Возрастная психология (из копилки фпдо) подростковый возраст часть 1



Скачать 231.64 Kb.
Дата19.04.2016
Размер231.64 Kb.
Возрастная психология (из копилки ФПДО)

1. ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ - часть 1

К подростковому возрасту принято относить период от 11 до 15 лет. Указанные возрастные границы являются условными, т.к. велики индивидуальные различия. Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие - позже, пубертатный кризис может возникнуть ив 11, ив 13 лет. Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические образования. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности подростка.



1.1. Пубертатный кризис. Психофизиологическое развитие.

Пубертатный период - одна из критических стадий в развитии организма, когда происходит преобразование центральных звеньев системы, присущей предыдущему периоду, в новую систему, необходимую для последующего развития. Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении, что связывают чаще всего с половым созреванием как причиной различных психофизиологических и психических отклонений. В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма у подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, депрессия. Наблюдающиеся в пубертатный «период изменения бывают столь значительны, что для их описания используют такие выражения как "гормональная буря", "эндокринный шторм" и др. Увеличивается рост и вес ребенка, причем у мальчиков в среднем "скачок роста" приходится на 13 - 15 лет, а у девочек интенсивное увеличение роста начинается на два года раньше. Изменяются пропорции тела, появляется подростковая угловатость.


Необходимо отметить, что ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме. Это состояние удачно выразил американский подросток: "В 14 лет мое тело будто взбесилось". Эмоциональную нестабильность усиливает появляющееся в процессе полового созревания сексуальное возбуждение. По мнению многих психологов, подросток еще бисексуален, но тем не менее, в этот период половая
идентификация достигает нового, более высокого уровня. У подростка отчетливо проявляется ориентация на образцы мужественности и женственности, однако в себе он может сочетать как традиционно мужские, так и традиционно женские
качества.
В подростковом возрасте благодаря бурной перестройке организма резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического "Я". Подросток остро переживает действительные и мнимые изъяны внешности. Причем, согласно исследованиям, юноши чаще, чем девушки, положительно оценивают свою внешность и физические данные. Девушки в этом плане уязвимее, чаще считают себя некрасивыми и непривлекательными или стыдятся своего тела.
На образ физического "Я" и самосознание в целом оказывает влияние темп полового созревания. Подростки с ранним физическим созреванием оказываются в наиболее выгодном положении; акселерация создает более благоприятные возможности личностного развития. Подростки с ранним физическим развитием обычно более уверены в себе и держатся спокойнее.
В этот период могут впервые возникать или заметно обостряться разного рода патологические реакции, связанные с развитием психических (а иногда и соматических) заболеваний или значительными затруднениями процесса формирования личности. "Переходный возраст, - писал Л.С. Выготский, - предъявляет совокупность условий, в высшей степени благоприятствующих как внешним травматическим воздействиям, так и обострению и проявлению внутренних конституциональных задатков и предрасположений, которые до того находились в латентном состоянии" (Л.С.Выготский, 1984, с. 170).

1.2. Личность подростка

Подростковый возраст - остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором выпукло переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны, весьма характерными становятся негативизм, дисгармоничность в строении личности, смещение установившейся системы интересов и направленностей ребенка. С другой стороны, подростковый возраст отличается множеством позитивных факторов: возрастает самостоятельность, более разнообразными и содержательными становятся межличностные отношения, расширяется сфера его деятельности и т.д. Важно, что этот период характеризуется выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как члену общества. В этом возрасте особое положение начинает занимать общение, сознательное экспериментирование с собственными отношениями с другими людьми (поиски компании, конфликты, выяснения отношений и пр.).


Новообразованием подросткового возраста является чувство взрослости, как особая форма самосознания. По Д.Б.Эльконину, "чувство взрослости" есть новообразование сознания, через которое подросток сравнивает и отождествляет себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность. Чувство взрослости не зависит напрямую от полового созревания и проявляется в стремлении к самостоятельности, желании оградить важные стороны своей жизни от вмешательства родителей. Подростки претендуют на равноправие в отношениях с взрослыми и идут на конфликты, отстаивая свою "взрослую" позицию. Хотя претензии на взрослость часто бывают нелепыми, а образцы для подражания не лучшими, ребенку необходимо пройти через такую школу отношений, примерить на себя различные социальные роли, найти свою нишу в системе личностных взаимоотношений. Если на основе чувства взрослости
подростку удается развернуть новую ведущую деятельность - интимно-личностное общение, то к концу подросткового возраста складывается достаточно развитое самосознание, в котором совершается отрицание взрослости, благодаря
переориентации на себя. Подросток осознает: я НЕ взрослый. И именно поэтому ставятся задачи саморазвития, самосовершенствования, самоактуализации, характерные для юношеского возраста.
Необходимо подчеркнуть еще одну важную особенность подросткового возраста - его личностную нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом.
Анна Фрейд отмечала: "Подростки ...считают себя центром Вселенной, и в то же время ни в один из последующих периодов своей жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование... С одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь
сообщества, а с другой - они охвачены страстью к одиночеству. Они колеблются между слепым подчинением избранному ими лидеру и вызывающим бунтом против любой и всяческой власти. Они эгоистичны и материалистичны и в то же время преисполнены возвышенного идеализма. Они аскетичны, но внезапно погружаются в распущенность самого примитивного характера". (Фрейд А. 1993, с. 108).
В начале подросткового возраста, примерно в 11 - 12 лет, у подростка возникает интерес к своему внутреннему миру. Подросток хочет понять, какой он есть на самом деле, и представляет себе, каким он хотел бы быть. В этот период формируется "Я-концепция" - система внутренне согласованиях представлений о себе, образов "Я". Противоречивость его положения, изменение структуры социальных ролей и уровня притязаний - все это актуализирует процесс самосознания.

Познать себя ему помогают окружающие, в которых он смотрится как в зеркало, в поисках сходства и различия. Образы "Я", которые создает в своем сознании подросток, разнообразны - они отражают все богатство его жизни, но сочетание их еще негармонично. Отдельные черты диссонируют. Неустойчивость, подвижность всей душевной жизни в начале и середине подросткового возраста приводит к изменчивости представлений о себе. Иногда случайная фраза, комплимент или насмешка приводят к заметному сдвигу в самосознании.


Открытие своего внутреннего мира - радостное и в то же время драматическое переживание. Внутреннее "Я" не совпадает с "внешним" поведением, актуализируя проблему самоконтроля. Происходит осознание своей уникальности, неповторимости и вместе с этим чувство одиночества. Подростковое "Я" расплывчато, оно нередко переживается как ощущение внутренней пустоты. Отсюда растет потребность в общении и одновременно повышается его избирательность, потребность в уединении.
"Странное чувство сейчас преследует меня, - пишет в дневнике восьмиклассница, - Я чувствую одиночество. Раньше я, наверное, была центром общества, а теперь - нет. Но, как ни удивительно, меня это не задевает, не обижает. Мне стало нравиться одиночество. Мне хочется, чтобы никто не влезал в мою жизнь, у меня полное равнодушие ко всем, но не к себе..." (Кон И.С.. 1989, с. 86).
В конце подросткового возраста, на границе с ранней юностью, представления о себе стабилизируются и образуют целостную систему "Я-концепции".

1.3. Развитие общения

Одна из главных тенденций подросткового возраста - переориентация с общения с родителями, учителями и вообще старшими на общение с ровесниками, и это объясняется рядом причин.


Во-первых, общение со сверстниками - это важный специфический канал информации; по нему подростки обсуждают то, что не могут сообщить родителям, например, о сексуальных взаимоотношениях.
Во-вторых, это специфический вид межличностных отношений. Групповые игры, совместная деятельность вырабатывают навыки социального взаимодействия, умения соотносить личные интересы с общественными. Соревновательность групповых взаимоотношений, которой нет в отношениях с родителями, служит ценной жизненной школой. В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности облегчает подростку автономизацию от взрослых и дает чувство эмоционального благополучия.
Психология общения в подростковом возрасте строится на основе переплетения двух потребностей: обособления и потребности включенности в какую-либо группу или общность. Усиливается потребность в автономии, неприкосновенности личного пространства. Типичная черта подростковых групп - чрезвычайно высокая конформность. Отстаивая свою независимость от старших, подростки некритично относятся к мнениям собственной группы. Неокрепшее "Я" нуждается в сильном "Мы", которое, в свою очередь, утверждается в противоположность каким-то "они".
В общении подростков отмечается ряд особенностей. Подростки, будучи постоянно озабочены сами собой и предполагая, что другие разделяют их озабоченность, обычно действуют в расчете на некую воображаемую или реальную аудиторию.
Известный режиссер А. Эфрос писал: "Взрослые иногда плачут в театре. Подростки почти никогда не плачут. У него, у подростка, нет мужества на индивидуальную реакцию, а детское простодушие и умение "быть собой" он уже утратил. Что подумает рядом сидящий товарищ? - вот чем постоянно озабочен подросток". (Кон И.С., 1989, с. 157).
Кроме того, преувеличивая свою уникальность, подростки создают свой "личный мир", вымышленную биографию, поддержание которой требует постоянных усилий. Поэтому подростковое общение часто является напряженным, имеет двойной план. Например, телефонный разговор для человека становится не просто обменом информацией, но и способом самоутверждения; поэтому важно, сколько бывает звонков, кто кому звонит и т.п.
Еще одна значимая сфера отношений подростков - отношения со взрослыми, прежде всего с родителями. Влияние родителей становится к этому периоду ограниченным, подросток переориентируется на общение со сверстниками, но его ценностные ориентации, понимание социальных проблем, нравственные оценки событий зависят в первую очередь от позиции родителей. Таким образом, родители, семья остается важной референтной группой.
Переходный возраст - период эмансипации ребенка от родителей, т.е. процесс отделения от семьи, индуцируемый стремлением подростка к самостоятельности и автономии. Эмансипация может быть эмоциональной, показывающей, насколько значим для подростка эмоциональный контакт с родителями по сравнению с привязанностями к другим людям (дружбой, любовью), поведенческой, проявляющейся в том, насколько жестко родители регулируют поведение сына или дочери, или нормативной, показывающей, ориентируется ли подросток на те же нормы и ценности, что и родители, или на какие-либо другие.
Процесс эмансипации часто вызывает у родителей реакцию в виде усиленной потребности в контроле, грусти, боязни их потерять. Одновременно у молодых людей снижается готовность слушаться и следовать указаниям родителей. Это связано с тем, что в представлении подростков взрослые все больше теряют те исключительные и в высшей степени надуманные свойства, которыми они, как правило, обладали раньше в глазах детей. Этот процесс выяснения отношений обостряется к концу взросления и разрешается по-разному, в зависимости от стиля отношений в семье, от индивидуальных особенностей подростка и его окружения.
Важную роль здесь играют эмоциональный тон семейных взаимоотношений и преобладающий в семье тип контроля и дисциплины. Если в семье сложились теплые,
Доброжелательные отношения, основными средствами воспитания являются внимание и поощрение, то ребенок имеет больше шансов на высокое самоуважение, устойчивый положительный образ "Я". Недоброжелательность или невнимание со стороны родителей вызывают взаимную враждебность у детей. Эта враждебность может проявляться как явно, по отношениям к самим родителям, так и скрытно. Безотчетная, немотивированная жестокость, проявляемая иногда подростками по отношению к посторонним людям, нередко оказывается следствием детских переживаний. Эмоциональный тон семейного воспитания существует не сам по себе, а в связи с определенным типом контроля и дисциплины, направленных на формирование соответствующих черт характера. Наилучшие взаимоотношения подростков родителями складываются обычно тогда, когда родители .придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативности и социальной ответственности. При этом родители всегда объясняют мотивы своих требований; прислушиваются к мнению ребенка, но не исходят только из его желаний; предоставляют подростку право быть самостоятельным в каких-то областях жизни; не ущемляют его права, но одновременно требуют выполнения обязанностей. Формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов.
Крайние типы отношений, все равно, идут ли они в сторону авторитарности или либеральной всетерпимости, дают плохие результаты. Авторитарный стиль вызывает у подростков отчуждение от родителей, чувство своей незначительности и нежеланности в семье. Родительские требования, если они кажутся необоснованными, вызывают либо протест и агрессию, либо привычную апатию и пассивность. Перегиб в сторону всетерпимости вызывает у подростка ощущение, что родителям нет до него дела.

Кроме того, пассивные, незаинтересованные родители не могут быть предметом подражания и идентификации, а другие влияния - школы, сверстников - часто не могут восполнить этот пробел, оставляя подростка без надлежащего руководства и ориентации в сложном и меняющемся мире. Ослабление родительского начала, как и его гипертрофия, способствуют формированию личности со слабым "Я".


Отношения с окружающими - наиболее важная сторона жизни подростков. Дети тяжело переживают неудовлетворение потребности в полноценном общении со значимыми взрослыми и сверстниками. Но эти переживания могут быть смягчены: разногласия в группе сверстников могут быть компенсированы общением с родителем или значимым взрослым; отсутствие понимание и эмоционального тепла в семье приводит подростка к сверстникам, где он находит необходимые ему отношения.

1.4. Развитие интеллектуальной сферы

В подростковом возрасте происходит завершение перестройки мыслительных структур. Приобретенные в младшем школьном возрасте операции становятся формальнологическими операциями. Подростки, абстрагируясь от конкретного, наглядного материала, основываясь на общих посылках, строят гипотезы и проверяют их, т.е. рассуждают гипотетико-дедуктивно. Кроме того, они способны на системный поиск решений. Сталкиваясь с новой задачей, подросток старается отыскать разные возможные подходы к ее решению, проверяя логическую эффективность каждого из них.


Ж. Пиаже предлагал младшим школьникам и подросткам сложные познавательные задачи. Дети получали 5 сосудов с бесцветными жидкостями и должны были найти такую комбинацию жидкостей, которая при смешивании дает определенную окраску. Если младшие школьники действуют методом проб и ошибок, смешивая жидкости в случайном порядке, то подростки рассчитывают возможные комбинации, выдвигают гипотезы смешения и систематично их проверяют. В результате они получают результат, который заранее логически обосновывают.
Развиваются такие операции как аналогия, классификация, обобщение и др. Устойчиво проявляется рефлексивный характер мышления: подростки анализируют операции, которые они производят, способы решения задач.
Особенности теоретического рефлексивного мышления позволяют анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в суждениях. Без высокого уровня развития интеллекта был бы невозможен характерный для этого возраста интерес к абстрактным философским, религиозным, политическим и прочим проблемам. Склонность к теоретизированию становится возрастной особенностью. Общее решительно преобладает над частным. Создаются собственные теории политики, философии, формулы счастья и любви. Как замечает Пиаже, даже девичья мечта о суженом оказывается своеобразной теорией, объединяющей множество свойств, которые либо вовсе несовместимы друг с другом, либо сочетаются крайне редко.
Подростки рассуждают об идеалах, о будущем, приобретают новый, более глубокий и обобщенный взгляд на мир. С интеллектуальным развитием тесно связано становление основ мировоззрения.
В подростковом возрасте происходит интеллектуализация таких психических процессов, как восприятие и память. Этот процесс зависит от усложняющегося в средних классах обучения. Интенсивно развивается воображение. Причем воображение подростка менее продуктивно, чем воображение взрослого, но оно богаче фантазии ребенка. Кроме активного воображения, в этот период активно актуализируется пассивное воображение. Эмоции, переполняющие подростка, выплескиваются в воображаемой ситуации. Неудовлетворенные в реальной жизни фантазии легко исполняются в воображаемой ситуации. Игра воображения не только доставляет удовольствие и приносит успокоение. В своих фантазиях подросток лучше осознает собственные влечения и эмоции, впервые начинает представлять свои жизненные планы, свой жизненный путь.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:


1. Прокомментируйте высказывание юноши. О каких особенностях личности подростка свидетельствует данное высказывание? Характерно ли это для подросткового возраста? "Главная беда с родителями - то, что они знали нас, когда мы были маленькими".
2. Какие закономерности возрастного развития подростка иллюстрирует это воспоминание Ж.-Ж. Руссо? "Любовь к воображаемым предметам и легкость, с которой я заполнял ими свой внутренний мир, окончательно отвратили меня от всего окружающего и определили мою склонность к одиночеству..."
3. В эксперименте изучалась возрастная динамика тревожности. Оказалось, что дошкольники обнаруживают наибольшую тревожность в общении с воспитателем детского сада и наименьшую – с родителями. Младшие школьники наибольшую тревожность обнаружили в общении с посторонними взрослыми людьми наименьшую - со сверстниками. Подумайте, какие виды тревожности можно предположить у подростков. Какие взаимоотношения выступают основным источником тревожности?
4. Родители подростков считают, что они нужны выросшим детям в том же качестве, что и в раннем детстве. Выражением этой мечты стало сочинение Ж.- Ж. Руссо "Эмиль, или о воспитании". Идеальный воспитанник Эмиль, женившись и готовясь стать отцом, говорит своему идеальному воспитателю: "Советуйте, руководите нами, мы будем послушны; пока я буду жив, я буду нуждаться в вас". Прокомментируйте точку зрения Руссо. Как вы считаете, насколько адекватна такая стратегия взросления? Как могут отразиться такие взаимоотношения воспитателя и воспитанника на дальнейшей жизни Эмиля?
5. Проанализируйте с психологической точки зрения приведенное ниже типичное подростковое стихотворение (Кулагина И.Ю. 1996, с. 148):
Пусть говорят, что я самовлюбленная,
Не тихая, не "чистая", не скромная,
Что резкая я, мутная и темная,
Пусть говорят, что я непокоренная!
Пусть говорят, и буду я такою!
Не доброю, не нежною, а злою,
Ревнивою и гордою до боли.
И непреклонною, и с пробою на горе...
Я ветрена, неверна: я колючая.
Но для тебя, я знаю, буду лучшая!
Какие особенности подросткового возраста нашли свое отражение в этом стихотворении?

ЛИТЕРАТУРА:


1. Возрастная и педагогическая психология. /Под ред. А.В. Петровского - М.,1979, с. 105 -145.
2. Выготский Л.С. Педология подростка.//Собр. соч. В 6 т. - М., 1984. -Т.4.
3. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.,1989, с. 69 - 105, 106 -166.
4. Кле М. Психология подростка (психосексуальное развитие). - М., 1991.
5. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. - М., 1996, с. 140 - 161. 152
6. Особенности обучения и психического развития школьников 13 -17 лет./ Под ред. И.В. Дубровиной, Б.С. Круглова. - М.,1988.
7. Фрейд А. Психология "Я" и защитные механизмы. - М., 1993, с. 107 - 136с.


2. СТАРШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ: РАННЯЯ ЮНОСТЬ
Юношеский возраст - один из самых сложных и наиболее важных, и ответственных в плане формирования личности периодов. Этот возрастной этап считают третьим миром, существующим между детством и взрослостью. Но каковы хронологические границы и содержательные характеристики этого периода? В отечественной возрастной психологии к возрасту ранней юности относят соответственно 15-17 лет. Самое характерное для старшеклассников - это неоднородность их социального положения. С одной стороны, продолжают волновать проблемы, унаследованные от подросткового этапа, - собственно возрастная специфика, право на автономию от старших, эмансипация, актуализация чувства взрослости, личностная нестабильность и т.п. С другой стороны, перед ними стоят задачи жизненного самоопределения. Такое сочетание внешних и внутренних факторов или социальная ситуация развития определяют особенности развития личности в старшем школьном возрасте.

2.1. Становление личности

Многие учащиеся этого возраста уходят из школы и поступают в средние учебные заведения, т.о. от подростка общество ждет первоначального профессионального самоопределения. Исследования показывают, что не все старшие подростки готовы сделать профессиональный выбор и предпочитают продолжать обучение в школе, с тем чтобы отложить выбор профессии на более поздние сроки. В этот период усиливается значимость собственных ценностей, происходит развитие самосознания, усложняется отношение к себе, проявляясь во все большей дифференцированности самооценок, в перерастании частных самооценок отдельных качеств личности в общее, целостное отношение к себе, умении отделять успех или неуспех в конкретной деятельности от общего отношения к себе. В этот период самопознание теряет эмоциональную напряженность по отношению к «я» человека и проходит на спокойном эмоциональном уровне.


Характерной чертой является притупление остроты восприятия оценки сверстников. Старший подросток начинает более реалистично оценивать свое окружение. Ровесники утрачивают роль безоговорочно принимаемого эталона. Происходит частичная смена ориентиров. Осознается важность неформального, доверительного общения с компетентными взрослыми. Старшеклассники начинают понимать необходимость опоры на опыт взрослых, хотя этот опыт все равно критически перерабатывается с учетом мнения референтной группы сверстников.
Для ранней юности характерна устремленность в будущее Поиски смысла жизни, своего места в мире становятся особенно напряженными. Юноши, как писала Л.И.Божович (1968, с. 365), - «это люди, обращенные в будущее, и все настоящее выступает для них в свете этой основной направленности их личности».
По мнению Д.Б.Эльконина, у 15 - 17-летних ведущей становится учебно-профессиональная деятельность, благодаря которой у старшеклассников формируются определенные познавательные и профессиональные интересы, элементы исследовательских умений, способность строить жизненные планы и вырабатывать нравственные идеалы, самосознание.
Центральное новообразование раннего юношеского возраста - самоопределение личности. Это многоаспектное понятие, но в качестве основного признака этого явления выделяют потребность юноши занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, понять себя и свои возможности в жизни.
В зарубежной психологии в качестве аналога термина «самоопределение» выступает категория «психосоциальная идентичность», разработанная Э.Эриксоном. Возраст ранней юности, по Эриксону, строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из серии социальных и личностных выборов, идентификаций и самоопределений. Если юноше не удается разрешить эти задачи, у него формируется неадекватная идентичность, развитие которой может идти по четырем основным линиям:
1) уход от психологической интимности, избегание тесных межличностных отношений;
2) размывание чувства времени, страх взросления и перемен;
3) размывание продуктивных, творческих способностей, неумение сосредоточиться на какой-либо главной деятельности;
4) формирование «негативной идентичности», отказ от самоопределения и выбор отрицательных образцов для подражания.

Соизмеряя степени профессионального, религиозного и политического самоопределения молодого человека, Д.Марше установил четыре типовых варианта становления идентичности:


• «Неопределенная, размытая идентичность» означает, что индивид еще не вступил в пору кризиса, не выработал сколько-нибудь четких убеждений, не выбрал профессии.
• «Досрочная, преждевременная идентификация», т.е. предрешенный вариант развития, когда индивид раньше положенного срока включился в соответствующую систему отношении, причем сделал это не самостоятельно, пройдя через испытания кризиса, а под чужим влиянием.
• «Проба ролей» или этап «моратория» характеризуется тем, что индивид находится в процессе нормативного кризиса самоопределения.
• «Зрелая идентичность» свидетельствует, что кризис завершен и чувство самоидентичности определено.
Указанные варианты формирования идентичности можно рассматривать в двух значениях: как этапы развития личности и как ее типы. Иными словами, индивид в своем развитии может пройти весь путь становления идентичности или под влиянием каких-либо факторов зафиксироваться на одной из стадий, в таком случае особенности этого этапа превращаются в характерологические качества личности и являются целостными образованиями.
Многие исследователи считают основным новообразованием в старшем школьном возрасте личностное и профессиональное самоопределение, хотя некоторые данные (Дубровина И.В. и др. 1989) позволяют говорить, что на этом возрастном этапе формируется не само самоопределение - личностное, профессиональное, а психологическая готовность к нему.
Самоопределение связано с новым восприятием времени - соотнесением прошлого и будущего, восприятием настоящего с точки зрения будущего. Если в детском возрасте время осознанно не воспринималось, теперь осознается временная перспектива: "Я" охватывает и прошлое, и будущее. Но восприятие времени еще противоречиво. Ощущение необратимости времени сочетается с субъективным чувством "остановки времени". Старшеклассник может чувствовать себя то совсем ребенком, то, напротив, совсем старым и все испытавшим. Но постепенно устанавливается преемственность прошлого, настоящего и будущего, что важно для личностного развития.
Время ранней юности - это время создания жизненного плана, что является функцией самоопределения. Жизненный план юноши кардинально отличается от подростковых мечтаний о будущем. Старшеклассник представляет себе свое будущее и осознает способы достижения поставленных целей. Особенно это касается профессионального самоопределения, которое предполагает самоограничение, отказ от подростковых фантазий, учет уровня учебной подготовки, способностей, склонностей и других факторов.
Осознание временной перспективы и построение жизненных планов требуют уверенности в себе, в своих силах и возможностях, что отражается в самооценке, самоуважении школьника.
В российских школах была выявлена интересная динамика развития самооценки (Дубровина И.В. и др. 1989). У десятиклассников она относительно устойчива, высока и сравнительно бесконфликтна. Старшеклассники в это время отличаются оптимистичным взглядом на себя, свои возможности и не слишком тревожны.

Это связано с формированием Я-концепции и необходимостью самоопределения. В XI, выпускном классе ситуация изменяется. Жизненный выбор, который в прошлом году был достаточно абстрактен, становится реальностью. Тревожность повышается. Часть старших школьников продолжает сохранять "оптимистичную" (адекватную) самооценку, у других старшеклассников самооценка становится высокой и глобальной - охватывает все стороны жизни; смешиваются желаемое и реально достижимое. И наконец, последняя группа (в основном девочки) характеризуется неуверенностью в себе, переживанием осознаваемого ими разрыва между притязаниями и возможностями. Их самооценка низкая, противоречивая. Существует четкая тенденция, проявляющаяся на протяжении старших классов: чем ближе школьный выпуск, тем чаще пересмотры своих жизненных планов. ниже уровень притязаний.


Несмотря на некоторые колебания в уровнях самооценки и тревожности и разнообразие вариантов личностного развития, можно говорить об общей стабилизации личности в этот период. Старшеклассники в большей степени принимают себя, чем подростки, их самоуважение в целом выше.
Д. Эллис и др., изучив возрастную динамику различных аспектов Я-концепции у 6 тысяч учащихся от 13 до 18 лет, нашли, что если вначале самовосприятие равняется на внешние стандарты, то затем его основой становятся стандарты внутренние. В 13 - 15 лет самооценка определяется, исходя из внешних показателей достижения (учебные отметки и т.п.). Около 16 лет появляются собственные критерии значимости. 17 - 18-летние оценивают себя прежде всего с точки зрения своей внутренней шкалы ценностей, представлений о своем счастье и благополучии. (Кон И.С., 1989).
Развивается саморегуляция, происходит усиление контроля за поведением, проявлением эмоций. Для юности характерно повышенное внимание к внутреннему миру человека, определенная возрастная интровертированность.
В это время начинает развиваться и нравственная устойчивость личности, происходит переориентация на собственные взгляды и убеждения. Знания об окружающем мире и нормах морали объединяются в единое целое. Благодаря этому нравственная саморегуляция становится более полной и осмысленной.
Самоопределение, стабилизация личности в этот возрастной период связаны с выработкой мировоззрения. Как известно, в подростковом возрасте ребенок открывает для себя свой внутренний мир, достигает уровня формально-логического мышления. Интеллектуальное развитие, система накопленных знаний, потребность и способность к рефлексии становятся в период ранней юности основой, на которой строится мировоззрение. Мировоззренческие установки ранней юности обычно весьма противоречивы, хотя юноши склонны считать, что отстаивают целостную систему убеждений. Это свойство присуще юности. Как отмечал К. Обуховский, потребность осознавать свою жизнь не как серию случайных разрозненных событий, а как цельный процесс, имеющий определенное направление, преемственность и смысл, - одна из важнейших потребностей личности. Мировоззренческий поиск включает в себя социальную ориентацию личности, т.е. осознание себя элементом социальной общности. Идет поиск смысла собственного существования и существования человечества вообще.
Мировоззренческие проблемы, конечно же, не решаются один раз в жизни, раз и навсегда, и юношеские максималистские позиции пересматриваются в течение жизни. На необходимости мировоззренческого выбора именно в юности настаивал Э.Эриксон. По его мнению, отсутствие этого выбора, смешение ценностей не позволяет личности найти свое место в мире человеческих отношений и не способствуют ее психическому здоровью.
Важно отметить еще один важный момент, связанный с самоопределением, а именно изменение учебной мотивации. Старшеклассники начинают изменять отношение к учебе, образованию, сознавая их непосредственную связь с профессиональным самоопределением. Появляется дифференциация в отношении к учебным дисциплинам, усиливается внимание к "нужным" предметам. И, в отличие от подростков, старшеклассники отказываются от подчеркнуто пренебрежительного отношения к отметкам. Как считает А.В. Петровский, именно в старшем школьном возрасте появляется сознательное отношение к учению.

2.2. Развитие общения

В связи с развитием самосознания у старшеклассников возникает стремление к доверительности во взаимодействии с окружающими людьми. Доверие к сверстнику реализуется в сфере интимно-личностного общения, целью которого выступает понимание и самораскрытие. В доверительном общении со взрослыми важным является не только познание своего "реального Я", но и познание себя с точки зрения своих личностных перспектив, жизненного плана, "будущего Я". При благоприятном стиле отношений в семье после этапа эмансипации от взрослых (в подростковом возрасте) восстанавливаются эмоциональные контакты с родителями, причем на более сознательном уровне. С родителями обсуждаются жизненные планы, главным образом профессиональные. Юноши относятся к близкому взрослому как к идеалу, причем разные люди для него выступают как эталоны в разных сферах жизни и деятельности. С ними он соизмеряет свое идеальное "Я".


Как показал один из опросов, 70 % старшеклассников "хотели бы быть такими людьми, как родители", 10% хотели бы походить на родителей "кое в чем". Отвечая на вопрос: "Чье понимание для вас важнее всего, независимо от того, как фактически понимает вас этот человек?" - большинство московских мальчиков (с 5 по 10 класс), опрошенных А.В. Мудриком (1984), поставили на первое место родителей (ответы девочек более противоречивы). (Кон И.С., 1989, с.112 -113)
Нужно сказать, что все же в отношениях со взрослыми сохраняется определенная дистанция. Информация, получаемая от взрослого, всегда фильтруется и проверяется в общении "на равных" со сверстниками. Общение со сверстниками является неотъемлемой частью становления самоопределения в ранней юности, но имеет совершенно другие функции. Общение с друзьями носит скорее исповедальный характер. Такое общение основано на отношении к другому как к самому себе, в нем раскрывается собственное реальное "Я". В отличие от подростка, который в общении пользуется вымышленной биографией, содержание сообщений у старшеклассников - реальная жизнь.
Юноши часто чувствуют себя одинокими и непонятыми. Но реально это чаще всего не обусловлено внешней изоляцией, а является скорее следствием невозможности выразить в общении всю полноту чувств. Юношеская дружба уникальна, однако, потребность в интимности в это время практически ненасыщаема. Повышаются требования к дружбе, усложняются ее критерии. Эта эмоциональная напряженность снижается при появлении любви. Юношеская любовь как бы включает в себя дружбу. Эротические мотивы в ней практически не выражены или не осознаются. В это время часто не совпадает потребность в самораскрытии, человеческой близости и чувственность, связанная с физическим влечением. Как пишет И.С. Кон, мальчик не любит женщину, к которой его влечет, и его не влечет к женщине, которую он любит.
Противопоставление любви и чувственности особенно резко выражено у юношей, как это подметил еще Фрейд. У многих из них бурный темп полового созревания опережает развитие тонких коммуникативных качеств, включая способность к переживанию. Юноши часто преувеличивают физические аспекты сексуальности, но некоторые пытаются от этого отгородиться. В этом случае аскетизм или интеллектуализм выступают в качестве психологической защиты. Вместо того чтобы научиться контролировать проявления своей чувственности, они стремятся их подавить: аскеты - потому, что чувственность "грязна", а интеллектуалы - потому, что она "неинтересна".

Для старшеклассников собственные переживания на первых порах иногда более важны, чем сам объект привязанности. Поэтому для этого возраста характерно постоянное сравнение себя и своих чувств с принятыми в среде сверстников, подражательность, хвастовство "победами" и пр.


Способность к интимной юношеской дружбе и романтической любви, возникающая в этом возрасте, во многом определяет развитие личности и личное самоопределение, а также то, кого и как будет любить уже взрослый человек.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:


1. О каких особенностях личности юноши свидетельствует данное высказывание? Является ли это характерным для раннего юношеского возраста? "Лучше быть творцом в маленьком деле, чем простым исполнителем в большом".
2. Когда изучалась значимость межличностных отношений в семье для подростков и юношей, оказалось, что этот план очень актуален для подростков. Их суждения очень пристрастны, эмоционально насыщенны: "Мужчина должен быть сильным, все брать на себя". "Мужчины обленились, им нужна только еда и телевизор". Старшеклассники в своих суждениях более нейтральны, упоминают семейные роли без особого интереса: "Хороший семьянин", "Любящая жена и мать" и пр. С чем связано такое изменение в суждениях? Какие закономерности подросткового и юношеского возраста лежат в основе этих изменений?
3. Английский психолог Джон Коулмэн предлагал подросткам и юношам дописать неоконченные фразы "Когда нет никого вокруг..." и "Если человек один...". Их ответы затем классифицировались на положительные (например: "Когда нет никого вокруг, я счастлив, потому что могу делать что хочу") и отрицательные (например: "Если человек один, он начинает нервничать"). Оказалось, что от подросткового возраста к юношескому число положительных суждений растет, а негативных - уменьшается. Прокомментируйте результаты этого исследования.
4. Процесс познания окружающего мира имеет свою специфику в разные возрастные периоды. В одном из них индивид идет к познанию действительности во многом "от себя", через свои переживания. В другом индивид, наоборот, познавая окружающее, возвращается к себе и задается мировоззренческими вопросами: "Что я значу в этом мире? Что я могу сделать?" О каких возрастах идет речь? Докажите.

ЛИТЕРАТУРА:


1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.:Педагогика,1968, с. 365 - 420.
2. Кон И.С. Психология ранней юности. - М. Просвещение, 1989, с. 69 -105,128 -166, 213 - 237,167 - 185, 229 - 235.
3. Развитие личности ребенка / П.Массен и др.: Пер. с франц. -М.:Прогресс,1987, с. 231 - 266.
4. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. - М.,1994, с. 93 -164, 165 -190.
5. Формирование личности старшеклассника. /Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1989.
Каталог: images
images -> Тема опыта: «Реализация системно-деятельностного подхода в обучении географии как средства развития личности»
images -> Информация об опыте 2
images -> Секция «Психология труда и эргономика» 3
images -> Методическое пособие «Программа психологической поддержки подростков с девиантным поведением в условиях среднего общеобразовательного учреждения»
images -> Психолого-педагогические условия развития автономии личности в процессе подготовки студентов-психологов 19. 00. 13 психология развития, акмеология
images -> Московский городской
images -> Рабочая Программа учебной дисциплины м 01. Научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления
images -> Самопонимание как фактор развития мотивации достижения в процессе подготовки будущих государственных служащих 19. 00. 13 психология развития, акмеология


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница