Взаимодействие с агрессивными детьми



Скачать 455.75 Kb.
страница1/2
Дата28.02.2016
Размер455.75 Kb.
  1   2


ГОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, -

«Областной центр диагностики и консультирования»

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ


Новосибирск – 2005

Взаимодействие с агрессивными детьми

В составлении приняли участие:

Т.П. Абакирова – руководитель службы практической психологии образования Новосибирской области,

канд. психол. наук;

Н.Е. Коплик – педагог-психолог ГОУ «Областной центр

диагностики и консультирования»

Н.Н. Плеханова – педагог-психолог службы практической

психологии образования Новосибирской области;

Ю.В. Шихваргер – педагог-психолог службы практической

психологии образования Новосибирской области.

СОДЕРЖАНИЕ




Введение


4

Виды агрессии


5

Критерии выявления агрессивного ребенка


7

Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой

форме



8

Обучение детей приемам саморегуляции, самообладания


12

Отработка навыков общения


13

Формирование позитивных качеств личности


14

Типология агрессивного поведения современных подростков


17

Психологические условия коррегирования агрессивного поведения подростков


18

Работа с родителями агрессивного ребенка


19

Игры и упражнения, рекомендуемые для агрессивных детей


22

Приложение


25

Список рекомендуемой литературы


26


ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ

ВВЕДЕНИЕ

Агрессия (от латинского «agressio» – нападение, приступ) – это мотивированное деструктивное пове­дение, противоречащее нормам и правилам сосущест­вования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), прино­сящее физический ущерб людям (отрицательные пере­живания, состояния напряженности, страха, подавлен­ности и т. д.) (Психологический словарь, 1997).

Реан А.А. предлагает не идентифицировать поня­тия «агрессия» и «агрессивность», Давая определе­ние данным терминам, он обращает внимание на то, что «агрессия – это намеренные действия, направлен­ные «на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному ».



Агрессивность – это свойство личности, «выража­ющееся в готовности к агрессии».

Таким образом, можно сделать вывод: если агрес­сия – это действие, то агрессивность – готовность к совершению таких действий.

Р.Бэрон и Д.Ричардсон (1997) выделяют следующие основные детерминанты агрессии: социальные (фрустра­ция, вербальное и физическое нападение, подстрекатель­ство), внешние (жара, шум, теснота, загрязненный воз­дух), индивидуальные (личность, установки, тендер).

Агрессия, как правило, не возникает неожиданно. Она может появиться в результате различных межлич­ностных взаимодействий, провокаций. Причем и вер­бальная, и невербальная провокации могут в ответ вы­звать физические действия (нападение, насилие и т.д.).

Различные особенности среды, в которой находит­ся человек, также повышают или снижают вероятность возникновения агрессивных действий. Например, в помещении, где имеются резкие неприятные запахи, та­бачный дым и т. д., уровень агрессии будет выше, чем в хорошо проветренной комнате. Кроме этого, большую роль в появлении агрессивных реакций играют инди­видуальные особенности человека. Среди «нормаль­ных» личностей более агрессивными являются люди раздражительные, с предвзятой атрибуцией враждеб­ности, с высоким уровнем локус-контроля, люди, стро­ящие свое поведение по типу «А», а также лица со сниженным и повышенным самоконтролем.

Для лиц типа «А» характерны следующие индиви­дуальные особенности: напористость, склонность к со­перничеству, желание превзойти других, нетерпение, высокий уровень враждебности. Эти люди в большей степени, чем все остальные, подвержены заболеваниям сердечно-сосудистой системы.

Существует несколько различных подходов в изу­чении и объяснении феномена агрессивности. А.А.Реан выделяет пять базовых направлений: инстинктивистская теория агрессии (3.Фрейд, К.Лоренц и др.); фрустрационная (Дж.Доллард, Н.Миллер и др.); теория соци­ального научения (А.Бандура); теория переноса воз­буждения (Д.Зильманн и др.); когнитивные модели аг­рессивного поведения (Л.Берковец и др.).

Так, 3.Фрейд связывает становление агрессивного поведения ребенка со стадиями сексуального развития. Представитель теории инстинктов К.Лоренц, как и 3.Фрейд, считает, что человеку не дано справиться со своей агрессивностью, он только может направить ее в нужное русло. А со­гласно Дж.Долларду, агрессия представляет собой ре­акцию на фрустрацию. Эффект катарсиса помогает че­ловеку снизить его агрессивность.

Сторонники теории социального научения, напро­тив, считают, что чем чаще человек совершает агрес­сивные действия, тем в большей степени эти действия становятся неотъемлемой частью его поведения. В этом велика роль родителей, которые своим примером, не осознавая того, могут обучить ребенка проявлению агрессии.

По мнению Л.Берковица, поведение все-таки мож­но контролировать. Но, как доказал Д.Зильманн, в отдельных ситу­ациях агрессия бывает импульсивной и плохо поддает­ся контролю рассудка.


ВИДЫ АГРЕССИИ

Э.Фромм считает, что существует два вида агрессии: «доброкачественная» и «злокачествен­ная». Первая появляется в момент опасности и носит оборонительный характер. Как только опас­ность исчезает, затухает и данная форма агрес­сии. «Злокачественная» агрессия представляет собой жесткость и деструктивность и бывает спон­танной и связанной со структурой личности.

А.Басс и А.Дарки выделяют пять видов аг­рессии, которые схематично можно изобразить следующим образом:


Все эти виды агрессии можно наблюдать у лю­дей всех возрастов, а иногда они проявляются с самого раннего детства. На становление агрессив­ного поведения ребенка оказывают влияние мно­гие факторы, например, проявлению агрессивных качеств могут способствовать некоторые сомати­ческие заболевания или заболевания головного мозга, а также различные социальные факторы.

В настоящее время появляется все больше научных исследований, подтверждающих тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые в кино или на экранах телевизоров, способству­ют повышению уровня агрессивности зрителей.

Существует также непосредственная связь между проявлениями детской агрессии и сти­лями воспитания в семье. Так, Раншбург И. и Поппер П. отмечают, что если ребенка стро­го наказывать за любое проявление агрессив­ности, то он учится скрывать свой гнев в при­сутствии родителей, но это не гарантирует по­давления агрессии в любой другой ситуации. Пренебрежительное, попустительское отноше­ние взрослых к агрессивным вспышкам ребенка также приводит к формированию у него агрес­сивных черт личности. Дети часто используют аг­рессию и непослушание для того, чтобы привлечь к себе внимание взрослого. Малыши, родители ко­торых отличаются чрезмерной уступчивостью, не­уверенностью, а иногда и беспомощностью в вос­питательном процессе, не чувствуют себя в пол­ной безопасности и также становятся агрессив­ными. Неуверенность и колебания родителей при принятии каких-либо решений провоцирует ребен­ка на капризы и вспышки гнева, с помощью кото­рых дети могут влиять на дальнейший ход собы­тий и при этом добиваться своего (Д.Лешли, 1991).
Критерии выявления агрессивного ребенка

Поставьте галочку в графе «часто» или «редко» напротив каждого высказывания



Ребенок

Да

Нет

1. Спорит, ругается с взрослыми







2. Теряет контроль над собой







3. Винит других в своих ошибках







4. Завистлив, мстителен







5. Сердится и отказывается что-либо сделать







6. Специально раздражает людей







7. Отказывается подчиняться правилам







8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его







Сосчитайте количество ответов «да».

Если 4 из 8 критериев часто проявляются у ребенка в течение не менее 6 месяцев, то можно предположить, что ребенок является агрессивным.


Анкета «Признаки агрессивности»

Инструкция: Ответьте, пожалуйста, на предложенные утверждения либо «да», либо «нет».



Ребенок

Да

Нет

1. Злой дух временами вселяется в него







2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен







3. Когда кто-то причиняет ему зло, он старается отплатить ему тем же







4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться







5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки







6. Иногда он так настаивает на чем-либо, что окружающие теряют терпение







7. Он не прочь подразнить животных







8. Очень сердится, если ему кажется, что кто-то подшучивает над ним







9. Кажется, что иногда у него вспыхивает желание сделать плохое, шокирующее окружающих







10. В ответ на обычные распоряжения стремится все сделать наоборот







11. Часто не по возрасту ворчлив







12. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного







13. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других







14. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, поиски виноватых







15. Легко ссорится, вступает в драку







16. Старается общаться с младшими и физически более слабыми







17. У него нередки периоды мрачной раздражительности







18. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится







19. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех







Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.

Подсчитайте количество ответов «да».

Высокая агрессивность – 15-19 баллов.

Средняя – 7-14 баллов.

Низкая – 1-6 баллов.
Для того чтобы устранить нежелательные прояв­ления агрессии у ребенка, в качестве профилакти­ки Раншбург И. и Поппер. П. (1983) советуют ро­дителям уделять больше внимания своим детям, стремиться к установлению теплых отношений с ними, а на определенных этапах развития сына или дочери проявлять твердость и решительность. Эти рекомендации можно адресовать не только родителям, но и педагогам. А коррекционную ра­боту с агрессивными детьми, на наш взгляд, целе­сообразно проводить в четырех направлениях:

1 – обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме;

2 – обучение детей приемам саморегуля­ции, умению владеть собой в различных си­туациях;

3 – отработка навыков общения в воз­можных конфликтных ситуациях;

4 – формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к людям и т. д.

Рассмотрим подробно каждое из направлений.


ОБУЧЕНИЕ АГРЕССИВНЫХ ДЕТЕЙ СПОСОБАМ

ВЫРАЖЕНИЯ ГНЕВА В ПРИЕМЛЕМОЙ ФОРМЕ

Поскольку поведение агрессивных детей часто является деструктивным и связанным с непредсказуемыми эмоциональными вспышка­ми, проблема обучения ребенка приемлемым способам выражения гнева – одна из самых острых и важных проблем, стоящих перед взрослыми.

Что такое гнев? Это чувство сильного не­годования, которое сопровождается потерей контроля над собой. Термин «гнев», употреб­ляемый на Руси начиная с XI века, произошел от слова «гной». Так называли состояние боль­ного, тело которого было покрыто гноящими­ся ранами. Позднее у слова «гнев» появился синоним – «ярость».

По мнению Вирджинии Н. Квинн (2000) существует четыре основных способа выраже­ния гнева:

1. Прямо (вербально или невербально) заявить о своих чувствах, при этом давая выход отрицательным эмоциям.

2. Выразить гнев в косвенной форме, вы­мещая его на человеке или предмете, кото­рый представляется разгневанному неопас­ным. Не отреагировав сразу, человек рано или поздно может почувствовать необходи­мость выплеснуть гнев из себя. Но не на того, кто вызвал это чувство, а на того, кто «подвернется» под руку, кто слабее и не сможет дать отпор. Такое выражение гнева получило название переноса.

3. Сдерживать свой гнев, «загоняя» его внутрь. В этом случае постепенно накап­ливающиеся отрицательные чувства будут способствовать возникновению стресса. Кэррол Изард (К.Э.Изард, 1999) публику­ет клинические данные, полученные Холтом, которые свидетельствуют о том, что если человек постоянно подавляет свой гнев, он более подвержен риску психосо­матических расстройств. По мнению Холта, невыраженный гнев может стать одной из причин таких заболеваний, как ревма­тический артрит, крапивница, псориаз, язва желудка, мигрень, гипертония и др.

4. Задерживать негативную эмоцию до момента ее наступления, не давая ей воз­можности развиться, при этом человек пы­тается выяснить причину гнева и устранить ее в кратчайший срок.

В нашей практике при обучении агрессив­ных детей конструктивным способам выраже­ния гнева мы используем два направления, описанных В.Квинн: учим детей прямо заяв­лять о своих чувствах и выражать гнев в кос­венной форме, с помощью игровых приемов.

Многие авторы считают, что одним из луч­ших способов выражения гнева является пря­мое высказывание своих чувств человеку, ко­торый стал источником гнева. Так, Р.Кэмпбелл (1997) советует выражать гнев прямо, словесно и в вежливой форме. Если же это невозможно, то лучше все же достигнуть при­мирения и взаимопонимания с партнером по общению. А чтобы гнев или обида не остались неотреагированными, взрослые могут поде­литься своими чувствами с друзьями, родст­венниками, а дети – с родителями.

В качестве технологий обучения ребенка вы­ражению гнева вербально в вежливой форме можно порекомендовать «Лестницу гнева» Р.Кэмпбелла. На нижней ступеньке этой лестни­цы расположена одна из самых незрелых форм агрессивного поведения – пассивная агрессия, которая представляет собой скрытый, утончен­ный способ манипулирования людьми с целью добиться своего. Пассивно-агрессивный ребе­нок не будет открыто выражать свое неудо­вольствие после неприятного разговора с ма­мой, он может просто промолчать, а гораздо позже вдруг начнет капризничать в самом не­подходящем месте (в очереди, в гостях и т. д.). Этот ребенок может специально, но исподтиш­ка, сломать игрушку в кабинете психолога, мо­жет вызывающе одеваться, чтобы шокировать учительницу, изо дня в день «забывать» запи­сывать домашнее задание в дневник и т. д.

Для того чтобы помочь ребенку избавиться от данных «пороков», необходимо научить его выражать или выплескивать свой гнев. Если ре­бенок, который делал все «втихаря», вдруг от­крыто заявляет о своих чувствах, это будет ин­дикатором того, что коррекционная работа идет в правильном направлении. «...Чем больше гне­ва выплеснется в словах, тем меньше его оста­нется, чтобы проявиться потом через ложь, во­ровство, секс, наркотики и все другие образцы столь распространенного сегодня пассивно-аг­рессивного поведения» (Р.Кэмпбелл, 1997).

Ребенок, который пока еще будет выражать­ся в грубой форме, используя ругательства и подобные способы, все-таки уже шагнул на сту­пеньку выше по «лестнице гнева». В такие ми­нуты следует установить с ребенком зритель­ный контакт, спокойно посмотреть на него и дать ему возможность выговориться. После это­го надо рассказать ему, как можно выразить гнев по-другому – в позитивной форме.

К позитивным способам выражения гнева относятся:



  • Умение направить гнев на объект. При этом выражается основная жалоба, без уклонений в сторону.

  • Вежливость в обращении.

  • Стремление найти конструктивное решение.

Для того чтобы добиться результатов в про­движении по «лестнице гнева», взрослый дол­жен сам подавать положительный пример и демонстрировать образцы зрелого поведения.

В схеме 1 представлен несколько упрощен­ный вариант «лестницы гнева» Р.Кэмпбелла. Вся лестница состоит из 15 ступеней: нижние 4 ступеньки (А) символизируют негативные способы выражения гнева, следующие 5 сту­пенек (В) – в основном, тоже негативные спо­собы, причем, словесные оскорбления, броса­ние предметов и другие деструктивные паттер­ны предыдущих ступеней еще имеют место, но их выраженность при подъеме вверх по лест­нице значительно ослабевает.

Следующие четыре ступени (С) представ­ляют собой сочетание негативных и позитив­ных образцов поведения и, наконец, две по­следние ступени (Д и Е) — это тот идеал, к которому должны стремиться взрослые, зани­мающиеся коррекцией агрессивного поведения ребенка. Чем выше ребенок поднимается по ступенькам, тем ярче в его поведении выраже­ны позитивные способы управления гневом. Таким образом, постепенно, шаг за шагом, можно продвинуться от пассивно-агрессивно­го к зрелым формам поведения.

Схема 1

«Лестница гнева»














Е











Д


  • Вежливость

  • Стремление найти решение

  • Выражается одна жалоба без уклонений в сторону







С


  • Эмоционально-разрушительное поведение

  • Физические оскорбления

  • Словесные оскорбления и т.д.

  • Гнев выражается в громкой и невежливой форме

  • Гнев смещается с вызвавшего его объекта на другие объекты

  • Выражаются жалобы, не имеющие отношения к делу




В


  • Гнев выражается в громкой и невежливой форме

  • Гнев смещается с вызвавшего его объекта на другие объекты

  • Выражаются жалобы, не имеющие отношения к делу

А


  • Эмоционально-разрушительное поведение

  • Физические оскорбления

  • Словесные оскорбления и т.д.

  • Пассивно-агрессивное поведение

Другому способу выражения гнева, опи­санному В. Квинн, – переносу чувств на не­опасные объекты – мы рекомендуем обучать в основном маленьких детей, которые не все­гда могут вербализовать свои мысли и тем более чувства. Для работы с такими детьми в арсенале взрослого должны иметься рези­новые игрушки, каучуковые шарики, кото­рые можно бросать в ванну, наполненную водой, подушки, поролоновые мячи, мишень с дротиком, «стаканчик для крика», кусок мягкого бревна, молоток и гвозди, спортив­ный инвентарь и т. д.

Все эти предметы нужны для того, чтобы ребенок не направлял гнев на людей, а перено­сил его на неодушевленные предметы, выплес­кивал его в игровой форме. Такая техника рабо­ты с гневом особенно будет полезной для рабо­ты с робкими, неуверенными в себе детьми, но в то же время может быть недопустимой при кор­рекции поведения чрезмерно открытого ребен­ка. (Раншбург И., Поппер П., 1983).

Способы выражения (выплескивания) гнева


  1. Громко спеть любимую песню

  2. Пометать дротики в мишень

  3. Попрыгать на скакалке

  4. Используя «стаканчик для криков», высказать все свои отрицательные эмоции

  5. Налить в ванну воды, запустить в неё несколько пластмассовых игрушек и бомбить их каучуковым мячом

  6. Пускать мыльные пузыри

  7. Устроить «бой» с боксёрской грушей

  8. Пробежать по коридору школы, детского сада

  9. Полить цветы

  10. Быстрыми движениями руки стереть с доски

  11. Забить несколько гвоздей в бревно или доску

  12. Погоняться за кошкой (собакой)

  13. Пробежать несколько кругов вокруг дома

  14. Передвинуть в квартире мебель (например, журнальный столик)

  15. Поиграть в «настольный футбол» (баскетбол, хоккей)

  16. Постирать бельё

  17. Отжаться от пола максимальное количество раз

  18. Сломать несколько игрушек

  19. Устроить соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит»

  20. Стучать карандашом по парте

  21. Скомкать несколько листов бумаги, а затем их выбросить

  22. Взять стопку листов плотной бумаги или картона и попытаться порвать их.



ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ПРИЕМАМ САМОРЕГУЛЯЦИИ, САМООБЛАДАНИЯ

Агрессивным детям зачастую свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Поэтому для данной категории детей будут полезны любые релаксационные упражнения (некоторые из них описаны ниже). В процессе коррекционной работы можно го­ворить с ребенком о том, что такое гнев и ка­ковы его разрушительные действия, можно объяснить ребенку, каким злым и некрасивым становится человек в порыве гнева. Поэтому важно работать над собой, управлять и вла­деть своими отрицательными эмоциями.

М.Мак-Кей, П.Роджерс и Ю.Мак-Кей (1997) рекомендуют несколько интересных приемов обретения самоконтроля. Например, в карман одежды можно положить нарисован­ный от руки дорожный знак «Стоп». Как толь­ко агрессивного ребенка начнут одолевать не­званые мысли и желания, он может достать из кармана картинку и мысленно или шепотом произнести: «Стоп». Для того чтобы данный прием начал работать, необходима многоднев­ная тренировка.

Для того чтобы приучить ребенка в момент «неприятной ситуации» не стискивать челюс­ти (что характерно для многих агрессивных детей), а расслаблять мышцы лица, можно ис­пользовать релаксационные упражнения. Ин­тересные и эффективные упражнения можно найти в книге К.Фопеля «Как научить детей сотрудничать» (1998).

Например, в игре «Теплый, как солнце, легкий, как дуновение ветра» дети с закры­тыми глазами представляют себе теплый чу­десный день. Над их головами проплывает серое облачко, на которое они поместили все свои горести и заботы. Ярко-голубое небо, легкий ветерок, мягкие лучи солнца помога­ют расслабить мышцы не только лица ребен­ка, но и всего тела.

Другая игра – «Улыбка» – способствует расслаблению мышц лица. Выдыхая воздух и многократно улыбаясь лучу солнца, дети ста­новятся чуть-чуть добрее. В неприятных жиз­ненных ситуациях они могут вспомнить свои ощущения, отработанные в этих и других по­добных играх, и вернуться к ним, заменяя не­гативные эмоции на нейтральные или поло­жительные.


ОТРАБОТКА НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ

Агрессивные дети иногда проявляют агрес­сию лишь потому, что не знают других спосо­бов выражения своих чувств. Задача взросло­го – научить их выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами. С этой це­лью можно в группе (или в кругу) обсудить с детьми наиболее часто встречающиеся кон­фликтные ситуации. Например, как поступить, если ребенку нужна игрушка, в которую кто-то уже играет. Такие беседы помогут ребенку расширить поведенческий репертуар – набор способов реагирования на определенные со­бытия. Иногда дети поступают так или иначе не потому, что им это нравится, а из-за того, что не знают, как можно сделать по-другому.

Одним из приемов работы с агрессивными детьми может стать ролевая игра. Например, в группе (или в кругу) можно разыграть ситуа­цию: в гости в детский сад пришли два игру­шечных Медвежонка (или два других героя: Ли­сенка, Котенка и т.д.). На глазах у детей они поссорились, потому что один из них хотел играть с новой большой машиной, с которой уже играл его товарищ. Пока Медвежата ссо­рились, воспитатель позвал всех на прогулку. Так ни один из драчунов не успел поиграть с машиной. Из-за этого они поссорились еще больше. Воспитатель просит ребят, которые на­блюдали эту сцену, помирить Медвежат.

Каждый желающий ребенок (или по кру­гу) предлагает свое решение. Затем несколько из предложенных вариантов разыгрывается парами детей, которые выступают в роли уп­рямых Медвежат. По окончании игры дети об­суждают, насколько удачным был тот или иной способ примирения и разрешения конфликта.

Иногда, и довольно часто, дети предлага­ют агрессивные способы выхода из создавшей­ся ситуации, например: закричать на друга, ударить, отобрать игрушку, припугнуть и т. д. В этом случае взрослый не должен критико­вать и давать оценку предложению ребенка. Напротив, он должен предложить детям этот вариант для ролевой игры. В процессе его об­суждения они, как правило, сами убеждаются в неэффективности такого подхода к пробле­ме. Также можно пригласить в гости извест­ных детям литературных героев. В детском саду это могут быть Мальвина и Буратино, кото­рый поставил в тетради кляксу, не хотел мыть руки. В этом случае детям можно предложить посоветовать Мальвине — как помочь Бурати­но стать послушным. Пусть они порекоменду­ют Буратино, как отвечать Мальвине, чтобы не оказаться в чулане.

В гости к детям школьного возраста могут прийти герои из «пройденных» ими литера­турных произведений. Например, из книг А.Погорельского «Черная курица», М.Приш­вина «Кладовая солнца» и других.


ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ

(эмпатии, доверия к людям, доброты и т.д.)

Эмпатия – это «нерациональное познание человеком внутреннего мира других людей (вчувствование)... сопереживая, человек испы­тывает чувства, идентичные наблюдаемым» (Психологический словарь, 1997, с. 429).

Считается, что развивать эмпатию и форми­ровать другие качества личности можно во вре­мя совместного чтения взрослого и ребенка. Об­суждая прочитанное, взрослый поощряет выра­жение ребенком своих чувств. Кроме этого, очень полезно сочинять с ребенком сказки, истории.

Ниже приведена история, придуман­ная 9-летним Андрюшей и его мамой после того, как они вместе прочитали книгу Пого­рельского «Черная курица».

Андрюша: Однажды Андрюша подрался в школе с первоклассником. Из носа текла кровь, болела нога.

Мама: А тут его еще отругала учительница Анна Николаевна и вызвала родителей в школу.

Андрюша: Андрюша рассердился на нее и показал ей язык, после чего он сразу же убе­жал на улицу, прогуляв два последних урока.

Мама: Когда Андрюша пришел домой, и мама спросила у него, как дела, он огрызнулся, гром­ко хлопнул дверью в детскую комнату.

Андрюша: Через минуту из комнаты донес­ся пронзительный крик младшего брата, кото­рый тут же выскочил в коридор. Вслед за ним в коридор полетели теннисная ракетка, учеб­ник по природоведению, плюшевый медведь и клюшка.

Мама: Андрюша еще долго кричал и пла­кал в своей комнате. Он был сердит на всех.

Андрюша: Особенно на Анну Николаевну, на маму, на брата. Это ведь из-за них он сей­час остался один.

Мама: Кулаки Андрюши сами сжимались от обиды и злости.

Андрюша: В животе стало горячо от горя. Андрюша наплакался и, наконец, затих. Андрю­ша открыл глаза и увидел, что он находится в тридевятом царстве, в пятизвездочном отеле. У его ног ласково плескалось море, весело игра­ли дельфины. Андрюша полюбовался на них и отправился к бесплатным игровым автоматам.

Мама: Андрюша играл 5 часов подряд. Он уже собрался уходить, как вдруг увидел ма­ленького худенького мальчика в очках и с заплаканным лицом.

Андрюша: Над малышом все смеялись, его дразнили и не подпускали к автоматам. Анд­рюша тоже хотел толкнуть его и подставить ножку. Но потом вдруг подошел к нему, взял за руку и подвел к самому интересному авто­мату, на котором играл 16-летний пацан.

Мама: Андрюша испугался его немножечко.

Андрюша: Но не подал вида и смело ска­зал верзиле: «Пусти и его поиграть, он же маленький». Очень странно, но парень его послушался. Весь день Андрюша заботился о малыше, помогал ему во всем.

Мама: К вечеру Андрюша был так доволен собой и своим поведением, что ему даже каза­лось, что он стал выше ростом.

Андрюша: Андрюша с гордостью смотрел на малыша. Щеки Андрюши раскраснелись от счастья, глаза блестели, сердце громко билось.

Андрюша: Но решил, что гораздо приятнее улыбаться, чем плакать, делать добро, а не зло.

Мама: Он тихонько выскользнул из комна­ты, пришел на кухню. Мама сидела за столом и читала сказку братишке, который устроился у нее на коленях.

Андрюша: Андрюша подошел к ним сзади, обнял обоих и с волнением сказал «Мама, давай я вам сам почитаю...»

Мама: Весь вечер в доме был мир и покой.

Андрюша: Андрюша раз и навсегда понял: он очень нужен маме, брату. Его все любили. И оказывается, люди многие добрые, особен­но если для них делать добро.

«Хорошо, что я добрый», — думал Андрюша.

В процессе чтения желательно, чтобы родите­ли беседовали с детьми о чувствах и эмоциях, ко­торые будят в них те или иные действия героев.

В результате одного из таких чтений у 10-летнего Дани возникла идея составить свой «Эмоциональный словарь». Он приводится ниже. В дальнейшем этот словарь стал основой для создания одноименной игры.

Эмоциональный словарь

Добрый — когда все добрые ко мне.

Расслабленный — когда сделал все задания.

Довольный — когда тебе разрешили пойти зимой поиграть в футбол.

Притворяющийся — когда говоришь, что не играл в футбол, а сам играл.

Хитроумный — когда пошутил.

Самодовольный — когда твоя шутка понрави­лась собеседнику.

Радостно-приподнятый — подтянулся 7 раз.

Задумавший отомстить — когда обсмеяли твои ботинки.

Разлентяво-скучающий — на каникулах.

Ликующе восторженный — победил в олимпиаде.

Разобиженный — на себя, на других.

Взбешенный

учителем — выгнал с урока.

мамой — прогнала от компьютера.

братом — не взял с собой гулять.

Свирепый — когда на перемене подрался.

Свирепо-хитрый — когда проиграл, а ты ре­шил отомстить.

Рассерженно-возбужденный — когда перед то­бой в буфете побывал твой враг и купил булочку, которую хотел купить ты, а она была одна.

Гордо возвышающийся над собой — когда за­ставлял себя бегать целый год по утрам.

Разъяренно-коварный — когда стащил что-то у брата, тем самым, отомстив ему.

Возвышенно-радостный — когда сочинил свою песню и музыку.

Огорченно-раскаявшийся — когда за дело по­ругали родители.

Разобиженный — не приняли в игру.

Взбешенный — когда несправедливо наказали.

Подковыристый — когда кого-либо дразню.

Умильный — когда мама или папа гладят меня.

Неостановимо-жаждущий — когда чего-то очень хочется.

Ликующе-восхищенный — приехал на теплое море.

Довольно-подарковый — на день рождения или на Новый год.

Прелестно-снисходительный — когда делаю подарок маме, папе или кому-нибудь из семьи.

Гордый с достоинством —помог папе почи­нить машину.

Печально-обреченный — когда заставляют де­лать уборку.
ТИПОЛОГИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ
Агрессивные подростки, при всем различии их личностных характеристик и особенностей поведения, отличаются некото­рыми общими чертами. К таким чертам относится бедность цен­ностных ориентации, их примитивность, отсутствие увлечений, духовных запросов, узость и неустойчивость интересов, в том числе и познавательных. У этих детей, как правило, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушае­мость, подражательность, неразвитость нравственных представ­лений. Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность как против сверстников, так и против окружающих взрослых. У та­ких подростков наблюдается крайняя самооценка (либо максимально положительная, либо максимально отрицательная), повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими ме­ханизмами, регулирующими поведение.

Вместе с тем среди агрессивных подростков встречаются и дети хорошо интеллектуально и социально развитые. У них аг­рессивность выступает средством поднятия престижа, демонст­рации своей самостоятельности, взрослости.

В целях раскрытия причин и характера агрессивности под­ростков рассмотрим ус­ловную типологию, которую предлагает Л.М. Семенюк. В ней выделяется четыре группы подростков на основе определенного типа поведения, с учетом направленности их личности.

Первую группу подростков характеризует устойчивый комплекс аномальных, аморальных, примитивных потребностей, стремление к потребительскому времяпрепровождению, дефор­мация ценностей и отношений. Эгоизм, равнодушие к пережи­ваниям других, неуживчивость, отсутствие авторитетов являют­ся типичными особенностями этих детей. Они эгоцентричны, циничны, озлоблены, грубы, вспыльчивы, дерзки, драчливы. В их поведении преобладает физическая агрессивность.

Вторую группу составляют подростки с деформированными потребностями, ценностями. Обладая более или менее широким кругом интересов, они отличается обостренным индивидуализ­мом, желанием занять привилегированное положение за счет притеснения слабых, младших. Их характеризует импульсив­ность, быстрая смена настроения, лживость, раздражитель­ность. У этих детей извращены представления о мужестве, то­вариществе. Им доставляет удовольствие чужая боль. Стремле­ние к применению физической силы проявляется у них ситуативно и лишь против тех, кто слабее.

Третью группу подростков характеризует конфликт между де­формированными и позитивными потребностями, ценностями, отношениями, взглядами. Они отличаются односторонностью интересов, приспособленчеством, притворством, лживостью. Эти дети не стремятся к достижениям, успеху, апатичны. В их поведении преобладают косвенная и вербальная агрессивность.

В четвертую группу входят подростки, которые отличаются слабо деформированными потребностями, но, в то же время, отсутствием определенных интересов и весьма ограниченным кругом общения. Они безвольны, мнительны, заискивают перед более сильными товарищами. Для этих детей типична трусли­вость и мстительность. В их поведении преобладают вербальная агрессивность и негативизм.



ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОРРЕГИРОВАНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Установлено, что для воздействия на первую группу подро­стков целесообразно опираться на такие качества их личности, как энергичность, упорство в достижении цели, стремление к престижу, первенству. Четко выраженный характер социальной значимости выпол­няемых дел, организация работы в небольших коллективах по 2— 3 человека, где подросткам время от времени поручается руко­водство работой товарищей, способствует не просто приобще­нию этих детей к просоциальной деятельности, но и изменению отношений к делу вообще, к себе, товарищам и взрослым.

Для подростков второй группы важно изменить обстановку и стереотипные формы реагирования на нее. Подчеркнутое уважение к индивидуальным проявлениям этих детей, интересам, включение их не только в испол­нительскую, но прежде всего в организаторскую деятельность, вырабатывающую умения и командовать и подчиняться, обес­печивают относительно быстрое вхождение подростков в систему социально значимых дел, нивелируя конфликтные отноше­ния с окружающими.

На третью группу подростков особо воздействует ритм и на­пряженность социально одобряемой деятельности, вовлечение их в поисковые работы, которые дают возможность пробудить в этих детях интерес к самоутверждению, проявлению своего «Я», занятию уважаемого места среди сверстников.

Подросткам четвертой группы помогает войти в систему социально признаваемой деятельности пробуждение интереса к жизни, положительные переживания, нахождение значимых перспектив. Организация скользящего графика работ, темпы кол­лективной деятельности, при подчеркнутой личной ответ­ственности, создают условия для вхождения этих детей в сис­тему разнообразной просоциальной деятельности.

Выделение нескольких типов агрессивных подростков и ус­ловная типология воспитательной работы с ними позволяют целенаправленно воздействовать на личность каждого ребенка, помогая, во-первых, опираться на индивидуальные особеннос­ти детей; во-вторых, преодолевать определенный разрыв между фронтальной работой с коллективом подростков и осуществле­нием индивидуального подхода к конкретному подростку.



РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ АГРЕССИВНОГО РЕБЕНКА

Известно, что любая коррекционная рабо­та с детьми не будет успешной без поддержки родителей, которых необходимо учить понимать ребенка. Работу с родителями агрессив­ного ребенка целесообразно проводить в двух направлениях:

• информирование (о том, что такое аг­рессия, каковы причины ее появления, чем она опасна для ребенка и окружающих);

• обучение эффективным способам об­щения с сыном или дочерью.

Необходимую для себя информацию роди­тели могут получить на лекциях, к проведе­нию которых можно привлечь авторитетных специалистов. Кроме этого, для родителей аг­рессивных детей будет полезна наглядная ин­формация, размещенная на стендах в классе, в кабинете психолога, в группе детского сада, в вестибюле школы. Возможно, что, получив хотя бы минимум знаний о причинах станов­ления агрессивного поведения, родители сами обратятся за помощью к специалисту.

Когда мать или отец осознают необходи­мость коррекционной работы с сыном или до­черью, можно будет начать их обучение эф­фективным способам взаимодействия с ребен­ком. В этом случае родители смогут не только слушать лекции, но и принимать участие в тренингах детско-родительских отношений, в се­минарах, диспутах, клубах по интересам и т. д.

Схематично основные направления работы с родителями агрессивных детей можно пред­ставить следующим образом (схемы 2 и 3).

Схема 2



Схема 3


В арсенале взрослых есть следующие ос­новные способы контроля поведения ребенка:

негативные способы: наказания, приказы;

нейтральные способы: модификация по­ведения;

позитивные способы: просьбы, мягкое фи­зическое манипулирование.

Просьбы и дружеские обращения к ребен­ку не всегда бывают эффективны при взаимо­действии с ним. Например, нет смысла угова­ривать ребенка не трогать утюг в тот момент, когда его рука уже почти коснулась горячей поверхности. В этой ситуации родители, ско­рее всего, отведут малыша от интересующего его объекта, а потом объяснят, почему они так сделали. Это и будет примером мягкого физи­ческого манипулирования. При общении с ма­ленькими детьми этот способ является наибо­лее эффективным.



Приказы и наказания могут вызывать либо гнев ребенка, либо постоянное подавление этого гнева. Поэтому родители должны на­казывать ребенка только в крайних случаях. Если гнев ребенка будет постоянно подавлять­ся (поскольку ребенок не всегда посмеет про­тивостоять сильному взрослому), то он мо­жет перерасти в пассивно-агрессивные фор­мы поведения. Ребенок может начать действовать исподтишка, специально делать что-либо «назло», например, подчеркнуто мед­ленно выполнять указания родителей, даже если вся семья опаздывает в это время в те­атр, в гости и т. д.

Техника модификации поведения очень проста: за хорошее поведение ребенок полу­чает поощрение, за плохое — наказание или, лишение привилегий. Однако и этот метод не стоит использовать слишком часто, иначе ро­дители устанут от назойливых вопросов свое­го ребенка: «А что мне за это будет?»

Лучшим гарантом хорошего самообладания и адекватного поведения у детей является уме­ние родителей владеть собой. К сожалению, многие родители пока еще и сами не умеют управлять собственным гневом. Следствием этого будет то, что их дети вряд ли когда-либо в процессе воспитания усвоят навыки адекватного выражения гнева.

В научной литературе разные исследова­тели дают образцы различных способов по­ведения в критических ситуациях, и все они могут быть применимы только с учетом ин­дивидуально-личностных особенностей участ­ников конфликта. Так, лекарство для одного может стать «ядом» для другого. Авторы книги «Укрощение гнева» дают взрослым рекомендации по развитию способности к са­мообладанию. Мэтью Мак-Кей, Питер Род­жерс и Юдис Мак-Кей (1997) советуют роди­телям не прикасаться к ребенку в тот момент, когда они на него злы. В таких ситуациях лучше уйти в другую комнату. Чтобы полно­стью установить контроль над собой, авторы рекомендуют взрослым двигаться медленнее, стараться не делать резких движений, не кри­чать и не хлопать дверью.



В таблице, представленной ниже, даны об­щие рецепты избавления от гнева, которые бу­дут полезны родителям. Эту таблицу можно раз­местить на специальном стенде в детском саду, школе или в кабинете психолога. Такая нагляд­ная информация может побудить взрослых уде­лять больше времени самовоспитанию.
Шесть рецептов избавления от гнева





Содержание

Пути выполнения

№ 1

Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно

  • Слушайте своего ребенка.

  • Проводите вместе с ним как можно больше времени.

  • Делитесь с ним своим опытом.

  • Рассказывайте ему о своем детстве, детских поступках, победах и неудачах

  • Если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе, но и уделяйте свое «безраздельное» внимание каждому из них в отдельности.

№ 2

Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия

  • Отложите дела или отмените вовсе совместные дела с ребенком (если это, конечно, возможно).

  • Старайтесь не прикасаться к ребенку в минуты раздражения.

№ 3

Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии

  • Говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях и потребностях:

  • «Я очень расстроен(а), хочу побыть одна. Поиграй, пожалуйста, в соседней комнате».

или:

  • «Дела на работе вывели меня из себя. Через несколько минут я успокоюсь, а сейчас, пожалуйста, не трогай меня».

№ 4

В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить

  • Примите теплую ванну, душ.

  • Выпейте чаю.

  • Позвоните друзьям.

  • Сделайте «успокаивающую» маску для лица (если вы женщина).

  • Просто расслабьтесь, лежа на диване.

  • Послушайте любимую музыку.

№ 5

Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев

  • Не давайте ребенку играть с теми вещами и предметами, которыми вы очень дорожите.

  • Не позволяйте выводить себя из равновесия. Умейте предчувствовать поступление собственного эмоционального срыва и не допускайте этого, управляя собой (подумать о чем-нибудь приятном) и ситуацией.

№ 6

К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее. Постарайтесь предусмотреть всевозможные нюансы и подготовить ребенка к предстоящим событиям

  • Изучайте силы и возможности вашего ребенка.

  • Если вам предстоит сделать первый визит (к врачу, в детский сад и т.д.), отрепетируйте все загодя.

  • Если ребенок капризничает в тот момент, когда он голоден, продумайте, как накормить его во время длительной поездки и т.д.


ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЛЯ АГРЕССИВНЫХ ДЕТЕЙ
«Маленькое привидение»

Цель

Научить агрессивного ребенка в приемлемой форме выплеснуть накопившийся гнев.

Содержание

«Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых приведений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У», если я буду хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые приведения и хотим только слегка пошутить». Затем педагог хлопает в ладоши. «Молодцы! Пошутили достаточно. Давайте снова станем детьми!»


«Сороконожка»

Цель

Научить детей взаимодействию со сверстниками, способствовать сплочению детского коллектива.

Содержание

Несколько детей (5-10 человек) встают друг за другом, держась за талию впередистоящего. По команде ведущего Сороконожка начинает сначала просто двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями (это могут быть стулья, строительные блоки и т.д.) и выполняет другие задания. Главная задача играющих – не разорвать единую «цепь», сохранить Сороконожку в целости.

«Волшебные шарики»

Цель

Снятие у детей эмоционального напряжения.

Содержание

Дети сидят в кругу. Взрослый просит их закрыть глаза и сделать из ладошек «лодочку». Затем он вкладывает каждому ребенку в ладош­ки стеклянный шарик-«болик» — и дает инст­рукцию: «Возьмите шарик в ладошки, согрейте его, сложите ладошки вместе, покатайте, поды­шите на него, согрейте его своим дыханием, от­дайте ему часть своего тепла и ласки. Откройте глаза. Посмотрите на шарик и теперь по очере­ди расскажите о чувствах, которые возникли у вас во время выполнения упражнения.


«Мой хороший попугай»

Цель

Игра способствует развитию чувства эмпатии, умения работать в группе

Содержание

Дети стоят в кругу. Затем взрослый говорит: «Ребята! К нам в гости прилетел попугай. Он хочет с нами познакомиться и поиграть. Как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы ему понравилось у нас, чтобы он захотел прилететь к нам снова?» Дети предлагают: «Говорить с ним ласково», «Научить его играть» и т.д. Взрослый бережно передает кому-либо из них плюшевого попугая (мишку, зайчика). Ребенок, получив игрушку, должен прижать ее к себе, погладить, сказать что-то приятное, назвать ласковым именем и передать (или перебросить) попугая другому ребенку.

Игру лучше проводить в медленном темпе.




«Цветик-семицветик»

Цель

Игра помогает детям оценить свое состояние, проанализировать

поведение.



Содержание

Взрослый заранее заготавливает вырезанные из картона цветы. На каждом из семи лепестков нарисованы лица, выражающие разные эмоции. Ребенок смотрит на лепестки, называет эмоцию и говорит, когда он находился в том или ином состоянии.

В течение учебного года можно провести подобные занятия многократно, а в конце года обсудить с ребенком, изменились ли его взгляды на окружающих и на себя.

Например, если ребенок в начале года говорил, что он счастлив, когда ему дарят подарки, а через 2-3 месяца заявил, что чаще всего он бывает счастлив, когда другие дети принимают его в игру, то можно поговорить с ним об этом и спросить, почему у него изменились представления.



«В тридевятом царстве»

Цель

Игра способствует формированию чувства эмпатии, установления взаимопонимания между взрослым и ребенком.

Содержание

Взрослый и ребенок (мама и ребенок, воспитатель (учитель) и ребенок), прочитав какую-либо сказку, рисуют ее на большом листе бумаге. Изображая героев, запомнившиеся события, затем взрослый просит ребенка поместить на рисунке, где бы он (ребенок) хотел бы оказаться.

Ребенок сопровождает рисунок описанием своих похождений «в сказке».

Взрослый же в процессе рисования задает ему вопросы: «А что бы ты ответил герою сказки, если бы он спросил тебя…?», «А что бы ты сделал на месте героя?», «А что бы ты ощутил, если бы герой сказки появился здесь…?»




«Эмоции героев»

Цель

Игра способствует формированию эмпатии, умению оценивать ситуацию и поведение окружающих.

Содержание

Взрослый читает детям сказку. Ребенку заранее выдаются маленькие карточки с изображениями различных эмоциональных состояний. В процессе чтения ребенок откладывает на парте несколько карточек, которые, на его взгляд, отражают эмоциональное состояние героя в различных ситуациях.

По окончании чтения каждый ребенок объясняет, в какой ситуации и почему ему кажется, что герой был весел, грустен, подавлен…

В эту игру лучше играть либо индивидуально, либо в малой подгруппе.

Текст сказки не должен быть очень большим, должен соответствовать объему внимания и памяти детей определенной возрастной группы.



«Липучка»

Цель

Игра способствует развитию умения взаимодействовать со сверстниками, снятию мышечного напряжения, сплочению детской группы.

Содержание

Все дети двигаются, бегают по комнате, желательно под быструю музыку. Двое детей, держась за руки, пытаются поймать сверстников. При этом они приговаривают: «Я – липучка-приставучка, я хочу тебя поймать». Каждого пойманного ребенка «липучки» берут за руку. Присоединяя его к своей компании. Затем они все вместе ловят в свои сети

других.


Когда все дети станут липучками, они под спокойную музыку танцуют в кругу, держась за руки.

Если музыкальное сопровождение невозможно осуществить, взрослый задает темп игре, хлопая в ладоши. В этом случае темп, быстрый в начале игры, замедляется по мере ее проведения.



«Котик»

Цель

Снятие эмоционального, мышечного напряжения, установление положительного эмоционального настроя в группе.

Содержание

Дети находятся на ковре. Под спокойную музыку дети придумывают сказку про котика, который:

  • нежится на солнышке (лежит на коврике);

  • потягивается;

  • умывается;

  • царапает лапками с коготками коврик и т.д.

В качестве музыкального сопровождения можно воспользоваться записями аудиокассеты «Волшебные голоса природы»: «Малыш в лесу», «Малыш у реки», «Малыш и птичка».

«Серебряное копытце» (Павлова Я.А.)

Цель

Игра способствует как снятию излишнего мышечного напряжения, так и возникновению доверия к окружающим, сплочению детей.

Инструкция

Представь себе, что ты красивый, стройный, сильный, спокойный, мудрый олень с гордо поднятой головой. На твоей левой ножке серебряное копытце. Как только ты трижды стукнешь копытцем по земле, появляются серебряные монеты. Они волшебные, невидимые. С каждой новой монетой ты становишься добрее и ласковее. И хотя люди не видят этих монет, они чувствуют доброту, тепло и ласку, исходящие от тебя. Они тянутся к тебе, любят тебя, ты им все больше и больше нравишься.

Примечание

Данная игра может стать групповым ритуалом в детском коллективе, одним из способов разрешения конфликтов в группе.
  1   2


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница