Всего лишь одна лагерная смена, всего 21 день. А для ребят — целая жизнь, а для вожатых — эпоха. Эпоха познания, испытания, утверждения. Познания детства и общения с ним, испытания себя и своего мастерства



Скачать 217.84 Kb.
Дата02.06.2016
Размер217.84 Kb.
...Всего лишь одна лагерная смена, всего 21 день. А для ребят — целая жизнь, а для вожатых — эпоха. Эпоха познания, испытания, утверждения. Познания детства и общения с ним, испытания себя и своего мастерства, своей ответственности и своей любви к детям.
Как работать с ребятами? Как заинтересовать их в том или ином деле? Как и чем можно помочь этим мальчишками и девчонкам в трудных ситуациях? Как ответить на сотни вопросов, сыплющихся каждый день? Что нужно сделать, чтобы ребята поверили тебе и пошли за тобой? На добрую сотню подобных вопросов должен знать ответ вожатый. Ведь именно он является капитаном детского корабля, самым значимым взрослым в этот летний месяц.

Спектр проблем, который встаёт перед вожатым, особенно начинающим, очень широк. И однозначно дать ответы на возникающие вопросы просто невозможно. Основным руководителем деятельности вожатого в летнем оздоровительном лагере должна быть его совесть, его внутреннее «Я». Задача же этих рекомендаций - не руководство к деятельности вообще, а лишь ряд наблюдений которые, возможно, могут оказаться Вам полезными.


Любимые наши воспитатели и вожатые!!!

Осведомленность – половина победы,

т.е. успешной работы в лагере, так что читайте сейчас,

чтоб потом хоть какое-то представление иметь,

что делать в нестандартных ситуациях.

Полезные советы

Когда воспитатели и вожатые заезжают в детские оздоровительные учреждения?

За несколько дней до заезда детей.


Какие документы нужно брать с собой, выезжая в лагерь?

Для устройства на работу понадобятся следующие документы:

1. Ксерокопия паспорта.

2. Ксерокопия ИНН.

3. Ксерокопия страхового пенсионного свидетельства.

4. Справка об отсутствии судимости.

5. Справка из учебного заведения, где обучается вожатый / ксерокопия диплома об образовании.

6. Медицинская книжка с допуском к работе в лагере.

7. Реквизиты банка и лицевой счет.
Какие дни лучше не планировать воспитателям для личных выходных?

Первые и последние дни смены.


Когда начинается выходной у вожатого: утром, днем, вечером?

Начало выходного дня регламентируется Правилами внутреннего распорядка. Выходной длится сутки. Время выходного должно быть согласовано заранее со старшим воспитателем.


Возможен ли приезд в оздоровительный центр друга (подруги), мужа (жены) воспитателя?

По согласованию с администрацией. Нахождение в корпусах и столовой посторонних запрещено Уставом лагеря. Все встречи желательно планировать в свои выходные дни, приезд близких людей отвлекает от основной работы.


Как правильно строить свои взаимоотношения с руководством оздоровительного центра?

На основе взаимного уважения, с учетом опыта, взаимной ответственности, заинтересованности.


К кому обратиться в оздоровительном центре в случае возникновения проблем с детьми?

К старшему воспитателю, психологу, заместителю директора по воспитательной работе, директору центра.


В каких случаях необходимо обращаться к врачу в оздоровительном центре?

По всем вопросам, связанным со здоровьем детей, необходимо обращаться к врачу.



Следует ли обращаться к врачу, если вопрос или проблема возникли ночью?

Да, в случае необходимости время суток для обращения к врачу не имеет значения.



Что можно обсуждать с директором оздоровительного лагеря?

Обсуждать можно все вопросы, связанные с вашей работой в оздоровительном центре, с условиями жизни, касающиеся как вас лично, так и вверенных вам детей и подростков.


Следует ли на отрядные дела приглашать старшего вожатого, старшего воспитателя или заместителя директора по воспитательной работе?

Да.
Когда можно общаться с вожатыми из других отрядов?

Если нет особых причин, связанных с работой, то лучше в то время, когда дети спят.
Можно ли курить в присутствии детей?

Нет.


Удобно ли появляться в столовой в жаркую погоду в купальнике, плавках?

Нет, это не этично.



Следует ли иметь план работы отряда на смену, на день, если этого не требует руководство?

Да, следует. Планирование улучшит и облегчит в первую очередь вашу работу.


Как часто нужно пересчитывать количество детей в отряде?

Перед отбоем, после отбоя, ночью во время обхода, при построении на зарядку, перед завтраком, после завтрака, перед выходом за территорию, во время прогулок, после возвращения с прогулки, перед купанием, во время купания, после купания – при каждом удобном случае.


Могут ли дети сотрудников пользоваться какими-либо привилегиями?

Все дети в оздоровительном центре отдыхают на равных условиях.





Можно ли отпускать ребенка с родителями под честное слово, если родители являются сотрудниками данного оздоровительного центра?

Нет, для всех родителей существуют одинаковые правила.





Суровость руководства центра – это норма, правило..?

Часто под видимой суровостью скрывается забота о сотрудниках, об обеспечении условий для работы центра, озабоченность общим делом, наличие большого количества проблем. Будем помнить, что постоянный, круглосуточный контроль за работой персонала – обязанность руководства.


Что должно учитываться при выборе форм и методов работы с детьми и подростками в оздоровительном центре?

Цели и задачи воспитания, развития и оздоровления, возраст детей, интересы детей, способности вожатых, краткость подготовки, массовость занятости детей и подростков, условие соблюдения этики при проведении игр, отсутствие пошлости.


Что нужно делать в процессе воспитания?

— Принимать ребенка таким, каков он есть.

— Стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе.

— Внушать ребенку, что он выполнит задуманное, если только поверит в себя, и будет работать.

— Жить с ребенком общей жизнью.

— Чаще вспоминать, какими вы были в возрасте ребенка.

— Помнить, что воспитывают не слова, а пример.
Каким образом сделать так, чтобы задуманное вожатым стало достоянием каждого? Как объединить различные интересы?

Учесть следующие моменты:

1. Вожатый должен быть сам убежден в правильности выбора, тогда он сможет увлечь отряд своей идеей.

2. Задуманное должно обязательно соответствовать интересам детей данного возраста, их возрастным возможностям.

3. Подготовка к игре должна создавать радость в работе, включать в себя поиск различных решений, предоставлять возможности развития творческих способностей детей.

4. Коллективное творческое дело должно стать полем для самораскрытия личности ребенка.

5. Любая разумная идея, прозвучавшая из уст детей, должна быть услышана и, по возможности, принята в том или ином варианте сегодня или завтра.

6. Каждый ребенок должен найти при подготовке к игре, как и в самой игре, роль для себя: сценариста, художника, оформителя, костюмера, парикмахера, стилиста, болельщика, игрока, музыкального оформителя, ведущего, организатора, распределителя и т. д.


Что необходимо учитывать вожатому при подготовке к мероприятию?

Учитывать возраст детей, ожидания детей, длительность подготовки, условия для подготовки, возможности вожатых, их умение организовать тот или иной вид деятельности и использовать различные методы воспитания, настрой детей и подростков на нужное дело и пробудить интерес у детей к нему, наличие соответствующего материала (сценария или отдельных заготовок, соответствующего музыкального оформления), инвентаря и др.


С кем должны находиться дети и подростки во время проведения спортивных мероприятий?

Во время отрядных спортивных тренировок, сборов, мероприятий все дети и подростки должны находиться вместе с вожатым, тренером на участке или в помещении, где проходит данное мероприятие.


Кто несет персональную ответственность за жизнь и безопасность детей во время занятий в кружках?

Только после согласования с руководителем кружка, вожатый может оставить детей на определенное время под ответственность руководителя студии или мастерской. Пока вожатый не придет за детьми, они должны находиться с руководителем кружка.


Как нужно распределять детей по палатам?

Дети берут свои вещи и идут с воспитателем или вожатым в корпус. Если это младшие отряды, то необходимо по мере возможности помочь донести вещи. Итак, весь отряд собирается в холле (с вещами) и воспитатель объясняет детям количество их палат и их вместимость (количество детей в палате) и дает им возможность самим разбиться на группы (т. е. по палатам). Хоть и бытует мнение, что противоположности притягиваются, но в данным случае, это наоборот тихони и хулиганы группируются отдельно. С одной стороны, надо бы шустрых товарищей разделять, а то если они вместе, то будет уже ураган, но это менее страшно чем, если один кадр не будет давать спокойно жить всей палате (достойными лучшей участи) или, не дай бог, какого - то тихоню замучают (что может привести к очень печальным последствиям, таким как побег, или того хуже). Так что лучше пусть будет одна палата «редисок», а другие живут спокойно. Но, конечно, бывают моменты, когда не удается полюбовно распределить детей. Не всегда количество шалопаев (да и попросту близких по характеру детей) кратно количеству мест в палате. Тогда приходиться решать вопрос в принудительном (для мальчиков) порядке. А для девочек, если они сами не решат все полюбовно с распределением по палатам, устроить слепой жребий. Девочки поймут сразу, что лучше самим все решить.


Как предотвратить побег ребенка, которого в лагерь заставили поехать родители против его воли?

Держать этого ребенка постоянно в поле зрения. Выяснить причины нежелания поехать в лагерь. Стремиться заинтересовать лагерной жизнью, не претендовать на его свободу. Помочь найти занятие по душе. Обратиться за помощью к психологу.


Как быть, если ребенок убежал?

Не паникуя, собрать детей и немедленно сообщить об этом случае руководству центра.


Какие темы запрещены для разговоров с детьми?

— Выяснение отношений между педагогами;


— Обсуждение детей;

— Обсуждение администрации оздоровительного центра, их решений;

— Решение вопросов личного характера.
Нужно ли присутствовать при разговоре ребенка с родителями по телефону?

Да, нужно.


Если ребенок долго не моется и от него дурно пахнет, как ему сказать об этом? — Прямо!
Как помирить детей-драчунов?

Дать объединяющее задание.


Как оформить выход за территорию?

Выход за территорию оздоровительного лагеря допустим только с разрешения директора или заместителя директора по воспитательной работе. Вожатый письменно информирует директора или заместителя директора по воспитательной работе о планировании выхода за территорию оздоровительного лагеря. В заявке указывается:

— Цель выхода за территорию;

— Маршрут следования;

— Время выхода и возвращения.

После прибытия на территорию оздоровительного лагеря вожатый информирует директора или заместителя директора о возвращении.



Что делать, если ребенок страдает лунатизмом?

Вожатый должен особенно внимательно следить за такими детьми, следовать таким правилам:

— Не будить ребенка во время его ночных прогулок и не давать никаких приказаний;
— Уменьшать освещенность детской постели ночью, помещая постель такого ребенка дальше от окна;

— Подложить под ноги движущегося ребенка во время его ночной прогулки мокрую холодную тряпку, это способствует самостоятельному медленному пробуждению ребенка и избавляет его от испуга.


Что делать, если ребенок боится темноты?

Нельзя преуменьшать серьезность страхов. Не говорите ребенку, что он маленький и глупый. Не высмеивайте его, выслушайте его. Дайте ему выговориться. Признайтесь, что боязнь темноты или чего-то безымянного и невыразимого – вещь вполне понятная. Убедите ребенка, что большинство людей, будучи маленькими, чувствовали то же самое. Скажите ему, что вы в детстве были трусихой (трусом), а потом, пожурив себя, рассмешите его, и весело посмейтесь над этим.


Какова тактика поведения с нервными детьми?

Таким детям необходимы понимание взрослых и эмоциональная поддержка, признание в среде сверстников, непосредственность проявляемых к ним чувств, обретение уверенности в своих действиях и поступках, способности легко устанавливать контакты с окружающими и поддерживать их, гибкость в отношениях к ним со стороны воспитателей.



Можно ли наказать непослушного ребенка?

Старайтесь не использовать наказаний вообще. Влияйте словом и делом. Улыбка, правильная интонация и понимание творят чудеса. Попытайтесь терпеливо разрешить ситуацию. Терпение – это самая большая добродетель, которая может быть у вожатого.




Как относиться к идеям и поступкам ребенка, которые выглядят необычными и не отвечают принятым стандартам?

Внимательнее разобраться в его способностях и возможностях, в его внутреннем мире.


Как разрешить конфликтную ситуацию?

Лучше всего не доводить дело до конфликта. Устранить назревающий конфликт можно:

— методом сглаживания разногласий, т. е. убеждением другого, что все не так уж страшно, особых причин для конфликта нет;
— методом совместного обсуждения разногласий.
Как задать вопрос ребенку, чтобы получить правдивый ответ?

Как утверждают ученые, абстрактно поставленный вопрос не сковывает воображение ребенка и не заставляет его «оправдываться» в глазах взрослого.




Сколько раз необходимо повторять одно и то же детям?

Пока они этого не поймут.




Можно ли на нецензурные выражения детей отвечать так же, считая, что «иначе они не понимают»?

Нет.


Как быть, если подростки любые взгляды, подмигивания, мимолетные ухаживания другого пола принимают за любовь?

Разъяснять в индивидуальных беседах, что такое любовь.



Как следует поступать, если дети ничего не хотят делать?

Вовлекать детей в разрешение ближайших, сиюминутных проблем.



Подросток плачет. Вожатый пытается успокоить его и выяснить причину слез. Ответа нет. Как поступить?

Стоит на некоторое время оставить подростка одного, не приступать к нему с расспросами, дать ему возможность успокоиться, занять интересным делом. Подросток сам расскажет о причине слез, если сочтет нужным.


Есть ли необходимость в обучении детей, независимо от возраста, правильному поведению в местах общего пользования?

Да, необходимо проводить профилактические беседы регулярно.




Что делать, если вожатому кажется, что подросток употребил спиртное или нюхал неизвестные вещества?

Срочно обратиться к врачу.


Как объединить интересы детей в разновозрастном отряде?

Старших детей привлечь к работе с младшими.


Что делать, если ребенок заскучал по дому?

Выясните истинную причину «скучания». Ребенок должен чувствовать уют, иметь друзей и быть включен в интересную деятельность. Организуйте насыщенную жизнь с плотным распорядком дня и смены, с учетом колебания эмоционального маятника и с учетом интересов и возможностей детей. Чтобы в конце дня было приятно оглянуться на прожитое и сказать: «Сегодня было здорово!». И чтобы приятнее было предвкушать радость завтрашнего дня. Чтобы, засыпая, ребенок думал о маленьких и больших удовольствиях, которые ждут его утром.


Что делать в родительский день?

Родительским днем в лагере называют тот день, когда к детям приезжают родители. Обычно это происходит в субботу и воскресенье. В этот день все родители хотят получить ответы на интересующие их вопросы:


«Хорошо ли кормят?», «Не обижают ли моего ребенка?», «Здоров ли он?», «Не скучно ли моему ребенку?», «Есть ли у моего ребенка чистые вещи?» и массу других подобных вопросов.

Помните, что первую информацию о состоянии дел в лагере родители получают в момент созерцания внешнего вида своего ребенка. А еще – это главное – вам нужно подготовиться к личному контакту с родителями. Обмен приветствиями и любезностями с родителями может быть очень коротким – 20 секунд, но он должен быть. Если вам необходим обстоятельный разговор, попросите родителей подойти к вам. Если необходимости беседовать нет – поинтересуйтесь, намерены ли родственники «забрать» детей для общения «в семейном кругу» где-нибудь за пределами центра. Если такое намерение есть, то проявите бюрократическую дотошность. Попросите написать заявление или расписку. Образец вам надо подготовить заранее.

Поскольку у родителей вряд ли найдется бумага и пишущие принадлежности, подготовьте ручку и стопку чистых листов заранее. Только по совершении этой процедуры дети могут получить «увольнительную» – у вас должна быть железная уверенность, что дети находятся под опекой родителей, а не гуляют где-то сами по себе. Когда же родители захотят расстаться с ребенком и уехать, они должны не бросать его у ворот, а поцеловав на прощание, передать его вам.

Бывают такие ситуации, когда родители хотят забрать своих детей на день или два. В этом случае необходимо написать заявление на имя директора:








Директору МУ ДО «ДООЦ «Дубки»
Сыромятниковой Н.В.

от …………………………………..

паспорт серия…. №………………,

проживающей по адресу:…………………. контактный телефон……………




заявление.


Прошу отпустить моего сына (дочь), __________________________________________________________________


Фамилия, имя ребенка

отдыхающего в отряде №_____ , с « »______2016 года _____часов по

« »______2016 года _____часов по причине:

__________________________________________________________________
________________________( )

Фамилия, инициалы роспись

« »__________2016г.
Подпись зам. директора по ВР ________________
Данное заявление подписывают у заместителя директора по воспитательной работе, и оно хранится у него до возвращения ребенка в отряд.

В случае если ребенка забирают насовсем, поставьте в известность заместителя директора по воспитательной работе и других представителей администрации (бывают вопросы, которые не стоит решать самостоятельно), так же необходимо написать заявление с указанием причины отъезда.








Директору МУ ДО «ДООЦ «Дубки»
Сыромятниковой Н.В.

от …………………………………..

паспорт серия…. №………………,

проживающей по адресу:…………………. контактный телефон……………



заявление.



Прошу отпустить моего сына (дочь),

__________________________________________________________________

Фамилия, имя ребенка

отдыхающего в отряде №_____, с « »______2016 года с _____часов

домой насовсем по причине:

__________________________________________________________________
________________________( )

Фамилия, инициалы подпись

« »__________2016г.
Подпись зам. директора по ВР ________________
Заявление обязательно подписывается заместителем директора по воспитательной работе и хранится у него. Для особо восторженных и благодарных родителей хорошо было бы подготовить «книгу отзывов и пожеланий» или какую-нибудь другую форму проявления чувств по этому поводу. А вечером, после того, как родители покинут территорию центра, а вы соберете детей и расспросите их о впечатлениях, вам надо тактично решить еще одну проблему: поговорить с ребятами о привезенных съестных запасах и о сроках их реализации. Чем скорее будет съедена родительская «гуманитарная помощь», тем лучше, т. е. безопаснее. В этот день особое внимание нужно уделить деятельности и развлечениям. Он должен быть более интересным, насыщенным и увлекательным, чтобы дети, к которым еще не приехали родители были заняты делом, а не висели на воротах в ожидании любимых родственников.

Что делать вожатому, если родители или лица их заменяющие не привели вовремя ребенка в отряд?

Необходимо доложить об этом старшему воспитателю или заместителю директора по воспитательной работе. Предъявить расписку или заявление, оставленное родителями или лицами их заменяющими, в которой должно быть отмечено время возвращения ребенка.


Как разговаривать с родителями?

1. Перед началом разговора предложите присесть – это более удобно, чем просто стоять. Внимательно слушайте собеседника, демонстрируя свою заинтересованность в решении данного вопроса или проблемы.

2. Старайтесь говорить с родителями уважительно, и это даст положительный результат по отношению к вам.

3. В первые же секунды беседы выясните имя-отчество вашего собеседника, несколько раз повторите их про себя – чтобы не забыть, и в дальнейшем в течение всего разговора с родителями произносите это традиционное русское обращение как можно чаще.

4. Если вам надо сделать замечание по поводу ребенка, начните фразу так: «Я хотел бы попросить вашего совета…», или «Мне очень хочется понять, а без вас это вряд ли получится…», или «Мне, пожалуй, нужна ваша помощь…».

5. Если разговор начали родители и сразу принялись высказывать вам замечания, то выслушайте их терпеливо и внимательно, не перебивайте и не показывайте неудовольствия. Как только напор их речи стихнет, улыбнитесь широко и искренне и скажите без иронии и лукавства: «Вам, наверное, тяжело приходится с ним (с ней) дома. Ведь он такой непоседливый (застенчивый, разносторонний, принципиальный…)». Пусть родители заведут разговор о себе и о детях в долагерной жизни. Когда они выговорятся, может оказаться, что проблема, из-за которой «разгорелся сыр-бор», уже снята.

6. Если нет возможности свести проблему к шутке или переключить внимание родителей на иные темы, то попытайтесь проблему решить совместными усилиями. А для этого настройтесь на партнерские отношения и включите в размышления над выходом из ситуации родителей: «Как вы думаете, может быть, лучше…», «Мне тоже кажется, что надо было сделать по-другому. Значит, вы считаете…», «А как вы отнесетесь, если мы поступим так…». Родители, как, впрочем, все взрослые люди, очень любят давать советы и высказывать свое мнение – выслушайте и то и другое: вдруг в родительских словах окажется рациональное зерно.

7. Улыбайтесь по ходу разговора как можно чаще. И не столько «дежурным» изгибом губ, больше похожим на гримасу, сколько глазами.

8. Закончите разговор фразой, начинающейся словами: «А знаете, что мне больше всего нравится в вашем сыне?..».
О чем следует говорить с родителями?

Обо всем, что волнует вожатого и имеет смысл для решения вопросов, касающихся общения с другими детьми.


Что делать, если дети не хотят спать?

Первым делом нужно понять, почему он этого не хочет. Как и в любой ситуации: понять – это уже наполовину решить, так и в этом случае. Если вы поставили диагноз отсутствия сна, вы отчасти уже решили проблему. Чтобы решить её полностью, нужно совершить ряд действий. Прежде всего, запланировать, что один час после отбоя вы посвятите детям, и не будете заниматься в это время ничем другим.


Как объяснить детям, что такое отбой?

Отбой является очень важным режимным моментом и главная задача вожатого в первый же день объяснить детям, во сколько начинается отбой и как себя вести. Нужно дать детям понять, что время отбоя - это не пустая прихоть вожатых, а необходимость, в которой они сами нуждаются, иначе рискуют не выспаться и встать наутро в плохом настроении. А так как в лагере жизнь бьёт ключом, они должны быть выспавшимися и веселыми. На некоторых детей этот способ воздействия может не оказать влияния, бывают дети, которые ответят, что в городе они спят по три часа и высыпаются. Таким детям нужно спокойно объяснить, что в лагере существуют определённые законы и их надо выполнять, ведь из-за того, что они не спят ночью, плохо будет не только им, но ещё их товарищам. Если остались дети, которые совсем не хотят ничего понимать, можно припугнуть их объяснительными, звонками родителям и отправкой домой, но эти методы нужно применять индивидуально и достаточно мягко.


«Ритуал прощания»

Для того, чтобы отбой не был неприятной и жёсткой процедурой для детей, их нужно мягко подвести к этому моменту. Для этого можно придумать с отрядом или просто предложить отряду ритуал прощания на ночь. Можно дать детям покричать разные кричалки, чтобы дать выплеснуть энергию, дать накричаться, а потом провести какие-нибудь успокаивающие игры. Например: «Рисуем на ладошках». Выполняется в парах. Ребята закрывают глаза, протягивают друг другу руки: один ладонями вверх, другой — вниз. Один представляет какой-то образ и пытается передать его второму, поглаживая его ладонями (например: море, ветер, двое под фонарем и т. д.); «Определи на ощупь» (Группа стоит в кругу. Нужно пройти и определить, у кого самые теплые руки (носы, уши …) ). Для того, чтобы дети успокоились, можно посидеть в кругу со свечкой в центре круга и с выключенным светом, есть чёткое правило «Свеча горит, один говорит», при свече нельзя кричать, громко говорить и мешать друг другу, иначе свечка погаснет. Обычно такая атмосфера сближает детей и успокаивает. Перед тем как детям разойтись можно всем вместе сказать прощалку: «Над лагерем ночь спускается, лагерю спать пора, спокойной ночи, Дубки,

до веселого утра!»;

«День отшумел и, ночью объятый, лагерь зовёт ко сну. Спокойной ночи, ребята, девчата,

завтра нас ждет игра. Всем, всем, всем спокойной ночи, начинается операция тссссс»…

После того, как детки сказали прощалку, можно устроить ритуал загадывания на свечу (Дети загадывают желание и дружно задувают свечу, можно рассказать детям, что если после отбоя не разговаривать, то желание обязательно сбудется.)



Когда лучше отпускать детей готовится ко сну?

На мой взгляд лучше отпускать детей готовится ко сну за 30 минут, чтобы за десять минут до отбоя можно было уже пройтись по палатам и убедиться, что все улеглись, со всеми всё хорошо и ещё раз успокоить детей, поговорить, если кто-то в этом нуждается. Существует и другой взгляд, можно отпустить детей за 10 минут до отбоя, чтобы они улеглись быстро. В любом случае есть дети разные и если отряд дружный, и может улечься за 10 мин., то можно отпустить и за 10 минут. В любом случае за пять минут до отбоя все дети уже должны лежать в своих постелях, а вожатый проходит, выключает свет и открывает двери в палаты. Вожатым во время подготовки ко сну необходимо проверить, все ли комнаты проветрены, все ли дети выполнили гигиенические процедуры, сменили одежду на пижаму. Для этого во время прощального ритуала один из вожатых может пройти и открыть в палатах окна и двери, для проветривания или же попросить детей самих следить за этим (опять же, всё зависит от возраста и поведения детей). Так же вожатому необходимо проверить, нет ли в комнатах открытой еды, мокрых вещей в шкафах. Если есть, попросить детей убрать.



Творческая часть отбоя.

После того как все дети улеглись, а вожатые проверили, что с детьми всё в порядке, все здоровы, никому никуда не надо, помещения проветрены и соседние отряды не мешают спать, начинается творческая часть отбоя. В первые минуты, даже в первый час после отбоя дети не уснут, и для того чтобы они успокоились и заснули можно почитать им сказки или просто книги, в зависимости от возраста. Если среди вожатых есть люди, которые могут петь под гитару, можно попеть детям под гитару (можно и без гитары, это даже эффективнее действует, т. к. под звуки гитары дети могут разговаривать, а когда поёшь без гитары, дети лучше прислушиваются и замолкают). Есть традиция уважительного отношения к песни, о которой надо рассказать детям. Если кто-то поёт, можно либо слушать, либо тихонько подпевать, но ни в коем случае не разговаривать. Нужно мотивировать это тем, что человеку, поющему песню очень обидно, если его не слушают. Т.е. к ребёнку нужно почаще обращаться, как к человеку, а не просто заставлять выполнять определённые правила. Так же можно рассказать детям легенду. Страшные истории детям рассказывать нельзя, это может сильно воздействовать на психику ребят и в итоге вожатый получит детей, которые всю ночь будут не смыкать глаз из-за чувства страха. Если у вожатых совсем нет слуха или к вечеру у них пропал голос, можно просто включить расслабляющую мелодию (шум моря, звуки леса и т. п.).



«Один шёпот на палату»

Дети — не роботы! И в лагере за день они могут не успеть поделиться впечатлениями, а не поделившись, могут не заснуть. Поэтому детям можно разрешить «один шёпот на палату», но только один и обязательно шёпот. То есть вожатый закрывает дверь в палату, разрешив детям тихонько поговорить, но только так, чтобы не мешать другим детям спать и недолго.



Всё что ещё не сказано…

Есть другой взгляд на проблему, можно ничего вышеперечисленного не делать, а применять жестокие меры, например, заставить, не желающих спать детей, приседать с подушкой в руках, чтобы вымотать детей физически и т. п. Но лучше просто сесть и по-человечески поговорить с ребенком, выяснить причины, объяснить, что он в своих поступках не прав. Дети часто ищут в своих вожатых тех, с кем можно поделиться своими переживаниями и нужно давать им возможность видеть в вожатых людей, а не надзирателей. Есть дети, которым необходимо после отбоя поговорить по телефону, вожатым нужно с самого первого разговора об отбое объяснить детям, что если они будут замечены с телефонами после отбоя, то телефоны вожатыми будут изыматься и возвращаться только утром. Потому что своими разговорами они в первую очередь мешают другим заснуть. Разумеется бывают разные ситуации и действовать надо в соответствии с ситуацией. Кроме того, вожатый своим примером показывает детям, что нужно вести себя тихо. Поэтому вожатый после отбоя не кричит и не разговаривает громко, а шепчет. Чтобы определить заснули дети или нет вожатый может подойти к палате и тихонечко сказать «Спокойной ночи». Если вся палата дружно ответит «Спокойной ночи!» можно смело продолжать творческую часть отбоя, до тех пор пока ребята действительно не уснут.


На что обратить внимание в день отъезда?

  1. Собрать белье по комнатам, сосчитать его и сдать сестре-хозяйке.

  2. Убрать комнаты, оставить их чистыми.

  3. Проверить, чтобы дети собрали все вещи.

  4. Напомните детям, как нужно вести себя в автобусе, каков порядок ухода с родителями.


ПОМНИТЕ!

Отношения между детьми и вожатыми строятся на взаимном доверии и уважении, необходимо дать детям чётко понять, что вожатый не дружок, с которым можно общаться, как вздумается, но и не жестокий надзиратель, которого нужно бояться. Вожатый — это старший товарищ, к которому можно прийти за советом или помощью и обязательно её от него получить.

С одной стороны, вожатый - должность самая незначительная. С другой - это руководитель большого коллектива, наставник молодежи, воспитывающий личность. Десятки семей доверили ему самое ценное, что у них есть.

После отдыха в центре дети не помнят, что им говорил вожатый. Помнят только его отношение к ним, заботу о них, его личный пример. Впечатление оставляют не слова вожатого, а его поступки. Дети запомнят эмоциональные переживания, поддержку вожатого, как за них болели. Запомнят сплоченность и дружбу, речёвки, которые кричали хором, девиз, запомнят творческую часть отдыха. Вожатый должен помочь детям раскрыть себя в центре в какой-либо деятельности, проявить себя, стать более уверенными в своих возможностях. Дети чувствуют уважение и заботу, или отсутствие таковых.



ЗАХОТЯТ ЛИ ОНИ ЕЩЁ РАЗ ПРИЕХАТЬ В ЦЕНТР ИЛИ НЕТ – ЗАВИСИТ ОТ ВАС, ВОЖАТЫЕ!






Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница