Возрастные особенности воспитанников



Скачать 75.49 Kb.
Дата27.04.2016
Размер75.49 Kb.
Возрастные особенности воспитанников

Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения (группы).



Младший возраст (от 3-4 лет)

Таблица №1



Показатели

Содержание

Ведущая деятельность

Партнерская игра со взрослыми, индивидуальная с игрушками.

Познавательная деятельность

Условия успешности

развития ребенка на данном этапе



Развивающая сфера и партнерские отношения со взрослыми.

Объект познания

Окружающие предметы. Их свойство и назначение.

Способ познания

Экспериментирование, конструирование.


Мышление

Наглядно-действенное мышление

Наглядно-образное мышление

Восприятие

Сравнение с образцом, выделяют отличия.

Воображение

Воссоздающее.

(Воспроизводит, что интересно и впечатлило).



Произвольность познавательных процессов

Память и внимание не произвольные.

Личностные особенности

Форма общения

Взрослый выступает как партнер и разговаривает с ребенком (выясняет проблемы) в конкретной ситуации (ребенок не способен обсуждать то, что было «когда-то») (Ситуативно-деловое)

Отношения со сверстниками

Проявление интереса к сверстникам.

Отношения со взрослыми

Источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству; («Я-сам»).

В присутствии взрослого соблюдают три правила.



Эмоции

Взрослый выступает как партнер и разговаривает с ребенком (выясняет проблемы) в конкретной ситуации (ребенок не способен обсуждать то, что было «когда-то») (Ситуативно-деловое).

Речь

Начало формирования связной речи, возникает описательная речь (начинает понимать прилагательные).

Ведущая потребность

В общении, уважении; в признании самостоятельности ребенка.

Новообразования

-Усвоение первичных нравственных норм.

-Появление самооценки.

-Появление элементов партнерского общения.




Младший возраст (от 4-5 лет)

Таблица №2



Показатели

Содержание

Ведущая деятельность

Ролевая игра и игры с правилами

Коллективная игра со сверстниками



Познавательная деятельность

Условия успешности

развития ребенка на данном этапе



Кругозор взрослого и хорошо развитая речь (необходимо поддержать любознательность ребенка)

Объект познания

Окружающие предметы. Причины и следствия их возникновения. (Почемучки).

Способ познания

Рассказы взрослого, экспериментирование.


Мышление

Наглядно-образное мышление


Восприятие

Потребность в сопоставлении предметов с эталонами геометрических форм.


Воображение

Развивается творческое (создание образов).


Произвольность познавательных процессов

Начинает развиваться произвольное запоминание, устойчивость внимания в игре.


Личностные особенности


Форма общения

Взрослый обсуждает с ребенком вопросы, которые находятся за «пределами» конкретной ситуации: о увиденном, прочитанном, сделанном и по поводу того, что не было в непосредственном опыте ребенка.

(Внеситуативно-деловое).



Отношения со сверстниками

Интересен как партнер по сюжетной игре (предпочтения по половому признаку)


Отношения со взрослыми

Источник информации

(«Почемучки»)



Эмоции

Фон настроения становится более ровным, старается контролировать

Речь

Окончание формирования активной речи, учится излагать мысли

Ведущая потребность

Потребность в познавательной активности.

Новообразования

-Контролирующая функция речи.

-Появление элементов творческого воображения в сюжетно-ролевой игре.

-Появление элементов произвольности.

-Появление внеситуативно-личностной формы общения со взрослыми.




Старший возраст (от 5-6 лет)

Таблица №3



Показатели

Содержание

Ведущая деятельность

Ролевая игра и игры с правилами

Собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь




Познавательная деятельность

Условия успешности

развития ребенка на данном этапе



Новые предметы, о которых слышал или видел.

Объект познания

Новые предметы, о которых слышал или видел.

.


Способ познания

Познавательное общение со взрослыми и сверстниками; самостоятельная деятельность, экспериментирование


Мышление

Наглядно-образное мышление

Образно-схематическое мышление

Восприятие

Возрастает осознанное восприятие.

Воображение

Творческое (возрастает целенаправленность воображения ребенка, устойчивость его замыслов – увеличение продолжительности игры на одну тему)

Произвольность познавательных процессов

Развитие целенаправленного запоминания.

Личностные особенности


Форма общения

Внеситуативно-деловое + внеситуативно-личностное (В этот период ребенок особенно стремиться поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками - появляется познавательная мотивация в общении)

Отношения со сверстниками

Углубление интереса как к партнеру по играм, предпочтения в общении

Отношения со взрослыми

Источник информации, собеседник.

Эмоции

Преобладание ровного оптимистического настроения

Речь

Формирование планирующей функции речи (т.е. ребенок учится последовательно логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом) Через планир-ую фун-ю речи идет дальнейшее развитие мышления.

Ведущая потребность

Потребность в общении, в творческой активности

Новообразования

-Предвосхищение результата деятельности.

-Активная планирующая функция речи.

- Внеситуативно-деловая форма общения со сверстником.


Старший возраст (от 6-7 лет)

Таблица №4



Показатели

Содержание

Ведущая деятельность

Ролевая игра и игры с правилами Усложнение игровых замыслов; длительные игровые объединения.

Познавательная деятельность

Условия успешности

развития ребенка на данном этапе



Собственный широкий кругозор, умелость в каком-либо деле.

Объект познания

Причинно-следственные связи между предметами и явлениями.

Способ познания

Познавательное общение со взрослыми и сверстниками; самостоятельная деятельность, экспериментирование.

Мышление

Образно-схематическое мышление.

Словесно-логическое мышление

(слушают и понимают).



Восприятие

Ставит цель, изучает свойства того или иного предмета, сравнивает предметы между собой.

Воображение

Становится произвольным, ребенок сам порождает какие-либо идеи и придумывает (воображает) план ее реализации.

Произвольность познавательных процессов

Выполняет инструкции взрослого, придерживаться игровых правил

(прилагает волевые усилия).



Личностные особенности


Форма общения

Ребенок осознает особенности взаимоотношений между сверстниками и взрослыми и особенности своей личности. В этом возрасте взрослый должен эмоционально поддерживать значимость личности ребенка, его самоценности.

( Внеситуативно-личностное).



Отношения со сверстниками

Собеседник, партнер по деятельности.

Открытие новой соц. позиции – позиции школьника. (Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни).



Отношения со взрослыми

Источник эмоциональной поддержки. Устанавливает правила поведения и регулярно следует 5 правилам

Решает конфликты со сверстниками, пользуясь приемами замещения, убеждения и обсуждения.



Эмоции

Развитие высших чувств: интеллектуальных, моральных, эстетических.

Речь

Развитие внутренней речи

(речь «про себя»).



Ведущая потребность

Общение.

Новообразования

-Внутренний план действий.

-Проявление произвольности всех психических процессов.

-Возникновение соподчинения мотивов.

-Самосознание. Обобщенное и внеситуативное отношение к себе.

-Возникновение первой целостной картины мира.

-Появление учебно-познавательного мотива.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница