Взаимодействие культур на присоединённых территориях



Дата20.04.2022
Размер3,73 Mb.
#182593
Связанные:
алга

 Взаимодействие культур на присоединённых территориях


Саратовская крепость
Свияжск
Казанский кремль
Учуги
«Волга ину порой мать, а ину мачеха»
«Ахтуба пуста, а без караула не гуляй»
«Гулял млад вниз по Волге, да набрел смерть близ невдолге»
«Воспоила, воскормила меня Волга-матушка,
Воспитала меня легка лодочка ветляненька, Возлелеяли меня мамки-няньки волны быстрые, Возростила меня чужа дальна сторона Астраханская
Русские и других национальностей крестьяне прямо и косвенно способствовали переходу башкир к земледелию, перенимая в свою очередь у последних некоторые приемы ведения скотоводства, бортничества и охоты. Н. П. Рычков отмечает, что тептяри, живя среди башкир, «...научились обрядам скотоводства по обыкновению сего народа и в пчеловодстве также». Он же пишет, что пчеловодство русские крестьяне «...исправляют по примеру башкир». Рыбной ловлей больше всех занимались русские крестьяне и казаки. Среди пришлого населения, особенно русского и татарского, развивались ремесла и торговля.

Религия


Герб Юсуповых
Герб Урусовых
Подведение сибирских инородцев под высокую Царскую руку. Худ. Н.Н. Каразин
К. Лебедев. «Освоение русскими новых земель». 1904
Миниатюра из «Истории о Казанском царстве» «Обращение чувашей и горных марийцев к Шах-Али и русским воеводам» (1551)
Московиты в национальных костюмах
Гравюра Авраама де Брейна. 1581 год

Одежда


Зипун - в XVI веке узкая длинная одежда вроде кафтана, длиною ниже поясницы, иногда до колен и даже до икор.
Зипун надевался поверх сорочки и застегивался на пуговицы числом от 11 до 16. У людей простых
и небогатых зипуны делались из крашенины, зимние из сермяги;
у людей состоятельных — из легкой шелковой материи.
Зипуны носили все классы населения. Поверх зипунов надевали кафтан или ферязь
(тат. зубун; у мещеряков збун значит то же, что у татар чикман — «кафтан»).
Кафтан, кавтан, ковтан — в XVI столетии верхняя одежда, длиною до пят или только до икр, с чрезвычайно длинными рукавами, достигавшими до земли; концы рукавов заменяли собою перчатки. Кафтаны застегивались на груди или нашивными петлями и пуговицами, или чаще завязками. Нижняя часть разреза у кафтана всегда оставалась незастегнутой. Кафтаны в старину носили все, начиная от царя и кончая простым крестьянином. Русские кафтаны отличались от татарских тем, что запахивались не на левую, а на правую сторону. Кафтаны делались из разнообразных тканей и надевались или прямо на зипун или на фарязь (тур.).
Ферязь — верхняя одежда, надевавшаяся в старину как и кафтан, на зипун. Она была с длинными, суживавшимися к запястью рукавами, широкая в плечах и ýже кафтанов в подоле, длиною почти до лодыжек, без перехвата и воротника; спереди застегивалась пуговицами (от 3 до 10) с длинными петлицами, или скреплялись завязками.
Русскую керамику XVI–XVIII вв., найденную на территории Казани и Казанского кремля Н.Ф. Калинин подразделяет на 5 групп: 1.Черная лощеная керамика (рис. 2: 1–2). По мнению исследователя, этот тип керамики появляется в Казанском кремле после 1552 г. и отложился в русских слоях второй половины XVI–ХVIII вв
2. Серая мореная керамика (рис. 2: 3–8) Подобная посуда, совершенно аналогичная московской, в большинстве случаев была привозная в Казань из Москвы и других городов 3. Белоглиняная керамика (рис. 2: 9–10).Н.Ф. Калинин считал эту керамику привозной из центральных областей России и близкой к подмосковной гжельской керамике. Но Н.Ф. Калинин не исключает вероятность изготовления ее придворными русскими гончарами, работавшими при ханском дворе. 4. Коричневая керамика близка к красноглиняной, но более слабого обжига, местная (рис. 2: 11–12)
Другие виды русской посуды (рис. 2: 13–16) буро-красного или черного цвета, по мнению Н.Ф. Калинина, имеют более обыденный вид, лишены «нарядности» и едва ли могли попасть в Казанский кремль в ХV и первой половине ХVI в. через рынок. Вероятнее всего, что они изготовлялись на месте русским населением для своего обихода.
Вдова хивинского царевича Авган-Мухаммеда ибн Араб-Мухаммеда, сибирская царевна, перевезла тело супруга из Москвы в Касимов. На старом посадском кладбище она построила для него текие (мавзолей). Зда­ние имеет вид типичного богатого русского дома: построено из красного кир­пича, украшено изразцами и наличниками.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница