Возрастные особенности проявления страхов



Дата27.05.2016
Размер2.61 Mb.

Детские страхи – это закономерности в развитии психики ребёнка. Развивается эмоциональная сфера, появляется чувство пространства и времени, а также недостаток представлений об окружающем мире, неумение устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, развитое воображение приводят к тому, что появляются страхи. Если сильно большого беспокойства страхи не вызывают дискомфорта, то профессиональной помощи не надо, однако у эмоционально чувствительных детей страхи могут закрепляться и сохраняться.


Возрастные особенности проявления страхов

От рождения до3-х лет


Восемь месяцев – страх незнакомых людей.

После одного года – страх одиночества, иногда страх высоты, страх глубины.

Полтора года – беспокойство при долгом отсутствии матери, из-за шумной обстановке в семье, страх врачей, боли, уколов.

Два года – страх наказания со стороны родителей, страх поездов, транспорта, животных (волка), уколов.

Младший дошкольный возраст


Боязнь сказочных персонажей, уколов, боли, крови, высоты, неожиданных звуков, одиночества, темноты, замкнутого пространства.
Старший дошкольный возраст

Страх смерти, смерти родителей, страх животных, сказочных персонажей, глубины, страшных снов, огня, пожара, нападения, страх войны.
Младший школьный возраст

Страх опоздания в школу, порицания, сделать что-нибудь не так, несчастья (магических представлений).


Всегда старайтесь найти истинную причину детского страха. Причины могут крыться как в возрастных особенностях ребенка, так и в событиях,  происходящих внутри семьи или ближайшем окружении ребенка. Отсутствие должного внимания к причине страха может свести на нет все попытки избавить ребенка от него. Причины страхов могут быть самыми разнообразными: излишняя строгость по отношению к ребенку в семье, внушение страхов взрослыми или сверстниками, испуг, ранняя интеллектуализация ребенка, психотравма (развод родителей, смерть близкого человека, насилие).

В работе со страхами детей нужно учесть, что частенько проблемой оказываются не страхи ребенка, а страхи и Тревожность родителей. Не приходится работать со страхами тем родителям, которые не имеют привычку учить детей боятся и которые не подкрепляют трусливое поведение детей. Самым действенным способом устранения кошмарных снов будет уменьшение дневных страхов у детей, повышение их уверенности в себе, налаживание взаимоотношений в Семье, включая Коррекцию неправильного воспитания и нейтрализацию конфликтов. Активные, бодрые, веселые игры, во время которых детям приходится преодолевать препятствия, залезать на деревья или чердаки, спускаться в подвал или плавать в речке - самым лучшим и естественным образом помогают как предупредить, так и снять у детей страхи перед высотой, темнотой или водой.



Коррекционные методики для преодоления детских страхов:
Страх темноты

Одним из самых простых решение является обеспечение легкого освещения в комнате ребенка. Главное - не использовать для ночного освящения обычных, дневных осветительных приборов. Для этих целей приобретите специальный ночник, который можно будет установить у кровати. Включая свет, когда малыш еще не спит, не рекомендуется его выключать и тогда, когда ребенок заснет. Так как ночью ваше чадо может проснуться и испугаться полного мрака.
Посторонние звуки прятать за музыкой. Когда ребенок не видит, что происходит рядом, он инстинктивно прислушивается – и непременно услышит какие-нибудь скрипы, шорохи или стуки. В качестве альтернативы попробуйте заглушить настораживающие звуки негромкой музыкой. Под нее ребенок должен заснуть быстрее.
Выяснить, чего именно малыш боится. А потом пофантазировать и сформулировать причины того, почему страхи не сбудутся. Можно сказать, что квартиру охраняет добрая фея и ни за что не впустит чудовищ и других страшилок. Конечно же, этот вариант подойдет только для наивных крох самого юного возраста.
Укладывать ребенка спать вместе с любимой игрушкой. При этом игрушка может служить переходным звеном от совместного сна с мамой к самостоятельному сну в своей кроватке. Можно объяснить, что к любимому мишке или зайчику можно прижаться, так же как и к маме и ничего не бояться.
Рисовать страхи. Этот метод подойдет для ребятишек 6-7 лет. А чтобы окончательно избавиться от изображенного страха, можно уничтожить его, порвав или спалив рисунок. Можно также дополнить изображенное малышом, преобразовав в позитивную сторону. Например, дорисовать сторожевых псов, которые будут караулить злодея, или посадить его в темницу. Если через неделю ваш малыш не сможет сказать, что он нарисовал, значит, страх отступил. Нарисуйте вместе этот самый «страшный страх» максимально правдоподобно. Потом позвольте ребенку «поиздеваться» над ним: он может пририсовать «жуткой собаке» смешной клоунский колпак, дурацкую улыбку, ослиные уши. Если ребенку эта идея не нравится, пускай нарисует объект своего страха в самой безопасной ситуации — ту же собаку, но с намордником и на поводке, или, скажем, катающуюся на аттракционах в лунапарке.

Над страхом можно шутить. Хорошо иметь в арсенале пару-тройку острых комментариев про объект его фобии. Можете рассказать пару шуток на эту тему. Кстати, психологи считают, что юмор — это безобидное вытеснение агрессии. Поэтому смеющийся над своим страхом ребенок как бы побеждает его, вступает с ним в сражение и выходит более сильным.

Напишите вместе сказку о том, как ваш ребенок победил страх. Пусть она сначала будет очень грустной, но потом в ней найдется выход: злой волк оказался добрым, хулиганы — слабаками, а Баба-Яга подружилась с ребенком и решила стать его бабушкой.

Позвольте ребенку выплеснуть негативные эмоции. Пусть разорвет фотографию с объектом страха в клочья, шутя побьет подушку, представляя на ее месте какого-нибудь злодея.

Создать уют в спальне. Победить страх засыпать одному поможет создание теплой сказочной атмосферы в детской. Например, можно украсить стену любимыми героями, создать на потолке звездное небо, которое будет светится при выключенном свете.
Беседовать с малышом о его страхах. Согласно утверждениям психологов, обсуждение с ребенком его страхов – залог позитивных результатов, так как чем больше ваше чадо будет говорить о своей боязни, тем быстрее она рассеется. Кроме того, родители могут поделиться своим опытом: рассказать о своих детских страхах и о том, как они с ними справились.
Чаще ласкать и обнимать ребенка. Когда родители гладят и обнимают малыша, он забывает обо всех тревогах. Для того чтобы успокоить встревоженную за день психику перед сном можно почесать ребенку спинку, погладить голову или сделать легкий расслабляющий массаж.
Поить перед сном молоком. Всего несколько глотков теплого молока на ночь действуют на детей как снотворное. А если добавить к молоку немного меда, успокаивающее и расслабляющее действие усилится.
Проводить время на свежем воздухе и играть в подвижные игры. В борьбе со страхами задача родителей - прикладывать максимум усилий, чтобы ребенок проводил как можно больше времени на свежем воздухе, и каждый его день был насыщен яркими впечатлениями, интересными делами и увлекательными играми. Проблем со сном в этом случае точно не будет. Однако важно не перестараться, чтобы не перегрузить малыша, так как он может перевозбудиться, возникнут сложности с засыпанием и страхи вернутся вновь.
Смотреть только полезные мультфильмы и телепередачи. Так как дети очень ярко воспринимают все то, что видят, роль мультфильмов в победе над страхами очень велика. Полезны мультфильмы, которые несут в себе позитив, и даже потусторонние существа изображаются добрыми и веселыми. Дети любят представлять себя героями мультфильмов, и если малыш станет на время тем, кого раньше сам боялся, то точно забудет о своем страхе.
Таким образом, способов побороть боязнь темноты очень много. Главное подобрать несколько наиболее подходящих для своего малыша, и вместе с ним преодолевать все трудности, подбадривая и заверяя в своей любви.

Проигрывайте страхи. Игра для ребенка является наиболее адекватным способом выражения чувств, познания мира, отношений между людьми. Игра является самой привычной деятельностью для ребенка и несет много информации для наблюдательного взрослого.
Игра терапевтична сама по себе, в игре ребенок может стать хозяином положения, устанавливать свои правила, он властелин в этом мире, а значит сильнейший. Играя, ребенок в условном, символическом смысле переживает травмирующие жизненные обстоятельства, происходит их эмоциональное отреагирование и снижается напряжение. Если у ребенка есть возможность поиграть, он становится сам себе психотерапевтом.

Одной из самых простых, но в то же время эффективных игр, является игра в прятки. Она помогает избавиться от страха темноты, одиночества, замкнутого пространства. Максимальный эффект от игры достигается, если играть в темноте.

Игра в «Тоннель». Создаются тоннели, их можно сделать из стульев и одеял, и дети по-очереди пытаются их преодолеть. Используется при боязни замкнутого пространства.

игра «Коридор», дети и взрослые образуют как – бы коридор, изображая сидящих на цепи собак. Задача ребенка быстро пробежать по коридору, пока собаки «спят». Помогает преодолеть страх перед животными. Перед внезапным нападением.



А теперь о конкретных страхах и путях их преодоления.

Страх животных или крупных насекомых. Эффективным будет метод постепенного привыкания. Начать нужно с картинок, на которых изображено животное, которого ребенок боится. Затем, когда картинка уже не кажется очень пугающей, можно начинать читать сказки об этом животном. Если ребенок хорошо к этому относится и не боится, то следующий этап – мягкая игрушка, например щенок, в случае если ребенок боится собак. И наконец, если это возможно, знакомство с реальным щенком. Важно не спешить, если игра вызывает у ребенка негативные эмоции, надо на время отказаться от нее. Можно обращаться к приметам

  • Найти паука на платье - к прибыли

  • Муравьи в доме - к счастью

  • Тараканы в доме – к богатству и т.д.

Покупайте книжки-раскраски с мультяшными насекомыми.

Читайте сказки, стихи, рассматривайте энциклопедии.



Страх врачей. Преодоление страха можно начать с чтения сказки о докторе Айболите и обсуждения этой сказки. Затем игра, где взрослый становится пациентом, а ребенок врачом, потом меняются местами. Очень важно никогда не пугать ребенка врачами и больницей. Перед посещением врача, особенно, если предстоят болезненные процедуры, не стоит врать, что будет не больно, лучше честно объяснить ему необходимость процедуры, проиграть ее. В противном случае, кроме испуга и боли ребенок испытает разочарование от обмана.

Кошмарные сновидения и связанный с этим страх засыпания. Для преодоления этого страха необходимо ограничить просмотр телевизора, тщательно отбирать сказки, которые вы читаете малышу, в них не должно быть страшных сцен. Также вы можете предложить ребенку нарисовать, то, что ему приснилось, а потом сжечь этот рисунок.

Боязнь чудовищ, привидений, монстров. Прежде всего – игротерапия. Попробуйте подружиться с источником страха. Помните мультфильм «Крошка Енот»? не пытайтесь воевать с ним, это только усилит напряжение ребенка. В крайнем случае можно использовать «Волшебный спрей» (флакон с распылителем термальной воды, на который вы приклеиваете бумажку с соответствующей надписью). Научите ребенка САМОГО «пшикать» на окно (страшная сова), под кровать (привидение, Баба-Яга) и т.д. используйте также рисование, чтобы выявить страх и справиться с ним.
Страхи – это определенный этап в жизни вашего ребенка, в них, нет ничего патологического, если они не носят затяжной характер и не мешают ребенку взрослеть и адаптироваться к жизни. В большинстве случаев все, что нужно вашему ребенку, чтобы страхи остались позади,- это ваше внимание и ваша любовь.
Несколько советов родителям:

  1. Не пугайте ребенка.

  2. Не стыдите и не наказывайте ребенка за его страх. Его страх – это не каприз и не прихоть. Бесполезно советовать «взять себя в руки и перестать бояться» или не бояться потому, что «боятся только девчонки».

  3. Не оставляйте ребенка одного, если обстановка ему не знакома или в ней возможно внезапное появление травмирующего фактора, например собаки.

  4. Удовлетворяйте любопытство ребенка. Иногда родителей очень утомляют бесконечные «Почему?» и «Что это?», но чем больше непонятного, тем больше страхов. Если ребенок не получает ответ на свой вопрос, он может его придумать, и его фантазия может быть пугающей. В то же время информация должна соответствовать возрасту ребенка. Не быть для него непосильной. Нет необходимости акцентировать его внимание на пожарах, стихийных бедствиях, смерти и т.д.

  5. Признавайте право ребенка на страх и проявляйте сочувствие к нему, не опасаясь того, что это усилит его страх. Ребенок должен чувствовать, что вы понимаете и не осуждаете его.

  6. Дети очень чувствительны к эмоциональному состоянию мамы и других близких. Ваше раздражение, напряжение, беспокойство легко передается малышу. Даже если причины вашего беспокойства связаны, например, с работой, ребенок просто «считает» эту эмоцию и тоже начнет беспокоиться.

  7. Следите за своей речью, за тем, что вы говорите в присутствии ребенка. Многие слова взрослых дети понимают буквально, это связано с особенностями детской психики. Например, девочка четырех лет услышала слова бабушки, которая разговаривала по телефону: «В этом году муравьи на даче просто с ума сошли, пожирают все, что попадается на их пути». У девочки появился панический страх муравьев.

  8. Избегайте переноса на ребенка своих страхов и переживаний. Много детских страхов возникает по вине взрослых. Страхами, как и вирусами, можно заразиться от людей, с которыми общаешься очень близко. Как показывает практика психологического консультирования, у детей часто бывают страхи их родителей (страхи, которые у родителей были в детстве и те, которые существуют в настоящий момент). Чаще всего это страхи животных, одиночества, детского сада. Будьте критичны к собственному состоянию и собственным страхам, чтобы оградить детей от переноса на них своих переживаний. Если вы сможете отделять свои чувства от чувств ребенка, этим вы облегчите жизнь и себе и ему.

  9. Ребенок должен достаточно (по возрасту) ориентироваться в окружающем его мире.  Неведение, низкий уровень ориентации ребенка в окружающем его мире провоцируют многие страхи. С другой стороны, излишняя информация (фильмы, художественные произведения), которую ребенок еще не в силах понять также может стимулировать возникновение страхов.

  10. Не стремитесь к ранней интеллектуальной нагрузке ребенка, игнорирующей возрастные нормы восприятия и переработки информации (раннее чтение, письмо, математика): перегрузка, ситуация неуспеха ослабляет психологическую устойчивость и добавляет новые страхи.

  11. Обратите особое внимание на развитие самостоятельности ребенка, она впрямую связана с уверенностью ребенка в себе и помогает бороться с робостью и тревожностью.

  12. Не допускайте слишком большого напряжения внутрисемейных событий, не увлекайтесь порицаниями на повышенных тонах – это усиливает тревожность ребенка.


Микляева А.В. Румянцева П.В. Нам не страшен серый волк. Книга для родителей , которые хотят помочь своим детям избавиться от страхов. СПб.: Речь; М.: Сфера,2008.-202 с.
Каталог: DswMedia
DswMedia -> Управление по делам образования администрации троицкого муниципального района
DswMedia -> Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках и за пределами урока
DswMedia -> Исследовательская деятельность учащихся по биологии в системе дополнительного образования как один из способов формирования ууд
DswMedia -> Анализ работы социальных педагогов мбоу сош №13 г. Новопавловска за 2012-2013 учебный год
DswMedia -> Проблема девиации в отечественных источниках девиантное поведение
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования
DswMedia -> Заседания педагогического совета
DswMedia -> Материал подготовила педагог-психолог гбоу цпмсс кочубей Татьяна Валентиновна Психологические особенности личности одаренных детей как важный элемент выявления и сопровождения этих учащихся


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница