между родителями и детьми. Для детей из семей с достатком характерно такое понятие, как ПРЕСЫЩЕНИЕ – при проявлении педагогической слепоты родители излишне ласковы, задабривание, закармливание. Пресыщение – это такое отношение к жизни, к материальным и духовным ценностям, которое проявляется в полнейшем пренебрежении, в безразличии к предоставляемым благам. Дети вырастают скептиками, тунеядцами, искателями острых ощущений.

  5. Процесс разукрупнения семьи выделение молодой семьи, ее обособление от старшего поколения. Это позволяет развиваться ей как самостоятельному коллективу, складывается благоприятный психологический климат, молодые супруги самостоятельно утверждают в семье отношения, учатся делить и радости и беды.

  6. Сокращение рождаемости детей (уменьшении численности семьи) типичной стала семья, воспитывающая одного ребенка. Тенденция к увеличению рождаемости.

  7. Заметное увеличение количества разводов до 90% разводов приходится на 1-й год совместной жизни вследствие неустроенности семейного быта, неподготовленности к семейной жизни.

Каталог: files
files -> Методические рекомендации «Организация исследовательской деятельности учащихся»
files -> Актуальность исследования
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files -> Программы
files -> Выпускных квалификационных работ


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница