Вот и Луку имя- "жизнь" Хотя дело его -смерть



страница1/9
Дата25.04.2016
Размер1.67 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Вступление

Вот и Луку имя- "жизнь"

Хотя дело его -смерть
Бессмертные смертны

смертные бессмертны,

друг друга смертию живут,

друг друга жизнью умирают.

ибо для душ смерть - водою стать

а для воды смерть - землею стать,

а из земли вода рождается,

а из воды рождается душа.


Стезя кверху книзу

та же есть стезя.

Совпадают конец и начало

у ободца колеса.

Одно и то же для Единого

живое и мертвое,

бодрое и спящее,

юное и старое.

Ибо то, перевернувшись,

это есть,

а это, снова перевернувшись, -

первое.
Гераклит. О природе.


20. [Начикетас сказал:] "Сомнение [возникает] после смерти человека - одни

[говорят:] он есть, - другие: Его нет. - Да узнаю я это, обученный тобой. - Вот

третий дар из даров".

21. [Яма сказал:] "Даже боги до сих пор сомневаются здесь, ибо не легко

распознать это тонкое рассуждение.

Выбери себе другой дар, Начикетас, не обременяй меня, осво-боди мения от

этого."


22. [Начикетас сказал:] "Даже боги - и то сомневаются здесь, и ты [бог]

смерти, сказал, что [это] не легко распознать.

Не найти другого наставника в этом, равного тебе. Нет никакого другого дара,

равного этому".

23. [Яма сказал:] "Выбери себе в дар сыновей и внуков, что проживут сотню лет;

множество скота, слонов, золото, коней ;

Выбери себе [во владение] обширные угодья на земле и живи сам [столько]

осеней, сколько хочешь.

24. Если ты считаешь это равным даром, выбирай себе богатство и долгую жизнь;

Процветай, Начикетас, на великой земле, я сделаю тебя обладателем [всего]

желанного.

25. Какие ни бывают труднодостижимые желания в мире смертных - проси себе

вволю все, что желаешь.

Вот красавицы на колесницах, сопровождаемые музыкой, - такие недоступны

людям.

Пусть, подаренные мною они служат тебе, Начикетас, - не спрашивай только о



смерти".

26.[Начикетас сказал:] "Преходящи [эти удовольствия] у смертного, о Антака,

они иссушают силу всех чувств,

Да и жизнь-то вся коротка. Пусть же остаются у тебя повозки, танцы, пения.

27. Не должен человек радоваться богатству: разве сможем мы владеть богатством,

если увидим тебя?

Будем ли мы жить, пока ты правишь! Лишь этот дар следует мне избрать.

28. Кто из подверженных уничтожению и смерти внизу на Земле, приблизившить к

неуничтожимости и бессмертию

Узнав и поразмыслив об удовольствиях, [рожденных] внешней оболочкой и

страстью, - [кто из них] станет радоваться слишком долгой жизни?

29. Скажи нам, смерть, о том, в чем сомневаются, что [заключено] в великом

переходе, -

Это дар, проникший в скрытое, и не иной выбирает Начикетас".

(Катха Упанишад)

Упанишады. Перевод с санскрита, предисловие и комментарии А.Я. Сыркина.

Москва, Наука, 1967. с 99-100 (Серия "Памятники письменности Востока, XVI)

Глава 1
Жизнь между рождением и смертью

Человек рождается и человек умирает. Между этими двумя точками проходит линия

его развития, называемая жизнью.

___________________________________________ рождение жизнь смерть

Человек, однако, начинается раньше своего рождения. В момент рождения его

физическая структура, от которой зависит то, чем он будет в дальнейшем, уже

сформирована. Уже определены ее сильные и слабые стороны, ее врожденные

склонности и возможности. В действительности жизненный путь каждого человека

начинается гораздо раньше - при зачатии:

_________________________________________________________

зачатие внутриутробное развитие рождение жизнь смерть

Каким образом мы можем измерить линию человеческого существования? Если взять

год за единицу измерения, то период внутриутробного развития составит лишь одну

сотую часть от общей длины. Но год - это единица планетарного масштаба,

возникшая в результате вращения Земли, и она не имеет отношения к внутреннему

времени человека. Для того, чтобы оценить процесс органического развития

человека, мы должны найти совершенно иной масштаб. Ключ к пониманию этого

масштаба заключен в том факте, что в момент зачатия мы представляем собой одну-

единственную клетку, и само зачатие происходит по законам клеточного мира, в

масштабе его времени; а завершаем мы свой жизненный путь, будучи людьми, неся с

собой память о 80 годах прожитой жизни, существуя по законам человеческого мира,

в его временном масштабе.

Это означает, что в течение своей жизни мы совершаем постепенный переход от

времени клеточного к времени человеческому. Человек живет по скользящей или

логарифмической временной шкале: его внутренние процессы, протекающие с огромной

скоростью в момент зачатия, постепенно все более и более замедляются, словно

механизм часов, которые вот-вот должны остановиться; наконец, в момент смерти,

все процессы полностью прекращаются. Таким образом, если мы будем рассматривать

период внутриутробного развития в масштабе работы, совершенной человеческим

организмом, то он составит не одну сотую, а одну третью часть нашего жизненного

пути.


С другой точки зрения, этот период можно считать временным промежутком, в

течение которого происходит формирование одной трети того, что составляет

природу человека, самой важной части его психофизиологического организма. Она

состоит из физической машины или физического тела. Тело родившегося человека

может быть здоровым или больным, та или иная его функция может развиваться или

оставаться спящей. Но оно никогда не станет другим. Из круглоголового младенца

никогда не вырастет человек с головой удлиненной формы, точно так же, как если в

детстве у вас были карие глаза, они вряд ли когда-нибудь станут голубыми. Как

общий физический облик человека, так и связанный с ним тип его реакций полностью

определены уже в момент рождения.

Формирование второй части человеческой природы, его личности, происходит в

течение второго периода жизни, называемого детством. В это время физическое

тело, возникшее еще до рождения, устанавливает отношения с окружающим миром.

Постепенно одни вещи начинают восприниматься человеком как естественные и

знакомые, другие - как незнакомые, запретные. Именно это и заставляет нас

считать человека нормальным. Оставаясь в заданных рамках, человек, вместе с тем,

в соответствии со своими внутренними физическими тенденциями, на свой вкус

выбирает себе друзей, любимые места, способы проводить свободное время,

предпочитает то или иное время года. К моменту, когда детство заканчивается, у

человека появляется способность понятийного мышления и, как развитое

цивилизацией следствие, умение читать. Благодаря книгам, человек попадает в

бессчетное количество воображаемых миров, среди которых он сам выбирает, или за

него выбирают, один или два: они отныне и всегда будут оказывать влияние на

содержание его ума.

Ко времени окончания детства личность, как будто служащая посредником между

обнаженным физическим организмом и миром, в котором он существует, уже

сформирована. Окружающий мир бесконечно разнообразен, но сложившаяся в детстве

личность, словно специальный фильтр, служит тому, чтобы взрослый человек видел

действительность лишь в определенном цвете; все вещи и явления, окрашенные в

этот цвет, приобретают в его глазах особую ценность, в то время как все

остальное становится малозначимым или вовсе не замечается. Личность представляет

собой четко очерченную и весьма стойкую часть человеческого существа, которая,

после того, как человек выходит из юношеского возраста, уже никак больше не

изменяется и сохраняется в первоначальном виде до самой смерти. Этот механизм

известен многим религиям и идеологиям, которые настаивают на том, чтобы ребенок,

пока он не достигнет возраста 7-10 лет, находился под жестким контролем: именно

этот период наиболее удобен для внушения ему определенных доктрин.
внутриутробное развитие детство зрелость

_________________________________________________


формирование физического формирова-

тела ние личности


Далее, от семи лет и до окончания срока своего пребывания на Земле двойственный

организм, состоящий из тела и личности, вырабатывает всевозможные реакции на те

обстоятельства, в которых он оказывается. Как правило, этот период, называемый

зрелостью, бывает механическим результатом столкновения того, что уже

сформировано, с новыми проблемами, местами, людьми; ничего нового в это время не

создается.

Чтобы пояснить значение этих трех периодов в жизни человека, можно использовать

жизнь скульптуры в качестве аналогии. В первый период ее существования статую

вырезают из дерева или высекают из камня; во второй период ее красят, всячески

украшают, вставляют в нее драгоценные камни; в третий - будучи уже законченным

произведением, она переходит из рук в руки, владелец может сдувать с нее пылинки

или, наоборот, забыть о ней, или даже выбросить на помойку; сегодня ее вымыли,

завтра оставили грязной, из нее вынули все драгоценные камни или украсили на

новый лад. Тем не менее, до тех пор пока чей-то каприз, случайность или время не

приведут к ее окончательному уничтожению, она будет оставаться все той же

созданной в мастерской скульптурой.

То же самое происходит и с обычным человеком. Но существуют факты,

свидетельствующие о том, что третий период потенциально может стать периодом

развития еще одной, при обычных условиях никак не проявляющей себя части

человеческого существа. Ее можно назвать душой. Позднее мы поймем, почему душа

обычного человека спит и почему ее пробуждение можно считать самой трудной

задачей из всех, которые когда-либо человек перед собой ставил, и которую,

пожалуй, можно сравнить лишь с оживлением скульптуры.

внутриутробное развитие детство зрелость

___________________________________________

формирование физичес- формирова- (формирование

кого тела ние личности души?)
Каким образом следует понимать масштаб линии жизни? Ведь в нем внутриутробное

развитие, детство и зрелость практически равны по своему содержанию. Что

означает замедление жизненных процессов? Каковы взаимоотношения между показанным

на этой схеме органическим временем и временем, измеряющим человеческий возраст,

единицами которого являются месяцы и годы?

Представьте себе предмет, который, получив некий импульс, вращается в течение 75

секунд. В момент запуска он совершает за одну секунду несколько десятков

оборотов; в последнюю же секунду, перед тем как окончательно остановиться, он

может сделать всего лишь один оборот. Секунды представляют собой обычный,

измеряемый в годах, человеческий масштаб времени; количество же оборотов

показывает совершенную работу, так как именно каждый оборот, а не каждая

секунда, демонстрирует количество затраченной энергии. Если рассуждать таким

образом, то окажется, что в первую секунду было проделано работы в десятки раз

больше, чем в последнюю. Это справедливо и в отношении человеческих лет.

Давайте определим среднюю продолжительность каждого из трех периодов

человеческой жизни. Внутриутробное развитие длится 280 дней или 10 лунных

месяцев; детство - 7 лет или 100 лунных месяцев; длина нормальной человеческой

жизни, т.е. 70-80 лет, эквивалентна 1000 лунным месяцам.


внутриутробное развитие детство зрелость

_______________________________________________


28 дней 280 дней 7 лет + 1000 лунных

280 дней месяцев

(76 лет +

280 дней)


Такая шкала, где на одинаковых отрезках умещается 1, 10, 100, и 1000 единиц

называется логарифмической. Используя ее, мы можем, основываясь на равном

количестве совершенной органической работы, получить более тонкое деление:

__________________________________________________

1 2 4 1/2 10 20 45 100 200 450 1000

10м 23/4л 7л 15л 35л 76л


Таким образом, человеческое существование делится на 9 частей, каждая из которых

по своей протяженности незначительно превышает весь предшествующий ей период

времени.

Далее, каждая часть отмечена появлением и развитием одной из функций

человеческого организма. Все эти функции потенциально или активно присутствуют в

человеке на протяжении всей его жизни. Но на каждом ее этапе в организме

преобладает одна из них, она управляет его работой и придает соответствующему

возрасту определенную окраску.

Через два месяца после зачатия эмбрион всего лишь представляет собой

переваривающий организм, машину для преобразования получаемого им от матери с

потоком крови питания для клеточных тканей определенного вида. Из всех функций,

в дальнейшем присущих взрослому человеку - пищеварение, движение, дыхание, обмен

веществ, мышление, эмоции и половая функция - только первая реализуется на этой

стадии развития. Таким образом, в точке 1 нашей логарифмической шкалы

преобладает функция пищеварения.

В четыре с половиной месяца у плода начинает развиваться новая функция. Она

связана с дыханием и движением, которые в действительности являются двумя

аспектами одного и того же: частота дыхание и темп движение взаимозависимы,

подобно тому, как зависят друг от друга тяга локомотива и потенциальная скорость

поезда. В этот момент плод приобретает способность двигаться самостоятельно или,

как говорят, начинается его шевеление; с этого времени его развивающаяся

дыхательная система готовится к мигу рождения, когда ей предстоит начать

функционировать. Следовательно, можно сказать, что в точке 2 возникает функция

движения, а в точке 3 - функция дыхания.

В первой год жизни обмен веществ, связанный с ростом тканей и увеличением их

объема, происходит наиболее интенсивно. За этот год ребенок набирает веса

больше, чем за любой другой год своей жизни. Все силы организма идут на

метаболизм физического роста, который, за неимением лучшего определения, мы

можем назвать функцией, характерной для точки.

В точке 5, в возрасте от двух с половиной до трех лет, быстрый рост мозга

приводит к возникновению мыслительной функции: ребенок обучается речи, постигает

абстрактные понятия; используя мышление, он группирует различные впечатления,

приобретает способность рассуждать логически, и благодаря этому в конечном итоге

формируется его личность. Как правило, завершение этого процесса происходит в

точке 6.

Точка 7 или 15 летний возраст отмечены половым созреванием, когда начинают

функционировать надпочечники и половые железы, совместная работа которых

возбуждает организм, вызывая в нем страстные эмоции и их проекцию. Такую

проекцию следует отличать от истинного секса: последний по своей природе

является созидательным, в то время как первая в большей степени ассоциируется с

насилием, агрессивностью и страстными устремлениями. Они особым образом

окрашивают раннюю юность и присутствуют даже во взрослой жизни многих людей в

качестве самых высоких их проявлений.

Истинный секс, понимаемый как высшая созидательная функция, развитие которой

приводит к гармонизации всех остальных функций, будь то рождение детей,

повторяющих своих родителей, создание произведений искусства или нахождение

своей собственной жизненной роли, реализуется только при появлении высших

эмоций, то есть в точке 8, которая соответствует пику человеческой жизни. Но

возможность целостного проявления этой функции зависит от того, обладает ли

человек необычными силами и способностями. Потенциально они присущи каждому, но

полностью развиться могут лишь как результат специальной работы и особых знаний.

Ключ к приобретению этих сил спрятан в возможности человека осознавать себя и

свое место в окружающем мире. Именно это может привести при очень удачном

стечении обстоятельств к развитию души или принципу перманентной сознательности.

В обычной жизни человек не обладает ни постоянством, ни сознательностью. В нем

одна за другой говорят различные его функции, у каждой из которых свой голос;

все они отстаивают свои собственные интересы, и им нет дела до интересов других.

Но они, вместе с тем, используют один язык и одно и то же имя человека, которому

принадлежат.

"Мне надо почитать газету",- говорит интеллект. "Пойду проедусь верхом",-

возражает двигательная функция. "Я хочу есть", - заявляет пищеварение. "Мне

холодно",- утверждает обмен веществ. "Я обязательно сделаю то, что хочу", -

кричат эмоции, готовые поддержать любое наше стремление.

Таковы наши многочисленные "я", и именно в них разгадка всех тех противоречий,

которые порой приводят нас в полное замешательство, мешают осуществиться нашим

самым лучшим намерениям, заставляют выплачивать долги, опрометчиво сделанные тем

или иным "я". Любая функция, относящаяся к человеческой сущности, так же, как и

любая фантазия личности, может давать обещания, принимать на себя обязательства,

а ответственность за их выполнение вынужден нести человек как единое целое.

Таким образом, для развития души или объединяющего принципа в первую очередь

необходимо путем самонаблюдения и осознанности научить каждую функцию

ограничиваться своей собственной ролью и, подчинив их единой цели, устранить

существующие между ними противоречия.

Если мы вернемся к тем функциям, которые одна за другой входят в человеческую

жизнь, мы увидим, что хотя, с одной точки зрения, жизнь наша и движется по

нисходящей линии, и мы стареем, с другой точки зрения, тем не менее, человек

постепенно приобретает новые, использующие более тонкую энергию, силы.

Точка Возраст Новая функция Система

1 2 месяца с Пищеварение Пищеварительная

момента


зачатия

2 4,5 месяца с Двигательная Мышечная

момента

зачатия


3 Рождение Дыхательная Дыхательная

(завершение формирования физичес-

кого тела)

4 10,5 Метаболизм Соединительные

месяцев роста ткани

5 2,3/4 Интеллект Головной, спин-

года ной мозг

6 7 Завершение

лет формирования

личности


7 15

лет Эмоции Симпатическая

нервная

система


8 35 Секс: Репродуктивная

лет созидательные и вагус

эмоции
Каждой из этих функций соответствует определенный уровень энергии, и эти

энергии, отличные друг от друга, имеют в организме свои собственные системы.

Точно также своей собственной системой труб и проводов переносятся различные

виды энергии или материи, циркулирующие в нашем доме: горячая и холодная вода,

газ, свет, электрический ток. Но, хотя эти системы и существуют в человеческом

организме с самого рождения, работающая в них энергия или материя высвобождается

природой лишь в определенном возрасте , подобно тому как мы можем

последовательно включать в доме газ и электричество.

Для всех вышеупомянутых функций характерно то, что они выполняют свою работу в

физическом теле, через его органы и ткани, имеющие клеточную структуру. Это ни у

кого не вызывает сомнений. И хотя высшие эмоции и порождают феномены, которые на

первый взгляд имеют сверхфизическую природу, мы все же знаем, что они передаются

такими вполне материальными и доступными изучению органами, как мозг и нервная

система. Мы даже не можем допустить мысли о том, что высшие эмоции могут

возникнуть в отсутствие физического организма.

Тем не менее, у нас есть все основания полагать, что импульсы высших энергий,

последовательно возникающие на определенных стадиях человеческой жизни, не

прекращаются в точке 8, когда человек достигает пика своего развития. В точке 9

логарифмической шкалы, которая соответствует возрасту 75-76 лет, природа

привносит в человеческое существование более высокую, более глубоко проникающую

энергию.

Но энергия эта в значительной степени отличается от всех предыдущих. Она слишком

интенсивна для того, чтобы оставаться в пределах человеческого организма,

имеющего клеточную структуру, так же как слишком интенсивная энергия молнии не

может оставаться в стволе дерева: при попадании молнии дерево немедленно

разрушается. Природа этой космической энергии такова, что под ее воздействием

клеточный организм человека уже не способен работать так, как прежде, и он

прекращает свое существование. Мы называем это явление смертью.

Негативная работа этой энергии состоит в том, что она разрушает физическое или

органическое тело человека. Но какую же позитивную работу она выполняет? Можно

сказать, что она связывает смерть и зачатие. Это означает, что по своей природе

эта энергия способна работать вне пределов нашего времени. Она возвращает то,

что осталось от человека, его суть , к тому моменту, когда хромосомы

оплодотворенной яйцеклетки своим парным танцем определят все впоследствии

присущие индивиду качества.

Каким образом это может произойти? Наше представление о времени определяется

физиологическим развитием организма, точно так же, как ощущение тепла связано

для нас с температурой крови. Тело - это наши часы и наш градусник. Тот шок,

который разрушает его, одновременно освобождает нас и от температуры, и от

времени.


В момент смерти мы вступаем в безвременье и в вечность. В состоянии, где нет

времени, в вечности, все точки, лежащие во времени, одинаково доступны. Или,

вернее, они связаны между собой не временем, а интенсивностью энергии,

наполняющей их.

Две точки человеческой жизни наполнены самой мощной из всех известных нам

энергий, энергией божественной. Только Бог дарует нам жизнь, Бог и отнимает ее.

Смерть и зачатие связаны божественной силой присутствующей в эти моменты

энергии, и связь эта лежит за границами времени. Два магнита и Северный полюс

соединены вне времени своим общим магнетизмом; аналогичным образом смерть,

зачатие и Бог соединены вне времени присущей им энергией.

Энергия смерти превращает все, что было свойственно человеку, результат многих

дней его жизни, в невидимую квинтэссенцию, подобно тому как десятки тысяч цветов

становятся одной единственной каплей духов, вобравших в себя весь цветочный

аромат. И также как духи способны просочиться сквозь дверную щель, что

невозможно для цветов в их первоначальной физической форме, может высвобожденная

смертью сущность человека передвигаться сквозь время, что абсолютно непостижимо

с точки зрения его физического тела.

Агония смерти сходна с экстазом зачатия; и то, чем является человек в момент

смерти, должно неизбежно влиять на то, чему впоследствии суждено развиться из

рисунка, возникшего во время зачатия. Следовательно, теперь наша схема выглядит

так, как показано ниже.

Что можно сказать, глядя на эту схему, о нашем обычном восприятии жизни? Как

  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница