Возрастные особенности развития речи детей 2-го и 3-го года жизни. Особенности развития речи 2-го года



Скачать 25.34 Kb.
Дата20.04.2016
Размер25.34 Kb.
Возрастные особенности развития речи детей 2-го и 3-го года жизни.
Особенности развития речи 2-го года жизни.

Развитие речи - одна из важнейших задач психического и личностного развития ребенка. В раннем возрасте темпы речевого развития значительно выше, чем в последующем. К концу 1-го года жизни 8-10 слов, в 2 года 300 - 400 слов, в 3 года - 1000 слов.

Второй год жизни является решающим в развитии речи детей. В этот период совершенствуется понимание речи ребенком, и главное появляется самостоятельная речь. До 1,5 лет главным образом совершенствуется понимание ребенком обращенной к нему речи взрослых. Он быстро усваивает название предметов. Достаточно 2-3 раза показать и назвать предмет, ребенок запоминает новое слово и по просьбе взрослого указывает на этот предмет пальчиком. Это и есть понимание речи. Связь между предметом и словом, его обозначающим, формируется у детей этого возраста быстро, но она может оказаться не прочной.

Например: ребенок хорошо знает предмет (куклу, мишку), но если этот предмет находится среди многих других, он может ошибиться, когда просим принести его. Поэтому, как можно чаще нужно показывать данный предмет среди других и давать точное его название. Ребенок может ошибиться и потому, что у него недостаточно развито слуховое восприятие звуков.

В этом возрасте важно учить ребенка выполнять поручения (принеси, подай, и т.д.), следует помнить, что новые действия малыш выполняет только, если слово сочетается с показом действия. Чем чаще заниматься с ребенком, тем быстрее он начинает понимать слова и раньше сам заговорит. Можно использовать активнее разные режимные моменты: умывание, кормление, одевание, укладывание спать. Здесь очень многое можно показать, назвать.



Например: "Сейчас наденем на головку шапочку, красивую шапочку. Где головка у Сашеньки? Покажи. А где шапочка? Дай мне шапочку, наденем шапочку..." Если ребенок делает это, значит начинает понимать, а может даже произносить какие - то звуки "Да", "На", "Спасибо" и т.д.

На 2-ом году жизни у ребенка появляются элементы общения, т. е. ребенок начинает соотносить слово не только с одним конкретным предметом, а обозначает им уже все предметы данной категории несмотря на имеющиеся у них различия в цвете, величине, форме .



Например: на вопрос " Покажи, где стол? А еще где стол?" - ребенок может показать большой и маленький стол, обеденный, письменный и т.д.

Постепенно ребенок учится выделять в предметах существенные признаки, но в этом ему надо помочь. Показывая ребенку игрушки, предметы, нужно точно называть их, характеризовать их признаки (форму, цвет, величину, материал), действия, и не один раз.



Например: "Эта собачка беленькая, пушистая, маленькая, а эта собачка большая, черная."

Очень хорошо когда у ребенка есть игрушки одного и того же вида, но разные по цвету, величине. Пусть ребенок чаше с ними играет, действует (поднимает, переворачивает, ощупывает, качает), а в это время взрослый называет правильно его действия, признаки предметов. Это поможет ребенку лучше узнать предметы, научиться различать их и со временем точно и правильно называть их.



Итак, во 2-ом полугодии ребенок:

  1. совершенствуется в понимании речи. Он уже может различать возраст и пол окружающих людей (девочка, мальчик, тетя, бабушка и т. д.).

  2. Знает и показывает не только предметы, но и их части, различает размеры (большой - маленький), цвета (красный, синий, желтый, зеленый), знает назначение предметов ( из чашки пьют чай.).

  3. Начинает понимать слова "можно" "нельзя" "не мешай" "помоги". Это очень важно для регуляции поведения ребенка.

  1. понимает и может выполнять несложные поручения из 2-3 действий (сядь на стульчик и посмотри книжку).

  2. может понимать вопросы взрослых и элементарно на них отвечать.

В этот период быстро начинает формироваться речь ребенка. Он усиленно подражает старшим : легкие слова поизносит полностью, в трудных словах -отдельные слоги:

Например: стул - "тул" Не надо подставляться под детскую речь ("Вот ав - ав побежала.», "Я тебе дам ко-ко"), а напротив чаще повторять правильное произношение слова, побуждать ребенка к такому повторению "скажи", " повтори".

К 2-м годам ребенок говорит и может общаться по собственной инициативе к взрослому по самым разнообразным поводам:


  • для того чтобы привлечь внимание взрослых к окружающему.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ 3-ГО ГОДА ЖИЗНИ.

Условно этот период можно назвать " Меня понимают все". Функция речи расширяется, и она становиться не только средством общения ребенка со взрослым, Но и средством его общения с детьми. Резко увеличивается способность подражать, воспроизводить слышимое. Потребности и желания ребенка (получить игрушку, поделиться своими радостями и др.) оформляются словами. Совершенствуются все стороны речи ( очень быстро пополняется словарь, качественно улучшается умение строить предложения и т.д.). Речь становиться средством познания окружающего, продолжает обогащаться ее смысловое содержание. Ребенок уже хорошо понимает все, о чем говорит с ним взрослый, что касается его непосредственного окружения, связано с его переживанием. С ним можно говорить также о его прошлых впечатлениях и о том, что он будет делать, куда пойдет и т.д., то есть начинает формироваться планирующая функция речи.

Планирующая функция речи проявляется именно в практической деятельности (рисовании, конструировании ), и она очень важна для общего умственного развития.

На 3-ем году жизни ребенок может не только слушать, но и понимать литературные произведения, рассказы взрослого, что обогащает его знания и речевой опыт. Все, что ребенок воспринимает, он по своей инициативе начинает отражать в речи. Возникает описательная речь, речь - монолог. Появление ее связано с расширением круга представлений, с ростом самостоятельности ребенка.

Вместе с развитием речи успешно развиваются все психические процессы: мышление, память внимание, воображение. Ребенок начинает устанавливать причинную зависимость отдельных часто повторяющихся явлений, делает примитивные сравнения, умозаключения, пока лишь наглядно-действенного характера (о том, что видит; с чем действует).

Например: Валя на замечание взрослого: "Ешь скорее, а то остынет", он возражает: "творог не остывает". На вопрос "Почему", отвечает: "потому, что он не горячий".

Происходит дальнейшее развитие процессов обобщения, на основе которых формируются понятия. Причем основой являются качества, свойства и функции предметов, животных и людей.

Во второй половине 3-го года жизни, дети начинают задавать много вопросов, что свидетельствует о развитии речи и мышления. В вопросах отражается жажда знаний, стремление к ним. Все, что в какой-либо степени вызывает недоумение или удивление, все не знакомое, не понятное, неизвестное порождает вопросы. Очень важно не ограничивается только ответами на вопросы, а самим задавать вопросы, простые по форме и содержанию.



Например: "Что Катя ест?", "Какая собачка у дяди" и др.

Говорить с ребенком надо простым и понятным для него языком, используя простые слова, короткие фразы, и не утомлять частыми и длительными разговорами, рассказами. Тему для беседы придумывать не надо. Ребенок еще так мало знает, что все для него ново и полно интереса. Многое привлекает его внимание, и так хочется узнать обо всем, что он видит и слышит, что удовлетворить его любопытство очень легко.

Все, что говориться маленькому ребенку, должно быть понятно ему. Но отсюда не следует, что все слова, с которыми мы обращаемся к ребенку, должны быть хорошо ему известны. Время от времени в круг старых, уже усвоенных, нужно вводить 2-3 новых.

Уже со 2-ого года жизни ребенка картинки начинают играть большую роль в его развитии, в обогащении его речи, в расширении кругозора. Русский педагог К.Д. Ушинский писал: "Детская природа требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь 5 неизвестным словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками 20 таких слов - и ребенок усвоит их на лету... Показывание картинок и рассказывания по ним - лучшее средство для сближения с ним. Ничем вы не можете так быстро разрушить стену, отделяющую взрослого от ребенка, как показная и объясняя картинки". Лучше и точнее не скажешь. Хорошо иметь наборы простых, но ярких картинок с четким изображением (человек, животное, дерево, дом и т.д.). Одну и туже картинку можно показывать ребенку много раз, и , если она интересна для него, он будет каждый раз находить в ней что-то новое, привлекательное и постепенно сам с удовольствием станет рассматривать новые картинки . Можно сочинить какой-нибудь не замысловатый рассказ ,краткий и ясный и в тоже время выразительным, достойным подражания. Не важно, что ребёнок будет повторять слова вашего рассказа - это является неизбежной ступенькой на пути к самостоятельному словесному творчеству.

На 3-ем году жизни дети очень любят слушать и быстро запоминают стишки, песенки, потешки, прибаутки. Это также существенный показатель развития их памяти речи, речи образной и эмоциональной.

В этом возрасте формируется описательная развернутая речь детей, речь - монолог. Появление ее связано с расширением круга общения, представлением ребенка с ростом его самостоятельности.



К 3-ем годам ребенок легко и свободно говорит, если все условия первых лет его жизни были благоприятны этому.
Каталог: files
files -> Методические рекомендации «Организация исследовательской деятельности учащихся»
files -> Актуальность исследования
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files -> Программы
files -> Выпускных квалификационных работ


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница