ОПОП 09.03.02 Информационные системы и технологии Особенности разработки образовательных программ в ВИТИ НИЯУ МИФИ обусловлены тем, что вуз ориентирован, в первую очередь, на подготовку кадров для ГК «Росатом». Наиболее значимыми работодателями являются Ростовская атомная станция и завод «Атоммаш». Процессы цифровой трансформации атомной отрасли, а также необходимость импортозамещения программного обеспечения и информационных систем, обеспечивающих цифровизацию бизнес-процессов и управление цифровыми технологическими системами, требуют подготовки специалистов в разработке и проектировании новых отечественных информационных систем.
1. Потребности предприятий ГК «Росатом» (исходя из требований профессиональных стандартов):
Эксплуатация ИС, сопровождение внедренных программ и программных средств; разработка программной, эксплуатационной и организационно-распорядительной документации
Выполнение работ по созданию (модификации) и сопровождению информационных ресурсов
Администрирование, мониторинг и настройка производительности сети, организация доступа к ресурсам сети, администрирование полномочий пользователей сети
Проведение анализа работы информационной сети автоматизированной системы и центра обработки данных на основе системы мониторинга сетевой инфраструктуры
2. Возможности ВИТИ НИЯУ МИФИ по закрытию потребностей предприятий:
Реализация ОПОП «Проектирование и разработка информационных систем» по направлению подготовки 09.03.02 «Информационные системы и технологии»
Возможность реализации сквозной образовательной траектории:
09.02.07 «Информационные системы и программирование» (СПО, техникум ВИТИ НИЯУ МИФИ) – 09.03.02 «Информационные системы и технологии» (ВО, бакалавриат) – 27.04.03 «Системный анализ и управление» (ВО, магистратура)
Постоянная актуализация ОПОП с учетом пожеланий работодателей
Наличие материально-технической базы и квалифицированных педагогических кадров
3. Форматы взаимодействия с предприятиями-партнерами:
Защита актуализированных ОПОП перед представителями работодателей
Привлечение специалистов предприятий-работодателей к преподаванию профильных дисциплин
Формирование тематики курсовых, научно-исследовательских и выпускных квалификационных работ, ориентированных на задачи предприятий
Участие работодателей в качестве членов ГЭК
Заключение договоров на целевое обучение
Проведение всех видов практик в подразделениях предприятий (например, РоАЭС – отдел информационно-коммуникационных технологий, Учебно-тренировочное подразделение, цех тепловой автоматики и измерений; Атоммаш – отдел сопровождения базовых программ)
Встречи руководителей подразделений и кадровых служб предприятий со студентами в рамках карьерного ориентирования
Проведение круглых столов по проблемам подготовки кадров для предприятий
Участие студентов в демонстрационных экзаменах и конкурсах профессионального мастерства по стандартам «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» по компетенциям «Веб-разработка» и «Цифровая трансформация» с привлечением представителей предприятий в качестве экспертов
Участие студентов во Всероссийском инженерном конкурсе выпускных квалификационных работ (ВИК) по темам, предложенным работодателями, с прохождением акселерации проектов на предприятиях под руководством наставников-сотрудников предприятий.
Трудоустройство на старших курсах в целях обеспечения бесшовной адаптации на предприятии с формированием индивидуального учебного плана (например, Атоммаш – программа «Зеленая трава»)
Организация и проведение стажировок на предприятиях отрасли (например, АО «Гринатом»)
Прохождение выпускниками независимой оценки квалификаций в АНО «Волгодонский центр оценки и сертификации квалификаций специалистов атомной отрасли»
Создание и развитие совместно с предприятиями атомной отрасли Атомного технопарка, включающего цифровые лаборатории
Проведение совместных мероприятий для школьников в рамках программы ранней профориентации
Разработка программ ДПО по заказам предприятий и проведение повышения квалификации / переподготовки кадров по формированию и развитию цифровых компетенций
4. Модели взаимодействия с предприятиями-партнерами исходя их потребностей
Модель бесшовной адаптации: оценка потенциала студента в ходе прохождения практик – трудоустройство в процессе обучения – формирование индивидуальной образовательной траектории с включением дисциплин (модулей) под конкретное рабочее место – выбор темы и написание ВКР с учетом решаемых профессиональных задач – защита ВКР – дальнейшее формирование карьерной траектории на предприятии
Марафон Case Lab от АО «Гринатом»: прохождение онлайн-обучения и решение кейсов под руководством экспертов (возможно в формате прохождения учебной и производственной практики) – отбор лучших студентов – прохождение оплачиваемой стажировки в компании – трудоустройство на предприятия ГК «Росатом» по результатам стажировки
Проектное обучение: выявление на ранних курсах предпочтений студента (программирование, веб-разработка, системное администрирование и т.п.) – формирование образовательной траектории студента через систему практикоориентированных проектов (по задачам, предлагаемым предприятием) возрастающей сложности – акселерация проекта на предприятии – защита ВКР – трудоустройство