Возрастные психологические особенности подростков. Пубертатный период наиболее трудный из всех этапов детского развития. Рассматриваемый этап ещё именуют переходным, поскольку происходит так называемое «превращение» ребёнка во взрослую личность, переход от детскости к зрелости. Такая трансформация затрагивает все стороны бытия подростка, его анатомо-физиологическое формирование, интеллектуальное и морально-нравственное созревание, а также все подвиды деятельности, а именно: игровую, учебную и трудовую.
Считается, что в среднем именно в тринадцатилетнем возрасте подростки начинают напоминать картину глубоких контрастов. У них существует лишь белые и чёрные тона в суждениях и отношении к бытию, что обнаруживается в подростковом максимализме и духе бунтарства.
Психология подростков 13 лет претерпевает резкие трансформации, поскольку знаменуется гормональной перестройкой. Помимо того вчерашние дети начинают отождествлять себя с взрослыми индивидами, имеющими собственные желания, мысли и позицию.
К особенностям эмоционального характера следует отнести:
– повышенную эмоциональность девочек;
– вспыльчивость;
– неуверенность, которую дети всем силами стараются научиться преодолевать;
– эмоциональный всплеск (подростки переживают более яркий спектр эмоций, они чаще нежели взрослые ощущают себя счастливыми либо безмерно несчастными);
– существование одновременно противоположных эмоций (подростки могут одновременно ненавидеть кого-то и любить);
– появляется увлечённость чем-то новым.
Среди особенностей социальной направленности выделяют:
– стремление к независимости от родительской опеки;
– появляется ценность дружбы;
– возникает негативизм и требовательность в отношении учителей, окружающих взрослых лиц и родителей;
– могут появляться кумиры (дети нередко влюбляются в кино-, поп-звезд).
Интеллектуальное развитиеимеет следующие специфики:
– детям ближе делаются воззрения идеалистов;
– им требуется доказательное подтверждение любых мнений, высказанных родителями либо иными взрослыми, в противном случае подростки отвергают их без всяких сожалений;
– отрицают общепринятые взгляды (они скорее примут разительно отличающееся воззрение);
– интенсивно проявляется умение мыслить логически;
– логика формируется наряду с развитием абстрактного мышления, поэтому зачастую взрослые лица видят противоречия в рассуждениях подростков;
– здесь вчерашние дети уже начинают принимать самостоятельные решения, опираясь исключительно на индивидуальную систему ценностей.