Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»)-1 час



Скачать 32.95 Kb.
Дата23.05.2016
Размер32.95 Kb.
занятие3

Тема: Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»)–1 час

Цель:

Актуализация знаний учащихся о значимости способностей в профессиональном самоопределении.



Задачи:

  • познакомить учащихся с основными понятиями: способность, талант, гениальность;

  • провести сравнительную характеристику общих и специальных способностей;

Оборудование: листы А4 по количеству учащихся, бланки диагностики Л.Йовайши, «Профиль»

Тип урока: комбинированный

Методы обучения:Беседа, лекция, самостоятельная практическая работа, тестирование,

На классной доске:выписаны терминызадаток, способность, талант; гениальность.
Ход урока

I. Организационный момент – 2 минуты

  1. Приветствие.

  2. Отметка явки.

  3. Сообщение темы и целей урока.

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

II. Проверка ранее изученного – 10 минут

Инструктирует учащихся, организует работу.


Выполняют письменную практическую работу «Список правил выбора профессии» (не менее 5).

III. Актуализация знаний. Профориентационная диагностика – 20 минут

Зачитывает инструктаж.

Объясняет технологию обработки результатов диагностирования.

Консультирует по результатам.

Заполняют бланки, обрабатывают результаты.

IV. Изучение нового материала – 10 минут.

Знакомит учащихся с новым материалом, используя форму урока-лекции.

Способности и профессиональная пригодность

Каждый человек от рождения имеет особенности строения тела, органов чувств и мозга. Эти особенности еще называют «задатками», то есть заранее данными от природы качествами. К задаткам относят силу, уравновешенность и подвижность нервных процессов, скорость и точность реакции, врожденные особенности зрения и слуха.

Хорошая память и внимание, могут быть даны человеку от природы, но их можно и развить специальными упражнениями. На основании одних и тех же задатков возникают различные способности.

Способности – это индивидуальные особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности. От уровня способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса приобретения знаний, умений и навыков.

Но, в то же время, способности не сводятся к тем знаниям, навыкам или умениям, которые выработаны у человека. Следует отметить, что способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь те, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности (или нескольких деятельностей). Например, если человек хорошо различает и запоминает запахи, то это – способность, чрезвычайно важная в деятельности парфюмера, повара, химика, фармацевта, дегустатора. Способность прочно удерживать в памяти много цифр, букв, символов и комбинировать, их нужна математику, программисту и др. Особыми способностями должны обладать люди творческих профессий: художники, музыканты, артисты. Физиологическими основами способностей являются задатки. Они даются человеку генетически, с рождения. Задатки выступают как исходный момент, предпосылка формирования и развития способностей.

Способности бывают общие и специальные. Кобщим относят способности, которые есть у всех людей (но развиты у каждого в разной степени), и которые важны для самых разных видов деятельности.

Общие способности обеспечивают более легкое и продуктивное овладение общими знаниями и осуществление различных видов деятельности.

Специальные способности помогают достичь высоких результатов в определенной области: деятельности. В деятельности по любой профессии общие и специальные способности должны сочетаться, обеспечивая ее эффективность и успешность.

Способности, как и другие свойства личности, не только проявляются в деятельности, но и формируются в ней. Систематические занятия и упорные тренировки помогут в формировании недостаточно развитых способностей. Высшими уровнями развития способностей является талант и гениальность.



Талант – выдающиеся способности личности в определенной деятельности.

Гениальность – наивысшая степень творческих проявлений личности.

Для некоторых профессии весьма важными являются физические и психофизиологические качества человека. Например, физические способности необходимы представителям многих профессий. Сотрудник правоохранительных органов, официант, массажист, тренер должны быть сильными, выносливыми и ловкими. Высокий уровень физического развития необходим и тем, кто выбрал профессии, связанные с военной службой, охраной, спортом, пожарными, водолазными и аварийно-спасательными работами.

Высокий уровень общего умственного, или интеллектуального развития является условием успешной работы учителя, врача, юриста, психолога, инженера, экономиста, программиста и т.п. Уровень умственного развития, определяется как природными задатками и наследственностью человека, так и его жизненным опытом, образованием, воспитанием и чертами характера.

Коммуникативные способности для большинства профессий не менее важны, чем другие. Многие профессии связаны с обслуживанием, обучением, воспитанием других людей если не прямо, то косвенно. Успешность юриста, врача, учителя, менеджера во многом зависит от их эмоциональной устойчивости и умения общаться.

С помощью тестов можно оценить уровень развития некоторых общих способностей. Однако существуют способности, наличие или отсутствие которых может определить только специалист. Это – специальные способности (артистические, литературные, математические, лингвистические, музыкальные), определяющие успешность в конкретных видах деятельности.

Каждому человеку свойственны определенные способности. По тому, насколько они соответствуют требованиям, предъявляемым конкретной профессией к человеку, обычно и судят о его профессиональной пригодности.

Требования профессии называют еще профессионально важными качествами.

Работа врача, учителя, продавца требует от человека доброжелательности, отзывчивости, умения контролировать свои эмоции. Для диспетчера или оператора профессионально важными качествами являются хорошее внимание, умение работать с разнородной информацией и оперативно принимать решение. Оперативный работник, сотрудник МЧС, пожарный должны быть эмоционально устойчивыми и хладнокровными, обладать мгновенной реакцией, силой и выносливостью. Недостаток этих качеств может стоить им здоровья или жизни.

Как быть, если у человека нет всех способностей, необходимых для избранной профессии? В этом случае возможны два пути: или изменить выбор, или компенсировать недостающие или слабовыраженные способности полезными привычками и эффективными приемами организации труда. Забывчивость можно компенсировать систематическим ведением различных записей, медлительность – тщательностью выполнения работы, слабость пространственного и образного мышления – использованием макетов и наглядных пособий.

Но есть универсальные качества, например, порядочность и ответственность, которые ничем нельзя компенсировать. Непорядочный или безответственный человек на своем рабочем месте способен создать много проблем, и чем выше его должность, тем он опаснее для окружающих.

Высший уровень профессиональной пригодности называютпризванием. Это не только абсолютное совпадение требований профессии и личностных, физиологических, интеллектуальных особенностей человека, но и ярко выраженный интерес к этому виду деятельности, граничащий с любовью.

Обычный человек использует только 10% своих физических и умственных способностей. Разница между той долей способностей, которую он использует, и той, которая действительно имеется в его распоряжении, – это разница между тем, что он есть, и тем, кем он может быть.

Итак, «Могу» – значит, обладаю ресурсами, необходимыми для того, чтобы стать профессионалом. Это, прежде всего способности и профессионально важные качества.


Конспектируют основные понятия.


Задаток

Способность


Зарисовывают схему:

Талант

Гениальность

V. Подведение итогов 1-го урока – 2 минуты




назовите профессии или специальности, где необходимы коммуникативные, музыкальные способности

Подбирают список профессий (педагог, менеджер, психолог, следователь, адвокат и др.; учитель музыки, танцор, композитор, певец и т.д.)




Каталог: download -> version
version -> Пояснительная записка 4 1 Цели и задачи реализации основной образовательной программы основного общего образования 4
version -> Старший воспитатель
version -> Федерико Феллини Делать фильм
version -> 2011 год решением ООН был объявлен Всемирным годом молодёжи. Это год 65-летия Детского фонда ООН
version -> Обзор основных теорий
version -> Тема введение в клиническую психологию тема основные разделы клинической психологии
version -> Закономерности гуманизации образования Литература: Антология гуманной педагогики
version -> Издание осуществлено при поддержке Министерства иностранных дел Франции и Французского Культурного Центра в Москве Москва Центр психологии и психотерапии 1998 ббк 88. 2
version -> Рабочая программа по русскому языку, 5 класс


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница