Возникновение психологических знаний



Скачать 91,65 Kb.
Дата23.05.2016
Размер91,65 Kb.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
Человечество начинало с мифологической картины мира. Своим названием и первым определением психология обязана греческой мифологии, согласно которой Эрот, бессмертный бог любви, влюбился в красивую смертную женщину Психею. Любовь Эрота и Психеи была столь сильна, что Эроту удалось убедить Зевса превратить Психею в богиню, сделав ее бессмертной. Таким образом, влюбленные соединились навеки. Для греков этот миф был классическим образом истинной любви как высшей реализации человеческой души. Поэтому Психея — смертная, обретшая бессмертие, — стала символом души, ищущей свой идеал. Вместе с тем в этой прекрасной легенде о трудном пути Эрота и Психеи навстречу друг другу угадывается глубокая мысль о сложности овладения человеком своим духовным началом, своим разумом и чувствами.

Термин «научная психология» впервые был употреблен в XVII в. Христианом Вольфом, который занимался исследованием личности. Как самостоятельная наука психология была заявлена лишь во 2-й половине XIX в. Этому предшествовал длинный путь ее развития и становления.

Прежде, чем говорить о возникновении психологических знаний, необходимо отделить научные представления о психологических явлениях, от житейских( сознавая при этом первичность, с исторической точки зрении, последних по отношению к первым).

Во-первых, житейские психологические знания конкретны, привязаны к конкретным ситуациям, людям, задачам. Научная же психология стремится к обобщению, для чего используются соответствующие понятия.

Во-вторых, житейские психологические знания носят интуитивный характер. Это обусловлено способом их получения – случайным опытом и его субъективным анализом на бессознательном уровне. В отличие от этого научное познание основано на эксперименте, а полученные знания вполне рациональны и осознаваемы.

В-третьих, существуют различия в способах передачи знаний. Знания житейской психологии передаются с большим трудом, а часто эта передача просто невозможна.

В-четвертых, научная психология располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем объеме ни одному носителю житейской психологии. (См.Рис.1):


НАУЧНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

ЖИТЕЙСКИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ



ЗНАНИЯ

ОБОБЩЕНЫ

ЗНАНИЯ

КОНКРЕТНЫ



ЗНАНИЯ РАЦИОНАЛЬНЫ И ОСОЗНАННЫ

ЗНАНИЯ НОСЯТ ИНТУИТИВНЫЙ ХАРАКТЕР



ЗНАНИЯ НАКАПЛИВАЮТСЯ И ПЕРЕДАЮТСЯ

ПЕРЕДАЧА ЗНАНИЙ ЗАТРУДНЕНА



ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ−

ЭКСПЕРИМЕНТ

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ−

НАБЛЮДЕНИЕ



ЗНАНИЯ ПОСТОЯННО РАСШИРЯЮТСЯ

ЗНАНИЯ ОГРАНИЧЕНЫ



РИС.1. Основные различия житейских и научных психологических знаний

Древние греки изначально понимали тесную связь души с ее физической основой. Такое же понимание этой связи прослеживается и в русских словах: «душа», «дух» и «дышать», «воздух». Уже в древнейшую эпоху в понятии души соединялось в единый комплекс присущее внешней природе (воздух), организму (дыхание) и независимой от тела сущности, управляющей жизненными процессами (дух жизни).

В ранних представлениях душа наделялась способностью выходить на волю из тела, пока человек спит, и жить собственной жизнью в его снах. Полагали, что в момент смерти человека душа покидает тело навсегда, вылетая через рот. Учение о переселении душ относится к одному из самых древних. Оно было представлено не только в Древней Индии, но и в Древней Греции, особенно в философии Пифагора и Платона.

Античная философия восприняла от предшествовавшей мифологии понятие души. Практически все древние философы пытались выразить с помощью понятия души самое главное сущностное начало живой природы, рассматривая ее как причину жизни и познания.

Впервые человек, его внутренний духовный мир становится центром философского размышления у Сократа (469-399 до н.э.). В отличие от своих предшественников, занимавшихся преимущественно проблемами природы, Сократ сосредоточился на внутреннем мире человека, его убеждениях и ценностях, умении действовать в качестве разумного существа. Главную роль в психике человека Сократ отводил умственной деятельности, которая исследовалась в процессе диалогического общения. После его исследований понимание души наполнилось такими идеями, как «благо», «справедливость», «прекрасное» и т.д., которых физическая природа не знает.

Мир этих идей стал сердцевиной учения о душе гениального ученика Сократа — Платона (427-347 до н.э.). Платон разработал учение о бессмертной душе, обитающей в смертном теле, покидающей его после смерти и возвращающейся в вечный сверхчувственный мир идей. Главное у Платона не в учении о бессмертии и переселении души, а в исследовании содержания ее деятельности (в современной терминологии в исследовании психической деятельности). Он показал, что внутренняя деятельность душ и дает знания о реальности сверхчувственного бытия, вечного мира идей.

Самые первые упоминания о психологической науке появились более 2000 лет назад, когда Аристотель написал свой «Трактат о душе». Аристотель в «Трактате о душе» рассматривал психологию как науку о душе. Все, что не поддавалось пониманию, объяснялось тем, что у человека есть душа.

Но в то время психология не считалась отдельной наукой, она была лишь разделом философии.

Мнение о том, кто изобрел слово «психология», расходятся. Одни считают его автором соратника Лютера Филиппа Меланхтона, другие – философа Гоклениуса, который применил слово «психология» в 1590 году, чтобы можно было обозначить им книги ряда авторов. Это слово получило всеобщее признание после работ философа Христиана Вольфа ,книги которого назывались «Рациональная психология» (1732) и «Эмпирическая психология». Учитель же Вольфа – Лейбниц пользовался ещё термином «пневматалогия» (пневма – душа). Вплоть до XIXвека слово «психология» не употреблялась ни в английской, ни во французской литературе.

Предмет психологии менялся на каждом этапе ее изучения. По мере становления психологии как отдельной науки можно увидеть, что от изначального предмета «душа» исследователи пришли к предмету «психика». Все это происходило на фоне появления и развития различных психологических направлений, таких как: бихевиоризм, гештальтпсихология, психоанализ, аналитическая психология и т. д.

По мнению немецкого психолога конца XIX – начала ХХ вв. Германа Эббингауза, психология имеет огромную предысторию и короткую историю.

У великого Аристотеля можно найти первый очерк об истории психологии. Сам Аристотель разработал систему психологических понятий. Однако с точки зрения современных понятий, представления Аристотеля о душе носили существенно смешанный характер: т.е. процессы, которые мы сегодня считаем соматическими или вегетативными в представлении Аристотеля не отличались друг от друга.

Этот взгляд на природу, когда одушевляются различные явления природы (магнит притягивает другой магнит, потому, что обладает душой) носит название гилозоизм. В основе такого мифологического взгляда на природу лежит представление о ней как об едином целом, наделенном жизнью, понятой как способность ощущать, запоминать и действовать. Одушевление всех природных объектов называется анимизмом (вспомним сегодняшних аниматоров!), а сам объединительный принцип – монизмом , отрадный сердцу античных материалистов.

Среди учений школы Гиппократа (460–377 гг. до н. э.) было учение о четырех жидкостях (кровь, слизь, желчь черная и желчь желтая). Отсюда – в зависимости от того, какая жидкость преобладает, – он выдвинул версию о четырех темпераментах:

1) сангвинический тип, когда преобладает кровь;

2) флегматический тип (слизь);

3) холерический тип (желтая желчь);

4) меланхолический тип (черная желчь).


Алкмеон из Кретоны (VI в. до н. э.) считал, что мозг – это орган души. Он установил, что из полушарий мозга «идут к глазным впадинам две узкие дорожки». Алкмеон утверждал, что между органами чувств и мозгом имеется прямая связь. Вслед за Алкмеоном Гиппократ согласился с тем, что мозг – это орган психики, полагая, что мозг является некой большой железой. Сегодня известно, что существует единая ней-рогуморальная регуляция поведения.

Платон (428–348 гг. до н. э.) считал, что душа является хранительницей нравственности человека и что поведение должно побуждаться и управляться разумом, а не чувствами. Он выступал против Демокрита и его теорий, утверждая возможность свободы разумного поведения человека. Формирование античной психологии проходило в XVI в. до н. э. – IV в. н. э.. В трудах греческих мыслителей отражена революция в научном мировоззрении, т. е. была опровергнута мифологическая природа мира, а на смену ей пришел научный рационалистический взгляд на окружающий мир – на природу, человеческое общество. Но все же основным, отражающим психические явления понятием, остается «душа», хотя и предпринимаются попытки рационалистического объяснения этого понятия. Прежняя вера и легенды теряли свое значение, быстрыми темпами шло развитие более рациональных областей знаний – математической, медицинской, астрономической, географической. Укреплялся критический склад ума, а также стремление к самостоятельному и логическому обоснованию мнений. Появлялись первые философские трактаты, авторы которых берут за основу мира тот или иной вид материи: неопределенное бесконечное вещество «алейрон» (Анаксимандр), воду (Фалес), воздух (Анаксимен), огонь (Гераклит). Идеи Гераклита основывались на неразрывной связи души любого человека с космосом, на процессуальном характере психических состояний в совокупности с допсихическими, на подчиненности всех психических явлений законам материального мира человека. В связи с утратой крупными торгово-промышленными центрами Милет и Эфес политической самостоятельности восток древнегреческого мира перестает быть основой философского творчества. Новая основа – запад. Возникают учения Парменида (в конце VI в. до н. э.), Эмпедокла (в 490–430 гг. дон. э.). В Агригенте, расположенной на острове Сицилия, получает распространение философия Пифагора с острова Самос. Афины в V в. до н. э. являлись центром интенсивнейшей работы философской мысли. Тогда развернулась деятельность так называемых учителей мудрости – софистов. Возникали учреждения, в которых требовалось красноречие, образованность, искусство опровергать, убеждать, т. е. уметь эффективно воздействовать на человека не внешним принуждением, а путем психологического влияния на их интеллект и чувства. Против софистов выступал Сократ, который считал, что в понятиях и ценностях должно быть общее и незыблемое содержание. Крупные успехи того времени в философии и науке связаны с деятельностью Демокрита и Абдера, создавших атомистическую теорию.




Рис.2. Структура души в учении Платона.
Два великих мыслителя, Платон и Аристотель, создали труды, которые на протяжении многих веков оказывали глубокое влияние на философско-психо-логическую мысль . Аристотель (384–322 гг. до н. э.) считал, что в организме человека телесное и духовное образуют нераздельное целое. Душа, по представлениям Аристотеля, является не самостоятельной сущностью, а формой, способом организации живого тела.

история психологии15



Рис.2. Структура души по Платону

В дальнейшем, во времена средневековой схоластики, языческое представление о душе, как субстанции, тесно связанной с материей, сменилось на представление о душе как о бестелесной, нетленной сущности, переживающей бренное тело, служащая для общения со сверхъестественными силами, испытывающая воздаяние за земные поступки. Царившая в средневековых университетах схоластическая философия подчинялась диктату церкви. Однако даже в пределах этой философии возникали, отражая запросы новой социальной практики, передовые идеи.



Таблица. Периодика эпохи возникновения психологических знаний. Европейский мир.

Э п о х а

Картина мира

Ключевые слова: источники, понятия, имена, даты


Доантичный период

Мифологическая картина мира

Греческая мифология: Эрот, Психея, Дух жизни, Воздух, Дыхание. Оппозиция=душа/тело,

Переселение душ .



Античный период

Геоцентрическая картина мира

Алкмеон из Кретона (VI в. до н.э.): Мозг= Орган души. Прямая связь= органы чувств + мозг.

Гиппократ(460-377г.до н.э.): Жидкости=кровь+слизь+ желчь черная+ желчь желтая. Темпераменты= сангвинический+ флегматичный+ холерический+ меланхолический. Мозг= Огран психики.

Сократ (469-399 г. до н.э.): Внутренний мир человека=Справедливость+красота+прекрасное.

Платон (427-347 г. до н.э.): Бессмертная душа/смертное тело. Мир идей. Сверхчувственное бытие. Внутренняя речь

Аристотель(384-320 г. до н.э.):

Душа=функция живого организм. Иерархия уровней развития души: растительный/животный/разумный.



Душа (психе) =Двигатель. Центр психе=сердц. Человек=Знание=мышление+ мудрость.

Каталог: data -> documents
documents -> Акмеология. №3. 2015 (юбилейный выпуск). Колонка главного редактора
documents -> Экологический проект «Юные огородники»
documents -> Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Нижний Тагил
documents -> Дюсш г. Пыть Ях Обучение индивидуальным тактическим действиям в нападении
documents -> «Особенности оборонительных действий в мини-футболе»
documents -> Инновационный образовательный проект


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница