Возможности информационных технологий для организации учебного процесса



Скачать 93.02 Kb.
Дата21.04.2016
Размер93.02 Kb.
ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.

автор: Богун Карина Юрьевна

город: Кувшиново, Тверская область

организация: ГБОУ «Кувшиновская

специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа – интернат».

должность: учитель начальных классов.

e-mail: kasimova.1976@inbox.ru

Современную общеобразовательную специальную коррекционную школу сейчас невозможно представить без использования информационных технологий. Достоинства информационных технологий обучения несомненны, а необходимость овладения ими, в современном обществе, очевидна.

Сейчас особенно остро встает вопрос о повышении эффективности адаптации и социализации в социуме детей с ограниченными возможностями здоровья. Развитие умственно отсталых детей имеется ряд специфических особенностей, характеризующих низкий уровень межличностных отношений, недоразвитие речемыслительной деятельности, специфические проявления эмоционально-волевой сферы. В связи с этим использование информационных технологий в специальной (коррекционной) школе VIII вида имеет колоссальное значение. Важнейшей составляющей использования информационных технологий в учебной деятельности является осознание учащимися того, что им становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, игры, управление непосредственно окружающей обстановкой, дает ему веры в свои силы. Использование в образовательном процессе информационных продуктов, вызывают у учащихся устойчивый интерес. Все это способствует повышению учебной мотивации, развивает познавательную активность.

В своей практике обучения детей с интеллектуальным недоразвитием применяю в урочной деятельности мультимедийные презентации, которые большинстве случаев ориентированы на ведущую деятельность ребенка – игру, все задания носят игровой, занимательный характер, не превышающий доступный возрасту уровень сложности.

Занятия с элементами мультимедийных презентаций продумываю как комплекс мероприятий, обеспечивающий постепенное привыкание детей к использованию информационных технологий, которые значительно оживляет работу детей.

Художественно, красочно оформляю презентации. Выбирая из большого разнообразия нужные эффекты, учитываю, что в наглядности для детей с интеллектуальным недоразвитием каждый элемент несет свою смысловую нагрузку.

Мультимедиа-системы позволяют сделать подачу дидактического материала максимально удобной и наглядной, что стимулирует интерес к обучению и позволяет устранить пробелы в знаниях.

Так эффективное использование возможностей ИКТ на уроках математики, в начальных классах коррекционной школы мобилизует зрительное восприятие детей с отклонениями в развитии, развивает наглядно – образное мышление, тренирует память, создает положительную мотивацию. Так, мною были разработаны презентации на ознакомление числового ряда, на сложение и вычитание чисел в пределах первого десятка, знакомство со вторым десятком, подготовлены разделы по мерам длины, мерам времени, мерам массы.

Презентации ориентированы на контингент моих учеников с учетом их психического, физического, эмоционального уровня развития. Презентации обеспечивают методическую и дидактическую поддержку различных этапов урока. Применение презентаций позволяет мне активизировать познавательную деятельность учащихся.

При проектировании мультимедийного урока (как и любого другого) продумываю какие цели, так и задачи, которые он преследует, какую роль этот урок играет в системе уроков по изучаемой теме или всего учебного курса, его тип, структуру, методы, формы учебной деятельности школьников. Провожу анализ содержания учебного материала на возможность использования ИКТ, формы и способы подачи информации на экран. Учитываю предназначение урока.

Ключевым элементом в структуре многих уроков является изучение нового материала. С опорой на него или во взаимосвязи с ним решаются на уроках остальные вопросы: будь то закрепление, контроль и т.д. В процессе обучения математике оно чаще всего связано с решением проблем, возникающих при изучении математических понятий.

Сочетание моего рассказа с демонстрацией презентации позволяет проводить пошаговое, очень подробное введение нового материала, что более доступно для его усвоения детьми с ограниченными возможностями здоровья, а также акцентировать внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала. На этапе изучения нового материала добиваюсь, чтобы ученики не были пассивными созерцателями того, что им предъявляю на экране. Стараюсь так организовать процесс познания, создать такую атмосферу в классе, чтобы ученики не только получали знания, но и добывали их. Работа на уроке становится живым действием, вызывающим у детей неподдельный интерес.

Разработанные презентации для изучения нового материала дают возможность использовать их для дальнейшего закрепления знаний. Это большое подспорье для учеников, пропустивших урок по данной теме.

Безусловно, при изучении нового материала лишь начинают решаться вопросы, связанные с его усвоением, т.е. пониманием, запоминанием, умениями его применять. Для понимания изучаемого большое внимание уделяю актуализации опорных знаний, пошаговому введению нового материала, так как большой объем информации трудно воспринимается детьми. Для лучшего запоминания главного в изучаемом материале использую в презентациях его выделение жирным шрифтом, курсивом, рамкой, цветом. Изучаемый материал школьники должны уметь применять в различных заданиях. Поэтому в презентациях после введения нового материала предлагается серия упражнений с применением игровых моментов.

Как бы ни был разработан урок, многое зависит от того, как учитель подготовится к нему. Он должен не только уверенно владеть компьютером, знать содержание урока, но вести его в хорошем темпе, непринужденно, постоянно вовлекая в познавательный процесс учеников, создавать психологическую атмосферу для успешной работы. Необходимо продумать смену ритма, разнообразить формы учебной деятельности, подумать, как выдержать при необходимости паузу, как обеспечить положительный эмоциональный фон урока.

При проведении урока нужно позаботиться об обратной связи с учащимися.

Работа с такими детьми предполагает организацию активной деятельности самого ребенка. Вызвать такую активность непросто, для этого необходим специальный настрой школьника на восприятие предлагаемой ему информации.

Урок с применением компьютерной презентации, созданный методически грамотно, хорошо помогает справиться с этой задачей.

Использование созданных мною мультимедийных презентаций показало, что у школьников повысилась мотивация учения, что просматривается в результатах диагностики, проводимой в течение учебного года. Улучшилась результативность обучения, повысился интерес к предмету. Поведение уроков с применением мультимедийных презентаций – это мощный стимул в обучении.

Информационные технологии вообще и мультимедийные презентации в частности позволяют: повышать мотивацию учения за счет использования средств, привлекающих внимания и развивающих интерес, оптимально использовать время на уроке, развивать мышление, внимание, память, улучшать результативность обучения.

Они расширяют арсенал средств педагога, помогают «достраивать» те условия обучения, которые необходимы для решения развивающих и коррекционных задач. Преимущества компьютера как инструмента специального обучения школьников

состоят в том, что с его помощью становится возможным:

-мотивировать детей к трудным для них видам деятельности;

- моделировать продуктивные виды групповой и индивидуальной деятельности детей (конструирование, экспериментирование, прогнозирование, классификация и др.);

- вводить дополнительные визуальные динамические опоры для анализа ребенком собственной деятельности в режиме реального и отсроченного времени;

-обеспечивать возможность продуктивной индивидуальной деятельности в условиях группового обучения;

- расширять возможности качественной индивидуализации специального обучения.

Дети учатся упорядоченно анализировать действительность, выделяя не только ее существенные характеристики, но главное — их соотношения и взаимосвязи. Им предстоит осознать, что окружающий мир меняется на протяжении всего календарного года, причем не хаотично, а закономерно, и эта закономерная изменчивость составляет один из главных законов мироустройства.

Педагоги нашей школы оценили преимущества ИКТ на уроках, так как это значительно упрощает преподнесение материала, мотивирует детей на внимательное и продуктивное его восприятие, повышает качество обучения и способствует возрастанию интереса учащихся к предмету. Коррекционная педагогика предполагает планомерную работу по преодолению имеющихся отклонений и предупреждению новых. Работая в этом направлении, специалисты нашей школы при любой случае стараются использовать возможности ИКТ на своих занятиях. Коррекция восприятия, внимания, памяти, процессов анализа и синтеза – неполный список того, чем может помочь компьютер на таких занятиях. Во внеурочное время использование компьютерного класса направлено на воспитание нравственно-этических и моральных качеств детей, их взаимопонимание, взаимовыручку. Воспитательные мероприятия, проводимые в каждой группе учащихся, интересные, захватывающие, побуждают детей к обдуманным положительным поступкам. Использование ресурсов компьютерного класса с целью развлечения позволяет сменить вид деятельности, отдохнуть после уроков и закрепить знания, умения и навыки, приобретенные во время занятий.

Необходимо отметить, что профессиональная подготовка педагогов нашей школы позволяет использовать ресурсы компьютера на уроках, однако, с получением возможности свободного доступа в Интернет производительность повысилась. В перспективе для использования ИКТ в работе учителей: организация и проведение практических занятий по расширению возможностей использования данных технологий. Конечно, как и во всех школах у нас существуют проблемы с ИКТ, нет достаточно возможностей для постоянного и планомерного пополнения информационной базы, отсутствие специальных программ создает ряд проблем. Однако мы надеемся, что в ближайшем будущем будет осуществлена мечта о приобретении пакета программ для обучения детей с особыми образовательными нуждами, а также найдутся специалисты, которые заинтересуются проблемой информационного развития детей, нуждающихся в их помощи.

Литература:

1. Сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции. Инновационные технологии в образовании и профессиональной деятельности.

СГА. Москва 2010.

2. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (XIV) «Современный учитель сельской школы России» на базе ГОУ ВПО «АГПИ им. А.П. Гайдара». Арзамас 2010.

3.Компьютерные технологии в коррекционной педагогике. С. П. Вавилов, Л. В. Горчаков.

4. Развивающие компьютерные игры. Их использование в коррекционном обучении детей с задержкой психического развития Е.. Петрова




Аннотация: Применение информационных технологий в учебном процессе. Роль мультимедийных презентаций для детей с ОВЗ. Использование информационных технологий в учебной деятельности с учетом психических и физических возможностей детей. Структурирование урока. Значимость ИТ для детей с задержкой психического развития.

Ключевые слова: интеллектуальное недоразвитие, мультимедийная презентация, дети с ОВЗ, коррекционная направленность, структурирование урока.
Каталог: files -> file
file -> Минобразования РФ от 27. 06. 2003 n 28-51-513/16
file -> Программа по магистратуре направление 050400 «Психолого-педагогическое образование»
file -> Программа по магистратуре направление 050400 «Психолого-педагогическое образование»
file -> Дискурсивно-стилистическая эволюция медиаконцепта: жизненный цикл и миромоделирующий потенциал
file -> Обзор диссертаций, выполненных в лаборатории педагогических исследований при кафедре педагогики
file -> Методические рекомендации по организации работы со студенческой группой. Предназначено для кураторов академических групп, специалистов, организующих воспитательную работу в вузах
file -> Мотивация материалы рекомендаций для педагогов Мотивация учебной деятельности
file -> Семья в психологической консультации


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница