Введение актуальность исследования



Скачать 38.49 Kb.
страница1/11
Дата11.06.2018
Размер38.49 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования C наступлением эпохи глобализации системы образования большинства развитых стран мира находятся в состоянии непрерывной модернизации и реформирования. По темпу внедрения инноваций в области образования Казахстан находится в числе передовых. Этот процесс идет непрерывно и ускоряется с каждым годом – в стране поставлены амбициозные цели по улучшению качества образования. Главной целью образовательных реформ в Казахстане является адаптация системы образования к новой социально-экономической среде. Президентом Казахстана была также поставлена задача о вхождении республики в число тридцати наиболее конкурентоспособных стран мира. Совершенствование системы образования играет важную роль в достижении этой цели. В своей программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» Глава государства Нурсултан Назарбаев определил образование самым фундаментальным фактором успеха в будущем. И это не случайно, ведь именно от образовательной платформы будет зависеть реализация таких направлений, как «Цифровой Казахстан», программы трехъязычия, реформа казахского алфавита, культурного и конфессионального согласия и в целом конкурентоспособности казахстанцев в глобальном мире.

В условиях глобализации языковая сфера общественной жизни оказывается наиболее подверженной значительным изменениям. Это объясняется тем, что темп и характер трансформации политической, экономической и культурной систем во многом зависят от языковых, этнокультурных, социальных и иных конкретно-исторических условий, специфичных для каждой отдельно взятой страны. В условиях внедрения новой модели образования в Республике Казахстан вновь возрос интерес к образованию как к процессу развития личности.

Главной задачей казахстанской образовательной политики является обеспечение качества современного образования на основе сохранения фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства [1, 4]. Результативность системной модернизации высшего образования предполагает комплекс условий, направленных на качество подготовки педагогических кадров. Качество определяется таким уровнем компетентности выпускника вуза, который гарантирует развитие профессионализма специалиста.

Система образования является одной из важнейших структур, управляемой государством, направленных как на социализацию каждого члена общества, так и на социализацию научных знаний. Образование, прививая человеку моральные и духовные ценности, составляющие достояние общественной культуры или претендующие на включение в сокровищницы культуры, позволяет сформировать духовный облик человека.

Содержание образования формируется на основе достижений человеческого познания. Доведение до сознания членов общества накопленных знаний обеспечивает не только поддержание достигнутого уровня цивилизации общества и функционирование производства, но и прогресс общества.

Значимость создания условий для компетентной, социально-активной личности, внедрения инновационных технологий в педагогический процесс вуза обусловлена и требованиями, отраженными в государственных документах (Концепция языковой политики Республики Казахстан [2,-5], Концепция развития иноязычного образования в РК [3,-4], Государственная программа «Образование» [4; 5], Концепция развития образования Республики Казахстан до 2015 года [6,-104], Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы [7,-29], Концепция непрерывного педагогического образования [8, -34], в которых определены задачи системы образования по «созданию необходимых условий для получения качественного образования, направленного на формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики» [9].

В этих же документах отмечается роль системы образования в разрешении проблем, связанных с новой языковой ситуацией в стране. Суть этой роли обусловлена задачей осуществления принципа непрерывности образовательного процесса, основанного на высоком уровне качества, международных стандартах, одним из важнейших элементов которого является языковая подготовка.

На современном этапе для фонетической системы казахского языка актуальным стал вопрос перевода казахского письма с кириллицы на латинский алфавит. О фонетике казахского языка следует говорить в свете состоявшихся и предстоящих событий. Предстоящие события – это вопрос грядущего реформирования казахского языка, т.е. перевод казахского письма с кириллицы на латинский алфавит. Вопрос изменения алфавита, безусловно, актуальный и значимый для казахстанцев, так как фонетическая система языка находится в противоречии с законами лингвистики, и как следствие: информационно функциональные возможности языка неадекватны современным коммуникативным требованиям, от чего страдает образование, сфера науки и культуры. Очевидно, что существующее положение казахского языка не позволяет развить его и как государственный. Выбор алфавита, а это, по большому счету, определение фонетического строя и системы данного тюркского языка - вопрос щепетильный, поскольку в его решении необходимо учитывать специфичность и мелодичность звуковой системы данного таксона с одной стороны, соблюдение законов лингвистики – с другой. В настоящее время для казахстанской системы образования становится актуальной проблема перехода казахского алфавита на латиницу.

В рамках данного исследования мы выделим проблему психолого-педагогических трудностей внедрения латинизированного казахского языка в системе высшего образования в Республике Казахстан, которая на наш взгляд заслуживает особого внимания.

Анализ вышесказанного позволяет говорить о необходимости создания психолого-педагогических условий для внедрения латинизированного казахского языка в системе высшего образования Республики Казахстан.

Известно, что любая деятельность может функционировать и развиваться только при соблюдении определенных условий. В философском словаре условие определяется как «отношение предмета к окружающим его явлениям, без которого оно не может существовать».

В.М. Полонский рассматривает условие как воздействие совокупности переменных (внешних и внутренних), влияющих на развитие человека и формирование его личности [6].

К условиям относятся − организация образовательного процесса, которая обеспечит каждому человеку возможность самореализоваться, свободно развивать свои способности на различном уровне и направленности в течение всей жизни; формы организации, методы обучения и воспитания; правовые и финансовые основы; электронные информационные и образовательные ресурсы; учебные территории; образовательные программы…» [9].

В образовательной практике понятие условие связано с психологическими и педагогическими аспектами. Психологический аспект представлен в контексте психического развития и раскрывается через совокупность внутренних и внешних причин, определяющих психологическое развитие человека, влияющих на процесс развития и конечные результаты. Педагогический аспект предполагает выявление и создание обстоятельств, обеспечивающих эффективность воздействия, связывает психологическое сопровождение с факторами и механизмами, обеспечивающими желаемое развитие процессов, явлений, свойств [3].

Современные исследователи рассматривают понятие «педагогические условия» с разных позиций. В частности, В.И. Андреев, А.Я. Найн, Н.М. Яковлева  описывают указанный феномен как совокупность каких-либо мер педагогического воздействия и возможностей материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных задач.

Современное состояние высшего образования с определенными направлениями его развития выдвигает новейшие требования к профессиональной подготовке выпускника и его качествам как личности. В числе важнейших – прочные профессиональные знания и умения, установка на гибкое их использование, инициативность, коммуникабельность, творческая активность, готовность к непрерывному саморазвитию [22,-17; 23,-100; 24,-35].



Вуз – это сложная социально-педагогическая система, последовательно, логично и целостно организованная структура, осуществляющая образовательную деятельность и предоставляющая образовательные услуги. Это очевидно в успешных решениях всех задач, стоящих перед вузом, осуществляются в соответствии со стратегическим и перспективным планированием всей системы и такого подхода к реализации намеченных планов, который бы предполагал и заключал в себе продуманную и выверенную систему воздействия, влияния и создания условий. Б.С. Исмакова утверждает, что в процессе вузовского обучения студент приобретает устойчивые жизненные ориентиры, личностные качества для будущей профессиональной деятельности в разных областях, овладевает общей культурой как способа существования в современном мире [5

Коммуникативные знания и умения сейчас рассматриваются как обязательный компонент профессионализма современного специалиста и, соответственно, необходимым компонентом современного высшего образования.

Итак, внедрение латинизированного казахского языка в системе высшего образования, а также организация взаимодействия преподавателя и студента, разработка соответствующих психолого-педагогических условий обусловили выбор темы исследования: «Психолого-педагогические условия внедрения латинизации казахского языка в системе высшего образования Республики Казахстан».

Целью исследовательской работы является выявление психолого-педагогических условий внедрения латинизации казахского языка в системе высшего образования Республики Казахстан.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница