Возрастные и половые различия в понимании и переживании террористической угрозы военными и гражданскими людьми



Скачать 442.87 Kb.
страница1/3
Дата24.04.2016
Размер442.87 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3


На правах рукописи
_________________

ТУРОК Елена Михайловна

ВОЗРАСТНЫЕ И ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ПОНИМАНИИ И

ПЕРЕЖИВАНИИ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ УГРОЗЫ ВОЕННЫМИ И ГРАЖДАНСКИМИ ЛЮДЬМИ

Специальность 19.00.13 – «Психология развития, акмеология»

(психологические науки)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук

Москва – 2011

Работа выполнена на кафедре общей и социальной психологии Смоленского гуманитарного университета




Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор

Знаков Виктор Владимирович
Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор

Леонтьев Дмитрий Алексеевич
кандидат психологических наук

Быховец Юлия Васильевна

Ведущая организация: Учреждение Российской академии образования

«Психологический институт РАО»

Защита состоится « 22» сентября 2011 г. в __12.00__ час. на заседании диссертационного совета Д 002.016.03 при Учреждении Российской академии наук Институте психологии РАН по адресу: 129366, Москва, ул. Ярославская, д.13, корп.1.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Учреждения Российской академии наук Института психологии РАН.

Автореферат разослан «__»________ 2011 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат психологических наук Е.А. Никитина


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования обусловлена ростом террористической активности в современном мире, многочисленностью жертв террористов и огромным материальным и психологическим ущербом, наносимым терроризмом. Терроризм в том или ином виде существовал во все времена, различались лишь формы его проявления, которые наряду с культурно-историческими, экономическими факторами определялись также символическим смыслом и реакциями общества на террористическую угрозу. Психологические подходы к изучению явления терроризма разрабатываются в рамках социальной, юридической, нравственной, экологической психологии, психологии личности, психопатологии (Васильев, 1995; Еникеев, 1995; Медведев, 2004; Решетников, 2004; Цыцарев, 2004). Психологические механизмы реализации, структура террористической деятельности, особенности личности террористов, посттравматические личностные изменения у гражданских лиц, переживших угрозу жизни, бывших заложников, роль средств массовой информации в рамках проблемы современного международного терроризма, а также возможные способы борьбы с террором широко представлены в работах отечественных авторов (Ениколопов, 1990; Марков, 1995; Соснин,1995; Антонян, 1998; Ахмедов, 2001; Ольшанский, 1991, 1995, 2002; Нуркова, 2003; Кара-Мурза, 2001; Шкуратов, 2002; Тарабрина, Быховец, 2007, 2010; Знаков, 2010).

В перечисленных работах рассматривается взаимосвязь личностных особенностей с восприятием и переживанием терроризма и террористической угрозы. Показано, что наиболее острый и глубокий характер переживания террористической угрозы (ТУ) наблюдается у детей, подростков и юношей (Быховец, 2007). Также для понимания терроризма и ТУ важным является факт восприятия террористов как «чужих», врагов, которых нужно уничтожать. В свою очередь исследования, посвященные изучению категории Врага, показали, что с переходом на этап зрелости увеличивается количество лиц, которые относят других к категории Врага, по сравнению с этапами юности и молодости (Тулинова, 2005).

На сегодняшний день средний возраст тех, кто вступает в террористические организации, по данным социологических исследований, составляет примерно 26 лет. Однако вследствие влияния ряда факторов, в том числе СМИ (Интернета), которые апеллируют к более молодым людям, средний  возраст   террористов  на сегодняшний день снижается.

Сказанное выше делает особо актуальной задачей психологии исследование особенностей понимания и переживания террористической угрозы в разных возрастных группах населения. Настоящая работа является весьма важной с точки зрения психологии развития ещё и потому, что для людей разных возрастных групп, находящихся в ситуациях совершенных террористических актов или в зоне повышенной ТУ, необходимо разрабатывать различные обучающие программы, профилактические мероприятия и тренинговые занятия, учитывающие специфические особенности возраста.

Перед психологами всё чаще встает вопрос о взаимосвязи половых, возрастных и личностных особенностей поведением, сознанием и пониманием человеком ситуации ТУ. Однако в настоящее время практически отсутствуют исследования, в которых анализировались бы психологические аспекты понимания ситуаций ТУ рядовыми гражданами. Личностные свойства, опосредующие характер понимания, на данный момент изучены явно недостаточно.

Потребность в понимании имеется у каждого человека и направлена на понимание разнообразных явлений общественной и культурной жизни, окружающих людей, их поступков, мотивов, ситуаций общения, а также себя самого. В соответствии с основными положениями психологии субъекта (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова, А.В. Брушлинский), подлинный субъект жизни постоянно стремится к пониманию места и роли того или иного объекта или явления в собственной жизни. Причем характер процесса понимания определяется не только спецификой объекта понимания, но и индивидуальными особенностями понимающего субъекта. Из выше сказанного можно предположить, что понимание и переживание ситуаций террористической угрозы связаны с психологическими особенностями личности.

Одной из таких значимых личностных особенностей выступает осмысленность жизни субъекта. Понятие "смысл жизни" обозначает стержневую динамическую смысловую систему, определяющую общую направленность жизни субъекта во всех её аспектах. «Жизненный смысл есть объективная характеристика места и роли объектов, явлений и событий действительности и действий субъекта в контексте его жизни» (Леонтьев, 2003, с. 113). Человек строит свои смыслы в соответствии со своим жизненным миром, но он способен и творить свой жизненный мир, опираясь на ресурсы своей субъективности.

Цель исследования: выявление различий в понимании и переживании террористической угрозы гражданскими людьми и военнослужащими, выезжающими в места повышенной угрозы терактов.

Объект исследования: понимание и переживание людьми террористической угрозы.

Предмет исследования: понимание и переживание террористической угрозы людьми, отличающимися по половым, возрастным, профессиональным и личностным характеристикам.

Гипотезы исследования:

1. Существуют различия в понимании и переживании террористической угрозы военными и гражданскими людьми, связанные со спецификой профессиональной деятельности.

2. Понимание и интенсивность переживания террористической угрозы различаются у людей женского и мужского пола.

3. Понимание и переживание террористической угрозы различаются у разных возрастных групп населения.

4. Субъекты с высокими значениями личностной тревожности иначе понимают и в большей степени переживают угрозу терактов, чем субъекты с низкими значениями тревожности.

5. Люди с высоким уровнем макиавеллизма чаще понимают неизбежность террористической угрозы (осознают неизбежность и закономерность терактов в современном мире), с низким – отвергают утверждение, что теракт представляет неотъемлемую часть современного мира.

6. Понимание и переживание террористической угрозы различаются у людей с высокой и низкой способностью к контролю ситуации.

Задачи исследования:

Теоретическая задача:

Проанализировать специфику интерпретации субъектом теракта как один из возможных способов понимания ненормативных, критических ситуаций человеческого бытия.



Эмпирические задачи:

1. Определить различия в понимании и переживании террористической угрозы гражданскими испытуемыми и сотрудниками системы исполнения наказания.

2. Исследовать индивидуально-психологические различия в понимании и переживании людьми террористической угрозы;

3. Определить, какие черты личности характеризуют испытуемых, понимающих террористическую угрозу и теракты как неизбежные явления современного мира и людей, несогласных с неизбежностью терактов в современном мире;

4. Исследовать семантические основания понимания террористической угрозы: что именно испытуемые понимают под угрозой террористического акта, как оценивают совершающих теракты людей, считают ли, что в современном мире теракты неизбежны, и часто ли задумываются над тем, как избежать участи жертвы.

5. Выявить взаимосвязь показателя переживания террористической угрозы с уровнем осмысленности жизни и способностью контролировать ситуацию.



Теоретической основой работы выступили положения субъектно-деятельностного подхода, разработанного в трудах С.Л. Рубинштейна, К.А. Абульхановой-Славской, А.В. Брушлинского и их последователей; психологии человеческого бытия (В.В. Знаков, 2000-2010); психологии развития (Е.А. Сергиенко и др.), а также фундаментальные положения психологии понимания.

Кроме того, в исследовании мы опирались на теоретико-эмпирические данные, полученные при изучении: 1) механизмов управления страхом смерти (J. Greenberg, T. Pyszczynski, S. Solomon); 2) закономерностей трансформации опыта субъекта, ведущих к снижению достоверности результатов автобиографической информации (Д.М. Бернштейн, Э.Ф. Лофтус, В.В. Нуркова); 3) связи между возрастными, половыми и личностными характеристиками переживания террористической угрозы жителями разных регионов РФ (Ю.В. Быховец, Н.В. Тарабрина); 4) проблемы понимания суицидального терроризма в работах зарубежных исследователей (А. Apter , М. Grimland, А. Kerkhof, М. Moghaddam).



Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотез были использованы следующие методики диагностики личностных особенностей испытуемых: опросник переживания террористической угрозы (ОПТУ) (Ю.В. Быховец, 2007; Ю.В. Быховец, Н.В. Тарабрина, 2010); опросник смысложизненных ориентаций (СЖО) (Д.А. Леонтьев, 2000); методика исследования макиавеллизма личности (В.В. Знаков, 2001); шкала базисных убеждений (ШБУ) (М.А. Падун, Н.В. Тарабрина, 2004); шкала самооценки уровня личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера (в адаптации Ю.Л. Ханина).

С целью выявления конструктов, составляющих семантическое поле понимания испытуемыми понятия «террористическая угроза» использовались ассоциативные представления, в частности, метод незаконченных предложений. Участникам экспериментов предлагалось по три раза продолжить незаконченные предложения: 1) Террористический акт – это …, 2) Люди понимают террористическую угрозу …, 3) Теракты совершают люди… . Ответы испытуемых на незаконченные предложения послужили основой для проведения контент-анализа и выделения структурного, интерпретационного и оценочно-динамического компонентов понимания людьми ТУ.

На заключительном этапе исследования испытуемый указывал степень личной причастности, близости столкновения с угрозой террористического акта: был ли он сам, или его близкие, знакомые свидетелями терактов. Также выяснялись источники информации о терактах: средства массовой информации, родные или знакомые, разговор случайных прохожих и другие источники.

Математико-статистическая обработка результатов исследования осуществлялась с применением компьютерных пакетов STATISTICA 6.0, SPSS v.11. Она включала регрессионный, корреляционный анализ (коэффициент ранговой корреляции Спирмена), применение непараметрических критериев оценки достоверных различий между выборками (критерии Колмогорова-Смирнова, Манна-Уитни). При анализе результатов принимались во внимание социально-демографические характеристики испытуемых: пол, возраст, образование, сфера профессиональной деятельности.



Эмпирическая база исследования. Настоящее исследование проводилось нами на протяжении 2006-2011 года в г. Смоленске и Смоленской области. Общий объем выборки составил 310 человек (154 женщины и 156 мужчин), в возрасте от 17 до 46 лет. Средний возраст участников М=25,6 лет, стандартное отклонение SD=6,45. Женщины и мужчины в выборке были представлены равномерно (количественные различия статистически не значимы). Испытуемые были разделены на две группы. Одну группу составили военнослужащие Управления федеральной службы исполнения наказания (УФСИН) (охраняющие заключенных по статье «Терроризм», а также сотрудники отдела специального назначения УФСИН по Смоленской области «Феникс», выезжающие в горячие точки, в которых велика вероятность стать жертвой теракта). Во вторую группу вошли учителя, врачи, работники сферы обслуживания, инженеры, студенты.

Достоверность полученных результатов и сделанных на их основании выводов обеспечивается теоретической обоснованностью; использованием адекватных диагностических методик исследования; репрезентативностью выборки; сочетанием количественного и качественного анализа эмпирических данных; корректностью применения методов статистической обработки; сравнением полученных результатов с результатами, установленными в работах других авторов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Интенсивность переживания террористической угрозы у гражданских людей ниже, чем у военнослужащих. Понимание террористической угрозы военными сконцентрировано на эмоциональной оценке ситуации теракта. Специфика понимания и переживания террористической угрозы сотрудниками системы исполнения наказания непосредственно связана со сроком службы и характером профессиональных (должностных) обязанностей. Гражданские испытуемые отмечают организованный, целенаправленный характер террористической деятельности, у них больше попыток рационального осмысления современного терроризма.

2. Понимание террористической угрозы и террористов гражданскими и военными людьми является стереотипным, не соответствующим их реальному опыту. Для большинства участников исследования характерно понимание террористов как необразованных, психически неуравновешенных агрессивных фанатиков, для которых чужая жизнь ничего не стоит.

3. Существуют различия в понимании и переживании террористической угрозы, обусловленные полом и возрастом. Женщины чаще высказывают опасения по поводу повторения терактов в будущем и выше оценивают вероятность пострадать в ходе трагического события, чем мужчины. Юноши и девушки имеют более высокие показатели переживания и иначе понимают ТУ, чем взрослые.

4. Понимание террористической угрозы связано с такими психологическими свойствами личности как тревожность, макиавеллизм, способность к контролю ситуации.

5. Переживание террористической угрозы (его интенсивность) связано с личностной тревожностью, уровнем макиавеллизма и способностью к контролю ситуации. Чем выше у человека уровень личностной тревожности и ниже уровень макиавеллизма, а также способности контролировать ситуацию, тем в большей степени он переживает террористическую угрозу.

Научная новизна исследования. Впервые проанализирована специфика интерпретации субъектом теракта как одного из возможных способов понимания ненормативных, критических ситуаций человеческого бытия. Установлено, что характер понимания и переживания террористической угрозы у людей, проживающих там, где не было терактов, связан с такими личностными характеристиками как уровень макиавеллизма, личностная тревожность, способность контролировать ситуацию. Выявлено, что понимание террористической угрозы тревожными испытуемыми сконцентрировано в основном на эмоционально-иррациональных сторонах терактов; макиавеллисты понимают теракты как универсальные манипулятивные способы решения задач и достижения целей; испытуемые с высокой способностью к контролю поведения считают теракты запланированными и целенаправленными действиями причастных к ним людей. Показано, что женщины и молодые испытуемые сильнее переживают и иначе понимают террористическую угрозу, чем мужчины и взрослые. Установлены достоверные различия в понимании и переживании террористической угрозы у гражданских лиц и сотрудников УФСИН.

Практическая значимость. Данные, полученные в исследовании, могут применяться при разработке профилактических мероприятий, обучающих программ и рекомендаций по работе с разными возрастными группами населения в ситуациях совершенных террористических актов, а также при работе с осужденными по статье «Терроризм» и сотрудниками УФСИН, находящимися в зоне повышенной угрозы терактов. Результаты исследования могут послужить основой для разработки новых, современных технологий профилактики и предотвращения терактов, поскольку именно адекватное понимание, может быть положено в основу коррекционного вмешательства в вопросах предотвращения террористической угрозы. Результаты исследования могут быть использованы при разработке тренингов-семинаров и лекционных курсов при преподавании психологии экстремальных ситуаций и других психологических дисциплин.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры общей и социальной психологии Смоленского гуманитарного университета (2007-2011); на Всероссийской научной конференции «Актуальные проблемы философии, психологии и социальной работы» Смоленск, 2006; на I Всероссийской конференции «Психология сознания: современное состояние и перспективы», Самара, 2007; на Всероссийской научно-практической конференции «Психология когнитивных процессов», Смоленск, 2007; на XIII Кирилло-Мефодиевских чтениях, Смоленск, 2007; на Международной научной конференции «Теоретические проблемы этнической и кросс-культурной психологии», Смоленск, 2008; на II Всероссийской научно-практической конференции «Человек и мир: социальные миры изменяющейся России», Ижевск, 2008; на 3-й международной научно-практической конференции «Психология когнитивных процессов», Смоленск, 2009; на Всероссийской научно-практической конференции «Комплексный (психолого-юридический) подход к решению проблемы воздействия объектов атомной энергетики на социум», Смоленск, 2009; на заседаниях Лаборатории психологии развития Института психологии РАН, Москва (2010, 2011).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 9 работ общим объемом 3,4 п.л.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 206 источников из них 31 – на иностранных языках. Объем основного текста диссертации составляет 154 страницы. Работа содержит 25 таблиц и 8 приложений.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обосновывается актуальность темы диссертации; определяются цель, задачи, предмет и объект исследования; формулируются гипотезы и положения, выносимые на защиту; характеризуется теоретико-методологическая основа работы; раскрывается научная новизна полученных результатов, теоретическая и практическая значимость работы; приводятся сведения о публикациях и апробации результатов.

В первой главе «Проблемы понимания и переживания террористической угрозы в современной психологии» последовательно рассматривается ряд вопросов.

В первом параграфе «Основные направления исследования террористической угрозы в психологической науке» рассматриваются подходы к определению понятий «терроризм» и «террористическая угроза» в рамках психологии и ряде смежных наук. Представлены результаты теоретического анализа ведущих направлений изучения террористической угрозы в отечественной и зарубежной психологии: 1) психология терроризма (фундаментальные взгляды на природу терроризма и личность террористов, культурно-исторические, социальные и индивидуально-психологические причины терроризма, психологические механизмы реализации и структура террористической деятельности, способы борьбы с террористической угрозой); 2) роль средств массовой информации в формировании представлений о терроризме и террористической угрозе; 3) психологические особенности посттравматических личностных изменений у лиц, ставших прямыми и косвенными жертвами терактов; 4) психологические особенности социальных представлений о террористической угрозе. Рассмотрена психологическая структура переживания террористической угрозы (Ю.В. Быховец, Н.В. Тарабрина). Проанализированы основные положения «Теории управления страхом смерти» (Terror Management Theory - TMT), объясняющей механизм того, как люди преодолевают страх смерти, неизбежно возникающий при упоминании о терактах (J. Greenberg, T. Pyszczynski, S. Solomon). Обосновывается необходимость изучения взаимосвязи понимания и переживания террористической угрозы с индивидуально-личностными свойствами человека.

Во втором параграфе «Понимание политических и этнорелигиозных причин терроризма» анализируются современные направления российских и западных исследований понимания природы и причин терроризма (Ожиганов, 2007). Рассматривается многообразие классификаций причин терроризма с политической, религиозной и национальной точек зрения (В.Н. Иванов, П.А. Кабанов, С.Г. Кара-Мурза, А.П. Назаретян, Э.Н. Ожиганов, С. Скотт, Ф. Арсье, ). Представлены эмпирические данные ряда работ: сравниваются оценки экспертов и реакции массового сознания на современный терроризм (по результатам «Всероссийского социологического исследования, проведенного в 2004 г., рук. В.К. Левашов); процентное соотношение религиозных предпочтений в среде участников террористической деятельности (Д.В. Сочивко с соавторами, 2006).

Вторая глава «Исследования понимания в психологической науке».

В первом параграфе «Современные исследования понимания» представлены результаты теоретического анализа подходов к определению категории «понимание» в рамках психологии и ряде смежных наук (С.Л. Рубинштейн, М.М. Бахтин, А.А. Бодалев, А.А. Брудный, В.В. Знаков, А.А. Леонтьев, А.А. Харитонов и др.), основные научные направления изучения понимания, формы, условия возникновения понимания, факторы, детерминирующие формирование понимания.

Понимание анализируется как процесс формирования познавательного отношения субъекта к объективному содержанию понимаемого фрагмента дейст­вительности, порождение операционального смысла знания о нем. Подчеркивается сложный, многоплановый характер понимания, объединяющий разные подходы к определению данного процесса: когда понимание затрагивает не только когнитивные процедуры (И.Я. Каплунович, А.Б. Коваленко, Г.Д. Чистякова и другие), но и рассматривается как интерпретация (Е.А. Александрова, Н.Б. Крылова, О.М. Леонтьева, А.Н. Славская и другие), а также раскрывается как постижение смыслов (В.П. Зинченко, В.В. Знаков) и ценностей культуры, как условие рождения «личностного знания», проявление личностного отношения (Е.Г. Белякова, А.Ф. Закирова, Ю.В. Сенько и другие), рассматриваемого как выход за пределы не только коммуникативной ситуации, в которой происходит смыслопорождение, но и собственной жизни.



Во втором параграфе «Субъектный подход как методология понимания и переживания событий человеческого бытия» рассматривается субъектный подход как фундаментальная основа ряда направлений в ис­следовании психологии человека (К.А. Абульханова, А.Л. Журавлев, А.К. Осницкий, А.О. Прохоров, З.И. Рябикина, Е.А. Сергиенко, Г.Ю. Фоменко и др.), а категория субъекта как системообразующая в современной российской психологической науке (Л.И. Анцыферова, А.В. Брушлинский, В.Н. Дружинин, В.В. Знаков, З.И. Рябикина, Е.А. Сергиенко, А. Маслоу,

К. Роджерс, К. Хорни и др.). Раскрываются основные положения психологии человеческого бытия (В.В. Знаков и др.).

Анализируется категория «переживание» и обосновывается тезис отечественных мыслителей о неразрывности внешнего и внутрен­него, которая достигается посредством процесса переживания. Каждый человек через переживание непосредственно связан с миром, между человеком и миром существует неразрывная связь, посредством которой происходит постоянное взаимовлияние. Наиболее важным моментом, отличающим переживание от других эмоциональных состояний является соединение в нем двух аспектов – динамического (интенционального) и когнитивного. Когнитивный компонент переживания в процессе интуитивного постижения мира дает возможность не только более точно понять ситуацию, но и более адекватно сконструировать ее образ, а также отношения, необходимые для реализации своих потребностей в данной ситуации и с данными людьми. Постигая содержание ситуации и вырабатывая определенное (положительное или отрицательное) отношение к миру, человек идентифицирует себя (или отторгает) с этой действительностью. Переживания отражают, с одной стороны, понимание, осознание норм, правил, оценок (в том числе и пола, этноса, социального статуса и т.д.), с другой стороны – принятие или непринятие этих объективных критериев и, в обоих случаях, оценку себя в соответствии с этими критериями. Непринятие или отрицательная оценка могут выглядеть как негативизм, «не-Я» (Марцинковская, 2009).

Проанализированы подходы к пониманию субъектом событий в трудных жизненных ситуациях (Л.И. Анцыферова, Л.Ф. Бурлачук, Е.Ю. Коржова).



В третьем параграфе «Понимание как многообразие способов интерпретации ненормативных критических событий человеческого бытия» рассматриваются три типа понимания, соответствующие трем направлениям исследования психики. Анализируется категория «понимания» как процедура осмысления – выявления и реконструкции смысла ситуации, а также смыслообразования.

Рассматривается понятие «событие», его определения, виды, классификации. Дается анализ критических ненормативных событий с позиции психологии человеческого бытия. Приводятся результаты эмпирических исследований критических событий человеческого бытия: отношение к смерти (А.А. Баканова), отношение к проблеме эвтаназии (В.В. Знаков, J. Richter, M. Eisemann, G Sayser, S. Perera), понимание моральной допустимости абортов (С. Еsposito, S. Вasow, В.В. Знаков, А.В. Латышева).

Понимание и переживание события представляет собой единицу человеческого опыта, связанную с прошлым, настоящим и будущим субъекта и определяющую качественный характер субъективного опыта человека. Понимание и переживание субъекта выступают системообразующим фактором, приводящим к объединению условий и обстоятельств внешнего мира в целостную системно организованную ситуацию. В актуальную жизненную ситуацию человек привносит частицу всей своей индивидуальной истории.


Каталог: engine -> documents
documents -> Социальная психология
documents -> Уровень перфекционизма и содержание идеалов личности
documents -> Профессиональная идентичность на этапе кризиса становления молодого специалиста
documents -> Социально-психологические факторы ответственного отношения предпринимателей к участникам делового взаимодействия
documents -> Межгрупповые различия в отношении к табакокурению
documents -> Субъектные и личностные характеристики женщин с травматичным опытом искусственного прерывания беременности 19. 00. 13 психология развития, акмеология
documents -> Многомерная оценка индивидуальной устойчивости к стрессу 19. 00. 01 Общая психология, психология личности, история психологии
documents -> Модель психического детей-сирот 19. 00. 13 «Психология развития, акмеология»
documents -> Часть I. Духовный интеллект  2009 г. Г. В. Ожиганова
documents -> Динамика социальных представлений о празднике у современной российской молодежи


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница