Всё в твоих руках. Андрей Патрушев Октябрь 2014 «у бога нет других рук, кроме твоих»



Скачать 115.74 Kb.
Дата27.04.2016
Размер115.74 Kb.
Всё в твоих руках.

Андрей Патрушев

Октябрь 2014

«У Бога нет других рук, кроме твоих»

ОШО

Наверное, самым могучим средством коррекции, строительства и развития личности является гипноз. А приставка «само» к гипнозу может обеспечить нам небывалую личную свободу, как, впрочем, в той же мере и ответственность.



В многочисленных руководствах по самогипнозу утверждается, что небывалый успех ждет нас на этом пути, если мы будем посвящать самогипнозу всего лишь двадцать минут личного времени ежедневно.

Кстати, ряд авторов утверждают, что и проблемы-то наши целиком и полностью можно отнести на счёт так называемого негативного самогипноза, основанного на высказываниях значимых для нас людей, общественном мнении, СМИ, религиозных убеждениях и на собственных неадекватных обобщениях разнообразного жизненного опыта. Большинство наших убеждений сформировалось в возрасте от двух до шести лет, когда мозг генерировал преимущественно тета-волны, характерные для гипнотического состояния.

Как говорится, - клин надо вышибать клином, так что очередной неофит от самогипноза с огромным энтузиазмом берется за дело и продолжает упорно заниматься целых… три дня (часто хватает и одного).  Потом наваливаются повседневные заботы, сомнения, да и лень, наконец. Весь энтузиазм постепенно сходит на нет, а бывший неофит, как тот хомячок в клетке, продолжает свой бесконечный бег в колесе жизни, при случае рассказывая друзьям, как здорово он занимается самогипнозом, - мол, раньше ему надо было три бутылки пива, чтобы расслабиться, а теперь и одной хватает…

О чём тут говорить, когда многие, купив совсем не дешевую майндмашину, точно так же очень скоро складывают ее куда-нибудь на полку и продолжают жаловаться родным и знакомым на плохой сон, усталость и депрессию?! А ведь там и надо-то всего – устроиться поудобней, надеть очки и наушники, закрыть глаза и нажать на кнопочку….

Эх, нам бы какую-нибудь универсальную таблеточку, которую можно на бегу заглотить…

Таблеточку пока не изобрели, но вот техники самогипноза, разработанные специально для вечно спешащих людей, оказывается, существуют.



Где я?

Техника Гипнотического Динамического Якорения (ГДЯ, «гэдэя»)1 несмотря (а, возможно, и благодоря этому) на свою кажущуюся простоту, граничащую с примитивностью, тем не менее, весьма эффективна. Техника изначально была разработана профессиональным гипнотерапевтом и предназначена для закрепления результатов индивидуальных гипнотерапевтических сессий, но в последствии получила, так сказать, самостоятельную жизнь.

Специалисты могут рассмотреть в ней концепции и стратегии бихевиоризма, когнитивной терапии, рационально-эмоциональной поведенческой терапии (RET - Rational Emotion Therapy), гипнотерапии и т.д. Что из всего этого действительно нужно помнить, для тех, кому важно понимать, как это работает, - это всего лишь два момента.

Первый: ассоциированный во времени и пространстве опыт связан между собой нейрологически.

А если по-простому, то в качестве примеров можно привести такие уже хрестоматийные истины, как: спортивные команды показывают лучшие результаты на своем поле (где они тренировались); экзамены сдают лучше в аудитории, где происходило обучение по этому предмету, и т.д. и т.п. Это значит, что при активации одного из факторов автоматически активируется связанный с ним другой. Еще пример – вы слышите давно забытую мелодию, и на вас вдруг обрушиваются ностальгические воспоминания. По этому же механизму включаются и к флэшбэки при психотравмах. По этому механизму происходит любое обучение. Из всего этого так же следует, что чем сильней эмоции, тем надежней обучение. Кстати, в этом плане, различные фобии могут являться прекрасным примером моментального обучения.

Второй момент также хорошо известен и, на мой взгляд, не требует пояснений: «Повторение – мать учения».

Структурно техника состоит из серии определенных действий (так и хочется назвать их ритуальными ) в сочетании с аффирмациями. «Наличие у вас молотка еще не гарантирует, что вы сумеете забить гвоздь микроскопом»2. Так и любая техника действует только у того, кто умеет учиться, внимательно отслеживает обратную связь на свои действия от окружающего мира и собственного организма и гибко подстраивает свои действия к обстоятельствам, собственной физиологии и расписанию.

Итак, прежде всего, как всегда, это правильная постановка целей. Когда цель установлена, и она удовлетворяет «условиям хорошо сформулированного результата», необходимо создать и записать соответствующие аффирмации – утверждения об эмоциональных состояниях, мыслях и поведении, обеспечивающих достижение цели и ее поддержку. Напоминаю, что аффирмации должны быть в настоящем времени. В аффирмациях не допустимы слова: хочу, всегда, никогда, больше и меньше.

Далее, как говорится, - дело техники:

1. Сидя, или стоя, поднять раскрытые ладони близко к лицу. Глядя на правую ладонь произнесите (утвердительно) слух, или про себя (на выдохе):

- я намерен(а) сжать пальцы в кулак;

- я намерен(а) произнесите вашу аффирмацию;

- я намерен(а) сжать пальцы в кулак;

Повторите то же самое для левой руки. Немедленно после этого сожмите обе ладони в кулаки и прижмите их к груди (либо рядом, либо одну на другую), сделайте два глубоких вдоха, сосредоточившись непосредственно на дыхании.

2. Верните руки (всё еще сжатые в кулаки) в исходную позицию – перед собой. Глядя на правый кулак произнесите (утвердительно) вслух, или про себя (на выдохе):

- я решил (намеревался) и сжал(а) пальцы в кулак;

- я решил и произнесите вашу аффирмацию (в настоящем времени);

- я решил и сжал(а) пальцы в кулак;

Повторите то же самое для левой руки.

3. Пальцы все еще сжаты в кулаки. Глядя на правый кулак произнесите (утвердительно) слух, или про себя (на выдохе):

- я намерен(а) разжать пальцы;

- я намерен(а) избавиться от всех (или конкретных, если они вам известны) препятствий к(для) произнесите вашу аффирмацию;

- я намерен(а) разжать пальцы;

Повторите то же самое для левой руки.

4. немедленно после этого разожмите пальцы, и повернув ладонями вниз, встряхните кистями, как будто вы что-то выбрасываете.

Повторите этот процесс с каждой аффирмацией. Аффирмаций может быть много, но цель должна быть одна.

Предвижу традиционные вопросы: «Когда ждать результат?», «Сколько это делать?».

Ответы тоже не оригинальны: «Это зависит от многих факторов», «Всё очень индивидуально».

Одно можно утверждать однозначно - если вы при этом ничего не делаете на физическом плане для достижения цели, то можете хоть вприсядку плясать, - всё равно ничего не выйдет. Относительно сроков, - обычно двух недель более чем достаточно. По крайней мере, через две недели надо полностью заменить весь набор аффирмаций.

Стандартными препятствиями на пути достижения цели обычно являются:

1. Вторичная выгода от старого поведения (мыслей и эмоций).

2. Возможная потеря чего-то важного для вас от нового поведения (мыслей и эмоций).

В первом случае необходимо более тщательно проработать вопрос: «Что не случится, если я не достигну своей цели?» - например, избегание опасности, или неудачи (а иногда, как раз, удачи).

Во втором, соответственно: «Что не случится, когда я достигну своей цели?» - Что я могу потерять?

Затем составить конкретные аффирмации по преодолению этих блоков, или использовать для этого другую, более подходящую для работы с блоками технику – например, ТЭО(EFT).

ЧаВо:

- как часто использовать технику в течение дня?

Хорошая практика - делать ее только проснувшись и непосредственно перед сном. Не возбраняется и чаще, - во время короткого отдыха, поскольку выполнение занимает совсем мало времени.

Также неплохая идея – сделать ГДЯ перед критически важным событием, как, например, публичное выступление.

- в каком состоянии сознания я должен находиться, чтобы успешно делать ГДЯ?

Никаких специальных усилий для достижения каких-либо измененных состояний сознания не требуется.



- насколько точно я должен воспроизводить указанные слова?

Важен принцип, а не слова. Например, вместо «я намерен(а)» можно говорить «я выбираю».



- как быть, если я не знаю чем можно заменить это поведение (мысли, эмоции)?

Да, иногда так бывает, например, если эмоции, связанные с проблемой, очень сильные. В этом случае можно говорить: «я намерен(а) (выбираю) избавиться от данного (конкретного) поведения (мыслей эмоций). Для сильных эмоций больше подходит техника ТЭО(EFT).

Техника ГДЯ «на месте не стоит» и постоянно развивается. В основном, благодаря творческим клиентам. И надо вдобавок заметить, что именно творческие люди чаще всего собирают на себя многочисленные проблемы, используя «негативный самогипноз». К счастью, те же самые творческие люди могут получить и максимальную пользу от «позитивного самогипноза».

Вот несколько вариаций, способных несколько разнообразить вашу жизнь, а заодно внести туда некоторую долю юмора. Основная же цель – показать вам, что всё действительно в ваших руках и можно (и нужно) создать для себя подходящий именно для вас вариант действий. Неизменным остается только принцип, тщательная проработка целей и составление аффирмаций.



За рулём.

Во время вождения наметьте какой-нибудь рекламный щит вдалеке, приметное здание и т.д. и произнесите вслух, или про себя на выдохе:

- я собираюсь (намерен, выбираю) проехать мимо …(то, что вы наметили);

- я намерен (выбираю) … (произнесите свою аффирмацию);

Подъезжая к объекту произнесите:

- я решил и приближаюсь к … (ваш объект);

- я решил и … (произнесите свою аффирмацию)

Проехав объект произнесите:

- я решил и миновал … (выбранный объект);

- я решил и теперь я … (произнесите свою аффирмацию)

Повторите три раза для каждой аффирмации. Надо заметить, что всё это будет происходить в течение нескольких секунд, поэтому требует тщательной предварительной подготовки. По крайней мере на начальных этапах освоения техники.

«Без бумажки ты букашка…»

Этот вариант больше подходит для избавления от нежелательного поведения (мыслей, эмоций). На двух листках бумаги (размер значения не имеет) напишите слова, описывающие проблему, или нарисуйте рисунки. Можно символически, например, в виде какого-то несуществующего животного изобразить свой страх, или еще что-нибудь в каком-то символическом представлении. Всё зависит от ваших умений и фантазии. Не надо шибко стараться – главное, что бы вы сами знали, что там у вас нарисовано. И сходства между листочками добиваться не надо – можно совсем разные рисунки (впрочем, как и слова), символизирующие разные аспекты проблемы.

Скатайте бумажки в шарики и положите перед собой на стол.

Далее, как вы уже, наверное, догадались, следует знакомый ритуал:

Смотрите на ладонь одной руки, затем другой (близко поднеся их к лицу) и произносите:

- я намерен (выбираю) взять в руки эти скомканные бумажки, символизирующие … (конкретную проблему);

- я намерен … (ваша аффирмация);

- я намерен (выбираю) взять в руки эти скомканные бумажки, символизирующие … (конкретную проблему);

Тут же берете в руки бумажки и произносите:

- я решил (выбрал) взять и теперь держу в руках эти скомканные бумажки, символизирующие … (конкретную проблему);

- я решил и теперь … (ваша аффирмация);

- я решил (выбрал) взять и теперь держу в руках эти скомканные бумажки, символизирующие … (конкретную проблему);

И третий акт нашей пьесы, насквозь пропитанной символизмом:

- я намереваюсь (и т.д.) выбросить эти скомканные бумажки, символизирующие … (конкретную проблему);

- я намереваюсь избавиться от всех (или каких-то конкретных) препятствий, мешающих мне … (ваша аффирмация);

- я намереваюсь (и т.д.) выбросить эти скомканные бумажки, символизирующие … (конкретную проблему);

Смотрите на одну руку, потом на другую и выбрасываете уже изрядно надоевшие вам бумажки. Так же как и ранее, проблема должна быть одна, а аффирмаций может быть много.

Некоторые фанаты бумажки сжигают… В этом случае, настоятельная просьба - соблюдать правила пожарной безопасности (не используйте легковоспламеняющиеся жидкости, и хотя бы кастрюльку с водой рядом поставьте). И полезный совет – не комкайте бумагу слишком сильно, так как ее будет трудно поджечь и она вся не сгорит.

Как вы уже, наверное, догадались, ГДЯ можно применять к любым повседневным действиям. Например:

Я намерен (решил) включить свет;

Я намерен (решил) улучшить зрение;

Я намерен (решил) включить свет.

Я намеревался (решил) и включил свет;

Как я намеревался (решил), моё зрение улучшилось;

Я намеревался (решил) и включил свет.

Или:


Я намерена (решила) помыть посуду;

Я намерена (решила) избавиться от грязи в моей душе3;

Я намерена (решила) помыть посуду.

Я намеревалась (решила) и помыла посуду;

Как я намеревалась (решила), я смыла всю грязь с моей души;

Я намеревалась (решила) и помыла посуду.

И т.д. и т.п.

Автор утверждает, что техника ГДЯ лучше всего работает для достижения новых уровней мастерства, в спорте, учебе, искусстве и т.д.



Как «лечить» линейку?

Астрой Джонсон, в свое время, была разработана интересная и весьма эффективная «Техника Шкалирования», которая и сейчас широко применяется в психотерапии, например при лечении, тревожности, приступов паники, фобий и эмоциональных всплесков, связанных с психотравмирующими ситуациями.

Рисуем в воображении линейную шкалу, где ноль обозначает полное отсутствие нужного качества, а 100% - наоборот, - полное обладание нужным вам качеством. К примеру, - «быть аккуратным и хорошо организованным». Делегируем этой шкале абсолютно все аспекты проблемы (большинство из которых мы даже не осознаем, но доверяем своему подсознанию), ставим на шкале точку (стрелку, индикатор), которая соответствует текущему положению дел (как вы себе это представляете). Обычно точка (стрелка) сама устанавливается на свое место.

Далее просим подсознание продвинуть эту точку (стрелку) по шкале до 100%. Обычно, этого достаточно. Важно помнить, что «лечить» надо шкалу, а не проблему.

Техника хорошо сочетается с другими техниками и с техникой ГДЯ. В ГДЯ в качестве аффирмации выбираем: «Я устанавливаю точку (стрелку, индикатор) на шкале «свобода от страха» (например) на 100%»

Иногда стрелка сначала «не хочет» доходить до 100%. Для этой ситуации и предназначена конечная аффирмация в ГДЯ: «Я намерен (выбрал) избавиться от всех препятствий для установки стрелки на 100%».

Если после установки стрелки на 100% проблема (или часть ее) остается, то это значит, что имеется какой-то побочный аспект (как вторичная выгода, или(и) возможность потери чего-то), которые надо прорабатывать отдельно с другой шкалой. Если таких шкал набирается много, то полезно объединить «мастер-шкалой» и проработать все одновременно.

Зачем Богу молоток?

Знакомо ли вам состояние, когда мотивчик или песенка привязывалась к вам на целый день, и вы никак не могли от этого избавиться? Хуже, когда это были мысли о неприятностях, которые могли преследовать вас годами….

Бывший специалист по электронному оборудованию ВВС США Давид Нелмс4 столкнулся с этим не понаслышке. Некоторое время он безуспешно пытался освоить «позитивное мышление», но, в конце концов, решил взяться за проблему, как специалист-системщик. Основная мысль была проста – пусть негативная мысль автоматически, по ассоциации, запускает позитивную.

Эта идея настолько его захватила, что он уволился из армии и поступил в университет на отделение психологии, чтобы реализовать ее на практике.

В результате на свет появилась техника Hand Actuated Momentary Mental Reconditioning (HAMMR), которую автор любовно называет Hammer (молоток).

Выполнение техники занимает примерно 20 секунд, так что определение Momentary (моментальный) вполне ей подходит.

1. Глядя на ладони, расположенные перед лицом, представьте, что в одной руке у вас лежит «старая мысль» (от которой вы хотите избавиться), а в другой – «новая мысль» (которая должна придти на смену старой). Не важно – где какая, поскольку на втором круге мысли надо будет обязательно поменять местами.

Например, в левую руку вложите мысль, что вы самый могущественный человек на земле, а в правую – свою старую, изрядно надоевшую вам мысль.

2. Слегка опустите руки, разверните ладони друг к другу и представьте, быстро переключая взгляд с одной ладони на другую, что эти мысли проецируются друг на друга. Это должно занять у вас не более пяти секунд.

3. Теперь подумайте о каком-нибудь прошедшем событии. Неважно – радостном или печальном, или как близко, или далеко оно отстоит от настоящего времени. Возьмите первое, что пришло в голову, например, как вы завтракали, или чистили зубы. Думая об этом событии посмотрите, быстро чередуя, на свои ладони, как будто это событие находится там (одновременно в обеих руках). Сделайте это быстро – не более пяти секунд. Цель – активировать соответствующую область мозга, связанную с прошлым.

4. Теперь подумайте точно так же о каком-нибудь событии в будущем, про которое вы знаете, что оно произойдет: например, что завтра снова взойдет солнце, что вы будете завтракать, чистить зубы и т.д.

Сделайте это так же быстро. Цель – активировать соответствующую область мозга, связанную с будущим.

5. Теперь, быстро перемещая взгляд с одной ладони на другую, подумайте о настоящем, привлекая все органы чувств: что вы видите, кроме ладоней (и сами ладони, конечно), что слышите, что чувствуете (опору, одежду, тепло или холодно, кончик носа, кончик языка…). Длительность та же – 3-4 секунды.

6. Теперь сложите ладони одну на другую и прижмите к груди.



Обязательно повторите всю последовательность, поменяв руки для старой и новой мыслей (ну, или мысли в руках ). Надеюсь, вы еще помните, - где какая лежала? Если нет, то в следующий раз лучше запишите. Хорошая практика, чтобы не путаться, всегда начинать одинаково.

1 Техника DASH™ (Dynamically Anchored Self Hypnosis) разработанная Джоном Лундхольмом (John Lundholm, MA, RN, CHt).

2 Ежи Лец

3 Хотя данная формулировка весьма абстрактна и не соответствует требованиям «хорошо сформулированного результата», но в конкретном случае она представляла собой «информационную свертку» для всех неприятных последствий у женщины, подвергшейся сексуальному насилию, и очень ей помогла. Аналогично она применялась при уборке квартиры.

4 David Nelms'

Каталог: download
download -> Объект исследования
download -> Выпускных квалификационных работ
download -> Выпускных квалификационных работ
download -> Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, изучающих курс «Концепции современного естествознания»
download -> Пояснительная записка 4 1 Цели и задачи реализации основной образовательной программы основного общего образования 4
download -> Проект концепция образования детей с ограниченными возможностями здоровья
download -> Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
download -> Старший воспитатель


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница