Возрастные особенности подростков



Скачать 46.37 Kb.
Дата06.03.2016
Размер46.37 Kb.
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ
Подростки — дети от десяти до четырнадцати лет. Среди них различают три возрастные группы: 10—11 лет — младшие подрост­ки; 12-^13 лет — подростки (в узком значении слова); 14 лет — старшие подростки.

Типичные черты подростков наиболее ярко выражены в возрасте 12—13 лет. В 10—11 и в 14 лет эти черты в значительной степени размыты — в первом случае многое сохраняется от млад­шего школьного возраста, во втором — приходит от юношеского.

В подростковом возрасте в целом (он совпадает с обучением в 4—8-х классах средней школы) происходит дальнейшее формиро­вание представлений о природе, обществе, человеке, постижение основ миропонимания, норм морали, художественных ценностей, обеспечивающих общекультурное развитие личности. Для этого воз­раста характерны активные поиски сферы приложения природных дарований личности (посещение кружков, студий, факультативов). Дифференцируется содержание образования, обусловленное про­фессиональной ориентацией и личностными интересами. Расширя­ется диапазон видов деятельности, увлечений. Усиливается стремле­ние выразить себя.

Переход от детства к юности, каким является подростковый возраст,— важнейший период становления личности. Во все времена этот возраст, возраст самоутверждения, мучительных вопросов, считался трудным. Н. К. Крупская назвала его «самым мятущимся, самым критическим, самым неуравновешенным»,

«Что-то разладилось в моей душе. Ссорюсь с подругами, ссорюсь с мамой. Бабушка говорит, что это пройдет. Она посоветовала мне больше читать. Но мне кажется, она не права. Книги — книгами, а жизнь жизнью, ведь правда?» — пишет семиклассница в редакцию газеты. Разлад с самим собой и окружающими, сомнение в непреложных истинах, конфликтность поведения, состояние бунта и протеста — отличительная черта подростка. В фильме «Чучело», снятом по одноименной повести В. Железникова, Ролан Быков наглядно показал, сколь драматичен этот возраст, сколько обид и разочарований он таит в себе, как затруднено в этот период общение со взрослыми и в то же время как оно желанно и необходимо.

В своей работе «Рождение гражданина» В. Сухомлинский обратил внимание на ряд типичных противоречий подросткового возраста. Вот некоторые из них. С одной стороны, неприми­римость к злу, неправде, готовность вступить в борьбу за истину. С другой — неумение разобраться в сложных явлениях жизни. Подросток хочет быть хорошим, стремится к идеалу и в то же вре­мя не любит, чтобы его воспитывали, не терпит «оголенности» идей. Желание самоутвердиться — и неумение сделать это. Острая необходимость в совете — и в то же время нежелание обратиться к старшему. Противоречие между разнообразием желаний и огра­ниченностью сил, опыта, возможностей для их осуществления. Романтическая восторженность — и грубые выходки. Моральный максимализм — и нравственный нигилизм. Восхищение красо­той — и ироническое отношение к прекрасному. Противоречия подросткового возраста нашли воплощение в таких художествен­ных образах, как Дубравка Р. Погодина, Таня — Р. Фраермана, Тягунов В. Тендрякова.

В каждом из противоречий подросткового возраста есть и хо­рошее и плохое. Библиотекарю надо научиться умело их разре­шать. Взять, например, стремление подростка к идеалу и неприятие при этом любых попыток взрослых поучать. Это противоречие заставляет талантливого библиотекаря искать пути не прямого, а опосредованного влияния на подростка. Пропаганду лучших книг о сильной, мужественной личности, которая могла бы стать при­мером для подростка, повлиять на его самосознание, библиоте­карь осуществляет через сверстников — лидеров чтения, через от­зывы других читателей, использует игровые приемы, включает подростка в совместную с библиотекарем деятельность. Лучшим воспитателем в этот период становится художественная литера­тура. Именно она помогает без назидания разобраться читате­лю в своей душе, через противоречивый внутренний мир других людей осознать свой собственный.

Показательно в этом плане признание Е. Богата о влиянии на него в 12-летнем возрасте романа Лермонтова «Герой нашего времени»: «Помню мое первое ощущение: как интересен и как сложен человек. После Печорина я стал иначе всматриваться во всех окружающих людей. Мне открылось третье, может быть,

даже четвертое измерение в человеке, то есть я понял, что человек неоднозначен, что он может смеяться, а на самом деле у него печаль на сердце, что он может шутить и в то же время решать в уме какую-то серьезную задачу, от которой зависит судьба. Для взрослых людей все это само собой разумеется. Но тогда, в 12 лет, для меня это было откровением...» Особенно велико значение в становлении личности подростка книг о сверстниках: произведения А. Лиханова, А. Алексина, В. Крапивина, Ю. Ива­нова, Р. Погодина и др. Это осознают и сами читатели. Вот что пишет семиклассница в Дом детской книги: «Мне очень нравит­ся с помощью книг узнавать характеры людей. Ведь в каждом человеке есть что-то таинственное, загадочное, скрытое в глубине его души. И все эти тайны, загадки приходится постигать нелегким путем».

В 12-13-летнем возрасте значительно активизируется про­цесс самовоспитания. Происходит интенсивный поиск друга, фор­мирование товарищеских групп по интересам. Для этого возраста характерен процесс так называемой половой идентификации — осознание подростком своей принадлежности к мужскому или женскому роду и соответствующих социальных ролей. К 14 годам девочки по своему физиологическому и психическому развитию значительно опережают мальчиков. Начинает разрушаться психологический барьер между девочками и мальчиками, который был свойствен и предыдущим этапам развития (10—13 лет). Возникает их интерес друг к другу. Расширяется сфера сексуаль­ных переживаний. У мальчиков в этом возрасте проявляется ярко выраженное стремление овладеть «мужскими» чертами (быть сильным, ловким, смелым и т. п.).

Учебная деятельность, как правило, перестает быть всепогло­щающей, хотя и остается основной. Как правило, наибольшее значение приобретает общение со сверстниками. Меняются инте­ресы и увлечения.

Старших подростков интересуют все сферы жизни и взаимо­отношений людей. В оценке людей им часто свойственна катего­ричность. Подросток настойчиво стремится к самостоятельности, избегает вмешательства в свои дела, активно отстаивает свои взгляды и убеждения.

У учащихся 7—8-х классов возникает потребность видеть себя не только в настоящем, но и в будущем. Этим обусловлен интерес к профессиям. Однако говорить о своей будущей профес­сии подростки не любят.

В подростковом возрасте усиливается тяга к сверстникам, активизируются межличностные отношения. Очень заметной ста­новится ориентация на мнение сверстников, их авторитет, в том числе и в вопросах чтения, выбора и оценки книг.



Одной из главных причин сближения с товарищами подрост­ки считают возможность взаимопонимания. Другая причина —большая по сравнению со взрослыми демократичность отношений, возможность не только выслушать товарищей, но и поспорить с ними. Для подростка открывается возможность самопроявле­ния, раскованного разговора о самом личном. Так создаются пред­посылки для создания неформальных объединений. Эти особен­ности возраста должны быть учтены в работе с читателями-подростками. На основе межличностного общения подростков должны строиться межчитательские связи, вся методика руковод­ства их чтением.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница