Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Магнитогорский государственный университет»
Кафедра _возрастной психологии и физиологии
СОГЛАСОВАНО
|
|
УТВЕРЖДАЮ
|
_______________________________
|
|
__________________________
|
декан психологического факультета
|
|
проректор по учебной работе
|
_______________________________
|
|
|
зав. кафедрой ВПиФ
|
|
|
« »__________________20_____г.
|
|
« »______________20_____г.
|
Программа дисциплины
Основы психосоматики
|
Специальность/направление подготовки (цикл – ГСЭ, ЕН, ОПД, СД, ДС, ДН, Ф):
Специальности 020400 «Психология»
ФТД
|
-
Составители:
|
Руслякова Екатерина Евгеньевна к.псих.н.
|
|
|
|
|
Магнитогорск, 2009
I. Организационно-методический раздел
-
Цель курса:
Подготовка студентов по курсу «Основы психосоматики» в соответствии с требованиями «Государственного образовательного стандарта ВПО по специальности 020400 «Психология» (030301 по ОКСО), (бакалавриат 030300 по ОКСО)».
Цель курса: Ознакомить, сформировать общее представление о психосоматической науке
-
Задачи курса:
-
Привить современные представления о взаимоотношении соматического и психического, нормальном и патологическом психосоматическом взаимоотношении;
-
Обучить многомерной постановки гипотез, минуя попадание под влияние какой-либо одной точки зрения или теории. Ознакомить с принципом клинической многоосевой диагностики;
-
Ознакомить с «психологической симптоматикой», которая сопровождает стрессовые и кризисные периоды жизни.
-
Рассмотреть психосоматические и соматопсихические типы реакций.
1.3. Место курса в системе освоения профессиональной образовательной программы:
Данный курс является обязательной частью дисциплин по выбору, клинико-психологического комплекса предметов в подготовке специалистов (бакалавров) с высшим образованием в программе подготовки студентов психологического факультета по специальности - 020400 «Психология». Дисциплина «Основы психосоматики» изучается на 3 курсе (6 семестр).
1.4. Требования к уровню освоения содержания курса:
Критерием успешного освоения программы курса является:
-
умения: взаимодействовать с пациентами, имеющими психосоматическую патологию, учитывать психологические и органические влияния;
-
усвоение принципов системного и целостного подхода в восприятии человека;
-
знание об изменениях происходящих в больном организме и современные представления о взаимоотношении психологического и физиологического.
II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
2.1. Разделы курса:
-
Введение.
-
Теоретическая основа. Общие основы психосоматики..
-
Частные основы психосоматики.
2.2. Темы и содержание занятий
Тема 1. Введение. Современные представления о соотношении психического и физиологического; Взаимосвязь мозга и психики, психофизиологическая проблема; Психофизиологический параллелизм; Диалектическая причинно-следственная связь мозга и психики. Теоретические основы психосоматической медицины; Психосоматическая наука в различные исторические периоды; Отечественные и зарубежные исследования в психосоматической науке; Современное состояние психосоматической науки.
Тема 2. Значение термина «Психосоматика». Определение; Тип взаимосвязи психики и соматики; Классификации;
Тема 3. Психоаналитическое направление. Конверсионная модель З. Фрейда; Модель вегетативного невроза и теория векторов Ф.Александера; Модель двухэшелонной линии обороны Митчерлиха; Психосоматический симптом как результат нарушения объектных отношений (М.Кляйн, Р.Ферберн, Д.Винникот, Кернберг); Эго-психология Кохута; Концепция десоматизации Шура; Теория переживания потери объекта (Энгель, Шмале); Алекситимия; Теория ролевого конфликта Дж.Морено; Концепция социальной энергии Г. Аммона.
Тема 4. Психосоматический симптом, как результат интроекции дисфункциональных базисных схем. Когнитивные теории. Аберрации мышления по Беку; Тип зрелого и незрелого мышления по Пиаже; Рациональная терапия Дюбуа, Дежерин; Мультимодальный профиль Лазаруса как специфически организованный вариант системного анализа; Мультимодальный подход Оудсхоорна как схема выдвижения многомерных гипотез. Психопрофилактика Мейхенбаума на основе интеграции когнитивного и поведенческого подходов. Позновательно-обучающий подход Махони. Когнитивно-аналитическая позиция Риле
Тема 5. Психосоматическое взаимоотношение и проблема здоровья с позиции гуманистической психологии. Проблема здоровья в гуманистической психологии. Свободный выбор как движение к ждоровью по Э.Фромму. Самоактуализация и здоровье по А.Маслоу. Смысл жизни как атрибут здоровья В.Франкла. Биоэнергетический анализ Лоуэна
Тема 6. Физиологические и психологические механизмы психосоматического взаимодействия. Неспецифические теории. Соматическая конституция Гиппократа и галена; Влияние конституции на возникновение заболевания по Э.Кречмеру; Вегетативня дистония Х.Эпингер, Л.Хесс; Реакция «борьбы» и «бегства» У.Кеннона; Концепция нервизма И.П.Павлова; Кортико-висцеральная теория Быкова – Курцина.
Тема 7. Внутренняя картина болезни. Понятие о внутренней картине здоровья. Понятие внутренней картины болезни. Уровни внутренней картины болезни. Переживание болезни во времени. Возрастные особенности внутренней картины болезни. Внутренняя картина болезни у детей. Внутренняя картина болезни у пожилых людей. Виды и критерии здоровья. Основные характеристики здоровых людей. Обучение здоровому образу жизни.
Тема 8. Типы реакций личности на заболевание. Роль личности в развитии типа реакции на заболевание. Типы реакции на болезнь. Компоненты личностного реагирования. Типы реагирования: психологический и патологический. Классификация типов реакции на болезнь. Типы реакций в зависимости от типа личности. Факторы, влияющие на отношение к болезни. Переживание болезни во времени. Больной и семья, переживание болезни в семье, этапы изменения взаимоотношения в семье.
Тема 9. Качество жизни пациента. Понятие «качество жизни пациента» в психосоматической медицине. Многоуровневый принцип построения специализированных опросников.
2.3. Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
Студентам для самостоятельного изучения предлагаются следующие вопросы:
-
Психофизическая, психофизиологическая проблема (древность, средневековье, 18-19 века, 21 век, первые научные практические исследования, монографии).
-
Культурно-исторические подход в психосоматике. (методологические предпосылки культурно-исторического подхода в психосоматике, основные принципы психологии телесности, психосоматическое развитие ребенка).
-
Психосоматические феномены в структуре магических обрядов и ритуалов (этнокультурные особенности, лечебной магии, современные формы «психосоматической мифологии» :порча и целительство, экстрасенсорное и биоэнергетическое воздействие и т.д.).
-
Феноменологический подход к телесности (телесный опыт как предмет философского анализа; герменевтическая модель в медицине).
-
Психосоматическое единство в функционировании человека.
2.4. Примерная тематика рефератов, курсовых работ
-
|
Идея целостного подхода к больному в медицине.
| -
|
Поведение типа А и Б: психологический аспект изучения.
| -
|
Психоаналитический подход в психосоматике. Критическая оценка этого подхода.
| -
|
Динамика внутренней картины болезни в процессе лечения.
| -
|
Гипотеза психосоматической специфичности.
| -
|
Проблема ятрогений. Психологические последствия ятрогений.
| -
|
Концепция профилей личности в психосоматике.
| -
|
Роль эмоций в возникновении психосоматических заболеваний. Экспериментальные факты, клинические наблюдения.
| -
|
Феномены совладания в психосоматике.
|
10.
|
Клинико-психологические аспекты проблемы стресса.
|
11.
|
Cтpecc и психосоматические расстройства.
|
12.
|
Основные направления в изучении психосоматической проблемы в России и за рубежом.
|
13.
|
Изучение внутренней картины болезни. Внутренняя картина болезни как сложный психосоматический феномен. Возрастная динамика внутренней картины болезни.
|
14.
|
Особенности социальной ситуации развития у больных с хроническими соматическими заболеваниями (на примере хронической почечной недостаточности).
|
15.
|
Психологические модели симптомообразования.
|
16.
|
Патопсихологические аспекты работы с соматическими больными.
|
17.
|
Психосоматический феномен и психосоматический симптом: возможности их дифференциации.
|
18.
|
Нарушения познавательной деятельности у больных с хроническими соматическими заболеваниями.
|
19.
|
Алекситимия как психологическая проблема.
|
20.
|
Проблема симптомогенеза в истории психосоматики.
|
21.
|
Проблема психосоматического дизонтогенеза.
|
22.
|
Изучение социальной ситуации развития при соматических заболеваниях.
|
23.
|
Проблема классификации психосоматических расстройств.
|
24.
|
Факторы, влияющие на психосоматическое развитие ребенка.
|
25.
|
Проблема психосоматического симптомогенеза в концепциях М.Шура, А.Митчерлиха.
|
26.
|
Теория кортико-висцеральной патологии: основные положения.
|
27.
|
Концепция ролевого конфликта Морено
|
28.
|
Психосоматическая медицина Аммона
|
2.5. Перечень вопросов к экзамену (зачету) по всему курсу
-
Современные представления о соотношении психического и физиологического;
-
Взаимосвязь мозга и психики, психофизиологическая проблема;
-
Психофизиологический параллелизм;
-
Диалектическая причинно-следственная связь мозга и психики.
-
Теоретические основы психосоматической медицины
-
Психосоматическая наука в различные исторические периоды;
-
Отечественные и зарубежные исследования в психосоматической науке;
-
Современное состояние психосоматической науки
-
Тип взаимосвязи психики и соматики; Классификации;
-
Конверсионная модель З. Фрейда;
-
Модель вегетативного невроза и теория векторов Ф.Александера;
-
Модель двухэшелонной линии обороны Митчерлиха;
-
Психосоматический симптом как результат нарушения объектных отношений (М.Кляйн, Р.Ферберн, Д.Винникот, Кернберг);
-
Эго-психология Кохута; Концепция десоматизации Шура;
-
Теория переживания потери объекта (Энгель, Шмале);
-
Алекситимия;
-
Теория ролевого конфликта Дж.Морено;
-
Концепция социальной энергии Г. Аммона.
-
Аберрации мышления по Беку;
-
Тип зрелого и незрелого мышления по Пиаже;
-
Рациональная терапия Дюбуа, Дежерин;
-
Мультимодальный профиль Лазаруса как специфически организованный вариант системного анализа;
-
Мультимодальный подход Оудсхоорна как схема выдвижения многомерных гипотез.
-
Психопрофилактика Мейхенбаума на основе интеграции когнитивного и поведенческого подходов.
-
Позновательно-обучающий подход Махони.
-
Когнитивно-аналитическая позиция Риле
-
Проблема здоровья в гуманистической психологии.
-
Свободный выбор как движение к ждоровью по Э.Фромму.
-
Самоактуализация и здоровье по А.Маслоу.
-
Смысл жизни как атрибут здоровья В.Франкла.
-
Биоэнергетический анализ Лоуэна
-
Соматическая конституция Гиппократа и галена;
-
Влияние конституции на возникновение заболевания по Э.Кречмеру;
-
Вегетативня дистония Х.Эпингер, Л.Хесс;
-
Реакция «борьбы» и «бегства» У.Кеннона;
-
Концепция нервизма И.П.Павлова;
-
Кортико-висцеральная теория Быкова – Курцина;
-
Понятие внутренней картины болезни. Уровни внутренней картины болезни.
-
Переживание болезни во времени.
-
Возрастные особенности внутренней картины болезни.
-
Внутренняя картина болезни у детей. Внутренняя картина болезни у пожилых людей.
-
Виды и критерии здоровья. Основные характеристики здоровых людей. Обучение здоровому образу жизни.
-
Роль личности в развитии типа реакции на заболевание.
-
Типы реакции на болезнь.
-
Компоненты личностного реагирования.
-
Типы реагирования: психологический и патологический. Классификация типов реакции на болезнь.
-
Типы реакций в зависимости от типа личности. Факторы, влияющие на отношение к болезни. Переживание болезни во времени.
-
Больной и семья, переживание болезни в семье, этапы изменения взаимоотношения в семье.
-
Понятие «качество жизни пациента» в психосоматической медицине.
-
Многоуровневый принцип построения специализированных опросников.
III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ
по специальности 020400 «Психология» (030301 по ОКСО)
№ п.п.
|
Наименование разделов и курсов тем
|
Всего часов
|
Аудиторные занятия в том числе
|
Самост. работа
|
лекции
|
семинары
| -
Введение.
|
|
|
|
|
1.1.
|
1.1. Современные представления о соотношении психического и физиологического.
|
|
2
|
1
|
4
|
1.2.
|
1.2. Классификации.
|
|
2
|
1
|
3
| -
Теоретические основы психосоматической науки.
|
|
|
|
|
2.1.
|
2.1 Психоаналитическое направление.
|
|
2
|
1
|
3
|
2.2.
|
2.2.Психосоматический симптом как результат интроекции дисфункциональных базисных схем. Когнитивные теории.
|
|
2
|
1
|
3
|
2.3.
|
2.3. Психосоматическое взаимоотношение и проблема здоровья с позиции гуманистической психологии.
|
|
2
|
1
|
3
|
2.4.
|
2.4. Физиологические и психологические механизмы психосоматического взаимодействия. Неспецифические теории.
|
|
2
|
1
|
3
| -
Частная психосоматика
|
|
|
|
|
3.1.
|
3.1.ВКБ и ВКЗ
|
|
2
|
1
|
3
|
3.2.
|
3.2.Реакция личности на болезнь
|
|
2
|
0,5
|
3
|
3.3.
|
3.3.Качество жизни
|
|
2
|
0,5
|
1
|
|
Всего часов:
|
|
18
|
8
|
28
|
|
ИТОГО
|
54
|
|
|
|
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ
по специальности 020400 «Психология» (бакалавриат 030300 по ОКСО)
№ п.п.
|
Наименование разделов и курсов тем
|
Всего часов
|
Аудиторные занятия в том числе
|
Самост. работа
|
лекции
|
семинары
| -
Введение.
|
|
|
|
|
1.1.
|
1.1. Современные представления о соотношении психического и физиологического.
|
|
2
|
2
|
4
|
1.2.
|
1.2. Классификации.
|
|
2
|
2
|
4
| -
Теоретические основы психосоматической науки.
|
|
|
|
|
2.1.
|
2.1 Психоаналитическое направление.
|
|
2
|
2
|
4
|
2.2.
|
2.2.Психосоматический симптом как результат интроекции дисфункциональных базисных схем. Когнитивные теории.
|
|
2
|
2
|
4
|
2.3.
|
2.3. Психосоматическое взаимоотношение и проблема здоровья с позиции гуманистической психологии.
|
|
2
|
2
|
4
|
2.4.
|
2.4. Физиологические и психологические механизмы психосоматического взаимодействия. Неспецифические теории.
|
|
2
|
2
|
4
| -
Частная психосоматика
|
|
|
|
|
3.1.
|
3.1.ВКБ и ВКЗ
|
|
2
|
2
|
4
|
3.2.
|
3.2.Реакция личности на болезнь
|
|
2
|
2
|
4
|
3.3.
|
3.3.Качество жизни
|
|
2
|
2
|
4
|
|
Всего часов:
|
|
18
|
18
|
36
|
|
ИТОГО
|
72
|
|
|
|
IV. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
Зачет – шестой семестр
V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
5.1. Рекомендуемые источники и литература
(основная и дополнительная)
Основная
-
Малкина- Пых И.Г. Психосоматика, новейший справочник истории, Эксмо, 2008.-760с.
-
Пезешкиан Н., Психосоматика и позитивная психотерапия, Институт позитивной психотерапии, 2009.-511с.
-
Сандамирские М.Е. Психосоматика и телесная психотерапия: Практическое руководство –М: Независимая фирма «Класс», 2005г.- 592с.
-
Старшенбаум Г.В. психосоматика и психотерапия: Исцеление души и тела. –М.: Изд-во института психотерапии, 2005г.-496с.
-
СыренскийВ.И., РодинаЕ.А. Психофизиология здоровья. Изд-во:М.:КАРО, 2008г. -192с.
Дополнительная
-
Антропов Ю.Ф., Шевченко Ю.С. Психосоматические расстройства и патологические привычные действия у детей и подростков. – М.: Изд-во НГМА, 2000.-357с.
-
Александер Ф. Психосоматическая медицина М.. 2000.-388с.
-
Бассин Ф.В. Проблема бессознательного. М.: Медицина, 1968, гл.3-213с.
-
Бессознательное: природа, функции, методы исследования. В 4-х т. / Под ред. А. С. Прагнишвили и др. Тбилиси: Мецниереба, 1978. Т.2.-112с.
-
Бройтигам В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина. - М., изд-во «ГОЭТАР МЕДИЦИНА», 1999.-405с.
-
Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. М.: МГУ, 1980.-497с.
-
Исаев Д.Н. Психосоматические расстройства у детей: Руководство для врачей. СПб:, Питер, 2000, 3 – 500 с.
-
Исаев Д.Н. Психосоматическая медицина детского возраста. СПб., 1995.-438с.
-
Карвасарский Б.Д. Медицинская психология. Л., 1982, 139-167 с.
-
Квасенко А.В., Зубарев Ю.Г. Психология больного. Л.: Медицина, 1980.-174с.
-
Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. Прага, 1983, 195с.
-
Лурия Р.А. Внутренняя картина болезни и ятрогенные заболевания. М., 1977-304с.
-
Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. М., 1987.-187с.
-
Николаева В.В., Арина Г.А. Принципы синдромного анализа в психологическом изучении телесности. // I Международная конференция памяти А.Р. Лурия. М., 1998.-113с.
-
Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. гл.6, М., 1979.-437с.
-
Руководство по психотерапии. Под ред. В.Е.Рожнова. Ташкент, 1979, с.24-55, 525-540.
-
Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1979. 126 с.
-
Соколова Е.Т., Николаева В.В. “Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях”, М., 1995 г.-213с.
-
Тхостов А.Ш. Психология телесности. М.: Смысл. 2002.-278с.
-
Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. М., 1990, с.17-27 и 127-142.
5.2. Перечень обучающих, контролирующих компьютерных
программ, диафильмов, кино- и телефильмов, мультимедиа и т.п. (включая УМК)
-
Аудио-визуальные средства:
Используются таблицы, рисунки, презентации по темам 3;7;8.
-
Рекомендуемые Интернет-ресурсы
VI. Отметка о рассмотрении
Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры, протокол № 2 от 14.10.2009 г.
Поделитесь с Вашими друзьями: |