Возможности виртуального образования и условия их реализации в профессиональной подготовке будущих специалистов



Скачать 497.99 Kb.
страница1/3
Дата25.04.2016
Размер497.99 Kb.
  1   2   3


На правах рукописи
Шуклин Сергей Иванович
ВОЗМОЖНОСТИ ВИРТУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И УСЛОВИЯ

ИХ РЕАЛИЗАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ


13.00.08 – теория и методика профессионального образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Курск 2010


Работа выполнена на кафедре педагогики

Государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Курский государственный университет»




Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

Ходусов Александр Николаевич
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Исаев Илья Федорович
кандидат педагогических наук, доцент

Благирева Ирина Яковлевна

Ведущая организация: ГОУ ВПО Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского

Защита состоится 21 октября 2010 г. в 14.00 на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 212.104.01 в Курском государственном университете по адресу: 305000, г. Курск, ул. Радищева, д. 33.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Курского государственного университета по адресу: 305000, г. Курск, ул. Радищева, д. 33.

Текст автореферата размещен на официальном сайте Курского государственного университета http://kursksu.ru/ 16 сентября 2010 г.


Автореферат разослан 16 сентября 2010 г.
Ученый секретарь

диссертационного совета Н.А. Тарасюк



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Системные изменения, происходящие сегодня в мире, характеризуются трансформацией современного общества, в котором компьютеризация социальных сфер интегрируется как ключевая тенденция. (М.А. Вайнштейн, А.В. Захряпин, Д.И. Иванов, А. Крокер). Возникла новая социальная реальность, которую, по мнению социологов-теоретиков, можно рассматривать как информационное общество (Г.С. Батыгин, Г.А. Краснова, А.Ю. Поведский, И.В. Роберт). В этой связи возникает объективная потребность в переходе к виртуальным способам передачи, освоения, хранения информации в основных сферах человеческой деятельности: фундаментальной науке, образовании, производстве, медицине и т.д.

Субъективная потребность в виртуальных способах передачи, освоения, хранения информации во всех сферах человеческой деятельности, включая образование, определяется необходимостью технической интеграции или дифференциации концептуального и технологического моделирования деятельности человека. При такой постановке проблемы использование виртуальных способов передачи, освоения, хранения информации, например, в профессиональном образовании интенсифицирует формирование ключевых компетенций и компетентностей будущего специалиста, позволяет представить процессы и явления микро- и макромира в обширном диапазоне реального времени и пространства, способствует виртуализации культуры и представляемых в образно-символьной форме идеалов, норм, ценностей.

Вместе с тем современная система профессионального образования демонстрирует усиливающиеся противоречия между использованием педагогических технологий на основе виртуальной реальности и инерцией прежних стереотипов сложившейся образовательной практики. Более того, малоизученными остаются вопросы виртуализации компонент образовательного процесса, связанные с проблемами индивидуально-личностного восприятия, фальсификацией знаниевой компоненты, адекватной передачей идеологических и культурных смыслов и т.д.

Это актуализирует разработку проблемы, обращенной к обоснованию условий реализации возможностей виртуального образования в профессиональной подготовке будущих специалистов.

В настоящее время, проблемы виртуального образования рассмотрены в теоретических и прикладных исследованиях по направлениям общего образования (Н.В. Апатова, Ю.С. Брановский, Ю.М Горвиц, Т.М. Емельянова, Л.С. Зазнобина, Е.В. Зворыгина, Н.Н. Поддьяков, М.И Фокеев, Л.А. Хачатуров, Л.Д. Чайнова) и профессионального образования (П. Джонсон-Ленз, С. Хилтс, А. Гор, А.И. Артюхина, Л.Г. Ахметов, Н.Г. Багдасарьян, А.Н. Богомолов, Я.А. Ваграменко, О.А. Великосельский, М.Е. Вайндорф-Сысоева, К.С. Гамбург, В.В. Грачев, О.М. Горева, В.А. Грицык, А.Л. Денисова, Р.И. Золотарёв, Р.В. Лубков и др.).

В работах, выполненных по различным проблемам образования, отражены отдельные аспекты, важные для реализации возможностей виртуального образования в профессиональной подготовке будущих специалистов: построение виртуальной образовательной среды в условиях дистанционного и традиционного обучения (D. Jeffrey, G. Lemire, M. Kaszap, A. Senteni, A. Taurisson, А.А. Андреев, В.П. Тихомиров, И.В. Холодкова, А.В. Хуторской и др); создание интегрированных образовательных систем на основе сетевых информационных технологий (М.Е. Вайндорф-Сысоева, Е.Ю Журавлева, А.И Экштейн); дифференцированное обучение информатике с использованием возможностей виртуальной реальности (Э.И. Кузнецов, М.П. Лапчик, О.И. Ляш); формирование информационной культуры и компьютерной грамотности (С.А. Бешенков, Ю.С. Брановский, И.М. Бобко, А.Г. Гейн, С.Г. Григорьев, Б.С. Гершунский, Л.Н. Макарова, Е.И. Машбиц, И.В. Шевердин, В.Е. Яценко); использование компьютерных средств и информационных технологий в профессиональной подготовке студентов (Ю.С. Брановский, И.Г. Захарова, Э.И. Кузнецова, А.Л. Денисова, Г.А. Кручинина, Э.И. Кузнецов, И.В. Лапшина, Л.И. Мищенко, Е.В. Лобанова, В.А. Новикова, Т.Н. Носкова, А.В. Юхвид); модернизация образования средством информационных технологий и глобальной сети Интернет (А.Г. Асмолов, Д.Б. Богоявленская, В.В. Лаптев, М.П. Лапчик, Е.И. Машбиц, А.П. Ершов, Я.А. Ваграменко, А.А. Кузнецов, Э.И. Кузнецов, А.Г. Кушниренко, В.М. Монахов).

Психологические аспекты использования компьютеров и компьютерных технологий в моделировании виртуальной реальности рассмотрены в исследованиях Т.В. Габай, В.Я. Ляудис, Е.И. Машбица, И.В. Роберт, А.В. Россохина, Е.Е. Таратуты, О.К. Тихомирова, Н.С. Чураевой, А.В. Юхвида и др.

Представленные исследования существенно обогащают теорию и практику виртуального образования, однако авторы указанных работ сводят применение технологий виртуального образования к использованию электронных учебников и тестовых оболочек, реже мультимедийных материалов, в отдельных случаях – компьютерных виртуальных симуляторов и тренажеров. Вместе с тем до сих пор не изучены возможности виртуального образования и условия их реализации в профессиональной подготовке будущих специалистов.

Необходимость разработки проблемы реализации возможностей виртуального образования в профессиональной подготовке будущих специалистов обусловлена также следующими противоречиями:

– между возможностями виртуального образования в интенсификации профессиональной подготовки будущих специалистов и отсутствием вариативных программ развития виртуального образования в системе высшего образования;

– между растущими потребностями использования в практике профессиональной подготовки будущих специалистов компьютерных технологий виртуального образования и недостаточной научно-методической обоснованностью их переноса в различные образовательные среды;

– между существующим в теории и практике профессиональной подготовки опыта обоснования форм виртуального образования и отсутствием модели технологического обеспечения их функционирования;

– между потребностью субъектов профессиональной подготовки в реализации возможностей виртуального образования и отсутствием концепции формирования виртуального образовательного пространства в условиях новой образовательной парадигмы современного отечественного профессионального образования – компетентностного подхода.

С учетом этих противоречий была выбрана тема исследования «Возможности виртуального образования и условия их реализации в профессиональной подготовке будущих специалистов», проблема которого сформирована следующим образом: какова совокупность условий, обеспечивающих эффективность реализации возможностей виртуального образования в профессиональной подготовке будущих специалистов? Решение данной проблемы составляет цель исследования.



Объект исследования – система профессиональной подготовки будущих специалистов.

Предмет исследования – процесс реализации возможностей виртуального образования в профессиональной подготовке будущих специалистов.

Задачи исследования:

1. Определить возможности виртуального образования в профессиональной подготовке будущих специалистов и обосновать их структурно-содержательную классификацию.

2. Обосновать критерии и показатели эффективности реализации возможностей виртуального образования в профессиональной подготовке будущих специалистов.

3. Разработать концептуальную модель процесса реализации возможностей виртуального образования в профессиональной подготовке будущих специалистов.

4. Выявить и экспериментально проверить технологию и условия эффективности реализации возможностей виртуального образования в профессиональной подготовке будущих специалистов.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что реализация возможностей виртуального образования в профессиональной подготовке будущих специалистов обеспечивается применением технологии виртуальной реальности, где высокореалистичное моделирование многокомпонентного пространства профессиональной деятельности поддерживает динамичное интерактивное взаимодействие со студентом (пользователем), создающее эффект погружения в моделируемое пространство профессиональной деятельности. Этот процесс будет успешным, если реализуется следующая совокупность психолого-педагогических условий.

– формируется мотивационная готовность субъектов профессиональной подготовки к реализации возможностей виртуального образования, как к средству ее интенсификации;

– осуществляется построение стратегии реализации возможностей виртуального образования как моделирования виртуального пространства вуза на основе компетентностного подхода в соотношении диверсификации, вариативности, дифференциации и индивидуализации профессиональной подготовки будущих специалистов;

– в процессе подготовки будущих специалистов применяются модели дискретного (микромодульного) виртуального образовательного пространства учебных дисциплин ФГОС ВПО, организационную основу которых составляет технология виртуальной реальности;

– образовательные модели, методы и приемы профессиональной подготовки будущих специалистов ориентированы на реализацию возможностей виртуального образования;

– обеспечивается рефлексивное управление процессом реализации возможностей виртуального образования в профессиональной подготовке будущих специалистов.



Общую методологическую основу исследования составляют положения о развитии личности как субъекта познания, общения и деятельности; о взаимосвязи теории и практики в процессе человеческого познания и преобразовании действительности; об активности личности, ее самоценности, самоопределении, самореализации; о диалектике общего, особенного и единичного; о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений; о диалектической взаимосвязи закономерностей и условий их проявления; о диалектической взаимосвязи содержания и формы; о признании гуманистической сущности личностно ориентированного профессионального образования.

Концепция исследования опирается:

– на ведущие идеи философии образования (Н.Г. Алексеев, Н.Э. Гусинский, И.Н. Семенов, Ю.И. Турчанинова, В.П. Швырев и др);

– на научные представления о целостности образовательного процесса и его аксиологической, социальной, психологической обусловленности (А.Г. Асмолов, А.В. Брушлинский, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, В.С. Леднев, А.Г. Пашков, Г.Н. Подчалимова, В.А. Сластенин, А.Н. Ходусов и др);

– на теорию деятельности и личности как субъекта деятельности (А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др);

– на положения системного и деятельностного подходов (В.Г.Афанасьев, Б.С. Гершунский, Т.И. Шамова и др);

– на положения компетентностного подхода (В.И. Байденко, В.А. Болотов, С.Г. Воровиников, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторской и др);

– на идеи о педагогическом моделировании образовательных систем и процесса профессиональной подготовки будущих специалистов (А.А. Андреев, В.П. Беспалько, Н.Ф. Маслова, А.И. Субетто и др);

– на идеи концепции системогенеза профессиональной деятельности (В.Т. Асеев, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, Б.Ф. Ломов, А.К. Маркова, Л.И. Митина, В.Д. Шадриков и др);

– на идеи концепции индивидуализации образования (О.В. Евстифеева, С.В. Зайцев, В.Н. Лезинский, И.Д. Фрумин, В.Д. Шадриков и др);

– на научные основы разработки современных образовательных технологий (В.П. Беспалько, М.Ю. Бухаркина, А.А. Вербицкий, М.В. Кларин, Н.А, Морева, П.И. Образцов, И.М. Подушкина, П.И. Третьяков и др);

– на идеи творчества как способа эффективного развития личностного ресурса и творческого потенциала саморазвития и профессиональной самореализации (О.С. Анисимов, В.С. Библер, Д.Б. Богоявленская, И.Ф. Исаев, И.П. Лазаренко, И. Н. Семенов, С.Ю. Степанов и др);

– на положения современной психологии и педагогики о мотивации как ведущем факторе регуляции активности личности, ее поведения и деятельности (Б.Г. Ананьев, В.Г. Асеев, О.С. Гребенюк, В.С. Ильин, А.К. Маркова, А.В. Репринцев, Д.И. Фельдштейн, П.М. Якобсон и др).



Методы исследования. В соответствии с логикой исследования для решения поставленных задач применяется комплекс взаимодополняющих теоретических, эмпирических, статистических методов адекватных предмету исследования, в том числе: теоретический анализ, обобщение, классификация, моделирование, эксперимент, обобщение опыта профессиональной подготовки специалистов, включенное наблюдение, метод математической статистики, анкетирование.

Опытно экспериментальная база исследования

Опытно-экспериментальная работа по апробации технологической модели реализации возможностей виртуального образования в профессиональной подготовке будущих специалистов проводилась на базе Курского филиала Орловского юридического института МВД России. В эксперименте участвовали 144 студента 2-го курса внебюджетного факультета, из них 74 студента – экспериментальная группа.



Этапы исследования

Исследование проводилось в течение четырех лет.



На первом этапе (20072008 гг.) изучалась философская, педагогическая, психологическая, специальная литература по проблеме исследования; осуществлялся выбор объекта и предмета исследования; разрабатывались гипотеза и логика исследования; определялась его база; проводился анализ опыта реализации возможностей виртуального образования в системе профессиональной подготовки будущих специалистов; разрабатывались программы констатирующего и формирующего экспериментов.

На втором этапе (20082009 гг.) разрабатывалась концептуальная модель реализации возможностей виртуального образования в профессиональной подготовке будущих специалистов; проводился констатирующий эксперимент; в процессе формирующего эксперимента осуществлялось внедрение разработанной модели.

На третьем этапе (20092010 гг.) проводилась проверка эффективности технологии и условий реализации возможностей виртуального образования в профессиональной подготовке будущих специалистов; осуществлялся анализ, систематизация и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы; формулировались и уточнялись основные положения и выводы исследования; оформлялась рукопись исследования.

Основные положения, выносимые на защиту

1. Виртуальное образование – система образовательных компонентов, представленная совокупностью интегрированных информационных и педагогических технологий, реализуемых в процессе взаимодействия субъектов с виртуальными образовательными ресурсами, характеризующаяся адекватной представленностью множества диалектически взаимосвязанных сфер деятельности человека (интеллектуальных, эмоционально-образных, культурных, социальных) и их адаптированностью к субъектности студента.

2. Возможности виртуального образования классифицируются по нескольким основаниям:

– по содержанию изменений:

а) системные, организация комплексного междисциплинарного виртуального обучения в объеме основной образовательной программы. б) модульные, организация комплексного междисциплинарного виртуального обучения в рамках модуля учебных дисциплин; в) локальные, организация комплексного междисциплинарного виртуального обучения в рамках содержания учебных дисциплин, для реализации общекультурных и профессиональных компетенций.

– по видам деятельности:

а) психолого-педагогические, обеспечивающие возможность педагогу формализовать способы порождения виртуальных образов и работать с глубокими психическими реальностями в виде образов более высокого порядка, развивающих у будущих специалистов теоретическое, наглядно-образное, интуитивное, творческое виртуальное мышление; б) управленческие, обеспечивающие возможность реализации практико-ориентированного подхода к обучению и переход от системного управления обучением к направленному управлению самообразованием учащихся.

– по объекту изменений:

а) ресурсные, обеспечивающие возможность расширения и углубления формально-логического отражения причинно-следственных связей функционирования объектов в виртуальных моделях с использованием цифровых образовательных ресурсов; б) технологические, имитирующие различные ситуации для формирования профессиональных умений и навыков; в) продуктивные, обеспечивающие возможность развития умений, навыков и компетенций по проектированию предметного мира, созданию абстрактных образов и понятий.

– по субъекту изменений:

а) полисубъектная деятельность, ориентированная на личностную модель взаимодействия, в тех случаях, когда вербальное описание объекта является недостаточным для адекватной передачи информации о нем; б) моносубъектная деятельность, обеспечивающая возможность оптимизации самостоятельной работы учащихся в пределах их интерактивного взаимодействия с распределенными электронными образовательными ресурсами.

3. В качестве критериев эффективности реализации возможностей виртуального образования в профессиональной подготовке будущих специалистов выступают:

– сформированность мотивационной готовности субъектов профессиональной подготовки к реализации возможностей виртуального образования как к средству ее интенсификации;

– организация комплексного междисциплинарного виртуального обучения на основе компетентностного подхода в рамках содержания профессиональных задач, реализуемых модулем и микромодулем учебных дисциплин;

– развитость информационно-технологических умений и навыков для реализации возможностей виртуального образования;

– творческая активность и самостоятельность будущего специалиста в реализации возможностей виртуального образования.

Каждый из предложенных критериев рассматривается в совокупности показателей. На основе выделенных критериев определяются уровни эффективности реализации возможностей виртуального образования в профессиональной подготовке будущих специалистов: адаптивный, репродуктивный, эвристический, творческий, качественное различие которых отражает динамику изменений в профессиональной подготовке будущих специалистов по содержанию, видам деятельности, объекту и субъекту изменений.

4. Концептуальная модель процесса реализации возможностей виртуального образования в процессе подготовки будущих специалистов основывается на системном, субъектно-деятельностном, дифференцированном, индивидуальном, процессуальном, компетентностном подходах и включает в себя: ведущую идею, определяющую направленность процесса – интенсификацию профессиональной подготовки будущих специалистов на уровнях диверсификации, вариативности, дифференциации и индивидуализации; принципы – для выделения закономерностей процесса (открытость виртуального образования, интегративность моделей дискретного (микромодульного) виртуального образовательного пространства, масштабируемость виртуальной реальности, индивидуальность адаптируемости технологий виртуальной реальности, познавательная активность субъектов профессиональной подготовки); средства (специализированные средства аппаратно-программного интерфейса и возможности компьютерной виртуальной реальности (VR-технологии)) и этапы процесса (пропедевтический, адаптивно-ориентировочный, преобразующий); формы, методы, приемы организации процесса (ценностно-ориентационные, организационно-методологические, содержательно-конструктивные); условия эффективности процесса реализации возможностей виртуального образования в профессиональной подготовке будущих специалистов для обеспечения функционирования модели виртуального образовательного пространства вуза на основе компетентностного подхода.

5. Технология реализации возможностей виртуального образования в профессиональной подготовке будущих специалистов соединяет в себе следующую совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных структурных компонентов: классификация возможностей виртуального образования в профессиональной подготовке будущих специалистов; уровни и этапы реализации возможностей виртуального образования в профессиональной подготовке будущих специалистов; модель виртуального образовательного пространства вуза на основе компетентностного подхода к профессиональной подготовке будущих специалистов; модели дискретного (микромодульного) виртуального образовательного пространства учебных дисциплин ФГОС ВПО, организационную основу которых составляет технология виртуальной реальности; система взаимосвязей профессиональной подготовки будущих специалистов. При этом используются несколько видов виртуального образовательного пространства: основной образовательной программы профиля профессиональной подготовки, профессиональной деятельности, профессиональной задачи, профессиональной компетенции и микромодулей учебных дисциплин.

6. Эффективность процесса реализации возможностей виртуального образования в профессиональной подготовке будущих специалистов обеспечивается совокупностью следующих условий: формирование мотивационной готовности субъектов профессиональной подготовки к реализации возможностей виртуального образования как к средству ее интенсификации; построение стратегии реализации возможностей виртуального образования как моделирования виртуального пространства вуза на основе компетентностного подхода в соотношении диверсификации, вариативности, дифференциации и индивидуализации профессиональной подготовки будущих специалистов; применение в процессе подготовки будущих специалистов моделей дискретного (микромодульного) виртуального образовательного пространства учебных дисциплин, ФГОС ВПО, организационную основу которых составляет технология виртуальной реальности; ориентация образовательных моделей, методов, приемов, профессиональной подготовки будущих специалистов на реализацию возможностей виртуального образования; обеспечение рефлексивного управления процесса реализации возможностей виртуального образования в профессиональной подготовке будущих специалистов.



Основные результаты исследования, полученные соискателем и их научная новизна:

– выявлены возможности виртуального образования в профессиональной подготовке будущих специалистов, проведена их классификация по следующим основаниям: по содержанию изменений профессиональной подготовки, по видам деятельности, по объекту и субъекту изменений;

– определены критерии, показатели и уровни эффективности реализации возможностей виртуального образования в профессиональной подготовке будущих специалистов: адаптивный, репродуктивный, эвристический и творческий;

– создана концептуальная модель процесса реализации возможностей виртуального образования в профессиональной подготовке будущих специалистов, которая базируется на системном, субъектно-деятельностном, дифференцированном, индивидуальном, процессуальном, компетентностном подходах и включает в себя: ведущую идею процесса, принципы, организацию процесса, средства реализации возможностей виртуального образования, уровни процесса и его этапы, формы, методы, приемы организации процесса реализации возможностей виртуального образования в профессиональной подготовке будущих специалистов;

– выявлены устойчивые зависимости между уровнями реализации возможностей виртуального образования и динамикой качества профессиональной подготовки будущих специалистов;

– проанализирован опыт и проблемы реализации возможностей виртуального образования в теории и практике общего и профессионального образования;

– разработана технология, обоснованы основные направления, методики реализации возможностей виртуального образования в процессе подготовки будущих специалистов;

– определен комплекс условий эффективности реализации возможностей виртуального образования в профессиональной подготовке будущих специалистов.


  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница