Возрастной психологии и физиологии



Скачать 178,07 Kb.
Дата22.02.2016
Размер178,07 Kb.
#11046
ТипПрограмма дисциплины
Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Магнитогорский государственный университет»


Кафедра _возрастной психологии и физиологии


СОГЛАСОВАНО




УТВЕРЖДАЮ

_______________________________




__________________________

декан психологического факультета




проректор по учебной работе

_______________________________







зав. кафедрой ВПиФ







« »__________________20_____г.




« »______________20_____г.

Программа дисциплины




Основы психосоматики

Специальность/направление подготовки (цикл – ГСЭ, ЕН, ОПД, СД, ДС, ДН, Ф):

Специальности 020400 «Психология»

ФТД




Составители:

Руслякова Екатерина Евгеньевна к.псих.н.













Магнитогорск, 2009



I. Организационно-методический раздел


    1. Цель курса:

Подготовка студентов по курсу «Основы психосоматики» в соответствии с требованиями «Государственного образовательного стандарта ВПО по специальности 020400 «Психология» (030301 по ОКСО), (бакалавриат 030300 по ОКСО)».

Цель курса: Ознакомить, сформировать общее представление о психосоматической науке


    1. Задачи курса:

  1. Привить современные представления о взаимоотношении соматического и психического, нормальном и патологическом психосоматическом взаимоотношении;

  2. Обучить многомерной постановки гипотез, минуя попадание под влияние какой-либо одной точки зрения или теории. Ознакомить с принципом клинической многоосевой диагностики;

  3. Ознакомить с «психологической симптоматикой», которая сопровождает стрессовые и кризисные периоды жизни.

  4. Рассмотреть психосоматические и соматопсихические типы реакций.


1.3. Место курса в системе освоения профессиональной образовательной программы:

Данный курс является обязательной частью дисциплин по выбору, клинико-психологического комплекса предметов в подготовке специалистов (бакалавров) с высшим образованием в программе подготовки студентов психологического факультета по специальности - 020400 «Психология». Дисциплина «Основы психосоматики» изучается на 3 курсе (6 семестр).


1.4. Требования к уровню освоения содержания курса:

Критерием успешного освоения программы курса является:



  • умения: взаимодействовать с пациентами, имеющими психосоматическую патологию, учитывать психологические и органические влияния;

  • усвоение принципов системного и целостного подхода в восприятии человека;

  • знание об изменениях происходящих в больном организме и современные представления о взаимоотношении психологического и физиологического.


II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
2.1. Разделы курса:

  1. Введение.

  2. Теоретическая основа. Общие основы психосоматики..

  3. Частные основы психосоматики.



2.2. Темы и содержание занятий

Тема 1. Введение. Современные представления о соотношении психического и физиологического; Взаимосвязь мозга и психики, психофизиологическая проблема; Психофизиологический параллелизм; Диалектическая причинно-следственная связь мозга и психики. Теоретические основы психосоматической медицины; Психосоматическая наука в различные исторические периоды; Отечественные и зарубежные исследования в психосоматической науке; Современное состояние психосоматической науки.


Тема 2. Значение термина «Психосоматика». Определение; Тип взаимосвязи психики и соматики; Классификации;
Тема 3. Психоаналитическое направление. Конверсионная модель З. Фрейда; Модель вегетативного невроза и теория векторов Ф.Александера; Модель двухэшелонной линии обороны Митчерлиха; Психосоматический симптом как результат нарушения объектных отношений (М.Кляйн, Р.Ферберн, Д.Винникот, Кернберг); Эго-психология Кохута; Концепция десоматизации Шура; Теория переживания потери объекта (Энгель, Шмале); Алекситимия; Теория ролевого конфликта Дж.Морено; Концепция социальной энергии Г. Аммона.
Тема 4. Психосоматический симптом, как результат интроекции дисфункциональных базисных схем. Когнитивные теории. Аберрации мышления по Беку; Тип зрелого и незрелого мышления по Пиаже; Рациональная терапия Дюбуа, Дежерин; Мультимодальный профиль Лазаруса как специфически организованный вариант системного анализа; Мультимодальный подход Оудсхоорна как схема выдвижения многомерных гипотез. Психопрофилактика Мейхенбаума на основе интеграции когнитивного и поведенческого подходов. Позновательно-обучающий подход Махони. Когнитивно-аналитическая позиция Риле
Тема 5. Психосоматическое взаимоотношение и проблема здоровья с позиции гуманистической психологии. Проблема здоровья в гуманистической психологии. Свободный выбор как движение к ждоровью по Э.Фромму. Самоактуализация и здоровье по А.Маслоу. Смысл жизни как атрибут здоровья В.Франкла. Биоэнергетический анализ Лоуэна
Тема 6. Физиологические и психологические механизмы психосоматического взаимодействия. Неспецифические теории. Соматическая конституция Гиппократа и галена; Влияние конституции на возникновение заболевания по Э.Кречмеру; Вегетативня дистония Х.Эпингер, Л.Хесс; Реакция «борьбы» и «бегства» У.Кеннона; Концепция нервизма И.П.Павлова; Кортико-висцеральная теория Быкова – Курцина.

Тема 7. Внутренняя картина болезни. Понятие о внутренней картине здоровья. Понятие внутренней картины болезни. Уровни внутренней картины болезни. Переживание болезни во времени. Возрастные особенности внутренней картины болезни. Внутренняя картина болезни у детей. Внутренняя картина болезни у пожилых людей. Виды и критерии здоровья. Основные характеристики здоровых людей. Обучение здоровому образу жизни.

Тема 8. Типы реакций личности на заболевание. Роль личности в развитии типа реакции на заболевание. Типы реакции на болезнь. Компоненты личностного реагирования. Типы реагирования: психологический и патологический. Классификация типов реакции на болезнь. Типы реакций в зависимости от типа личности. Факторы, влияющие на отношение к болезни. Переживание болезни во времени. Больной и семья, переживание болезни в семье, этапы изменения взаимоотношения в семье.


Тема 9. Качество жизни пациента. Понятие «качество жизни пациента» в психосоматической медицине. Многоуровневый принцип построения специализированных опросников.

2.3. Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

Студентам для самостоятельного изучения предлагаются следующие вопросы:



  1. Психофизическая, психофизиологическая проблема (древность, средневековье, 18-19 века, 21 век, первые научные практические исследования, монографии).

  2. Культурно-исторические подход в психосоматике. (методологические предпосылки культурно-исторического подхода в психосоматике, основные принципы психологии телесности, психосоматическое развитие ребенка).

  3. Психосоматические феномены в структуре магических обрядов и ритуалов (этнокультурные особенности, лечебной магии, современные формы «психосоматической мифологии» :порча и целительство, экстрасенсорное и биоэнергетическое воздействие и т.д.).

  4. Феноменологический подход к телесности (телесный опыт как предмет философского анализа; герменевтическая модель в медицине).

  5. Психосоматическое единство в функционировании человека.



2.4. Примерная тематика рефератов, курсовых работ



Идея целостного подхода к больному в медицине.



Поведение типа А и Б: психологический аспект изучения.



Психоаналитический подход в психосоматике. Критическая оценка этого подхода.



Динамика внутренней картины болезни в процессе лечения.



Гипотеза психосоматической специфичности.



Проблема ятрогений. Психологические последствия ятрогений.



Концепция профилей личности в психосоматике.



Роль эмоций в возникновении психосоматических заболеваний. Экспериментальные факты, клинические наблюдения.



Феномены совладания в психосоматике.

10.

Клинико-психологические аспекты проблемы стресса.

11.

Cтpecc и психосоматические расстройства.

12.

Основные направления в изучении психосоматической проблемы в России и за рубежом.

13.

Изучение внутренней картины болезни. Внутренняя картина болезни как сложный психосоматический феномен. Возрастная динамика внутренней картины болезни.

14.

Особенности социальной ситуации развития у больных с хроническими соматическими заболеваниями (на примере хронической почечной недостаточности).

15.

Психологические модели симптомообразования.

16.

Патопсихологические аспекты работы с соматическими больными.

17.

Психосоматический феномен и психосоматический симптом: возможности их дифференциации.

18.

Нарушения познавательной деятельности у больных с хроническими соматическими заболеваниями.

19.

Алекситимия как психологическая проблема.

20.

Проблема симптомогенеза в истории психосоматики.

21.

Проблема психосоматического дизонтогенеза.

22.

Изучение социальной ситуации развития при соматических заболеваниях.

23.

Проблема классификации психосоматических расстройств.

24.

Факторы, влияющие на психосоматическое развитие ребенка.

25.

Проблема психосоматического симптомогенеза в концепциях М.Шура, А.Митчерлиха.

26.

Теория кортико-висцеральной патологии: основные положения.

27.

Концепция ролевого конфликта Морено

28.

Психосоматическая медицина Аммона



2.5. Перечень вопросов к экзамену (зачету) по всему курсу

  1. Современные представления о соотношении психического и физиологического;

  2. Взаимосвязь мозга и психики, психофизиологическая проблема;

  3. Психофизиологический параллелизм;

  4. Диалектическая причинно-следственная связь мозга и психики.

  5. Теоретические основы психосоматической медицины

  6. Психосоматическая наука в различные исторические периоды;

  7. Отечественные и зарубежные исследования в психосоматической науке;

  8. Современное состояние психосоматической науки

  9. Тип взаимосвязи психики и соматики; Классификации;

  10. Конверсионная модель З. Фрейда;

  11. Модель вегетативного невроза и теория векторов Ф.Александера;

  12. Модель двухэшелонной линии обороны Митчерлиха;

  13. Психосоматический симптом как результат нарушения объектных отношений (М.Кляйн, Р.Ферберн, Д.Винникот, Кернберг);

  14. Эго-психология Кохута; Концепция десоматизации Шура;

  15. Теория переживания потери объекта (Энгель, Шмале);

  16. Алекситимия;

  17. Теория ролевого конфликта Дж.Морено;

  18. Концепция социальной энергии Г. Аммона.

  19. Аберрации мышления по Беку;

  20. Тип зрелого и незрелого мышления по Пиаже;

  21. Рациональная терапия Дюбуа, Дежерин;

  22. Мультимодальный профиль Лазаруса как специфически организованный вариант системного анализа;

  23. Мультимодальный подход Оудсхоорна как схема выдвижения многомерных гипотез.

  24. Психопрофилактика Мейхенбаума на основе интеграции когнитивного и поведенческого подходов.

  25. Позновательно-обучающий подход Махони.

  26. Когнитивно-аналитическая позиция Риле

  27. Проблема здоровья в гуманистической психологии.

  28. Свободный выбор как движение к ждоровью по Э.Фромму.

  29. Самоактуализация и здоровье по А.Маслоу.

  30. Смысл жизни как атрибут здоровья В.Франкла.

  31. Биоэнергетический анализ Лоуэна

  32. Соматическая конституция Гиппократа и галена;

  33. Влияние конституции на возникновение заболевания по Э.Кречмеру;

  34. Вегетативня дистония Х.Эпингер, Л.Хесс;

  35. Реакция «борьбы» и «бегства» У.Кеннона;

  36. Концепция нервизма И.П.Павлова;

  37. Кортико-висцеральная теория Быкова – Курцина;

  38. Понятие внутренней картины болезни. Уровни внутренней картины болезни.

  39. Переживание болезни во времени.

  40. Возрастные особенности внутренней картины болезни.

  41. Внутренняя картина болезни у детей. Внутренняя картина болезни у пожилых людей.

  42. Виды и критерии здоровья. Основные характеристики здоровых людей. Обучение здоровому образу жизни.

  43. Роль личности в развитии типа реакции на заболевание.

  44. Типы реакции на болезнь.

  45. Компоненты личностного реагирования.

  46. Типы реагирования: психологический и патологический. Классификация типов реакции на болезнь.

  47. Типы реакций в зависимости от типа личности. Факторы, влияющие на отношение к болезни. Переживание болезни во времени.

  48. Больной и семья, переживание болезни в семье, этапы изменения взаимоотношения в семье.

  49. Понятие «качество жизни пациента» в психосоматической медицине.

  50. Многоуровневый принцип построения специализированных опросников.



III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ

по специальности 020400 «Психология» (030301 по ОКСО)



№ п.п.

Наименование разделов и курсов тем

Всего часов

Аудиторные занятия в том числе

Самост. работа

лекции

семинары

  1. Введение.













1.1.

1.1. Современные представления о соотношении психического и физиологического.




2

1

4

1.2.

1.2. Классификации.




2

1

3

  1. Теоретические основы психосоматической науки.













2.1.

2.1 Психоаналитическое направление.




2

1

3

2.2.

2.2.Психосоматический симптом как результат интроекции дисфункциональных базисных схем. Когнитивные теории.




2

1

3

2.3.

2.3. Психосоматическое взаимоотношение и проблема здоровья с позиции гуманистической психологии.




2

1

3

2.4.

2.4. Физиологические и психологические механизмы психосоматического взаимодействия. Неспецифические теории.




2

1

3

  1. Частная психосоматика













3.1.

3.1.ВКБ и ВКЗ




2

1

3

3.2.

3.2.Реакция личности на болезнь




2

0,5

3

3.3.

3.3.Качество жизни




2

0,5

1




Всего часов:




18

8

28




ИТОГО

54












РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ

по специальности 020400 «Психология» (бакалавриат 030300 по ОКСО)



№ п.п.

Наименование разделов и курсов тем

Всего часов

Аудиторные занятия в том числе

Самост. работа

лекции

семинары

  1. Введение.













1.1.

1.1. Современные представления о соотношении психического и физиологического.




2

2

4

1.2.

1.2. Классификации.




2

2

4

  1. Теоретические основы психосоматической науки.













2.1.

2.1 Психоаналитическое направление.




2

2

4

2.2.

2.2.Психосоматический симптом как результат интроекции дисфункциональных базисных схем. Когнитивные теории.




2

2

4

2.3.

2.3. Психосоматическое взаимоотношение и проблема здоровья с позиции гуманистической психологии.




2

2

4

2.4.

2.4. Физиологические и психологические механизмы психосоматического взаимодействия. Неспецифические теории.




2

2

4

  1. Частная психосоматика













3.1.

3.1.ВКБ и ВКЗ




2

2

4

3.2.

3.2.Реакция личности на болезнь




2

2

4

3.3.

3.3.Качество жизни




2

2

4




Всего часов:




18

18

36




ИТОГО

72












IV. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Зачет – шестой семестр


V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
5.1. Рекомендуемые источники и литература

(основная и дополнительная)
Основная

  1. Малкина- Пых И.Г. Психосоматика, новейший справочник истории, Эксмо, 2008.-760с.

  2. Пезешкиан Н., Психосоматика и позитивная психотерапия, Институт позитивной психотерапии, 2009.-511с.

  3. Сандамирские М.Е. Психосоматика и телесная психотерапия: Практическое руководство –М: Независимая фирма «Класс», 2005г.- 592с.

  4. Старшенбаум Г.В. психосоматика и психотерапия: Исцеление души и тела. –М.: Изд-во института психотерапии, 2005г.-496с.

  5. СыренскийВ.И., РодинаЕ.А. Психофизиология здоровья. Изд-во:М.:КАРО, 2008г. -192с.

Дополнительная



  1. Антропов Ю.Ф., Шевченко Ю.С. Психосоматические расстройства и патологические привычные действия у детей и подростков. – М.: Изд-во НГМА, 2000.-357с.

  2. Александер Ф. Психосоматическая медицина М.. 2000.-388с.

  3. Бассин Ф.В. Проблема бессознательного. М.: Медицина, 1968, гл.3-213с.

  4. Бессознательное: природа, функции, методы исследования. В 4-х т. / Под ред. А. С. Прагнишвили и др. Тбилиси: Мецниереба, 1978. Т.2.-112с.

  5. Бройтигам В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина. - М., изд-во «ГОЭТАР МЕДИЦИНА», 1999.-405с.

  6. Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. М.: МГУ, 1980.-497с.

  7. Исаев Д.Н. Психосоматические расстройства у детей: Руководство для врачей. СПб:, Питер, 2000, 3 – 500 с.

  8. Исаев Д.Н. Психосоматическая медицина детского возраста. СПб., 1995.-438с.

  9. Карвасарский Б.Д. Медицинская психология. Л., 1982, 139-167 с.

  10. Квасенко А.В., Зубарев Ю.Г. Психология больного. Л.: Медицина, 1980.-174с.

  11. Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. Прага, 1983, 195с.

  12. Лурия Р.А. Внутренняя картина болезни и ятрогенные заболевания. М., 1977-304с.

  13. Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. М., 1987.-187с.

  14. Николаева В.В., Арина Г.А. Принципы синдромного анализа в психологическом изучении телесности. // I Международная конференция памяти А.Р. Лурия. М., 1998.-113с.

  15. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. гл.6, М., 1979.-437с.

  16. Руководство по психотерапии. Под ред. В.Е.Рожнова. Ташкент, 1979, с.24-55, 525-540.

  17. Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1979. 126 с.

  18. Соколова Е.Т., Николаева В.В. “Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях”, М., 1995 г.-213с.

  19. Тхостов А.Ш. Психология телесности. М.: Смысл. 2002.-278с.

  20. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. М., 1990, с.17-27 и 127-142.



5.2. Перечень обучающих, контролирующих компьютерных

программ, диафильмов, кино- и телефильмов, мультимедиа и т.п. (включая УМК)

    1. Аудио-визуальные средства:

Используются таблицы, рисунки, презентации по темам 3;7;8.


    1. Рекомендуемые Интернет-ресурсы



VI. Отметка о рассмотрении
Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры, протокол № 2 от 14.10.2009 г.
Каталог: fac
fac -> Рабочая Программа учебной дисциплины м 01. Научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления
fac -> Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
fac -> Курсовая работа вид студенческой работы, который выполняется практически на каждом курсе высших и средних учебных заведений по назначенной теме, плану и требованиям, указанным в методичках
fac -> Роль информационных технологий в развитии экономики и общества. Проблемы, перспективы, положительные и негативные аспекты информатизации
fac -> Общая характеристика педагогики как науки 3 1 Объект, предмет, задачи педагогики 3 2 Структура педагогической науки 14
fac -> 1. Цель и задачи освоения дисциплины Цель изучения дисциплины
fac -> Печатается по решению ученого совета факультета физической культуры и спорта фгбоу ни иргту
fac -> Общая характеристика специальности 040104 – организация работы с молодежью
fac -> Монографии сотрудников кафедры
fac -> Дипломных и курсовых работ на 2013/2014 учебный год по специальности "Дошкольная педагогика и психология"

Скачать 178,07 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница